классическое избирательное право это
Избирательное право
Избирательное право в широком смысле — это совокупность юридических норм, которые закрепляют права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия
Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранным в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.
Оно включает в себя:
Источники избирательного права в РФ:
Основные принципы избирательного права
Принципы избирательного права — это те основы, на которых строится право.
Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное.
Кроме того, следует отметить следующие важные принципы:
Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе
Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий
Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа. Не нужно находиться в стороне от политической жизни в обществе. Ведь именно от нас, граждан России, зависит и наше настоящее, и наше будущее, а значит, и будущее наших детей.
Примечание: на данном сайте можно найти материал об избирательной системе в РФ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Основы избирательного права
Основы избирательного права и избирательного процесса
1. Что такое избирательное право?
С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!
Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».
С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).
Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.
Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.
Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.
Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.
Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.
При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.
Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.
Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.
2. Принципы избирательного права
Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.
3. Система избирательных комиссий
Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.
В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.
Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.
Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.
Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.
Основные стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов:
В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.
Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.
Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.
Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.
К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.
Основаниями для регистрации кандидатов являются:
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».
Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.
Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.
Из чего складываются избирательные фонды?
Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.
4. Голосование и подведение итогов
Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.
Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?
Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.
Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.
Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.
По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.
Избирательное право и избирательные системы современного государства
Понятие и принципы избирательного права
Избирательное право является полисемической правовой категорией, в связи с чем существуют различные подходы к его изучению. Традиционным является рассмотрение избирательного права в объективном (позитивном) и субъективном значении.
Дискуссионным является вопрос о положении избирательного права в системе конституционного (государственного) права. Некоторые авторы рассматривают избирательное право в качестве института конституционного права, причем одного из наиболее значимых, который регулирует общественные отношения, складывающиеся, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Данной точки зрения придерживаются, в частности, О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, Е. И. Колюшин, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтин, А. В. Иванченко. Согласно другой точке зрения, отраженной в работах А. Е. Постникова, С. Д. Князева и Д. Б. Каткова, избирательное право является подотраслью конституционного (государственного) права. Однако есть авторы, которые ставят вопрос о существовании самостоятельной отрасли избирательного права, например, В. И. Лысенко, Н. В. Хатченкова.
Субъективное избирательное право представляет собой конституционное право гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, местного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти. Отдельные ученые (например, Е. И. Колюшин) под избирательным правом в его субъективном значении также понимают перечень возможностей, имеющихся у гражданина в период выборов.
Принципиальных различий в понимании того, что избирательное право существует как в виде некой совокупности правовых норм (позитивное (объективное) избирательное право), так и в виде субъективного права гражданина, нет.
Избирательное право Российской Федерации базируется на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих их свободное волеизъявление на выборах. Ключевой составляющей таких гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Принципы избирательного права, безусловно, являются и принципами проведения выборов. В противном случае отрицалось бы приоритетное значение правового регулирования на выборах по сравнению с действием других регуляторов (политических, моральных, религиозных, национальных и т. д.).
Венецианская комиссия в 2002 г. сформулировала Руководящие принципы относительно выборов, указав, что в основе избирательного наследия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное и прямое избирательное право, тайное голосование и, кроме того, регулярность проведения выборов. Приведенные принципы получили законодательное закрепление, как в советском, так и в российском избирательном праве, и относятся к основополагающим.
Существуют различные классификации принципов избирательного права. По уровням реализации выделяют: основополагающий принцип, политические принципы, организационные принципы; по целевому предназначению в механизме правового регулирования избирательных отношений: принципы организации и проведения выборов, принципы участия российских граждан в выборах; возможны классификация и по иным основаниям.
Можно предложить примерный перечень принципов избирательного права: свобода выборов; добровольность участия граждан в выборах; гласность, открытость и доступность выборов; состязательность кандидатов, или альтернативность выборов; периодичность и обязательность выборов; подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями; территориальный принцип организации выборов; допустимость различных избирательных систем; независимость органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов; добровольность реализации субъективных избирательных прав; личное голосование.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против кандидата, кандидатов, списка кандидатов непосредственно, либо голосуют против всех кандидатов, списков кандидатов.
В ходе многостепенных выборов вначале избирается орган, который затем избирает орган другого уровня. Например, согласно Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции 1989 г.) граждане выбирали народных депутатов РСФСР, которые на Съезде избирали из своего состава членов Верховного Совета РСФСР. В настоящее время при осуществлении одной из моделей местного самоуправления в России избранные населением депутаты представительного органа могут избирать из своего состава главу муниципального образования.
Принцип тайного голосования предусматривает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина при голосовании на выборах.
По смыслу ст. 3 Конституции РФ, свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав. В ст. 1 Федерального закона от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах. Впервые принцип свободных выборов получил толкование Европейского суда по правам человека в судебном решении по делу «Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии» 1983 г. Суд указал, что у государств имеется широкое поле для введения различных ограничений в области действия данного принципа, однако эти ограничения не должны препятствовать свободному волеизъявлению народа при выборе законодательной власти.
Принцип периодичности проведения выборов закреплен в ст. 9 ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и предусматривает, что выборы органов власти или депутатов являются периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Данный принцип является гарантией того, что основой избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов народного представительства, выборных должностных лиц является свободная воля народа.
Вышеизложенные принципы избирательного права нашли свое отражение в законодательстве зарубежных стран, однако, с некоторыми особенностями.
Во Франции наследием Великой французской революции является широкое введение принципа представительности на всех институциональных уровнях государства. Выборность является важнейшим способом формирования органов управления и самоуправления. В результате насчитывается пять уровней выборов, начиная от уровня муниципальных образований до избрания представителей в Европейский парламент. Принципы французского избирательного права идентичны общепризнанным. Исключениями являются: отступление от принципа добровольности при выборах в Сенат, то есть установление обязательного вотума для членов коллегии выборщиков; допуск к голосованию по доверенности, которая должна быть удостоверена должностным лицом коммуны.
Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании нашло свое закрепление в итальянском законодательстве и, прежде всего, в Конституции Италии.
Организация и порядок проведения выборов
Организация и порядок проведения выборов представляют собой совокупность избирательных процедур: назначение даты выборов; образование избирательных округов, избирательных участков;
составление списков избирателей; выдвижение кандидатов и их регистрация; информирование избирателей и проведение предвыборной агитации; голосование и определение результатов выборов.
Назначение даты выборов. В зависимости от уровня проведения выборов (федеральные, региональные или местные) различается порядок назначения даты проведения выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ; такое решение должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При проведении выборов Президента РФ решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; при этом выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
В Российской Федерации учрежден единый день голосования на выборах в органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления в целях создания эффективного механизма для проведения регулярных выборов. Понятие «единый день голосования» в федеральном законодательстве не закреплено, а встречается лишь в правовых актах некоторых субъектов РФ (в частности, в Республиках Марий Эл и Дагестан, Челябинской и Костромской областях), По общему правилу, единый день голосования наступает один раз в год во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий выборных органов или депутатов, а если сроки их полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ, единый день голосования совмещается с думскими выборами. Голосование может быть назначено только на воскресенье.
Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования.
Формирование избирательных комиссий. Организацию и проведение выборов всех уровней в России осуществляют избирательные комиссии, которые де-юре самостоятельны и не относятся ни к одной из трех ветвей власти.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ); избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.
Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав установлены как общие условия формирования избирательных комиссий, так и особенности для отдельных видов комиссий. К общим условиям формирования всех избирательных комиссий, кроме ЦИК РФ, отнесены, в частности, следующие:
Составление списков избирателей. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом (то есть достигшие 18 лет, имеющие место жительства в пределах избирательного округа, не признанные судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда). При этом основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в установленных случаях факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация. Данная стадия включает в себя две составляющие, отраженные в ее названии. Выдвижение кандидатов возможно двумя способами: непосредственно (самовыдвижение, выдвижение избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (выдвижение политической партией). Выдвижение кандидатов любым способом производится путем уведомления соответствующей избирательной комиссии с представлением необходимого пакета документов.
Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов принимается соответствующей избирательной комиссией в течение установленного законом срока, который не должен превышать десяти дней, по результатам проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата.
Информационное обеспечение выборов. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится комплексное понятие информационного обеспечения выборов, которое включает все виды распространения информации о выборах в период избирательной кампании; при этом в законе выделены два вида такой специфической информации: информирование избирателей и предвыборная агитация.
Информирование избирателей (всех участников избирательной кампании) должно отвечать принципам достоверности, объективности и беспристрастности, то есть равного подхода ко всем кандидатам и политическим партиям.
В отношении предвыборной агитации данные требования не установлены, однако законом императивно определены формы и способы ее проведения.
В пункте 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан содержится закрытый перечень форм агитации. В частности, к таковым относятся: призывы голосовать за кандидата; выражение предпочтения какому-либо кандидату, описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран либо не будет избран.
В отличие от форм агитации, перечень возможных способов агитации является открытым и предусматривает агитацию: на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, а также иными не запрещенными законом методами.
Вопросам правового регулирования предвыборной агитации в зарубежных странах уделяется повышенное внимание. Например, в США правовое регулирование вопросов предвыборной агитации содержится в Акте о коммуникациях 1934 г., предусматривающем, что если держатель лицензии на вещание позволит какому-либо лицу, являющемуся кандидатом на выборную должность, воспользоваться вещательной станцией, то он должен предоставить равные возможности всем таким кандидатам: не вправе отказать им либо повысить тариф, по своей инициативе ограничить время вещания, предоставить его в менее благоприятное время суток. Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. содержит требование о недопустимости взимания с кандидатов разной оплаты за использование одинаковой газетной и журнальной площади.
В зарубежных странах наиболее принципиально стоит вопрос о предоставлении кандидатам бесплатного эфирного времени (печатной площади). Разрешение данного вопроса в пользу платного эфира получило наибольшую поддержку в США в силу распространенности позиции, согласно которой требование предоставления бесплатного времени ограничивает независимость СМИ. Однако данное утверждение не получило распространения в Европе, где существует практика распределения бесплатного эфира независимыми регулирующими структурами. Например, в Германии политические партии получают бесплатное время на каналах общественного телевидения, вопросом распределения эфира занимаются комиссии по телевещанию в каждой из земель.
Голосование и подведение итогов выборов. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов составляют завершающую, наиболее ответственную стадию избирательного процесса. На этой стадии подводится итог всей работы избирательных комиссий по организации и порядку проведения выборов.
Голосование осуществляется посредством личного участия избирателя, участника референдума; при этом голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Подсчет голосов и подведение итогов голосования осуществляют избирательные комиссии, начиная с участковой, путем составления протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по установленной форме.
Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан установлены требования открытого и гласного подсчета голосов избирателей с оглашением и соответствующим оформлением протокола об итогах голосования. Впоследствии, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, соответствующая уровню выборов вышестоящая избирательная комиссия подводит результаты выборов, референдума путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
Из всего многообразия избирательных процедур, существующих в зарубежных странах необходимо выделить следующие. В некоторых зарубежных странах обязанности организатора выборов возлагаются на государственный орган, который был создан для исполнения главным образом функций, не связанных непосредственно с избирательным процессом. Например, Правительство Швеции своим решением определяет, на какой государственный орган возлагаются обязанности избирательного органа. В настоящее время эти обязанности исполняет Главное налоговое управление и его подразделения на местах. В ряде стран организацией выборов занимается министерство внутренних дел (Франция).
В Мексике за организацию и проведение выборов на федеральном уровне отвечает постоянно действующий Федеральный избирательный институт, который призван решать задачи по упрочению демократии в стране, развитию политических партий, развитию политической культуры общества. В постоянно действующие центральные органы института входят Генеральный Совет, Генеральный Исполнительный Орган, Генеральный Директорат. Децентрализованные же органы Института создаются исполнительными органами, местными и окружными комиссиями (советами).
Примечательно, что избирательные комиссии в Италии создаются в основном в связи с проведением выборов, причем руководителей и значительную часть большинства избирательных комиссий назначают председатели судов соответствующего уровня.
Уникальным является опыт Бразилии, где была сформирована даже система избирательного правосудия, состоящая из Высшего Избирательного Суда, региональных избирательных судов и избирательных судей на местах.
Порядок выдвижения кандидатов и методы ведения предвыборной кампании в основных своих чертах сходны в различных странах. Партии при этом играют существенную роль.
Избирательные системы
Избирательная система, являясь одной из важнейших категорий конституционного (государственного) права, характеризует уровень развития демократии в отдельно взятом государстве.
Начиная со второй половины XX в. в отечественной науке шла активная полемика по определению понятия избирательной системы, однако, до настоящего времени в конституционно-правовой науке единого определения не выработано.
В зависимости от принципа определения результата голосования выделяют три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательная система.
Избирательные системы, которые для определения результатов голосования применяют принцип большинства, являются мажоритарными. При выборах по мажоритарной избирательной системе избранным по избирательному округу считается кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов. Различают три основных вида мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
В Российской Федерации данный вид избирательной системы и, в частности, мажоритарной системы абсолютного большинства, применяется на президентских выборах. В соответствии с ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, назначаются повторные выборы президента по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Данный вид избирательной системы используется и в зарубежных странах, например, на выборах Президента и Вице-президента Республики Перу, в Китайской Народной Республике на выборах во многие органы власти.
Во многих странах используется мажоритарная система относительного большинства (например, в США, Великобритании, Индии). При этой разновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины. В частности, именно мажоритарная система относительного большинства с одномандатными округами в значительной степени способствовала формированию и закреплению в США двухпартийной системы, доминирующую роль в которой уже более века играют демократическая и республиканская партии. Небольшие партии не смогли добиться изменения данной ситуации, если не считать определенные местные и региональные успехи.
Третьей, достаточно редкой разновидностью, является мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства. Например, согласно ст. 138 Конституции Коста-Рики кандидату на пост Президента Коста-Рики необходимо набрать 4096 плюс один голос избирателей.
Мажоритарная система имеет целый ряд объективных преимуществ, среди них: результативность (всегда есть победитель) и предметность (возможность установления конкретных предпочтений избирателей), прозрачность и упрощенность подведения итогов голосования, а также обеспечение связи с избирателями.
Вторым видом избирательной системы является пропорциональная избирательная система, в основу которой положен принцип пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами. Появление данной системы явилось результатом борьбы за введение более демократических принципов выборов. Пропорциональные избирательные системы, позволяющие обеспечить более широкое представительство разных слоев населения, существуют сейчас во многих зарубежных странах (например, в Финляндии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии).
При пропорциональной системе создаются большие многомандатные избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов, причем чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма.
Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов: закрытую и открытую системы.
Для системы закрытых списков без разделения на региональные части очередность получения депутатских мандатов определяется исключительно порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, установленном при его выдвижении. Менее распространенной разновидностью, но более демократичной, является система открытых списков. В рамках данного подвида избирательное объединение своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке, однако, при этом любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, но и выражать предпочтение в отношении одного либо нескольких кандидатов из списка. В результате, при распределении депутатских мандатов внутри списка кандидатов депутатский мандат получают кандидаты, которым отдано предпочтение большей части избирателей. В нашей стране открытые списки не прижились, в связи с чем предпочтение отдается системе закрытых списков.
Пропорциональная система в Российской Федерации применялась достаточно широко в течение последнего десятилетия. В частности, она была использована при выборах депутатов Государственной Думы VI-го созыва в 2011 году, когда голосование за списки кандидатов проходило по единому федеральному избирательному округу. В настоящее время в России, напротив, наблюдаются тенденции отказа от пропорциональной и усиления смешанной избирательной системы.
Смешанная избирательная система представляет собой синтетический тип, призванный нивелировать недостатки вышеупомянутых разновидностей избирательных систем. В рамках смешанной избирательной системы объединены элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
В России данный вид избирательной системы применяется при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ, а также при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации. Не менее 25 процентов депутатских мандатов в таких органах должны распределяться между списками кандидатов пропорционально числу поданных за них голосов избирателей. Избирательные системы, которые могут применяться при муниципальных выборах, устанавливаются законодателем каждого субъекта РФ в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств, и муниципальное образование имеет право выбора одной из них.
Например, согласно ч. 3 статьи 10 Устава города Омска, Омский городской Совет состоит из сорока депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на пять лет; при этом половина депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, другая половина депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу.
В Мексике согласно ст. 52 Конституции 1917 г., Палата депутатов состоит из трехсот депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, и до ста депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, посредством региональных списков, голосование по которым производится по многомандатным избирательным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия, позже к ней присоединились Албания, Грузия и Венгрия.
Отечественным законодателем в последние годы необоснованно часто подвергались пересмотру правила избирательной системы. Однако подвижность норм избирательного права и «вечный» поиск оптимальной избирательной системы не идут на пользу состоянию законности в стране, когда избиратель и выборная власть теряют неизменно твердые основания закона.
Конституционно-правовые гарантии реализации избирательного права граждан
Вопрос о гарантиях избирательных прав граждан как основополагающий вынесен в преамбулу и, соответственно, в название Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данное обстоятельство вызвано тем, что важнейшей характеристикой правового положения, статуса в целом, является его стабильность, то есть свойство оставаться неизменным в течение относительно продолжительного промежутка времени. Именно система гарантий обеспечивает стабильность избирательных прав граждан.
В теории права выделяются общие и специальные гарантии реализации прав граждан, заложенные в социально-экономических факторах и в праве, действующие во всей правовой системе и в ее отдельных институтах. Особое внимание необходимо уделить собственно юридическим гарантиям реализации избирательных прав граждан.
Под конституционно-правовыми гарантиями реализации избирательных прав граждан понимаются совокупность установленных Конституцией Российской Федерации, законом, иными нормативными правовыми актами условий, правил и процедур, а также реально используемых правовых средств защиты, в том числе восстановления избирательных прав, обеспечивающая реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.
К конституционно-правовым гарантиям реализации избирательных прав граждан необходимо отнести: 1) процедурно-процессуальные гарантии; 2) прокурорский надзор; 3) судебную защиту; 4) институт жалоб и заявлений граждан; 5) юридическую ответственность.
Процедурно-процессуальные гарантии реализации избирательных прав граждан. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в пункте 11 статьи 2 под гарантиями избирательных прав граждан понимает исключительно условия, правила и процедуру реализации гражданами избирательных прав, в совокупности являющиеся процедурно-процессуальными гарантиями.
Требования правовой процедуры, соблюдения процессуальной формы важны не сами по себе, а как средство достижения юридической правильности, законности использования гражданами избирательных прав. Данный вид гарантия в наибольшей степени присущи реализации избирательных прав граждан, поскольку избирательное законодательство насыщено процессуальными нормами и различными правовыми процедурами. К таковым, например, относятся: процедура выдвижения и регистрации кандидатов, списка кандидатов; процедура регистрации избирателей, процедура сбора подписей и другие. В некоторых зарубежных странах в целях унификации и систематизации избирательных процедур были приняты специальные кодифицированные акты. Например, одним из источников избирательного права в США являются избирательные кодексы штатов. Во Франции основным законодательным актом в области избирательного права является Избирательный кодекс, состоящий из «законодательной» и «регламентарной» частей, последняя из которых детально описывает избирательные процедуры. В Мексике действует Федеральный кодекс избирательных процедур и институтов. Сегодня в отечественной правовой науке на повестке дня стоит вопрос о необходимости кодификации избирательного законодательства.
Прокурорский надзор. Данный элемент системы юридических гарантий свойственен многим группам прав граждан и является одним из важнейших условий обоснованного и законного применения правовых норм соответствующими органами и должностными лицами. В рамках общего прокурорского надзора органы прокуратуры, исполняя возложенные на них обязанности, осуществляют проверку исполнения законов при реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. В рамках данной гарантии органы прокуратуры проводят надзорные мероприятия по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов, регламентирующих порядок реализации гражданами избирательных прав. В последнее время в юридической науке появилась мнение о необходимости расширения данной сферы деятельности прокуратуры, в частности, путем включения избирательных комиссий в перечень объектов прокурорского надзора.
Судебная защита избирательных прав граждан. Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами дел о защите указанных прав.
Несмотря на то, что защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации представляет собой постоянный процесс совершенствования не только законодательства, но и всех механизмов, связанных с избирательными процедурами, на практике судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Потому рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.
В соответствии со статьями 22 и 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности. На сегодняшний день такие споры рассматриваются всеми судами общей юрисдикции. Например, к подсудности мировых судей отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме, а также процедуры проведения выборов и референдумов. Районными судами рассматриваются и разрешаются дела об оспаривании действий или бездействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов отнесены дела об определении срока назначения выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации также обладает компетенцией в сфере защиты избирательных прав граждан и, в частности, вправе в судебном порядке расформировать ЦИК России.
В некоторых зарубежных странах создаются специализированные судебные органы для разрешения споров по защите избирательных прав граждан. Например, в соответствии с Органическим законом Перу «О Национальном судебном совете по выборам», создан совет, который состоит из пяти членов и наделен обширными функциями по отправлению правосудия и разрешению споров в сфере выборов, причем, совет является высшей и последней инстанцией.
Жалобы и заявления граждан. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав закрепляет за гражданами право обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, непосредственно в вышестоящую комиссию.
В связи с действием данной гарантии реализации избирательных прав граждан в литературе было сформулировано понятие избирательного спора, под которым понимают избирательные правоотношения охранительного характера, посредством которых путем обжалования в установленном законодательством Российской Федерации административном (инстанционном) и судебном порядке разрешаются конфликтные ситуации, возникающие в связи с предполагаемым или реальным нарушением избирательных прав граждан.
Юридическая ответственность как гарантия реализации избирательных прав граждан. За различные нарушения избирательных прав граждан предусмотрена административная и уголовная ответственность. Институт юридической ответственности, в целом, выступает рычагом обеспечения соблюдения императивных требований федерального избирательного законодательства.
Впервые административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах была установлена в 1990 г.: в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях было предусмотрено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений. Сегодня мерами административной ответственности обеспечено соблюдение большинства норм избирательного законодательства. В частности, КоАП РФ содержит более тридцати статей, непосредственно связанные с выборами, и еще ряд статей, которые имеют с ними косвенную связь; при этом большинство из этих статей охватывают несколько составов административных правонарушений.
Уголовный кодекс РФ содержит достаточно объемный перечень преступлений против избирательных прав (ст. 141-142.1), включающий неправомерные деяния, совершаемые на различных этапах избирательной кампании. Например, преступлением является воспрепятствование осуществлению избирательных прав, нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы», подделка подписей избирателей, участников референдума.
Проблема защиты прав человека в последние десятилетия становится объектом все более широкого регулирования как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве отдельных государств.
Статья 394 УК Республики Сан-Марино предусматривает уголовную ответственность за неучастие в голосовании, корреспондируя конституционно-правовым нормам, устанавливающим обязательность участия в выборах.