задачи по муниципальному праву с ответами
Задачи по «Муниципальному праву»
Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:07, задача
Краткое описание
Условие: Администрация края внесла на рассмотрение АКЗС проект постановления « О совершенствовании структуры управления краем», в котором предусматривались упразднение представительного органа в городе-краевом центре и передачи его функций АКЗС. Систему местного самоуправления в городе должны по проекту представлять избираемый населением глава города, а также городская и районная администрации. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления.
Может ли АКЗС принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными? Какими полномочиями наделены органы государственной власти субъекта федерации?
ЗАДАЧА № 2.
Условие: Группа местных жителей решила инициировать процесс отзыва главы муниципального образования и прекращения полномочий местного представительного органа. Оцените перспективу такой инициативы с точки зрения законодательства.
Файлы: 1 файл
ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО зачет.doc
Условие: Администрация края внесла на рассмотрение АКЗС проект постановления « О совершенствовании структуры управления краем», в котором предусматривались упразднение представительного органа в городе-краевом центре и передачи его функций АКЗС. Систему местного самоуправления в городе должны по проекту представлять избираемый населением глава города, а также городская и районная администрации. Обосновывалось это необходимостью сокращения расходов на содержание аппарата управления.
Может ли АКЗС принять такое постановление? Какие органы в системе местного самоуправления являются обязательными? Какими полномочиями наделены органы государственной власти субъекта федерации?
Решение: В соответствии с ФЗ № 131 в системе органов местного самоуправления обязательными являются Представительный, Исполнительный орган и Глава МО.
( ст.34 ). В соответствии с п.2 ст.34 Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно- распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
А в соответствии с п.4 Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ. Кроме того упразднить представительный орган можно согласно ст.35 в сл…. Следовательно АКЗС не может принять такое решение.
Условие: Группа местных жителей решила инициировать процесс отзыва главы муниципального образования и прекращения полномочий местного представительного органа. Оцените перспективу такой инициативы с точки зрения законодательства.
Решение:ФЗ № 131 в ст. 36 Глава МО предусматривает возможность прекращения полномочий главы МО в случае отзыва избирателями ( п.6 пп. 9). Следовательно жители могут инициировать процедуру отзыва главы МО. Ст. 35 ФЗ № 131 регламентирующая правовой статус Представительного органа МО в п.16 не предусматривает прекращение полномочий ПО по отзыву избирателей. Следовательно жители не могут инициировать процедуру отзыва ПО МО.
Условие: Городская дума внесла ряд изменений в устав города, принятый на референдуме его населением В частности, вместо нормы об избрании главы муниципального образования населением в него была включена норма, устанавливающая порядок его избрания представительным органом города из состава депутатов. Эта норма вступила в силу со дня опубликования, В устав также добавлена статья, запрещающая муниципальным служащим заниматься какой-либо деятельностью.
Правомерно ли решение представительного органа? Охарактеризуйте статус главы муниципального образования.
Решение: В соответствии со ст. 35 ФЗ № 131 п.10 В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Следовательно решение ПО МО правомерно. Статус главы МО регламентируется ст. 36 ФЗ № 131 1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Условие: Директор акционерного общества, являющийся депутатом городской думы, с согласия прокурора города был подвергнут налоговой полицией обыску по месту работы. Считая эти действия неправомерными, депутат, обжаловал их прокурору области
Обоснованны ли действия налоговой полиции и прокурора города? Охарактеризуйте статус депутата представительного органа местного самоуправления.
Решение:В соответствии со ст. 40 ФЗ № 131 п.8 8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с федеральным законодательством депутат может быть подвергнут обыску или задержанию лишь на основании постановления суда. Следовательно действия налоговой полиции и прокурора города не правомерны. Ст. 40 регламентирует статус депутата.
Условие: Районный референдум принял решение о запрещении на всей территории района торговли привозимыми из других мест картофелем и иными овощами в связи их перепроизводством в районе. Ряд его, жителей которые голосовали против указанного решения, обжаловали его в суд.
Решите дело. Охарактеризуйте порядок обжалования в суд решений, принимаемых местными сообществами и их органами.
Решение:В соответствии с ФЗ № 131 ст.22 п.7 Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. А в соответствии с п.9 Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Следовательно действия граждан правомерны. Порядок обжалования решений установлен ст. 78 ФЗ 3 131
Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Условие: Уставом города предусмотрено, что городские районы не являются муниципальным образованиями. В них в качестве структурных подразделений городской администрации были образованы районные администрации, глав которых назначил глава городской администрации, Однако жители одного из районов посчитали, что этим нарушается их право на местное самоуправление, и обратились в областную думу с просьбой изменить устав города.
Как должен быть решен вопрос? Вправе ли областная дума вносить изменения в устав города?
Решение:В соответствии с ФЗ № 131 городские районы не обладают статусом МО.
Следовательно права жителей данных районов не нарушены.
Условие: Муниципальный служащий Петров был выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования города. В городской избирательной комиссии ему разъяснили, что он как муниципальный служащий не в праве быть депутатом и в случае его избрания должен уйти с муниципальной службы. Петров выразил протест, заявив, что этим нарушено его избирательное право.
Кто прав? Охарактеризуйте институт избирательного права, а также принцип проведения муниципальных выборов.
В соответствии с ФЗ О Муниципальной службе. Муниципальная служба представлена 2 видами должностей это выборные должности и должности МО.
Лица замещающие выборные должности не являются муниципальными служащими.
Следовательно в случае избрания Петрова в представительный орган МО ему придется уйти с должности муниципальной службы. Поскольку это противоречит федеральному законодательству о муниципальной службе.
Условие: В целях повышения собираемости местных налогов и укрепления доходной части городского бюджета городская дума приняла решение о создании муниципальной налоговой инспекции. Руководство областной налоговой сочло данное решение незаконным,поскольку оно было принято без его согласия, и обратилось в суд с просьбой о его отмене.
Какое решение должен вынести суд?
— установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
-составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
— установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
-определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
В п.2 данной статьи сказано, что сбор средств поступаемых от налогов и сборов установленных МО осуществляют налоговые инспекции субъектов РФ. Следовательно
иск налоговой инспекции правомерен.
Условие: При обсуждении проекта закона об административно- территориальном устройстве области депутат областной думы внес предложение считать муниципальными образованиями только городские и сельские поселения, а в районах области осуществлять государственное управление.
Соответствует ли это предложение действующему законодательству?
Решение:В соответствии с ФЗ № 131 в РФ существуют следующие виды МО городской округ, муниципальный район, поселения городские и сельские. В каждом из этих МО осуществляется местное самоуправление. Поэтому предложение депутата противоречит законодательству.
Правомерны ли действия главы города? Охарактеризуйте институт территориального общественного самоуправления.
Решение: Действия главы города не правомерны. Глава города не вправе отказать жителям.
Поскольку домовой комитет по сути является ТОС, право на создание ТОС закреплено в уставе МО. В соответствии с ФЗ О государственной регистрации ЮЛ и ИП комитет должен быть зарегистрирован в органе юстиции. Согласие главы города в этом случае не требуется т.к. в данном случае действует
Нормативно-явочный порядок для образования ЮЛ согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не требуется.
Регистрирующий орган лишь проверяет соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.
Условие: Прокурор района внес в районный совет депутатов протест на противоречащее областному закону решение совета, где устанавливалась административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан к органам и должностным лицам муниципального образования района. Раййонный совет депутатов через два месяца отклонил протест прокурора.
Какие действия может принят прокурор?
Прокурор в данном случае в соответствии с федеральным законодательством подать повторный протест в районный совет депутатов. В случае отклонения данного протеста, прокурор может обратиться в суд.
Практические задания по теме «Муниципальное право»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практические задания по теме «Муниципальное право»
На территории с высокой плотностью населения имеются два хутора на разных берегах реки. Река брода не имеет. Мост находится на 20 км. ниже по течению.
Вопрос: Могут ли эти два хутора быть объединены в одно поселение, если в течение рабочего дня сходить пешком из одного хутора в другой не представляется возможным?
Ответ: В соответствии с п.11 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях (п. 11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ), однако в данном случае речь идёт о территории с высокой плотностью населения. Так что ответ однозначен: не могут.
Главой администрации Н-ской области издано постановление о реформе библиотечного дела на территории области. Главам муниципальных районов поручается в месячный срок провести реорганизацию всех библиотек области.
Вопрос: Можно ли данное постановление реализовать на практике?
Ответ: Данное постановление можно реализовать на практике только при условии принятия соответствующих постановлений в муниципальных образованиях области. В соответствии со ст.14-16 ФЗ-131 организация библиотечного дела на территории соответствующих муниципальных образований отнесена к вопросам местного значения соответственно поселений, муниципальных районов (межпоселенческие библиотеки) и городских округов. Разумеется, существуют государственные библиотеки регионального уровня. Если реформа библиотечного дела в данной области действительно необходима, её можно осуществить совместными усилиями органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
В посёлке Луговое был проведён референдум о газифицикации данного сельского поселения. Было принято решение о сборе с каждого жителя 15 тыс. руб. для проведения газоотвода высокого давления из райцентра до посёлка.
Вопрос: Какие нормы закона были нарушены при проведении данного референдума?
Ответ: Поскольку в данном случае речь идёт о проведении газоотвода из районного центра, то данный референдум фактически рассматривал вопросы местного значения муниципального района, что противоречит ч.4 п.1 ст.15 ФЗ-131.
Проведён местный референдум об изменении взаимной границы двух муниципальных образований. Решение принято положительное.
Вопрос: Каким правовым актом данное решение должно быть закреплено?
Ответ: Ответ прост: законом субъекта РФ. В соответствии со статьёй 12 ФЗ-131, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Необходимо учитывать также следующее:
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 ФЗ-131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
При подготовке устава сельского поселения группа депутатов предложила провести выборы на территории поселения нового совета по мажоритарной системе. В поселении проживают 1 500 избирателей и в его составе находятся два хутора: в одном – 150 избирателей, в другом – более 300.
Вопрос: Какие организационные мероприятия необходимо провести для осуществления данного предложения?
При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Кроме того, необходимо образовать избирательные участки постановлением главы местной администрации поселения с тем, чтобы на территории каждого из хуторов находился избирательный участок (ст.18 и 19 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представительный орган городского округа принял решение об установлении новой формы налога – на недвижимость. Этот налог должен платиться непосредственно жителями, имеющими отдельные здания, строения и сооружения.
Вопрос: Правомерно ли поступила городская Дума?
Ответ: городская Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.2 ст.16 ФЗ-131, действительно, к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа. В соответствии с п.10 ст.35 указанного закона, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Необходимо, правда отметить, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации (п.12 ст.35). Однако п.1 ст.47 ФЗ-131 говорит о том, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, то есть к данному постановлению применяется особое правовое регулирование.
В соответствии же с п.6 ст.12 ч.1 Налогового Кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом. Ст.15 ч.1 Налогового Кодекса вводит закрытый перечень местных налогов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ):
2) налог на имущество физических лиц.
Как видим, налога на недвижимость здесь нет.
Жители сельского поселения Петровское обратились к главе муниципального района с предложением освободить от должности главу этого сельского поселения в связи с тем, что он проживает в другой местности и со своими обязанностями не справляется.
Вопрос: Дайте рекомендации жителям сельского поселения: что бы они могли реально сделать в целях отзыва главы муниципального образования?
Ответ: Глава муниципального района не имеет полномочий по освобождению от должности главы сельского поселения, входящего в данный район. Жители данного сельского поселения могут отозвать главу сельского поселения (ч.9 п.6 ст.36 ФЗ-131) в случае его избрания непосредственно жителями данного поселения, а в случае его избрания из состава представительного органа действия по его освобождению от должности может предпринять сам представительный орган (в соответствии с уставом поселения) либо жители могут попытаться отозвать его как депутата, что автоматически повлечёт за собой в случае успешной процедуры отзыва сложение им полномочий главы поселения.
Областная Дума приняла Закон о порядке избрания глав муниципальных образований, в соответствии с которым глава каждого муниципального образования избирается из состава представительного органа муниципального образования, а местную администрацию возглавляет управляющий, избираемый по контракту на конкурсной основе?
Вопрос: Законна ли такая система муниципального управления? Что необходимо сделать для её утверждения?
Ответ: В данном случае областная Дума поступила неправомерно. В соответствии с п.3 ст. 34 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Только наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.36 ФЗ-131 глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ);
5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя (п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.37 ФЗ-131 главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Вопрос: Правомочно ли такое требование?
Ответ: Такое требование в большинстве случаев не может быть признано правомочным. Во-первых, оно не может быть обращено к жителям, проживающим в муниципальном жилом фонде, содержание которого возложено на ОМСУ муниципального образования. Во-вторых, оно принято с превышением полномочий местной администрации.
В муниципальном районе организовано платное дошкольное образование.
Вопрос: Необходимо ли организовывать ещё и доступное бесплатное дошкольное образование?
Ответ: На этот вопрос можно дать однозначный ответ. В соответствии с ч.1 п.1 ст.15 ФЗ-131 организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Более того, в соответствии с п.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Во время исполнения депутатских полномочий гражданину стали известны некие обстоятельства, интересующие следствие. Как известно, за отказ от дачи свидетельских показаний наступает уголовная ответственность, но данная информация была доверена гражданину как депутату для дальнейшего независимого депутатского расследования.
Вопрос: Как имеет право поступать депутат?
Вопрос: Имеет ли право стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации гражданин в возрасте 29 лет, доктор экономических наук, профессор, награждённый государственными орденами?
Ответ: Не имеет. В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет (п. 3 в ред. Федерального закона от 25.07.2006 N 128-ФЗ). Так что данному лицу необходимо подождать ещё минимум один год.
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ до окончания срока своих полномочий решил выехать на постоянное место жительства на Украину?
Вопрос: Посредством каких средств связи он может руководить своим субъектом РФ?
Ответ: В данном случае речь может идти о том, что данное лицо утрачивает своё право руководить субъектом РФ. В соответствии с тем же п.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, каковым и является Украина.
В структуре системы управления городом отсутствует отдел по работе с населением, поэтому население не информировано о деятельности органов местной власти и не имеет возможности участвовать в решении проблем местного значения.
Вопрос: Ваши варианты возможности решения данной ситуации (не менее 2-х с обоснованием эффективности).
Ответ: Среди вариантов решения этой проблемы может быть как непосредственное создание отдела по работе с населением, так и создание информационно-аналитического отдела (управления), которому могут быть приданы функции информирования избирателей о деятельности органов местного самоуправления, а также сбор и анализ данных о социальных, политических процессах, происходящих в городе, об оценке населением деятельности ОМСУ. И первый, и второй варианты могут быть эффективны. Необходимо отметить, что вопросы компетенции информационно-аналитического отдела (управления) более обширны, чем в первом варианте.
В сентябре 2004 г. Воронежская областная Дума приняла постановление о передаче поселка «Краснолесный» из состава г. Воронежа в состав Верхнехавского района. Жители поселка не согласны с данным решением.
Вопрос: Если учесть, что поселок не имеет общих границ с г. Воронежем, а жители поселка референдум не проводили, как можно выйти из этой ситуации?
Ответ: Данная нелёгкая правовая и управленческая ситуация была решена в результате реформы законодательства о местном самоуправлении. Первоначальная редакция Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ не допускала включения более чем одного городского населенного пункта в состав городского округа, в связи с чем поселок Краснолесный был наделен статусом городского поселения и включен в состав Верхнехавского района. Изменение территориальной принадлежности вызвало резкую негативную реакцию жителей поселка. Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ была изменена норма, не позволяющая включать в состав городских округов более одного городского населенного пункта. Органы местного самоуправления города Воронежа обратились в Воронежский городской суд, который признал решение об образовании городского поселка Краснолесный в составе Верхнехавского муниципального района с исключением его территории из состава города Воронежа незаконным.
Местным органам власти муниципального образования не хватает финансовых средств на восстановление окружающей среды, а именно, для очищения местной реки, которую загрязняет завод федерального значения, расположенный на территории этого муниципального образования. Завод превышает предельно допустимые нормы сбросов загрязняющих веществ в данную реку, при этом он исправно платит штрафы. Но законодательство таково, что заводу выгоднее платить штрафы, чем затрачивать огромные средства на покупку новейшего очистного оборудования. Тогда местные органы власти решили повысить штрафы за нарушение предельно допустимых норм сбросов и издали соответствующий документ. Но завод отказывается платить, мотивируя тем, что он является заводом федерального значения и обязан платить только те штрафы, которые установлены федеральным законодательством, возникла конфликтная ситуация.
Вопрос: Обоснуйте правомерность действий каждой из сторон. Ваши предложения по разрешению возникшей конфликтной ситуации.
Ответ: Данная ситуация имела под собой реальную основу и была связана с конфликтом администрации городского округа город Воронеж и руководством ОАО «Воронежсинтезкаучук». Обе стороны действовали в рамках собственного понимания законодательства и ответственности перед населением города. В данном случае вопрос может быть решён либо путём компромисса, либо в судебном порядке. Администрация городского округа может обратиться в суд с требованием о приостановлении деятельности предприятия как наносящего вред здоровью жителей муниципального образования.
В начале 2004 г. Нововоронежская городская Дума приняла решение об освобождении от должности главы исполнительной власти Нововоронежа Синицына В.Н., который был избран на эту должность общегородскими выборами.
Вопрос: Почему решением городского суда Синицын В.Н. был восстановлен в своей должности, что при этом нарушили депутаты Думы, может ли в этот конфликт вмешиваться областная власть?
Ответ: Городской суд отменил решение Нововоронежской городской Думы в связи с тем, что в данном случае был нарушен устав города, не предусматривавший освобождение от должности главы города представительным органом. Данную проблему ряд депутатов пытались разрешить через проведение местного референдума, который также носил спорный правовой характер и не состоялся в связи с низкой явкой избирателей. Более подробно об этом можно прочитать в статье В.А.Лихоносовой «Особенности организации и проведения референдума в условиях местного самоуправления» (на примере г. Нововоронежа) в сборнике «Российская модель местного самоуправления…» (по материалам межрегиональной научно-практической конференции). В соответствии со ст.73 ФЗ-131 возможно вмешательство областной власти в данный конфликт через роспуск представительного органа МСУ, допустившего нарушение. Но основания в этом случае для роспуска пока не являются достаточными. Они будут достаточными, если представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменит соответствующий нормативный правовой акт.