заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных
Статья 38. Доверительное управление имуществом подопечного
1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.
Комментарий к ст. 38 ГК РФ
3. Управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным в ст. 1024 ГК, и при прекращении самой опеки (попечительства) (п. 2 ст. 38). Речь идет о случаях, когда опека (попечительство) прекращается в связи с переходом к другой форме устройства гражданина (абз. 1 п. 1 ст. 39 ГК) или в принципе (п. п. 1, 3 ст. 40 ГК). Однако управление имуществом сохраняется при переходе к опеке (попечительству) по закону (п. 4 ст. 35, абз. 2 п. 1 ст. 39 ГК), при освобождении (отстранении) конкретного опекуна (попечителя) (п. п. 2, 3 ст. 39 ГК), при переходе от опеки к попечительству (п. 2 ст. 40 ГК), в случае смерти опекуна (попечителя) (подп. 1 п. 1 ст. 29 Закона об опеке).
Энциклопедия судебной практики. Доверительное управление имуществом подопечного (Ст. 38 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Доверительное управление имуществом подопечного
(Ст. 38 ГК)
1. Опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление
Согласно ст.ст. 37, 38 ГК РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
Согласно ст. ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
Согласно ст. ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
Согласно ст. ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
Согласно ст. ст. 37, 38 Гражданского кодекса РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
Согласно ст. 37, 38 ГК РФ опекун недееспособного лица вправе распоряжаться имуществом подопечного, а также при необходимости принять имущество подопечного в доверительное управление.
2. При доверительном управлении имуществом подопечного главной целью является сохранность имущества, а не извлечение максимальной прибыли
Судами указано, что исходя из смысла главы 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверительный управляющий, осуществляя действия по управлению переданным ему имуществом, действует с целью его наиболее эффективного использования и извлечения максимальной прибыли в интересах учредителя доверительного управления. Только в случае, установленном законом (статья 38, пункт 2 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации) или прямо определенном договором доверительного управления, сохранность имущества может быть главной целью (интересом) учредителя доверительного управления. Таким образом, основной целью доверительного управления имуществом Фонда является извлечение прибыли.
Исходя из смысла главы 53 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий, осуществляя действия по управлению переданным ему имуществом, действует с целью его наиболее эффективного использования и извлечения максимальной прибыли в интересах учредителя доверительного управления.
Только в случае, установленном законом (статья 38, пункт 2 статьи 41 ГК РФ) или прямо определенном договором доверительного управления, сохранность имущества может быть главной целью (интересом) учредителя доверительного управления. Таким образом, основной целью доверительного управления имуществом фонда является извлечение прибыли.
3. Ограничения полномочий доверительного управляющего имуществом подопечного установлены в п.п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ
Доверительный управляющий вправе всеми своими действиями способствовать увеличению общей стоимости имущества в процессе управления им; совершать в отношении имущества, переданного в доверительное управление, практически все действия (юридические и фактические), необходимые для эффективного (в интересах собственника) управления имуществом. Ограничения его полномочий установлены в п. 1 ст. 38 ГК РФ. Доверительный управляющий не вправе без предварительного согласия органов опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению вверенного имущества, раздел имущества или выдел долей, а также любые сделки, влекущие уменьшение вверенного имущества.
4. Имущество подопечного, в отношении которого заключен договор доверительного управления имуществом, не передается по описи опекуну (попечителю)
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей. Согласно ч. 2 названной статьи опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. При составлении описи имущества подопечного могут присутствовать иные заинтересованные лица. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.
При этом не передается по описи только то имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления имуществом (ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона).
5. Договор доверительного управления имуществом подопечного влечет необходимость негосударственной регистрации самого договора, а передачи недвижимости в доверительное управление
Заключение договора доверительного управления, в том числе и имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ), влечет необходимость негосударственной регистрации самого договора, а передачи недвижимости в доверительное управление (ст. 1017 ГК РФ). Данная передача не означает прекращения прав учредителя доверительного управления и регистрируется в Едином государственном реестре как обременение права собственности.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на январь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.
Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных
от 9 июня 2015 года N 632
Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних подопечных»
(с изменениями на 28 марта 2019 года)
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 ноября 2011 года N 1340 «Об утверждении Порядков разработки, утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Краснодарского края» приказываю:
3. Отделу информационно-аналитической и методической работы (Паршина):
обеспечить направление настоящего приказа для размещения (опубликования) на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направления на «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru);
обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края (www.sznkuban.ru) и в справочно-правовой системе Консультант Плюс: Кубань.
4. Заместителю начальника отдела правового обеспечения управления правового обеспечения и организации гражданской службы М.И. Захарову в 7-дневный срок после издания настоящего приказа направить его копию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края Микову П.В.
6. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением положений, касающихся обеспечения доступности для инвалидов помещений, в которых предоставляются государственные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, вступающих в силу с 1 января 2016 года.
Заместитель министра
социального развития и семейной политики
Краснодарского края
И.И.ЦЕЛИЩЕВА
Утвержден
приказом
министерства социального развития
и семейной политики
Краснодарского края
от 9 июня 2015 г. N 632
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ»
1.1. Предмет регулирования регламента
1.2. Круг заявителей
законные представители (опекуны, попечители, приемные родители) несовершеннолетних подопечных граждан Российской Федерации, проживающие на территории Краснодарского края;
юридические лица, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории Краснодарского края.
1.3. Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
путем направления письменного ответа на обращение заявителя (представителя заявителя) по почте;
путем направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ответа на заявление заявителя;
при личном приеме заявителей в уполномоченных органах местного самоуправления и МФЦ;
в виде информационных материалов (брошюр, буклетов, памяток и т.д.);
министерством путем размещения информации в открытой и доступной форме на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
при личном обращении заявителей по телефону горячей линии.
1.3.2. На информационных стендах в доступных для ознакомления местах в уполномоченных органах местного самоуправления размещается следующая справочная информация:
информация о порядке предоставления государственной услуги;
перечень нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предоставляется государственная услуга;
исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;
информация о праве заявителя (представителя заявителя) на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействий) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги и его порядке;
образец заполнения заявления для получения государственной услуги;
схема размещения должностных лиц уполномоченного органа местного самоуправления, участвующих в предоставлении государственной услуги (номера кабинетов, расположение специальных помещений, залов и т.д.).
1.3.3. На официальном сайте министерства размещается следующая справочная информация:
Регламент с приложением;
перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги;
информация о праве заявителя (представителя заявителя) на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействий) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги и его порядке;
информация о министерстве и уполномоченных органах местного самоуправления предоставляющих государственную услугу, включая место нахождения, графики работы, справочные телефоны, адреса официального сайта, электронной почты и (или) формы обратной связи в сети «Интернет».
Информация на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставляется заявителю бесплатно.
Доступ к информации осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя (представителя заявителя) требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя (представителя заявителя) или предоставление им персональных данных.
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги
Наименование государственной услуги: «Заключение договоров доверительного управления имуществом несовершеннолетних подопечных».
2.2. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
2.2.1. Предоставление государственной услуги осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
2.2.2. В предоставлении государственной услуги принимает участие МФЦ в части приема запроса (заявления) и документов на предоставление государственной услуги.
Заявитель (представитель заявителя) независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц) либо места нахождения (для юридических лиц) имеет право на обращение в любой по его выбору МФЦ в пределах территории Краснодарского края для предоставления ему государственной услуги по экстерриториальному принципу.
Предоставление государственной услуги в МФЦ по экстерриториальному принципу осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, заключенных уполномоченным МФЦ с органом местного самоуправления.
При предоставлении государственной услуги уполномоченный орган местного самоуправления взаимодействует с:
Статья 1026. Доверительное управление имуществом по основаниям, предусмотренным законом
1. Доверительное управление имуществом может быть также учреждено:
вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса;
вследствие необходимости управления наследственным имуществом (статья 1173);
по иным основаниям, предусмотренным законом.
2. Правила, предусмотренные настоящей главой, соответственно применяются к отношениям по доверительному управлению имуществом, учрежденному по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа таких отношений.
В случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, права учредителя управления, предусмотренные правилами настоящей главы, принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, нотариусу или иному лицу, указанному в законе.
Комментарий к ст. 1026 ГК РФ
1. Доверительное управление имуществом, как правило, возникает вследствие соглашения сторон. Вместе с тем доверительное управление может быть учреждено по основаниям, предусмотренным законодательством. Случаи, когда должно быть учреждено доверительное управление, предусмотрены как ГК, так и иными законодательными актами.
2. В ГК предусмотрены следующие случаи обязательности учреждения доверительного управления: 1) при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного (ст. 38 ГК); 2) на основании завещания, которое содержит указание на исполнителя завещания (душеприказчика); 3) в случае если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (ст. 1172 ГК); 4) в случае патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности (п. 3 ст. 41 ГК); 5) при необходимости постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим (п. 1 ст. 43 ГК).
3. Ряд федеральных законов также предусматривают случаи, когда должно быть учреждено доверительное управление имуществом. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
4. Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228) в случае если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
5. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152) предусматривает, что, в случае если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление.
6. В соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586) сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
7. Пунктом 2 коммент. ст. предусмотрено, что правила ГК о доверительном управлении субсидиарны по отношению к тем, которые сформулированы в специальных законах о доверительном управлении.
Судебная практика по статье 1026 ГК РФ
Статьями 1026, 1173 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания и порядок учреждения, прекращения доверительного управления.
Отношения, влекущие призвание к наследованию по закону, подтверждаются документами, выданными в установленном порядке (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Порядок заключения договора доверительного управления имуществом
Договор доверительного управления имуществом — это соглашение, по которому одна сторона передает второй в управление имущество в целях совместного извлечения прибыли.
Кто и для чего заключает
Прежде всего необходимо ответить на вопросы, чем является доверительное управление, что такое договор управления недвижимым имуществом (или иным имуществом) и для чего он заключается? Статьей 1014 ГК РФ определено, что учредителем, то есть передающим имущественный комплекс лицом, вправе быть только собственник.
Исключения установлены для следующих случаев:
Таким образом, это один из видов передачи вещи во владение и пользование, в котором цель одна — получение прибыли за счет максимального эффективного ее использования. Условия и порядок пользования и владения предметом собственности устанавливает собственник.
Какие объекты передаются
Принимая во внимание суть такого соглашения, как договор об управлении, легко определить круг его объектов. Это предметы, которые способны принести материальные средства при их рациональном использовании профессионалами. В ст. 1013 ГК РФ перечислены следующие объекты, но их перечень не является закрытым:
Деньги как таковые не являются самостоятельным объектом, кроме случаев, отдельно указанных в законе.
Итак, разобравшись, что такое договор доверительного управления и для чего он заключается, перейдем к установленным Гражданским кодексом правилам его заключения и исполнения.
Форма и структура договора
В соответствии со ст. 1017 ГК РФ, форма предусмотрена только письменная. Если соглашение заключается в отношении недвижимости, обязательно производится государственная регистрация. Форма должна соответствовать ст. 550 ГК РФ (один документ, подписанный сторонами).
При оформлении соглашения применяется стандартная для всех сделок структура, но с особенностями, присущими только этому виду:
Существенными условиями (без согласования которых в тексте соглашение считается незаключенным) являются:
Учтем, что порядок заключения договора доверительного управления имуществом предполагает передачу объекта, факт передачи обязательно фиксировать отдельно.
Права управляющего
Этот вид сделки — это разновидность обязательственного права, то есть отрасли права, регулирующей отношения между двумя сторонами, общее название которых — кредитор (которому обязательство исполняется) и должник (обязанный исполнить обязательство). Чаще всего во взаимоотношениях обязательства есть у каждой из сторон: обязательства из договора доверительного управления имуществом несут оба управляющих (первый — передача вещи, оплата услуг, второй — управление имущества, передача прибыли).
Для выполнения сделки управляющий получает следующие правомочия, по ст. 1020 ГК РФ, в отношении переданного ему имущественного комплекса:
Отчет о своей деятельности управляющий предоставляет в согласованные сроки.
Сроки
Гражданским кодексом установлено, какой максимальный срок действия договора доверительного управления возможен. Он указан в ст. 1016 ГК РФ, где перечислены существенные условия контракта. Максимум, на который заключают такое соглашение, — 5 лет.
Решение о том, на какой срок заключается договор доверительного управления в конкретном случае, принимает собственник, учредитель.
Основания для прекращения соглашения
Они указаны в ст. 1024 ГК РФ: