задержка багажа компенсация закон
Как вырастут выплаты за задержку багажа: памятка для путешественников
С 28 декабря меняется максимальная ответственность за:
1 СПЗ (расчетная единица Международного валютного фонда) равен примерно 88 рублям. Этот курс колеблется.
Мой рейс задержали. Мне положена компенсация?
Если вы не опоздали в аэропорт и ваш рейс задержали, то авиакомпания обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25% МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа (но не более 50% стоимости билета).
Исключения: форс-мажорные обстоятельства (например, плохая погода), устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, и иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.
Как получить компенсацию в случае задержки рейса?
При внутренних воздушных перевозках в течение шести месяцев со дня задержки рейса вы должны предъявить претензию авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения. К ней нужно приложить копии документов, которые подтверждают понесенные вами убытки:
У вас есть право на компенсацию морального вреда и возмещение убытков в связи с задержкой рейса (например, у вас сорвались заранее оплаченные экскурсии, вы опоздали на поезд и др.).
На что еще я имею право в случае задержки рейса?
Авиакомпании увеличат компенсации за утерю багажа и задержку рейса
Россия присоединилась к Монреальской конвенции. Теперь авиакомпании будут выплачивать больше компенсаций. За задержку рейса — больше 300 тысяч рублей, а за багаж почти 100 тысяч. Выплаты за утерю груза и гибель пассажиров тоже увеличились. Это касается только международных рейсов. На российских действуют те же правила, что и раньше.
Объясняем, как это работает и почему на практике получить такие суммы почти нереально.
Что за конвенция?
Монреальская конвенция действует с 2003 года, но Россия присоединилась к ней только сейчас. До этого международные перевозки у нас регулировала Варшавская конвенция и российские законы.
Могло быть так, что за ущерб на одном и том же рейсе пассажир из Европы получал компенсацию по Монреальской конвенции, а россиянин — меньше. Российские перевозчики проигрывали иностранным по уровню ответственности и гарантиям.
Какие выплаты положены пассажирам международных рейсов?
1 СПЗ = 83 рубля на 28.08.17
Максимальные выплаты по правилам конвенции
Причина | В СПЗ | В рублях |
---|---|---|
Задержка рейса | 4694 | 390 000 |
Повреждение или утрата груза | 19 | 3000 за 1 кг |
Повреждение или утрата багажа | 1131 | 94 000 |
Гибель пассажира | 113 100 | 9,4 млн |
Сразу после происшествия можно получить предварительную выплату от авиакомпании. Когда разберутся, ее зачтут в счет компенсации.
На каких рейсах действуют международные правила?
Эти правила действуют только для международных авиаперевозок.
Главное условие — чтобы места отправления и назначения находились на территории страны, подписавшей конвенцию. Например, на пассажиров рейса Москва — Афины конвенция действует: Греция к ней присоединилась. А если из Москвы лететь в Минск, конвенция не работает: Беларусь ее не подписала.
Гражданство пассажира не имеет значения. Можно быть гражданином Таиланда, который не подписал конвенцию, но лететь из России в Европу. И тогда компенсации выплатят по правилам Монреальской конвенции. Хотя бывают исключения.
Международными рейсами через российские аэропорты каждый год летает почти 50 млн человек. Теперь у некоторых из них есть шанс получать больше компенсаций, чем раньше.
А если лететь по России, это считается? Страна же участник конвенции.
Нет, это не считается. Если лететь рейсом Москва — Владивосток, это внутренняя перевозка. Здесь действуют российские законы, а компенсации выплачивают по нашему воздушному кодексу.
Но есть интересный нюанс. Если самолет при перелетах внутри страны делает согласованную остановку в любой другой стране, это уже международная перевозка. Даже если эта страна не подписала конвенцию.
В какой стране подавать иск, чтобы получить выплаты?
В любом случае до иска нужно написать претензию авиакомпании. Чаще всего можно договориться без суда.
От выбора страны зависит сумма компенсации: по каким нормам права ее будут считать в конкретном случае. Это не единственный, но важный критерий.
Теперь билеты подорожают?
Может быть, билеты подорожают. Чтобы выплачивать большие суммы, авиаперевозчикам нужны собственные средства или страховка. И то и другое требует денег. Вполне вероятно, что эти расходы переложат на пассажиров. Чтобы больше получить, придется больше платить.
Пока в применении правил конвенции на территории России много непонятного, а правоприменительной практики нет. Некоторые нормы воздушного кодекса не стыкуются с Монреальской конвенцией. Перевозчикам еще предстоит во всём разобраться.
Что делать, чтобы получить максимум от авиакомпании?
Аккуратнее с документами. Если что-то пойдет не так, они пригодятся. Обязательно собирайте доказательства ущерба.
Если везете что-то ценное, стоит доплатить за объявленную ценность. Тогда получите полную сумму компенсации на любом рейсе.
Пробуйте договориться без суда. Может быть, авиакомпания сама выплатит ущерб по претензии. Не факт, что суд увеличит компенсацию, но времени и денег это точно потребует. А судебные издержки не всегда возмещают.
Кроме компенсаций пассажиры имеют право на дополнительные услуги. Например на гостиницу или горячее питание на время задержки рейса. Стоит попросить, чтобы вам предоставили положенное по закону.
Если речь о больших суммах, ищите юриста. В воздушном праве много нюансов и важно правильно выбрать страну для иска. Закон страны происшествия, закон суда, закон флага — это интересно, но зачем вам это знать?
Как быть с компенсацией в случае гибели пассажира, рассказывать не будем. Обычно в таких случаях подключаются юристы и государство. Надеемся, что вам и вашим родным это не понадобится. Всё-таки самолеты — самый безопасный вид транспорта.
Рейс задержали, багаж потеряли: как не сойти с ума и получить компенсацию за неудобства
Вы уже настроились на отдых, но вместо ласковых морских волн наблюдаете бесконечную смену лиц в аэропорту? Долго готовились к важной встрече, но опоздали на нее из-за задержки рейса? Даже если вы никуда особо не торопитесь — в ожидании приятного мало. Особенно учитывая драконовские цены на еду и напитки в аэропортах. Но есть и приятные новости: во многих случаях эти расходы должны взять на себя авиакомпании. Разберемся, на что именно могут претендовать пассажиры перенесенных и отмененных рейсов.
Перед законом все равны
Первое, что нужно запомнить: все вылеты из российских аэропортов регламентируются законодательством РФ — вне зависимости от того, рейс какой компании вы выбрали. Как правило, крупные перевозчики ответственно подходят к удобству пассажиров и заботятся о них во время форс-мажорных ситуаций. У небольших фирм с соблюдением правил часто возникают проблемы — они стараются всеми силами избежать лишних расходов, поэтому клиентам приходится бороться за свои права.
Если время вылета или прилета переносится, перевозчик обязан выплатить штраф — это гарантирует Воздушный кодекс РФ. Вам положена четвертая часть МРОТ за час задержки, но при этом компенсация не может превышать половины стоимости авиабилета.
На международных линиях действуют другие правила. Согласно Монреальской конвенции, к которой присоединилась и Россия, компенсация за ожидание выплачивается в искусственной валюте — SDR. Ее курс составляет около 80-84 рублей. Максимальный размер выплаты — 4694 SDR, но получить ее можно только через суд.
Исключения составляют обстоятельства, неподвластные перевозчику, например, ураган или стихийная забастовка. В этом случае авиакомпания не выплачивает штрафы, но заботится о комфорте пассажиров.
Что должна и не должна авиакомпания?
В идеале перевозчики обязаны заранее информировать пассажиров о возникших проблемах и озвучивать варианты их решения. Если рейс отменили/задержали, вам должны предложить альтернативу (например, полет в другое время) или полный возврат денег. Но это правило не распространяется на рейсы со сложным маршрутом. Если вы заказывали билет на каждый перелет отдельно (не в едином документе), провинившаяся авиакомпания будет отвечать только за свою зону. Второй и последующий билеты придется возвращать самостоятельно.
Иногда стыковочные рейсы обходятся значительно дешевле прямых. Оформляя покупку, следите, чтоб весь маршрут был указан в одном билете, а не в нескольких. В этом случае перевозчик будет отвечать за то, чтобы вы долетели до места назначения.
К сожалению, чаще всего досадное известие застает пассажиров на входе в аэропорт или в зале ожидания. Если вы оказались в такой ситуации, как можно быстрее отыщите представителя авиакомпании, которой вы планировали лететь. Обычно сотрудник находится у стойки регистрации рейса, в офисе перевозчика или ждет клиентов у выхода на посадку. Если поиски оказались безрезультатными, позвоните по указанному на билете телефону и узнайте подробную информацию. Иногда авиакомпании предлагают альтернативный перелет (например, другим рейсом или другим перевозчиком), но чаще всего речь идет о сервисе, который должен скрасить ожидание и сделать его менее затратным.
На что можно рассчитывать
При двухчасовой задержке вы вправе:
Если ожидание затягивается на четыре часа и более, вас должны накормить горячим обедом или ужином. Питание организуется каждые 6-8 часов — промежуток зависит от времени суток. Но это не значит, что сотрудники авиакомпании будут вылавливать вас с подносами. Чаще всего пассажирам выдают талоны, которыми можно воспользоваться в определенном кафе. Но об их получении тоже придется позаботиться самостоятельно.
При шестичасовой ночной или восьмичасовой дневной задержке людей должны бесплатно отвезти в отель и разместить в номерах. При этом не допускается, чтобы в одном номере селились посторонние друг другу персоны. Багаж можно взять с собой либо оставить в камере хранения аэропорта. Эта услуга также предоставляется бесплатно.
Вы можете отказаться от полета и получить деньги обратно. Российские перевозчики принимают билеты при любой задержке, европейские — только если срок ожидания превышает пять часов.
А если авиакомпания не соблюдает правила?
Самое главное — не нервничать и не расстраиваться. Все, что положено вам по закону, вы вправе получить и в виде материальной компенсации. Для этого нужно позаботиться о сборе документов и доказательств:
В течение 180 дней после прилета вы можете подать письменную претензию в авиакомпанию, приложив копии чеков. Если задержка или отмена рейса случилась по вине перевозчика, вы вправе потребовать не только возмещение затрат, но и компенсацию по закону «О защите прав потребителей» и Воздушному кодексу РФ. Если в течение 30 дней вы не получили ответа, можно обращаться с исковым заявлением в суд. Такие дела рассматриваются по месту жительства истца, срок исковой давности составляет два года.
Если из-за задержки рейса вы опоздали на уже оплаченное мероприятие или сорвали важную сделку, можно потребовать компенсацию понесенных расходов и морального ущерба. Но все траты должны быть документально доказаны.
А как у них?
Прежде чем возмущаться отношением отечественных авиакомпаний к пострадавшим пассажирам, стоит узнать, как с этим аспектом обстоят дела в других странах. Картина выглядит абсолютно по-разному. Так, в США вообще нет единого регламента, и каждый перевозчик устанавливает собственные правила. Может оказаться, что вас никто не обязан поить и кормить или предоставлять вам ночлег. Максимум, что предложат — замену билета на другой рейс или на борт другой авиакомпании. Но за разницу в цене (если таковая будет) придется доплатить из своего кармана.
А вот в странах Европы действует общий регламент, который предусматривает не только сервис для пассажиров, но и компенсации размером 250-600 евро. Сумма будет зависеть от длительности задержки и маршрута. Например, если вам нужно было лететь 2500 километров, а вы прождали в аэропорту 3,5 часа, вам полагается компенсация в размере 400 евро. Если же перевозчик предложил альтернативный рейс, но вы от него отказались, размер выплаты уменьшат на 50%.
Конечно же, никто не будет вручать вам эти деньги по собственной инициативе. Поэтому некоторые пассажиры думают, что преференции распространяются только на граждан ЕС. Это не так. Потребовать компенсацию может любой пассажир — вне зависимости от гражданства и местонахождения. Для этого нужно обратиться к перевозчику с письменной претензией и посадочным талоном, в котором отмечено время задержки рейса. Есть и более простой вариант — воспользоваться услугами международных сервисов-посредников. За определенный процент они помогают получить положенную по закону компенсацию. Но проще и надежнее сразу по прилету обратиться к представителю авиакомпании.
Разыскивается багаж
Длительное ожидание закончилось, нервотрепка — тоже. Самолет благополучно приземлился… Но тут выяснилось, что вашего багажа нет на ленте! Такое случается и на рейсах, которые идут строго по расписанию. Но при задержке или отмене самолета риск того, что ваш багаж потеряют, увеличивается. Как поступить в этой ситуации?
Обратитесь на стойку розыска багажа. Специалист этой службы составит акт о пропаже и проверит, где может находиться чемодан. Иногда его просто не успевают погрузить в самолет и отправляют со следующим рейсом. В этом случае вы сможете забрать его позже или заказать бесплатную доставку курьером. Ситуация усложняется, если чемодан улетел в другой аэропорт/страну или вовсе не отслеживается. Перевозчик будет искать «заблудившийся» багаж в течение 21 дня: если пропажа не найдется, вы сможете потребовать компенсацию. На внутренних отечественных рейсах 1 кг стоит 600 рублей, на внешних — 20 долларов. Европейские компании более щедры — они платят 1200 евро за потерянную сумку, даже если она была пустая.
Запомните несколько важных нюансов, которые помогут сберечь ваше время и деньги:
По отношению к поврежденному багажу действуют практически те же самые правила. Перевозчик вернет деньги, потраченные на починку старого или покупку нового чемодана, если вы предъявите чеки. Срок подачи претензии тоже ограничен — 7 дней после прилета.
Поможет ли страховка?
Многие страховщики предлагают пакет «Отмена/задержка поездки». По этой опции вы сможете получить выплату за понесенные расходы или время, проведенное в ожидании перелета. Есть услуга и по страхованию утерянного багажа — здесь может быть предусмотрена компенсация по весу, сумма на неотложные нужды и так далее. Учтите, что некоторые страховщики вычитают из компенсации деньги, полученные вами от перевозчика. Внимательно изучайте условия договора перед его подписанием и обязательно сохраняйте все чеки во время поездок!
Когда требуется помощь юриста
Никому не хочется омрачать отпуск разбирательствами, но иногда по-другому попросту не получается. Как правило, от задержки рейса страдает не одна сотня людей, и перевозчик старается всеми силами минимизировать свои расходы. Редкая авиакомпания предоставляет положенный в таких ситуациях сервис по своей инициативе. Поэтому так важно знать о своих правах, настаивать на их выполнении и не стесняться требовать компенсаций. Позвоните или напишите нам прямо из аэропорта — и мы подскажем, как действовать в той или иной ситуации. Приходите на очную консультацию — и мы поможем получить причитающиеся выплаты с недобросовестного перевозчика.
За что можно получить компенсацию у авиакомпании
Истории этих людей звучат как страшный сон: одну героиню не пустили в самолет, другой сломали багаж, а еще двух вовсе высадили в городе посреди маршрута. Но все закончилось хорошо: все пассажиры добрались до пунктов назначения, а авиакомпании компенсировали ущерб — иногда даже с лихвой.
Рассказываем, за что можно получить компенсацию от авиакомпании и как это сделать.
За поврежденный багаж
Что случилось. Одна женщина сдала в багаж целую коляску, а получила сломанную. Чинить вещь за свой счет пассажирка не захотела и потребовала, чтобы авиакомпания компенсировала ремонт. Женщина хотела получить 3700 Р — так она оценила ремонт «на глазок».
Чем кончилось. Авиакомпания согласилась с требованиями, но выплатила 800 рублей: столько взяли за починку коляски в мастерской, чек из которой предъявила женщина.
Почему так. По закону авиаперевозчик несет ответственность за багаж и ручную кладь пассажиров. Но есть тонкости:
Как правильно поступить в такой ситуации. Чтобы без проблем получить компенсацию, важно вовремя обнаружить поломку и правильно составить документы. Вот как это сделать:
Если не хватило мест в самолете
Что случилось. Авиакомпания продала на рейс больше билетов, чем было мест в самолете. Это называется овербукинг — так компании перестраховываются, если кто-то из пассажиров опоздает на рейс или передумает лететь.
Но в этот раз никто не передумал и одну женщину не посадили на борт. Она решила получить компенсацию.
Почему так. Женщина летела европейским перевозчиком. По правилам Евросоюза пассажиры, которым не хватило места, могут рассчитывать на компенсацию или место на другом рейсе. А если улететь можно только на следующий день, то и на размещение в гостинице, питание и трансфер. Российские авиакомпании, как правило, предлагают улететь следующим рейсом.
Размер компенсации зависит от расстояния перелета. Если лететь меньше 1500 км, заплатят 250 евро, от 1500 до 3500 км — 400 евро, больше 3500 км — 600 евро. Еще раз: это правила европейских авиакомпаний.
Как правильно поступить в такой ситуации. Если вы не смогли улететь из-за овербукинга, компенсация зависит от того, какой авиакомпанией вы летите.
Европейские и американские перевозчики выплачивают деньги без проблем — потому что следуют регламенту. А вот в России и Азии такие правила нигде не прописаны и компенсация остается на усмотрение авиакомпании. Поэтому обычно пассажирам просто предлагают занять место в бизнес-классе на следующем рейсе.
Как правило, компенсацию выплачивают прямо в аэропорту, но бывает всякое. Если вам не заплатили, соберите доказательства — билеты, посадочные талоны, чеки, подтверждающие дополнительные расходы, фотографии табло вылетов — и напишите претензию авиакомпании. В этом помогут специальные сервисы: например, «Эйрхелп» или «Рефанд-ми». Если авиакомпания снова откажет — обращайтесь в суд.
За отмену рейса из-за забастовки
Что случилось. Одна женщина купила билет из Венеции в Хельсинки с пересадкой в Париже, а его отменили: оказалось, сотрудники авиакомпании объявили забастовку.
Компания предложила другой рейс — правда, без заезда в Париж и с вылетом только через 9 часов. Пассажирка согласилась, но решила получить еще и компенсацию.
Почему так. Забастовка сотрудников — это тоже проблема, за которую отвечает авиакомпания.
Если перевозчик отменил рейс из-за того, что пилоты не вышли на работу, по правилам Евросоюза он должен посадить пассажира на другой борт в течение двух часов. Не успел — должен выплатить компенсацию за ожидание. Самолет женщины вылетал на 9 часов позже, чем она планировала, поэтому никаких вопросов с компенсацией не возникло.
А вот изменение маршрута роли не играет. Главное — конечная точка маршрута, поэтому за то, что женщине не удалось посмотреть Париж во время пересадки, компания не отвечает.
Как правильно поступить в такой ситуации. Если ваш рейс отменили — узнайте, по какой причине это произошло: если виновата компания, возможно, вы имеете право на компенсацию.
Если вы летите европейской компанией или вылетаете из Европы, то условия компенсации прописаны в регламенте ЕС № 261/2004. Если же перевозчик — российская или азиатская авиакомпания, то в правилах самой компании.
Чтобы получить компенсацию, обычно достаточно связаться с авиакомпанией: например, описать ситуацию в форме «Помощь» или «Обратная связь» на сайте. На всякий случай лучше сохранить все документы, подтверждающие перенос рейса: билеты и письма от перевозчика. Героине этой истории они не пригодились, но бывает по-разному — если потребуется идти в суд, доказать свою правоту без бумаг будет сложно.
За незапланированную посадку
В реальности оказалось все не так: пассажиров высадили из самолета посреди маршрута в китайском городе Ухань и попросили пройти пограничный контроль. У женщин не оказалось нужных виз, и обратно на борт их не пустили. Самолет улетел в Гуанчжоу без них, а туристкам пришлось потратиться на дополнительные билеты.
Женщин эта ситуация огорчила, и они обратились в авиакомпанию за компенсацией. А им отказали: якобы сотрудники обо всем предупреждали, так что сами виноваты. Тогда туристки пошли в суд.
Почему так. Авиакомпания должна предоставить клиентам полную и достоверную информацию о рейсе. Из-за того, что сотрудники компании этого не сделали, женщины понесли убытки: потеряли оплаченный билет из Гуанчжоу в Москву и были вынуждены потратиться на незапланированные билеты.
Раз требования пассажиров были законными, а перевозчик не согласился решить дело миром, теперь он должен заплатить им еще и штраф — 50% от присужденной суммы.
Как правильно поступить в такой ситуации. Даже если вы просили прямой рейс и сотрудник авиакомпании заверил вас, что именно такой вам и продает, внимательно изучите документы и попросите объяснить каждую непонятную строчку. Бывает, что люди просто ошибаются, и вовремя замеченная несостыковка избавит от проблем и вас, и компанию.
Если из-за невнимательного сотрудника вы понесли убытки, смело обращайтесь в суд: героини этой истории подали иск впервые в жизни, отказались от адвоката и выиграли.
Доказать свою правоту в суде будет проще, если заранее позаботиться о доказательствах: например, задавать вопросы авиакомпании по электронной почте.
За опоздание на стыковочный рейс
Что случилось. Одна женщина летела из Екатеринбурга в Тунис с двумя пересадками: в Москве и Париже. В московском Внуково случилось ЧП, поэтому самолету пришлось приземлиться в Домодедово и три часа ждать, пока разрешат перелететь в нужный аэропорт. Все это время пассажиры сидели в самолете, и на рейс до Парижа, который отправлялся из Внуково, женщина опоздала.
Сотрудники компании предложили ей бесплатно улететь в Париж на следующий день, но женщину это не устроило: так бы она не успела на уже оплаченный рейс Париж — Тунис. Поэтому ей пришлось покупать новый билет на ближайший рейс до Парижа за 42 тысячи рублей.
Чем кончилось. Суд обязал авиакомпанию вернуть деньги за билет до Парижа, компенсировать моральный вред и расходы на юристов и заплатить штраф. Всего 59 311 Р без учета тех семи тысяч, которые перевозчик уже заплатил.
Почему так. Самолет задержался из-за проблем в аэропорту, авиакомпания действительно в этом не виновата. Но если бы она разрешила пассажирам покинуть самолет, пока борт пережидал ЧП в Домодедово, женщина успела бы на стыковочный рейс и не потратила свои деньги.
Как правильно поступить в такой ситуации. Героиня этой истории смогла выиграть дело, потому что вовремя приняла несколько правильных решений:
О правах потребителей, пострадавших в результате задержки, опоздания либо отмены авиарейсов
‑ Гражданский кодекс Российской Федерации
‑ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
‑ Воздушный кодекс Российской Федерации
‑ Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
‑ Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
‑ Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155
Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 ГК РФ, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В соответствии со статьей 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, является прямой обязанностью перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона № 2300-1.
Пунктом 2 статьи 795 ГК РФ «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату».
В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения (по усмотрению заявителя) предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ.
Согласно положениям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
Иски к перевозчику согласно части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
В условиях задержки авиарейсов со стороны перевозчиков могут допускаться также нарушения прав пассажиров на информацию.
Положениями пункта 1 статьи 106 ВК РФ закреплена обязанность перевозчика не только по организации обслуживания пассажиров воздушных судов, но и по обеспечению их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).
Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).
В соответствии с требованиями пункта 99 ФАП:
«При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
— предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
— два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
— обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
— доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
— организация хранения багажа».
Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы!
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»). В связи с этим, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
По фактам отмены или задержки авиарейсов по вине перевозчика, пассажиры также могут требовать в судебном порядке компенсацию морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Роспотребнадзор (его территориальные органы), как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Прекращение авиакомпанией осуществления воздушных перевозок пассажиров в связи с приостановлением операционной деятельности авиакомпании перевозчика, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия лицензий, аннулированием лицензии, прекращением действия лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации является оснований для возврата пассажиру провозной платы (абзац 2 пункта 231 ФАП).
В этом случае применяются положения, регулирующие порядок возврата денежных сумм в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки (пункт 227 ФАП).
Федеральным законом от 20.04.2014 N 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ВК РФ, согласно которым с 21.06.2014г. российским авиакомпаниям официально разрешено продавать невозвратные билеты.
Одновременно в Воздушный кодекс РФ внесены дополнения, согласно которым пассажир все же имеет право возвратить уплаченную за воздушную перевозку провозную плату в случае вынужденного отказа от воздушной перевозки в связи с:
— болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что должно быть подтверждено медицинскими документами. При этом пассажир обязан уведомить об этом перевозчика до окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
— смертью члена его семьи или близкого родственника, что должно быть подтверждено документально. Об этом пассажир обязан уведомить перевозчика до окончания регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
— задержкой отправления воздушного судна или иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира.
В настоящее время невозвратные билеты уже появились в тарифной сетке ряда крупнейших авиакомпаний.
Возврат денег за авиабилет осуществляется в порядке, установленном ст. 108 ВК РФ.
Так, согласно данной правовой норме в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным п. 2 ст. 108 ВК РФ (вынужденный отказ пассажира), возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
— Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
— Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с п.п. 1 п.2 данной статьи, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
— Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
— Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Провозная плата включает в себя:
— сборы и стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком (п. 30 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).
Тарифы устанавливаются перевозчиком и включают в себя расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа (в пределах нормы бесплатного провоза багажа), в том числе, расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа, а также иные расходы (п. 7 Правил №155).
В соответствии с п. 9 Правил №155 к иным расходам относятся:
— стоимость бланка билета, ордера на бумажном носителе;
— стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (топливный сбор);
— плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей данные услуги;
— сумма, взимаемая с пассажиров в соответствии с законами, постановлениями, правилами и предписаниями, установленными иностранными государствами и/или иностранными организациями, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляются перевозки;
— дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности.
Вышеперечисленные иные расходы могут быть включенными в пассажирский тариф, а могут и не входить в его сумму.
В п. 93 Правил №155 указаны сборы, которые подлежат возврату пассажиру при его добровольном отказе от полета независимо от того, включены эти сборы в сумму тарифа или нет. К данным сборам относятся:
— сборы иностранных государств;
— топливный сбор на неиспользованных участках маршрута перевозки;
— сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования.
Таким образом, при оформлении Вами договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки, и при соблюдении Вами сроков уведомления об отказе от воздушной перевозки, авиакомпания обязана вернуть Вам провозную плату без взимания какой-либо штрафной неустойки.
Согласно положениям ст. 13 Закона №2300-1 за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме.
Так в случае неисполнения перевозчиком обязанности по предоставлению вышеперечисленных услуг и возникновения в связи с этим расходов по их оплате, пассажир имеет право на их возмещение в качестве убытков.
Одновременно следует отметить, что пункт 99 ФАП приведен в качестве примера возможных убытков пассажира, перечень реальных убытков определяется в индивидуальном порядке и не исчерпывается перечисленными. Например, такими расходами могут быть: стоимость неиспользованных туристических услуг и другие траты, возникшие в результате отмены рейса.
Важно учитывать, что факт и размер произведенных авиапассажиром расходов должен иметь документарное подтверждение (счета, квитанции, чеки, билеты, договоры, туристские путевки и др.).
Однако обращаем Ваше внимание на следующее.
Применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Аналогичное положение закреплено п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1.
Указанное означает, что в случае неудовлетворения авиакомпанией Вашего требования (оформленного в виде притензии) о возврате денежных средств добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства.
Таким образом, правом принудительного обязания тех или иных хозяйствующих субъектов к выплате гражданам каких-либо денежных средств, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти после исследования всех доказательств по делу и установления ответственного лица, а у Роспотребнадзора (и его территориальных органов) данные полномочия отсутствуют.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. В этой связи, несоблюдение обязательного досудебного порядка (претензионного) урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1 и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Для пассажиров, планировавших совершить перелет семьей или группой, также важно знать, что гражданское процессуальное законодательство допускает возможность предъявления иска совместно несколькими истцами ‑ процессуальное соучастие (статья 40 ГПК). Это приобретает особое значение для эффективной защиты прав потребителей в суде, поскольку позволяет соучастникам поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.
В силу статьи 37 ГПК права и законные интересы несовершеннолетних в процессе защищают их законные представители ‑ родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, 2006-2021 г. Адрес: 634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103а
|