классный час отношение между подростком и взрослым

Методическая разработка классного часа для возрастной категории 14-15 лет: «Особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дружба и любовь».

классный час отношение между подростком и взрослым

Негосударственное образовательное учреждение

Методическая разработка классного часа для возрастной категории 14-15 лет:

«Особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Дружба и любовь».

Чистая Оксана Игоревна

Цель методической разработки –развить у школьников способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между сверстниками и взрослыми .

Задачей классного часа является – воспитать культуру взаимоотношений. Развить такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность. Приобщить подростков к духовно-нравственным ценностям, побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях, способствовать развитию взаимоотношений образовательного учреждения и родителей обучающихся. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Данная методическая разработка может применяться как на классном часе, так и как отдельное воспитательное мероприятие.

2. Практическая часть

Список использованной литературы.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начнем со старой легенды, которую, наверное, знают многие.

Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый – это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Блиц – опрос «Незаконченные предложения»:

— все люди на земле не похожи друг на друга, потому что…

— все люди на земле похожи, потому что…

— мне кажется, что у меня с одноклассниками больше общего, потому что…

— мне кажется, что я отличаюсь от одноклассников, потому что…

— мне кажется, что у меня с родителями больше…

Рост
Цвет волос и глаз
Одежда
Знания
Интересы
Национальность
Фигура
Возраст
Характер
Культура

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми.

Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Хорошо или плохо, что мы все разные?
Как жить в мире, где столько разных людей?

Ребята, посмотрите на этот слайд. Напоминает он эпизод из нашей школьной жизни? Да, очень часто.

Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе, когда человека, чем-то выделяющегося, непохожего на других, готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

«Знаем ли мы тех, кто нас окружает»

Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задает вопрос: «Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение?»

Несколько добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.

Анализ. Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось? Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию? Какое поведение обладает эффектом «бумеранга»? Что нового вы открыли в себе и окружающих? Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?

Нарисуйте на своем листке окружность. На этой окружности равномерно нанесите столько точек, сколько учеников в классе. Теперь подпишем точки на окружности именами учеников. Не забудьте себя. От своей точки проведите к другим точкам линии. Условимся, что сплошная линия будет означать, что тот человек, к которому вы протягиваете эту линию, вам крайне приятен. Если же он вам просто приятен, то линия эта может быть прерывистой. Если же он вам не очень приятен или же отношение у вас к нему неопределенное, нейтральное, то никаких линий проводить не надо. Результаты этого теста в группе обсуждаться не будут.

Есть среди вас ребята, которые могли бы сказать, что у них есть настоящий друг? И что вы больше всего цените в своем друге? Готов ли твой друг поступиться своими интересами ради твоего благополучия? Всегда ли ты говоришь другу правду? Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав? Или заступиться за него, когда большинство против?

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.

Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.

Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.

Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.

Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?

Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

Дружба не находится и не предлагается. Она рождается, развивается взаимными усилиями. Не надо бояться одиночества. Надо задуматься: если тебе скучно самому с собой, будет ли интересно с тобой другим?

Сделай себя интереснее духовно, стань добрее, активнее, общительнее, внимательнее к людям, и обязательно найдется человек, который будет тебе другом.

Знаете, как обозначил почву для дружбы Антуан де Сент-Экзюпери:

«Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче».

К классу. А что для вас настоящий друг?

Человек, который тебя понимает. Важно знать, что друг – это тот, кто тебя не предаст. Подумайте, а каждый из вас может стать тем самым другом, о котором мечтает?

Вот история одной девушки: «…Марина за два месяца до выпускных экзаменов вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы: катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии была принимать пищу.

Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими стоячими: садиться не садились, были скупы на слова.

Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством юноши посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке.

Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила безнадежно больную девушку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как семья за обедом».

Каждый мечтает о таких друзьях. Дружба излечить может, дружба горы может свернуть, дружба реки переплывет и надежду даст.

Чтобы иметь друга, надо быть им!

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

Давайте разберём несколько ситуаций.

Разыгрывается учащимися сцена. (Мама, папа, ребёнок):

Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.

М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.

П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.

М. – Ну ты мог бы сам запретить.

П. – Ты же занимаешься ребёнком.

М. – Уже 11, а её всё нет.

П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.

М. – Уже 11.30 почему то трубку не берёт.

П.– Ещё полчаса и пойду искать.

Крики, плач, непонимание

– Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение.

Идет обсуждение ситуации

Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.

