количественный и качественный учет земель это

Количественный и качественный учёт земель

Задачи, содержание, методы учёта земель

Количественный учёт земель

Учёт качества земель

Учёт количественно-качественных показателей документов кадастра

Учёт земель представляет собой систему мероприятий по накоплению систематизации и анализу сведений о количестве, качестве и хозяйственном использовании земельных ресурсов. Учёты подлежат все земли в разрезе административно-территориальных образований, категорий земель и землепользований.

Наиболее детально учитываются следующие категории земель:

Земли с/х назначения

Земли лесного фонда

Земли населённых пунктов

Учёт бывает 2 видов: количественный и качественный. Данные виды учёта основаны на принятых показателях – атрибутивные и количественные. Атрибутивные показатели характеризуют определённые признаки словесно.

Учёт в качестве государственного мероприятия решает задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов:

Определяет содержание земельно-учётной информации и методы её получения.

Государство устанавливает формы и содержание учётной и отчётной документации. Кадастр базируется на статистических приёмах получения обработки и анализа данных. В основе данных приёмов лежат статистические наблюдения, формами которого являются отчётность и перепись.

Отчётность – это форма наблюдения, при которой статистические органы в установленные сроки получают определённые материалы в виде установленных законом документов от соответствующих организаций (форма 22).

Перепись – это форма наблюдений, при которой собирается информация посредством проведения специальных обследований на определённую дату (перепись осушенных земель).

Сроки предоставления отчётности. Все земельно-кадастровые данные предоставляются по состоянию на 1 января следующего за отчётным годом.

Органы, осуществляющие учёт (территориальные органы росреестра).

Порядок контроля за ведение учёта земель. Государство устанавливает ответственность за ведение количественного и качественного учёта земель.

Для успешного решения задач той или иной отрасли народного хозяйства ведомством, осуществляющем руководство отраслью, необходимы дополнительные сведения о землях, используемых предприятием этой отрасли. Поэтому наряду с государственным учётом земель возникает необходимость проведения ведомственного учёта, объектами которого являются все земли, находящиеся в ведении конкретного ведомства. Например, различают следующие ведомственные кадастры: лесной, водный, месторождения полезных ископаемых, градостроительный кадастр…

Так задачами лесного кадастра устанавливается учёт состояния и использования лесного фонда. В рамках данного кадастра собирают следующие дополнительные сведения: площади лесных массивов, категория защитности, возрастной и породный состав лесонасаждений, виды угодий лесного фонда, экономическая оценка лесного фонда.

Между государственным и ведомственным учётом существует определённая взаимосвязь. Ведомственный учёт строится с учётом требований и содержанием государственного учёта. Таким образом роль ведомственных кадастров заключается в обеспечении соответствующей информационной базы, необходимой для работы ведомства.

Земельно-учётная документации ведётся с соблюдением следующих принципов:

Унификация документов. Это построение уникального образца

Комплексность унификации. Данный принцип должен опираться на новейшие технологии обработки информации.

Стабильность требований документаций. Форма земельно-учёной документации должна разрабатываться на длительный период времени для мониторинга и анализа происходящих изменений в состоянии использовании земельного фонда.

Достижение единообразия документов. Данный принцип должен опираться на стандарты, заложенные общероссийским классификатором технико-экономической онформации.

Информативность. При составлении земельно-учётной документации следует обеспечить достоверность информации и её правовой статус.

Для проведения анализа соответствующих изменений в использовании земель за ряд лет и выявление общих тенденций в практике земельно-кадастровых работ используются:

Методы параллельных рядов

Метод аналитических группировок

Ряды динамики представляют собой цифровые показатели, которые отражают изменения численности единиц, совокупности или величины признаков во времени. Ряды динамики составляются на показании абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютная величина показывает размер изучаемых явлений и выражается натуральными, условными и стоимостными показателями (га,м3, баллы бонитета, рубли).

Относительные величины – это коэффициенты, показывающие отношение данного показателя к другим аналогичным показателям. Например, структура изменения земельного фонда по составу угодий, по категориям, формам собственности.

Средние величины используются в тех случаях, когда надо показать типичные размеры изучаемого явления или дать общую характеристику по однородным признакам.

В рамках кадастра, ряды динамики подразделяются на 2 вида: моментальные, интервальные.

Моментальный – это такой динамический ряд, уровни которого характеризуют состояние явления на определённую дату, например, отчёты о состоянии использования земель административного территориального образования на 1 января каждого года.

Интервальный – это такой динамический ряд, показывающий изменение показателей за определённый отрезок времени. Например, это количество и площади, предоставленных гражданам дачных участкам по годам.

Сущность метода параллельных рядов состоит в сравнении данных, расположенных в табличной форме в виде параллельно размещаемых аналогичных показателей.

Метод аналитических группировок.

При этом методе производят группировку по одному признаку и вычисляют средние и относительные значения другого признака для каждой группы. Например, данный метод позволяет выявить зависимость результатов деятельности сельхоз предприятия от площади землепользования, контурности угодий.

Достоверность данных учёта земель зависит от способов получения земельно-кадастровых сведений и от методов их статистической обработки.

Количественный учёт земель.

Задача количественного учёта земель состоит в том, чтобы:

Указать существенные показатели для категорий земель.

Произвести соответствующие измерения в натуре.

Выбрать наиболее приемлемые и наглядные формы отображения соответствующих показателей.

Система количественного учёта формировалась длительное время, а также подтвергается изменениям вследствие реформировании земельных отношений.

Количественный учёт земель включает сведения природного и хозяйственного состояния земель. На следующих уровнях:

Административный район (город)

Основными учётными единицами являются землепользования.

Земельно-учётные данные хранятся в автоматизированных земельно-кадастровых базах данных. Базы данных имеют несколько иерархических уровней:

Между уровнями существует обмен информации в прямом и обратном направлениях.

Земельный кадастр административного района представляет собой свод земельных кадастров землепользований, расположенных в границах района, поэтому на данном уровне сохраняется весь набор показателей.

Земельный кадастр субъектов является инструментом выработки и принятия региональных программ по охране земель, поэтому возможно сокращение объёма показателей. Земельный кадастр федерального уровня представляет собой сжатую кадастровую информацию. Количественный учёт земель состоит из определения площадей: административно-территориальные единицы, категории земель, земли находящиеся в различных формах собственности, видов и подвидов угодий, земель, подлежащих мелиорации.

Основным элементом количественного учёта является земельное угодье.

Каждое угодье состоит из отдельных контуров, поэтому контур поступает в качестве первичного учётного документа. Контур – это территория, состоящее из однородного угодья и имеющее замкнутую внешнюю границу.

При учёте земель, в зависимости от их использования, могут быть применены другие элементы учёта (поливной, экологически однородный участок, рабочий участок).Состав и качественное состояние земельных угодий не является неизменным.

Учёту подлежат изменения, которые произошли на законном основании и зафиксированы на местности.

Учёт качества земель

Учёт качества земель дополняет характеристику природного и хозяйственного состояния земель. Данный учёт базируется на выделении зональных типов почв категорий пригодности, классов, видов земель и содержит характеристику угодий по почвенному покрову, механическому составу почв, геоботаническому и мелиоративному состоянию земель.

Зональные типы земель – это основная таксономическая единица классификации земельного фонда, выделенная в процессе природно-сельскохозяйственного районирования.

Районирование является научной разработкой.

Зональные типы территориально совпадают с границами природно-с/х зон и выражают зональные условия и общие направления преимущественного использования сельского и лесного хозяйства. Было выделено 15 зональных типов.

Категории пригодности бывают следующие:

Земли, пригодные под пашню

Земли, пригодные преимущественно под сенокосы

Земли, пригодные под с/х угодья после коренных мелиораций

Земли малопригодные под с/х угодья

Земли непригодные под с/х угодья

Основанием выделения категорий пригодности являются качественное состояние земель и возможность их использования под основные с/х угодья.

В пределах каждой категории пригодности выделяют классы земель. Классы земель представляют собой участки земной поверхности с близкими природными и хозяйственными качествами, характерны общностью использования, направлениями окультуривания и повышения производительности. Классы земель обособлены почвообразующими породами, механическим составом, степенью засоления, эродированности и т.д.

Составными частями классов являются виды земель. Виды земель соответствуют агропроизводственным группам почв, которые выделяются в процессе почвенного обследования.

Учёт качества земельных угодий в пределах видов земель производится по следующим паказателям:

Механический состав почв.

Степень засоленности. Различают слабо, средне и сильнозасоленные почвы.

Увлажнённость. Не достаточно увлажнённые, нормального увлажнения, заболоченные.

Каждый кадастровый показатель выражает количественную сторону учитываемых явлений в неразрывной связи с его качеством.

Способы сбора количественно-качественных показателей.

В настоящее время сведения, отражаемые при учёте получают различными способами:

Съёмки. В результате съёмок получают количественные данные, характеризующие площади земельных участков.

Обследования и изыскания. Все обследования делятся на 2 вида: агрохозяйственные и специальные обследования.

Агрохозяйственные обследования дают сведения о хозяйственном использовании земель.

К специальным обследованиям относят почвенные, агрохимические, геоботанические и мелиоративные.

Инвентаризация земель. Это единовременное мероприятие, которое имеет целью установить фактическое наличие и качественное состояние земельных угодий.

Мониторинг земель. Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд. Мониторинг земель ведётся в обязательном порядке на всех категориях земель и является составной частью единой государственной информационной системой сведений о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны.

Ведение мониторинга ведётся с соблюдением принципа взаимной совместимости данных кадастра (система координат, картографические проекции), единые классификаторы и коды.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи информации являются геоинформационные системы.

Виды земельно-учётной документации.

При учёте земель применяют 2 способа отражения земельно-учётных данных: текстовой, графический.Текстовые документы могут быть представлены в бумажной форме, либо в электронном виде.

Основными планово-картографическими документами являются:

Схемы землепользований административного района

Дежурная кадастровая карта (ДКК)

Карты земель с обременениями

Картограмма оценки земель

Росреестр совместно с Росстат разработали следующую систему земельно-учётных документов. В зависимости от содержания, документы делятся на 3 вида: основные, вспомогательные, первичные документы. Основные земельно-учётные документы предназначены для отражения учётной информации о каждом субъекте и объекте земельных отношений.

Основные документы делятся на 2 вида: учётные и отчётные. Учётные документы имеют следующие уровни:

Административный район (город)

Субъект РФ и РФ в целом.

Учётными документами землепользовании являются:

Правоустанавливающие документы на землю.

План землепользования. На плане землепользования отражаются границы смежеств, посторонних землепользований, населённых пунктов, угодий, а также дорожная сеть и гидрография.

Земельно-кадастровая книга предприятия. Данная книга содержит сведения о правовом природном и хозяйственном состоянии земель и состоит из 5 разделов:

Распределение земель по срокам пользования. Учитываются права на землю и площадь предприятия.

Количество земель по угодьям (содержит учётные данные по видам угодий)

Качество земельных угодий. Данных раздел содержит учётные данные по зональным типам почв, категориям пригодности земель и о классах земель.

Показатели оценки земель.

Приусадебные земли личного пользования. В настоящее время не заполняется.

1,2 разделы заполняются ежегодно по состоянию на 1 января по основанию проведённых съёмок. 3,4 разделы заполняются раз в 5 лет на основании материалов почвенных и иных обследований.

Основными учётными документами административного района (города) явлюяются:

Земельно-кадастровая книга района. Книга состоит из 2-х частей: 1 часть включает 1,2,3 разделы; 2 часть содержит 4 раздел.

Районная карта землепользований. Масштаб 1:50000, 1:100000. На карте отображаются границы района, границы землепользований и видов угодий. Каждое землепользование на карте обозначается кадастровым номером.

Основными учётными документами субъекта и РФ в целом являются:

Земельно-кадастровая книга. Состоит из 4-х разделов. В 1 разделе учитывается количество земель по категориям, угодьям, по мелиоративному состоянию земель; 2 раздел – качество земель; 3 раздел – показатели оценки земель; 4 раздел – характеристика с/х земель.

К учётным документам на уровне землепользования относят:

Экспликация. Отражает данные количественного учёта земель в разрезе видов и подвидов угодий. Составляется ежегодно с точностью до 0,1 га.

Сведения о посторонних землепользованиях.

Основным отчётным документом на уровне района, субъекта РФ, страны в целом, является отчёт он наличии и распределении земель. Объктом учёта для составления отчёта, является земельный фонд соответствующей территории. В состав отчёта входят статистические формы отчётности (форма 22.2 – 22.6), приложения (приложение 1 – сведения о орошаемых землях, сведения о мелиорированных землях). Составляется отчет о наличии распределения земель составляется ежегодно. Данный отчет согласуется с органами статистики, службами лесного хозяйства и природоохранными оганами.

Отчёт о наличии распределении земель представляет собой документ, содержащий обобщённые сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель, необходимые для управления земельными ресрсами.

В зависимости от содержания и назначения, земельно-учётные документы делятся на 3 вида: основные (учётные и отчётные).Вспомогательные документы. Данные документы дополняют и поясняют сведения, приведённые в основных документах. Например, пояснительные записки, диаграммы, картограммы.

Первичные документы. Отражают фактическое состояние дел и являются основой для внесения учётных записей в основные документы. Например, материалы съёмок, материалы инвентаризации земель, материалы различных обследований.

Источник

Охарактеризуйте количественный и качественный учет земель

количественный и качественный учет земель это количественный и качественный учет земель это количественный и качественный учет земель это количественный и качественный учет земель это

количественный и качественный учет земель это

количественный и качественный учет земель это

Учёт земель представляет собой государственное мероприятие по накоплению, систематизации и анализу всесторонних сведений о количестве, размещении и хозяйственном использовании земельных ресурсов.

Учёт качества земель в системе земельного кадастра предусматривает проведение классификации не только почв, но и земель.

Действующая классификация земельного фонда предусматривает выделение следующих категорий пригодности:

Количественный учет земель состоит в определении площади разных категорий ЗФ, площади административно-территориальных единиц, землевладений и землепользований, площадь видов и подвидов угодий, площадь мелиоративных земель. Количественный учет проводится на всей территории РФ в га или м² в зависимости от категории земель. При количественном учете применяется определенная классификация земель по угодьям и каждое угодье учитывается отдельно. Качественное состояние земель характеризуются категориями и классами земель, природными и др. признаками. Процесс учета качества земель: земельно-кадастровое районирование(зональные типы земель) →классификация земель(категории пригодности земель, класса земель)→группировка почв(виды земель)→характеристика качества земель(распределения земель в зависимости от их использования):1)группировка земель по градостроительным свойствам(рельеф местности, характеристика грунтов, загрязнение и т.д.;2)группировка земель по признакам влияющим на плодородие (содержание гумуса, степень насыщенности основаниями);3)группировка земель по технологическим признакам(энергоемкость, контурность, рельеф, каменистость и т.д.).

Источник

Количественный и качественный учет земель это

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачи государственного мониторинга:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;

обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Источник

Количественный и качественный учет земель это

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Источник

Статья 5. Индивидуальные характеристики объектов кадастрового учета

Статья 5. Индивидуальные характеристики объектов кадастрового учета

1. Индивидуальными характеристиками объекта недвижимости являются:

1) вид (наименование);

2) адрес и местоположение;

3) местоположение границ;

4) количественные и качественные характеристики, указанные в части 2 настоящей статьи.

2. К количественным и качественным характеристикам объекта недвижимости относятся:

Правительством Российской Федерации также могут быть установлены иные характеристики объектов недвижимости, подлежащие учету в государственном кадастре недвижимости.

3. Индивидуальными характеристиками правовых зон являются:

1) назначение и вид правовой зоны;

2) границы правовой зоны (в графическом и текстовом виде);

3) наименование, адрес органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего решение об установлении правовой зоны, реквизиты и источник опубликования такого решения;

4) количественные и качественные характеристики правовой зоны, определяемые согласно классификатору их характеристик при государственном кадастровом учете, утверждаемому органом правового регулирования.

4. При определении границ объектов кадастрового учета, а также единиц кадастрового и административно-территориального деления Российской Федерации используются единая открытая государственная система координат и (или) местные системы координат (при необходимости).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *