за счет общей электронной пары химическая связь образована в соединении
Урок обобщения знаний по химии «Химическая связь и строение вещества»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Приложение 1. Химическая связь.docx
1. Валентность атома — это
1) число химических связей, образованных данным атомом в соединении
2) степень окисления атома
3) число отданных или принятых электронов
4) число электронов, недостающее для получения электронной конфигурации ближайшего инертного газа
2. Оцените правильность суждений о химической связи.
А. При образовании химической связи энергия всегда выделяется
Б. Энергия двойной связи меньше, чем энергия одинарной связи.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. В веществах, образованных путем соединения одинаковых атомов, химическая связь
4. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно
1) вода и сероводород
2) бромид калия и азот
3) аммиак и водород
4) кислород и метан
5. За счет общей электронной пары химическая связь образована в соединении
1) KI 2) НВ r 3) Li 2 O 4) N аВ r
6.Выберите пару веществ, все связи в которых — ковалентные:
7.Вещество с ковалентной полярной связью имеет формулу
8. Соединение с ионным характером химической связи
1)хлорид фосфора 2)бромид калия 3)оксид азота (II) 4)барий
9. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно
1)ионная и ковалентная полярная
2)ковалентная неполярная и ионная
3)ковалентная полярная и ионная
4)ковалентная неполярная и металлическая
10. Веществом с ковалентной полярной связью являются
1)оксид серы (IV) 2)кислород 3)гидрид кальция 4)алмаз
11. В каком ряду перечислены вещества только с ковалентной полярной связью:
12. В каком ряду перечислены вещества только с ионным типом связи:
13. Соединение с ионной связью образуется при взаимодействии
14. В каком веществе все химические связи — ковалентные неполярные?
1) Алмаз 2) Оксид углерода (IV) 3) Золото 4) Метан
15. Связь, образующаяся между элементами с порядковыми номерами 15 и 53
16. Водородная связь образуется между молекулами
1) этана 2) бензола 3) водорода 4) этанола
1) Сероводород 2)Лед 3) Бромоводород 4) Бензол
18.В каком веществе есть одновременно ионные и ковалентные химические связи?
1) Хлорид натрия 2) Хлороводород 3) Сульфат натрия 4) Фосфорная кислота
19. Более выраженный ионный характер имеет химическая связь в молекуле
1)бромида лития 2)хлорида меди 3)карбида кальция 4)фторида калия
20. Тремя общими электронными парами образована ковалентная связь в молекуле
1) азота 2) сероводорода 3) метана 4) хлора
21.Сколько электронов участвует в образовании химических связей в молекуле воды?
22.Четыре ковалентные связи содержит молекула:
23. Число связей в молекулах увеличивается в ряду
1)КС l 2)СС l 4 3) N Н 4 С l 4)СаС l 2
25. Какая из перечисленных молекул требует наименьшей затраты энергии для разложения на атомы?
26. Укажите молекулу, в которой энергия связи — наибольшая:
1) N≡N 2) Н-Н 3) О=О 4) Н-F
27. Укажите молекулу, в которой химическая связь — самая прочная:
1) НF 2) НС l 3) НВ r 4) HI
28. Укажите ряд, характеризующийся увеличением длины химической связи
29. Длина связи Э- O увеличивается в ряду
1) оксид кремния(IV), оксид углерода(IV)
2) оксид серы(IV), оксид теллура(IV)
3) оксид стронция, оксид бериллия
4) оксид серы(IV), оксид углерода(IV)
30. В каком ряду молекулы расположены в порядке увеличения полярности связей?
1. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно
1) ионная и ковалентная полярная
2) ковалентная полярная и ионная
3) ковалентная неполярная и металлическая
4) ковалентная неполярная и ионная
2. Вещества только с ионной связью приведены в ряду:
3. Соединение с ионной связью образуется при взаимодействии
4. В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?
5. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
6. Ковалентная неполярная связь характерна для
7. Веществом с ковалентной полярной связью является
8. Веществом с ковалентной связью является
1) СаС1 2 2) MgS 3) H 2 S 4) NaBr
9. Вещество с ковалентной неполярной связью имеет формулу
10. Веществами с неполярной ковалентной связью являются
11. Между атомами с одинаковой относительной электроотрицательностью образуется химическая связь
2) ковалентная полярная
3) ковалентная неполярная
12. Ковалентная полярная связь характерна для
1) KC 1 2) НВг 3) Р 4 4) СаС l 2
13. Химический элемент, в атоме которого электроны по слоям распределены так: 2, 8, 8, 2 образует с водородом химическую связь
2) ковалентную неполярную
14. В молекуле какого вещества длина связи между атомами углерода наибольшая?
1) ацетилена 2) этена 3) этана 4) бензола
15. Тремя общими электронными парами образована ковалентная связь в молекуле
16. Водородные связи образуются между молекулами
1) диметилового эфира
17. Полярность связи наиболее выражена в молекуле
1) HI 2) НС1 3) HF 4) НВг
18. Веществами с неполярной ковалентной связью являются
19. Водородная связь не характерна для вещества
20. Ковалентная полярная связь характерна для каждого из двух веществ, формулы которых
21. Наименее прочная химическая связь в молекуле
1) фтора 2) хлора 3) брома 4) иода
22. В молекуле какого вещества длина химической связи наибольшая?
1) фтора 2) хлора 3) брома 4) иода
23. Ковалентные связи имеет каждое из веществ, указанных в ряду:
24. Ковалентную связь имеет каждое из веществ, указанных в ряду:
25. Ковалентную связь имеет каждое из веществ, указанных в ряду:
26. Ковалентные связи имеет каждое из веществ, указанных в ряду:
27. Полярность связи наиболее выражена в молекулах
28. В молекуле какого вещества химические связи наиболее прочные?
Выбранный для просмотра документ Приложение 2. Самост. работа.docx
Химическая связь. Валентность. Степень окисления
2.Веществом с ковалентной полярной связью является:
4.Молекулярную кристаллическую решетку имеют вещества с формулой:
5.Наиоболее ярко выраженный ионный характер имеет химическая связь:
а)О-Br, б)Р- Br, в)К- Br, г ) Br- Br.
6.В каком соединении между атомами есть ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму?
7. Максимальная валентность атома фосфора: а)+5 б) V в) +4 г) IV
8.Атомную кристаллическую решетку имеет вещество с формулой:
Химическая связь. Валентность. Степень окисления
2.Веществом с ионной связью является:
4.Ионную кристаллическую решетку имеют вещества с формулой:
5.Наиболее ярко выраженный ковалентный характер имеет химическая связь: а)Н-Br, б)Na- Br, в)К- Br, г) Br- Br.
7. Минимальная валентность хлора:
8.Атомную кристаллическую решетку имеет вещество с формулой:
9.Определить тип химической связи в следующих веществах:
10. Соотнесите: Степень окисления атома марганца
9.Определить тип химической связи в следующих веществах:
Соотнесите: Степень окисления серы
Формула вещества: 1) S ; 2 ) Al 2 S 3 ; 3) Na 2 S
Выбранный для просмотра документ Приложение 3. карточка трафарет для группы.docx
Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется______________.
Ковалентная химическая связь возникает за счет образования _____________________.
По числу общих электронных пар она бывает ________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это __________________.
Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется______________.
Ковалентная химическая связь возникает за счет образования _____________________.
По числу общих электронных пар она бывает ________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это __________________.
Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются __________. Химическая связь, возникающая между ними, называется______________.
Ковалентная химическая связь возникает за счет образования _____________________.
По числу общих электронных пар она бывает ________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это __________________.
Выбранный для просмотра документ Химическая связь и строение.docx
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Химическая связь и строение
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, о типах кристаллических решеток с точки зрения строения атома, валентности и о степени окисления;
Развивающие: способствовать проявлению творческих способностей учащихся, умению одновременно самостоятельно и в коллективе работать над поставленными задачами, умению устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.
Воспитательные: развивать умение работать в коллективе , сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Мотивационный этап (этап подготовки к активному закреплению знаний)
III. Основной этап урока (активное закрепление материала)
Слайд 4. Выпишите формулы веществ: 1.с К.Н.С. 2.с К.П.С. 3. с И.С.
Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.
Изобразите механизм образования связи в веществах :
К доске выходят три ученика, остальные выполняют задание в тетради. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.
Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный выбор.
Слайд 6. Какая из молекул соответствует схеме: ? F 2 , O 2 , H 2 , N 2
Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После ответа проявляется на слайде все электронные формулы, и учащиеся проверяют, какая формула верная, а какие не подходят к предложенной схеме.
Слайд 7. Типы кристаллических решеток. За текстом ученика появляется анимация типов кристаллических решеток.
Слайд 8. Какая существует взаимосвязь между видом связи, типом решетки и физическими свойствами. Виды связи и типы решеток.
За текстом ученика появляется анимация: виды химической связи —> типы кристаллических решеток —> примеры веществ.
Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. После каждого ответа проявляется на слайде правильный ответ.
Слайд 10. Учащимся предлагается обобщить материал, вставить пропущенные термины в текст, привести примеры веществ. Ответы озвучиваются учащимися, идет взаимопроверка.
Задание на экране: Частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются 1)__________. Химическая связь, возникающая между ними, называется_2)_____________.
Ковалентная химическая связь возникает за счет образования _3)____________________. По числу общих электронных пар она бывает 4)________________________.
Способность атома оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в химической связи – это _5)_________________.
— Что такое валентность?
— Как определить валентность элемента в веществе?
Слайд 12. Учащимся предлагается вспомнить основные понятия, связанные с окислительно-восстановительными реакциями:
Дайте определение понятиям: степень окисления
Слайд 13. Определите степени окисления : Na 2 O; O 2 ; H 2 SO 4 ; N 2 ; S; H 2 O; Al; Cu; HNO 3 ; F 2 ; Ca. ( Самопроверка по карточкам )
Слайд 14. Расставьте степени окисления: Na; K 2 O; Fe; CaCO 3 ; AlCl 3 ; Li 3 N; BaSO 4 ; Zn; H 2 CO 3 ; O 3 ; OF 2 ; CuSO 4 ; NaOH; O 2 ; SO 3 ; KH; KOH; BaH 2 ; H 2 O; NH 3 (задание выполняется устно, по цепочке)
Слайд 15. К акая реакция является окислительно-восстановительной?
Тестовое задание не с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Одновременно с ответом учащегося проявляются на слайде степени окисления в каждой реакции и учащиеся проверяют, какая реакция ОВР, а какие не ОВР.
Слайд 16. Определите, в каком веществе степень окисления серы равна +4:
Тестовое задание не с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Одновременно с ответом ученика проявляются на слайде степени окисления в каждой формуле и учащиеся могут увидеть, что таких веществ два.
Слайд 17. Какой коэффициент перед формулой окислителя?
Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Последовательно с ответом ученика появляются на слайде его рассуждения. Итог – один из четырех ответов.
Слайд 18. Какой коэффициент перед формулой восстановителя?
Тестовое задание с одним правильным ответом. Учащиеся самостоятельно в тетради делают соответствующие записи. Последовательно с ответом ученика появляются на слайде его рассуждения. Итог – один из четырех ответов.
Cлайд 19. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса
Учащийся записывает свой ответ на доске, проверка осуществляется по материалам слайда.
I V. Работа в группах, самостоятельная работа.
Затем каждый учащийся получает тест, выполняет его индивидуально.
Эта работа, выполняется в тетрадях. Бланки вопросов см. Приложение 2
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 16. Мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. Обратите внимание на цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. (Возвращаемся к 1 слайду). Достигли ли мы поставленных целей? Какие трудности испытали? Что было для вас наиболее трудным? Что показалось наиболее легким?
Повторить материал темы «Классификация химических реакций», подготовить презентацию по теме.
Как понять в каком соединении химическая связь образована за счет общей электронной пары?
Как понять в каком соединении химическая связь образована за счет общей электронной пары?
Следовательно ответ HBr, т.
1) Ковалентная неполярная связь образуется между атомами с _______ электроотрицательностью?
1) Ковалентная неполярная связь образуется между атомами с _______ электроотрицательностью.
2) В случае образования ковалентной полярной связи участвуют атомы элементов с ________ электроотрицательностью.
Общая электронная пара в таких соединениях смещена в сторону _______ электроотрицательного элемента.
Например, в молекуле фтороводорода общая электронная пара смещена в сторону атома _______.
Напишите схемы их образования.
Это соединения с какой кристалической решеткой, образованы за счет какой химической связи?
В каком из соединений химическая связь наиболее полярна?
В каком из соединений химическая связь наиболее полярна?
Объясните свой выбор.
Дайте определение ковалентной полярной связи?
Дайте определение ковалентной полярной связи.
Укажите и объясните направленность смещения электронных пар в молекулах : HBr, H2S, NH3, CH4.
Определите вид химической связи в соединениях nabr mg cl2 hl?
Определите вид химической связи в соединениях nabr mg cl2 hl.
Определите вид химической связи в следующих соединениях : NABr, CH4, I2, HF, HBr?
Определите вид химической связи в следующих соединениях : NABr, CH4, I2, HF, HBr.
Укажите тип химической связи?
Укажите тип химической связи.
Составьте электронную схему создания соединений.
Тип химической связи в соединениях : O2 / Na / HBr / NaF?
Тип химической связи в соединениях : O2 / Na / HBr / NaF.
Выберите утверждения о ковалентной неполярного связи а) связь основывается на электростатическом механизме б) связь образуется за счет совместной электронной пары в) общая электронная пара смещена к о?
Выберите утверждения о ковалентной неполярного связи а) связь основывается на электростатическом механизме б) связь образуется за счет совместной электронной пары в) общая электронная пара смещена к одному из элементов г) общая электро пара симметрична относительно обоих элементов.
7. 2SO2 + )2 = 2SO3 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 2N + 3H2 = 2NH3 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 8. 2Mg + O2 = 2MgO 2Na + 3H2O = 3NaOH + 2H2 9. В реакциях соединения и обмена не может, в реакциях расщепления и замещения может 10. СaO + 2HCl = H2O + CaCl2 обмен Zn +..
Б) в) и д) Так как в этих реакция железо меняет степень окисления в б) Fe + 3 переходит в Fe + 2 в в) Fe 0 переходит в Fe + 3 в д) Fe + 2 переходит в Fe + 3.
Химические связи
Различают несколько типов химических связей: ковалентная, ионная, металлическая, водородная.
Ковалентная связь возникает между двумя атомами по обменному механизму (обобществление пары электронов) или донорно-акцепторному механизму (электронов донора и свободной орбитали акцептора).
Ковалентной связью соединены атомы в молекулах простых веществ (Cl2, Br2, O2), органических веществ (C2H2), а также, в общем случае, между атомами неметалла и другого неметалла (NH3, H2O, HBr).
Существует донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, при котором один атом выступает в качестве донора неподеленной электронной пары. Другой атом не тратит свои электроны, а только лишь предоставляет орбиталь (ячейку) для этой электронной пары.
Ионная связь
В наиболее частом случае ионная связь образуется между типичным металлом и типичным неметаллом. Примеры:
Большой подсказкой служит таблица растворимости, ведь все соли имеют ионные связи: CaSO4, Na3PO4. Даже ион аммония не исключение, между катионом аммония и различными анионами образуются ионные связи, например в соединениях: NH4I, NH4NO3, (NH4)2SO4.
Часто в химии встречаются несколько связей внутри одной молекулы. Рассмотрим, например, фосфат аммония, обозначив тип каждой связи внутри этой молекулы.
Металлическая связь
«Облако» электронов в металлах способно приходить в движение под различным воздействием. Именно оно является причиной электропроводности металлов.
Водородная связь
Водородные связи возникают между атомом водорода и другим более электроотрицательным атомом (O, S, N, C).
Отчасти за счет водородных связей наблюдается то самое исключение, связанное с усилением кислотных свойств в ряду галогеноводородных кислот: HF → HCl → HBr → HI. Фтор является самым ЭО-ым элементов, сильно притягивает к себе атом водорода другой молекулы, что снижает способность кислоты отщеплять водород и снижает ее силу.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Урок №64. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи
Сущность и виды химической связи
Атомы стремятся завершить свой внешний уровень (до 8 электронов, исключение водород, гелий до 2 электронов)
В образовании химической связи участвуют валентные электроны. Число валентных электронов определяется по номеру группы, в которой находится атом, образующий химическую связь. Число неспаренных валентных электронов Nе — =8-N группы
Классификация химических связей
1. По способу достижения завершенной электронной оболочки
2. По механизму образования химической связи
3. По способу перекрывания электронных орбиталей
I. По способу достижения завершенной электронной оболочки
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ — это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар: H 2 , HCl, H 2 O, O 2
ИОННАЯ СВЯЗЬ
ИОННАЯ СВЯЗЬ – образуется между атомами металлов и неметаллов, т.е. между атомами, резко отличающимися друг от друга по значениям электроотрицательности: NaCl, K 2 O, LiF.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ — связь в металлах и сплавах, которую выполняют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической кристаллической решетке.
II. По механизму образования химической связи (только для ковалентной связи)
III. По способу перекрывания электронных орбиталей (только для ковалентной связи)
По степени смещения общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной.
Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам.
Образующиеся общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного элемента согласно ряду электроотрицательности элементов, предложенному американским химиком Л. Полингом.
В результате на более электроотрицательном элементе образуется избыток электронной плотности ( частичный отрицательный заряд δ- ), а на менее электроотрицательном элементе образуется недостаток электронной плотности ( частичный положительный заряд δ+ ).
Самый электроотрицательный элемент – фтор F.
Встречаются исключения, когда ковалентную связь образуют атом неметалла и металла!
AlCl 3 , разница в электроотрицательности ∆ Э.О.