( Потому что раздражены тем, что их потревожили).

Родители узнают, что у дочери появился молодой человек. Он неформал, это не нравится родителям. Они решили оградить дочь от общения с этим молодым человеком. Не выпускают на улицу, провожают в школу.

Девочка убегает из дома…

Что предпринять родителям, чтобы избежать такой ситуации?

Родители узнают, что ребенок ворует деньги. При этом они дают деньги на карманные расходы.

На вопрос: «Куда он их тратит?»

Отвечать не хочет, молчит.

Что предпринять родителям?

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Давайте предложим правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям. Чтобы не ссориться, нужно:

— Стараться понять друг друга в любой ситуации.

— Никогда не повышать голос друг на друга.

— Уметь дать совет, выслушать совет другого.

— Уметь поддержать в трудную минуту.

— Доверять друг другу.

— Уметь слышать и слушать.

Учитель подводит вывод:

– Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

– Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).

– Послушайте еще одну народную притчу.

Китайская притча “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение , сто раз терпение . Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— Да – ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?

Учитель читает стихотворение:

Помните родителей, делитесь
Молодою силою своей,
Их любите, им продлить стремитесь
Череду счастливых, ясных дней!

Ревности, обиде и сомненьям
Не позвольте между вами встать,
Не остудит время пусть стремленье
Друг для друга жить и побеждать –

Побеждать проблемы и рутину,
Быт, усталость, долгий груз зимы,
Главное, чтоб были вы любимы,
Чтоб друг другу были вы нужны!

Спасибо за внимание!

3.Еременко Наталья Ивановна. Классные часы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

4.Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. – М.: Глобус, 2007.

5. Елецкая Е.А. 1000 мудрых мыслей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

(беседа для родителей и их детей на открытом родительском собрании ).

Юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком является, по-видимому, врожденной. Для формирования личностей юношей и девушек юношеская дружба – обязательное условие. В подростковом и юношеском возрасте неизменно возрастает самостоятельность, подросток все более обосабливается, отходит от родителей и переориентируется на общение со сверстниками. Именно среди ровесников подросток получает недостающую ему информацию, к которой нередко взрослые люди – родители, близкие педагоги – его сознательно не допускают. Здесь он практически осваивает навыки равноправного социального взаимодействия: умение подчиниться требованиям группы, отстаивать собственное мнение, а иногда и независимость, согласовывать собственные действия и поступки с интересами других людей.

Возрастная динамика дружбы измеряется, прежде всего, степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативные факторы. Например, если как считает подросток, дружба настоящая, то мнение родителей в отношении друга не имеет никакого значения, напротив, неприятие друга с их стороны может послужить причиной неприязни со стороны подростка к ним. Рост избирательности дружбы сопровождает ее устойчивость. Когда детям разных возрастов с 1-го по 11 класс предлагали через определенные интервалы времени назвать трех своих ближайших друзей, старшие обнаруживали в своем выборе больше устойчивости, чем младшие.

В отличие от младших школьников, старшеклассники строго разграничивают друзей и «просто приятелей», причем число друзей обычно невелико. Тем важнее родителям тонко и очень осторожно относиться к друзьям своих детей. Когда мы чрезмерно приветливы с друзьями детей и непременно хотим составить им компанию, мы наверняка назойливы. Они пришли к нашим детям, а не к нам, поэтому лучше, чтобы мы побыли в другой комнате. Ведь наверняка им нужно обсудить что-то сокровенное.

Это элементарные нормы тактичности и хорошего тона для многих родителей кажутся странными.

Для некоторых родителей детская дружба – явление второстепенное, они не верят в нее и тем самым неразумно осложняют отношения со своими детьми. Такие люди забыли своё отрочество, пору дружбы, они удовлетворяются поверхностными знакомствами, формальным общением с ближними и не ведают других отношений, кроме совершенно случайных или родственных.

Некоторым взрослым удается систематически игнорировать дружбу детей по двум достойным осуждения причинам: первая – все та же лень, которая заставляет нас стареть, ни на что не реагируя, довольствуясь серым, плоским видением окружающего; вторая – ревность – боязнь потерять привязанность собственных детей. Ревность унижает нас как в глазах детей, так и в наших собственных, бессмысленно терзает всех: и нас, и детей, и их друзей. Боритесь с ней, постарайтесь не разрушить неосторожным словом, едким ироническим замечанием, ибо подростки, когда дело касается дружбы, максималисты.

Итак, в отношении друзей своих детей примем за норму безукоризненный педагогический такт и искреннюю заинтересованность. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир подростка абсолютно недопустимо. В качестве напутствия хочу предложить вам несколько несложных правил, сформулированных И.Н.Ханкасаевой, автором поучительной книги для родителей подростков.

Правило первое: Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребенка и в любом количестве, когда и ему и им по 7 и по 15 лет. Никакого раздражения – только приветливость и улыбка! Всякий раз при этом успокаивайте себя мыслью: «Они все пришли к моему ребенку. Он здесь, рядом, и с ним все в порядке. Хуже, если он будет с ними где-то, а я буду тревожиться.

Правило второе: В семь, десять, пятнадцать лет ваш ребенок, возвращаясь домой, должен знать, что его встретят с радостью и улыбкой. Он должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его – из школы, секции, с прогулки, со свидания. «Ты вернулся? Как хорошо! Давай ужинать!» Даже когда вам не нравится его прогулка с друзьями или свидание – это другой разговор, не для момента встречи. Встреча – только с улыбкой!

Правило третье: Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будете запрещать вечерние прогулки или воскресные исчезновения, тем привлекательнее они начнут казаться вашему сыну или дочери. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте мудрее своего ребенка!

Правило пятое: Никогда, ни при каких условиях не закрывайте перед своим ребенком двери вашего дома! Во сколько бы он не вернулся, как бы горько и тревожно ни было у вас на душе. Ваши сын или дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно в час ночи не до улыбки, особенно если дочке всего 15. И недоумение ваше, и упреки, и обиды в этой ситуации неизбежны. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн попугать, наказать отбившегося от рук подростка.

Правило шестое: Давайте будем помнить, что эти уходы – дело обязательное, почти неизбежное практически для всех подростков. Очень у многих это проходит именно как детская болезнь подросткового возраста: надо переболеть свободой, шатанием по улицам, новым общением… Кого-то эта «ветрянка» задевает больше, кого-то – чуть-чуть… Не паникуйте раньше времени, лучше внимательно и трезво оцените ситуацию: что происходит? Другое дело – затяжные формы этой «болезни». Тот самый случай, когда не знаешь, что и посоветовать. Но хотя бы ради правильного диагноза, ради истины, постарайтесь понять: почему ничегошеньки не держит вашего ребенка дома? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало в доме тепла? Нет того, что хочется беречь и любить? Думайте! Вдруг результаты этих размышлений подскажут вам какой-то выход. Ни книги, ни учебники, ни телепередачи – только вы сами сможете найти выход в безвыходной ситуации.

Источник

Сценарий классного часа на тему:»Мир взаимоотношений глазами подростка»

классный час отношение между подростком и взрослым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Сальский аграрно-технический колледж»

мероприятия гр. 219Р

кл. руководитель: Сушко Т.В.

Классный руководитель: Сушко Т.В.

Цель : укреплять духовную связь поколений; совершенствовать навыки самопознания; подготовить к семейной жизни; учить преодолевать конфликты; воспитывать чувство сострадания, умение прийти на помощь; развивать творческие навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка тренингов, теста; распечатка раздаточного материала; творческие задания; оформление выставки.

Тип классного часа: тематический классный час

Форма проведения: беседа

Место проведения: 75 аудитория

Время проведения: 45 мин.

Оформление: лозунг « Терпение — вот лучшее умение »

П Л А Н М Е Р О П Р И Я Т И Я

Вступительное слово кл. руководителя

Ответы студентов на вопрос кл. руководителя

Тренинг «Выясняем отношения»

3. Заключительное слово

Терпение — вот лучшее умение.

Классный руководитель. Если бы люди обладали таким моральным качеством, как терпимость, то зла в нашей жизни было бы гораздо меньше. Что же такое терпимость?

— Это уважительное и доброжелательное отношение к убеждениям и верованиям, традициям и привычкам, а также поведению других людей.

— Это достижение человеческого взаимопонимания без угроз, оскорблений и принуждения, без крайних мер любого вида давления.

— Терпимость — одно из необходимых качеств культуры личности.

— Если маленькие дети спокойно относятся к непохожести двух миров — детского и взрослого, принимают его как само собой разумеющееся, то подросткам это делать уже гораздо труднее из-за своего взросления и того, что они находятся где-то посередине этих миров.

— Взрослея, мы сравниваем эти два мира, претендуем на взрослость, стараемся приобщиться к миру взрослых ценностей, часто при этом осознавая свою несостоятельность, понимая, что уровень наших притязаний не всегда оправдан. Мы сами страдаем от противоречивости этих чувств, часто не можем с ними справиться, поэтому возникают противоречия и конфликты с миром взрослых. Хотя я и знаю, что для того чтобы погасить конфликт, надо сначала описать, что случилось, потом показать, что ты переживаешь сложившуюся ситуацию, и только потом сказать о том, чего ты хочешь и почему.

— Во взаимоотношениях со взрослыми наше самое большое желание — освободиться от контроля и опеки со стороны родителей, учителей, вообще взрослых, которые поучают, устанавливают правила и порядки.

Кл. руководитель поводит с ребятами тренинг «Выясняем отношения».

Беспроигрышный метод решения споров

1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2. Ищи как можно больше решений.

3. Оцени различные решения.

4. Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.

5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.

6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Классный руководитель. Вот вам, ребята, и одно из главных правил терпимости — вы не должны забывать о том, что родители и учителя являются представителями мира взрослых в целом. И в этом мире они наделены определенными полномочиями, которые вы должны осознать, принять и к которым должны отнестись с пониманием и чувством терпения.

(Приводятся примеры ответов учащихся. Ребята заранее анонимно отвечали на этот вопрос, используя компьютер, поэтому проблема почерка не стоит, и классный руководитель может использовать данный материал при проведении родительского собрания.)

— Самому распределять время (уроки, спорт, встречи с друзьями).

— Чтобы мама не смотрела на меня подозрительно после каждой встречи с моим другом.

— Заниматься любимым делом, а не тем, чем продиктовали в детстве родители (только потому, что они сами не смогли осуществить мечту своего детства).

— Просто поговорить с мамой хоть один раз по душам.

Поговори со мною, мама,

Скажи, в кого я так упряма?

И почему я снова, снова

Твержу одно и то же слово?

Ты мне вопрос, я — «нет» в ответ,

Как будто слов других и нет.

Ты говори. Утро уже.

Но потеплело на душе.

— Не отвечать изо дня в день на дежурный вопрос родителей «Ну, как в колледже?» Хоть бы формулировку поменяли, что ли. Или не произносили его второпях.

В доме зеленая тоска.

Вопрос все тот же: «Опять пробегал?»

А я вчера у друга был.

Отец его сам лодку сделал.

И обещал нас летом взять

В поход, на речку, за грибами.

И мне так хочется спросить:

— Хочу, чтобы со мной советовались и считались. Хочу иметь в семье право голоса.

— Не выслушивать постоянные окрики.

— Больше всего меня «достают» слова, унижающие мое достоинство (неужели я такой тупой, неужели во мне нет ничего хорошего?). Как говорится: «Мной хоть полы мой, да не называй мочалкой». Ведь я по характеру довольно молчаливый и терпеливый.

— Мне кажется, что взрослые, став родителями, просто забывают о том, как трудно было им самим в детстве. Они поступают со своими детьми так, как поступали с ними их родители.

— Думаю, что стиль общения на работе взрослые часто переносят в свои семьи.

— Определенная часть взрослых убеждена, что окриком и силой можно решить все воспитательные моменты и конфликтные ситуации. Дети подвергаются моральному и физическому унижению. Известно, что каждый год до 50 тысяч детей убегают из дома. Большинство ребят жалуется на жестокое обращение. Они испытывают постоянное чувство страха, слышат угрозы, получают подзатыльники.

Психолог проводит с учащимися упражнение «Телефон доверия».

Психолог выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика по очереди—в роли дежурных на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации 3-4 минуты. По окончании каждой консультации ученик рассказывает о своих чувствах в «момент оказания помощи». Задача класса — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.

Принципы работы «телефона доверия»:

— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

— определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы частичное решение.

Принципы консультирования (по К. Роджерсу):

— безусловное принятие личности и ее переживаний;

— отсутствие оценок по отношению к ней;

— эмпатия: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь и собирая всю первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, «поддакивания».

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»). Затем необходимо установить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь. Далее вырабатывается план действий, направленных на преодоление критической ситуации, с которыми подросток согласен. В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.

Учащиеся (один из консультантов):

— Я пришел к выводу, что если бы ребята чаще обращались за помощью, то многих критических ситуаций можно было бы избежать.

— А мне хотелось бы отметить явное несоответствие поучений некоторых взрослых и их конкретных поступков. Например, подавая пример жестокости, мир взрослых получает ее в ответ.

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спаси щенка. Он же утонет.

— Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний сын. Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться. мы путники. Замерзаем. Спасите.

— Идите себе дальше. У нас тесно.

— Папа, почему ты их не пустил? — спросил сын. — Они же погибнут от холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец. Сын заплакал.

Психолог. Когда дети считают, что родители или учителя предъявляют к ним необоснованные требования, то это вызывает протест, и он часто проявляется в виде агрессии. Есть ребята, у которых наблюдается чрезмерное выражение агрессивности в межличностных отношениях с окружающими и не только по отношению к взрослым, но и к ровесникам.

Существуют различные виды реакций:

6. Подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям. Иногда человек убежден, что другие люди планируют нанести ему вред.

7. Вербальная агрессия — (крик и визг, угрозы, проклятия).

8. Чувство вины — субъект убежден в том, что он плохой человек, поступает зло и он ощущает угрызения совести.

Я предлагаю вам проверить себя на предмет агрессивности.

(методика предназначена для определения уровня агрессивности у подростков)

Инструкция: вам будет предложен ряд вопросов. После прочтения каждого из них подумайте и поставьте в бланке ответов напротив номера вопроса свой вариант ответа (только «да» или «нет»)». Постарайтесь быть искренними.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют делать людей что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Индексы различных форм, и агрессивных, и враждебных реакций, определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 41, 48,

55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9 и 17.

2. Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 34,

56, 63; ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

От 30 до 65 % совпадений с ключом по любой из шкал свидетельствует о нормальной реакции человека на те или иные жизненные ситуации. Отклонения в ту или иную сторону указывают на неадекватность реакции обследуемого.

При рассмотрении общего индекса агрессивности (шкалы 1, 2, 7) или враждебности (шкалы 5 и 6) можно предположить ожидаемый вид агрессивности или враждебности обследуемого на раздражающий фактор.

— Мы считаем, что родители обязаны проявлять интерес к нашим делам. А часто ли мы интересуемся их делами и проблемами?

— И надо не просто интересоваться, а стараться проявлять участие, поддерживать добрым словом и делом.

— Признаю, что мы, подростки, бываем слишком категоричны в своих суждениях и требованиях.

— Надо быть добрее. Доброта растопит лед любых отношений.

— Несмотря на все негативные моменты, которые отмечаются во взаимоотношениях взрослых и детей, мы не можем не признать, что большинство родителей проявляет постоянную заботу о своих детях, а это стоит им немалой усталости и здоровья. Вместо понимания и терпимости мы предъявляем к родителям слишком завышенные и часто необоснованные требования. И это проявляется как в моральном, так и в материальном плане (чего только стоит наше постоянное «купи, ну, купи»), А если что-то получаем, то принимаем все как само собой разумеющееся, забыв выразить им свою благодарность и признательность.

— Иногда дети чаще думают о том, насколько престижны их родители, их семья (некоторые даже стесняются своих родителей!), чем о духовном родстве, о той человечности, которой обладают их родители (честность, трудолюбие, любовь к детям, бескорыстие).

— Говоря о том, что бабушка «жадная», мы, к сожалению, не всегда понимаем, что это идет от привычки экономить, беречь то, что нажито тяжким трудом.

— А часто ли дети обременяют себя такой обязанностью(!), как поставить родителей в известность, где они и с кем проводят свободное время?

— Родители по отношению к нам принимают определенные решения. И мы должны с этим мириться, потому что именно они на данном этапе отвечают за нас и наше будущее.

— А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

Идет по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела!)

У нас по-разному бывает:

Поссоримся — она прощает.

Я не права — берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

И снова в доме мир, покой.

Тебе совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

— Вот и получились своеобразные правила наших взаимоотношений с родителями. Хотим мы этого или не хотим, но вся жизнь идет по правилам. К тому же эти правила мы сами и продиктовали. Теперь осталось только выполнять.

Классный руководитель. Вы становитесь взрослыми. Недалек тот день, когда ваши дети предъявят вам те же требования, о которых вы говорили сегодня. И правила вашего поведения прозвучали сегодня достаточно серьезно. Взаимных претензий может быть множество, но есть одно золотое правило, которое обеспечит вам успех как родителей в будущей взрослой жизни: «Относись к своим родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *