классный час на тему межэтнические отношения

Классный час на тему: «Сила России – в единстве народов»

Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.

1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России

2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, интолерантности, патриотизме.

3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.

Методы: беседа, анкетирование

Оборудование: анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”, карточки с терминами “нация”, “патриотизм”, “толерантность”, “национализм”, “шовинизм”.

План классного часа

Ход классного часа

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”

“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”

Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. приложение 1 ).

Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.

Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.

В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)

Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.

Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?

Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.

Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.

И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.

Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.

Нация, национальность, национализм.

Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).

Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.

Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.

Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.

Я, Панкратова Маргарита Сергеевна, 08.01.1981 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.

Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?

Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.

Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:

“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.

Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.

Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.

Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.

Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.

Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.

При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.

Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.

Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.

Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.

Патриотизм и национализм: как различить

Вопрос к классу: что такое патриотизм?

ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.

Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.

ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.

Понятие толерантности

Обращение к классу: А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?

Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.

Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.

Перевод слова “толерантность” с разных языков

Перевод на русский язык

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

Проявление великодушия в отношении других

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.

Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.

Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (см. рисунок 1)

классный час на тему межэтнические отношения

По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.

Обращение к классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.

Учитель раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 2).Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 3). Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.

Заключение

Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.

Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.

Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)

Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Источник

классный час на тему межэтнические отношения

Данное мероприятие направлено на укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.Необходимо помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

классный час на тему межэтнические отношения

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сценарий внеклассного мероприятия

классный руководитель 4 «А» класса

Лебедева Ольга Михайловна

Укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.

Задачи:
• Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям.

Оборудование: интерактивный экран, карандаши, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, карточки со словами. аудиозапись.

Форма проведения тематического мероприятия: классный час

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

I. Эмоциональный настрой класса.

Солнце, которое каждое утро поднимается в небе, светит для всех людей одинаково, дарит свое тепло каждому человеку. Давайте и мы будем работать только с положительными эмоциями и унесем домой теплоту и радость от нашего общения.

II. Активизация и мотивация учебной деятельности.

Начинаем мы сейчас,
Речь пойдет здесь лишь о нас.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.

Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками.
Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
— Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Как вы думаете, что ему нужно для счастья? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод?

— А сейчас, прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?— Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые, у кого зеленые?
— Поднимите руку, кто любит читать. Кто любит смотреть сказки? А кто путешествовать? — Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы двух человек?— Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Мы учимся в одном классе – такие разные и непохожие друг на друга и среди нас есть ребята другой веры и национальности.

Разные национальности
Нам не помеха,
Для дружбы и радости,
Для добра и смеха.

Что нас различает? (ответы детей):
— рост
— цвет волос и глаз
— одежда
— знания

— умения
— национальность
— возраст
— характер

— Но у нас есть и общее. Как вы думаете, что нас объединяет? Например, интересы, общее дело, мы в одном классе и т. д.

Нас объединяет то, что (ответы детей):
— все мы люди
— живем на одной планете
— живем в одной стране
— учимся в одном классе
— занимаемся одним общим делом
— любим родителей
— уважаем взрослых

— Значит, несмотря на то, что мы разные, мы — вместе.— Попробуйте определить тему нашего занятия: «Мы разные, но мы вместе».

Стихотворение (читает учитель):

Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

Выходят дети в национальных костюмах, читают приветствие на разных языках.

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Кайырлы тан!», « Ассалам алейкум!», « Здоровеньки булы!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам

« Ассалам алейкум!», «Кайырлы тан!», « Здоровеньки булы!»

И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.

— На каком бы языке не звучало приветствие, дети желают нам здоровья, добра.
Какую цель поставите перед собой, чтобы мы в нашем классе стали дружной семьей? (Ответы детей)

— Продолжим нашу работу. Для этого нам необходимо объединиться в группы. Вытягиваем пазл и собираем картинку. Она и поможет сформировать группы.

— На столах у вас карточки. Познакомьтесь с их содержанием.

Обсудите в группе и выберите, какими качествами характера должен обладать человек для оптимального функционирования в социуме

Я хочу добавить: принимать человека таким, какой он есть.
Я думаю, вы со мной согласитесь.
Выбранные качества вывешиваются на доску.
— Какими качествами мы наделили человека?
Эти черты характера могут принадлежать только толерантному человеку.
— Как вы понимаете понятие толерантность? Ответы.

Раскрытие значения слова толерантность.

16 ноября – всемирный день толерантности.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
— В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
— В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
— В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
— В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
— В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уважать права других)

1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
2. Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить работу в тетради…Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?

(Обсуждение, составление и обыгрывание ситуаций)

Создание коллективного плаката

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его вокруг земного шара. А хоровод будет из ваших разноцветных ладошек. Выберите для этого любой цвет бумаги, который соответствует вашему настроению.

(Дети вырезают из цветной бумаги свои обведённые ладошки).

Звучит аудиозапись. (Песня «Дорога добра». Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова)

Чтение учителем стихотворения.

Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!

Детям предлагается закончить предложения.

Мне было интересно …….

Мне больше всего понравилось …..

С урока я ухожу ……… настроением.

Заключительное слово учителя о работе детей. Благодарит за активную работу.

Источник

Классный час «Нации и национальности» (2-4 класс)

классный час на тему межэтнические отношения

Классный час по теме: « Нации и межнациональные отношения »

Цель классного часа : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи классного часа:

1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

Тип классного часа – комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание),

Обеспечение классного часа: словари, раздаточный материал, доклады учащихся

Ход классного часа:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План классного часа:
Этнические общности.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Основные понятия : нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема классного часа : Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе « Этнос – его основные черты и особенности».

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение поведение

Специфическая материальная и духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нацияисторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Задание : Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу : Приведите примеры национального интереса россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Формы межнациональной дифференциации

    Самоизоляция в целом

    Протекционизм в экономике

    Национализм в различных формах в политике и культуре

    Формы межнациональной интеграции

    Экономические и политические союзы

    Международные культурные и народные центры

    Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

    Причины межнациональной интеграции

    1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

    2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

    Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).

    Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

    Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

    Рост сепаратистских тенденций на территории России.

    Демографические и миграционные процессы.

    Вопрос для размышления : Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

    Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

    Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

    Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

    Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

    Межнациональный конфликтодна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

    Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

    Причины межнациональных конфликтов :

    Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

    Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.

    Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

    Виды межнациональных конфликтов :

    По поводу спорных территорий.

    Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

    Из-за произвольного изменения административных границ.

    Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

    Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

    По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

    Типы межнациональных конфликтов:

    1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

    2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

    3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

    4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

    Пути разрешения межнациональных конфликтов :

    Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным увствам всех этнических групп;

    проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

    Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

    Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
    Пути урегулирования межнациональных конфликтов :

    Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

    Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

    Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

    Вопрос 5. Национальная политика.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *