когда была принята конвенция оон по морскому праву
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.)
Конвенция
Организации Объединенных Наций по морскому праву
(Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.)
ГАРАНТ:
См. статус настоящей Конвенции
См. Соглашение об осуществлении положений настоящей Конвенции, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (Нью-Йорк, 4 декабря 1995 г.)
Согласно ст. 318 настоящей Конвенции, Приложения составляют ее неотъемлемую часть
См. Заключительный акт третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.)
Согласно Заключительному Акту третьей Конференции ООН, Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) образует неразрывное целое с резолюциями I-IV, приложенными к Заключительному Акту
принимая во внимание, что развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву,
сознавая тесную взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое,
признавая желательность установления с помощью настоящей Конвенции и с должным учетом суверенитета всех государств, правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды,
учитывая тот факт, что достижение этих целей будет способствовать установлению справедливого и равноправного международного экономического порядка, при котором будут учитываться интересы и потребности всего человечества, и в частности особые интересы и потребности развивающихся стран как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю,
стремясь настоящей Конвенцией развить принципы, предусмотренные в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, в которой Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций торжественно заявила, среди прочего, что район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества, разведка и разработка которых осуществляются на благо всего человечества, независимо от географического положения государств,
убежденные в том, что кодификация и прогрессивное развитие морского права, достигнутые в настоящей Конвенции, будут способствовать укреплению мира, безопасности, сотрудничества и дружественных отношений между всеми государствами в соответствии с принципами справедливости и равноправия, а также содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов мира в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций, изложенными в ее Уставе,
подтверждая, что вопросы, не регулируемые настоящей Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего международного права
, согласились о нижеследующем:
В удостоверение чего нижеподписавшиеся представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в Монтего-Бее десятого декабря тысяча девятьсот восемьдесят второго года.
Заявления
СССР при подписании Конвенции Организации
Объединенных Наций по морскому праву
1. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что в соответствии со статьей 287 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву он принимает в качестве основного средства урегулирования споров, касающихся толкования и применения этой Конвенции, арбитраж, образованный согласно Приложению V. Для рассмотрения вопросов, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований и судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения, СССР избирает специальный арбитраж, образованный согласно Приложению VIII. СССР признает предусмотренную в статье 292 компетенцию Международного трибунала по морскому праву в отношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судов или их экипажей.
2. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что в соответствии со статьей 298 Конвенции он не принимает обязательных процедур, влекущих за собой обязательные решения, при рассмотрении споров, связанных с делимитацией морских границ, споров, касающихся военной деятельности, и споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.)
Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г., N 48, ст. 5493, в Бюллетене международных договоров, январь 1998 г., N 1, в сборнике «Действующее международное право» т. 1
Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.
Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ (с заявлением). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 г.
См. статус настоящей Конвенции
Конференция по морскому праву. Хронология:
КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 ГОДА
Ранее отношения по использованию морей и океанов регулировались Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года (о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря).
Конвенция принята 10 декабря 1982 года, вступила в силу 16 ноября 1994 года. В ней участвуют около 170 государств (2008 год). Российская Федерация ратифицировала конвенцию 26 февраля 1997 года с заявлением о том, что она не принимает процедуры, ведущие к обязательным для сторон решениям, в отношении споров, касающихся делимитации морских границ, исторических заливов, военной деятельности и др. Конвенция является конституцией для океанов. Состоит из 17 частей (320 статей) и 9 приложений. Конвенция предусматривает установление территориального моря (вод) шириной до 12 морских миль и признаёт право мирного прохода через него; содержит нормы о транзитном проходе и режиме архипелажных вод.
За пределами территориального моря конвенция допускает установление исключительной экономической зоны шириной до 200 морских миль, в которой прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов и юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды и другие права и обязанности, предусмотренные конвенцией.
Конвенция уточняет определение континентального шельфа, определяет методы установления его внешней границы.
В конвенции перечислены свободы открытого моря: судоходства; полётов; прокладывать подводные кабели и трубопроводы; возводить искусственные острова и другие установки; рыболовства; научных исследований.
Важным положением конвенции является определение правового режима дна и недр за пределами континентального шельфа как общего наследия человечества. Деятельность в этом районе организуется, осуществляется и контролируется международным органом по морскому дну, который состоит из Ассамблеи, Совета и комиссии и имеет своё предприятие по добыче и переработке минеральных ресурсов, добытых в международном районе морского дна.
Конвенция обязывает государства защищать, сохранять морскую среду и предотвращать загрязнение её из морских судов и установок, находящихся на суше источников, из атмосферы, в результате разработки морского дна. В соответствии с конвенцией все государства и компетентные междунар. организации имеют право проводить морские научные исследования.
Конвенция учредила систему разрешения споров (международный трибунал по морскому праву, арбитраж, специальные арбитражи для рассмотрения вопросов рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения вредных веществ в мор. среду).
Во исполнение положений конвенции в РФ приняты федеральные законы: «О континентальном шельфе РФ» (1995 год), «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (1998 год), «Об исключительной экономической зоне РФ» (1998 год).
Организация Объединенных Наций и морское право
Конвенция ООН по морскому праву
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву является одним из наиболее комплексных инструментов международного права. Ее 320 статей и 9 приложений содержат всеобъемлющий правовой режим мировых океанов и морей, устанавливающий правила, регулирующие всю деятельность в океанах и использование их ресурсов, в том числе судоходство и воздушные перелеты, разведку и добычу минералов, сохранение и загрязнение, рыболовство и перевозки. В ней закреплено понятие о том, что все проблемы, связанные с океаническим пространством тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться в комплексе. Это единый документ, совмещающий кодификацию традиционных правил использования океанов и разработку новых норм, регулирующих вновь возникающие проблемы. Этот уникальный инструмент часто называют «конституцией океанов».
В настоящее время общепризнано, что любая деятельность, связанная с океаном, и морское право должны соответствовать положениям Конвенции, авторитет которой базируется на ее практически всеобщем признании. К Конвенции присоединилось более 140 государств, еще больше стран находятся в процессе ее ратификации или присоединения к ней. Почти все государства признают и соблюдают ее положения.
В 2000 году на двухдневном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи отмечалась двадцатая годовщина открытия Конвенции для подписания.
Значение Конвенции
Используя национальное и международное законодательства и соответствующую схему принятия решений, государства последовательно поддерживают Конвенцию как преимущественный международный правовой инструмент в данной области. Ее безусловный авторитет явился результатом практически всеобщего признания некоторых из ее ключевых положений, в том числе: предел зоны территориальных вод в 12 морских миль; суверенное право прибрежных государств на ресурсы «исключительной экономической зоны» в пределах до 200 морских миль; их суверенное право на ресурсы континентального шельфа за пределами этой зоны. Конвенция принесла стабильность в сферу судоходства, установив право мирного прохода через территориальные морские воды и право транзитного прохода через узкие проливы, используемые для международного судоходства.
Практически всеобщему принятию Конвенции способствовало принятие Генеральной Ассамблеей в 1994 году Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции, устранившего некоторые барьеры, препятствовавшие подписанию Конвенции главным образом промышленно развитыми странами. Соглашение в настоящее время широко принято, его подписало более 110 государств-участников.
В этом соглашении изложен режим сохранения и использования этих запасов рыбы, остающихся внутри исключительной экономической зоны (ИЭЗ) прибрежного государства и в областях за пределами этой зоны или прилегающих к ней. Оно устанавливает, что такое использование должно базироваться на осмотрительном подходе, а также на достоверных научных данных. В нем также уточняется, что государства должны сотрудничать в обеспечении долгосрочной устойчивости и содействовать оптимальному использованию рыбных ресурсов как внутри, так и за пределами своей исключительной экономической зоны.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.
В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм международного морского права, включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.
Исторические предпосылки.
Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).
Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.
В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.
Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.
В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:
Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.
Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.
В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.
Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.
С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.
Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.
По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.
Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
Государства, не подписавшие Конвенцию
Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (полный текст [PDF]) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.
Конвенция ООН по морскому праву
Конвенция ООН по морскому праву была принята 30 апреля 1982 года Третьей Конференцией ООН по морскому праву. Десятого декабря 1982 года Конвенция была открыта для подписания в Монтего-Бей (Ямайка). В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР.
Сохранявшиеся разногласия относительно осуществления положений, касающихся морского дна, были разрешены в 1994 году с принятием дополнительного Соглашения об осуществлении части ХI Конвенции. Конвенция и Соглашение вступили в силу соответственно 16 ноября 1996 года и 28 июля 1998 года.
По состоянию на сентябрь 2013 года Конвенцию ООН по морскому праву ратифицировали 166 государств. Россия ратифицировала Конвенцию 12 марта 1997 года.
Конвенция является первым всеобъемлющим договором, охватывающим практически все аспекты освоения и использования пространств и природных ресурсов Мирового океана. Этот документ часто называют «конституцией океанов».
Она состоит из 320 статьей, сведенных в 17 частей и 9 Приложений. Конвенция содержит нормы и принципы, определяющие правовой режим и пределы морских пространств, входящих в состав государственной территории (внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды), и пространств, образующих зоны функциональной юрисдикции (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф).
Ее ключевые положения: предел зоны территориальных вод в 12 морских миль; суверенное право прибрежных государств на ресурсы «исключительной экономической зоны» в пределах до 200 морских миль; их суверенное право на ресурсы континентального шельфа за пределами этой зоны.
В рамках Конвенции сформированы три специальных органа по различным аспектам морского права.
Международный орган по морскому дну — организация, посредством которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в отношении минеральных ресурсов морского дна в международной зоне за пределами национальной юрисдикции. Он начал работать в 1994 году и находится в Кингстоне (Ямайка).
Международный трибунал по морскому праву, действующий с 1996 года, был создан для разрешения споров, связанных с толкованием или применением Конвенции. Трибунал в составе 21 судьи, избираемый государствами-участниками, расположен в германском порту Гамбург. Трибуналу предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
Комиссия по границам континентального шельфа призвана содействовать соблюдению Конвенции в отношении определения внешних границ континентального шельфа, выходящего за 200 морских миль от базовой линии, от которой отмеряется ширина территориальных вод.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников