каргопольская глиняная игрушка форма культуры

Каргопольская игрушка

Русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области

Возникновение

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок.

Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

каргопольская глиняная игрушка форма культуры Заюшка с морковкой

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные зомби, ножи, фигурки чудовищ и ужастиков стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

каргопольская глиняная игрушка форма культуры Каргопольская игрушка (мужичок)

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

История

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Сины и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930—1940 годах.

В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб.

каргопольская глиняная игрушка форма культуры Каргопольская игрушка, 1989

В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Особенности производства

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.

Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.

Каргопольские игрушечники

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом.

Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.

Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры».

В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Источник

каргопольская глиняная игрушка форма культуры

Познавательный час «Народные промыслы Архангельской области»

Колданова Анастасия Сергеевна, 3а класс,

МБОУ «СШ №1 г. Вельска»

Рохина Нина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №1 г.Вельска»

История создания глиняной игрушки……………………… 4

Каргопольские мастера……………………………………. 5

Символы глиняной игрушки………………………………. 6

Современная каргопольская игрушка……………………… 6

4. Библиографический список. 9

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и художественного творчества.

Глиняные игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков (конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи.

Народная игрушка понятна для всех, она связывает нас невидимой нитью, с наследием мировой культуры. В настоящее время я особенно понимаю, что увидеть красоту окружающего мира можно через народные традиции, обычаи и промыслы.

Сегодня я хочу рассказать вам о каргопольской глиняной игрушке.

Цель моей работы – выявить особенности возникновения и развития традиций каргопольской глиняной игрушки.

1. Познакомиться с историей и происхождением игрушечных промыслов.

2. Изучить технологию изготовления изделий и способы лепки глиняной игрушки.

3.Приобщиться к искусству народного промысла.

Планируемый результат: проявление интереса к изучению народного искусства, понимание сложности и красоты в создании формы глиняной игрушки и их росписи.

Я изучила различную литературу по искусству и народному творчеству, просмотрела образцы игрушек, репродукций и иллюстраций.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски –

В вас и радуга, и солнце,

Яркий цветик на оконце,

В вас лазуревы глаза,

Пляшут бабы с мужиками,

И гармонь поёт басами.

Тройка мчится, снег скрипит,

В небесах луна блестит.

2.1. История создания глиняной игрушки

Каргополь – древний город в Архангельской области (Приложение1рис.1). Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И в окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое–то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

Готовые изделия дня два сохли на воронце – полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах.

Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем – одиночные фигурки, иногда два – три персонажа, связанных единым сюжетом и каким – то несложным действием.

Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки – утушки (Приложение 2 рис.1). Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог.[1]

2.2 Каргопольские мастера

В XX веке промысел почти угас. Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринёво Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949) (Приложение 3 рис.1). Во многом благодаря усилиям этого потомственного гончара в 30 – е годы прошлого столетия промысел возродился. Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны, как «классические» каргопольские игрушки.

Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910 – 1980) (Приложение 3 рис.3). Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции.[4]

2.3 Символы глиняной игрушки

Каргопольской игрушке, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы предельно упрощены. Иногда степень обобщения доведена до предела: сани сливаются в одно целое так, что получаются сани с головой коня. Игрушки прекрасны еще до того, как мастер берет в руки краски. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет в выразительности каргопольских глиняных статуэток.

Фигурки животных (Приложение 2 рис.2) – коня, коровы, оленя – близки между собой по лепке и по росписи. Коня отличают широко расставленные столбики ног, крутой изгиб сильной шеи, маленькая голова со стоящими ушками и очень простая роспись. Фигурка обычно целиком забеливается известкой, кроме головы, которуюзакрашиваютсиним или розовым колером. У лошади «в упряжке» наводится уздечка и сбруя, как у коровы и оленя большие буро-красные круги и кресты. Грива пишется росчерком красных и черных линий, хвост – одними черными.[4]

Крестьянки(Приложение 4 рис.1), которых изображают каргопольские мастера, обычно очень деятельны: они несут корзину или блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки, стирают бельё.

Мужские фигуры (Приложение 4 рис.2) тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы – бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки – «кадриль» в одну или две пары и стоящий в стороне гармонист.[1]

Во всех фигурках, как правило, очень мало деталей, мастер главное. Так руки у женских фигурок полукруглые, они прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Часто руки бывают положены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу (Приложение 4 рис.3).

Характерным для каргопольских игрушек есть очеловечивание животных. Медведи и барашки работают в кузнице, животные играют на гармони и т.д. (Приложение 5 рис.1).[4]

2.4 Современная каргопольская игрушка

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни».
Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.
Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.
В 1993 году в Каргополе был образован Центр народных ремесел «Берегиня» (Приложение 6 рис.1). Сейчас он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек. Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.
В 2003 году в с. Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс «Живая традиция» совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. Работы старых мастеров представлены на музейной выставке «Глиняная сказка».

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев (Приложение 3 рис.4)- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный «Музей семьи Шевелевых». В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров.[3]

Так же хочется отметить мастера Наталью Михайловну Поташеву (Приложение 3 рис.5), уроженку нашего родного города Вельска. Несколько раз Наталья Михайловна бывала на учебных конференциях и семинарах в городе Каргополе, где мастер – классы по работе с глиной и гончарным кругом проводили мастера- гончары знаменитой династии Шевелёвых: Валентин Дмитриевич и Владимир Дмитриевич.

Простота произведений народных мастеров — кажущаяся. За этой простотой — опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания.

Изучив историю и технологию создания каргопольской игрушки можно сделать вывод:

Возникновению и развитию каргопольской игрушки способствовало в первую очередь легкодоступное сырье – глина нужной пластичности и песок для добавок.

Форма игрушек всегда пластична, мастера оригинально подходили к созданию ее образа.

Со временем глиняные игрушки утратили свое обрядовое значение, постепенно превратившись в детскую забаву, а в наше время игрушки используют, как декоративное украшение современного интерьера.

Необходимо сохранить глиняную игрушку, чтобы видеть красоту окружающего мира в народных традициях, обычаях и промыслах.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Каргопольская глтняная игрушка

Каргопольская гляняная игрушка

каргопольская глиняная игрушка форма культуры

В конце 19 века широкое распространение получила поливная керамика. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой «мучкой». Во время обжига окись свинца плавилась и посуда покрывалась красивой зеленоватой глазурью.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В каталогах предметов, поступивших в Олонецкий музей с 1871 по 1884 г.г., упомянуты детские глиняные игрушки из деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны и олень. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

После революции 1917г. с изменением социальных и хозяйственно-бытовых условий жизни спрос на гончарные изделия заметно упал и промысел постепенно угасал. В 30-е годы 20 века изготовлением посуды и игрушек занимались лишь немногие мастера.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры» (г.Архангельск).

Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки.

Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность.

Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист.

Появление игрушки в языческие дохристианские времена дает основание видеть в ней отголоски древних представлений и практически ныне не сохранившейся рунической культуры, существовашей еще за 6-7 тысяч лет до Кирилла и Мефодия.

В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

Образы традиционной Каргопольской игрушки наполнены скрытым смыслом:

каргопольская глиняная игрушка форма культурыОбраз женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она «засыпала» на зиму и «присыпалась» от горячих лучей солнца.

Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Роспись по подолу глиняных «баб» словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

каргопольская глиняная игрушка форма культурыПолкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря-Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни.

В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

каргопольская глиняная игрушка форма культурыВ современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы «всё было как в жизни».

Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.

Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

В 1993 году в Каргополе был образован Центр народных ремесел «Берегиня».Сейчас он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный «Музей семьи Шевелевых». В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров.

Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее.

Источник

Каргопольская глиняная игрушка

Детская игрушка появилась тысячи лет назад и уже тогда была для ребенка частицей познаваемого им мира в виде лошадки, куклы-дитя, зверя из сказки, красивой птички, доброго пса, охраняющего дом, и самого домика.

В районах, где производство игрушек давно стало привычным промыслом, вырабатываются особые, совершенные их формы, расширяется тематика, и эти изделия становятся уже не только детской забавой, но и предметом любования взрослых. Интерьер дома начинают украшать игрушками, которые в этом случае объединяют все поколения семьи, как бы связывая их временной нитью.

Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), уже достигла такого уровня, когда в нее «играют» и дети, и отцы, и деды. Она получила свое название по месту рождения в деревнях близ старинного города Каргополь Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния). Крестьянские наделы не везде были одинаковыми. В одних селениях, как оказалось, они — илистые и благоприятные для хлебопашества, в других — суглинок и подзол. Такие наделы и достались крестьянам деревни Гринево и других, что тянулись от города за Пудожский тракт. Именно отсюда вышла основная часть каргопольских игрушечников, известных в наши дни. Очевидно, что игрушки для своей детворы делал прежде чуть ли не каждый гончар. Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю и растили на ней свой трудный хлеб. Лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время — с сентября-октября до весны — садились за гончарный круг.

Труд «черепенников», как их называли, был тяжелым и однообразным. А вот когда они брались за «мелочной товар», то есть «стряпали» из остатков глины игрушки, то отдыхали душой. В промысле работали и мужчины, и женщины. Им помогали дети лет с восьми-девяти: в основном, они добывали и готовили глину, но иногда им доверяли отделку игрушек. А лепили взрослые — чтобы создать красивую форму, нужны многолетний навык и уверенная рука. В считанные мгновения в умелых руках мастеров бесформенные комочки глины превращались в величавых, словно застывших в молчании баб, домашнюю живность и лесное зверье, петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детворой. Делали и «распевные» свистульки с несколькими отверстиями: подуешь в нее, закрывая попеременно то одну, то другую дырочку, и польется переливчатая мелодия.

Готовая посуда и игрушки два дня сохли на воронце — полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних печах или в обжигальнях, специально построенных в поле за деревней. Часть обожженных изделий «обваривали»: в корыте из овсяной или гороховой муки разводили «болтушку», раскаленную докрасна посуду или игрушку осторожно погружали в нагретый раствор. Жидкость шипела, пузырилась, мука прилипала к стенкам сосуда, и он покрывался черными, словно затейливый кружевной рисунок, пятнами.

Для покрытия более дорогих горшков и игрушек прежде пережигали свинец. Плошку с растопленным металлом долго держали на огне, непрерывно помешивая, чтобы он «перегорел». Полученную «мучку» растирали в сковороде, просеивали сквозь сито. Обожженный горшок или игрушку обмазывали дегтем, посыпали «мучкой» и вновь ставили в жар. После второго обжига поверхность покрывалась красивой муравленой поливой, такие изделия отличались повышенной прочностью.

Основная часть товара распродавалась в Каргополе на предвесенних базарах и ярмарках. Однако изготовление игрушек считалось столь несущественной статьей дохода, что даже подробнейшие статистические материалы 1900-х годов не дают об этом никакой информации.

Самые яркие страницы истории этого промысла — 1930-е годы, когда процесс восстановления многих очагов традиционного народного творчества коснулся и Каргополья. В то время открылись широкие возможности для развития творчества самых способных народных мастеров. Таким талантливым самородком, по существу, создавшим каргопольскую игрушку, был в те годы Иван Васильевич Дружинин (1887 — 1949), потомственный гончар из деревни Гринево. Его роль в промысле трудно переоценить. Именно благодаря ему и его супруге Екатерине Андреевне (1899 — 1978), которая расписывала вылепленные мужем формы, нам известна каргопольская игрушка с раскраской, то есть «классическая каргопольская». Именно такие образцы хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и частных собраниях.

В 1930-е годы Дружинин был очень известен, о нем писали газеты, многие музеи страны и коллекционеры изделий народных промыслов заказывали его работы, которые были одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для изделий И.В. и Е.А.Дружининых характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Сохранилось приблизительно около тысячи их игрушек, в которых отмечается широкое разнообразие сюжетов.

Как и среди игрушек других районов, здесь мы встречаем изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; некоторые варианты женских фигур. Игрушки этой группы — наиболее многочисленны. они часто встречаются в музейных собраниях.

Творчество И. В. Дружинина отличается именно обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Есть, например, небольшая коллекция игрушек, обозначенных в документах как «черти». С длинными изогнутыми хвостами и страшными лицами, огромными пустыми глазницами и дырами вместо рта, они действительно производят жуткое впечатление. Персонажи то стоят на четвереньках, то протягивают вверх трехпалые лапы, то борются с нападающей собакой. У одного из них из живота словно вырастает чаша с круглой лепешкой. Раскрашены они в темные тона: черный, темно-синий, фиолетовый; а лица — белоснежные; на голове беспорядочными черными штрихами нарисованы волосы. Аналоги таких сюжетов пока не встречались, хотя емкость содержания, свойственная народной игрушке, не позволяет трактовать этот образ буквально.

В 1930-е годы творчество мастеров-игрушечников подпитывалось в первую очередь впечатлениями от окружающей среды. Отсюда — и сюжеты игрушки Дружинина, отражающей быт, досуг, нехитрые занятия местных жителей. В другой группе мастер объединял фигуры в композиции, изображающие различные бытовые сцены: катание в санях, на лодке и на пароходе, отдых в кресле, на диване и на кровати, танцы, прогулки, уход за животными, стирку белья крестьянкой или крестьянином, женщину или мужчину за прялкой и даже похороны (три последних сюжета довольно редки). К этой же группе относятся крестьянки с корзинками, сумочками и кошельками, охотники, дровосеки, солдаты и т.д.

Композиции некоторых сценок довольно сложные. Например: собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. К редким сюжетам относится изображение парохода с бражниками, стирающих белье женщин и мужчин, а также покойников в гробу.

Большая редкость — миниатюрные каргопольские изделия (высотой 3 — 3,5 см), так называемая массовка, или «товарняк», предназначенные для скупщиков-коробейников. Эти игрушки считались второсортным товаром, их не берегли, и музеи их не заказывали. Сохранилось лишь несколько десятков такой «мелочи». Это фигурки компактной, обтекаемой формы, с минимальным количеством выступающих налепных деталей, расписанные в два-три цвета, с орнаментом, состоящим порой из нескольких полосок или штрихов. Они представляют собой уменьшенные копии больших игрушек, относящихся к обеим группам сюжетов, иногда — немного упрощенные. Интересно проследить, с какой изобретательностью мастер видоизменял форму выступающих деталей: у оленя рога переданы не в виде выступов — отростков, а более компактно, веерообразным полукругом с зубчатым краем; крестьянки — не в высоких головных уборах, а в облегающих, напоминающих капор, и т. д. Особенно удачным в этом плане можно считать решение сюжета «прачка»: женщина или мужчина, низко склонившись над овальным корытом, руками держатся за его края.

Следует отметить, что и второсортные изделия и высокого художественного уровня роднит внутреннее единство эстетических принципов: никогда упрощенная форма и минимальная роспись не подменяются грубой лепкой и контрастными цветовыми сочетаниями. Люди и животные — выразительны, наделены живыми характерами. К примеру, прекрасно схвачена поза бойкой лающей собачонки, набросившейся на двух возвращающихся с прогулки приятелей. Деревенские модницы щеголяют в шляпках самых невероятных фасонов, порой совершенно фантастических: это колпаки обычные и с полями, широкополые шляпы с тульей в виде оленьих рогов, высоких полукруглых выступов или расширенных в верхней части цилиндров, кокошники и шляпы, напоминающие капор; наконец, просто круглые или цилиндрические шапочки. В руках у них — сумочки или кошельки, корзинки, огромных размеров рыбы и т. д.

Примечательно, что среди женских персонажей нет городских барынь и нянек; низ платья — скругленной формы, что соответствует очертаниям крестьянских юбок и сарафанов, подвязанных передниками. Передник есть у каждой крестьянки, они очерчены прямоугольником и всегда орнаментированы.

Но бытовой аспект существовал рядом с другим, идущим из глубокой древности и также связанным с традиционным укладом деревни. Не случайно среди игрушечных персонажей преобладают женщины. Особенно архаичные варианты представляют фигуры с обнаженной грудью, а также с чашами, блюдами и мисками, с круглыми хлебами, с птицами в руках.

Несмотря на бытовой облик и костюмы, их образы подчас настолько обобщены, величественны и монументальны, что действительно напоминают первобытные каменные изваяния, символы Матери-сырой земли. Здесь существует своя, неповторимая манера лепки человеческих фигурок. Характерны отработанные пластические приемы, дублирующиеся во всех изображениях.

Привлекает внимание трактовка головы, вытянутой вверх, с плоским широким, как бы срезанным лицом, круглой линией подбородка, который, удлиняясь, у мужиков становится бородой; характерен прямой нос — защип. Точки глаз и рта намечаются острой палочкой по сырой глине. Затылок переходит в толстую короткую шею, а затем — в общую линию сутуловатой, но всегда пластичной спины, с подчеркнутой талией. Руки сделаны калачиком, кисти напоминают лапы в рукавичках. Ноги мужчин и некоторых зверей имеют характерный прогиб стопы с острыми пяткой-каблуком и носком.

Своеобразная роспись каргопольской игрушки, у которой нет аналогов, дополняет и углубляет образ. Екатерина Андреевна Дружинина, наделенная даром тонко чувствовать цвет, хранила в памяти еще и образы местных преданий, поэтому ее росписи сочетают в себе поэтическое очарование древнего искусства и родственную ему декоративную простоту. Совершенно особая гамма расцветок каргопольской игрушки — это по-северному приглушенные краски неярких оттенков: черные, жемчужно-серые, светло-салатовые, розовые, сиреневые, голубые, желтые и темно-красные; другие цвета (оранжевый, бирюзовый, фиолетовый, бордовый) появляются лишь как дополнение. Белая краска играет роль фона для последующей росписи или самостоятельного цвета, достаточно активного в общей цветовой системе. Живописное решение завершают серебристые или бронзовые штрихи.

Наиболее характерны цветовые сочетания белого с розовым, с небольшим добавлением черного и серебристого; белого с салатовым, сиреневым и серебристым; белого, фиолетового, черного и серебристого. Пример изделий с самыми изысканными цветовыми решениями — крестьянки с обнаженной грудью, птицы и кони.

На некоторые особенности орнамента Е.А.Дружининой обращали внимание специалисты. Характер орнамента, повторяемость в нем мотивов дерева, ветвей, листьев, зерен, типичных красно-оранжевых кругов и крестов в лучах, концентрических овалов свидетельствуют о народных связях с природой и культом солнца. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.

Следует добавить, что в росписи игрушек использовались не только сухие краски, растертые на льняном масле или яичном белке, но и масляные, темных тонов — черные, коричневые, оливково-зеленые, охристые. Часть игрушек выполнена в такой технике. Безусловно, они проигрывают по сравнению с перламутрово-нежными оттенками сухих красок.

Сейчас крайне трудно назвать каргопольских игрушечников-профессионалов, кроме Дружинина, работавших в Гриневе. Очевидно, его успехи стали стимулом и для его земляков. Но, к сожалению, сегодня об этих мастерах практически ничего не известно. Судя по нескольким десяткам работ того периода, можно с большой долей уверенности сказать, что они все же были.

В их числе — Анастасия Евдокимовна Бархатова, Егор Иванович и Ульяна Егоровна Дружинины с дочерью Любовью, А.В.Бабкин, М.И.Воронова, Н.Я.Замятина. Попытаемся выявить среди них игрушечников-профессионалов.

Несомненно, индивидуальной творческой манерой отличалась А.Е.Бархатова. По сравнению с И.В. и Е.А.Дружиниными в ее работах меньше мастерства, но они тоже весьма выразительны и позволяют без особого труда отличить ее почерк. Поверхность ее изделий — не заглажена, тулова животных — более плоские, чем, скажем, кони, коровы и олени у И.В.Дружинина. Своеобразны рога оленей, выполненные в виде двух плоских лопастей с зубчатыми краями, а не округлых веток с выступами-отростками, как у И.В.Дружинина; у баранов рожки обозначены очень условно — в виде крошечных упругих завитков.

Крестьянки А.Е.Бархатовой одеты в короткие платья с длинным рядом мелких пуговиц и большими накладными карманами, на головах — либо плоские шляпы с небольшими полями, либо какие-то необычные высокие головные уборы очень сложных форм. Глаза, как людей, так и животных — маленькие аккуратные дырочки или точки. В отличие от И.В. и Е.А.Дружининых Бархатова не делала орнамент на женских изображениях; только — на животных, в виде веток на спинах оленей или полуовалов, имитирующих крылья у птиц. У человеческих фигур преобладает сплошная окраска, преимущественно темных тонов — зеленых, желто-зеленых, желтых, коричневых и синих (для чего использовались чернила).

Кроме традиционных фигурок работы А.Е. Бархатовой представлены сюжетными сценами: застолья, отдыха на диване, кормления кур, работы за письменным столом. Особенно выразительна композиция, где два коренастых мужика обедают.

Интересен ассортимент миниатюрной глиняной мебели и посуды: кровать с орнаментом в виде ромбов и парных s-образных завитков на высоких спинках, стулья, стол с посудой, санки, тушилки для углей, ендова, набор мисок, самовары.

Не меньший интерес представляют произведения М.И.Вороновой и Н.Я.Замятиной. Работы первой — очень пластичны, особенно кони на высоких стройных ногах, с гибким телом и мощным крупом, с небольшой головой на сильной шее. Манера исполнения — очень уверенная; аналогичные фигурки у И.А.Дружинина — иных, более приземистых пропорций, и в них нет такого сочетания силы и изящества. Роспись выполнена энергичными, размашистыми синими полосами.

Н.Я.Замятина представлена, к сожалению, очень небольшим количеством экспонатов. Это собачка, барашек, утушка и два предмета массовки (олень и зайчик). Они не только выразительны по форме: ее утушка-свистулька красотой пропорций и архаичной близостью к первобытным образцам превосходит дружининских птиц; внимание привлекает очень интересная, геометрическая роспись, которую автор использует в сочетании со сплошной раскраской отдельных деталей.

Аналогов такой орнаментации нет не только у И.В. и Е.А.Дружининых, но и в других промыслах.

Однофамилец И.В.Дружинина — Егор Иванович на продажу делал только посуду, игрушки ему помогали лепить жена, Ульяна Егоровна и трое из их семерых детей. В основном они делали многочисленные свистульки и довольно однообразные фигурки собак, различающихся формой ушей и хвоста. Пластика этих игрушек гораздо хуже, чем у И.В.Дружинина, а безыскусностью и даже неуклюжестью они напоминают работы ребенка. Проста и их роспись: по белой поверхности идут одни лишь синие и черные полоски.

Слабое впечатление производят и игрушки А.В.Бабкина, представленные свистулькой, двумя маленькими зайчиками, лошадками и собачкой. Неуверенные по формам, они украшены плохо сохранившейся росписью в виде красных и желтых полос.

В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была однофамилица (возможно, даже родственница) А.В.Бабкина — Ульяна Бабкина, жившая в покинутой всеми деревне Гринево. Последние пятнадцать лет ее жизни ни одна выставка современного русского народного искусства не обходилась без ее работ. В то время ей было около восьмидесяти лет. Руками, искореженными ревматизмом, лепила она игрушки, без которых не могла жить, особо не задумываясь над тем, что и как лепить, каким цветом красить. Мастерице было важно поведать о людях, о жизни и быте родной северной деревни. Она изображала добродушных крестьянок с полным блюдом румяных кренделей, нянек и кормилиц с младенцами, сельских модниц с муфтами и в широкополых шляпах; деревенских охотника и кузнеца, всадника и возчика. С трогательной любовью делала игрушечных зверей, домашних животных и птиц.

По пропорциям ее глиняный люд — коренастый, крепкий, раза в полтора шире ладони мастерицы. Большинство игрушек — одиноко стоящие, но нередки композиции и из нескольких фигур.

Баб она делала прямых, стройных, в юбке до пят, с полукруглыми руками, почти сливающимися с телом и всегда намеченными большим пальцем и ладонью. У них круглые лица и плавный изгиб чуть выступающего подбородка, маленький налепной нос, дырочки вместо глаз и рта. Голову венчал кокошник с налепным очельем и поднизью. Голова крепилась на короткой шее, плавно переходившей в округлые плечи и грудь.

Пластическое решение мужских изображений, особенно безбородых парней, близко к женскому типу, они отличаются лишь формой головного убора да широко расставленными ногами. У мужиков — и окладистая борода, и грудь пошире, и тело покрепче.

Несложны, но выразительны и ее фигурки животных: у медведя — крепкие лапы, несколько вытянутая морда, торчащие уши, толстый хвост. (Характерные признаки обозначены несколькими чертами.)

Роспись ее игрушек тоже лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела — голова и руки; большими цветовыми пятнами — одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Тычком кисти мастерица намечала глаза, рот, всегда румянила щеки. Ее односельчане — большей частью русые (а этот цвет понимается в народе как один из оттенков красного), оттого штрихами киновари наводила бороду. А чтоб она лучше смотрелась, накладывала еще и тонкие синие мазки. Бороду рисовала аккуратно, не торопясь, чтобы вышла она расчесанной (ведь внешний облик говорит о внутреннем содержании ее героев). На рубахах у мужиков легким движением кисти она намечала украсы, ворот, рукава, низ; на женских — обводила еще и оплечья-«камышники», очелья кокошников или перевязок, поля шляп.

Животным белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках — большие красные круги и косые кресты.

В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже — акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики. Раньше же расписывала игрушки самодельной, приготовленной на молоке и олифе краской.

Своей жизнью и творчеством Ульяна Ивановна Бабкина соединила прошлое и настоящее старинного промысла, дотеплила его огонек до наших дней и показала путь дальнейшего его развития.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.28

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *