за вознаграждение и за счет клиента
За вознаграждение и за счет клиента
4.2. Услуги, предоставляемые экспедиторами, в рамках договоров транспортной экспедиции
Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 11.06.2003 N 87-ФЗ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В перечень экспедиторских услуг входят следующие виды, включая, но не ограничиваясь:
— оформление документов, сдача и получение груза;
— погрузочно-разгрузочные и складские;
— подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
— таможенное оформление грузов и транспортных средств;
— прочие экспедиторские услуги.
Экспедиторские услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или отдельных видов услуг и в соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554.
Все вышеперечисленные услуги являются самостоятельным видом деятельности и регламентируются главами 39 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и относятся к категории «услуг по организации и сопровождению перевозок и иных подобных работ (услуг)» в понимании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом Минтранс России выражает готовность предоставить в адрес ФНС России необходимые документы и разъяснения, касающиеся конкретных проблем, возникающих в практике применения налоговыми органами положений Налогового кодекса, относящихся к железнодорожным перевозкам. Мнение Минтранса России в отношении применения отраслевых понятий на иных видах транспорта будет сообщено дополнительно.
О возмещаемых расходах по договору транспортной экспедиции
Е.Н. Шкадова, менеджер «ФБК Право»,
Е.Е. Петровская, ведущий консультант
департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК.
Транспортно-экспедиционная деятельность является достаточно отрегулированной сферой деятельности с точки зрения нормативно-правовой составляющей. Однако и здесь есть тонкие моменты, о которых участникам следует договориться «на берегу», потому что в дальнейшем решающее значение будут иметь именно положения договора. В частности, к таким моментам относится вопрос возмещаемых расходов по договору транспортной экспедиции.
Возьмем самую распространенную ситуацию: экспедитор заключил с клиентом договор транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор в качестве агента оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов, включая поиск и предоставление подвижного состава третьих лиц. Для этих целей экспедитор заключает договор с неким агентом, который, в свою очередь, также за вознаграждение оказывает экспедитору услуги по подбору и предоставлению подвижного состава (например, вагонов), принадлежащего третьим лицам.
По результатам оказания услуг (отгрузка груза клиента) агент выставляет экспедитору счет, состоящий из двух частей: возмещаемых расходов за предоставление вагонов, принадлежащих третьим лицам, а также вознаграждения агента за поиск предоставленных вагонов.
А вот дальше экспедитору с клиентом необходимо решить, какие расходы и в каком составе следует перевыставлять на клиента. Тут возможны два подхода:
1) экспедитор перевыставляет счет агента в полном объеме на клиента в качестве возмещаемых расходов, а также дополнительно выставляет экспедиторское вознаграждение, предусмотренное договором транспортной экспедиции;
2) к возмещаемым расходам экспедитора могут быть отнесены только расходы агента за предоставление подвижного состава, принадлежащего третьим лицам, в то время как вознаграждение агента является прямым расходом экспедитора, формирующим себестоимость его услуг, и, следовательно, должно увеличивать вознаграждение экспедитора.
Действующее законодательство в сфере транспортно-экспедиционной деятельности по этому вопросу имеет самое общее регулирование. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Поэтому выбор соответствующего варианта как раз будет определяться исключительно условиями договора, а квалификация заключенного между сторонами договора будет обусловливать порядок бухгалтерского и налогового учета.
В настоящее время вопрос, является договор транспортной экспедиции самостоятельным видом договора или видом посреднического договора, весьма спорный. С одной стороны, судебная практика признает договор транспортной экспедиции самостоятельным видом услуг (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98, Определение ВАС РФ от 7 мая 2009 г. № ВАС-2785/09). С другой стороны, согласно позиции Минфина России отдельные элементы и условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору (письма от 10 января 2013 г. № 03-07-09/01, от 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161).
Если экспедитор взимает с клиента определенную договором плату за оказанные услуги (без разделения на вознаграждение и компенсацию расходов), то данные взаимоотношения могут быть квалифицированы как оказание услуг. При такой конфигурации договора вопросов с возмещаемыми расходами не возникает в принципе.
Если же экспедитор получает за свои услуги вознаграждение, а его расходы компенсируются клиентом, то такие взаимоотношения могут быть оценены как посреднические.
Действующее гражданское законодательство, регулирующее как транспортно-экспедиционную деятельность, так и посреднические услуги, не содержит каких-либо исключений в части видов расходов, которые должны быть возмещены клиентом. По общему правилу возмещению подлежат любые виды расходов, понесенные экспедитором (посредником).
Уплата вознаграждения агенту за поиск товаров, предоставляемых клиенту, является расходом, понесенным экспедитором в связи с выполнением поручения клиента, следовательно, данный расход является возмещаемым.
Аналогичную позицию занимает и Минфин России. Так, в письмах от 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161 и от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69 прямо указано, что расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и в соответствии с п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Отметим, что судебная практика применительно к данной ситуации носит фрагментарный и косвенный характер, однако в целом подтверждает сделанный ранее вывод. Так, согласно Постановлению ФАС Московского округа от 15, 11 мая 2006 г. № КА-А40/2894-06 Гражданский кодекс РФ не содержит нормы, в соответствии с которой суммы субагентских вознаграждений должны являться составной частью агентского вознаграждения. Анализируя нормы заключенных агентских договоров, согласно которым принципал обязался уплатить агенту вознаграждение за исполнение поручения и возместить расходы, связанные с выполнением поручения, в том числе расходы по возмещению расходов субагентов и выплате вознаграждения субагентам, суд, основываясь на ст. 1001, 1011 ГК РФ, пришел к следующему выводу: несмотря на то что выплату вознаграждения субагентам производит агент на основании заключенных с субагентом договоров, субагентские вознаграждения и все остальные расходы, связанные с исполнением поручения принципала, возмещаются принципалом и не могут рассматриваться в качестве дохода агента.
Следует отметить, что судебной практике известен случай, когда возмещаемые согласно условиям договора расходы агента были признаны судом частью вознаграждения агента в связи с тем, что агент не перевыставлял клиенту оплаченные им счета своих контрагентов, а учитывал расходы по ним как свои собственные затраты (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2010 г. № 17795/09).
Теоретически данный подход по аналогии может быть распространен на рассматриваемую ситуацию. В этом контексте стороны договора (клиент и экспедитор) могут договориться о том, что часть расходов экспедитора, связанная с уплатой вознаграждения агенту, не будет перевыставляться клиенту и в связи с этим будет являться расходом экспедитора, увеличивающим вознаграждение последнего.
Если же в договоре между экспедитором и клиентом такая договоренность отсутствует, применение данного подхода не может быть обосновано. В этом случае экспедитору следует перевыставлять счета агента в полном объеме на клиента в качестве возмещаемых расходов.
Теперь рассмотрим отношения экспедитора и клиента в рамках договора транспортной экспедиции с точки зрения законодательства о бухгалтерском учете.
Затраты, понесенные экспедитором и полностью возмещаемые клиентом, не признаются расходами экспедитора и относятся на расчеты с клиентом (п. 2 ПБУ 10/99 1 ).
При получении от клиента денежных средств в возмещение затрат в бухгалтерском учете экспедитора погашается дебиторская задолженность, дохода при этом не образуется (п. 2 ПБУ 9/99 2 ).
В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в виде сумм по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. Исходя из смыслового содержания данного пункта, его можно расширить другими аналогичными поступлениями, которые получает экспедитор для покрытия расходов, понесенных в интересах третьих лиц (клиента).
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 4 при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
При использовании данного подхода в бухгалтерском учете должно быть учтено получение возмещения от клиента на покрытие затрат экспедитора, понесенных в рамках агентского договора, заключенного с агентом, записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту учета расчетов с клиентом. Перечисление компенсации агенту проводится бухгалтерской записью по дебету счета учета расчетов с агентом и кредиту счета 51. По факту оказания услуг по дебету счета учета расчетов с клиентом и кредиту счета учета расчетов с агентом отражается задолженность перед агентом за оказанные услуги, подлежащая погашению за счет клиента. Выручка экспедитора признается в сумме экспедиторского вознаграждения.
Схема бухгалтерских записей в учете экспедитора имеет следующий вид:
Д 51 — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с клиентом» — получены денежные средства по договору транспортной экспедиции;
Д 76, субсчет «Расчеты с агентом» — К 51 — перечислены денежные средства агенту по агентскому договору;
Д 76, субсчет «Расчеты с клиентом» — К 76, субсчет «Расчеты с агентом» — начислена задолженность по агентскому договору (по отчету агента), включая вознаграждение агента, подлежащее погашению за счет клиента;
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с клиентом» — К 90 «Продажи» (91 «Прочие доходы и расходы») — начислена выручка по договору транспортной экспедиции в сумме экспедиторского вознаграждения;
Д 76, субсчет «Расчеты с клиентом» — К 62, субсчет «Расчеты с клиентом» — зачтена задолженность по договору транспортной экспедиции в сумме экспедиторского вознаграждения (если вознаграждение перечислено одновременно с компенсацией затрат);
Д 51 — К 62, субсчет «Расчеты с клиентом» — получено экспедиторское вознаграждение (если вознаграждение уплачивается отдельно).
1 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
2 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
4 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
5 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н.
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Перевыставление экспедитором счета-фактуры от собственного имени в 1С:Бухгалтерии КОРП
Нормативное регулирование
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).
Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
На основании пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определенных в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, без включения НДС.
Если экспедитор при оказании услуг по организации перевозок грузов приобретает от своего имени и за счет клиента услуги третьих лиц, то его деятельность, по сути, является агентской (посреднической).
Таким образом, в случае, когда в рамках договора транспортной экспедиции экспедитором оказываются транспортно-экспедиционные услуги с привлечением третьих лиц для осуществления работ (услуг), расходы по которым компенсируются клиентом, в налоговую базу по НДС у экспедитора включается вознаграждение, полученное им за услуги, оказанные клиенту. При этом к вычету экспедитор принимает суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания транспортно-экспедиционных услуг, расходы по которым клиентом не возмещаются (п. 1 ст. 156 НК РФ, письмо Минфина России от 23.03.2015 № 03-03-06/1/16691).
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщики НДС, в том числе посредники, обязаны составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж.
Плательщики НДС, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Очевидно, что обязанность по ведению журнала учета счетов-фактур возникает у экспедиторов только в том случае, если они определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения при исполнении данных договоров (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Так, в случае приобретения экспедитором от своего имени товаров (работ, услуг), имущественных прав у одного и более продавцов в перевыставляемом клиенту счете-фактуре указываются:
1С:ИТС
Учет у экспедитора в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3)
Рассмотрим пример отражения экспедитором в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 операций по оказанию услуг третьими лицами, привлеченными для перевозки и охраны груза.
Пример
Организации ООО «Дельта» (экспедитор) и ООО «ТФ-Мега» (клиент), применяющие общую систему налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, заключили договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор за вознаграждение должен организовать перевозку и охрану груза.
Последовательность операций приведена в таблице.
Графа
Данные
«Номенклатура», «Количество», «Цена», «Сумма», «% НДС», «НДС2, «Всего»
Наименование услуги, стоимость, а также ставку и сумму предъявленного НДС
Наименование клиента из справочника «Контрагенты», которому оказывается транспортно-экспедиционная услуга, и реквизиты соответствующего договора
счет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Настройка программы
Рис. 1. Настройка показателей счета-фактуры экспедитора
Отражение услуг третьих лиц
Оказание услуги по перевозке груза клиента привлеченной транспортной компанией (операция 2.1 «Отражение возмещаемых клиентом расходов по перевозке груза») регистрируется с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом документа Товары, услуги, комиссия.
На закладке Агентские услуги в соответствующих графах необходимо указать:
В результате проведения документа Поступление (акт, накладная) будет сформирована соответствующая проводка:
В регистр Закупленные товары комитентов вносится запись с видом движения Приход. Для отражения поступившего счета-фактуры на перевозку груза клиента (операция 2.2 «Регистрация счета-фактуры на услугу по перевозке груза») необходимо в полях Счет-фактура № и от документа Поступление (акт, накладная) указать дату и номер поступившего счета-фактуры и нажать на кнопку Зарегистрировать. При этом автоматически создается документ Счет-фактура полученный, а в форме документа-основания появляется гиперссылка на созданный счет-фактуру.
В новом проведенном документе Счет-фактура полученный, который можно открыть по гиперссылке, все поля будут заполнены автоматически на основании данных документа Поступление (акт, накладная).
При этом в поле Код вида операции будет указано значение 01, которое соответствует приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая операции, осуществляемые на основе договоров транспортной экспедиции (Приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@). Так как согласно пункту 3.1 статьи 169 НК РФ в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции налогоплательщики обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности, то в документе Счет-фактура полученный в строке, отражающей стоимость услуг (Сумма) и размер начисленного налога (НДС (в т. ч.)), отмечается, что эти показатели будут отражены и в журнале учета счетов-фактур (из них по комиссии: и НДС (в т. ч.)).
В регистр сведений Журнал учета счетов-фактур вносится запись о поступившем счете-фактуре.Аналогичным образом отражается оказание услуги по охране груза клиента (операции: 2.3 «Отражение возмещаемых клиентом расходов по охране груза» и 2.4 «Регистрация счета-фактуры на услугу по охране груза»).
Отчет экспедитора
На закладке Главное необходимо указать основные реквизиты отчета клиенту: дату отчета, наименование клиента и номер договора. Поля Способ расчета и % вознаграждения заполняются по умолчанию, если эти реквизиты указаны в форме договора с комитентом.
Суммы в полях Всего и НДС (в т. ч.) и в отношении приобретенных услуг третьих лиц, и в отношении вознаграждения экспедитора рассчитываются автоматически согласно данным, заполненным на закладке формы документа Товары и услуги.
Фактические исполнители услуг и наименование услуг проставляются на закладке Товары и услуги.
Если регистрируется отчет по приобретенным услугам, поступление которых к экспедитору отражено документом Поступление (акт, накладная), то документ Отчет комитенту (Отчет о закупках) рекомендуется вводить на основании документа поступления с помощью кнопки Заполнить. В этом случае табличная часть на закладке Товары и услуги будут заполнены данными из документов-оснований.
В результате автоматического заполнения в верхней табличной части будут указаны все продавцу (исполнители) услуг, а в нижней части по каждой строке верхней части таблицы, т. е. по каждому продавцу (исполнителю), будут приведены вид и стоимость услуг третьих лиц, которые были приобретены экспедитором для клиента. Таким образом, каждой строке в верхней таблице соответствует отдельная нижняя таблица. Переход между нижними таблицами осуществляется посредством перехода по строкам верхней таблицы.
Если сумма вознаграждения экспедитора автоматически не рассчитывается, то перед проведением документа необходимо самостоятельно указать ее в одной из нижних табличных частей, заполнив соответствующие графы Вознаграждение с НДС и НДС вознаграждения.
После проведения документа Отчет комитенту (Отчет о закупках) в регистр бухгалтерии будут введены бухгалтерские записи:
В регистр накопления НДС Продажи вносится запись о начисленной сумме налога с вознаграждения экспедитору для формирования записи книги продаж за I квартал 2018 года.
В регистр накопления Закупленные товары комитентов вносятся записи с видом движения Расход по каждой услуге.
Также при проведении документа Отчет комитенту (Отчет о закупках), автоматически формируется документ Счет-фактура выданный (операция 3.3 «Перевыставление счета-фактуры клиенту на услуги третьих лиц»).
Поскольку формируется «сводный» счет-фактура, то в каждой строке верхней части таблицы в графе Счет-фактура появляется ссылка на один и тот же перевыставленный счет-фактуру.
Из любой строки верхней части таблицы документа Отчет комитенту (Отчет о закупках) можно перейти в перевыставленный счет-фактуру.
В новом проведенном документе Счет-фактура выданный все поля будут заполнены автоматически на основании данных документа Отчет комитенту (Отчет о закупках). При этом в поле Код вида операции будет указано значение 27, которое соответствует составлению счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (Приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).
В документе Счет-фактура выданный в строке, отражающей стоимость товаров (Сумма) и размер начисленного налога (НДС (в т. ч.)), отмечается, что эти показатели будут отражены и в журнале учета счетов-фактур (из них по комиссии и НДС (в т. ч.)).
По кнопке Печать документа Счет-фактура выданный можно просмотреть форму счета-фактуры и выполнить его печать в двух экземплярах (п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137) (рис. 2). После проведения документа Счет-фактура выданный вносятся записи в регистр Журнал учета счетов-фактур для формирования журнала полученных и выставленных счетов-фактур по каждой оказанной услуге (каждому продавцу).
Рис. 2. Перевыставленный счет-фактура экспедитора
Для создания счета-фактуры на вознаграждение экспедитору (операция 3.4 «Оформление счета-фактуры на вознаграждение экспедитора») необходимо нажать на кнопку Выписать счет-фактуру внизу документа Отчет комитенту. При этом автоматически создается документ Счет-фактура выданный, а в строке Счет-фактура на сумму вознаграждения документа-основания появляется гиперссылка на созданный счет-фактуру.
В новом проведенном документе Счет-фактура выданный, который можно открыть по гиперссылке, все поля будут заполнены автоматически на основании данных документа Отчет комитенту (Отчет о закупках).
Так как согласно пункту 3.1 статьи 169 НК РФ в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные экспедитором на сумму дохода в виде вознаграждения, то в документе Счет-фактура выданный в строке, отражающей стоимость товаров (Сумма) и размер начисленного налога (НДС (в т. ч.)), отмечается, что эти показатели не будут отражены и в журнале учета счетов-фактур (из них по комиссии: и НДС (в т. ч.)). В результате проведения документа Счет-фактура выданный будет внесена запись в регистр сведений Журнал учета счетов-фактур.
Несмотря на то, что с 01.01.2015 экспедиторы не регистрируют счета-фактуры на сумму вознаграждения в журнале учета счетов-фактур, записи регистра Журнал учета счетов-фактур используются для хранения необходимой информации о выданном счете-фактуре.
С помощью меню Печать документа учетной системы Счет-фактура выданный можно просмотреть форму счета-фактуры и выполнить далее его печать. Таким образом, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур за I квартал 2018 года на основании отчета экспедитора будут отражены:
При регистрации в части 1 журнала учета перевыставленного «сводного» счета-фактуры, строке со сведениями, отраженным в графах 1-9, будет соответствовать такое количество строк записей по графам 10-19, сколько поступивших от продавцов (исполнителей) счетов-фактур легли в основу сформированного «сводного» счета-фактуры экспедитора.
При этом данные, отраженные в строке 1 части 1 журнала учета в графах 10, 11, 12, 14 и 15 будут соответствовать данным, отраженным в строках 1 и 2 части 2 журнала учета в графах 8, 9, 4, 14 и 15 соответственно (пп. «к» п. 7 Правил ведения журнала учета).