клинические формы заикания смешанная форма
Заикание (запинание)
Общая информация
Краткое описание
Протокол «Заикание (запинание)»
Коды по МКБ-10: F 98.5
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
По этиологии:
1. Невротическое заикание.
2. Неврозоподобное заикание.
По клиническим проявлениям:
I. Клоническая форма.
II. Тоническая форма.
III. Клонико-тоническая форма.
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: заикание, эмоциональная лабильность, повышенная раздражительность, утомляемость, снижение работоспособности, замкнутость, частая смена настроения, подавленность, головные боли во второй половине дня. В анамнезе психическая травма, перинатальная патология, перенесенная ЧМТ, нейроинфекция.
Физикальное обследование: исследование психо-эмоциональной сферы, неврологического статуса, речь с заиканием, различной степени тяжести и клинических форм (тоническое, клоническое, смешанное); исследование вегетативной нервной системы выявляет функциональные расстройства нервной системы, эмоциональная лабильность, явления цереброастении; минимальная церебральная недостаточность.
Неврозоподобное заикание обусловлено органическими поражениями ЦНС, вследствие перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, у больных с ДЦП и т.п. Неврозоподобное заикание может носить и наследственный характер, в этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10-12 годам, у других сохраняется всю жизнь. Независимо от того, чем вызвано неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Заикание не зависит от ситуации, монотонное, однообразное, больные не переживают по этому поводу, не борются с ним, заикание усиливается после психического или двигательного возбуждения, вследствие переутомления или соматического заболевания. Если внимание ребенка фиксируют на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, этим неврозоподобное заикание отличается от невротического заикания.
Лабораторные исследования: без патологии.
Инструментальные исследования
Исследование глазного дна, консультация окулиста.
Показания для консультации специалистов:
4. Кардиолог с целью исключения патологии со стороны сердечнососудистой системы.
5. ЛОР с целью выявления патологии со стороны ЛОР органов.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
Основные диагностические мероприятия:
— общий анализ крови;
Дополнительные диагностические мероприятия:
— КТ головного мозга;
— УЗИ органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря;
Смешанное заикание
Смешанное заикание — расстройство плавности речи, обусловленное наличием тонических и клонических судорог артикуляционных мышц, развивающееся на фоне остаточных явлений поражения ЦНС и сопровождающееся невротическими наслоениями. Вначале протекает как органическое заикание, позже из-за присоединения невротических расстройств приобретает черты логоневроза. Смешанное заикание диагностируется по данным неврологического, логопедического и психологического обследований. Лечение включает седативную, нейротропную, сосудистую, дегидратационную терапию, логопедические занятия, психологическую коррекцию и психотерапию.
Общие сведения
Смешанное заикание представляет собой сочетание невротического (функционального) и неврозоподобного (органического) заикания. Такое заикание содержит и органический, и психологический аспект речевых расстройств. Смешанное заикание формируется, когда на фоне длительно текущей неврозоподобной формы заикания постепенно развиваются невротические нарушения. Последние чаще всего связаны именно с существующими нарушениями речи и их следствием — логофобией, т. е. страхом говорить. В связи с эти смешанное заикание некоторыми авторами обозначается как «неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями». Полиморфность этиологии и патогенетических механизмов формирования смешанной формы заикания делают ее предметом совместного ведения специалистов в области педиатрии, неврологии, логопедии, психологии и психиатрии.
Причины смешанного заикания
В своей основе смешанное заикание имеет органический субстрат, т. е. структурные изменения ЦНС, как правило, представляющие собой резидуальные (остаточные) явления перинатально перенесенных неблагоприятных воздействий. К последним относят: внутриутробные инфекции (цитомегалию, герпес, сифилис и др.) и интоксикации (при курении, наркомании или алкоголизме у беременной, воздействии на ее организм вредных факторов внешней среды), гипоксию плода (вследствие токсикоза беременной или фетоплацентарной недостаточности), родовые травмы новорожденных, асфиксию новорожденных, недоношенность.
Второй группой причин, обуславливающих формирование смешанной формы заикания, являются психогенные факторы. Чаще это хронические стрессовые ситуации, связанные с неблагоприятным психологическим климатом в семье, повышенной требовательностью к ребенку, информационной перегруженностью. Возможно влияние острой психотравмы, в роли которой у детей чаще всего выступает испуг. Следует понимать, что существование органического заикания само по себе является для ребенка источником постоянного стресса. Однако на фоне благоприятного психологического климата его негативное влияние на психику ребенка будет выражено в наименьшей степени.
Органические факторы индуцируют развитие неврозоподобного заикания, которое манифестирует в период становления речи ребенка. Психогенные триггеры приводят к появлению признаков невротического заикания (логоневроза) на фоне уже существующего нарушения речи. Обычно клинически это проявляется после 10-летнего возраста. Функционально-морфологической основой, обуславливающей смешанное заикание, являются тонические, клонические и клонико-тонические судороги артикуляционных мышц. В начале преобладает клонический вариант судорог, приводящий к повтору начальных звуков или слогов в слове (с-с-собака, мо-мо-молоко). Затем нарастает число тонических судорог, проявляющихся паузами в словах (с. тул, кар. тошка).
Симптомы смешанного заикания
Смешанное заикание, как и неврозоподобное, дебютирует после 3-х лет, в период формирования речевых навыков. Первоначально его проявления аналогичны симптомам органического заикания. Речь ускорена (тахилалия), но при этом монотонна и приглушена, сопровождается однообразной жестикуляцией. Звукопроизношение характеризуется дислалией, возможна дизартрия. Заиканию сопутствуют расстройства дыхания — оно более поверхностное и дискоординированное, происходит со слабым участием диафрагмы.
Нарушен фонематический слух, позволяющий различать звуки родного языка. Речевая активность повышена, фиксация на речевом дефекте и логофобия не наблюдаются. В этот период заикание имеет постоянное течение с временными ухудшениями при переутомлении, соматических заболеваниях.
Смешанное заикание протекает на фоне задержки психомоторного развития. Отмечается неуклюжесть, скованность и стереотипность движений, некоторая медлительность, неловкость, недостаточность мелкой моторики. Возможны астенический синдром, энурез, нарушения сна, непроизвольные мышечные сокращения (тики), выраженные преимущественно в лицевой мускулатуре. Если в норме становление речи заканчивается примерно к 7-летнему возрасту, то у ребенка, имеющего смешанное заикание, с возрастом происходит усугубление речевой дисфункции и нарастание дезорганизации речи. Со временем, когда ребенок начинает обучение в школе, обнаруживается дислексия (нарушение способности к чтению) и дисграфия (ошибки при написании слов).
С возрастом к ребенку приходит осознание собственного речевого дефекта. Он начинает «маскировать» свое заикание, избегая произношения трудных слов и употребляя различные речевые приемы (например, растягивание речи). Снижается речевая активность. Формируется смешанное заикание. Ребенок стесняется говорить при посторонних людях, отказывается выступать перед аудиторией. Заикание приобретает черты невротического: усиливается при волнении, в незнакомой обстановке. Речевой дефект мешает ребенку донести свое мнение и ощущения до окружающих, является препятствием в общении. На этом фоне возникают невротические наслоения: тревожность, различные страхи (в первую очередь — логофобия), мнительность.
Смешанное заикание из постоянного трансформируется в волнообразное. Его симптомы усиливаются после психоэмоциональной перегрузки (экзамена, дискотеки, выяснения отношений), при внезапном изменении ситуации, необходимости говорить с малознакомыми людьми. И наоборот, в привычной и спокойной обстановке происходит значительное уменьшение интенсивности заикания. В неблагополучной психологической атмосфере невротические симптомы могут усугубляться, приводя к появлению депрессивного невроза, ипохондрии, невроза навязчивых состояний, истерии и т. п. Зачастую смешанное заикание сопровождает вегетативная дисфункция.
Диагностика смешанного заикания
Диагностировать смешанное заикание позволяют: наличие соответствующего дефекта речи и невротических расстройств, анамнестические данные про перинатальную патологию и задержку психомоторного развития. Диагностика проводится коллегиально логопедом, неврологом и детским психологом. С целью исключения ЛОР-патологии назначается консультация отоларинголога. Исследование устной речи определяет тахилалию, отсутствие общей плавности речи и снижение ее интонационной выразительности, наличие запинок, растягивания звуков и повторов, сопутствующие речи движения (тики, жестикулирование). Диагностика слухоречевой памяти выявляет ее снижение и наличие ошибок фонематического восприятия. У школьников дополнительно проводится диагностика письменной речи.
Лечение смешанного заикания
Смешанное заикание требует проведения комплексной терапии на фоне охранительного режима в доброжелательной психологической обстановке с исключением стрессовых воздействий. Рекомендовано строгое соблюдение режима дня (детям — обязательно с дневным сном), спортивные игры, прогулки, закаливание, ЛФК. Лечение состоит из трех компонентов: устранения неврологических нарушений органического генеза и улучшения церебрального метаболизма, логопедической коррекции и психологической (психотерапевтической) помощи.
Фармакотерапия может включать седативные средства (мебикар, магния лактат+В6, экстракт валерианы, экстракт мяты лимонной и мяты перечной, тиоридазин, фенибут, дикалия клоразепат), витамины гр. В и фолиевую к-ту, сосудистые препараты (винпоцетин), ноотропы (глицин, гопантеновая кислота, гинкго-билоба, пирацетам). При гидроцефалии показана дегидратационная терапия ацетазоламидом. Коррекция нарушений речи осуществляется путем регулярных занятий с логопедом. В комбинированное лечение могут включаться рефлексотерапевтические методы и физиотерапия (электросон, массаж воротниковой зоны, электрофорез).
Важную роль играет психотерапевтическая помощь. Она направлена на предотвращение патологического формирования личности, решение уже существующих психологических проблем. Детям рекомендованы занятия с психологом, психотерапия, нейропсихологическая коррекция, арт-терапия. Обязательным моментом является психологическое консультирование родителей. У детей постарше применяются групповые психологические тренинги, обучение методам релаксации и самоконтролю речи. В сложных случаях возможно применение гипноза и суггестивной терапии.
Прогноз и профилактика смешанного заикания
Сочетанный характер этиопатогенетических механизмов, формирующих смешанное заикание, обуславливает более сложную его коррекцию в сравнении с невротической и неврозоподобной формами. Однако своевременная комплексная терапия смешанного заикания способна предотвратить его негативное воздействие на формирующуюся психику ребенка и социальную адаптацию.
К профилактическим мероприятиям можно отнести все меры по предупреждению перинатальной патологии ЦНС, своевременное и корректное лечение последствий перинатального поражения ЦНС, недопущение психотравмирующих факторов и психоэмоциональных перегрузок в жизни ребенка.
Формы и стадии заикания у детей
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Заикание характеризуется нарушением темпа и ритма речи. Причина — повторяющиеся судороги мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.
Симптомы заикания
Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.
В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние. Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.
Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.
Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.
В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:
Формы заикания у детей
Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.
В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:
Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:
Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:
Невротическое заикание
Неврозоподобное заикание
Активность речи
Тип судорог
Чаще дыхательные и голосовых связок
Чаще артикуляционные спазмы
Темп речи
Звукопроизношение
Часто дислалия, редко дизартрия
Выразительность речи
Обычно невыразительная, монотонная
Моторика
Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения
Раздувание крыльев при разговоре
Сопутствующие движения
Часто встречаются, их характер различный
Очень часто встречаются и однообразны
Фиксация на проблемных звуках
Меньше, чем при невротическом типе
Течение заикания
Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса
Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Мотивация при коррекции
Обычно высокая, порой чрезмерная
Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.
Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:
Стадии заикания у детей
Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.
1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.
При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.
3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.
При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.
Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.
Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.
Советы родителям
Родителям, у которых есть чадо с заиканием, следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Желательно избегать шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.
Важно соблюдать и другие правила:
Рекомендуется не заострять внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.
Клинические формы заикания смешанная форма
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.
Статья:
Заикание характеризуется нарушением темпа и ритма речи. Причина — повторяющиеся судороги мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.
Симптомы заикания
Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.
В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние. Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.
Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.
Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.
В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:
Формы заикания у детей
Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.
В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:
Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:
Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:
Невротическое заикание
Неврозоподобное заикание
Активность речи
Тип судорог
Чаще дыхательные и голосовых связок
Чаще артикуляционные спазмы
Темп речи
Звукопроизношение
Часто дислалия, редко дизартрия
Выразительность речи
Обычно невыразительная, монотонная
Моторика
Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения
Раздувание крыльев при разговоре
Сопутствующие движения
Часто встречаются, их характер различный
Очень часто встречаются и однообразны
Фиксация на проблемных звуках
Меньше, чем при невротическом типе
Течение заикания
Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса
Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Мотивация при коррекции
Обычно высокая, порой чрезмерная
Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.
Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:
Стадии заикания у детей
Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.
1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.
При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.
3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.
При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.
Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.
Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.
Советы родителям
Родителям, у которых есть чадо с заиканием, следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Желательно избегать шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.
Важно соблюдать и другие правила:
Рекомендуется не заострять внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.