когнитивная компонента отношений отражает

Основные компоненты отношений

Основные компоненты отношений

Отношение – целостно, не расчленено. В нем целиком отражается весь индивид, вся личность человека. Однако, исходя из практической целесообразности, можно выделить в отношении отдельные компоненты: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий. Когнитивный, познавательный компонент включает знания о предмете и явлении. Знания представлены в разной форме. Декларативное знание – это знание о фактах и связях между ними. Это знание о том, что стереотипно повторяется в предметах и явлениях. Это описательная информация о предмете, о том, что он представляет собой. Эта информация может достигать достаточной глубины, но оставляет за кадром вопрос, как протекает взаимодействие с таким предметом. В зависимости от сложности эта информация может быть отнесена к прототипам, к понятиям, концептам и другим более сложным структурам. Процедурное знание – это знание о правилах, способах взаимодействия с реальностью, с предметами или явлениями. Процедурное знание составляет существенную часть нашего знания об окружающем мире. Процедурное знание – это знание о том, как взаимодействовать с соответствующими объектами.

Декларативное знание – это описание того, что надо достигать, это обобщенное описание связей, существующих между явлениями. Без процедурного знания (ответа на вопрос, как достигать) декларативное знание в значительной степени является констатацией факта, декларацией, которая отягощает ум, но не обогащает человека. Но когнитивный компонент отношения включает еще один элемент – значимость или ценность для индивида. Этот элемент вербализуется и представлен человеку как смысл. «Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом». Смысл – сугубо индивидуальная характеристика. Не декларативное знание само по себе направляет поведение человека, а тот личностный смысл, который он придает предмету или событию. Выделение этих структур в когнитивном компоненте позволяет рассматривать осознавание как многостадийный процесс, и только освоение разных форм знаний приводит к целостной модификации отношений. В противном случае можно знать, что надо делать, и оставаться на месте (когнитивный инсайт), можно знать, что надо делать и как надо делать, и не сдвигаться с места (когнитивный и поведенческий инсайт), и только прояснение смысла, наполнения его личностным значением и значимостью позволяет человеку сделать выбор и начать движение (целостная модификация отношения).

Когнитивная составляющая отношения всегда биополярна. Полюса когнитивной составляющей отношения получили название «полюс сходства» и «полюс контраста». «Полюс сходства» задействуется тогда, когда два объекта или события схожи по какому-либо параметру, «полюс контраста» – при различии. Даже в осознаваемом отношении обычно один полюс (чаще «полюс сходства») является менее осознаваемым, например, два человека вызывают разные отношения – один симпатию, другой неприязнь. За таким осознаваемым отношением, к примеру, может стоять более глубокое отношение с двумя полюсами (прогнозируемый – непрогнозируемый), а за этим уровнем может стоять следующий с полюсами «опасный – неопасный» и т. д.

Таким образом, когнитивная составляющая отношений иерархична и отражает разные этапы формирования данного отношения в онтогенезе.

Эмоциональный компонент. «Эмоция как целостная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение. Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека эмоцию» (Александров А. А., 2009).

Эмоциональный компонент отношения позволяет установить связь конкретного отношения со всей системой отношений человека (личностью, в понимании В. Н. Мясищева), с целостным индивидом как биопсихосоциальным единством. Значимость является связывающей структурой, позволяющей устанавливать такого рода связи.

Эмоциональный компонент отношения на этапе его формирования выступает как целостная реакция всего индивида и проявляет себя недифференцированными эмоциями (напряжение, возбуждение, активация и др.). По мере структурирования отношения, все большего включения второй сигнальной системы эмоциональный компонент приобретает все более дифференцированный характер, и тогда возможно аналитическое опознание и обозначение испытываемых эмоций и чувств. Таким образом, проработка эмоционального компонента отношения позволяет включить конкретную проблему в контекст всей системы отношений человека, понять действительную ее значимость и тем самым облегчить модификацию отношений индивида к проблемной ситуации.

Мотивационно-поведенческий (волевой) компонент отношения. «Проблема мотивации, как известно, привлекала внимание своей связью не только с проблемами воли, но и изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимость и т. д. (Александров А. А., 2009).

С точки зрения В. Н. Мясищева, выделение этого компонента отношения дает другой ракурс рассмотрения объекта – объект как цель, которая направляет вектор движения субъекта в его действиях. Использование слова «волевой» для обозначения этого компонента обращает внимание еще на один параметр этого компонента – проблему выбора направления движения, защиту его от возникающих помех.

Итак, выделение мотивационно-поведенческого (волевого) компонента позволяет понять, как объект (предмет) включается в отношение как цель (направленность движения субъекта), как значимость, как активирующий, энергизирующий момент отношения, предопределяющий активные действия индивида. Кроме того, понять отношение как опережающее отражение действительности, вносящее в нее новую реальность (цель), преобразующую ее, а не только как рефлекторное реагирование и приспособление к действительности. В субъективном представлении индивида значимость выступает как смысл, как ценность. Формирование этого компонента (если интерпретировать В. Н. Мясищева) – это развертывающийся во времени процесс, включающий выбор вектора движения, формирование опережающей действительность цели, программ, способов достижения цели, защита возможного маршрута движения от помех.

Включение отдельного отношения в структуру личности происходит через вход, который называется «личностный смысл».

Несколько слов о том, как понимается смысл современной наукой. Понятие смысла неявно было введено вместе с понятием энтелехии Аристотелем. Он обратил внимание на то, что живые существа развиваются постадийно, как будто каждая последующая стадия составляет смысл (цель) существования предыдущей. В последующем представления Аристотеля развивали виталисты. В их работах можно проследить формирующиеся идеи о смысле как об обращенной в будущее трассированной семантической линии, создающей направленность движения сложно организованных систем (организмов), а также создающей центры образования новых подструктур в организме.

В современном понимании смысл – это то, что сужает коридор возможностей, ограничивает их число, одним словом, смысл есть то, что создает переход от «настоящего к будущему (или от прошлого к настоящему)». Цели, которые попадают в этот коридор возможностей, достижимы, реалистичны, непопадающие – нереалистичны, бессмысленны. «Иначе говоря, смысл выступает как направление, намеченное в пространстве возможностей» (Брудный А. А., 1998).

Смысл является не только субъективной категорией. Он существует в сознании субъекта, поскольку существует в действительности. Это положение касается и понятия личностного смысла.

Но смысл – это не только направление. Смысл – это структура, связь, позволяющая включить явление в структуры высшего и более общего порядка. «Включенность в высшие структуры составляет основное условие направленности движения. Другими словами, в понятии „смысл” зафиксировано существование взаимной связи между законами развития. Если каждый закон есть в своей основе связь, то в понятии „смысл” отражена системная взаимозависимость этих связей» (Брудный А. А., 1998).

Личный смысл с этих позиций есть коридор возможностей, который зависит от индивидуального неповторимого опыта конкретного человека. Этот индивидуальный опыт делает предпочтительными одни возможности и блокирует другие. Понятно, что такое пространство возможностей не совпадает с потенциально возможным.

Значимость – это характеристика интенсивности отношения, личностный смысл – это уже определенным образом организованная структура (качественная характеристика), поэтому разные события можно сравнивать по значимости, разместив их на шкале «более значимый – менее значимый», по смыслу события невозможно оценивать подобным образом.

Отношение – преимущественно сознательная, основанная на опыте избирательная психологическая связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Измеряемые компоненты личности

Измеряемые компоненты личности Теперь обратимся к разработанному нами терапевтическому подходу с использованием терапевтических опросников структуры личности.Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей.

5. Компоненты счастья

5. Компоненты счастья Нет, не в Утопии – подземных кущах, — И не в таинственной, неведомой стране! Но в этом самом мире, Где все мы счастье обретем Или останемся ни с чем! Уильям Вордсворт Наслаждайся жизнью; осталось гораздо меньше времени, чем ты думаешь. Китайская

КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО

КОМПОНЕНТЫ СУПЕРЭГО Терапевтический опыт привел Фрейда к постулату, что психика устанавливает некий идеал—стандарт, с которым личность себя сопоставляет. Эта идея получила широкое распространение. Рассмотрим подробнее природу данного стандарта.13Объяснения Фрейда

4. Компоненты должности

4. Компоненты должности Должность включает несколько важных компонентов:1) должностные обязанности – определенные обязанности работника, соответствующие занимаемому трудовому посту и некоторые требования к его трудовой деятельности. Сюда включаются соответствие

Компоненты теории личности

Компоненты теории личности Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые

СУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

СУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ Наиболее существенный элемент в вашем плане действий — это специальные и конкретные, поддающиеся измерению действия, которые вы можете предпринять, чтобы приблизиться к своей цели в отношениях с мужчинами. Начните этот процесс с

Приложение 1 Компоненты мета программы

Приложение 1 Компоненты мета программы 1. Ориентация на цели и проблемыа) В направлении положительногоВ направлении, обратном отрицательномуб) Совпадение (ориентация на сходства и подобия)Несовпадение (ориентация на различия)в) Стиль

Часть первая Основные законы механики Потребности как основа человеческих отношений

Часть первая Основные законы механики Потребности как основа человеческих отношений Ни один из трех основных законов механики не вызывает, вероятно, столько недоумений, как знаменитый «третий закон Ньютона» — закон действия и противодействия. Все его знают, умеют даже

1.2. Структурные компоненты конфликта

1.2. Структурные компоненты конфликта К структурным компонентам конфликта относятся:1) стороны конфликта;2) условия конфликта;3) предмет конфликта;4) действия участников конфликта;5) исход (результат)

ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» указывается, что каждый человек может любить на трех уровнях: тела, ума и души. Уже тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. На

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в

Глава 2 Основные компоненты

Глава 2 Основные компоненты Как мы уже отметили во Введении, все пять элементов интегральной карты доступны вам прямо сейчас в вашем собственном сознании. Так что в итоге у нас получится что-то вроде экскурсии по вашему собственному опыту. Итак, почему бы вам просто не

Компоненты хорошей лаборатории

Компоненты хорошей лаборатории Всякому эксперименту может помочь или помешать качество лабораторного оборудования. Хорошо продуманное рабочее место и надежные инструменты позволят достичь точности и высокого качества любого исследования. А вот грязные мензурки,

2.6 Образовательная среда и ее компоненты

2.6 Образовательная среда и ее компоненты Для начала уточним понятия образовательного пространства и образовательной среды. Согласно определению В. И. Слободчикова, образовательное пространство включает в себя три взаимосвязанные предметные проекции — образовательные

Компоненты рекордов в вашей жизни

Компоненты рекордов в вашей жизни Первый компонент Ставьте цели, заряжающие энергиейГлава 7Пять характеристик цели, которая заряжает вас энергиейВажность целей подчеркивают практически все специалисты и авторы книг в области личностного роста. Поэтому разберемся, для

Источник

Компоненты отношений

Целостность, активность, сознательность и избирательность выступают как свойства, необходимо присущие отношениям. Наряду с этими сущностными свойствами, в концепции отношений выделяются три компонента, с помощью которых психологические отношения описываются.

При этом В. Н. Мясищев отмечал: “Старое психологическое деление (так называемая триада Тетенса) утверждало самостоятельность трех основных сторон, или элементов, душевной деятельности: ума, чувства и воли.

когнитивная компонента отношений отражает

Следует отметить, что выделенные В. Н. Мясищевым три компонента каждого отношения соответствуют в современной психологии выделению трех сфер психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой.

Компоненты отношения не являются их составными частями, элементами, входящими в их структуру (отношение целостно и нерасчленимо). Понятие “компоненты отношения” фиксирует лишь результат рассмотрения (научного психологического анализа) отношения.

Согласно В. Н. Мясищеву, все феномены психики можно при психологическом их анализе рассматривать в контексте двух категорий – потенциального (латентного) и процессуального (актуального).

К категории процессуального В. Н. Мясищев относил психические процессы, обеспечивающие в своем единстве психическую деятельность, то есть, то в психике, что развертывается во времени и становится в этом смысле актуальным. Категория потенциального отражает возможность бесконечного многообразия форм психической активности, из которых в каждый момент актуализируется, тем самым, переходя в другую категорию, лишь одна.

Отношение представляет собой феномен потенциального в психике и может лишь определять протекание психических процессов и психическую деятельность в целом. Отношение актуализируется и процессуально раскрывается в поступках, мыслях, чувствах. Причем такое актуализированное отношение не обязательно осознается как отношение.

Отношение как феномен потенциального в психике, даже будучи актуализированным, по существу остается еще внелингвистическим по своей первичной природе, и лишь вторично может быть лингвистически оформлено в сознании, а затем и в речи. Отношение процессуально раскрывается сознанию в спонтанной и в специально направленной рефлексии субъекта отношения.

Тем самым отношение становится актуальным, оформляясь в сознании лингвистически. При этом ясно, что содержательность лингвистического оформления отношения во многом определяется способностью к рефлексии, а также способностью к владению языком, фиксирующим результаты рефлексии.

При рефлексии отношение лингвистически может оформляться и традиционно оформляется в трех дополняющих друг друга описаниях, относящихся к трем сферам: эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной.

Таким образом, наряду с сущностными свойствами отношения – целостностью, активностью, сознательностью, избирательностью – отношение как категория психологического анализа описывается в контексте трех компонентов, а именно: эмоционального, мотивационно-поведенческого (волевого) и когнитивного.

Важно еще раз подчеркнуть, что эти компоненты не являются составными частями, элементами, входящими в структуру отношения (которое по своей сущности целостно и нерасчленимо). Понятие о компоненте отношения отражает возможность его рассмотрения (научного психологического анализа) в трех разных смысловых ракурсах.

Используя пространственную аналогию, можно сказать, что подобно тому, как пространственный физический объект может быть спроецирован на три пространственных базисных оси, при психологическом анализе отношение, лингвистически оформляясь как смысловой объект, также может быть как бы “спроецировано” на три базисных смысловых оси: эмоциональную, мотивационно- поведенческую и когнитивную.

В согласии с этой аналогией можно видеть, что проецирование не расчленяет сам объект, и что получаемые три проекции не являются составляющими частями этого объекта.

В соответствии с такой направленностью психологического анализа выявление этих компонентов отношения сводится к выявлению тех изменений в эмоциональной, мотивационно-поведен- ческой и когнитивной сферах, которые связаны с анализируемым отношением.

Описание изменений в этих трех сферах психического в самом обобщенном виде могут быть представлены как ответы на вопросы: какие чувства, эмоции связаны с отношением к объекту; какие мотивы связаны с отношением к объекту; какие знания связаны с отношением к объекту.

Эмоциональный компонент отношений. “Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью”. “Эмоция как цело- стная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение… Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека эмоцию”.

“На уровне сознательной деятельности переход отношений во вторую сигнальную систему сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением ее в сознательную оценку.

В оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта”.

Мотивационно – поведенческий (волевой) компонент отношений. Понятие воли, согласно В. Н. Мясищеву, является “видом активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому”. “Человек проявляет себя в действенном взаимодействии с действительностью. Чем богаче индивидуаль- ность, тем активнее она перестраивает действительность, тем шире ее опыт, тем более опосредованы ее реакции, тем более они

утрачивают зависимость от непосредственных условий момента и становятся как бы внутренне обусловленными”.

“Проблема мотивации, как известно, привлекала внимание своей связью не только с проблемами воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимость и т.д.”.

Осуществление всякого действия, выступающего как структурный элемент деятельности, основано на волевом компоненте отношения. Волевой компонент каждого отношения представляет собой необходимое условие проявления этого отношения в окружающей человека действительности.

“Об отношении судят по действиям, поскольку действия и отношения представляют единство процессуального и потенциального… Они представляют потенциальную характеристику человека, реально раскрывающегося и в целостном поведении или деятельности, и в отдельных реакциях или действиях”.

“Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности.

Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности”.

Когнитивный (познавательный) компонент отношений. В. Н. Мясищев подчеркивал, что “отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом”.

Результатом познания воспринимаемой действительности является понимание ее смысла. “Здесь мы встречаемся с теоретически и практически важнейшим вопросом такого понимания личностью действительности, когда это понимание определяет поведение человека и играет существенную роль в практике производства, воспитания и психотерапии.

Эта проблема связана с важнейшими вопросами о перестройке понимания в связи с изменением отношения и о перестройке отношения в связи с изменением понимания. Только связь отношений с активностью личности позволяет нам уяснить себе, каким образом понимание, т.е., казалось бы, интеллектуальный процесс, рассудочная деятельность, переделывает всего человека.

когнитивная компонента отношений отражает

В.Н.Мясищев писал: “мы видим, как субъективный фактор влияет на процесс познания, как роль отношения сказывается в мыслительных актах, как отношения вплетаются в живую ткань мыслительного процесса, как они стимулируют, ориентируют мышление или как они дезорганизуют, неправильно ориентируют его”

Источник

Когнитивный и эмоциональный компоненты отношения человека к кредитам

Киреева Оксана Васильевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра социальной психологии и социологии управления, факультет управления и психологии, Кубанский государственный университет

350040, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 436

Kireeva Oxana Vasil’evna

associate professor of the Department of Social Psychology and Sociology of Management, Faculty of Management and Psychology at Kuban State University

350040, Russia, Krasnodar Region, Krasnodar, str. Stavropol’skaya, 149, room No. 436

доктор психологических наук

профессор, заведующий, кафедра социальной психологии и социологии управления, Кубанский государственный университет

350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ауд. 436

Diomin Andrey Nikolaevich

Doctor of Psychology

professor, head of the Department of Social Psychology and Sociology of Management at Kuban State University

350040, Russia, Krasnodar, str. Stavropol’skaya, 149, room No. 436

Просмотров статьи: 12982 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: В статье рассматриваются когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к кредитам. Когнитивный компонент отношения к кредитам изучается через представления о рисках и ресурсах, которые ожидает личность от кредитования, а эмоциональный компонент анализируется через базовые эмоции, которые испытывает личность на разных этапах кредитования. Кредитование рассматривается как последовательность следующих действий заемщика: принятие решения взять кредит в банке, выбор банка и условий кредитования, получение одобрения на кредитование, выплата долга и процентов по кредитному договору. Особое значение в исследовании придается случаям невозврата долга и процентов по кредиту, то есть этапу персонального дефолта. Исследование представления о кредитовании и спектра переживаний потенциальных и реальных заемщиков осуществлялось с помощью качественно-количественных методик. В рамках изучения когнитивного компонента отношения к кредитованию по содержанию личностных смыслов выделены: нормативные заёмщики, вынужденные заёмщики, заемщики-гедонисты, заемщики, воспринимающие кредитование как риски и угрозы, заемщики с амбивалентным отношением к кредитам. В рамках изучения эмоционального компонента установлено, что на четырёх этапах кредитного поведения преобладает эмоция интереса, а на этапе персонального дефолта добавляются горе, вина, страх. Следовательно, кредитное поведение содержит в себе риск психологического кризиса.

Ключевые слова: заемщик, эмоциональный компонент отношения, когнитивный компонент отношения, отношение к кредитованию, отношение личности, кредит, эмоция, этапы кредитования, ситуация кредитования, персональный дефолт

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Краснодарского края в рамках научно-исследовательского проекта № 16-16-23011 – а (р) «Психологический анализ активности молодёжи и людей зрелого возраста на кредитном рынке».

Abstract: The article discusses the cognitive and emotional components of the attitude toward credits. The cognitive component of the attitude toward credits is considered as a representation of the risks and resources that a person expects from crediting, and the emotional component is analyzed through the basic emotions experienced by a person at different stages of credits. Crediting considered as a sequence of the following borrowers: the decision to take a bank credit, the bank selection and credit conditions, obtaining approval for crediting, debt and interest payments on a credit agreement. Particular importance is attached to the study cases of non-repayment of debt and interest on the credit, that is, stage of personal default. Research presentation of crediting and the range of experiences of potential and actual borrowers was carried out using qualitative and quantitative techniques. As part of the study of the cognitive component of attitude toward credits on the content of personal meanings identified: the normative borrowers, who are forced to borrowers, borrowers-hedonists, borrowers perceive credits as the risks and threats, borrowers with an ambivalent attitude toward credits. As part of the study of the emotional component it is established that the four stages of the credit behavior is dominated by the emotion of interest, and at the stage of personal default added grief, guilt, fear. Consequently, the behavior of the credit includes the risk of psychological crisis.

crediting situation, crediting stages, emotion, a borrower, credit, emotional component of the attitude, cognitive component of the attitude, attitude toward crediting, the person’s attitude, personal default

В ситуации экономической нестабильности проблема кредитования населения стала предметом изучения не только современных экономистов и социологов, но и психологов. На данном этапе работ в этом направлении немного, хотя для психологии актуальным является исследование отношения к займам в кредитных учреждениях в связи с ростом кредитной активности населения.

Проведем теоретический анализ подходов зарубежных и отечественных психологов к понятию «отношение».

Термин «отношение» многозначен, он используется не только в психологии, но и в других науках. В научном сообществе изучаются разнообразные отношения (например, пространственные, временные, внешние, внутренние, математические, логические,межличностные, межэтнические, групповые, общественные, производственные, учебные, отношения формы и содержания, части и целого, единичного и всеобщего).

Изучая отношения личности, исследователи обращаются не только к проблеме определения сущности отношения, но и ставят перед собой задачу выявления содержания структурных элементов отношений.

В центре нашего исследования находится отношение субъекта к кредитованию.

Ситуацию кредитования можно рассматривать с точки зрения структурного подхода. В этом случае структурными элементами являются: участники ситуации, объект их взаимодействия, пространственные, временные, социокультурные, экономические и политические условия взаимодействия. К каждому из них субъект проявляет определенные отношения. Таким образом, по объекту отношения можно назвать следующие виды отношения личности к ситуации кредитования:

отношение к экономической и кредитной системе в целом,

отношение к кредитным организациям,

отношение к кредитным продуктам,

отношение к участникам ситуации кредитования, в частности, к себе, к кредиторам, к другим участникам ситуации, например, к членам своей семьи, к кредитным брокерам, другим заемщикам, коллекторам,

отношение к деньгам,

отношение к различной по содержанию кредитной активности: от принятия решения о кредитовании, выбора банка и кредитного продукта, получения кредита, до погашения долга и выхода из кредитного рынка.

отношение к возможным трудностям и неудачам в процессе выплаты процентов и основного долга.

Когнитивный компонент предполагает оценку и осмысление таких объектов познания, как мир, люди, собственная личность. Под этим подразумевается восприятие, осознание, понимание, интерпретация личностью ситуации жизнедеятельности. Данный компонент проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Эмоциональный компонент отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к деятельности, к себе и другим. Он выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии.

Поведенческий (конативный) компонент выражается посредством потребностей и мотивов, детерминирует процесс выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым элементам ситуации, в том числе к людям и к самому себе. Так, например, кредитная активность заемщиков сознательно регулируется характером реагирования на сложившуюся социальную и экономическую ситуацию.

Полагаем, что изучение выделенных нами отношений личности к ситуации кредитования в рамках реализуемого проекта прояснит механизмы регуляции активности личности на кредитном рынке.

В данной статье представлены результаты исследования содержания когнитивного и эмоционального компонентов отношения человека к кредитованию.

Сбор данных осуществлялся с помощью двух методик.

При изучении когнитивного компонента отношения к займам рассматривались варианты продолжения незавершенного предложения «Кредитование – это…». Выделенные личностные конструкты классифицировались на предмет наличия описаний ресурсов и рисков заемщиков в ситуации кредитования.

В концепции К. Изарда, входящие в список эмоции имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. В тестовой шкале каждая из 10 основных эмоций имеет три составляющие. Согласно данной методике, к положительным эмоциональным реакциям относятся: интерес («внимательный», «сконцентрированный», «собранный»), радость («наслаждающийся», «счастливый», «радостный»), удивление («удивленный», «пораженный», изумленный»), стыд («застенчивый», «робкий», «стыдливый»), вина («сожалеющий», «виновный», «раскаивающийся»).

К отрицательным эмоциям относятся: горе («унылый», «печальный», «сломленный»), гнев («возбужденный», «гневный», «безумный»), отвращение («чувствующий отвращение», «чувствующий омерзение», «чувствующий неприязнь»), презрение («презрительный», «пренебрегающий», «надменный»), страх («пугающий», «страшный», «сеющий панику»).

Преобладающее эмоциональное состояние можно оценить по соотношению положительных и отрицательных эмоций.

Респондентам предлагалось оценить наличие и интенсивность входящих в список эмоций в следующих ситуациях на кредитном рынке (они же – этапы кредитного поведения):

Ситуация персонального дефолта была выделена нами в качестве одного из вариантов активности заемщиков, возникающего в случае неуспешной кредитной активности или целенаправленного уклонения от возврата долга.

Выборку составили респонденты в возрасте от 18 до 45 лет (всего – 87 человек, в том числе 35 мужчин и 52 женщины), проживающих в г. Краснодаре и Краснодарском крае. 19% респондентов не имели опыта кредитования, 81% обладали таким опытом.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

При анализе когнитивного компонента отношения к займам сначала были выделены типы представлений о кредитовании.

Представители первого типа (подгруппы) составляют 33 % выборки. Их представление о кредитовании носит формальный характер и близко к научному толкованию феномена. Это так называемые «нормативные заёмщики». В своих обыденных представлениях они фиксируют все или некоторые существенные стороны кредитования. Например, респонденты понимают под кредитованием «деньги в долг под процент», «заем денежных средств», «финансирование своих нужд на условиях платности и возвратности», «выдача ипотечных кредитов в результате рассмотрения заявлений на кредиты, принятых напрямую от потенциальных заемщиков», «заимствование денег под определенный процент на определенный период», «долговременные отношения с банком». Их представление отличается когнитивной сложностью, так как в описании представлены личностные смыслы из сферы экономических понятий, разнообразные элементы ситуации кредитования (демонстрирующие не только отношение к заемщикам, но и кредиторам и в целом к кредитной системе).

Для представителей третьего типа, который также составляет 30 % выборки, кредитование – это риски и угрозы. Респонденты описывают кредитование через такие конструкты, как «долговая яма», «ловушка», «обуза», «риск», «обманутые ожидания выхода из сложной семейной (жилищной) ситуации», «денежная афера», «вечные долг», «грабительские проценты банка», «впустую отдача заработка незнакомым людям», «опасная затея», «берешь чужие ненадолго, а отдаешь свои и навсегда», «ужас, пожизненная кабала; оформив кредит Вы отдаете банку в 2 раза больше денег, чем стоит определенная вещь», «большой убыток в будущем». Их представление о кредитовании когнитивно простое и затрагивает этап выплаты долга по кредитному договору. При этом их прогнозы относительно будущего неоптимистичны для заемщиков.

На следующем этапе анализа когнитивного компонента отношения к кредитам выявлялись особенности представления о кредитовании реальных и потенциальных заемщиков.

С помощью критерия χ2 Пирсона была выявлена достоверная взаимосвязь между типом представления о кредитовании и опытом кредитования (χ2 = 12,3 при df = 3, уровень значимости данной взаимосвязи соответствует p имеющие опыта кредитования, чаще всего представляют кредитование как рискованное мероприятие, несущее потери и негативной эмоции. То есть первые более оптимистично настроены, чем вторые. Возможно, это объясняет то, почему потребителями кредитных услуг становятся опытные заемщики или те, чьи родственники имели опыт кредитования, а негативно настроенные потенциальные заемщики не используют этот потенциал, не берут кредиты, не рискуют, чтобы проверить свою «гипотезу о негативных последствиях кредитования».

При анализе данных по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда было обнаружено следующее.

На всех этапах кредитного поведения сильно выражена эмоция интереса. С учетом входящих в неё компонентов (внимательный, сконцентрированный, собранный) это можно объяснить непосредственной включённостью данной эмоции в удовлетворение личных потребностей. Наиболее ярко она выражена на 2-м этапе (выбор банка и условий кредитования).

Если брать доминирующие эмоции на каждом этапе, то их динамика выглядит таким образом: (1 этап) интерес – (2 этап) интерес – (3 этап) радость, интерес – (4 этап) интерес – (этап персонального дефолта) горе, вина, интерес, страх. Выявлены статистически достоверные различия между тем, какие эмоции преобладают на этапе персонального дефолта и на других этапах. Достоверность различий определена с помощью критерия χ2 Пирсона при р интерес, вина. При этом в совокупности отрицательные эмоции преобладают. В целом по выборке у 67,3% респондентов выявлен сдвиг в сторону отрицательных эмоций на этапе персонального дефолта, по сравнению с ситуацией выбора кредитного учреждения и кредитного продукта, а также по сравнению с ситуацией одобрения кредита. С помощью критерия знаков было подтверждено, что такой сдвиг не является случайным.

Выборка оказалась неоднородной с точки зрения реагирования на персональный дефолт. Эмоция горя ярко выражена в ситуации персонального дефолта у 32,4% респондентов. Они опечалены, чувствуют себя сломленными. Эмоция горя возникает в данном случае вследствие утраты материальных ценностей. Данная эмоция показывает, что заемщики не готовы будут к активным действиям в трудной ситуации. Ещё одна доминирующая эмоция – вина – может в одних случаях способствовать преодолению трудностей, а в других – провоцировать внутриличностный кризис при неудачном стечении обстоятельств. Можем предположить, что вина – это реакция на неспособность удовлетворить с помощью собственных ресурсов ни свои потребности, ни потребности членов своей семьи. Одновременно с эмоцией вины у респондентов проявлялась эмоция страха. Полагаем, что на этапе дефолта в связи с сильно выраженной у должников эмоцией страха будет востребована психологическая помощь. В этом случае заемщикам должна своевременно оказываться психологическая поддержка. Также укажем на эмоцию гнева, которая начинает интенсивно переживаться на этапе персонального дефолта и, по-видимому, в дальнейшем побуждает заемщиков намеренно не выплачивать долги и действовать по принципу мести (подобные реакции упоминаются в работах А. В. Осипова, Д. О. Стребкова, А. А. Дикого).

Мы предполагаем, что дефицит интереса (отсутствие сконцентрированности, низкий самоконтроль), склонность к переживанию отрицательных астеничных эмоций в трудной ситуации являются неблагоприятными психологическими факторами кредитного поведения человека.

В ходе исследования были соотнесены типы представления о кредитовании и преобладающие эмоции на разных этапах кредитования. С помощью коэффициента корреляции Пирсона выявлена отрицательная связь между типом представления о кредитовании и эмоциями на некоторых этапах кредитования (уровень значимости данной взаимосвязи соответствует p дефолт.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки опросника, диагностирующего отношение к займам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *