за какой период выплачивается пенсия в беларуси
Льготы, необходимый стаж и механизм начисления: разбираем изменения в пенсионном законодательстве
Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.
Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году
Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.
Есть категории граждан, для которых требуется страховой стаж меньшей продолжительности.
Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
Страховой стаж нужно «оплачивать»
В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.
– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.
То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.
Что касается уплаты взносов с учетом заработной платы ниже установленной в республике минимальной заработной платы, то в таком случае стаж будет скорректирован в сторону уменьшения в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».
Включается ли в страховой стаж советский стаж
– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.
Какие виды пенсий существуют
Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.
Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.
– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал Указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.
До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Как определяется размер пенсии
Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.
В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
– Среди последних изменений – нормы Указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.
Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.
Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.
При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).
В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.
Если нет документов о зарплате
– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.
Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых
Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.
Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.
Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.
Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.
Куда обращаться за назначением пенсии
Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Виктор Мохань, «Гродзенская праўда», 26 февраля 2020 г.
Выплаты работнику при выходе на пенсию
Достижение пенсионного возраста, а также назначение трудовой пенсии по возрасту (далее — назначение пенсии) — значимые события для работника и повод для нанимателя поздравить его в кругу коллектива. Рассмотрим порядок исчисления «зарплатных» налогов и учета в зависимости от вида выплат в рамках таких поздравлений.
Виды выплат
Отметим, достижение пенсионного возраста не всегда означает выход на заслуженный отдых и увольнение. Работник и наниматель могут продолжить трудовые отношения.
Порядок исчисления «зарплатных» налогов
В частности, доходы в виде единовременной денежной выплаты и подарков не являются вознаграждением работника за выполнение трудовых и иных обязанностей. Такие доходы освобождаются от налогообложения, если их сумма, в совокупности с другими доходами социального характера от организации за год, не превысила установленный предел :
Получатель дохода в связи с выходом на пенсию | Предел освобождения доходов социального характера от каждого источника в течение 2017 года, руб. |
Работник (организация — место основной работы) | 1678 |
Работник-совместитель (организация не является местом основной работы) | 111 |
Пример 2. Работнику-совместителю в связи достижением пенсионного возраста вручены живые цветы стоимостью 15 руб. (с НДС) и подарок (мобильный телефон) стоимостью 200 руб. (с НДС). Других выплат социального характера в текущем календарном году ему не производилось.
Стоимость живых цветов подоходным налогом не облагается. Поскольку предел льгот по социальным выплатам превышен (200 руб. > 111 руб.), то подоходный налог следует исчислить в сумме 11,57 руб. ((200 руб. — 111 руб.) x 13%).
Исчисленный подоходный налог:
Пример 3. Из единовременной денежной выплаты в связи достижением работником-совместителем пенсионного возраста исчислен подоходный налог.
Ситуация 1. Выплата перечислена на карт-счет работника 13.11.2017. Подоходный налог следует перечислить в бюджет не позднее 13.11.2017.
Ситуация 2. Выплата выдана работнику из кассы организации за счет полученной торговой выручки 13.11.2017. Подоходный налог следует перечислить в бюджет не позднее 14.11.2017;
Пример 4. Из доходов работника-совместителя (вручен мобильный телефон 03.11.2017) исчислен подоходный налог. Ближайшая денежная выплата работнику — зарплата — приходится на 10.11.2017. Следующий за этой датой день 11.11.2017 — нерабочий (суббота). Подоходный налог следует удержать при выплате зарплаты 10.11.2017 и перечислить в бюджет не позднее 13.11.2017 (понедельник).
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах начисляют на выплаты в денежном и натуральном выражении, в отношении которых одновременно соблюдаются условия :
— источник выплат — работодатель;
— получатель выплат — лицо, работающее по трудовому или гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний место работы должно быть предоставлено организацией);
— выплаты не поименованы в соответствующем Перечне.
То есть на стоимость (с НДС) цветов и подарков, на сумму единовременной денежной выплаты работникам в связи с достижением пенсионного возраста или назначением пенсии страховые взносы начисляют, поскольку в их отношении соблюдаются все вышеназванные условия.
На сумму выходного пособия при увольнении в связи с выходом на пенсию страховые взносы не начисляют, поскольку данная выплата поименована в Перечне. Тот факт, что выплата выходного пособия по такому основанию увольнения предусмотрена локальным документом организации, значения не имеет.
Бухгалтерский и налоговый учет
Порядок выплаты пенсий
Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Пенсии выплачиваются районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите по месту фактического жительства пенсионера.
Действующим пенсионным законодательством предусмотрено частичное ограничение выплаты пенсий в период работы, в том числе по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, или занятия предпринимательской деятельностью, за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.
Если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает величину 1.3, пенсия выплачивается в полном объеме независимо от факта работы и получаемого заработка.
Пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», в период работы не выплачиваются. После приобретения права на пенсию по возрасту по другим основаниям выплата пенсии в период работы производится с ограничением по коэффициенту 1,3.
Пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, не выплачиваются.
Выплата пенсий производится по выбору пенсионеров через организации почтовой связи или через учреждения банков. Доставка и пересылка пенсий осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Выплата пенсий через отделения почтовой связи производится с 5-го по 26-е число каждого месяца с учётом равномерной ежедневной нагрузки на доставочных участках и наличия финансовых средств. Каждому получателю пенсии устанавливается число месяца, в которое ему ежемесячно пенсия доставляется на дом или выплачивается в отделении почтовой связи.
Выплата пенсий через учреждения банков производится с 9-го либо с 21-го числа каждого месяца. Срок действия заявления на выплату пенсий через банковские учреждения на вкладной счет или счет, доступ к которому обеспечивается посредством банковской платежной карточки, составляет три года.
Для обеспечения непрерывной выплаты пенсии через банк заявление должно возобновляться пенсионером в управлении по труду, занятости или социальной защите либо в банке не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия предыдущего заявления. В случае несвоевременного продления заявления выплата пенсии будет производиться через организацию почтовой связи по месту жительства получателя не ранее 21 числа месяца.
В случае неполучения пенсии через отделения почтовой связи в течение шести месяцев подряд выплата пенсии приостанавливается с
1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок. Начисленные суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не более чем за 3 года перед обращением за получением пенсии путём подачи соответствующего заявления в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.
Выплата пенсий производится за текущий месяц.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
Нормативные документы:
1.Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596 – ХII «О пенсионном обеспечении»;
2.Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777).
3.Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 №44.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ
Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.
В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Заявление о назначении пенсии и необходимые документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения.
СРОКИ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ
К заявлению (представлению) о назначении трудовой пенсии должны быть приложены:
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимы следующие документы :
ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ
УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ВОЗРАСТУ
С 01 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев, аналогично на 6 месяцев увеличивается требуемый страховой стаж. Период, из которого определяется среднемесячный фактический заработок и индивидуальный коэффициент, ежегодно увеличивается на 1 год:
год | пол | возраст | дата рождения | право на пенсию возникает | страховой стаж, требуемый для назначения пенсии | за сколько лет работы перед назначением пенсии исчисляется заработок |
2017 | м | 60,5 | 1 половина 1957 | 2 половина 2017 | 16 | 23 |
ж | 55,5 | 1 половина 1962 | ||||
2018 | м | 61 | 2 половина 1957 | 2 половина 2018 | 16,5 | 24 |
ж | 56 | 2 половина 1962 | ||||
2019 | м | 61,5 | 1 половина 1958 | 2 половина 2019 | 17 | 25 |
ж | 56,5 | 1 половина 1963 | ||||
2020 | м | 62 | 2 половина 1958 | 2 половина 2020 | 17,5 | 26 |
ж | 57 | 2 половина 1963 | ||||
2021 | м | 62,5 | 1 половина 1959 | 2 половина 2021 | 18 | 27 |
ж | 57,5 | 1 половина 1964 | ||||
2022 | м | 63 | 2 половина 1959 | 2 половина 2022 | 18,5 | 28 |
ж | 58 | 2 половина 1964 | ||||
2023 | м | 63 | 1960 | 2023 | 19 | 29 |
ж | 58 | 1965 | ||||
2024 | м | 63 | 1961 | 2024 | 19,5 | 30 |
ж | 58 | 1966 | ||||
2025 | м | 63 | 1962 | 2025 | 20 | 31 |
ж | 58 | 1967 |
Пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона «О пенсионном обеспечении»), но не ниже минимального размера пенсии.
Трудовая пенсия увеличивается:
женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. Для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, новый минимальный размер увеличения применяется начиная с 21-го года стажа работы.
Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.
Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;
Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.
При продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:
6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 настоящего Закона исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии за полные годы работы.
Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь согласно законодательству о государственном социальном страховании.