комитет оон по правам человека при осуществлении своих контрольных функций рассматривает

Комитет ООН по правам человека

Комитет ООН по правам человека

Соображения Комитета ООН по правам человека от 28 марта 2018 г. по делу Ребека Эльвира Дельгадо Бургоа против Многонационального Государства Боливия (сообщение N 2628/2015).

Тема сообщения: лишение бывшего депутата права выдвинуть свою кандидатуру на должность мэра.

Вопросы существа: право быть избранным на выборах и допускаться к государственной службе, запрещение дискриминации, соблюдение надлежащей правовой процедуры.

В силу указанного положения Пакта «[к]аждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе»

См. Замечание общего порядка N 25, пункты 4 и 15.

Комитет напоминает, что важным аспектом справедливости судопроизводства является его оперативность и что задержки, которые не могут быть оправданы сложностью дела или же поведением сторон, представляют собой отход от принципа справедливого судебного разбирательства, закрепленного в пункте 1 статьи 14 [Пакта] (пункт 11.8 Соображений).

Замечание общего порядка N 32, пункт 27.

[Г]осударство-участник утверждает, что цель конституционного требования о цензе оседлости состоит в обеспечении того, чтобы лица, которые будут представлять интересы населения той или иной провинции или муниципалитета, были непосредственно знакомы со сложившейся на местах социально-экономической и культурной ситуацией, а для этого необходимо, чтобы соответствующие лица и жители округа хорошо знали друг друга. Вместе с тем Комитет отмечает, что государство-участник не привело убедительных доводов в обоснование того, почему такой кандидат, как автор, должна быть плохо знакома с социально-экономической и культурной ситуацией в округе, который является местом ее происхождения, который она представляет и в котором она обычно проживает, лишь в силу того обстоятельства, что на протяжении предыдущего созыва она занимала пост депутата и в рамках осуществления своего мандата должна был регулярно ездить в Ла-Пас для участия в парламентских заседаниях, особенно с учетом того, что в конце недели и на время недельных заседаний, которые проходили в Кочабамбе под ее председательством в качестве руководителя парламентской группы, она возвращалась в место своего постоянного проживания в этом городе. Кроме того, государство-участник не привело убедительных доводов в обоснование проведения столь существенного различия между должностью муниципального представителя (или представителя провинции) и должностью представителя других избирательных округов (на национальном уровне и на уровне департаментов), которое не предусмотрено ни Конституцией, ни национальным законодательством. Наконец, Комитет отмечает, что согласно утверждениям автора, которые не были оспорены государством-участником, такое толкование было впервые введено циркуляром N 71/2014 в отношении муниципальных выборов 2015 года, а на предыдущих муниципальных выборах не применялось. В свете вышеизложенного Комитет приходит к выводу, что лишение автора на основании циркуляра N 71/2014 права выдвинуть свою кандидатуру на выборах не было основано на разумных и объективных критериях, четко определенных законом. Таким образом, лишение автора права выдвинуть свою кандидатуру на должность мэра в рамках выборах 2015 года представляет собой необоснованное ограничение ее прав, предусмотренных статьей 25 Пакта, в нарушение положений указанной статьи (пункт 11.5 Соображений).

Комитет принимает к сведению утверждение автора о том, что конституционный процесс, в ходе которого принималось решение в отношении ее ходатайства об ампаро, был необоснованно затянут в нарушение пункта 1 статьи 14 Пакта. Автор утверждает, в частности, что решение по ее ходатайству о применении процедуры ампаро было принято в первой и второй инстанциях позднее установленного законом срока, в результате чего решение Многонационального конституционного суда было вынесено уже после завершения выборов; что она не была надлежащим образом уведомлена о нескольких запланированных заседаниях в суде первой инстанции, результатом чего стал неоднократный перенос заседаний на более поздний срок; что Многонациональный конституционный суд отклонил ходатайство об ампаро на том основании, что жалобу должно было подать политическое объединение «Единый фронт», в то время как в случае другого депутата, не допущенного к участию в выборах на основании того же циркуляра, тот же суд отклонил ходатайство об ампаро потому, что его подало политическое объединение, а не пострадавшее лицо (пункт 11.7 Соображений).

Комитет отмечает, что государство-участник объясняет задержки в первой конституционной инстанцией небрежностью, с которой автор отнеслась к устранению недочетов с соблюдением формальностей. Автор, со своей стороны, отмечает, что несколько запланированных заседаний последовательно откладывались, поскольку о них не было должным образом сообщено в департамент Кочабамба, а затем в связи с тем, что материалы дела не были пересланы в этот департамент и что суд по вопросам гарантий отложил принятие решения, поскольку счел, что должен дождаться решения Верховного избирательного суда, в разрез с практикой принятия решений в конституционной инстанции. Комитет отмечает, что государство-участник не предоставило информации в опровержение этих утверждений или в обоснование задержек с принятием решения в отношении ходатайства автора об ампаро, несмотря на установленные законом сроки. Кроме того, государство-участник не обосновало задержки, с которыми Многонациональный конституционный суд принял постановление в порядке пересмотра решения в отношении ходатайства об ампаро, в особенности учитывая тот факт, что в удовлетворении ходатайства об ампаро было в конечном счете отказано по формальным основаниям. В свете вышеизложенного Комитет заключает, что необоснованные задержки в конституционном процессе, в рамках которого рассматривалось ходатайство автора о применении процедуры ампаро, представляют собой нарушение права автора, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 Пакта (пункт 11.8 Соображений).

Комитет. заключает, что представленные на его рассмотрение факты свидетельствуют о нарушении пункта 1 статьи 14 и статьи 25 Пакта (пункт 12 Соображений).

Источник

Комитет оон по правам человека при осуществлении своих контрольных функций рассматривает

* Здесь воспроизводится документ CCPR/C/3/Rev.6 и Corr.l. Временные правила процедуры были первоначально приняты Комитетом на его первой и второй сессиях и впоследствии изменены на его третьей, седьмой и тридцать шестой сессиях. На своем 918-м заседании 26 июля 1989 года Комитет постановил окончательно принять свои правила процедуры, исключив из их названия слово «временные». Эти правила процедуры были впоследствии изменены на сорок седьмой, сорок девятой, пятидесятой и пятьдесят девятой сессиях. Нынешний вариант правил был принят Комитетом на его 1924-м заседании, состоявшемся в ходе семьдесят первой сессии в марте 2001 года.

Часть первая. Общие положения

I. Сессии

Комитет по правам человека (в дальнейшем именуемый «Комитетом») проводит сессии, которые могут потребоваться для удовлетворительного выполнения им своих функций в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (в дальнейшем именуемым «Пактом»).

Сроки проведения сессий

1. Как правило, Комитет проводит ежегодно три очередные сессии.

2. Очередные сессии Комитета созываются в сроки, устанавливаемые Комитетом в консультации с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций (в дальнейшем именуемым «Генеральным секретарем»), с учетом расписания конференций, утвержденного Генеральной Ассамблеей.

1. Специальные сессии Комитета созываются по его решению. В межсессионный период Председатель Комитета может созывать специальные сессии в консультации с другими должностными лицами Комитета. Председатель Комитета созывает также специальные сессии:

a) по требованию большинства членов Комитета;

2. Специальные сессии созываются как можно скорее в день, установленный Председателем в консультации с Генеральным секретарем и другими должностными лицами Комитета, с учетом расписания конференций, утвержденного Генеральной Ассамблеей.

Уведомление о дате открытия сессий

Место проведения сессий

Сессии Комитета обычно проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве. Другое место проведения сессии может быть назначено Комитетом в консультации с Генеральным секретарем.

II. Повестка дня

Предварительная повестка дня очередных сессий

Предварительная повестка дня каждой очередной сессии составляется Генеральным секретарем в консультации с Председателем Комитета согласно соответствующим положениям Пакта и Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах (в дальнейшем именуемого «Протоколом») и включает:

a) любой пункт, который Комитет решил включить в повестку дня на предыдущей сессии;

b) любой пункт, предложенный Председателем Комитета;

d) любой пункт, предложенный одним из членов Комитета;

е) любой пункт, предложенный Генеральным секретарем, относящийся к функциям Генерального секретаря в связи с Пактом, Протоколом или настоящими правилами.

Предварительная повестка дня специальных сессий

Предварительная повестка дня специальной сессии Комитета состоит только из тех пунктов, которые предлагаются для рассмотрения на этой специальной сессии.

Утверждение повестки дня

Первым пунктом предварительной повестки дня любой сессии является утверждение повестки дня, за исключением избрания должностных лиц, когда оно требуется в соответствии с правилом 17 настоящих правил

Пересмотр повестки дня

В ходе сессии Комитет может пересматривать повестку дня и может, в случае необходимости, откладывать или исключать пункты. В повестку могут добавляться только пункты, которые носят срочный или важный характер.

Препровождение предварительной повестки дня и основных документов

Предварительная повестка дня и основные документы, касающиеся каждого пункта фигурирующего в ней, препровождаются Генеральным секретарем членам Комитета, который делает все возможное, чтобы документы были препровождены членам по крайней мере за шесть недель до открытия сессии

III. Члены комитета

Членами Комитета являются восемнадцать лиц, избираемых в соответствии со статьями 28-34 Пакта.

Начало срока полномочий

Срок полномочий членов Комитета, избранных на первых выборах, начинается с 1 января 1977 года. Срок полномочий членов Комитета, избранных на последующих выборах, начинается на следующий день после даты истечения срока полномочий членов Комитета, которых они заменяют.

1. Если, по единогласному мнению других членов, какой-либо член Комитета прекратил исполнение своих функций по какой-либо причине, кроме временного отсутствия, Председатель Комитета уведомляет Генерального секретаря, который объявляет затем место этого члена вакантным.

2. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета Председатель немедленно уведомляет Генерального секретаря, который объявляет это место вакантным со дня смерти или с того дня, когда выход в отставку становится действительным. О своем выходе в отставку член Комитета письменно уведомляет непосредственно Председателя или Генерального секретаря, и действия по объявлению вакантным места этого члена предпринимаются только после получения такого уведомления.

В связи с вакансией, объявленной открывшейся в соответствии с правилом 13 настоящих правил, применяются положения статьи 34 Пакта.

Любой член Комитета, избранный для занятия вакансии, объявленной в соответствии со статьей 33 Пакта, занимает должность в течение остающейся части срока полномочий члена, который освободил место в Комитете согласно положениям указанной статьи.

До начала выполнения своих обязанностей каждый член Комитета делает на открытом заседании Комитета следующее торжественное заявление:

«Торжественно, беспристрастно и добросовестно обязуюсь исполнять свои обязанности члена Комитета по правам человека».

IV. Должностные лица

Выборы должностных лиц

Комитет избирает из числа своих членов Председателя, трех заместителей Председателя и докладчика.

Должностные лица Комитета избираются сроком на два года. Они могут быть переизбраны. Однако никто из них не может оставаться в должности, перестав быть членом Комитета.

Председатель осуществляет функции, возлагаемые на Председателя в соответствии с Пактом, правилами процедуры и решениями Комитета. При выполнении своих функций Председатель остается под началом Комитета.

Временное выполнение функций Председателя

Если в ходе сессии Председатель не может присутствовать на заседании или на любой какой-либо его части, Председатель назначает для выполнения своих функций одного из заместителей Председателя.

Права и обязанности лица, временно выполняющего функции Председателя

Заместитель Председателя, действующий в качестве Председателя, имеет те же права и обязанности, что и Председатель.

Замена должностных лиц

Если кто-либо из должностных лиц Комитета перестает или заявляет о дальнейшей невозможности выполнять функции члена Комитета либо по какой-либо причине не может более действовать в качестве должностного лица, то на неистекший срок полномочий этого должностного лица избирается новое должностное лицо.

V. Секретариат

Обязанности Генерального секретаря

1. Секретариат Комитета и таких вспомогательных органов, которые могут быть учреждены Комитетом (в дальнейшем именуемый «секретариатом»), предоставляется Генеральным секретарем.

2. Генеральный секретарь предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления функций Комитета в соответствии с Пактом.

Генеральный секретарь или представитель Генерального секретаря посещает все заседания Комитета. С учетом правила 38 настоящих правил Генеральный секретарь или представитель может делать устные или письменные заявления на заседаниях Комитета или его вспомогательных органов.

Источник

Защита прав человека

Термин «права человека» упоминается семь раз в Уставе ООН, что делает поощрение и защиту прав человека основной целью и руководящим принципом работы Организации Объединенных Наций.

В 1948 году Всеобщая декларация прав человека поместила вопросы прав человека в сферу международного права. С тех пор Организация старательно выполняет миссию по защите прав человека, опираясь на правовые документы.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

Управление Верховного комиссара по правам человека, штаб-квартира которого расположена в Женеве, имеет многочисленные региональные отделения по всему миру. В рамках системы ООН Управление несет главную ответственность за поощрение и защиту прав человека.

Управление оказывает поддержку миротворческим миссиям в ряде стран. Помимо региональных отделений Управление имеет центры по правам человека, страновые представительства по правам человека по всему миру

Верховный комиссар по правам человека регулярно выступает с заявлениями по вопросам прав человека в мире. Он также имеет полномочия проводить специальные расследования ситуации в области прав человека и выпускать соответствующие доклады.

Специальный докладчик по праву на достаточное жилище г-жа Лейлани Фарха предупреждает о широком распространении бездомности.

Региональные отделения УВКПЧ

Африка
Америка
Азиатско-Тихоокеанский регион
Европа и Центральная Азия
Ближний Восток и Северная Африка

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный в 2006 году, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека, в качестве ключевого независимого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Договорные органы по правам человека

Договорные органы по правам человека представляют собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека.

Договорные органы состоят из независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека, которых предлагают и избирают государства-участники на установленный четырехлетний срок с возможностью продления.

Договорные органы по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека — это независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.

​​​​​Рабочая группа по вопросу о правах человека

Рабочая группа по правам человека продвигает права человека в рамках всей системы ООН в области развития.

Специальные советники по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите

Специальный советник по предупреждению геноцида выступает в роли посредника, призванного распространять информацию о причинах геноцида и тенденциях его распространения, заблаговременно обращать внимание соответствующих сторон на опасность возникновения геноцида, вести разъяснительную работу и мобилизовывать усилия в поддержку принятия надлежащих мер. Специальный советник по вопросу об ответственности по защите руководит разработкой теоретических, политических, организационных и оперативных аспектов концепции ответственности по защите.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Принятая почти 70 лет назад Декларация стала тем фундаментом, на котором зиждутся внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире.

Международный билль о правах человека

Всеобщая декларация прав человека (1948) была первым юридическим документом, защищающим универсальные права человека.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Другие инструменты

Целый ряд международных договоров в области прав человека и другие документы, принятые начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

В 2007 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН о правах коренных народов.

Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства играет ведущую роль в работе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи странам для проведения заслуживающих доверия, транспарентных и всеохватных выборов. С 1992 более 100 стран попросили и получили помощь со стороны Организации Объединенных Наций в проведении выборов.

Демократия

Демократия, основанная на верховенстве закона, является в конечном счете средством для достижения международного мира и безопасности, экономического и социального прогресса и развития, и соблюдения прав человека — трех столпов миссии Организации Объединенных Наций, изложенных в Уставе ООН.

На Всемирном саммите 2005 года все правительства мира подтвердили, что «демократия — это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в решении вопросов, касающихся всех аспектов его жизни», и подчеркнули, что «демократия, развитие и уважение всех прав человека и основных свобод взаимозависимы и подкрепляют друг друга».

Демократические принципы проходят красной нитью через всю нормативную деятельность Организации Объединенных Наций. В Директивной записке Генерального секретаря ООН по демократии от 2009 года излагается принципиальная позиция Организации Объединенных Наций по вопросам демократии, основанная на универсальных принципах, нормах и стандартах, которая подчеркивает особое значение согласованных международных норм, учитывает накопленный опыт и показывает области, в которых у Организации Объединенных Наций есть свои сравнительные преимущества, и провозглашает твердое намерение Организации проводить принципиальную, продуманную и последовательную деятельность в поддержку демократии.

Какие еще учреждения и органы ООН работают в области защиты прав человека?

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь назначает специальных представителей, выступающих против грубых нарушений прав человека:

19 января 2018 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш учредил Международную комиссию по расследованию в Мали, предусмотренную мирным соглашением. Международная комиссия по расследованию состоит из трех членов: г-жа Лена Сундх (Швеция), Председатель; г-н Саймон Мунзу (Камерун); и г-н Винод Булелл (Маврикий). Комиссия обязана расследовать утверждения о злоупотреблениях и серьезных нарушениях международного права, прав человека и международного гуманитарного права, включая утверждения о сексуальном насилии в связи с конфликтом, совершенных на всей территории Мали в период с 1 января 2012 года. По итогам работы Комиссия представила свой доклад Генеральному секретарю.

комитет оон по правам человека при осуществлении своих контрольных функций рассматривает

Высокие устремления: инициатива «Призыв к действиям в интересах прав человека»

24 февраля 2020 года, обращаясь к участникам 43-й сессии Совета по правам человека, Генеральный секретарь Антониу Гутерриш объявил о начале новой инициативы под названием «Призыв к действиям в интересах прав человека». «Права человека являются самым важным инструментом развития общества в условиях свободы», — заявил Генеральный секретарь, представляя свой план, предусматривающий действия на семи ключевых направлениях. Выражая поддержку инициативе, Верховный комиссар ООН по правам человека Милешь Бачелет заявила о росте числа угроз правам человека, развитию и обеспечению мира и подчеркнула необходимость поиска практичных и результативных решений данных проблем.

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН зачастую имеет дело с серьезными нарушениями прав человека в зонах конфликтов. Устав ООН наделяет Совет Безопасности полномочиями по расследованию и посредничеству, направлению миссии, назначению специальных посланников, или обращению к Генеральному секретарю с просьбой использовать свои добрые услуги.

Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН

Третий комитет Генеральной Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы) рассматривает широкий круг вопросов, включая вопросы прав человека. Комитет также обсуждает вопросы, связанные с улучшением положения женщин, защитой детей, положением коренных народов, обращением с беженцами, продвижением основных свобод путем ликвидации расизма и расовой дискриминации, а также право на самоопределение. Комитет также затрагивает важные вопросы социального развития.

Другие органы ООН

Широкий круг вопросов, связанных с правами человека, рассматривают различные межправительственные органы и межведомственные механизмы, расположенные в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и их вспомогательные органы принимают политические решения и выносят рекомендации государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам.

Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, консультативный орган Экономического и Социального Совета, наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека взаимодействует с этими органами и механизмами и предоставляет им консультационную и иную поддержку по вопросам прав человека. Управление также внедряет проблематику прав человека во все области работы Организации, включая социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности, миротворчество и гуманитарную деятельность. Вопросы прав человека также рассматриваются в контексте постконфликтных мероприятий по поддержке миростроительства ООН.

Операции ООН по поддержанию мира

В ознаменование Международного дня миротворцев ООН: познакомьтесь с Николь Нгой, сотрудником по правам человека, работающим в Миссии ООН по поддержанию мира в Демократической Республике Конго.

Многие операции ООН по поддержанию мира, а также политические миссии и миссии по миростроительству имеют мандаты, направленные на содействие защите и поощрению прав человека посредством срочных и долгосрочных действий; расширение прав и возможностей населения по отстаиванию и утверждению своих прав человека; и предоставление государственным и прочим национальным учреждениям возможности для исполнения своих обязательств по защите прав человека и соблюдению правовых норм.

Комиссия по положению женщин

Комиссия по положению женщин является основным глобальным межправительственным органом, занимающимся вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.

Созданная в 2010 году Структура «ООН-Женщины» выступает в качестве его секретариата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *