заключение психолога образец на взрослого
Пример заключения по результатам психологического тестирования
Отчет о результатах психологического обследования Ивановой И. А. (25 лет)
Особенности мышления. Уровень развития логического мышления выше среднего по попу-ляционной выборке. Мышление интуитивное, творческое. Живость мышления, быстрота переключения с одного объекта на другой.
Эмоциональный фон. Оптимистичный настрой. Яркость и сила эмоциональных проявлений полярно меняются. Артистичность. Яркость проявления чувств. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.
Мотивационная направленность. мотивация профессиональных достижений превалирует над мотивацией избегания неуспеха. Испытуемая стремится максимально реализовать все то, на что способна, проявить свои способности в деле, значимо влиять на происходящие события. Велико стремление к сопричастности коллективу, желание признания, расположения к себе других, потребность в гармоничных межличностных отношениях при сохранении собственной индивидуальности. мотивация направлена в большей степени на реализацию сиюминутных потребностей, не выражена склонность заглядывать далеко вперед.
Стиль общения. Общительность, непосредственность и раскрепощенность, стремление расширить круг знакомств. Независима в отстаивании своего мнения, но в случае необходимости проявляет гибкость в построении отношений с людьми. Стремится подчеркнуть свое миролюбие, старается найти со всеми общий язык, разрешить возникающие конфликты. Неприязнь со стороны окружающих в глубине души тяжело переживает, однако внешне этого стремится не проявлять.
Реакция на стресс. Некоторая беспечность. Активное отстаивание своей позиции. Возможны вегетативные реакции (головные, желудочные боли, сердцебиение и т. д.).
Деловые качества. Высокая активность, инициативность в деловой сфере. Способна работать в быстром темпе, при повышенных нагрузках. Не терпит рутинную работу, стремится к разнообразию, динамике, новым задачам в работе, хорошо ориентируется в неожиданных и внештатных ситуациях, с готовностью берется за решение новых, нестандартных задач.
У испытуемой достаточно развит навык планирования текущей деятельности, понимание того, какие шаги нужно предпринять для решения конкретной задачи. Однако навык стратегического планирования, постановки дальних целей развит недостаточно, дальние цели неконкретны. При принятии решений испытуемая во многом полагается на интуицию, удачу. Она не склонна анализировать причины, по которым «повезло», принимает это как должное. Не боится принимать решения в рамках своей компетенции, даже сложные и ответственные, однако в ряде случаев склонна действовать методом «проб и ошибок».
Испытуемой свойственна повышенная ответственность, стремление выполнить работу во что бы то ни стало. Остро чувствует свою вину, если что-либо не удается.
Высокая социальная компетентность. Испытуемая нацелена на конструктивное сотрудничество, старается найти общий язык с коллегами и окружающими, поддерживать ровные, доброжелательные отношения. Успешна в разрешении конфликтов.
Управленческий потенциал. Средний. Испытуемая больше направлена на самореализацию, движение вперед в команде, чем на собственно доминирование, руководящий пост. Недостаточно развит навык делегирования полномочий, старается делать весь необходимый объем работ самостоятельно, а не распределять его среди своих подчиненных.
Обучаемость, потенциал развития. Выше среднего.
Сильные стороны. Уровень развитости логического мышления выше среднего, живость мышления. Высокая активность, инициативность, умение работать в высоком темпе. Стремление к самореализации. Повышенная требовательность к себе. Оптимизм. Высокая мотивация профессиональных достижений. Ориентация на работу в команде, гибкость при построении отношений с людьми. Ответственность.
Слабые стороны. Излишняя склонность полагаться на интуицию, удачу. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий. Недостаточная развитость навыков стратегического планирования, делегирования полномочий.
Рекомендации. Испытуемой подойдет творческая работа, требующая инициативы и ответственности, позволяющая задействовать развитую социальную компетентность. Для повышения эффективности как руководителя рекомендуется тренинг, направленный на формирование навыков постановки четких дальних целей, делегирования полномочий.
Заключение специалиста (по результатам психологического обследования)
Место проведения: помещение АНО «РМПЦ», …..
— определение уровня когнитивного и эмоционально-волевого развития характера его взаимоотношений и типа привязанности выявление особенностей опосредованного отношения к отцу;
— установление состояния и уровня развития когнитивных, эмоционально-волевых функций, личностных особенностей, стиля детско-родительских отношений и воспитательных установок
Были использованы следующие методики: …….
Экспериментально–психологическое исследован… (6 лет).
Были использованы следующие методики: …..
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Выявляется амбивалентное отношение к мужской фигуре (признание ее доминантности, желание более тесного контакта и взаимодействия, сочетающееся с представлением о ее возможной агрессивности, отстраненности, равнодушии).
Позитивное отношение к обоим родителям, не зависимо от места проживания ребенка, является необходимым условием его дальнейшего нормального развития, психического здоровья и психологического благополучия.
Признаков патологической структуры личности, а также выраженной психологической дисгармонии и социальной дезадаптации на момент обследования не выявлено.
Преобладающим стилем взаимодействия с ребенком у …. являются отношения по типу «кооперации». Также достаточно развитой является тип родительского отношения – «симбиоз» (родитель не устанавливает жесткой дистанции между собой и ребенком, стремится быть ближе к нему как физически, так и психологически, удовлетворять его разумные желания и потребности). При этом имеет место также и авторитарность в стиле воспитания, при которой ребенку задаются достаточно строгие рамки, с требованием послушания, во многом с навязыванием своей воли в дисциплинарных вопросах.
Заключение специалиста (по результатам психологического освидетельствования)
Заключение специалиста №_
(по результатам психологического освидетельствования)
…, 200_ года рождения
Проведено на основании ч 1, 2 ст.23 ФЗ «О психологической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», по обращению …, законного представителя … с просьбой выявления особенностей представления об отношении к отцу – ….
Дата проведения: _ ______ 201_ года с 14.00 до 15.45
По результатам проведенного освидетельствования, психологом составлено заключение специалиста.
Соответственно запросу была разработана диагностическая программа психологического освидетельствования, с использованием системы диагностических психологических методик и процедур, которые позволили бы минимизировать риск неточного решения относительно вопроса, поставленного на разрешение специалисту вышеуказанным запросом представителя.
Специалист, проводивший психологическое освидетельствование:
… – кандидат психологических наук, детский психолог, семейный системный терапевт.
Цель психологического освидетельствования:
Исследования особенностей представлений об отце, и особенностей взаимодействия с ним.
1. Определить опосредованное отношение и привязанность ребенка к отцу.
3. Определить особенности представления об отце ребенка.
Структура психологического исследования:
1 этап (подготовительный)
На данном этапе осуществлялся сбор сведений об исследуемом.
На основании материла дела и полученных данных была выработана стратегия последующего исследования, которая предполагала подбор методик, а также определение последовательности их предъявления, в соответствии с возрастными особенностями испытуемого и поставленными задачами.
2 этап (диагностический – психологическое освидетельствование):
Второй этап (проведение исследования) включал предъявление батареи методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий предшествовала четкая инструкция. Во время выполнения заданий психолог наблюдал за поведением и вел точную запись своих наблюдений. Этап завершился представлением полученных результатов в виде, который задается типом методик.
3 этап (подготовка заключения):
На третьем этапе психологического освидетельствования была проведена подготовка заключения по его результатам: обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об обратившемся в контексте поставленных задач исследования.
Содержание диагностической программы психологического исследования:
Тест « Рисунок семьи»
|
Заключение специалиста по результатам психологического освидетельствования:
В ходе психологического освидетельствования были получены следующие результаты:
1. Тест « Рисунок семьи»
Девочка находится в положительном эмоциональном состоянии, настроении хорошее, идет на контакт и разговаривает, рассказывает о себе.
На рисунке присутствуют: (перечисление совпадает и последовательностью рисования) мама, бабушка, дедушка, …. Рисунок яркий и красочный. Присутствуют основные цвета и оттенки (более 10 цветов). Рисунок занимает большую часть листа.
Анализ структуры рисунка семьи позволяет выделить значимых взрослых для ребенка: мама, бабушка и дедушка. В процессе рисования девочка проявляет позитивные эмоции, рассказывает детали жизни близких людей, которых рисует.
Межперсональные связи крепкие, люди нарисованы близко друг к другу. Главный и наиболее значимый взрослый – это мама. Так же этот член семьи обладает большей властью по сравнению с другими членами семьи. Мама самый эмоционально близкий девочке человек. Несмотря на это можем отметить наличие идентификация у девочки с бабушкой и дедушкой.
Папа на рисунке отсутствует. В ответах на вопросы беседы по рисунку, так же отсутствует какое либо упоминание об отце.
2. Социометрическая проба «День рождение»
Анализ проведенной методики позволяет сказать, что у ребенка развито желание общаться в широком кругу. Среди людей, которым девочка отдает эмоциональное предпочтение в общении, присутствуют подруги из класса и мама, бабушка и дедушка. На сегодняшний день значимая среда общения – это одноклассника, половое преобладание в общении принадлежит девочкам, что соответствует возрасту.
Папа в «социометрической пробе» отсутствует и упоминания о нем не выявлены.
3. Социометрический опросник.
Анализ полученных результатов позволяет говорить о высокой реализации потребности в общении посредством близких людей: мама, бабушка, дедушка и одноклассников. Необходимо отметить высокую значимость матери в реализации потребности в общении, также близкие люди принимают активное участие в жизнедеятельности ребенка. Референтная группа состоит из двух частей: с одной стороны это мама, бабушка и дедушка, с другой стороны одноклассники.
В ответах на вопросы упоминание об отце отсутствует.
4. Методика определение самооценки «Лесенка»
Полученные результаты говорят о завышенной самооценке ребенка, при этом самооценка девочки совпадает с представлениями об оценке … мамой. Также в представлениях девочки оценка ее достижений отцом ниже, нежели оценка этих же достижений самим ребенком. В представлениях ребенка отец ее оценивает хуже, чем она сама себя.
5. Тест «Страхи в домиках»
У ребенка выявлено наличие 14 страхов их 29, заданных методикой. Полученные результаты говорят о наличие возрастных страхов – страх опоздать в школу, порицания, сделать, что–нибудь не так, магические представления. Так же присутствуют страхи, соответствующие более раннему этапу онтогенеза – страх темноты, страх перед тем как заснуть, остаться в чужом помещении. В ответах на вопросы присутствует упоминание об отце, которое связано со страхом наказания (в виде запрета на прогулку).
6. Методика «Нарисуй себя»
На рисунке отмечается наличие дополнительных деталей – подробная прорисовка, «разукрашивание» – свидетельствующие о позитивном отношении к рисуемому персонажу, то есть к себе. Так же отмечается изображение в движении, что говорит об активном, творческом отношение к действительности. У девочки отмечается позитивное отношение к себе и наличие завышенной самооценки.
В ходе освидетельствования у …. не было выявлено представлений об отце как о значимом взрослом и эмоционально близком человеке. Высказывания об отце связаны с порицанием и наказанием.
При этом в картине мира ребенка (на момент обследования) среди «близкого» окружения присутствуют, только мама, бабушка и дедушка.
Заключение специалистов по результатам психологического освидетельствования
по результатам психологического освидетельствования
— изучение детско-родительских отношений.
Несовершеннолетние … и … были освидетельствованы ведущим психологом АНО «РМПЦ» … и специалистом-психологом … в присутствии отца детей ….
Для обследования А. 200_ г.р. и Б. 200_ г. р., были использованы следующие методики:
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
Результаты исследования показали, что открыто дети не выражают явного эмоционально окрашенного отношения, как к матери, так и к отцу.
Для А характерна тенденция показать себя в лучшем свете, стремление подчеркнуть себя, как взрослого человека и сложность собственного характера. Позиция явно формируется посредством материнской поддержки, А интеллектуализирует происходящее, на проявление эмоций наложен внутренний запрет, они жестко контролируются. Эскалация эмоций вызывается напряжением родительских отношений. С отцом отношения А вербально обусловленные. В общем, в семейной ситуации ребёнок чувствует несвободу во взаимодействии с родителями, при этом сам себе задаёт планку интеллектуального и «взрослого» исполнения задач.
Б выполняет задания формально для того, чтобы «скорее пойти домой», при этом важна оценка лишь отца или поддержка А, заменяющая отцовскую. Интерес к рисованию гораздо выше, чем вербально ориентированные методы. Молчалив. Шутит с братом: «Нарисовал живот, как бочку», смеётся. Рассудителен, сниженная вербальная активность.
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
С целью определения взаимоотношений были использованы следующие стандартизированные методики:
Для психического развития А деструктивна позиция формирования в нём не взрослой независимости, а зависимого поведения от оценки старшего, совместно с позицией «защитника» для матери, используя подражательные, а не интериоризированные процессы. Таким образом, в ребёнке имитируется, а не формируется самость. Дихотомия отношений родителей вынуждает его к формированию набора идентификаций, которые неодолимо влияют на его самоидентификацию. При усугублении сложности родительских отношений прогнозируется увеличение областей внутреннего конфликта А, эмоциональное отвержение отца в связи с необходимостью поддерживать мать.
Обработка результатов диагностического интервью и метода наблюдения показала:
Диагностическое интервью проводилось с 16:20 по 16:35.
Общее психологическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из детей выявлялись в процессе проведения исследования диагностического интервью и посредством метода наблюдения. Оба исследуемых контактны.
Метод наблюдения выявляет высокий уровень проявления невротических явлений у Б. Он пассивен к вступлению в контакт, отвечает на вопросы избирательно, ждёт одобрения и разрешения для вступления в беседу со стороны брата. Помимо того, проявляет навязчивую потребность в телесном контакте с братом, поддерживает телесный контакт с отцом. Отказался от возможности участия в исследовании отдельно от брата. Задания выполняет функционально, важна оценка не любого взрослого, а именно отца.
По результатам метода наблюдения проявлены особенности активности А: сложно начинает контакт, далее активен, открыт, быстро истощаем, легко отвлекается, стремится к одобрению со стороны взрослых. На телесный контакт с братом откликается, стремится его прекратить, стесняется, при настойчивости Б в контакте проявляет прямую агрессию; с отцом телесно дистанцируется.
Особенности телесных границ отражают специфику внутрисемейного взаимодействия.
Влияние на поведение, эмоциональное состояние и психику детей психологических особенностей матери и отца обусловлено нахождением детей на определённых этапах психосексуального развития. Б находится в парапубертатном периоде психосексуального развития, на котором происходит формирование полового самосознания. А находится в препубертатном периоде онтогенеза сексуальности, то есть у него происходит формирование полоролевого поведения. В связи с прохождением этих этапов психосексуального развития для обоих детей всё большее значение приобретают наблюдаемые ими стереотипы поведения матери и отца, а так же получаемый ими телесный опыт. В настоящее время наблюдается дезинтеграция психического развития и развития схемы тела.
Обработка результатов теста «Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак» показала следующее:
Проведение методики укладывалось в сроки 16:35 – 17:10.
Психологический климат в семье и его влияние на гармоничное развитие детей отражаются в специфике выполнения детьми методики.
Б отказался от участия в исследовании отдельно от брата. Инструкцию усвоил, проявлял внимание к стимульному материалу, не участвуя в формировании рассказа, демонстрировал сниженный объём внимания – быстро отвлекался. На уточняющие вопросы отвечал избирательно.
А составлял рассказ свободно, с небольшой задержкой по времени, рассказы среднего объёма описательного характера. На дополнительные вопросы отвечал свободно и открыто. Инструкцию усвоил верно, с первого раза.
Рассказы носят описательный характер, что свидетельствует об умении проявлять психологические защиты в виде избегания определенных сюжетных областей. Этот приём служит увеличению личностной дистанции между рассказом и описываемыми им событиями, которая понижает их конфликтность и делает возможным включение их в рассказы.
Ещё одна особенность, наблюдаемая во время проведения данной методики — это соотношение времени до начала рассказа (латентного) и общего времени рассказа. В целом истории имеют одинаковое латентное время с общим временем, что свидетельствует о понимании тематики этих картин, которые, однако, вызывают у испытуемого защитные реакции.
В общем толковании результатов субтестов, темы агрессии, напряжения, страхов вызывают защитные реакции по типу избегания. В сочетании с тенденцией тактики формального ухода от содержания истории, можно говорить о конфликтных сферах, каковыми для А является отношения с отцом, телесные отношения в совокупности их проявлений. Старается из сюжета рассказа удалить любую возможность агрессии, объясняя явные проявления агрессии таким образом, чтобы избавиться от любой агрессивной коннотации. Демонстрирует склонность к интеллектуализации и подавлению эмоций.
Рассматривая всю совокупность рассказов, следует отметить присутствие практически во всех сюжетах элементов быта, объясняя телесные отношения с позиции требований бытовой ситуации, а не в качестве эмоционально окрашенных элементов. Рассказы А отражают, скорее, фантазии о совместной деятельности с матерью, о совместном времяпрепровождении. Отец в рассказах фигурирует лишь как супруг матери.
Отношения с родителями у А являются областью глубинных конфликтов, в которых он видит свою необходимость становиться на сторону матери, поддерживать её, проявляя противоборствующую отцу роль. Подобные отношения сказываются на психическом развитии ребёнка неблагополучным образом, формируя в нём определённые полоролевые поведенческие стереотипы.
Обработка результатов проективной методики «Семья животных» показала следующее:
Время выполнения методики 17:10 – 17:30.
Психологические особенности отношения каждого из детей к матери и отцу проявлены в результатах анализа проективной методики «Семья животных».
Рисунок Б, его представление о семье, включает по степени значимости себя, отца, мать, А и няню.
Порядок заполнения свободного пространства: рисунок занимает нижнюю треть листа, в нижней трети листа заполнял пространство, начиная с середины в обе стороны постепенно.
Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал себя, папу, затем маму, брата, няню. Фигуры членов семьи примерно одного размера, фигура отца отличается более крупными размерами. Персонажи на рисунке дружелюбные.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: долго рисовал фигуру матери, не отвечая на вопрос, кто это.
Дополнительные элементы: подсмотрев в рисунок брата, Б дополнил рисунок симметрично расположенными кактусами и железной дорогой.
Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный.
Комментарии в процессе выполнения рисунка: «Посмотрим, как у А», «Что это, А, мы все у тебя в пустыне что ли?», «Я тоже нарисую кактус и железную дорогу», «А, покажи, как ты рисовал кактус».
Судя по рисунку, ребёнок ощущает себя посредником в отношениях между отцом и матерью, отдавая большее предпочтение отцу.
Рисунок А отражает его представления о семье, включает в себя фигуру матери, самого себя и фигуру Б.
Порядок заполнения свободного пространства: заполнялся от центра в обе стороны симметрично относительно левой и правой стороны.
Порядок проявления персонажей рисунка: первым нарисовал мать, затем себя и брата. Фигуры себя и брата одинакового размера, фигура матери в два раза крупнее. Персонажи на рисунке дружелюбные.
Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка: снижение интереса к выполнению задачи после изображения себя, новый виток активности при изображении элементов.
Дополнительные элементы: дополнил рисунок кактусом и железной дорогой.
Эмоциональный настрой ребенка: во время изображения того или иного персонажа кардинально не менялся, общий эмоциональный настрой был спокойный нейтральный. При рисовании железной дороги утомился, но продолжал. При этом для рисунка себя и кактуса использовал любимый зелёный цвет, а мать и брата изобразил синим.
Комментарии в процессе выполнения рисунка: «А я ещё и кактус нарисую», «Кактус нарисовал, не отрывая карандаш», «Видел фильм, на Западе была железная дорога, нарисую и её».
Оценка общей структуры рисунка и интерпретация данных:
На рисунке Б мы видим отсутствие контакта между членами семьи. Он сам находится между родителями. Рисунок стремится к гармонии, симметрии. На рисунке изображена самая большая фигура – это папа. Ему придает исключительный статус, он, по мнению Б, обладает наибольшей властью в семье. Предпочтение того или иного родителя Б показал расположив свою фигуру между фигурами матери и отца, тем самым показывая свое нежелание быть вдалеке, как от матери, так от отца. Б нарисовал всех членов своей семьи, он не испытывает чувство одиночества и изолированности. Наибольшую эмоциональную связь он ощущает с отцом, себя воспринимает посредником между родителями.
Даже после вопросов об отце, А не включает фигуру отца в рисунок, что является отражением напряжения отношений с отцом. Отношения с матерью проявлены, как дистанцированные. Дополнительные элементы отражают, в том числе, сопротивление, желание дополнительной поддержки в семейных отношениях, аккумулированную агрессию. Помимо того, общая структура рисунка позволяет предположить ощущение ребёнка, которого воспитывают по типу «ежовых рукавиц», т.е. со стороны матери ребёнок чувствует большее попустительство и формирование в нём акселерированных черт личности, взрослой позиции; со стороны отца А чувствует больший уровень критики к общему уровню психического развития. Таким образом, ребёнок отражает позицию матери, которая возлагает на него ответственность разделения её позиции, как на взрослого. Можно говорить о дихотомии в чувствах А: с одной стороны, ему, очевидно, нравится роль «взрослого», хотя соответствие этой роли увеличивает внутренний конфликт; с другой стороны, он испытывает нехватку поддержки от значимого взрослого, которым является мать, и, в качестве «взрослого» не претендует на поддержку.
На обоих рисунках члены семьи находятся на расстоянии друг от друга и не взаимодействуют.
Обработка результатов графического теста «Звёзды и волны» показала следующее:
Графический тест «Звёзды и волны»17:30 – 17:35.
Б осуществляет предметное решение задачи, изображая одну линию волн и две звезды. Структура рисунка неравномерна. Следование правилам отражается только в изображении волн. Я-презентация не является выраженной, скорее, слита с отцовской оценкой или с заместительной поддержкой брата. Внутреннее состояние демонстрирует формальное благополучие, желание быстрого завершения процедуры обследования. Так же находит отражение сниженный уровень ресурсов и интереса. Специфика ресурсного состояния связана со сниженным психофизиологическим тонусом на момент обследования. Контролирует своё эмоциональное состояние. В моментах заинтересованности проявляет логику суждений.
А подходит к формалистскому, декоративному решению в исполнении рисунка. Структура рисунка неравномерна, отклоняясь от правил интервалов между элементами, не соблюдается соразмерность элементов. В структуре рисунка проявлен интеллектуальный акцент в решении задачи с меньшей включенностью эмоциональной компоненты и экспрессивной окраски. А проявляет установку на демонстративную «взрослость» позиции, стремление к эффектности. Ребёнок проявляет собственный желания, старается выйти за рамки требуемого заданием, подчеркнув свою интеллектуальную развитость. Много психической энергии тратится А на создание собственных установок о правильности действий и на контроль их поддержания. Тенденция к интеллектуализации отражает дисгармонию психического состояния, конфликт между эмоциями и интеллектом. Более явно и открыто, чем Б, А проецирует на рисунок своё внутреннее состояние. При этом выступает на первый план ощущение самоценности, уверенности в своих умениях. Интеллектуальные особенности проявлены неравномерно, за счёт высокой ценности роли «взрослого» снижена критика к содержанию рисунка, становятся важны отдельные элементы, на восприятие целого не хватает ресурсов развития. В рисунке отражены переживания о неизвестности будущего, сложностей в его принятии. Эмоциональная жизнь автора рисунка выглядит заторможенность, сдерживаемой в данный момент, отражает внутриличностный конфликт: навязываемая матерью социокультурная роль не соответствует психическому развитию ребёнка, ограничения этой роли («взрослого») отцом увеличивает эмоциональную конфронтацию с А.
Оба ребёнка ощущают слабость почвы под ногами и размытость картины будущего, что демонстрирует активное влияние семейной ситуации на самоощущение детей и их чувство благополучия.
Обработка результатов методики «Неоконченные предложения» показала следующее:
Методика «Неоконченные предложения» 17:35 – 17:50,
А, отвечая на вопросы данной методики, давал нейтральные ответы. Инструкцию понял не с первого раза. Отвечал с большими паузами, что наряду с прочими причинами, обусловлено ярко выраженными признаками утомления. Нейтральные ответы свидетельствуют о формальном эмоциональном благополучии. В ответах стремится рассуждать, действовать интеллектуально обусловлено, склонен к проявлению социально желательной позиции.
Ответы выражают модальность отношений с отцом, как вербальные. Отношения с матерью отражают недостаточную реализацию желаний совместной деятельности.
Помимо этого отражена позиция избегания конфликтов в конкурентных отношениях, активность деятельности защитных механизмов.
Обработка результатов рисунок на произвольную тему показала следующее:
Рисунок на произвольную тему 17:50 – 18:10
Б для рисунка выбрал лист формата А4, в своём рисунке задействовал лист целиком, изобразил небо, солнце, дом, человека и цветок.
А использовал лист формата А3, на котором изобразил 4 светофора, в связи с тем, что данная тематика любима и предоставляет возможность использования в рисовании любимых цветов.