за счет какого бюджета может содержаться полиция по охране общественного порядка
Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
6. Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
7. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Доводы управления со ссылкой на норму пункта 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» были предметом рассмотрения судов и отклонены как не опровергающие наличие обязанности по оплате задолженности.
Часть 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции».
Одновременно обращаем внимание, что пункт 2.1.4 и раздел 3 типового Соглашения, направленного высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации письмом Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 09.12.2014 N 12/6867, должны быть приведены в соответствие со статьями 47 и 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» согласно которым финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. В этой связи из Соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей субъектами Российской Федерации материально-технических средств МВД России, а финансовые средства должны передаваться субъектами Российской Федерации, как говорилось выше (в соответствии со статьей 232 Бюджетного кодекса), в форме субвенций.
За счет какого бюджета может содержаться полиция по охране общественного порядка
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Государственная программа Российской Федерации
«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345)
Паспорт
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Паспорт
подпрограммы 1 «Предварительное следствие» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Паспорт
подпрограммы 2 «Полиция» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Паспорт
подпрограммы 3 «Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Паспорт
подпрограммы 4 «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
I. Приоритеты и цели государственной политики в области охраны общественного порядка и противодействия преступности
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Также указанной Стратегией установлено, что одним из направлений обеспечения государственной и общественной безопасности является совершенствование материальной и научно-технической поддержки правоохранительной деятельности, принятие на вооружение перспективных образцов специальных средств и техники.
Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.
Приоритетной целью обеспечения общественной безопасности согласно указанной Концепции является достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей от угроз криминального характера.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности:
снижение уровня преступности;
укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости, предотвращение и пресечение рейдерских захватов;
сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса;
противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
борьба с коррупцией.
В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов Российской Федерации в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций и государства по ключевым вопросам общественного развития, высокое доверие граждан государственным и общественным институтам.
Одним из ключевых направлений российской государственной демографической политики является снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, что соотносится с общесоциальными итогами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
Основные задачи Министерства внутренних дел Российской Федерации установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция. Основные приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе «О полиции».
В соответствии с положениями указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» перед Министерством внутренних дел Российской Федерации поставлены задачи по увеличению уровня оснащенности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники, завершению формирования фонда служебного жилья для военнослужащих внутренних войск и установлению их денежного довольствия на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.
Завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих определено в качестве приоритетной задачи в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г.
Реализация задачи по обеспечению к 2018 году снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», предусмотрена в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
При этом в силу специфики применяемых в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и медицинских учреждениях механизмов учета лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, плановое значение указанного показателя к 2018 году составляет 15,8 тыс. человек.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» поставлена задача по обеспечению оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведя к 2020 году их долю до 70 процентов.
В этой связи в подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы» сформирован показатель «Уровень оснащенности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации современными образцами вооружения, военной и специальной техники».
В целях отражения хода решения задачи по ежегодному (в течение 5 лет) увеличению численности военнослужащих, проходящих службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», в подпрограмме «Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации» сформирован показатель «Доля военнослужащих по контракту (сержанты, солдаты) в общей численности военнослужащих внутренних войск (сержанты, солдаты)».
Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 5 июля 2013 г., утвержденным Президентом Российской Федерации 22 июля 2013 г., уточнены показатели указанного Плана и установлена прогнозируемая численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат, до 1 января 2016 г. на уровне 70 процентов.
Различие в единицах измерения значений показателя Программы (процентов) и в Указе Президента Российской Федерации (тыс. человек) связано с тем, что информация о штатной численности военнослужащих внутренних войск, утверждаемой Президентом Российской Федерации, составляет сведения, отнесенные к государственной тайне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 к 2014 году в пределах выделенных бюджетных ассигнований сформирован фонд служебного жилья внутренних войск. В целях отслеживания результатов дальнейшей работы по указанному направлению в Программу включен показатель «Уровень обеспеченности военнослужащих внутренних войск служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях».
При этом общее количество военнослужащих внутренних войск, признанных нуждающимися в жилых помещениях специализированного фонда, принимается равным 24,8 тыс. человек в соответствии с базовыми показателями потребности в жилых помещениях, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Таким образом, данная величина является ориентировочным максимальным значением рассматриваемого показателя. Реальная потребность военнослужащих внутренних войск в служебном жилье постоянно изменяется и зависит от многих факторов как положительного характера (формирование новых подразделений, переформирование и передислокация существующих), так и отрицательного (сокращение подразделений, уменьшение штатной численности, некомплект личного состава). Определенное влияние на реальное количество военнослужащих, нуждающихся в помещениях специализированного жилого фонда, имеет также ротация личного состава (перемещение по службе, прием на службу и увольнение со службы), поскольку жилищные условия указанных категорий сотрудников в общем случае не являются одинаковыми.
Количество служебных жилых помещений, получаемых ежегодно внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, также зависит от многих факторов, в том числе не поддающихся предварительной оценке. Среди них сроки сдачи объектов строительства, оформления документации, в том числе на перевод помещений в категорию специализированного жилого фонда.
Существенное влияние на количество служебных помещений, получаемых военнослужащими внутренних войск, оказывает различие предельной стоимости квадратного метра жилья, заложенной при формировании первоначального значения показателей, и предельной стоимости, установленной последующими нормативными актами. Данная величина для г. Москвы в период с 2011 по 2013 год увеличилась в 3 раза.
С учетом указанных обстоятельств по результатам 2013 года Министерством внутренних дел Российской Федерации произведен перерасчет значения данного показателя, которое на 2014 год составляет 85,76 процента.
В целях отражения объема осуществляемой Министерством внутренних дел Российской Федерации работы по формированию специализированного жилищного фонда для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, не имеющих жилых помещений в населенных пунктах по месту службы, в подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы» сформированы показатели «Количество служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях органов внутренних дел» и «Уровень обеспеченности сотрудников органов внутренних дел служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях».
Вместе с тем в силу того, что служба в органах внутренних дел в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не относится к военной службе, требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 не распространяются на фонд служебного жилья для сотрудников органов внутренних дел.
Задачами Программы определены:
повышение качества и эффективности предварительного следствия;
повышение эффективности оперативно-разыскной деятельности и дознания;
повышение эффективности охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и государственной охраны имущества;
повышение безопасности дорожного движения;
обеспечение высокого боевого потенциала и совершенствование служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
повышение качества функционирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении № 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 2.
Сведения о мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов Программы, приведены в приложении № 3.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведены в приложении № 4 и в приложении № 5 (секретно)*.
II. Общие требования к политике субъектов Российской Федерации в области охраны общественного порядка и противодействия преступности
Реализация Программы предусматривает достижение результатов на всей территории Российской Федерации и не содержит мероприятий, осуществляемых в отдельных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации основными приоритетами политики субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы являются разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности.
Приложение № 1
к государственной программе
Российской Федерации «Обеспечение
общественного порядка и
противодействие преступности»
Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Примечания: 1. Целевые значения показателей 1, 3, 4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 по годам реализации Программы спрогнозированы на основе значений показателей 2011 года, принятых за базовые и равных 100 процентам.
2. Показатель 5 рассчитывается как среднеарифметическое долей положительных ответов респондентов на вопросы «Вы в целом чувствуете себя скорее защищенным или не защищенным от преступников, от посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество и т.д.?» и «Насколько Вы доверяете органам внутренних дел (полиции) в обеспечении Вашей личной и имущественной безопасности?».
Приложение № 2
к государственной программе
Российской Федерации
«Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности»
Перечень
основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Приложение № 3
к государственной программе Российской
Федерации «Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности»
Сведения
о мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»
Приложение № 4
к государственной программе
Российской Федерации «Обеспечение
общественного порядка и
противодействие преступности»
Ресурсное обеспечение
реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
Обзор документа
Утверждена новая редакция госпрограммы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Цели и задачи госпрограммы не изменились. Это повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности; обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения; рост доверия к органам внутренних дел со стороны населения.
В госпрограмму включена ведомственная целевая программа «Сельский участковый». Она направлена на создание оптимальных условий для работы участковых уполномоченных полиции. Поставлены задачи повысить уровень их профподготовки; оснастить их оргтехникой, связью, транспортом, спецсредствами; обеспечить служебным жильем на обслуживаемой территории.
В рамках входящей в госпрограмму ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» поставлена задача снизить смертность от ДТП на 8 тыс. человек (28%) по сравнению с 2012 г. Для этого необходимо повышать культуру вождения, ужесточать требования к подготовке водителей в автошколах, развивать современную систему оказания помощи пострадавшим в ДТП. Не менее важно пропагандировать негативное отношение к правонарушениям в сфере дорожного движения, формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах.
Госпрограмма рассчитана на период до 2020 г. включительно. Объем ее финансирования из федерального бюджета составляет 7,4 трлн руб.
Правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Участие граждан в охране общественного порядка.
Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
— применение специальных экономических мер;
— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
— организацию научной деятельности;
— координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
— международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.
Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.
Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.
Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.
Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.
Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)