за счет средств приносящей доход деятельности
Раздел 6. Расходование средств от приносящей доход деятельности
6. Расходование средств от приносящей
доход деятельности
6.1. Средства от приносящей доход деятельности, зачисленные на лицевой счет учреждения, расходуются в соответствии с утвержденной Сметой доходов и расходов в пределах остатка средств с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления).
6.2. Платежные поручения представляются в управление по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов в электронном виде с ЭЦП.
В случае отсутствия у учреждения ЭЦП платежные поручения представляются на бумажном носителе в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного поручения на бумажном носителе подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения и заверяется оттиском его печати. Если дата платежного поручения не соответствует дате его фактического представления более чем на один день, представитель учреждения обязан на первом экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления.
6.3. Управление по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов проверяет представленные учреждением платежные поручения на правильность оформления, соответствие указанных в них кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию операции и Смете доходов и расходов, а также направлениям использования, указанным в разрешении.
6.4. Управление по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов отказывает в приеме платежного поручения в случае:
непредставления учреждением утвержденной Сметы доходов и расходов;
несоответствия подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей и оттиска печати (при предоставлении платежного поручения на бумажном носителе);
недостаточности остатка средств на лицевом счете с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления);
несоответствия расходов, указанных в платежных поручениях, кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанным в разрешении и Смете доходов и расходов;
несоответствия содержания производимой операции коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанному в платежном поручении;
превышения суммы платежного поручения над объемом сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
6.5. Платежные поручения, прошедшие контроль, включаются в реестр на оплату расходов получателей средств бюджета городского округа Самара.
6.6. Ответственный исполнитель управления по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов формирует электронный пакет платежных документов. Сформированный пакет платежных поручений подписывается на бумажном носителе руководителем Департамента финансов и руководителем управления по бюджетному учету и отчетности Департамента финансов (их заместителями) и далее подписанный ЭЦП пакет отправляется в электронном виде в банк.
6.7. Для получения наличных денежных средств учреждения представляют в управление по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов заявление на получение чека в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе, доверенность на бумажном носителе и чековую книжку с выписанным денежным чеком накануне дня их получения.
Заявление на получение чека проверяется на наличие достаточного остатка средств на лицевом счете, соответствие расходам, указанным в Разрешении и Смете доходов и расходов.
Выдача чековых книжек с оформленными подписями чеками производится управлением по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов на следующий день после представления документов.
6.8. Возврат дебиторской задолженности текущего года и прошлых лет, образовавшейся у учреждения в процессе исполнения Сметы доходов и расходов, учитывается на лицевом счете как восстановление кассового расхода с отражением по тем кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход (с учетом действующей в текущем году бюджетной классификации Российской Федерации). При этом в платежном поручении в поле «Назначение платежа» обязательно указывается лицевой счет, а также номер и дата платежного поручения, по которому был ранее произведен платеж.
6.9. Учреждение в пределах текущего финансового года вправе уточнять коды бюджетной классификации Российской Федерации по операциям текущего года, отраженным на лицевом счете. Для уточнения операции учреждение представляет в управление по бюджетному учету и отчетности Департамента финансов уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме согласно приложению 12 или уведомление об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам по форме согласно приложению 13 к настоящему Порядку в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе.
6.10. Управление по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка со счета 40703 Департамента финансов, открытого для отражения операций со средствами учреждений от приносящей доход деятельности, формирует два экземпляра выписки по лицевому счету учреждения, один из которых выдается учреждению, другой остается в управлении по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов с приложением платежных документов и отметкой об их исполнении. К выписке из лицевого счета, остающейся в управлении по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов прикладываются реестры платежных документов по поступившим средствам и платежные документы по расходованию средств с отметкой об их исполнении. Выписка из лицевого счета не комплектуется платежными документами, переданными клиентами в электронном виде с ЭЦП.
6.11. Учреждение не позднее трех рабочих дней после получения выписки из лицевого счета обязано письменно сообщить управлению по казначейскому исполнению бюджета Департамента финансов о суммах, ошибочно отраженных на лицевом счете. При отсутствии возражений в указанные сроки операции и остатки, отраженные на лицевом счете, считаются подтвержденными.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Средства от платных услуг расходуйте грамотно
Учреждение оказывает платные образовательные услуги. Полученные от такой деятельности средства, несмотря на их внебюджетный источник, можно тратить лишь на определенные цели. Избежать ошибок в расходовании средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, поможет наш материал.
Использовать полученные средства можно на конкретные цели
Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1, доход от оказания платных услуг должен использоваться учреждением в строгом соответствии с уставными целями.
Виды расходов ограничены
Ограничения в использовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, закреплены в ряде нормативных актов. Так, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрено, что указанные средства не могут направляться на создание других организаций, покупку ценных бумаг, размещаться на депозитах в кредитных организациях. Об этом напомнили и чиновники в письме Рособразования от 12 ноября 2007 г. № 11-55-235ИН/03.
Согласно принятым в учреждениях правилам, расходы за счет приносящей доход деятельности могут быть следующими:
– выплата заработной платы педагогическим работникам (штатным и привлекаемым со стороны для оказания платных услуг), административно-управленческому аппарату, инженерно-техническим работникам и младшему обслуживающему персоналу;
– премирование работников;
– финансирование программ социального развития для работников учреждения, учащихся, студентов и аспирантов;
– осуществление нового капитального строительства, приобретение нового оборудования, проведение реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонта для целей образовательного процесса и социального развития учреждения.
Смета доходов и расходов определяет свои рамки
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ учреждения расходуют имеющиеся средства (в том числе и полученные от оказания платных услуг) согласно смете доходов и расходов.
При этом утверждают сметы подведомственных учреждений главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).
Для большинства образовательных учреждений главным распорядителем бюджетных средств является Рособразование. Дополнительно заметим, что своим приказом от 5 декабря 2008 г. № 1849 это ведомство утвердило перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Обращаем внимание, что приказом Рособразования от 26 января 2009 г. № 24 в него внесены изменения. Они касаются в основном наименований учреждений. Указанное ведомство ежегодно утверждает порядок составления, утверждения смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности и внесения в них изменений федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в его ведении. На 2009 год такой порядок был утвержден приказом Рособразования от 15 января 2009 г. № 5.
Нужно ли исчислить и оплатить налоги?
Еще одна статья расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – это оплата соответствующих налогов и соборов. Однако и здесь есть нюансы и исключения.
Налог на добавленную стоимость
По общим правилам операции по оказанию платных образовательных услуг облагают НДС по ставке 18 процентов. Но в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано следующее. Услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса (исключение – консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений) не облагаются НДС. Если деятельность подпадает под эту льготу, налог начислять не нужно.
В том же подпункте отмечено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению. Причем вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Налог на прибыль
Платные образовательные услуги облагаются налогом на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») с учетом положений статьи 321.1. Учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, а также за счет иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет. При его отсутствии все (в том числе и бюджетные) средства облагают налогом на общих основаниях.
Налоговая база определяется как разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов.
В доход включают суммы реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационные доходы (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам).
К расходам относятся суммы фактически осуществленных затрат, связанных с оказанием платных образовательных услуг*.
Специальные органы контролируют расход средств
К расходованию средств, полученных от оказания платных услуг, образовательным учреждениям нужно подходить очень внимательно. Ведь поступление и расходование указанных средств контролируют разные ведомства.
Для федеральных государственных образовательных учреждений контролирующими органами являются: Счетная палата РФ, Росфиннадзор, главный распорядитель бюджетных средств – Рособразование.
Региональные государственные и муниципальные образовательные учреждения контролируют:
– соответствующие органы государственного или муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты, финансовые, контрольно-финансовые органы, ревизионные комиссии и др.);
– соответствующие главные распорядители (распорядители) средств региональных или муниципальных бюджетов (региональные министерства, управления, отделы образования и пр.).
Заметим также, что кассовый расход средств осуществляется органами казначейства и находится под их контролем.
За нецелевое использование средств установлена ответственность
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ, при направлении средств на цели, не соответствующие смете доходов и расходов, их могут изъять.
Также возможно наложение штрафов на руководителей, а при наличии состава преступления – уголовное наказание виновных лиц.
Так, при нецелевом использовании средств контролирующий орган вправе наложить административный штраф в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– на должностных лиц от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
– на учреждение от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
А в случае если сумма нецелевого использования превышает 1,5 млн руб., должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Статья 285.1 Уголовного кодекса РФ для подобных нарушений предусматривает следующие виды наказаний:
– штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
– арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Необходимо придерживаться определенных норм
Бюджетные (государственные и муниципальные) образовательные учреждения оказывают платные образовательные услуги согласно условиям, установленным Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Статьей 45 этого нормативного акта определено, что образовательные учреждения вправе оказывать дополнительные образовательные платные услуги, не предусмотренные соответствующими учебными программами и стандартами.
Услуги не могут быть оказаны учреждениями взамен или при выполнении основной образовательной деятельности. То есть в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств бюджетов, доход извлекать запрещено.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
За счет средств приносящей доход деятельности
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 13 января 2020 г. N 02-07-10/668 Об отражении в учете движимого имущества бюджетных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также за счет пожертвований
В соответствии с положениями статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Закон N 7-ФЗ), бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником за учреждением или приобретенным учреждением за счет средств собственника, выделенных на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (вне зависимости от финансового источника его создания (приобретения).
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Закона N 7-ФЗ.
Перечни ОЦДИ бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Особо ценным движимым имуществом признается движимое имущество (независимо от вида финансового обеспечения, используемого при его приобретении (получении), без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. При этом критерии включения имущества в состав ОЦДИ при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений, установленные пунктом 4 Постановления N 538, не содержат ограничений в отношении финансового источника приобретения такого имущества, например, при выполнении условия превышения стоимостной величины приобретаемого объекта имущества (движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 рублей).
На счете 021006000 «Расчеты с учредителем» подлежит отражению в том числе движимое имущество, отнесенное к особо ценному движимому имуществу и которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться.
Учитывая изложенное, величина стоимостных оценок совокупности особо ценного движимого имущества, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отраженных на счете 021006000 «Расчеты с учредителем», и состав движимого имущества, включенного в перечень особо ценного движимого имущества, могут различаться.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств собственника, а также недвижимостью (вне зависимости от источника ее создания (приобретения)).
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Величина стоимостных оценок совокупности особо ценного движимого имущества, которым бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отраженных на счете 021006000 «Расчеты с учредителем», и состав движимого имущества, включенного в перечень особо ценного движимого имущества, могут различаться.
За счет средств приносящей доход деятельности
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 9 июля 2020 г. N 09-07-10/60027 О праве собственности на денежные средства, поступающие на счета бюджетных учреждений
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Содержащаяся в обращении просьба дать правовую оценку права бюджетных учреждений по владению, использованию и распоряжению денежными средствами не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Вместе с тем Департамент считает возможным выразить мнение по поставленному в обращении вопросу.
Согласно положениям статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные положения об учреждениях, собственником имущества созданного им учреждения является учредитель. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с частью 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
При этом уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, установлено, что Порядки предоставления целевых субсидий должны устанавливать, в том числе, порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением.
Согласно статье 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Учитывая вышеизложенное, право владения, пользования и распоряжения денежными средствами, по мнению Департамента, следует рассматривать с учетом совокупности вышеуказанных норм.
Директор Департамента | Т.В. Саакян |
Обзор документа
Собственником имущества созданного учреждения является учредитель. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Деятельность бюджетных учреждений финансируется путем предоставления из бюджетов субсидий на госзадание, целевых субсидий и средств от приносящей доход деятельности.