задачи учителя дефектолога в доу с учетом фгос начало года
Деятельность учителя-дефектолога в условиях внедрения ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в условиях внедрения ФГОС
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного учреждения, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-дефектолога.
С какими детьми работает учитель-дефектолог?
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.
На чем основывается дефектолог в своей работе?
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционнопедагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Формы работы учителя-дефектолога
Направления деятельности учителя-дефектолога
консультативно-просветительское и профилактическое,
Помимо традиционных направлений работы дополнительно выделено аналитическое, которое определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.
Задачи деятельности учителя-дефектолога
Деятельность учителя-дефектолога обеспечивает решение ряда задач:
составление индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы;
отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребенка;
проведение индивидуальных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала, перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности;
консультирование педагогов и родителей;
межсетевое взаимодействие с организациями системы образования и здравоохранения с целью оказания помощи учащемуся.
Таким образом, учитывая психофизиологические особенности каждого школьника, создавая оптимальные условия для их полноценного развития, личностного становления, используя разнообразные методы и приемы на коррекционных занятиях, учитель-дефектолог поможет ребенку легко адаптироваться в среде своих сверстников и реализовать свои потенциальные возможности.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
развитие тонкости и целенаправленности движений;
развитие кинестетических основ движений;
развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений
формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
развитие пространственного праксиса;
развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов
тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
развитие слухомоторной координации;
развитие зрительно-моторной координации;
развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структур по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.
5. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности регуляция простейших двигательных актов;
формирование умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6. Формирование навыка письма
Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова;
зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения
Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
чтение слоговых таблиц;
составление слогов, слов из предложенных букв;
чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
составление предложений из слов;
графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
8. Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач
Формирование понятия числа, числовой последовательности, вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа, понятия о геометрических формах, построениях
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Деятельность педагога-дефектолога в ДОУ
Кто же такой учитель-дефектолог?
Олигофренопедагог – обучает детей с недостатками интеллектуального развития. Тифлопедагог помогает детям с недостатками зрения.
Целью работы учителя-дефектолога является создание условий для развития и адаптации ребёнка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Учителя-дефектологи работают в тесной связи с психологами, психиатрами, неврологами, эта взаимосвязь важна при определении индивидуального педагогического маршрута ребенка с особенностями в развитии. Чем же занимается учитель-дефектолог?
Основными задачами работы учителя-дефектолога являются:
1. Всестороннее изучение особенностей психофизического развития ребенка с целью определения оптимального образовательного маршрута;
2. Составление индивидуально-ориентированной адаптированной образовательной программы на каждого ребенка;
3. Отслеживание динамики развития ребенка в ходе коррекционной деятельности.
4. Консультирование родителей ребенка и педагогов дошкольного отделения
Формами работы учителя-дефектолога являются:
Деятельностьучителя-дефектолога включает в себя много направлений:
— сенсорное и сенсомоторное развитие;
— формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;
-формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
— нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему- то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха и др. На занятиях дети рисуют, лепят, играют с песком и водой, на ощупь угадывают предмет и определяют материалы, из которых он сделан, сортируют природный материал и т. д.
Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.
Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста» В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук и координации движений рук. Большие возможности в этом плане предоставляет.
Мастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детей Мастер-класс «Изготовление эколюдика» (совместная деятельность педагога и де ей)Оборудование: капроновый чулок, ленты, опилки, семена пшеницы,.
Открытая совместная деятельность педагога с детьми 6–7 лет «Тайны пустыни» Совместная образовательная деятельность педагога с детьми группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет по познавательному развитию на.
Плакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста «Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит»! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.
Совместная деятельность педагога с детьми и родителями «Колобок — румяный бок» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №16 «Детский сад» г. Кингисеппа Конспект открытого мероприятия в подготовительной.
Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.
Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики в первой младшей группеЦель: создание условий для развития.
Годовой перспективный план работы учителя-дефектолога
Организационно-методическое направле ние
1. Разработка и утверждение годового перспективного плана работы, графика работы учителя-дефектолога и циклограммы рабочего времени, составление расписания занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) (1-15 сентября)
2. Заполнение диагностических карт, составление индивидуальных планов, заведение индивидуальных тетрадей (1-15 сентября)
3. Проведение беседы с воспитателями речевой разновозрастной группы о целях и задачах работы на новый учебный год (1-15 сентября)
4. Организация коррекционного сопровождения детей (В течение учебного года)
5. Участие в заседаниях ПМПк МАДОУ (В течение года по плану ПМПк)
6. Участие в работе ГМО, конференциях, семинарах (В течение учебного года)
7. Оформление информационного стенда и папок-передвижек (В течение учебного года)
8. Работа по самообразованию на тему: «Коррекция ЗПР в игре»
Использование интернет ресурса для публикации материалов, участие в вебинарах
(В течение учебного года)
Диагностическое направле ние
1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии по МАДОУ (Сентябрь, апрель)
2. Первичное обследование детей в условиях речевой группы; заполнение диагностических карт (Сентябрь)
3. Динамическое наблюдение в процессе коррекционного обучения, промежуточные срезы (Декабрь, май)
4. Участие в ПМПк с целью определения педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития (Сентябрь, январь, май, по запросу родителей, воспитателей)
5. Психолого – педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими особенности в развитии (В течение года)
Коррекционно-развивающее направле ние
1. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми коррекционной группы по направлениям:
• обогащение запаса сведений об окружающем мире,
• развитие сенсорики и мелкой моторики,
• формирование пространственно-временных представлений,
• развитие математических представлений В течение года, по плану
2. Проведение фронтальных занятий с детьми коррекционной группы «Формирование целостной картины мира», «Формирование элементарных математических представлений» (В течение учебного года по плану)
Работа с педагог ами
1. Проведение интегрированных и открытых занятий для педагогов детского сада
(В течение года, по плану)
2. Участие в педагогических советах (В течение года, по плану)
3. Участие в работе ПМПк (В течение года, по плану)
4. Консультирование и оказание практической помощи воспитателям и специалистам МАДОУ (В течение года, по плану)
5. Консультация для педагогов «Результаты дефектологического обследования. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку развития» (Сентябрь)
7. Совместное оформление коррекционного уголка для детей и родителей
(В течение года систематически, по плану)
8. Обсуждение и анализ результатов коррекционной работы, определение дальнейших перспектив, мониторинг развития, аналитический отчет по результатам деятельности за учебный год (Май)
Работа с родител ями
1. Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора данных о развитии ребенка (1-8 сентября)
2. Проведение индивидуальных бесед с родителями по результатам комплексного обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом, программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы (1-15 сентября)
3. Проведение индивидуальных и подгрупповых бесед с родителями по запросу, по необходимости (В течение года)
4. Проведение консультаций для родителей (В течение года)
5. Консультирование родителей по запросу, по необходимости (В течение года)
6. Проведение итогового собрания для родителей (Май)
7. Ведение индивидуальных тетрадей работы с родителями (В течение года)
8. Оформление наглядной информации для родителей на специальном стенде: «Советы специалистов» (В течение учебного года, обновлять систематически)
Повышение профессиональной квалифика ции
1. Знакомство с новыми публикациями по дефектологии и коррекционной педагогике в периодической литературе (В течение учебного года)
2. Участие в ГМО учителей-дефектологов и учителей-логопедов (В течение года)
3. Участие в педсоветах, семинарах, консилиумах ДОУ (В течение года по плану)
4. Просмотр открытых занятий. (По плану ДОУ)
5. Прохождение курсов повышения квалификации, семинаров (По плану)
Годовой перспективный план работы учителя-логопеда на 2016–2017 учебный год Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детского сада общеразвивающего вида №13 «В.
Годовой перспективный план работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детского сада общеразвивающего вида №13 «В.
Годовой план работы учителя-дефектолога на 2018–2019 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска Саратовской области Согласовано Утверждаю Старший.
Годовой план работы учителя-логопеда Годовые задачи 1. Построение коррекционно-развивающей работы с обучающимися в соответствии с ФГОС ДО, создание благоприятных условий для.
Годовой план работы учителя-логопеда на логопункте «Утверждаю» Заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек». ___ «___» ___2018г. Годовой.
Годовой план работы учителя-логопеда в ДОУ Принят на педсовете Утверждено Протокол № Приказом № __ от «»___2018г. от «»___ 2018 г. Заведующий МБДОУ д/с ОВ № 6.
Годовой план учебно-методической работы учителя — логопеда на 2018–2019 учебный год Мероприятия, Сроки проведения I. Организационная работа 1. Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение и изготовление наглядности.
Перспективный план работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы учителя-логопеда Е. Е. Копайгора с педагогами на 2017-2018 учебный год. № п/п Содержание работы Сроки проведения.
Перспективный план работы учителя-логопеда 2018–2019 учебный год Перспективный план работы учителя – логопеда Зюляевой М. С. МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики на 2018 – 2019.
Рабочая программа учителя дефектолога в ДОУ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Обязательная часть
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития разработана в соответствии с законами РФ
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
• постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с локальными документами
• Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6 «Автошка» города Димитровграда Ульяновской области».
Рабочая программа группы разработана на основе коррекционной программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г Шевченко (5-7 лет), а так же на основе образовательной программы детского сада Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л. М. Гурович: Детство-Пресс, 2007. (4-5лет)
1.1.1 Цели и задачи реализации рабочей программы.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего своевременного психического развития;
2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
3. Коррекция негативных тенденций развития;
4.Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
5.Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
1.1.2 Принципы реализации программы
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.1.3 Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР 4-5 лет особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, продуктивность деятельности при этом резко снижается.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Ещё одним характерным признаком задержки психического развития у детей данной категории являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития 4-5 лет является снижение познавательной активности. Дети практически не интересуются предметами и явлениями окружающей действительности. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Они не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития
ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
1.2 Планируемые результаты освоения программы
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть в течение двух лет следующими умениями и навыками :
Образовательная область « Познавательное развитие»:
Ознакомление с окружающим миром (4-5 лет)
Знать свое имя и фамилию, возраст, гендерную принадлежность, имена членов своей семьи, кем работают;
Называть город, домашний адрес;
Называть домашних животных, растения, времена года, игрушки, сказки;
Различать и называет некоторые растения ближайшего окружения;
Объяснять функциональное назначение предметов;
Понимать и употребляет простые и сложные предлоги;
Понимать и преобразовывает в активной речи единственное и множественное число существительных;
Иметь в активном словаре существительные, прилагательные, глаголы;
Уметь правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род, число;
Составлять связный рассказ по картинке, пересказывает тексты с помощью вопросов педагога;
Понимать и употребляет слова-антонимы;
Образовывает форму множественного числа существительных, употребляет эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок).
Развитие элементарных математических представлений (4-5 лет)
Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, величина,
Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного
Соотносить предметы двух групп (составления пар); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество;
Сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые,
равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
Различать и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия;
Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху —внизу, впереди — сзади; далеко
— близко); уметь двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);
Определять части суток.
Образовательная область « Речевое развитие»:
Развитие фонематического восприятия
Уметь воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности;
Дифференцировать слова, близкие по звучанию;
Уметь выделять определенный звук из звукового ряда;
Различать неречевые и речевые звуки;
Выделять гласный звук из ряда звуков.
Образовательная область « Познавательное развитие»:
Ознакомление с окружающим миром (5-7 лет)
проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;
называть группы однородных предметов (их. изображений) точными обобщающими словами;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.
Развитие элементарных математических представлений (5-6 лет)
сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;
ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Развитие элементарных математических представлений (5-7 лет)
состав чисел в пределах 10.
читать и записывать числа до 10;
уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания;
распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;
пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
Образовательная область « Речевое развитие»:
Развитие речевого восприятия
Вычленять звук из слова и называнию выделенного звука;
Относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
Условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
Узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
Составлять условно-графические схемы предлоений, состоящих из двух, трех слов.
Подготовка к обучению грамоте
Вычленять звук из слова и называнию выделенного звука, сопоставлять парные звуки по артикуляции и звучанию, условно обозначать гласные, твердые и мягкие звуки.
Последовательно выделять звуки в двусложных словах с открытыми и закрытыми слогами
Уметь ставить ударение
Делить слова на слоги
Вычленять слова из предложения, условно-графически его обозначать.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание образовательной работы по освоению детьми образовательных областей осуществляется в ходе непосредственно (организованной) образовательной деятельности. Задачи образовательной работы решаются в ходе освоения образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию задач двух образовательных областей: познавательное, речевое, развитие воспитанников.
Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (игровой,познавательно исследовательской,коммуникативной)
2.1.2 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Познавательное развитие»
Извлечение из ФГОС ДО
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи образовательной деятельности
Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.
Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
Содержание образовательной деятельности
Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства.Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит, испытывает чувства и т.д.). Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5
тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплых и холодных оттенков.
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания
фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).
Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
Проявление умения сравнивать предметы, выделять3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности, звуки родного языка).
Формирование первичных представлений о себе, других людях Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женских качеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности. Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества.
Освоение представлений о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: Понимание труда людей как основы создания богатства окружающего мира.
Освоение представлений о себе и семье: о своем имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи,
Развитие элементарных математических представлений
Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как …; столько же, сколько …), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования,
пространственные и временные зависимости.
Программное обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
«Ознакомление с окружающим миром» 4-5 лет
«Подготовка детей к школе с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко
Конспекты занятий И.А Морозова М.А Пушкарева
«Развитие элементарных математических представлений»4-5лет 5-6 лет, 6-7 лет
2.1.3 Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Речевое развитие»
Задачи образовательной деятельности
Уточнять и обогащать словарный запас детей
Развитие связной речи
Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, развитие умения вслушиваться в звучание слова
Совершенствование чувственного опыта в области русского языка
Формирование умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры, освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).
Развитие речевого творчества: проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении. Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания ; социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый,честный, ит.д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.);
постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
Освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Освоение чистого произношения сложных звуков( Л, Р); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Освоение представления о существовании разных языков; Освоение терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова; Освоение умений: делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Программное обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
«Подготовка детей к школе с задержкой психического развития»
Конспекты занятий И.А Морозова М.А Пушкарева