компенсация защитный механизм психики

Механизмы психологической защиты

компенсация защитный механизм психики

Механизмы психологической защиты (МПЗ) — комплекс поведенческих шаблонов, который неосознанно (иногда — полуосознанно) выстраивается человеком для того, чтобы уменьшить силу эмоциональных переживаний или сохранить стабильность его мировосприятия и ядра личности.

Причина появления и развития МПЗ может быть как в попытке избавиться от сильного стресса, когда человек понимает что его жизнь подвергается опасности, так и для уменьшения негативных переживаний, связанных с оценкой собственной личности в своей голове. Именно механизмы психологической защиты — это те «фильтры», которые поддерживают наши базисные установки о нас самих, этом мире и других людях. Они же — причина, по которой людям трудно менять себя или своё отношение к окружающим.

Больше интересных статей и прямая связь со мной — ответы на ваши вопросы — в моем ИНСТАГРАМ! Переходите по ссылке и подписывайтесь.

Первое описание механизмов защиты психики дал З. Фрейд. Не все из них приводят человека к негативным последствиям, однако большинство МПЗ действует по принципу «откладывания на потом» той проблемы, которая вызвала сильный всплеск эмоций и пошатнулась стабильность психики, для ее сохранения.

Вытеснение — форма психологической защиты в ответ на сильный «перегруз» острыми, неприятными эмоциями (страх за свою жизнь, абсолютно неуправляемая человеком ситуация, нечто пугающее и не поддающееся логичному объяснению). При этом то, что спровоцировало эмоциональный всплеск, перенаправляется в подсознание вместе с ощущениями, которые возникли. Вытеснение — частая модель защиты от психотравм в детском возрасте. Оно формирует «расщепления» взаимосвязи чувств и ситуации, при которых они появились, служит причиной развития неврозов, тревожности и психосоматических болезней. Подавляться могут также сильные, но недопустимые к демонстрации эмоции: раздражение или гнев на супруга(-у), детей, начальника и т.д.

Компенсация — это стремление «перекрыть» и восполнить особенности (или недостатки) внешности, характера и навыков общения через состоятельность в какой-то определенной сфере. Механизм компенсации и недовольства собой становится стимулом для человека получить высшие достижения в другой, желательно — общепризнанной в социуме области: стать богатым, иметь большую власть, получать признание и популярность и т.д.. «Проблема» компенсации в том, что она не «решает» первичный внутренний конфликт, вызывающий у человека недовольство собой, и в итоге все полученные и достижения могут обесцениться. Другой сценарий — человек может «забросить» полезную деятельность, как только получит первый результат, затем вернётся к «исходному состоянию» и снова окажется недоволен собой (что бывает у людей, занимающихся спортом только для поднятия самооценки).

Проекция — это «снятие ответственности» с себя через присваивание окружающим людям собственных отрицательных особенностей характера или поведения. Для человека признать и принять порицаемые в обществе черты характера (завистливость, агрессивность, склочность и т.д.) очень тяжело. Перенаправляя и приписывая эти черты другим людям, человек временно снимает напряжение и внутренний конфликт («неужели Я — плохой?»), однако в длительной перспективе это приводит к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Кроме «идеализации» себя, человек может идеализировать своего партнёра, приписывая ему то, чего на самом деле нет. Итог — глубокое разочарование в себе или людях, когда человек сталкивается с ситуацией, где проекция уже «не работает».

Возможны и другие виды проекции — например, перенаправление недопустимого сексуального влечения на какой-то предмет (фетишизм) и т.д.

Идентификация с агрессором

Идентификация с агрессором более известна как Стокгольмский синдром, если травматические события происходят с человеком во взрослом возрасте. Если же угрожающая или шокирующая ситуация была в раннем детстве (ребёнок стал жертвой или свидетелем насилия), идентификация может происходить по «прямому типу» — когда в качестве защиты ребёнок выбирает нарциссическую модель мировосприятия (Я — важен, остальные — не важны), и принимает решение стать «вершителем справедливости». По такому принципу действовали многие маньяки, подвергавшиеся травле и насилию в своей семье и школе. Большинство из них видели себя «супергероями», которые избавляют этот мир от подлых «обидчиков».

