комитет охраны авторских прав природы
Заседание 1. Люби меня, как я тебя:
Или история о том, как КОАППОВЦЫ вознамерились водрузить у входа на свою поляну мраморную вывеску, и что из этого вышло
Пьеса М.Константиновского
Музыка В.Щукина, музыкальная заставка В.Шаинского
Тексты песен М.Константиновского и М.Танича
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Муравей – В.Невинный
Гарпия – Л.Шапошникова
Кивсяк – А.Очеретянский
Улитка Долиум – И.Карташева
Усоногие рачки – Н.Гуляева, А.Власова, В.Абдулов
Вокально-инструментальная группа: С.Рыженко, А.Самойлов, В.Щукин, А.Жабин, Н.Ларин
Запись 1981 г.
Заседание 2. В поисках золотой середины:
Или заседание, на котором выяснилось, что иным мужчинам не вредно поучиться галантности у четвероногих и пернатых
Пьеса М.Константиновского
Музыка В.Щукина, музыкальная заставка В.Шаинского
Тексты песен М.Константиновского и М.Танича
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Соловей – А.Очеретянский
Цветная бекасиха – Т.Машеева
Слониха – Л.Шапошникова
Северный олень – В.Бучменюк
Страус Нанду – А.Щукин
Скальная ящерица – Н.Коновалова
Вокально-инструментальная группа: С.Рыженко, А.Самойлов, В.Щукин, А.Жабин, Н.Ларин
Запись 1981 г.
Заседание 3. Съеденный этаж:
Или репортаж о событии настолько долгожданном, что даже чрезвычайное происшествие не смогло омрачить светлой радости КОАППОВЦЕВ
Пьеса М.Константиновского
Музыка А.Окуджавы и С.Минаева
Тексты песен М.Константиновского и С.Мирова
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Паук Немезия – В.Абдулов
Молотоглав – Е.Весник
Лиса – Т.Макеева
Сайка – Л.Шапошникова
Медоуказчик – А.Очеретянский
Пчела-Каменщица – Н.Гуляева
Инструментальный ансамбль «Клавесин» п/у С.Макеева и инструментальная группа «Дрозд»
Запись 1982 г.
Заседание 4. Устами младенца:
Или как КОАППОВЦЫ старались облегчить своим собратьям бремя тех забот, которыми в самом прямом смысле полон рот
Пьеса М.Константиновского
Музыка А.Окуджавы и С.Минаева
Тексты песен М.Константиновского и С.Мирова
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Попугай – Б.Левинсон
Дятел, Эму – А.Очеретянский
Нарвал – Е.Весник
Зубатка, Дикобразенок-мальчик – А.Власова
Акула, Электрический Угорь – В.Абдулов
Латофага, Землеройка – Н.Гуляева
Дикобразиха – Л.Шапошникова
Дикобразенок-девочка – Е.Бабаева
Инструментальный ансамбль «Клавесин» п/у С.Макеева
Запись 1983 г.
Комитет охраны авторских прав природы
Заседание 1. Люби меня, как я тебя:
Или история о том, как КОАППОВЦЫ вознамерились водрузить у входа на свою поляну мраморную вывеску, и что из этого вышло
Пьеса М.Константиновского
Музыка В.Щукина, музыкальная заставка В.Шаинского
Тексты песен М.Константиновского и М.Танича
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Муравей – В.Невинный
Гарпия – Л.Шапошникова
Кивсяк – А.Очеретянский
Улитка Долиум – И.Карташева
Усоногие рачки – Н.Гуляева, А.Власова, В.Абдулов
Вокально-инструментальная группа: С.Рыженко, А.Самойлов, В.Щукин, А.Жабин, Н.Ларин
Запись 1981 г.
Заседание 2. В поисках золотой середины:
Или заседание, на котором выяснилось, что иным мужчинам не вредно поучиться галантности у четвероногих и пернатых
Пьеса М.Константиновского
Музыка В.Щукина, музыкальная заставка В.Шаинского
Тексты песен М.Константиновского и М.Танича
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Соловей – А.Очеретянский
Цветная бекасиха – Т.Машеева
Слониха – Л.Шапошникова
Северный олень – В.Бучменюк
Страус Нанду – А.Щукин
Скальная ящерица – Н.Коновалова
Вокально-инструментальная группа: С.Рыженко, А.Самойлов, В.Щукин, А.Жабин, Н.Ларин
Запись 1981 г.
Заседание 3. Съеденный этаж:
Или репортаж о событии настолько долгожданном, что даже чрезвычайное происшествие не смогло омрачить светлой радости КОАППОВЦЕВ
Пьеса М.Константиновского
Музыка А.Окуджавы и С.Минаева
Тексты песен М.Константиновского и С.Мирова
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Паук Немезия – В.Абдулов
Молотоглав – Е.Весник
Лиса – Т.Макеева
Сайка – Л.Шапошникова
Медоуказчик – А.Очеретянский
Пчела-Каменщица – Н.Гуляева
Инструментальный ансамбль «Клавесин» п/у С.Макеева и инструментальная группа «Дрозд»
Запись 1982 г.
Заседание 4. Устами младенца:
Или как КОАППОВЦЫ старались облегчить своим собратьям бремя тех забот, которыми в самом прямом смысле полон рот
Пьеса М.Константиновского
Музыка А.Окуджавы и С.Минаева
Тексты песен М.Константиновского и С.Мирова
Режиссер – Т.Сапожникова
Действующие лица и исполнители:
Кашалот – М.Погоржельский
Сова, Мартышка – З.Нарышкина
Стрекоза – Ю.Юльская
Гепард, Рак – С.Цейс
Рыба-Удильщик – Б.Иванов
Человек, Птица-Секретарь – К.Устюгов
Попугай – Б.Левинсон
Дятел, Эму – А.Очеретянский
Нарвал – Е.Весник
Зубатка, Дикобразенок-мальчик – А.Власова
Акула, Электрический Угорь – В.Абдулов
Латофага, Землеройка – Н.Гуляева
Дикобразиха – Л.Шапошникова
Дикобразенок-девочка – Е.Бабаева
Инструментальный ансамбль «Клавесин» п/у С.Макеева
Запись 1983 г.
СССР глазами КОАПП
Одной из популярнейших советских радиопередач и книжных серий для детей был «КОАПП» — «Комитет охраны авторских прав природы». Его участники, животные со всего света, объясняли детям принципы бионики — человеческих технологий, позаимствованных у живой природы. Но за сценками и песнями Гепарда, Кашалота, Мартышки и других зверей стояла целая система отсылок к русской литературной классике, неподцензурной культуре и даже политическим лозунгам. Филолог Елена Михайлик решила изучить эти скрытые цитаты — и разобраться, почему, несмотря на них, «КОАПП» оставался точным отображением советского идеологического космоса.
Вот, глядите: сосуд круглый под зонтиком моим на стебельке висит, а в сосуде камушки… Если буря где поднимется, я голос её задолго улавливаю — часов за пятнадцать до того, как сама она объявится: сосуд звучать начинает, гудеть, камешки колышутся и на нервные клетки давят. И тотчас я подальше от берега отплываю, чтоб волной меня о камни не разбило. А Человек голоса бури не слышит… Вот и подглядел он, какое у меня ухо, и сделал похожее.
В 2010 году на Большом фестивале мультфильмов в Красноярске режиссёр-мультипликатор Мария Муат жаловалась репортёру, как сложно было в середине восьмидесятых снимать мультфильмы по мотивам радиопередач «КОАПП».
А какие у Константиновского [создателя передачи] были сценарии? У меня был такой стресс, никогда не забуду. В одной серии у него было про землеройку, которая съедает количество пищи больше её самой. И землеройка должна была петь:
«Для вас вредители — ужасная беда.
Для нас вредители — прекрасная еда.
И не только сами вредители,
Но и дети их, и родители».
Это меня просто добило! Спросила у сценаристов: «Мы что, про 1937 год кино снимаем?» Тут они призадумались.
Что здесь интересно для нас: ни у Марии Муат, ни у остальных «призадумавшихся» нет никаких сомнений сразу по нескольким пунктам: а) «вредители» в четверостишии — это явная отсылка к тем самым «вредителям» образца тридцатых (а также к «членам семьи врага народа» — «Но и дети их, и родители»); б) в детской передаче о животных ни таким аллюзиям, ни — скорее всего — этой интонации совершенно не место. А вот Майлен Константиновский, бессменный сценарист «КОАППа», никаких неудобств этого свойства, кажется, не испытывал.
Пахомова Людмила/Фотохроника ТАСС
Может быть, он действительно не имел в виду ничего, кроме поразительной прожорливости землеройки, а все недобрые ассоциации проникли в текст уже за счёт привычки читателей и слушателей ловить значение между строк — даже в случае, если исходно никакой политики в тексте не содержалось, а присутствовала только физиология пополам с народным хозяйством?
Но если мы обратимся к самому выпуску номер 30, откуда и взято сомнительное стихотворение (вернее, к книжной версии выпуска), версию о наивности автора придётся отбросить. Начать с того, что речь в записи радиопередачи идёт не о землеройке, а о большой синице — защитнице садов и огородов, — которая по сюжету как раз вернулась из-за моря и инспектирует скворечники и синичники. Вклад большой синицы в уничтожение садовых вредителей оказался настолько велик и важен, что потрясённый комитет тут же решил воспеть его.
Гепард: Гекзаметром? Мне кажется, дорогой Кашалот, в истории коапповской поэзии это уже пройденный этап. У меня другая идея. Я слышал, что когда-то, лет двести назад, один известный поэт написал в честь своей императрицы знаменитую оду «К Фелице». Вот если бы кто-нибудь. (выразительно смотрит на Кашалота) Если бы кто-нибудь взялся сочинить оду «К Синице».
Удильщик: Этот «кто-то» должен обладать необычайным талантом!
Кашалот (поспешно): Я, я обладаю. то есть я берусь! (Задумывается.) Минутку.
Все напряжённо ждут.
Готово! Слушайте все! (Объявляет.) Ода «К Синице».
Для нас вредители — беда.
Для вас вредители — еда.
И не только сами вредители,
Но и дети их и родители!
Бурные аплодисменты, крики «браво!».
На иллюстрации к сцене изображён председатель КОАППа Кашалот в зелёном камзоле, завитом парике — и с подобающим свитком в плавнике.
Трудно сказать, отсылает ли ода «К Синице», помимо державинской «Фелицы», ещё и к «Другому хору ко превратному свету» Сумарокова — который начинается со слов «Прилетела на берег синица / Из-за полночного моря», а далее синица рассказывает, как там за морем всё «превратно» — то есть всё не как у читателей, а вовсе наоборот, то есть нормально и по-людски.
Вполне возможно, что и нет — ибо в мире «КОАППа», о чём мы будем говорить дальше, нет ни государственных границ, ни членения по принципу нормы, ни, что ещё интересней, утопии. В рамках текста пространство «за морем» от пространства «у нас» в целом отличается только тактико-техническими характеристиками — температурой, влажностью, флорой и фауной. Но вот в том, что «вредители» в коапповской оде в том числе и те самые, из советского лексикона, сомневаться уже не приходится.
Мартышка: То есть будущих вредителей?! Но ведь это не что иное, как профилактика преступности!
Характер ассоциаций в передачах и книгах о КОАППе вообще удивителен. Например, когда рыба Сциена исполняет на концерте в честь Дня радио песню о египетском мормирусе, рыбе-слоне, ориентирующейся по магнитному полю: «А где мне взять такую рыбу, / Чтоб хобот был, как у слона, / И чтоб никто не догадался, / Что видит в полной тьме она. » — это отсылка не только к песне Маргариты Агашиной «А где мне взять такую песню», но и к фильму Ролана Быкова «Телеграмма» 1971 года, где эта песня звучит пять раз, причём в одном случае её исполняет в кадре сам режиссёр. Один из героев при этом изображает «доброго слона».
Фильм «Телеграмма», заметим, своевременно в кинопрокат не вышел (советская цензура углядела в новогоднем фильме пародию на идею «красных следопытов», и 1200 копий фильма так и погибли на складах), да и потом оставался подозрительным. А вот рыба Сциена и персонал КОАППа на решения Главлита не обращают внимания. На что хотят — на то и ссылаются.
Ты сидишь на травинке и смотришь с тоской,
Как последний комар улетает.
Что ж ты тощий, колючий и плоский такой,
Ну, скажи, что тебя угнетает?
Эта песня о богомоле — переделка знаменитого романса «У камина» Сергея Гарина Сергей Александрович Гарин (1873–1972) — драматург, писатель, сценарист. Участвовал в революционной деятельности, за что неоднократно арестовывался и в 1900 году был сослан в Сибирь. После революции вступил в РКП(б), был полномочным представителем РСФСР в Дании. Писал сценарии для театров и кинематографа, работал в Госкино. : «Ты сидишь одиноко и смотришь с тоской, / Как печально камин догорает».
В далёком детстве я до гроба
Любила одного микроба.
Из нефти делал он белок
И лучше выдумать не мог.
Тут аллюзию докручивают до щелчка, потому что следом бессменный резонёр КОАППа Гепард комментирует: «Его пример — другим наука».
Если в сюжете появляется броненосец, то, естественно, в какой-то момент прозвучит «Быть можно дельным броненосцем / И думать о длине когтей». Если всплывает дюгонь, он тут же разъяснит издаваемый им стон словами «Этот стон у нас песней зовётся». А если кто-то анонсирует «Песню песца за сценой» — отсылая к арии «Песня певца за сценой», одной из визитных карточек русских теноров, — то исполнять будут не арию, а следующий текст на мотив «Песенки о медведях»: «Много чудес на свете / Видеть мне довелось. / Тёрся и я с Медведем / О земную ось». Так стирается разница между оперой Аренского Антон Степанович Аренский (1861–1906) — композитор, пианист, дирижёр. В 1889–1894 годах преподавал в Московской консерватории, вел теоретические курсы у Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Был дружен с Петром Чайковским. Сочинил оперы «Рафаэль», «Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти», балет «Египетские ночи». Музыку Аренского высоко ценил Лев Толстой. «Рафаэль» (всё же для второй половины XX века элементом культуры высокой) и комедией Гайдая.
Сегменты советской идеологии и легендариума попадают в эту мясорубку наравне со всем прочим. Например, вот морская выдра калан жалуется на детёныша, вообразившего себя бобром: «Уж я и так и эдак — и объяснял ему, и букварь раздобыл, где прямо написано: «Мы не бобры, бобры не мы» — ничего не помогает!»
А вот корреспондент КОАППа Удильщик инспектирует работу бактерий на горном производстве: «Ага, вот теперь я, кажется, понял принцип вашей организации труда: кто не ест, тот не работает!»
Один из мультипликационных выпусков «КОАПП». «Что услышала медуза?» Сценарий Майлена Константиновского. 1984 год
А вот члены КОАППа поздравляют с днём рождения драгоценного своего председателя — Кашалота:
Эх, хлопну хвостом
Да прихлопну потом,
Нынче всякий, кто захочет,
Может сделаться китом!
(И, видимо, управлять государством.)
Надо сказать, что вот на эти вещи цензура всё же обращала внимание и фраза «Мы пойдём другим путём» в устах того же Кашалота стала причиной закадрового скандала и в эфир не пошла.
Зато в эфир и в печать попадало многое другое — не менее удивительное. Потому что «КОАПП» вовлекал в свой бионический смыслооборот не только те или иные канонические и противоканонные тексты — но и целые блоки современной ему культуры. Причём позволял себе не только расходиться с политикой партии (например, заявляя, что длинные волосы — пустяки, был бы человек, простите, микроб хороший: «Рак, мы должны судить не по космам, а по способностям!»), но и вести себя так, словно ни политики, ни партии попросту не существует. Например, в 1966 году в эфир вышла передача, где Удильщик и Мартышка — члены-корреспонденты КОАППа — защищали научную работу на следующую тему: «Пути и перспективы практического использования абстрактного искусства».
Как известно, 1 декабря 1962 года Никита Хрущёв посетил мосховскую Московский союз художников — крупнейшая общественная организация художников в Москве. Был создан в 1932 году (первоначальное название — МОССХ, Московский областной союз советских художников) в рамках кампании по созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией. В 1959 году стал частью Союза художников РСФСР как его московское отделение. Функционирует по сей день. выставку в московском Манеже, познакомился с творчеством студии «Новая реальность» и её соседей и союзников, проникся вредоносностью абстрактного искусства и велел принять меры. Абстракционизм был объявлен чуждым советской жизни, принципиально в ней нежелательным. Даже снятие Хрущёва ничего в этой области не изменило: бессмертный «Вальс-баллада про тёщу из Иванова» Александра Галича, где художник пытается покончить с собой после проработки, на которой его «обзывали жуликом и Поллоком» с соответствующими оргвыводами, был написан как раз в ноябре 1966-го.
Но это — в мире людей, а в мире животных коапповцы рассказывали, как пятна, полосы и прочие элементы расчленяющей Тип защитной окраски с чередованием контрастных пятен или полос, создающий визуальный эффект «расчленения» контуров тела. Встречается у многих животных, обитающих на открытых и лесных пространствах (зебры, жирафы, леопарды, тигры и т. д). В конце XIX — начале XX века начинает использоваться в военном деле в качестве камуфляжа. окраски позволяют флоре и фауне сливаться с фоном, скрывать свои истинные размеры и обводы, — и в порядке эксперимента и дружеской помощи окрасили в духе абстракционизма нескольких зверей-альбиносов. То есть положительно оценили абстракционизм с точки зрения неизменного марксистского критерия истины — практики.
Может создаться впечатление, что «КОАПП» был сериалом антисоветским. Это не так: он не был даже сериалом асоветским.
И дело даже не в том, что Комитет Охраны Авторских Прав Природы был типичным советским учреждением, с организационными проблемами, безумным секретарём птицей-секретарём, своим резонёром, своим консерватором, угодником, светской дамой, молодым специалистом, сдержанным культом огромной личности председателя — и набором лозунгов и проблем, которые мгновенно опознало бы каждое советское учреждение.
Дело в том, что по природе своей от начала КОАПП существовал в узнаваемо советской реальности и был вдохновлён советской идеологией: прогрессистской, ориентированной на пользу, склонной видеть панацею в науке и социальной организации, не признающей личных границ и не чурающейся организационных и воспитательных приёмов, которые по нынешним временам способны вызвать у слушателей оторопь.
Достаточно вспомнить фабулу передачи «Камень с плеч», где Человек подбрасывает коапповцам грозное письмо о ревизии со стороны некоего Качерасогемастуда («ка» — кашалот, «че» — человек, «ра» — рак, «со» — сова, «ге» — гепард, «ма» — мартышка, «ст» — стрекоза и «уд» — удильщик — то есть речь идёт о самом же составе комитета). Это побуждает КОАПП экстренно создать детский городок для зверят — в ином случае дело застряло бы в обычных комитетских входящих и исходящих. Перед нами советский мир — просто очень странный.
Во-первых, в нём нет границ. Члены КОАППа –— Кашалот, Гепард, Рак, Сова, Стрекоза, Мартышка и Удильщик — обитают в разных географических локациях и порой в несовместимых средах, их гости и предметы изучения не менее разнообразны, а сама наука бионика в теории не имеет государственной, географической и временной принадлежности. Поэтому все участники передачи, включая Человека (который, конечно, наш, советский, Человек, но в данной организации представляет человечество в целом), говорят о мире так, будто путешествие из Африки или Австралии в Россию — вещь самая естественная не только для перелётных птиц, а научное сообщество представляет собой единый космополитический коллектив, самозабвенно работающий на благо всех живых существ. Открытия, сделанные людьми разных стран, описываются в одной интонации — как общее достижение человечества.
Её создали учёные из японского Государственного текстильного института. Конечно, в смысле богатства расцветок этой ткани соперничать с живыми тканями трудно, но…
Американские учёные из Океанографического института в Вудс-Холе тоже обратили внимание на то, что омары, попавшие в загрязнённую керосином воду, становятся очень агрессивными и, я бы даже сказал, ненормальными; они, например, жадно пожирают такой малосъедобный деликатес, как пропитанный керосином асбест…
Впрочем, так думали и многие учёные, пока этим вопросом не занялись биофизики Михаил Смирнов и Михаил Бонгард из Московской лаборатории органов чувств.
Во-вторых, в этом мире очень мало табу. Можно говорить о том, что дети бывают жестоки (и убивают змей и птиц), а взрослые — предвзяты, невежественны и злонамеренны. Можно пародировать работу советских учреждений, «низкопоклонничать перед Западом», как угодно — от полного совпадения до полного неприятия — соотноситься с текущей внутренней (и внешней) политикой. Можно включать в нарратив тексты неожиданные в смысле степени благонадёжности и пригодности для детской аудитории — вплоть до Галича («Простая я, прозрачная — вся перед вами как стёклышко», — говорит Медуза) и Высоцкого («Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а Рак…»). Собственно, текст вообще не создаёт ощущения, что какая-либо тема может оказаться для «КОАППа» запретной.
КОАПП
«КОАПП. Репортаж о событиях невероятных» — цикл радиоспектаклей по сценариям Майлена Константиновского, в юмористической форме знакомивших детей с проблемами бионики.
Аббревиатура КОАПП означает «Комитет по охране авторских прав природы». Цикл передавался по Всесоюзному радио в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. один раз в неделю (в последние годы — реже), по воскресеньям, после «Пионерской зорьки». Сценарии спектаклей были изданы богато иллюстрированной книжной серией.
В 1998 г. за цикл «КОАПП» Майлену Константиновскому присуждена Государственная премия Российской Федерации.
Полное название цикла (в книжной версии) звучит так:
КОАПП! КОАПП! КОАПП! или Репортаж о событиях невероятных с точки зрения так называемого здравого смысла, и тем не менее имевших место в прошлом и происходящих по сей день в абсолютно точно известной точке Земного шара, а именно — на Большой Поляне, на берегу Лесного Озера, и ставших известными благодаря Одному Человеку, заслуживающему полного доверия, поскольку он явился сначала невольным свидетелем вышеупомянутых событий, а затем их непосредственным участником, о чем он и поведал Автору, который в свою очередь решил поделиться полученными сведениями с Читателем, воздержавшись от каких-либо комментариев.
В 1984—1990 гг. на творческом объединении «Экран» снят сериал из 18 кукольных мультфильмов по мотивам произведений М. Константиновского (в упрощённой, адаптированной для дошкольников версии). Здесь аббревиатура КОАПП расшифровывалась как Комитет Особо Активной Помощи Природе. Ещё два фильма, уже рисованные, вышли в 2010 г. Режиссеры — Мария Муат, Натан Лернер, Алексей Соловьев, Марианна Новогрудская и другие; операторы — Иосиф Голомб и др. В 2000—2001 годах на ОРТ выходила телевизионная версия КОАПП, где роли животных исполняли актёры. В их числе Вячеслав Невинный, Александр Леньков, Лариса Удовиченко. В мультфильмах КОАПП называется «Комиссия особо активной помощи природе».
Содержание
Персонажи
Члены КОАПП
Состав членов КОАПП определился на первом, учредительном заседании («Спасите наши уши!»), и больше не изменялся.
Члены-корреспонденты КОАПП
Другие
Прочие персонажи — разнообразные животные, насекомые, моллюски и пр.
Список радиопьес
Выпуск 1
Выпуск 2
Выпуск 3
Выпуск 4
Выпуск 5
Выпуск 6
Выпуск 7
Выпуск 8
Серия пластинок
Список мультфильмов
Персонажей озвучили актёры Ольга Остроумова, Людмила Гнилова, Всеволод Абдулов, Георгий Вицин, Юрий Пузырёв, Александр Бурмистров, Вячеслав Невинный, Семён Фарада, Элеонора Прохницкая, Светлана Травкина, Людмила Ильина и другие.
КОАПП 20 лет спустя
Серия фильмов, построенная как продолжение кукольного КОАППа, но выполненная в рисованной технике:
Интересные факты
О работе над мультфильмами из серии «КОАПП» режиссер Мария Муат вспоминает [1] :
Поначалу вообще планировалось каждую серию делать по 20 минут. Но это огромный метраж для мультипликации, в фильме должны быть сюжетные линии. Спасибо нашему тогдашнему художественному руководителю Федору Хитруку — лишь с его помощью с трудом удалось доказать, что метраж должен быть в два раза короче…
А какие у Константиновского были сценарии? У меня был такой стресс, никогда не забуду. В одной серии у него было про землеройку, которая съедает количество пищи больше ее самой. И землеройка должна была петь:
«Для вас вредители — ужасная беда.
Для нас вредители — прекрасная еда.
И не только сами вредители,
Но и дети их, и родители».
Это меня просто добило! Спросила у сценаристов: «Мы что, про 37-й год кино снимаем?» Тут они призадумались.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
По алфавиту |
---|