классификация чс по масштабу распространения с учетом последствий
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
С изменениями и дополнениями от:
17 мая 2011 г., 20 декабря 2019 г.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
Информация об изменениях:
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 млн. рублей;
Информация об изменениях:
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей;
Информация об изменениях:
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ для принятия Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решения об отнесении возникшей чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 10 марта 2020 г. N 1)
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.
Ранее действовавшая классификация подразделяла чрезвычайные ситуации на локальную, местную, территориальную, региональную, федеральную и трансграничную.
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 мая 2007 г. N 111, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 22 ст. 2640
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2019 г. N 1743
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376
Классификация ЧС природного и техногенного характера. Классификация ЧС по масштабу
Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.
Понятие чрезвычайных ситуаций
Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.
Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.
Причины ЧС
Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:
Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:
Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:
Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:
Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.
Классификация аварийных ситуаций
Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:
Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:
Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:
Классификация ЧС по масштабу последствий
Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:
В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.
На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:
Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.
Техногенные аварии
Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.
1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:
2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.
3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:
4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:
5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.
6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:
7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.
8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:
9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.
10. ЧС на очистных сооружениях.
11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.
Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.
Природные ситуации чрезвычайного характера
Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.
3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:
4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.
5. Эпидемии различных болезней среди людей.
6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.
7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.
8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.
9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.
10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.
Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.
Экологические ЧС
Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:
2. Происходит изменение суши:
3. Изменения, затрагивающие атмосферу:
4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:
5. Изменение биосферы:
Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.
Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.
Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.
Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.
Классификация социальных ЧС
Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:
Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.
Стадии развития социальных ЧС
Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:
Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:
Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.
Поведение во время социального конфликта
Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:
Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.
Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 г. Москва «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
С изменениями и дополнениями от:
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1
2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Чрезвычайная ситуация (ЧС)
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В настоящее время в РСЧС используется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам событий, инициирующих ЧС, а также масштабам и ущербу. Данная классификация утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 эта классификация ЧС не распространяется на ЧС в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров).
Классификация ЧС
По природе возникновения:
По масштабу:
Характер | Зона ЧС | Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, чел, ЛИБО материальный ущерб, руб. | |
Локального характера | Не выходит за пределы территории организации (объекта) | не более 10 | не более 240 тыс. |
Муниципального характера | Не выходит за пределы территории одного муниципального образования | не более 50 | не более 12 млн. |
Примечание: данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера | |||
Межмуниципального характера | Затрагивает территорию 2 и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения | не более 50 | не более 12 млн. |
Регионального характера | Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации | свыше 50, но не более 500 | |
Межрегионального характера | Затрагивает территорию 2 и более субъектов Российской Федерации | ||
Федерального характера | – | свыше 500 | свыше 1,2 млрд. |
По степени внезапности:
По скорости распространения:
По продолжительности действия:
По возможности предотвращения:
По причине возникновения:
По ведомственной принадлежности:
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Виды ЧС
Техногенного характера
Природного характера
Экологического характера
Мирного времени
Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:
I – сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;
II – связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
III – на транспортных коммуникациях;
IV – военно-политического характера;
V – вызванные стихийные бедствиями.
К I группе ЧС, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
II группа ЧС:
III группа – ЧС ситуации на транспортных коммуникациях:
IV группа – ЧС военно-политического характера в мирное время:
V группа – ЧС, вызванные стихийными бедствиями:
Критерии отнесения события к ЧС
В соответствии с приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429 установлены следующие критерии отнесения события к чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Техногенные ЧС
№ п/п | Наименование источника чрезвычайной ситуации | Критерии отнесения события к чрезвычайной ситуации |
1. | Техногенные чрезвычайные ситуации | |
1.1. | Транспортные аварии | |
1.1.1. | Аварии на метрополитене | 1. Столкновение подвижного состава с другим подвижным составом, сход подвижного состава на главных путях перегонов и станций, в результате которого: |
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью, за исключением поверхностных повреждений (в том числе ссадины, кровоподтека, ушиба мягких тканей, включающего кровоподтек и гематому), поверхностных ран и других повреждений, не влекущих за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (далее – вред здоровью), 5 человек и более.
2. Полный перерыв в движении поездов на 5 часов и более в результате аварии.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или установлен факт нарушения условий жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (далее – нарушены условия жизнедеятельности) 50 человек и более;
или произошел разлив топлива и иных загрязняющих веществ на почву в объеме 5 т и более.
2. Полный перерыв движения поездов на перегоне и (или) железнодорожной станции с прекращением пассажирского сообщения на 6 часов и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более.
2. Полный перерыв в движении на 5 часов и более в результате аварии.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или перерыв в работе на 6 часов и более (при отсутствии альтернативных путей быстрой доставки людей иным наземным транспортом).
погибли 5 человек и более;
или получили вред здоровью 10 человек и более.
2. Прекращение или ограничение движения на участке дороги (федерального и регионального значения), не имеющей объездных путей, на 6 часов и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или затруднено (прекращено) судоходство на 72 часа и более;
произошел разлив топлива и попадание загрязняющих веществ в водный объект в объеме 1 т и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 1 человека и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошло прекращение (ограничение) движения на участке дороги, не имеющей объездных путей, на 6 часов и более;
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более.
2. Нарушение условий жизнедеятельности 50 человек и более на 1 сутки и более.
3. Разовое превышение ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе за границами санитарно-защитной зоны в 50 раз и более;
или в 30-49 раз в течение 8 часов;
или в 20-29 раз в течение 2 суток.
2. Разовое превышение ПДК опасного химического вещества в водном объекте:
1-2 класса опасности в 5 раз и более;
3-4 класса опасности в 50 раз и более.
3. Разовое превышение ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в 50 раз и более;
или в 30-49 раз в течение 8 часов;
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошло разовое загрязнения почвы с превышением ПДК в 5 раз и более;
или произошло разовое превышение ПДК опасного химического вещества в водном объекте:
1-2 класса опасности в 5 раз и более;
3-4 класса опасности в 50 раз и более.
2. Разовое превышение ПДК загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в 50 раз и более;
или в 30-49 раз в течение 8 часов;
или в 20-29 раз в течение 2 суток.
2. Загрязнение водного объекта (внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также поверхностные и подземные водные объекты) нефтью (нефтепродуктами) в объеме 1 т и более.
3. Загрязнение водного объекта источника питьевого водоснабжения в границах 1 и (или) 2 и (или) 3 поясов зоны санитарной охраны.
щитовидную железу – 5 Гр;
хрусталик глаза – 2 Гр;
2. При хроническом облучении, если годовые поглощенные дозы превышают значения на:
хрусталик глаза – 0,1 Гр;
красный костный мозг – 0,4 Гр.
3. Критерии для принятия неотложных решений по укрытию населения в начальный период аварии:
предотвращаемая доза облучения за первые 10 суток превышает 50 мГр на все тело или 500 мГр на щитовидную железу, легкие, кожу.
4. 100 мкЗв/ч – мощность амбиентного эквивалента дозы на расстоянии 1 м от поверхности земли в среднем по территории.
5. Объявление состояния «Аварийная обстановка» в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.
2. Более 100 У В при наличии альтернативных источников водоснабжения.
Критерий относится к долговременному загрязнению (прогнозирование отсутствия значимых снижений активности в водоеме за счет распада радионуклидов и водного стока в течение года) малопроточных и непроточных открытых водоемов, имеющих водохозяйственное значение, а также к водотокам, впадающим в такие водоемы.
n-го радионуклида, являющейся нормирующим фактором, использующимся для разделения широкого диапазона активностей закрытого радионуклидного источника различного радионуклидного состава с целью ранжирования закрытого радионуклидного источника путем отнесения их к одной из категорий опасности.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошло разовое превышение ПДК опасного вещества за границами санитарно-защитной зоны водного объекта в 50 раз и более.
Природные ЧС
№ п/п | Наименование источника чрезвычайной ситуации | Критерии отнесения события к чрезвычайной ситуации | |
2. | Природные чрезвычайные ситуации | ||
2.1. | Опасные геофизические явления | ||
2.1.1. | Вулканическое извержение | Вулканическое извержение на территории населенного пункта и (или) на потенциально опасном объекте (далее – ПОО) и (или) критически важном объекте (далее – КВО), в результате которого: |
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более; или имеются разрушения зданий и сооружений; или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 а и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 гаи более.
2. Угроза гибели лесных насаждений без проведения своевременных мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, которые осуществляются в ограниченный период, связанный с биологическими особенностями вредителей леса и погодными условиями.
3. Гибель лесных насаждений от воздействия очагов вредителей леса на площади 100 га и более, в малолесных субъектах Российской Федерации на площади 10 га и более.
погиб 1 человек и более;
или получили вред здоровью 5 человек и более;
или имеются разрушения зданий и сооружений;
или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более;
или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
Читайте также дополнительный материал по теме:
Источники: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. –Новосибирск: АРТА, 2011.