Отрицание — защитный механизм, поддерживающий постоянство восприятия себя и окружающего мира. Он основан на том, что наше сознание не «воспринимает» двойственной природы чувств и вещей, и стремится к тому, чтобы упростить явления из жизни и вписать их в «свою систему координат». В отличие от проекции, где человека как бы «перекладывает» свои негативные чувства на других, говоря «это они такие!» и «все так делают!», отрицание — это просто неприятие несовершенства себя, значимой персоны или точки зрения. Тезис, которыми можно его обозначить: «Меня это не касается, я тут ни при чем!». Этот механизм также снижает самокритику, способность адекватно оценивать свои действия.

Вымещение (замещение) — это «слив» негативных эмоций с объекта, который их вызвал (начальник, родственник и т.д.) на другого человека, животное или предмет. Обычно объект для «сброса пара» выбирается беззащитным: это могут быть жена, дети (те, кто находится в материальной или другой зависимости от человека), домашний питомец и т.д. Одна из форм вымещения — это аутоагрессия (виновность).

Формирование реакций — защитный механизм, призванный «конкретизировать» чувства и эмоции по отношению к кому-либо, если изначально они были двойственными. По этому принципу взаимная ненависть может перерасти в страстную любовь, а один из партнёров в паре может любить другого до одержимости, несмотря на подавляемое презрение по отношению к нему (например, в случае его неверности).

Реакции возникают и как «трансформация» негативных, но порицаемых обществом эмоций. Например, латентный гомосексуалист, подавляя свои чувства, может демонстрировать ярую гомофобию; человек, ненавидящий мать за испорченное детство, может сильно опекать ее в старости и т.д.

Обесценивание в основном применяется для того, чтобы «уменьшить» достижения других людей и искусственно поднять свою значимость. Это — популярный «инструмент» контроля и поддержания самоценности у лиц с нарциссичными чертами и нестабильной самооценкой.

Обесценивание чувств и эмоций часто прививается нам уже с детства, и служит одним из механизмов «контроля» над ними. Например: «не так уж и больно» — в ответ на плач ребёнка, который ушиб ногу. Нередко обесценивание других работает как манипуляция для того, чтобы удержать партнёра возле себя в токсичных отношениях: «Да кому ты такая (-ой) нужна (-ен)». Часто люди обесценивают работу друг друга: «И что ты там заработал?», «Разве сидеть с детьми дома — работа?» и т.д. Негатив от обесценивания состоит в том, что человек «не даёт разрешения» себе на чувства и эмоции, отсекая саму возможность радоваться жизни. В результате для него ничто не важно, не ценно и не значимо. Такие люди проживают «жизнь неудачника», будучи вечно недовольными своим выбором, будь то семья, работа и т.д.

Регрессия — это возврат к поведенческим моделям «из детства». В большей мере к нему склонны люди с истероидной или параноидной акцентуацией. Этот механизм психологической защиты служит для человека попыткой переложить ответственность на других, или получить вторичную выгоду через незрелое поведение.

Регрессия выражается как бы целостным «откатом» личности на предыдущую ступень развития, чтобы на время убежать от проблем. Типичный сценарий для людей, подверженных регрессии — постоянное попадание в токсичные отношения, зависимость от психоактивных веществ и т.д., когда человек идеализирует себя и свои поступки, не способен обнаружить причинно-следственные связи в своей жизни и учиться на ошибках.

В слишком ярком проявлении регрессия приводит к «стиранию» морально-этических норм и принципов, отрицанию собственных неблаговидных поступков с целью так или иначе переложить ответственность за свою жизнь на кого-то еще.

Рационализация — это поиск человеком любых аргументов, статистических данных и других доводов в «пользу» поведения, которое не одобряется в обществе или наносит непосредственный вред. Человек становится «адвокатом дьявола», оправдывая табакокурение или алкоголизм тем, что плохая экология действует на организм хуже, чем эти привычки. При этом, человек и сам искренне убеждается, что это так.

Когда случается психотравма, страх и другие негативные эмоции смещаются с одного на другой объект. Таким образом снимается напряжение или происходит предупреждение об опасности, или и то и другое одномоментно. Сначала происходит вытеснение. Основная проблема начинает освобождать сознание. Негативно окрашенные эмоции ослабевают (вытесняются и смещаются), что позволяет организму справляться с повседневными задачами.

В случае, когда стрессовая ситуация отступила, или когда смещённые и несмещённые эмоции (проблемы) препятствуют в решении более значимых вопросов, происходит «инверсия» — замена отрицательных эмоций положительными. А на базе этих положительных эмоций уже возникает мотивация. Поведение меняется на абсолютно противоположное: избегающее поведение меняется на поведение достижения. То, что раньше отвергалось, вызывало неприятные эмоции, — теперь вызывает интерес, желание обладать этим.

Например, у ребенка (Ксюши) в школе из-за конфликта с учителем отношение к учебе стало негативным. Казалось, что ситуацию невозможно разрешить, пока не произошел один случай. Ксюша решила поучаствовать в школьном театральном кружке. Ей очень нравилось репетировать и она успешно выступила на школьном праздничном мероприятии. После этого она почувствовала принятие и симпатию окружающих, особое к себе отношение. И после этого события Ксюше стало неловко быть отстающей ученицей и она приняла решение хорошо учиться. Под воздействием сильной мотивации негативное отношение к учебе сменилось позитивным (произошла инверсия). С возникновением интереса к учёбе и появлением первых успехов, наладились отношения и с учителями (то есть основная проблема тоже стала разрешаться).

Сублимация — это перенаправление определенных влечений (обычно порицаемых в социуме) в творческое русло, или «сброс» отрицательных эмоций (гнева, злости, обиды, стыда и т.д.) через созидательную активность. Фрейд считал сублимацию сексуального влечения основой всех видов искусства. Известный вид сублимации — это избавление от накопившейся агрессии или гнева через занятие физкультурой, любую подвижную деятельность (это несёт также дополнительный «телесный» аспект, помогая снизить уровень адреналина в крови и ослабить стресс на уровне гормонов).

Часто для сублимации специфических влечений человек выбирает профессию, в какой-то мере позволяющую проявлять свои «наклонности»:

Большинство первичных стимулов для сублимации находят отпечаток в травматичных или не поддающихся пониманию и осмыслению ребёнком воспоминаний из детства.

Если вам нужна консультация профессионального психолога, запишитесь через форму на сайте или пишите в whatsApp +79269164230.

Источник

Психология управления: закон компенсации

компенсация защитный механизм психики

Законы психологии управления действуют вне зависимости от внешних условий, как естественная составляющая управленческого процесса. Таких законов — несколько. Каждый имеет значение для успешного руководства. Предметом этой статьи является закон компенсации.

Компенсация выступает дополнительным усилием в деятельности человека. В психологии представляет собой защитный механизм, срабатывающий как бессознательное стремление преодолеть существующие недостатки и те, которые личность себе только вообразила. Защитный механизм является психологическим процессом, необходимым для смягчения либо полного снятия негативных состояний: напряжения, переживаний, тревожности, когда происходит конфликт личности с внешними условиями. Само понятие ввёл З. Фрейд в 1894 году в одной из своих работ, посвященной нейропсихозам. В пределах адаптационных теорий компенсация рассматривается как средство «восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса» [3, С. 271].

Компенсация как вид защитного психологического механизма

Компенсация — один из самых сложных механизмов психологической защиты. Автором теории выступает австрийский психолог и психиатр А. Адлер. Учёный отметил, что некоторые органы человека функционируют лучше, чем остальные. Либо же — какие-то развиты слабее прочих и больше подвергаются болезням. Используя закон компенсации, можно разработать уязвимое место и таким образом устранить дефект. Когда несовершенное за счёт усилий становится совершенным (или лучше, чем до того), это называется «суперкомпенсация». Законом компенсации человек обычно пользуется осознанно — таково отличие данного закона от прочих. Цель компенсации состоит в том, чтобы уменьшить ощущение неполноценности, эмоционального опустошения. Например, занятия спортом или танцами для человека с инвалидностью являются компенсацией. Компенсаторное поведение личности принимает разные формы: социально приемлемую, если некто с определёнными особенностями, например, с синдромом Дауна, становится моделью. Социально неприемлемую — если свою физическую слабость личность «компенсирует» жестоким обращением с еще более слабыми.

К настоящему времени единая классификация психологических защитных механизмов отсутствует. При этом они делятся на проективные и дефинзивные (начиная с сублимации):

Цель проективных защитных механизмов — в том, чтобы необходимая информация была донесена до сознания личности. Дефинзивные механизмы действуют так, что информация может быть искажена.

Закон компенсации и психика

Человек ощущает психологическую неполноценность, если считает, что у него отсутствуют какие-либо качества (навыки). Когда он начинает развивать то, чем раньше не обладал, начинается процесс гиперкомпенсации. Он может быть опасен тем, что происходит излишнее замещение имеющегося недостатка или дисфункции. Например, человек с небольшой массой тела сутками истощает себя нагрузками в тренажерном зале, игнорируя прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. От этого его состояние может ухудшиться, так как чрезмерная компенсация провоцирует новые отклонения и приводит к нестабильному психологическому состоянию. Случается, что механизм психологической защиты срабатывает неадекватно: личность не способна переключиться на более позитивное состояние либо деятельность. Тогда патологическое негативное состояние «перекрывается» употреблением алкоголя, конфликтностью, формами фанатизма, перекладыванием ответственности за происходящее на другого человека.

В психологии также существует понятие «псевдокомпенсация» либо — «ложная компенсация». Когда запускается этот процесс, на определенное время негативные компенсируются отвлечением на положительные явления, а затем наступает декомпенсация: противоположная компенсации, когда происходит повторное нарушение восстановленного состояния психики.

Суть компенсаторного поведения в управлении

Психология управления как раздел практической психологии изучает законы психологии управления, которые проявляются во взаимодействии, в межличностных отношениях и в групповом общении и действуют, как и любой закон. В основу управления персоналом должны быть заложены такие принципы, как методичность и психологичность [1, С. 4]. В философии развитие характеризуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [3, С. 561]. Следствием этих перемен становится качественно новое состояние объекта. Так и компенсационное изменение личности становится результатом развития.

Если человек развивает качество или признак, изначально хорошо развитые у него, это и называется компенсацией. Компенсация делится на прямую и косвенную. Прямая компенсация — процесс, в котором человек стремится к успешности в сфере, где ощущает определённую неуверенность и недостаток. Косвенная компенсация предполагает, что успех достигается в иной, новой области. Использование закона компенсации свойственно взрослой и зрелой личности. Этот вид психологической защиты наиболее распространён в профессиональной среде: компенсаторное поведение присуще людям, которые нацелены на достижение конкретного статуса. Статус является одной из потребностей личности, потому что труд человека на производстве многомотивирован, и человек стремится к удовлетворению на работе не только своих экономических потребностей [2, С. 297-309].

Предназначение компенсаторного поведения — помочь личности сохранить самооценку на нормальном уровне. Чтобы этого добиться, следует учиться переключать свое внимание с недостатка либо негативного опыта на уже развитые качества, на опыт, который вызывает ассоциации с позитивными эмоциями. Если компенсаторный механизм развит очень хорошо, даже отрицательный опыт может побудить человека к саморазвитию, многогранному процессу формирования личности.

Натан Ротшильд однажды сказал: «кто владеет информацией — тот владеет миром». Уже сейчас у вас есть все, чтобы начать: информация, вера, действие. Будьте твердо уверены в своих возможностях — и получите результат. Будьте собой, то есть — личностью: управляйте событиями, используйте свои возможности. Уходите от бесполезной критики себя и других. Поймите, какие ценности значимы именно для вас, отстаивайте их. Записывайте цели, которые ставите перед собой. Действуйте в настоящем времени, соблюдая семь принципов достижения успеха: 1) не бойтесь поступить правильно; 2) рассчитывайте на себя: 3) проявляйте честность; 4) прислушивайтесь к разуму; 5) сохраняйте спокойствие; 6) не делайте акцент на ошибки других; 7) сделайте своей стратегией успех.

Список использованных источников:

Автор: Глущенко Екатерина Николаевна (филолог, автор-составитель статей).

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты (далее — М.П.З.) — это группа разнородных процессов, служащих различным целям: не только защита от негатива, но и сохранение внутреннего психологического гомеостаза, стабильности в модели восприятия мира.

В связи с этим сложно рассматривать М.П.З. изолированно от остальных психических процессов, сложно их классифицировать по четким критериям. Механизм реализации и причину М.П.З. нельзя рассматривать отдельно от отличности в целом и от модели психики, так как механизмы защит четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

В истории изучения М.П.З. их насчитывается более двух десятков.

Защитные механизмы лежат на границе сознательного мира и бессознательного и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна — от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними неприемлемой информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов и невротических реакций).

М.П.З. также участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций — это поддержание гомеостаза личности, психики и защита ее от резких изменений. Если бы М.П.З. не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, поскольку человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию каждый раз, когда она к нему поступает, и постоянно меняться; таких изменений за один день могло бы происходить несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми — дружеские, семейные, партнерские, за исключением, разве что, профессиональных (и то только там, где требуются профессиональные навыки без участия личности, а таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем быстро меняться в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел с ума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения долго копились внутри модели личности и в один прекрасный момент просто проявились.

Система психики (наша модель мира) защищает сама себя от изменений — не только от отрицательных эмоций, чувств и неприятной информации, но и от любой другой информации, которая неприемлема для системы взглядов человека.

Пример. Глубоко религиозное или магическое мышление будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот — научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (однако всегда есть исключения).

Поэтому измениться возможно, только изменив всю модель мира вместе с М.П.З., которые можно найти у себя, проанализировать и перенаправить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть основные виды М.П.З. по отдельности.

1. Вытеснение (подавление, репрессия). Этот тип защиты переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) или подавляет негативные чувства, эмоции. Подавляться может любая информация и любые чувства (даже те, что имеют положительный эффект на психику), если они не совпадают с моделью мира. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства, в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности его невелики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе другие выходы.

Поскольку вытеснение работает как клапан, пропуская чувства и информацию только в сторону бессознательного и не давая им возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, кроме как видоизменяться, чтобы выразиться — «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы или «вниз» (в тело) в виде психосоматизации и конверсионных синдромов. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжения в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без перерыва). Это напряжение, являясь неспецифическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Так формируется начальная стадия многих неврозов.

Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться и конкретизироваться со временем), либо в чувство общей раздражительности, которое тоже будет со временем сформировано в конкретную раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие. Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного и является одним из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные — в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма: от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний. Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др. (подробнее см. Формирование невроза).

С вытеснением достаточно трудно бороться, но, как бы там ни было, первой стадией борьбы должно быть выражение (пусть неспецифическое) подавленных чувств с помощью анализа и самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, что? именно подавили в себе. Используя специальные техники очищения и искусственно усиливая свои эмоции, нужно форсировать их проявление для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти несколько последовательных стадий — от легкого напряжения, гнева и ярости до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример — техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки решать стрессовые ситуации подавлением. Нужно учиться выражать эмоции даже в тех ситуациях, где, казалось бы, их выражение невозможно (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций).

Умение вовремя распознавать свои эмоции очень поможет вовремя выразить их (неумение распознавать эмоции называется алекситимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять и подавлять чувства, эмоции.

2. Компенсация (гиперкомпенсация). Этот механизм защиты проявляется, когда неразвитость в одной сфере жизни компенсируется развитием в другой сфере (или даже нескольких). Иными словами, когда пустота в одной сфере психики заполняется внешними (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях) или внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет) факторами в других сферах. В определенных количествах компенсация является вспомогательным механизмом для развития навыков, соблюдая баланс в психике через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если этот механизм сильно выражен, то происходит патологическое воздействие на жизнь и психику.

Если человек постоянно компенсирует неразвитую сферу или неудовлетворенность чем-то другим, то он становится зависимым от этого «другого» (человека-компенсатора или компенсаторной сферы деятельности), полностью прекращается развитие остальных сфер. В результате получается однобокое, неполноценное развитие личности с перекосами в одну сферу и полным отсутствием способностей в другой, жизненно необходимой, среде. Это приводит к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой.

Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например, если человек перешел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет находиться в новых только пока у него существует неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только эти эмоции пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, поскольку они носили исключительно компенсаторный характер.

То же самое происходит и с компенсаторным поведением — оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например, занятие спортом при сниженной самооценке: когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, так как имел чисто компенсаторный характер). Еще один распространенный пример — это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди. Как правило, это носит компенсаторный характер — неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная) компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и других играх.

Компенсирующие сферы или люди становятся объектами зависимости, с ними формируются скорее искусственные отношения, нежели искренние. При таких отношениях легко возникают неврозы.

Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации — неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиливающейся биологической зависимостью от наркотика (однако не только компенсация лежит в основе зависимостей).

Решение при патологической компенсации. Для начала нужно проанализировать, присутствует ли она вообще в жизни, если да – то понять ее основные причины (внутренняя пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой-то области) и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс или попросту смену компенсаторной области, а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину (неразвитую область), как бы вам ни хотелось обратного, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно. В случае невозможности развития проблемной области необходимо принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что этому чувству нет места в естественном положении вещей. Нужно полностью закрыть предыдущие патологические стрессовые отношения и поработать над правильным повышением самооценки, не компенсируя ее недостаток бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом и т.п.

3. Рационализация. Данный механизм представляет собой попытку контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации через искажение с целью защиты какого-либо факта или человеческого поведения. Иными словами, когда человек рационализирует, он, используя пластичность логики (см. Пластичность логики), подгоняет событие или поведение другого человека под свою модель мира, искажая при этом рационально многие факты этого события. Как пример — оправдание собственного или чужого аморального поведения.

Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это неправда, поскольку любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально-отрицательными эмоциями, и поэтому мы начинаем от нее защищаться. После того как информация и эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и этот факт воспринимается как истинный — то есть, сам человек не видит никаких искажений. Пример: рассуждения по поводу войны могут привести к выводу о её полезности для социума, так как она обеспечивает поступление новых ресурсов, обновление экономики и т.п.

4. Интеллектуализация. Это попытка контроля над негативными эмоциями через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (так как она не устраивает человека, как и сами негативные эмоции), а через другие причины и факты — неверные, но приемлемые. Сама эмоция при этом неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможным. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса, направленного на эмоцию и сам чувственный поток, изначально связанный с фактом. Проще говоря, мы обрабатываем негативный, неприемлемый факт таким образом, что в итоге лишаем его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса).

Пример: человек, который украл впервые, сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации он полностью оправдывает себя («многие так делают, даже мой начальник, так чем я хуже?», «в этом нет ничего плохого, так как это полезно для меня и моей семьи» и тому подобные заблуждения).

Большие повреждения психики происходят из-за подавленной эмоции вины, которая, так или иначе, теперь уже в бессознательном будет выполнять свою функцию самонаказания (см. Вина. Патология).

5. Отрицание. Любой неприемлемый и болезненный факт может полностью отрицаться нашим восприятием как несуществующий. Конечно, в глубине души, в бессознательном, мы понимаем, что это либо уже случилось, либо происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. То есть, помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности, разума, который легко может отрицать наличие любого реального факта или утверждать существование нереального факта или события. Однако полного отрицания не может произойти из-за того, что, сталкиваясь с крайне неприемлемой информацией, мы ее сразу пропускаем через себя, где она оставляет свой след. В этом смысле отрицание похоже на рационализацию (логическое отрицание наличия факта) и на подавление (вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное) — эти два процесса происходят одновременно.

Решение. В нормальном состоянии отрицание работает для ограничения потока информации, которая в изобилии поступает к нам в психику. Также отрицание помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Поскольку механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет проявления защиты с помощью отрицания и последствий от него. Если вы там его найдете, скорее всего, оно работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ и понять, где отрицание может проявляться сейчас. Для этого следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, а также за последние 3 года. Потом проанализировать, какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом сразу, а какие — отсрочено. Это позволит выявить не только отрицание, но и все другие механизмы психологических защит.

Для работы конкретно с отрицанием нужно обратиться к факту, который был вытеснен и который был неприемлем и поэтому исключен как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно, через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), а затем постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая, по возможности, другие способы защиты от него либо включая их намеренно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

6. Регрессия. Этот метод подразумевает не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже исчерпала себя. Но на самом деле она либо продолжает существовать сейчас, либо недавно действительно разрешилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (например, патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватной реакции на стрессовое событие, и негативные переживания были лишь частично подавлены.

Регрессия интересна тем, что в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается это часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей и морально-этических ценностей. Данный метод содержит часть отрицания, часть подавления и избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем.

7. Замещение (смещение). Здесь происходит перенаправление невыразимого чувства или мнения с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, главное — безопасный для выражения) с целью снизить напряжение через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения.

Самый распространенный пример: когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может его выразить из-за страха потерять работу или свой статус, он приносит этот негатив домой и начинает «гонять» домочадцев, бьет двери, посуду и т.п. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, так как полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал.

В небольших количествах эта защита помогает распределить и перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если замещение выражено сильно, то оно будет приносить проблемы. Причины у них могут быть разные: неполноценное выражение чувства объекту-заместителю (когда часть энергии приходится подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив; формирование двойных стандартов; неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), которое никак не решает проблему с объектом, вызывающим первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение прослеживается с одного внешнего объекта на другой внешний, однако встречаются и другие варианты. Например, аутоагрессия — смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний называется проекцией.

8. Проекция. Это защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли мы накладываем на другого человека (других людей или даже целые события в жизни) с целью оправдать и защитить себя и свое отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз убеждаясь, что мы правы. Проецируя на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства и мысли), мы ошибочно приписываем это другим людям (событиям), защищая себя от собственного негатива. В небольших количествах проекция помогает переместить негатив с себя на других, но в большинстве случаев проекция осуществляет отрицательную функцию в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики своего поведения), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей — все это провоцирует нас создавать еще больше проекций, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который препятствует решению настоящих проблем, лежащих в нашем внутреннем мире.

При хронической проекции мы будем обвинять наших близких или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом покончить с вызванными им чувствами.

Проекция — одно из основных качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истероидов. Не доверяя себе из-за низкой самооценки и отсутствия самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие как качество личности на других людей и делают вывод, что другие люди ненадежны и могут в любой момент предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение. Уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка чувственной саморефлексии. Умение распознавать свои эмоции и чувства будет автоматически нас страховать от выраженной проекции. С помощью него мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева и недоверия разрушает любые отношения, так как люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали и обвиняем в том, о чем они даже и не думали, попросту не будут понимать нас и в итоге разочаруются в нас.

9. Интроекция (идентификация, отождествление). Это обратный процесс проекции, когда мы приписываем себе чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, интроекция является не столько защитным механизмом, сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте она является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности.

Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями — с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой — лишает нас своей индивидуальности и дает ложные представления о всемогуществе, что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, с которыми мы не справляемся, сильно переоценив свои возможности.

Патологическое влияние. Интроекция растворяет нас в обществе. Отождествление с героями фильмов или книг не только подавляет нашу индивидуальность, но и переносит нас в чужой и нереальный мир иллюзий и надежд, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, мы неосознанно стараемся вести себя соответствующим образом (но у нас это не получается, т.к. супергерои и т.п. — это вымышленные персонажи), требуем от реальности и других людей идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, и тем самым еще дальше отбрасываем себя от реальные достижения реальных результатов. Все это в целом формирует глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге — разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация с идеальным объектом происходит осознанно, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что, если пример подражания исчезает или видоизменяется (например, перестает быть героем), автоматически вся система интроекции в нас рушится. Это может привести к горю, депрессии, к сильному снижению самооценки, которая большей частью строится на идентификации с нашим героем.

а) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции в жизни.

б) Научиться разделять свой внутренний мир (эмоции, чувства, поведение) и мир других людей (их чувства и поведение).

в) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в нашу психику, это будет внешний объект внутри нас, то есть сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части.

г) Принять идею о том, что у каждого человека свой путь развития — уникальный и индивидуальный; примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования в нашу собственную жизнь их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий.

д) Помнить о том, что отождествление с идеальным обязательно привнесет в жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит в толпе подобных подражателей.

е) Бороться с размытостью собственных границ через усиление своего «Я», повышать самооценку, накапливать знаний о себе и сформировать последовательное поведение и мировоззрение.

10. Реактивные образования. Для этого защитного механизма характерно подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности первое чувство.

Сложность устройства жизни часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но подобная противоречивость не воспринимается нашим сознанием ни в чувствах, ни в информации, мы сразу же пытаемся любыми способами от нее избавиться. Одним из этих способов являются реактивные образования, усиливающие одно чувство до той степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например, когда есть два противоречивых чувства — неприязнь с одной стороны и любовь с другой стороны, — то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону неприязни, усиливая ее до ненависти и выраженного отвращения (что позволяет с легкостью подавить любовь к человеку и зависимость от него), так и в сторону любви, которая станет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя неприязнь и презрение. Однако этот механизм не решает проблему, поскольку противоположный полюс периодически дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении прямо противоположном основному), так как он никуда не исчез, а лишь перешел в бессознательное.

Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза или привычки к другому человеку. Для того что бы его покинуть или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило, это родители). У подростка это может проявляться в резкой смене отношения к родителям, которых он еще недавно любил, происходит переход в оппозицию к ним, проявляются неприязнь и неуважение — все ради желания выделить свое «Я», стать более взрослым и независимым, выбраться из симбиотических отношений (подобную ситуацию можно рассматривать как вариант нормы).

Защита при помощи реактивных образований может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку или событию, но и в случае наличия одного чувства, чье проявление, однако, крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью или любыми другими запретами. Автоматически это чувство может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества и собственной морали, а также не блокируется другими запретами.

Примеры. Гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям (здесь есть исключения). Стокгольмский синдром, при котором ненависть и страх у заложников к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг» как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования, подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости друг другом. Как только у одного из участников пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключившиеся в противоположную сторону), то отношения сразу же разрушаются, поскольку любовь и зависимость уходят в одночасье. Подобное бывает редко, потому что такие отношения обычно носят садо-мазохистский характер (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они, как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность, поскольку каждый дает другому то, в чем он нуждается.

а) Как обычно, первое, что нужно сделать — это проанализировать, исходя из полученной выше информации, свою жизнь на предмет наличия в ней данного типа защиты.

б) Нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено.

в) Прорабатывать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь перейдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется всю жизнь ненавидеть, чтобы удерживать свою любовь).

г) В случае наличия двух чувств нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись от подавления другого, либо создать компромиссный вариант.

На этом список основных видов М.П.З. окончен, однако существуют и другие разновидности защит, которые являются лишь отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать для более эффективной работы над неврозом.

Диссоциация – это группа различных механизмов защиты, в результате которых от ощущения собственного «Я» (Я-осознание) отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, которая нежелательна, негативна и содержит в себе стрессовые факторы (восприятие реальности и себя в ней, времени, память на некоторые события).

Иначе говоря, диссоциация — это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего «Я».

Примеры: раздельная работа мышления и чувств при интеллектуализации; активное забывание некоторых негативных событий; ощущение того, что события моей жизни в настоящем (прошлом) происходят (происходили) не со мной.

Для диссоциации характерно изменение ощущения жизни она становится чуждым, другим миром. Изменение восприятия себя – человек видит себя «как чужого», характеризует себя как «сам не свой», Нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром либо с определенными событиями. Стоит также отметить, что вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение. Если оно выражено сильно, то представляет собой самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество поощрений от общества, поскольку смиренные люди выгодны для других — они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен на свое поведение смиренный человек получает уважение, похвалу, положительную оценку. При этом у человека происходит подавление своего «Я», подстройка, избегание конфликта с обществом.

Морализация – это приписывание моральных качеств (которых в реальности нет) значимому для нас человеку для его оправдания в наших глазах. При этом такой человек чаще всего не придерживается высоких моральных принципов, которые мы ему приписываем. Мы это делаем затем, чтобы избежать или подавить чувства презрения, отвращения или гнева, испытываемые нами по отношению к нему.

Поворот против себя или аутоагрессия. Этот способ подразумевает смещение направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, поскольку первоначальный объект либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (например, если это близкий человек: подруга, друг, супруга и др.). Замещение в таких ситуациях обычно смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание, самоуничижение), человеку становится легче в сравнении с первоначальной стрессовой ситуацией, вызвавшей эту защитную реакцию. Может относиться к таким механизмам как реактивные образования и смещение.

Сексуализация. Данный механизм защиты похож на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева) и мыслей. Объекту предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения к нему. Часто это наблюдается после измен супругов (партнеров), о которых они знают. Относится к механизму реактивных образований.

Сублимация. Это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии от патологических желаний и потребностей к нормальным — социально приемлемым и адаптивным. Также энергия при помощи сублимации может перераспределяться из запрещенных би

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *