за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
31. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
• бессознательным переживаниям детства
32. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
• употребления предметов
33. Индивид начинается с перехода филогении в:
• онтогению
34. Интеллектуальное развитие человека:
• связано с развитием личности
35. Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
• стимулируется
36. История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
• жизненный путь
37. Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
• новые качества
39. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
• ближайшего развития
40. Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
• средними показателями его возрастной группы
41. Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
• переходе человека от одной возрастной ступени к другой
42. Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
• вершинная психология
43. Личность начинается с процесса:
• ранней социализации
44. Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
• наследственности и среды
45. Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
• А. Гезелл
За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
76. Динамика умственных возможностей обусловлена возрастом
• функциональным
77. Для личности человека в период перехода к стадии старения характерно явление, связанное с оценкой жизненного пути, называемое
• философским осмыслением
78. Для человека средних лет наиболее характерными чертами личности являются:
• активная самореализация
• повышенное внимание к своему здоровью
• реалистичность устремлений
79. Для человека, переходящего от стадии зрелости к стадии старения, характерно в результате осмысления жизненного пути подведение итогов
• предварительных
81. Древнегреческий врач Гиппократ для сохранения молодости рекомендовал:
• питаться умеренно
• принимать горячие ванны
83. Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
• педагогической запущенности
84. Если успехов в саморегуляции человек достигает в деятельности, не связанной с основной, то можно говорить о саморегуляции в деятельности
• непрофессиональной
85. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, — это:
• самопознание
87. Жизненным путем в широком смысле называют промежуток времени от:
• рождения до смерти
88. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
• бессознательным переживаниям детства
89. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
• употребления предметов
90. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
• эстроген
За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
Авторизация
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Возрастная психология
«Расстояние» между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:
ближайшего развития
А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:
патопсихологического метода
А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:
его игры
Автором ортогенетической концепции является:
Х. Вернер
Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
филогенеза
Биогенетический закон сформулировал:
Э. Геккель
В дошкольном возрасте в центре сознания находится:
память
В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:
игру в куклы
В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:
ведущая деятельность
В раннем возрасте в центре сознания находится:
восприятие
В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:
человек — общество
В теории социального научения центральное место отводится:
подражанию
В школьном возрасте в центре сознания находится:
мышление
Ведущей деятельностью для дошкольника является:
сюжетно-ролевая игра
Ведущей деятельностью для младшего школьника является:
учебная деятельность
Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
орудийно-предметная деятельность
Ведущую роль в возрастном развитии играет:
обучение
Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:
на протяжении всей жизни
Возрастная психология тесно связана с:
педагогической психологией
Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:
ортогенетической концепции
Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека — созревание организма или влияние внешней среды:
является проблемой
Высшие психические функции возникают первоначально как форма:
коллективного поведения
Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:
эпигенетическим принципом
Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:
всей жизни человека
Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:
неравномерность развития
Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:
Д.Б. Эльконин
Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:
ведущей деятельностью
Диадический принцип анализа личности предложил:
Р. Сирс
Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
педагогической запущенности
З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
бессознательным переживаниям детства
За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
употребления предметов
Индивид начинается с перехода филогении в:
онтогению
Интеллектуальное развитие человека:
связано с развитием личности
Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
стимулируется
История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
жизненный путь
Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
новые качества
Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
ближайшего развития
Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
средними показателями его возрастной группы
Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
переходе человека от одной возрастной ступени к другой
Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
вершинная психология
Личность начинается с процесса:
ранней социализации
Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
наследственности и среды
Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
А. Гезелл
Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:
экспериментально-генетическим
Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:
социального научения
Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:
вербальные функции
Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:
не совпадает
Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:
нервно-психического развития
Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):
деятельности
Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:
стихийным
Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:
неравномерность их развития
Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:
нормативной диагностикой
Ортогенетическая теория признает идею изначальной:
целесообразности в природе
Основателем Женевской школы генетической психологии является:
Ж. Пиаже
Основоположником теории конвергенции является:
В. Штерн
Отличительными признаками высших психических функций являются:
опосредованность, осознанность, произвольность, системность
Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:
социометрический метод
Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:
обобщению
По Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в систему отношений:
«ребенок — общественный взрослый»
По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:
категориальной фазе
По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:
диффузности
По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:
дискретности
Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:
возраст
Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:
историческим
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется с:
психологическими особенностями человека
Понятие «коэффициент интеллектуальности» ввел в возрастную психологию:
Л. Термен
Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
втором-третьем годах жизни
Психика ребенка отличается от психики взрослого:
качественными компонентами
Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
законы и закономерности
Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:
интеллекта
Развитие способностей у человека зависит от:
задатков и правильно организованного обучения и воспитания
Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:
Э. Эриксон
Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:
П.Я. Гальпериным
С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:
ближайшего развития
С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:
противоречат друг другу
Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:
механицизм
Ситуационные изменения психологии и поведения:
неустойчивы
Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:
мотивов
Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
человеческого рода
Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:
эмоции
Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:
наследственностью и средой
Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:
субъекта
Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:
общественно-историческим законам
Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
эволюционными
Сторонник концепции рекапитуляции:
С. Холл
Теорию трех ступеней развития человека предложил:
К. Бюлер
Теория трех ступеней развития человека включает:
инстинкт, дрессуру, интеллект
Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:
бихевиоризме
Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:
витализмом
Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:
движущими силами
Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:
психической функции
Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:
сенсомоторная, перцептивная, умственная
Э. Эриксон выделял в развитии человека:
8 кризисов
Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:
игры
Теория периодизации Д.Б.Эльконина.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.
Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:
Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом
необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.
Таблица 7. Периоды и стадии детского развития по Д. Б. Эльконнну
Концепция Д.Б. Эльконина
Через все работы Д.Б. Эльконина проходит центральная проблема: какова природа человеческого детства и глубинные законы детского развития? Д.Б. Эльконин строил свою теорию психического развития ребенка на фундаменте психологической теории деятельности, считая, что в разные исторические эпохи детство имеет разное конкретное содержание и разные конкретные закономерности. Нет неизменного детства, детства «вообще».
Выстраивая теорию исторического развития детства, он обосновал идею, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство. Своеобразие детства человека состоит в том, что человек появляется на свет беспомощным существом. Но в этой беспомощности заключена огромная потенциальная сила, поскольку, не будучи связанным жесткими инстинктивными формами поведения, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества. Д.Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в присвоении им самой потребности человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содержание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих предметно-двигательных и познавательных способностей: воображения, мышления, речи, символической функции, ориентации в общих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно — в развернутой форме они представлены в школьном периоде (например, в виде учебной деятельности младших школьников). Такое обучение и воспитание имеют большое значение в психическом развитии детей (отдельные моменты обучения и воспитания присутствуют и в других видах присвоения, что приводит порой некоторых психологов даже к неправомерному отождествлению его с обучением и воспитанием).
Взгляды Д. Б. Эльконина на общую природу и источники психического развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.
Говоря о развитии ребенка, он сформулировал следующую научную позицию: 1) условия (развития) — рост и созревание организма; 2) источники — среда, идеальные формы, т.е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции); 3) форма — усвоение; 4) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.
Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая — группа коммуникативных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок—общественный взрослый». Вторая — группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе «ребенок—общественный предмет». По мнению Д. Б. Эльконина, ход развития определяется движением от системы «ребенок—общественный взрослый» к системе «ребенок—общественный предмет», т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе усваиваются соответствующие виды деятельности.
Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы — мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-технических возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.
Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.
По мнению Д.Б. Эльконина, человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных предметов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности человека. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная, общественная природа. Человек — носитель этих общественных способов употребления предметов. Отсюда способности человека — это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит «в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой, — на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.
Д.Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ребенок—вещь» и «ребенок—отдельный взрослый», выделенных в европейской психологии как две сферы детского бытия. Д.Б. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.
Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».
Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.
Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:
2) период детства он делит на дошкольный (М-П) возраст, открывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный (О-Т) с его кризисом 7 лет;
3) период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) с кризисом 11-12 лет и раннюю юность (О-Т) с кризисом 15 лет.
Гипотеза Д.Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.