за работу в сельской местности устанавливаются компенсационные выплаты в размере
Какие льготы дали женщинам, работающим в сельской местности
Президент подписал закон о дополнительных гарантиях женщинам, которые работают в сельской местности. Он заработает с 23 ноября 2019 года и касается длительности рабочей недели, дополнительных выходных и доплат.
На самом деле гарантии не новые, но в трудовом кодексе они появились только сейчас. Вот почему так произошло и почему женщины в селах могут меньше работать за те же деньги.
Какие гарантии для женщин добавили в трудовой кодекс
У женщин, которые работают в сельской местности, есть такие льготы:
Теперь эти гарантии указаны в трудовом кодексе.
Пусть другие узнают о своих трудовых правах:
Поделиться новостями о работе на селе
Кого это касается?
Поправки в трудовой кодекс касаются женщин, которые работают в сельской местности. Важно не место проживания, а именно чтобы женщина работала в селе. Жить при этом она может в городе.
Сельская местность — это села, деревни, поселки, кроме рабочих и дачных, поселения, станицы, аулы, хутора, кишлаки. При этом конкретные должности и профессии не важны. Население тоже не имеет значения. Есть поселки, которые по численности и инфраструктуре не уступают городам. Продавщица в сельском магазине, доярка на ферме, учительница в деревенской школе и главный бухгалтер на мясокомбинате могут пользоваться дополнительными трудовыми правами.
Еще это касается работодателей, которые раньше могли пользоваться юридической неграмотностью работниц или ссылаться на противоречия в трудовом законодательстве. Теперь не смогут: женщины будут меньше работать за те же деньги. Или столько же, но с доплатой.
Как было раньше?
У женщин, которые работают в сельской местности, и раньше были дополнительные льготы и гарантии. Но не в трудовом кодексе, а в постановлении Верховного Совета РСФСР № 298/3-1 — еще с 1990 года. Это постановление действовало до сих пор, даже когда появился современный трудовой кодекс.
Получалась нестыковка: в трудовом кодексе одни гарантии, в старом постановлении — другие. Но действовали оба документа. Разобраться в этом было сложно, а работодатели этим пользовались. Они могли сказать: в трудовом кодексе нет права на сокращенную рабочую неделю, работайте 40 часов. Нужно было наводить порядок в документах: или отменять постановление, или вносить льготы в трудовой кодекс.
И вот льготы внесли, то есть фактически закрепили те нормы, что и раньше можно было применять. Но, как всегда, есть нюансы.
Сокращенная рабочая неделя
Обычная рабочая неделя по трудовому кодексу длится 40 часов: 5 дней по 8 часов. Женщина, которая работает в городе, придет на работу в 9 часов утра, а уйдет — с учетом перерыва на обед — в 18 часов.
В поселках и деревнях женщины могут работать 36 часов в неделю. Так государство пытается облегчить труд женщин, который в сельской местности зачастую тяжелый и вредный. А условия жизни у них сложнее, чем в городе. Это отражается на здоровье женщин и демографической ситуации.
При этом платить женщинам нужно как за полную неделю: 4 часа не вычитаются из зарплаты. Чтобы работать меньше обычного, достаточно написать заявление работодателю.
Переработка считается сверхурочными
Если женщина написала заявление на сокращенную рабочую неделю, но работает 40 часов, считается, что 4 часа — это сверхурочные. За такое время нужно доплачивать:
То есть женщина, которая работает в поселке — и совсем необязательно в сельском хозяйстве, — будет работать 36 часов, а получать зарплату как за 40. За остальное время работы ей нужно платить в повышенном размере.
При этом заставить женщину отработать 40 часов в неделю нельзя. Ее можно об этом только попросить. Если она откажется, это не прогул и не повод для увольнения или сокращения зарплаты. Иногда женщин вообще нельзя привлекать к сверхурочной работе — например беременных.
Дополнительный выходной каждый месяц
Женщины, которые работают в сельской местности, могут раз в месяц брать дополнительный выходной. Для этого нужно написать заявление. Отказать в таком выходном работодатель не может.
Но и оплачивать его он тоже не должен. Например, работница птицефабрики взяла дополнительный выходной в пятницу. Она может без негативных последствий для себя не выходить в этот день на работу, но это отразится на ее зарплате: пятницу ей не оплатят.
Бывают выходные, которые работодатель обязан оплатить. Например, если отпроситься на день для диспансеризации, на выплаты это не повлияет. Поэтому важно правильно указывать в заявлении причину и ссылку на статью трудового кодекса. Работодатель может отпустить на диспансеризацию, а заявление попросит написать как будто на дополнительный выходной по статье 263.1 ТК РФ. Так он сэкономит, а женщина потеряет часть зарплаты и право на дополнительный день отдыха.
Повышенная зарплата, если рабочий день разделен на части
Если у женщины в селе такие условия труда, что ее рабочий день разделен на части, она должна получать доплату. Например, есть женщина и мужчина, которые работают по несколько часов с перерывами: женщина — повар в поселковой столовой, а мужчина развозит молоко. Они делают это не целый день, а в несколько подходов. У них одинаковая зарплата. Но женщине положена доплата просто за тот факт, что она женщина и работает на селе. А мужчине при таком же раскладе и тех же условиях доплата не положена.
В старом постановлении был зафиксирован размер доплаты — 30%. В трудовой кодекс эту долю не внесли — там просто указали, что оплата в повышенном размере. В каком именно — теперь решайте сами. Есть оговорка, что понижать доплату нельзя: женщины, которые уже работают в сельской местности, продолжат получать 30% сверху. А те, кто устроится после 23 ноября, могут вместо 30% получать только 10%.
Кажется, что гарантию дали, а на самом деле она и так была — и даже в лучшем виде. Хотя эту норму легко обойти — и до поправок в трудовом кодексе, и после них: работодатель может установить женщине такую зарплату, чтобы с надбавкой в 30% она была обычной — которую платили бы и в городе. Сейчас зарплаты устанавливают договором, а не платят по единым тарифам во всей стране.
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1441
«Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2018 г. N 1441
Правила
установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности
Информация об изменениях:
2. Лицам, проживающим в сельской местности, повышение фиксированной выплаты устанавливается в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности на весь период их проживания в сельской местности.
3. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
4. При отнесении местности к сельской для установления повышения фиксированной выплаты применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Информация об изменениях:
5. Установление повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности гражданина Российской Федерации либо по месту жительства в сельской местности иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении соответствующей страховой пенсии (о назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой вид).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Место фактического проживания гражданина Российской Федерации в сельской местности, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в сельской местности. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) соответствующей страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания в сельской местности.
Ежегодное подтверждение места фактического проживания в сельской местности не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.
6. При назначении соответствующей страховой пенсии, переводе с одного вида страховой пенсии на другой вид страховой пенсии или с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию установление повышения фиксированной выплаты производится одновременно с назначением соответствующей страховой пенсии или осуществлением указанных переводов.
Информация об изменениях:
7. При переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) в сельскую местность либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства в сельскую местность, оставлении работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», приобретении необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты, и наличии других условий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, повышение фиксированной выплаты устанавливается на основании поданного им в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в сельской местности соответствующего заявления в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Информация об изменениях:
8. В случаях переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) за пределы сельской местности либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства за пределы сельской местности, поступления на работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», перерасчет размера фиксированной выплаты с учетом наступивших указанных обстоятельств производится в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства России от 23 июня 2021 г. N 962 пункт 9 признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
9. Обстоятельствами, влекущими перерасчет размера фиксированной выплаты, предусмотренный пунктом 8 настоящих Правил, являются:
а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) в сельской местности либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства в сельской местности;
б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в сельской местности;
в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в местности, не относящейся к сельской;
г) подача гражданином Российской Федерации в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства в местность, не относящуюся к сельской;
д) подача гражданином Российской Федерации в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления о переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства в местность, не относящуюся к сельской;
е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии в сельской местности;
ж) поступление на работу и (или) осуществление иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
з) несоблюдение пенсионером требования ежегодного подтверждения места фактического проживания в сельской местности, предусмотренного абзацем четвертым пункта 6 настоящих Правил.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «абзацем четвертым пункта 5 Правил»
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства России от 23 июня 2021 г. N 962 пункт 10 признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
10. Обстоятельства, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 9 настоящих Правил, подтверждаются сведениями о снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета (постановке на регистрационный учет) по месту жительства (пребывания), о снятии с регистрации по месту жительства (постановке на регистрацию) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, представляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по собственной инициативе.
Информация об изменениях:
11. Обстоятельства, предусмотренные подпунктом «ж» пункта 9 настоящих Правил, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования или документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по собственной инициативе.
12. Выплата, включая доставку, повышения фиксированной выплаты, в том числе по доверенности, осуществляется одновременно с соответствующей страховой пенсией в порядке и сроки, которые определены для страховой пенсии Федеральным законом «О страховых пенсиях».
С 1 января 2019 г. на 25% будет увеличена фиксированная выплата к страховой пенсии пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающим в сельской местности. Правительство РФ утвердило порядок назначения и выплаты такого повышения. При отнесении местности к сельской применяется раздел «Сельские населенные пункты» ОКАТО. Определено, как подтвердить регистрацию гражданина по месту проживания (пребывания). Прописаны правила на случай переезда, в т. ч. за пределы сельской местности. Перечислены основания перерасчета размера фиксированной выплаты.
В постановлении от 29 ноября 2018 г. N 1440 содержится список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение фиксированной выплаты, и правила исчисления периодов работы, дающей право на такую выплату.
Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1441 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности»
Настоящее постановление вступает в силу с 14 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2018 г., в «Российской газете» от 13 декабря 2018 г. N 280, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 50 ст. 7757
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 23 июня 2021 г. N 962
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Кому положена надбавка к пенсии за работу в сельской местности
С 2019 года вступят в силу изменения в пенсионном законодательстве*, предусматривающие дополнительную материальную поддержку для неработающих жителей села, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Она будет заключаться в повышении на 25% фиксированной выплаты, которая устанавливается к страховой пенсии по старости или по инвалидности.
Размер фиксированной выплаты для пенсионеров на общих основаниях с 1 января 2019 года будет составлять 5334,19 руб. А для неработающих пенсионеров, имеющих большой сельскохозяйственный стаж, к этой сумме будет добавлено 25% (1333,55 руб.).
Жители сел Пензенской области могут рассчитывать на надбавку к фиксированной выплате страховой пенсии при наличии трех необходимых условий:
Территориальные органы ПФР Пензенской области проводят работу по уточнению списка лиц, имеющих право на эту выплату. По предварительным данным, на повышение размера пенсии претендуют около 14 тысяч человек.
При наличии в выплатном деле всей необходимой информации, Пенсионный фонд России произведет перерасчет без подачи пенсионером заявления не позднее 1 сентября 2019 года (с доплатой за период с 1 января 2019 года).
При этом пенсионер вправе самостоятельно в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. Если пенсионер обратится в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет будет проведен с 1 января 2019. В случае, если пенсионер обратится за перерасчетом после 31 декабря 2019, перерасчет будет ему произведен с 1 числа месяца, следующего за месяцем его обращения.
Консультации специалистов ОПФР по Пензенской области – по телефону «горячей линии» (8412) 42-62-92.
* Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ от 03.10.2018.
** В требуемые 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных соответствующим Списком, который содержит исчерпывающий перечень как наименований работ и производств сельского хозяйства, к которым отнесены растениеводство, животноводство и рыбоводство, так и наименований профессий (должностей).
Закон о доплате за работу в сельской местности
Надбавка за работу в сельской местности подразумевает под собой компенсационные начисления за труд в компании, расположенной за пределами города.
Порядок их начисления содержит в себе некоторые немаловажные особенности.
Нормативные акты
Федеральным законодательством практически не регулируется порядок начисления доплат за ведение трудовой деятельности в сельской местности, включая и размер. По этой причине рассматриваемые начисления имеют месту быть на основании:
На сегодняшний день в части, которая не противоречит нормам федерального законодательства, продолжает быть актуальным Постановление Верхового Суда РСФСР о мерах по улучшению положения женщин, семей, охраны материнства и детства в пределах поселений № 298/3-1 от ноября 1990 года.
Размер надбавки за труд на селе
По причине отсутствия единого федерального закона, который определял бы правила и особенности начисления рассматриваемых материальных начислений в случае наличия официального трудоустройства на территории сельской местности, сумма положенной выплаты различается между собой в каждой отдельно взятой организации и сфере деятельности.
Одновременно с этим нужно помнить, что установленные начисления могут выражаться в фиксированном размере либо же в процентном соотношении к имеющейся сумме заработной платы.
Практика показывает, что в большинстве случаев рассматриваемая сумма надбавки при наличии официальной трудовой деятельности на территории сельской местности установлена на уровне:
Важно: нормами регионального законодательства и локальными бумагами компании суммы выплат могут варьироваться в большую и меньшую сторону.
Кому платят
Как отмечалось ранее, надбавка может предусматриваться исключительно внутренними актами самой компании. Ими могут выступать:
Для женщин, которые осуществляют трудовую деятельность в поселках, коллективным договором или трудовым контрактом устанавливается 36-часовая рабочая неделя при условии, что меньшая продолжительность не определена федеральным законодательством.
Из этого следует, что надбавка полагается для сотрудников, которым выплата положены локальными актами самой организации.
Говоря о возможности включения подобных перечислений в установленный должностной оклад, само понятие подобный выплат означает дополнительную прибавку к оплате труда наемного рабочего, положенную сверх оклада.
Рассмотрим конкретный пример из практики.
Предположим, что сотрудница отработала в августе 2018 года 150 часов, из которых:
В соответствии с разработанным внутри компании штатным расписанием размер ежемесячной заработной платы сотрудницы составляет 40 тысяч рублей. При этом за работу в выходные нерабочие дни оплата начисляется в двойном размере.
Для возможности произвести верный расчет за трудовую занятость на территории поселка крайне важно произвести предварительные исчисления.
Изначально необходимо произвести расчет тарифной ставки, актуальной на август месяц – 40 тысяч рублей / 130 часов (307,6 рублей).
После этого необходимо определить количество часов положенной прибавки за трудовую занятость в поселке – 130 часов /36 часов (установленная норма рабочей недели) х 10. Значение равняется 36,1 часов.
Только после этого можно приступать к процедуре расчета положенной прибавки за работу на территории сельской местности:
Из расчета видно, что сотрудница может рассчитывать на прибавку в размере 11,1 тыс. рублей.
Более того, необходимо обращать внимание на ст. 255 Налогового Кодекса РФ, в которой указано, что дополнительные начисления, предусмотренные коллективным договором или трудовым контрактом, подлежат налогообложению согласно общепринятым правилам.
Т.е., с такого вида дохода должен быть удержан подоходный налог в размере 13%.
Напоследок отмечается: рассматриваемая прибавка не регулируется на федеральном уровне, а может быть установлена исключительно локальными актами компании либо же региональными нормативными документами.
Именно по этой причине, с целью проведения верных расчетов возникает необходимость в обращении к региональным законопроектам и внутренним документам организации.