комплекс условий формирования дизайн концепции с учетом источников ее возникновения
Дизайн-концепция как развернутое дизайнерское исследование
Выработка творческой концепции в средовом проектировании выливается в особую очень емкую фазу предпроектного анализа, далеко выходящую по содержанию за рамки аналогичных работ в ортодоксальной архитектурной методологии.
Качество концепции можно оценить только по одному критерию – ее полезности для проекта. Если в Техническом Задании требования к дизайну строго описаны, и с Заказчиком достигнуто полное взаимопонимание и доверие, то формализованная концепция будет лишней. Бессмысленно делать концепцию и в недорогих проектах.
Концепция дизайна – документ, который содержит описание того, как Ваш дизайн будет выглядеть и работать, какие там будут элементы, как они примерно будут располагаться, где будет графика, а где текст, что будет подаваться ярко, а что фоном, как будут расставлены смысловые маркеры и при помощи каких инструментов дизайн будет подталкивать пользователя к требуемым действиям (заказу, звонку, запоминанию и т п.)
И это концептуально: эра «простых» одноплановых подходов к архитектурно-пространственной организации средовых объектов и систем заканчивается. Мы не можем себе позволить ориентироваться только на умелое использование «естественных» источников их благоустройства (прямой или рассеянный солнечный свет, «натуральная» аэрация, непосредственный сток ливневых вод или самоуничтожение отходов и т.д.). На смену этой традиции идет эпоха «политехнического» многофакторного формирования параметров среды, где природные данности (которых сегодня просто не хватает на всех) постепенно замещаются или дополняются ресурсами искусственного происхождения. В т.ч. такими, которые не подчиняются доводам здравого смысла или интуитивным регламентациям (как это происходит с большинством нынешних эстетических норм и установлений).
• средового процесса (который можно представить как физически необходимую функционально-эргономическую схему);
•
|
компонентов оборудования
этого процесса (материализующих в пространстве порядок осуществления процессуальных действий);
• места для размещения процесса и его оборудования (объемно- пространственного «тела» среды>.
Дизайн-концепция в средовом проектировании резко отличается от художественного замысла в архитектурном творчестве: в последнем превалируют собственно пространственные идеи.
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛИЩА зависят от ряда факторов, отражающих как сложность строения жилой среды, так и обилие задач, которые ей приходится выполнять в жизни человека.
1. Прежде всего разные уровни организации среды выдвигают свои темы для поиска таких концепций:
• дизайн-концепция отдельных помещений иихблоков нацелена на оптимизацию разместившихся здесь «частных» функциональных процессов; поэтому тут особенно сильна роль специфического (для данной деятельности) оборудования и предметного насыщения;
• дизайнерские идеи ячейкив целом больше опираются на «организационные» принципы пространственного формирования композиции квартиры;
• общественная зона зданияснова обращается к «техническим» формам решения свойственных ей эксплуатационных задач;
• в планировочных образованияхдоминирует роль организационно-пространственных предложений, но возникновение их параметров активно инициируется «техногенными» идеями обустройства процессуальных сторон жизни открытых пространств: ориентация пользователя в среде, размещение ландшафтных компонентов, устройство функциональных зон и т. д., из-за чего общая дизайн-концепция «внешней» среда жилища есть своего рода интеграция ряда «частных» концепций формирования ее отдельных архитектурно-дизайнерских подсистем.
Пример: Дизайн-концепция ресторана:
-Требования к разработке торговой марки ресторана;
-Принципы организации внешнего оформления;
-Дизайн, стиль интерьера;
-Мебель;
-Требования к персоналу;
-Меню;
-Логистика;
-Работа с поставщиками;
-Организация рекламно-маркетинговых мероприятий
Создание концепции позволяет рассматривать ресторан с точки зрения единой маркетинговой системы, осуществляющей продажи, где все системы ресторана выполнены в соответствии с единой стратегией, определяемой концепцией.
Причем каждому уровню отвечают свои средства формообразования: первая позиция концентрируется на работе с оборудованием процесса, вторая занята организацией пространственных характеристик, третья сосредоточена на решении проблем движения в пространстве, четвертая озабочена построением объемной структуры, пятая соединяет в пространстве технологии реализации отдельных функций городской среды.
А все вместе они составляют комплекс дополняющих друг друга пространственных, процессуальных и дизайнерских решений, обнимающих по сути всю палитру возможных приложений архитектуры и дизайна к проблемам формирования жилища.
Таблица 1 Приоритеты средств разработки дизайн-концепции жилой среды
Виды проектных средств | Уровни структуры | ||||
Помещение | Ячейка | Общественное ядро | Корпус | Квартал | |
Дизайнерское оборудование | * | * | + | + | + |
Организационные приемы | * | + | * | * | |
Пространственные решения | + | + | * | * | |
Экологические принципы | + | * |
* и + показывают зоны преимущественного и обязательного использования данного средства.
Но для художника невзыскательного наиболее опасный: следуя протоптанными ранее путями, очень легко скатиться к шаблону, тривиальному результату.
Разумеется, дизайн-концепция, выстроенная таким образом, далеко не всегда связана с высшими технологиями или другими достижениями сегодняшней научной и технической мысли: многие секреты «дизайнерской» организации архитектурной формы давно и успешно реализованы в произведениях народного зодчества
Предпроектный анализ состоит из следующих 4-х этапов:
§ что мы имеем в качестве объемов (какие именно площади — квадратные метры, количество окон, несущие «привязки», характерные (и не очень) технические особенности и прочее)
§ идеология — в чем заключается именно основная идея (вспомните, почему вы покупали именно эту квартиру или дом (если это новая квартира) и для чего вы затеваете новый переворот в своей жизни и жизни своих близких — если вы затеяли дизайнерский ремонт в уже давно существующем жилье).
§ мы составляем техническое задание на проектирование дизайна интерьера. Учитываем все, что можем вспомнить сами, что подсказывают домочадцы (в качестве своих необходимостей, потребностей, прихотей и проч.), что когда-то у кого-то подсмотрели и понравилось, решили, что вам это также крайне необходимо.
§ для нас сейчас — это все! Это те самые идеи, которые должны придти нам в голову ну просто срочно! Перекапываем (практически лопатой) Интернет, пачками листаем журналы, просматриваем передачи по теме… Впрочем, я думаю, что какое-то время вы уже этим занимаетесь… Кстати, очень неплохо приходят идеи в путешествиях по новым странам (видимо, именно от смены привычной культуры). А на стыке культур (если задаться целью совместить одно с другим) — так вообще рождаются шедевры. А вообще, — красота — она повсюду, просто обратите внимание на то, на что раньше его не обращали.
1. процесс — что именно мы делаем;
2. пространство — где мы делаем;
3. предмет (технология) — как мы это делаем.
И вот теперь — мы абсолютно готовы к завершению предпроектного анализа, и его апогеем будет …
Помимо этих 4 основных этапов, существуют также и промежуточные этапы. К ним смело можно соотнести такие, как:
Образ жизни каждого потребителя фиксируется в объективных показателях (характер деятельности, возраст, привычки и предпочтения, вещи необходимые и любимые, семейное положение, отношение к природе, мечты и желания и пр.), которые в ходе проектирования суммируются в фундаментальные характеристики среды габариты пространства и набор его оборудования
Портрет потребителя | Эмоциональная ориентация среды – определяющий фактор ее формирования и восприятия |
Огородник | |
| |
Художник | |
| |
Бизнесмен | |
Выбор архитектурно- дизайнерского решения средового комплекса предопределяет изучение факторов средоформирования, в том числе:
· персонаж (тип потребителя);
· эмоциональный мир персонажа (источник эстетических установок проектирования);
· элементы предметного мира;
Комплексный анализ условий, обстоятельств и факторов проектирования:
процессы базовые и личные;
оборудование основное и дополнительное;
украшения, произведения природы и искусства;
Установки проектного решения:размер, конфигурация, цвет, фактура, связь с природой.
1) Исследовать типологию потребителей среды и особенности ее эмоционального климата, заполнить таблицу:
Портрет потребителя | Эмоциональная ориентация среды – определяющий фактор ее формирования и восприятия |
2) Провести комплексный анализ условий, обстоятельств и факторов проектирования:
3) Определить установки проектного решения: размер, конфигурация, цвет, фактура, связь с природой.
Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 11242 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Дизайн-концепция как развернутое дизайнерское исследование
Выработка творческой концепции в средовом проектировании выливается в особую очень емкую фазу предпроектного анализа, далеко выходящую по содержанию за рамки аналогичных работ в ортодоксальной архитектурной методологии.
Качество концепции можно оценить только по одному критерию – ее полезности для проекта. Если в Техническом Задании требования к дизайну строго описаны, и с Заказчиком достигнуто полное взаимопонимание и доверие, то формализованная концепция будет лишней. Бессмысленно делать концепцию и в недорогих проектах.
Концепция дизайна – документ, который содержит описание того, как Ваш дизайн будет выглядеть и работать, какие там будут элементы, как они примерно будут располагаться, где будет графика, а где текст, что будет подаваться ярко, а что фоном, как будут расставлены смысловые маркеры и при помощи каких инструментов дизайн будет подталкивать пользователя к требуемым действиям (заказу, звонку, запоминанию и т п.)
И это концептуально: эра «простых» одноплановых подходов к архитектурно-пространственной организации средовых объектов и систем заканчивается. Мы не можем себе позволить ориентироваться только на умелое использование «естественных» источников их благоустройства (прямой или рассеянный солнечный свет, «натуральная» аэрация, непосредственный сток ливневых вод или самоуничтожение отходов и т.д.). На смену этой традиции идет эпоха «политехнического» многофакторного формирования параметров среды, где природные данности (которых сегодня просто не хватает на всех) постепенно замещаются или дополняются ресурсами искусственного происхождения. В т.ч. такими, которые не подчиняются доводам здравого смысла или интуитивным регламентациям (как это происходит с большинством нынешних эстетических норм и установлений).
средового процесса (который можно представить как физически необходимую функционально-эргономическую схему);
этого процесса (материализующих в пространстве порядок осуществления процессуальных действий);
места для размещения процесса и его оборудования (объемно- пространственного «тела» среды>.
Дизайн-концепция в средовом проектировании резко отличается от художественного замысла в архитектурном творчестве: в последнем превалируют собственно пространственные идеи.
УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖИЛИЩА зависят от ряда факторов, отражающих как сложность строения жилой среды, так и обилие задач, которые ей приходится выполнять в жизни человека.
1. Прежде всего разные уровни организации среды выдвигают свои темы для поиска таких концепций:
дизайн-концепция отдельных помещений и их блоков нацелена на оптимизацию разместившихся здесь «частных» функциональных процессов; поэтому тут особенно сильна роль специфического (для данной деятельности) оборудования и предметного насыщения;
дизайнерские идеи ячейки в целом больше опираются на «организационные» принципы пространственного формирования композиции квартиры;
общественная зона здания снова обращается к «техническим» формам решения свойственных ей эксплуатационных задач;
в планировочных образованиях доминирует роль организационно-пространственных предложений, но возникновение их параметров активно инициируется «техногенными» идеями обустройства процессуальных сторон жизни открытых пространств: ориентация пользователя в среде, размещение ландшафтных компонентов, устройство функциональных зон и т. д., из-за чего общая дизайн-концепция «внешней» среда жилища есть своего рода интеграция ряда «частных» концепций формирования ее отдельных архитектурно-дизайнерских подсистем.
Пример: Дизайн-концепция ресторана:
-Требования к разработке торговой марки ресторана;
-Принципы организации внешнего оформления;
-Дизайн, стиль интерьера;
-Организация рекламно-маркетинговых мероприятий
Создание концепции позволяет рассматривать ресторан с точки зрения единой маркетинговой системы, осуществляющей продажи, где все системы ресторана выполнены в соответствии с единой стратегией, определяемой концепцией.
Причем каждому уровню отвечают свои средства формообразования: первая позиция концентрируется на работе с оборудованием процесса, вторая занята организацией пространственных характеристик, третья сосредоточена на решении проблем движения в пространстве, четвертая озабочена построением объемной структуры, пятая соединяет в пространстве технологии реализации отдельных функций городской среды.
А все вместе они составляют комплекс дополняющих друг друга пространственных, процессуальных и дизайнерских решений, обнимающих по сути всю палитру возможных приложений архитектуры и дизайна к проблемам формирования жилища.
Таблица 1 Приоритеты средств разработки дизайн-концепции жилой среды
Виды проектных средств
* и + показывают зоны преимущественного и обязательного использования данного средства.
Но для художника невзыскательного наиболее опасный: следуя протоптанными ранее путями, очень легко скатиться к шаблону, тривиальному результату.
Разумеется, дизайн-концепция, выстроенная таким образом, далеко не всегда связана с высшими технологиями или другими достижениями сегодняшней научной и технической мысли: многие секреты «дизайнерской» организации архитектурной формы давно и успешно реализованы в произведениях народного зодчества
Предпроектный анализ состоит из следующих 4-х этапов:
Обследование, знакомство с ситуацией:
контекст размещения объекта
что мы имеем в качестве объемов (какие именно площади — квадратные метры, количество окон, несущие «привязки», характерные (и не очень) технические особенности и прочее)
идеология — в чем заключается именно основная идея (вспомните, почему вы покупали именно эту квартиру или дом (если это новая квартира) и для чего вы затеваете новый переворот в своей жизни и жизни своих близких — если вы затеяли дизайнерский ремонт в уже давно существующем жилье).
перечень его будущих свойств
мы составляем техническое задание на проектирование дизайна интерьера. Учитываем все, что можем вспомнить сами, что подсказывают домочадцы (в качестве своих необходимостей, потребностей, прихотей и проч.), что когда-то у кого-то подсмотрели и понравилось, решили, что вам это также крайне необходимо.
для нас сейчас — это все! Это те самые идеи, которые должны придти нам в голову ну просто срочно! Перекапываем (практически лопатой) Интернет, пачками листаем журналы, просматриваем передачи по теме… Впрочем, я думаю, что какое-то время вы уже этим занимаетесь… Кстати, очень неплохо приходят идеи в путешествиях по новым странам (видимо, именно от смены привычной культуры). А на стыке культур (если задаться целью совместить одно с другим) — так вообще рождаются шедевры. А вообще, — красота — она повсюду, просто обратите внимание на то, на что раньше его не обращали.
Проблематизация задания:подходим к решению задачи (восприятию ситуации) проектирования дизайна интерьера, как к решению проблемы столкновения противоречий:После того, как творческие мысли уже «зароились» в голове, вы сталкиваетесь с ужасающим фактом того, что все уже мысленно было хорошо, а тут, как назло, — начинается!… Оказывается, королевство маловато, и разгуляться вообще негде… Вопиющая несправедливость! Что с этим делать? И вообще, интересно, — другие люди с этим живут?… Поднимаете информацию и понимаете — живут. И что самое удивительное — большинство. И даже — хорошо! Хорошо. Значит, — реально… Значит, тоже надо думать… Рассмотрев ситуацию именно с такого ракурса, вы сможете уловить массу нюансов и подробностей, важных для вас. Диалектика разрешений этих противоречий служит содержанием следующего этапа.
Тематизация (выбор тем), арсеналы возможных решений. Как звучала одна известная фраза в одном из отечественных фильмов «… Мама! Я готов разделить ваше горе!… Но по пунктам… Первое:…»; так и мы давайте все вопросы и проблемы разберем на 3 «кучки»:
процесс — что именно мы делаем;
пространство — где мы делаем;
предмет (технология) — как мы это делаем.
И вот теперь — мы абсолютно готовы к завершению предпроектного анализа, и его апогеем будет …
Выработка дизайн-концепции — мы сравниваем темы, то есть предложения, распутывающие отдельные узлы вопросов и проблем; сводим их в различные варианты решения и, наконец, — выбираем из них наиболее эффективные, максимально удовлетворяющие наши потребности и запросы с учетом всей ситуации в целом и конкретных вещей в частности. Проще говоря, мысленно ответив себе на все вопросы, которые вас мучили и не давали покоя, вы приходите к единственно верному и выверенному решению оных.
Помимо этих 4 основных этапов, существуют также и промежуточные этапы. К ним смело можно соотнести такие, как:
Клаузура — быстрый набросок, не предполагающий никакой технической точности, но позволяющий очень быстро зафиксировать те мысли, что просто роем пронеслись одномоментною мыслью в голове (очень часто напоминает детские каракули).
Фор-эскиз — тот самый креатив, который просто рвется у вас изнутри! (можно без технической точности).
Эскиз— рисуем уже выверенный и отточенный вариант, если хочется — даже с прорисовкой наимельчайших деталей (хотя это совсем не обязательно, так как при действительном включении их в проект вам потребуется их прорисовывать именно в нужном масштабе, — тем не менее, — удовольствие получите гарантированно!).
Образ жизни каждого потребителя фиксируется в объективных показателях (характер деятельности, возраст, привычки и предпочтения, вещи необходимые и любимые, семейное положение, отношение к природе, мечты и желания и пр.), которые в ходе проектирования суммируются в фундаментальные характеристики среды габариты пространства и набор его оборудования
Эмоциональная ориентация среды – определяющий фактор ее формирования и восприятия
Огородник
Хакер
Художник
Мать
Бизнесмен
Выбор архитектурно- дизайнерского решения средового комплекса предопределяет изучение факторов средоформирования, в том числе:
персонаж (тип потребителя);
эмоциональный мир персонажа (источник эстетических установок проектирования);
элементы предметного мира;
Комплексный анализ условий, обстоятельств и факторов проектирования:
процессы базовые и личные;
оборудование основное и дополнительное;
украшения, произведения природы и искусства;
Установки проектного решения: размер, конфигурация, цвет, фактура, связь с природой.
Исследовать типологию потребителей среды и особенности ее эмоционального климата, заполнить таблицу:
Эмоциональная ориентация среды – определяющий фактор ее формирования и восприятия
Провести комплексный анализ условий, обстоятельств и факторов проектирования:
процессы базовые и личные;
оборудование основное и дополнительное;
украшения, произведения природы и искусства;
Определить установки проектного решения: размер, конфигурация, цвет, фактура, связь с природой.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.