за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

31. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
бессознательным переживаниям детства

32. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
употребления предметов

33. Индивид начинается с перехода филогении в:
онтогению

34. Интеллектуальное развитие человека:
связано с развитием личности

35. Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
стимулируется

36. История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
жизненный путь

37. Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
новые качества

39. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
ближайшего развития

40. Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
средними показателями его возрастной группы

41. Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
переходе человека от одной возрастной ступени к другой

42. Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
вершинная психология

43. Личность начинается с процесса:
ранней социализации

44. Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
наследственности и среды

45. Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
А. Гезелл

Источник

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

76. Динамика умственных возможностей обусловлена возрастом
функциональным

77. Для личности человека в период перехода к стадии старения характерно явление, связанное с оценкой жизненного пути, называемое
философским осмыслением

78. Для человека средних лет наиболее характерными чертами личности являются:
активная самореализация
повышенное внимание к своему здоровью
реалистичность устремлений

79. Для человека, переходящего от стадии зрелости к стадии старения, характерно в результате осмысления жизненного пути подведение итогов
предварительных

81. Древнегреческий врач Гиппократ для сохранения молодости рекомендовал:
питаться умеренно
принимать горячие ванны

83. Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
педагогической запущенности

84. Если успехов в саморегуляции человек достигает в деятельности, не связанной с основной, то можно говорить о саморегуляции в деятельности
непрофессиональной

85. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, — это:
самопознание

87. Жизненным путем в широком смысле называют промежуток времени от:
рождения до смерти

88. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
бессознательным переживаниям детства

89. За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах
употребления предметов

90. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон
эстроген

Источник

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

Авторизация

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Возрастная психология

«Расстояние» между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:
ближайшего развития

А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:
патопсихологического метода

А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:
его игры

Автором ортогенетической концепции является:
Х. Вернер

Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
филогенеза

Биогенетический закон сформулировал:
Э. Геккель

В дошкольном возрасте в центре сознания находится:
память

В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:
игру в куклы

В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:
ведущая деятельность

В раннем возрасте в центре сознания находится:
восприятие

В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:
человек — общество

В теории социального научения центральное место отводится:
подражанию

В школьном возрасте в центре сознания находится:
мышление

Ведущей деятельностью для дошкольника является:
сюжетно-ролевая игра

Ведущей деятельностью для младшего школьника является:
учебная деятельность

Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
орудийно-предметная деятельность

Ведущую роль в возрастном развитии играет:
обучение

Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:
на протяжении всей жизни

Возрастная психология тесно связана с:
педагогической психологией

Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:
ортогенетической концепции

Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека — созревание организма или влияние внешней среды:
является проблемой

Высшие психические функции возникают первоначально как форма:
коллективного поведения

Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:
эпигенетическим принципом

Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:
всей жизни человека

Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:
неравномерность развития

Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:
Д.Б. Эльконин

Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:
ведущей деятельностью

Диадический принцип анализа личности предложил:
Р. Сирс

Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:
педагогической запущенности

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
бессознательным переживаниям детства

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:
употребления предметов

Индивид начинается с перехода филогении в:
онтогению

Интеллектуальное развитие человека:
связано с развитием личности

Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:
стимулируется

История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:
жизненный путь

Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:
новые качества

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:
ближайшего развития

Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):
средними показателями его возрастной группы

Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:
переходе человека от одной возрастной ступени к другой

Л.С. Выготский определил область своего исследования как:
вершинная психология

Личность начинается с процесса:
ранней социализации

Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:
наследственности и среды

Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:
А. Гезелл

Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:
экспериментально-генетическим

Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:
социального научения

Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:
вербальные функции

Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:
не совпадает

Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:
нервно-психического развития

Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):
деятельности

Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:
стихийным

Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:
неравномерность их развития

Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:
нормативной диагностикой

Ортогенетическая теория признает идею изначальной:
целесообразности в природе

Основателем Женевской школы генетической психологии является:
Ж. Пиаже

Основоположником теории конвергенции является:
В. Штерн

Отличительными признаками высших психических функций являются:
опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:
социометрический метод

Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:
обобщению

По Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в систему отношений:
«ребенок — общественный взрослый»

По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:
категориальной фазе

По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:
диффузности

По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:
дискретности

Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:
возраст

Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:
историческим

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется с:
психологическими особенностями человека

Понятие «коэффициент интеллектуальности» ввел в возрастную психологию:
Л. Термен

Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
втором-третьем годах жизни

Психика ребенка отличается от психики взрослого:
качественными компонентами

Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
законы и закономерности

Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:
интеллекта

Развитие способностей у человека зависит от:
задатков и правильно организованного обучения и воспитания

Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:
Э. Эриксон

Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:
П.Я. Гальпериным

С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:
ближайшего развития

С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:
противоречат друг другу

Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:
механицизм

Ситуационные изменения психологии и поведения:
неустойчивы

Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:
мотивов

Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
человеческого рода

Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:
эмоции

Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:
наследственностью и средой

Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:
субъекта

Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:
общественно-историческим законам

Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
эволюционными

Сторонник концепции рекапитуляции:
С. Холл

Теорию трех ступеней развития человека предложил:
К. Бюлер

Теория трех ступеней развития человека включает:
инстинкт, дрессуру, интеллект

Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:
бихевиоризме

Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:
витализмом

Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:
движущими силами

Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:
психической функции

Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:
сенсомоторная, перцептивная, умственная

Э. Эриксон выделял в развитии человека:
8 кризисов

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:
игры

Источник

Теория периодизации Д.Б.Эльконина.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом

необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Таблица 7. Периоды и стадии детского развития по Д. Б. Эльконнну

Источник

Концепция Д.Б. Эльконина

за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

Через все работы Д.Б. Эльконина проходит центральная проблема: какова природа человеческого дет­ства и глубинные законы детского развития? Д.Б. Эльконин строил свою теорию психического развития ре­бенка на фундаменте психологической теории деятельности, считая, что в разные исторические эпохи детство имеет разное конкретное содержание и разные конкретные закономерности. Нет неизменного детства, детства «вообще».

Выстраивая теорию исторического развития детства, он обосно­вал идею, что детство возникло в тот период развития животного мира, когда у некоторых его видов стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Необходимые формы поведения стали приобретаться прижизненно, для чего и возникло детство. Своеобра­зие детства человека состоит в том, что человек появляется на свет беспомощным существом. Но в этой беспомощности заключена ог­ромная потенциальная сила, поскольку, не будучи связанным жест­кими инстинктивными формами поведения, ребенок может присвоить именно те способы родовой человеческой деятельности, которые актуальны на данном историческом этапе развития общества. Д.Б. Эльконин описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит присвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Так, он показал фундаментальную роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в присвоении им самой потребнос­ти человеческого общения, общей ориентации в мире. Исследуя содер­жание и строение предметно-манипулятивной и игровой деятельности дошкольника, он обнаружил и описал их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагаю­щих предметно-двигательных и познавательных способностей: вообра­жения, мышления, речи, символической функции, ориентации в об­щих смыслах человеческих отношений. Присвоение ребенком богатств человеческой культуры посредством его целенаправленного обучения и воспитания появляется довольно поздно — в развернутой форме они представлены в школьном периоде (например, в виде учебной деятельности младших школьников). Такое обучение и воспитание имеют большое значение в психическом развитии детей (отдельные моменты обучения и воспитания присутствуют и в других видах при­своения, что приводит порой некоторых психологов даже к неправо­мерному отождествлению его с обучением и воспитанием).

Взгляды Д. Б. Эльконина на общую природу и источники психи­ческого развития ребенка можно свести к следующему. Во-первых, все виды детской деятельности общественны по своему происхожде­нию, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом. Во-вторых, присвоение ребенком достижений человеческой культу­ры всегда носит деятельностный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводя­щий и создающий в себе человеческие способности.

Говоря о развитии ребенка, он сформулировал следующую науч­ную позицию: 1) условия (развития) — рост и созревание организма; 2) источники — среда, идеальные формы, т.е. то, к чему развитие должно прийти в конце (все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные за­дачи, мотивы и даже эмоции); 3) форма — усвоение; 4) движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия.

Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы. Первая — группа коммуникативных видов деятельности, относящих­ся к генетически разным формам общения. В основе ее лежат отноше­ния, развертывающиеся в системе «ребенок—общественный взрослый». Вторая — группа предметных видов деятельности, относящихся к генетически разным формам предметной деятельности. В ее основе лежат отношения в системе «ребенок—общественный предмет». По мне­нию Д. Б. Эльконина, ход развития определяется движением от сис­темы «ребенок—общественный взрослый» к системе «ребенок—общественный предмет», т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе усваиваются соответствующие виды деятельности.

за деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах

Далее Д.Б. Эльконин вводит деление психики на 2 сферы — мотивационно-потребностную сферу и сферу операционально-техничес­ких возможностей. Тем самым реализуется тезис о противоречии между потребностями ребенка и его возможностями как движущей силе развития.

Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

По мнению Д.Б. Эльконина, человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных пред­метов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности человека. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в опре­деленную общественную жизнь, как предметы труда, как очелове­ченная, общественная природа. Человек — носитель этих обществен­ных способов употребления предметов. Отсюда способности челове­ка — это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит «в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на обще­ство, с другой, — на способ исполнения. Эта микроструктура челове­ческого действия, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д.Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирова­ние личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикаль­но меняется характер взаимосвязи да и само содержание систем «ре­бенок—вещь» и «ребенок—отдельный взрослый», выделенных в ев­ропейской психологии как две сферы детского бытия. Д.Б. Эльконин показывает, что система «ребенок—вещь» по сути есть система «ребенок—общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства его как объекта; пос­ледние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система «ребенок—взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконину, в систему «ребенок—общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов обще­ственной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообраз­ные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладе­ния все более сложными, новыми предметными действиями.

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок—общественный предмет» и «ребенок—общественный взрос­лый» представляет единый процесс, в котором и формируется лич­ность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».

Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов дея­тельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отно­шений следует деятельность другого типа, в которой происходит ори­ентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одно­му принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих от­ношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставле­но в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет по-новому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики:

2) период детства он делит на дошкольный (М-П) возраст, от­крывающийся кризисом 3 лет, и младший школьный (О-Т) с его кризисом 7 лет;

3) период отрочества делится на подростковый возраст (М-П) с кризисом 11-12 лет и раннюю юность (О-Т) с кризисом 15 лет.

Гипотеза Д.Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детс­ком развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет — кризисы ми­ровоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *