кому дано право утверждать технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 648 «Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 648
«Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть»
С изменениями и дополнениями от:
7 октября 2004 г., 10 марта 2009 г., 28 марта 2012 г., 24 мая 2017 г.
В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 530 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. N 648)
С изменениями и дополнениями от:
7 октября 2004 г., 10 марта 2009 г., 28 марта 2012 г., 24 мая 2017 г.
ГАРАНТ:
См. Административный регламент предоставления Минэнерго России государственной услуги по отнесению объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведению реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденный приказом Минэнерго России от 8 сентября 2015 г. N 619
Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении/исключении объектов электросетевого хозяйства из Реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, см. справку
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», устанавливает порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
Понятия «единая национальная (общероссийская) электрическая сеть» и «объекты электросетевого хозяйства» употребляются в значениях, предусмотренных Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 в наименование внесены изменения
II. Порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включения их в реестр
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 пункт 3 настоящего Положения изложен в новой редакции
3. Решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается Министерством энергетики Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 пункт 4 настоящего Положения изложен в новой редакции
4. Основанием для рассмотрения вопроса об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр, а также о внесении изменений в реестр являются:
1) заявление собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства;
2) уведомление, полученное Министерством энергетики Российской Федерации от системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, направленное в соответствии с пунктом 12.1 настоящего Положения.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 пункт 5 настоящего Положения изложен в новой редакции
5. Решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается в течение 3 месяцев со дня представления в Министерство энергетики Российской Федерации собственником или иным законным владельцем указанных объектов электросетевого хозяйства полного комплекта документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, либо в течение 3 месяцев со дня окончания проведения обследования объекта электросетевого хозяйства, указанного в пункте 6.4 настоящего Положения. Объект электросетевого хозяйства считается отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети со дня вступления в силу решения Министерства энергетики Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 пункт 6 настоящего Положения изложен в новой редакции
6. Собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства представляет в Министерство энергетики Российской Федерации заявление об отнесении объекта электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети с приложением следующих документов:
1) копии учредительных документов;
2) документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица;
3) документы, содержащие сведения о полном наименовании объекта электросетевого хозяйства и его местонахождении;
4) главная схема электрических соединений объекта электросетевого хозяйства;
5) перечень основного (вспомогательного) электротехнического оборудования с указанием проектных и фактических технических и технологических характеристик объекта электросетевого хозяйства (номинальное напряжение, номинальная электрическая мощность энергетических установок, тип и (или) марка, количество, год ввода в эксплуатацию и иные сведения), а также проектно-сметная, исполнительная и разрешительная документации, подтверждающие представляемые сведения (характеристики);
6) сведения о суммарной присоединенной мощности энергетических установок (энергопринимающих устройств), присоединенных к объекту электросетевого хозяйства, в том числе о количестве и номинальной мощности подключенных к сети генераторов и трансформаторов;
7) правоустанавливающие документы на объекты электросетевого хозяйства, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.1
6.1. Собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства по собственной инициативе вправе представить следующие документы:
1) копия кадастрового паспорта (при наличии);
2) в случае государственной регистрации прав на объекты электросетевого хозяйства копия свидетельства о государственной регистрации прав;
3) документ о разрешении на ввод в эксплуатацию объекта электросетевого хозяйства;
4) копия технического паспорта на объект электросетевого хозяйства и копия ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.2
6.2. В случае непредставления собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства документов, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Положения, Министерство энергетики Российской Федерации запрашивает их самостоятельно.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.3
6.3. В случае, предусмотренном пунктом 12.1 настоящего Положения, Министерство энергетики Российской Федерации направляет запрос собственнику или иному законному владельцу объекта электросетевого хозяйства о представлении заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения.
Собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства представляет в Министерство энергетики Российской Федерации документы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, в течение 30 дней со дня получения запроса.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2017 г. N 624 в пункт 6.4 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования названного постановления
6.4. Документы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, представляются в Министерство энергетики Российской Федерации на бумажном и электронном носителях отдельно по каждому объекту электросетевого хозяйства.
Документы на бумажных носителях должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью собственника (при наличии печати) или иного законного владельца объекта электросетевого хозяйства и заверены подписью руководителя юридического лица.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.5
6.5. В целях принятия решения об отнесении объекта электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении его в реестр Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет проверку представленных документов на соответствие требованиям, указанным в пункте 6.4 настоящего Положения, а также содержащихся в них сведений, подтверждающих соответствие этого объекта критериям.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.6
6.6. Основаниями для отказа в отнесении объекта электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и во включении его в реестр являются:
1) несоответствие объекта электросетевого хозяйства критериям;
2) отсутствие разрешения на ввод объекта электросетевого хозяйства в эксплуатацию.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 252 настоящее Положение дополнено пунктом 6.7
6.7. В случае представления документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, в неполном объеме либо наличия в представленных документах неполной информации Министерство энергетики Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения заявления направляет собственнику или иному законному владельцу объекта электросетевого хозяйства письменное уведомление о необходимости представления в Министерство энергетики Российской Федерации недостающих документов.
В случае непредставления собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства недостающих документов в течение 30 дней со дня получения уведомления от Министерства энергетики Российской Федерации, указанного в абзаце первом пункта 6.7 настоящего Положения, либо в случае непредставления документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, в сроки, указанные в пункте 6.3 настоящего Положения, Министерство энергетики Российской Федерации принимает решение о необходимости проведения обследования объекта электросетевого хозяйства на месте с целью определения его соответствия критериям. Министерство энергетики Российской Федерации уведомляет собственника или иного законного владельца объекта электросетевого хозяйства о проведении обследования объекта электросетевого хозяйства в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения.
Уведомление о проведении обследования объекта электросетевого хозяйства на месте с целью определения его соответствия критериям направляется собственнику или иному законному владельцу объекта электросетевого хозяйства почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Уведомление о проведении обследования объекта электросетевого хозяйства с целью определения его соответствия критериям должно содержать информацию о лицах, проводящих обследование, об объектах электросетевого хозяйства, подлежащих обследованию, и о сроках проведения обследования.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 219 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения
7. Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства при проведении обследования обязаны обеспечить лицам, проводящим обследование, беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства и документам, необходимым для принятия решения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении объектов электросетевого хозяйства в реестр (в том числе к документам, подтверждающим права на указанные объекты, а также их технические характеристики).
Кому дано право утверждать технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2017 г. № 12 «О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2017 г. № 19)
Настоящие разъяснения подготовлены ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях разъяснения вопросов его применения в отношении владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению и оказанию услуг по передаче электрической энергии.
1. Владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии
Учитывая изложенное, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Указанное означает, что такому юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, в силу положений Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующего положения на товарном рынке. К такому лицу не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Право владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики осуществлять технологическое присоединение иных лиц к своим объектам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Исходя из изложенного следует, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.
При этом согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации,в частности с использованием метода сравнения аналогов.
Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями указанной статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.
Указанное означает, что владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединение к своим объектам.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяются в соответствии с Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97. Полномочиями устанавливать плату за технологическое присоединение, стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности региональные регулирующие органы наделены только в отношении территориальных сетевых организаций.
Учитывая изложенное, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)не наделен полномочиями и не обязан устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев объектов электросетевого хозяйства,не являющихся сетевыми организациями.
При этом, учитывая положения абзаца 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) определяется в гражданско-правовом порядке и по соглашению сторон может быть рассчитана исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, действия владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения и определению платы за такое присоединение в гражданско-правовом порядке, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации, не могут содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Обязанность владельцев объектов электросетевого хозяйства, не соответствующих критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не препятствовать перетоку электрической энергии.
Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.
Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон
Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, потерявший статус территориальной сетевой организации в связи с несоответствием Критериям ТСО, препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, должны быть рассмотрены на предмет нарушения пункта 6 ПНД. Ответственность за нарушения указанной нормы ПНД предусмотрена статьей 9.21 КоАП.
Кроме того, с учетом положений статьи 210 ГК РФ такой собственник объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий Критериям ТСО или потерявший таковой статус, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций, собственник имущества должен принять все необходимые действия для их устранения в нормативно установленные сроки. Нарушение таких требований также влечет привлечение к ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП.
При этом необходимо учитывать позицию ФАС России, изложенную в Разъяснениях Президиума ФАС России № 7 «Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжения», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15.
Председатель Президиума ФАС России, Руководитель ФАС России | И.Ю. Артемьев |
Обзор документа
Разъяснено, что владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.
Владельцы энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электроэнергии) вправе заключать договоры о технологическом присоединении и определять плату за такое присоединение в гражданско-правовом порядке, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории региона.
Владельцы объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не должны препятствовать перетоку электроэнергии. Они несут бремя содержания принадлежащего им имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электроэнергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций владелец должен принять все необходимые меры для их устранения в нормативно установленные сроки. Нарушение этих требований влечет административную ответственность.