когда декларация считается не представленной
Когда декларация считается не представленной
НК РФ Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 6 п. 3 ст. 80 (в ред. ФЗ от 28.01.2020 N 5-ФЗ) применяется к правоотношениям, связанным с представлением расчетов по страховым взносам начиная с расчета по страховым взносам по итогам расчетного периода 2020 года.
Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.
(в ред. Федерального закона от 28.01.2020 N 5-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 4 ст. 80 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 4.1 ст. 80 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
П. 4.2 ст. 80 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
П. 5 ст. 80 (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пп. 7 п. 7 ст. 80 (в ред. ФЗ от 28.01.2020 N 5-ФЗ) применяется к правоотношениям, связанным с представлением расчетов по страховым взносам начиная с расчета по страховым взносам по итогам расчетного периода 2020 года.
7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.01.2020 N 5-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
(п. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 265-ФЗ)
11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.
(п. 11 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.
(п. 12 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Энциклопедия решений. В каких случаях налоговая декларация и расчет считаются непредставленными
В каких случаях налоговая декларация и расчет считаются непредставленными
Смотрите в этом материале:
С 01.07.2021 оснований, по которым налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, стало значительно больше (см. таблицу).
Вид налоговой декларации (расчета)
Налоговая декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом
В отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени плательщика налога, сбора, страховых взносов (налогового агента), на момент представления декларации (расчета):
1) не истек срок дисквалификации по вступившему в силу постановлению по делу об административном правонарушении;
2) в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об указанном лице
Декларации (расчеты), представленные в электронной форме
(пп. 3 п. 4.1 ст. 80 НК РФ)
Все декларации (расчеты)
(пп. 5 п. 4.1 ст. 80 НК РФ)
В отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) до даты представления таким лицом налоговой декларации (расчета)
Налоговая декларация по НДС
(п. 5.3 ст. 174 НК РФ, пп. 6 п. 4.1 ст. 80 НК РФ)
Показатели представленной налоговой декларации не соответствуют контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения. Перечень контрольных соотношений утв. приказом ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-15-/519@
Расчет по страховым взносам
(пп. 6 п. 4.1 ст. 80 НК РФ, п. 7 ст. 431 НК РФ)
В расчете по страховым взносам:
— итоговая сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных за расчетный (отчетный) период, не соответствует сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному работнику;
— и (или) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц
При выявлении в ходе камеральной проверки одного из указанных выше обстоятельств, за исключением ситуации, когда в отношении организации внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении юрлица, налоговый орган обязан уведомить плательщика налога, сбора, страховых взносов (налогового агента) о признании соответствующей декларации (расчета) не представленной. В день направления такого уведомления камеральная налоговая проверка декларации (расчета) прекращается.
Если непредставленной будет признана уточненная декларация, то в этом случае инспекция возобновит камеральную проверку первичной (предыдущей) декларации (п. 4.2 ст. 80, п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
В течение какого срока налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о признании декларации (расчета) непредставленной
Уведомление о признании декларации (расчета) непредставленной направляется плательщику:
— не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации по НДС или расчета по страховым взносам в электронной форме, признанными не представленными по основаниям, установленным п. 5.3 ст. 174 и п. 7 ст. 431 НК РФ соответственно;
— в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения расчета по страховым взносам на бумажном носителе, который был признан не представленным на основании п. 7 ст. 431 НК РФ.
В какой срок надо устранить недочеты
У лиц, получивших уведомление о признании декларации по НДС или расчета по страховым взносам в электронной форме непредставленными, есть 5 рабочих дней с даты направления уведомления, в течение которых можно устранить допущенные ошибки и несоответствия и представить исправленную налоговую декларацию (расчет).
При признании непредставленным расчета по страховым взносам на бумажном носителе, устранить выявленные несоответствия необходимо в течение 10 рабочих дней с даты направления уведомления на бумажном носителе.
При соблюдении указанных сроков датой представления декларации (расчета) считается дата представления декларации (расчета), признанного первоначально непредставленным (п. 5.4 ст. 174, п. 7 ст. 431 НК РФ).
Внимание
Несвоевременное устранение выявленных ошибок и несоответствий в декларации и (или) расчете по страховым взносам может явиться причиной нарушения срока их представления, что, соответственно, повлечет привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ (постановления Тринадцатого ААС от 13.04.2021 N 13АП-1756/21).
Что будет, если не подать декларацию или не уплатить налог?
Какими неприятностями грозит ФНС неплательщикам и какой назначит штраф, если вовремя не сдать декларацию.
Граждане, которые обязаны подать декларацию, должны сделать это не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. А уплатить налог по поданной декларации — не позднее 15 июля. Если пропустить сроки, то нерадивому налогоплательщику грозят штраф и пени.
Если последний день сдачи выпадает на выходной или праздничный день, то он переносится на ближайший рабочий день. Так, подать декларацию за 2017 год необходимо не позднее 3 мая 2018 года, а уплатить налог — не позднее 16 июля 2018 года.
Обратим особое внимание, что санкции будут применены только в том случае, когда подача декларации является обязанностью, а не правом. То есть если в декларации будут отражены только налоговые вычеты, налогоплательщику ничего не грозит.
Подробнее о том, когда возникает обязанность подачи декларации 3-НДФЛ, читайте в статье «В каких случаях нужно сдавать НДФЛ самостоятельно?». А из статьи «В какие сроки можно сдать декларацию 3-НДФЛ?» вы узнаете, как могут изменяться сроки сдачи декларации.
Нарушение срока сдачи 3-НДФЛ влечет за собой штраф в размере 5% от суммы налога к уплате согласно этой декларации за каждый полный/неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. При этом размер штрафа не может быть более 30% от суммы к уплате и не может быть менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Разберем на примерах.
Пример 1
Прохоров Виталий Олегович, механик, 43 года, г. Тула, продал автомобиль в 2017 году, который был в собственности менее трех лет. Сумма налога к уплате составила 25 000 руб. Налогоплательщик представил декларацию 12.08.2018, а должен был — не позднее 03.05.2018. Сдачу он просрочил на 3 месяца и 9 дней, поскольку 5% штрафа рассчитываются не только из полных месяцев, но и из неполных, то расчёт будут производить из 4 месяцев. То есть за нарушение срока его оштрафуют на 5 000 руб. (25000 руб. х 5% х 4 мес.).
Пример 2
Антонова Валерия Константиновна, стилист-парикмахер, 33 года, г. Владивосток, продала валюту в 2017 году, которая находилась в собственности менее 3 лет. Сумма налога к уплате составила 15 000 руб. Она представила декларацию 03.06.2019, а должна была — не позднее 03.05.2018. Несмотря на то, что просрочка составила больше года, штраф не может быть больше 30%, а значит, за нарушение срока ее оштрафуют на 4500 руб. (15000 руб. х 30%).
Пример 3
Колань Арсений Борисович, сметчик, 41 год, г. Ижевск, продал квартиру в 2016 году, которая находилась в собственности менее 3 лет. Сумма налога к уплате составила 1000 руб. Налогоплательщик представил декларацию 10.05.2017, а должен был — не позднее 02.05.2017. Несмотря на то, что он опоздал со сдачей всего на несколько дней, а сумма к уплате невелика, его все равно за нарушение срока оштрафуют на 1000 руб., поскольку это минимальный размер штрафа.
Уплатить налог следует в срок не позднее 15 июля следующего за истекшим года.
Если была занижена сумма налога к уплате в декларации, то на физическое лицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплачённой суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Штраф применяют только тогда, когда неуплата налога возникла в результате занижения налогооблагаемой базы. Если суммы в декларации отражены верно, а вы просто не уплатили, то штрафа не будет.
В любом случае, за просрочку уплаты налоговики начислят пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (после 15 июля).
Спорным остается вопрос, включается ли день фактической уплаты налога в расчёт пеней или нет. По мнению Минфина, включать не нужно — количество дней просрочки пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (письмо Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318), по мнению судебных органов — нужно (п. 57, 61 постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Поскольку налогоплательщик не обязан самостоятельно рассчитывать пени, то их можно не уплачивать сразу с налогом, а дождаться актуального расчёта по уплате пеней от своей налоговой инспекции.
Уплатить налог за налогоплательщика может иное лицо. Однако требовать возврата из бюджета может только сам налогоплательщик.
Пример 4
Абакумов Константин Романович, проектировщик, 39 лет, г. Владивосток, должен был уплатить налог не позднее 17 июля 2017 года в размере 45 500 руб. Однако уплатил он только 11 декабря 2017 года. Помимо уплаты налога, физлицу следует уплатить пени за каждый день просрочки. Общая сумма пеней составила 1913,28 руб. (в расчёт пеней день оплаты не включен):
846,3 руб. = (45 500 руб. × 62 дн. × 9% / 300);
541,45 руб. = (45 500 руб. × 42 дн. × 8,5% / 300);
525,53 руб. = (45 500 руб. × 42 дн. × 8,25% / 300).
При уплате налога он указал КБК 182 1 01 02030 01 1000 110.
При уплате пеней он указал КБК 182 1 01 02030 01 2100 110.
Для упрощения процедуры оплаты налога (пени, штрафа) советуем воспользоваться сервисом ФНС России « Заплати налоги ». Данный интернет-сервис позволяет распечатывать сформированные документы для оплаты в любой кредитной организации или осуществлять безналичную оплату.