заключение психолога по результатам профориентации образец
Аналитическая справка по результатам психологической диагностики по профессиональной ориентации обучающихся 9-ых классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Справка о результатах профориентационного тестирования учащихся 9 А класса по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник».
Цель исследования: определение профессиональной и социальной направленности учащихся и составление рекомендаций по выбору ими профессиональных учебных заведений.
Методы исследования. Исследование проводилось с использованием тестовой методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова. Всего в тестировании 9А класса приняли участие 14 испытуемых. Таблица выборов сферы профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности( значение в баллах)
Человек – знак. система
Человек – худож. образ
1. Андриенко Ангелина Олеговна
2. Петров Петр Петрович
3.Трофимова Мария Ивановна
4.Марьянова Марианна Петровна
5.Иванова Виктория Николаевна
6. Давидов Давид Максимович
7.Тровилов Павел Иванович
8.Герасимова Ирина Максимовна
9.Максимов Максим Максимович
10.Исаков Иларион Иларионович
11.Сидоров Владимир Петрович
12.Кирова Марина Николаевна
13. Малышева Ольга Ивановна
14. Иванов Иван Иванович
Анализ результатов исследования представлен ниже.
Профессиональная сфера Человек – природа.
Ярко выражено : Петров Петр Петрович, Давидов Давид Максимович, Малышева Ольга Ивановна.
Средне выражено: Тровилов Павел Иванович, Сидоров Владимир Петрович.
Средне выражено: Марьянова Марианна Петровна, Герасимова Ирина Максимовна.
Профессиональная сфера Человек – знаковая система.
Ярко выражено : Андриенко Ангелина Олеговна,
Средне выражено: Малышева Ольга Ивановна.
Профессиональная сфера Человек – знаковая система.
Слабо выражено: Марьянова Марианна Петровна, Иванов Иван Иванович.
Профессиональная сфера Человек – художественный образ.
Средне выражено: Давидов Давид Максимович, Исаков Иларион Иларионович, Слабо выражено: Сидоров Владимир Петрович.
Профессиональная сфера Человек – человек.
Средне выражено: Иванова Виктория Николаевна, Сидоров Владимир Петрович Иванов Иван Иванович.
Слабо выражено : Трофимова Мария Ивановна.
У Марьяновой Марианны по данной методике не было выявлено никаких предпочтений. Ей была предложена другая методика Л.А. Йоваши, предназначенная для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. У Марианны выявлены предпочтительные сферы: сфера технических интересов, сфера работы с людьми.
Результаты исследования показали, что в 9-А классе наибольшее количество выборов получили профессии направленности
«человек-человек» —7 человек (57%), 1. Давидов Давид Максимович,
2. Герасимова Ирина Максимовна,
3. Максимов Максим Максимович
4. Малышева Ольга Ивановна.
5. Иванова Виктория Николаевна.
6. Сидоров Владимир Петрович,
7. Иванов Иван Иванович.
«человек-техника»-6 человек (43%), 1 Давидов Давид Максимович,
2. Трофимова Мария Ивановна,
3. Малышева Ольга Ивановна,
4 Иванов Иван Иванович,
5. Иванова Виктория Николаевна,
6. Максимов Максим Максимович
в сфере «человек-природа» 5 человек (36%) учащихся выраженную направленность к работе в этой сфере.
1. Петров Петр Петрович
2. Тровилов Павел Иванович
3. Малышева Ольга Ивановна
4. Герасимова Ирина Максимовна
5. Кирова Марина Николаевна.
Наименее выбираемыми оказались профессии в сферах: «человек-художественный образ» 3 человека(21%), 1. Тровилов Павел Иванович,
2. Исаков Иларион Иларионович,
3. Малышева Ольга Ивановна.
1. Андриенко Ангелина Олеговна
2. Малышева Ольга Ивановна
Сферы профессиональной деятельности
Заключение по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Кемаев Виталий Сергеевич
Образование: неполное среднее (учащийся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Для реалистичного типа личности характерны: активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности. Выбирает сферу деятельности, направленную на конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение. Ориентирован на профессии, связанные с техникой, сельским хозяйством, военным делом. Проявляет интерес к решению конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации. Конкретные профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.
Предпочитаемые сферы деятельности
Характерологические особенности
Представители данного типа характера обычно находятся в приподнятом настроении, оптимистически относятся к своему будущему, часто переоценивают свои возможности, имеют большое количество планов, широкие интересы, легко увлекаются новым и легко отвлекаются от ставшего уже привычным. Стремятся к активной деятельности и переменам. Испытывают стресс в ситуациях однообразия, ограничения свободы, принуждения, запретов. Реагируют на стресс вытеснением из сознания источников тревоги, игнорированием препятствий, стремлением не замечать затруднений и отрицательных сигналов, свидетельствующих о неблагополучии. Часто испытывают чувства радости. Могут восприниматься окружающими как веселые, разговорчивые, беззаботные и беспечные. Могут испытывать затруднения при систематичном, планомерном и последовательном поведении, направленном на достижение цели. Способны постоянно действовать, легко приспосабливается к быстро меняющимся условиям, поддерживать контакты с широким кругом людей. Рекомендуемые типы профессий «человек», «знаковая система. Нерекомендуемые типы профессий: «художественный образ» и «природа».
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Филлипова Юлия Сергеевна
Образование: неполное среднее (учащаяся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Социальный тип личности способен к сопереживанию, активности, зависимости от окружающих и общественного мнения, приспособлению, решению проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей и отличается гуманностью и умением общаться. Ориентирован на общение с людьми, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Характерно избегание интеллектуальных проблем. Профессиональной средой этого типа в основном являются: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Примеры конкретных профессий: Врач, педагог, психолог и т.п.
Предпочитаемые сферы деятельности
Сфера работы с людьми – человек-человек: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Степанов Николай Андреевич
Образование: неполное среднее (учащийся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Предприимчивый тип личности – выбирает проблемы и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм; если проблемы нет, то он ее создаст и затем будет успешно ее разрешать, то есть он, прежде всего, ориентирован на проблему. Он ориентирован на профессии, связанные с предпринимательской деятельностью: менеджеры, организаторы, управленцы, политики, ораторы. Обычно у них хорошие вербальные показатели, высокие показатели интеллекта. Характерно отсутствие склонности к научной деятельности, потому что его способ решения проблемы и любой задачи «пришел, увидел, победил», то есть он не любит долго раздумывать, сосредоточенно работать, концентрировать свое внимание на каком-то деле. Если задача требует длительной сосредоточенности, долгих раздумий, то она очень быстро перестает его интересовать. Для этого типа наиболее характерными являются стремление к лидерству, потребность в признании, импульсивность, предприимчивость, высокая активность, склонность к риску, авантюризм, поверхностные решения. Профессии, которые можно отнести к этому типу – руководитель, дипломат, менеджер, директор, брокер.
Предпочитаемые сферы деятельности
Сфера работы с людьми – человек-человек: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Четверткова Наталья
Образование: неполное среднее (учащаяся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Артистический тип личности отличается воображением и интуицией, эмоционально сложным взглядом на жизнь, независимостью, гибкостью и оригинальностью мышления, хорошими двигательными способностями и восприятием. Ориентирован на эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Профессиональной средой этого типа, в основном: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения. Примеры конкретных профессий: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
Предпочитаемые сферы деятельности
Представители данного типа характера отличаются неуверенностью в своих возможностях, колебаниями при выборе решения, сомнениями в его правильности, стремлением его перепроверять, опасениями по поводу возможных последствий. Стремятся к безопасности и защите, испытывают стресс в ситуациях угрозы, неопределенности, непредсказуемости и неупорядоченности, реагируют на стресс ориентацией поведения на избегание неудач, стремлением тщательно планировать свои действия, контролировать и корректировать их, склонностью держаться знакомых людей и привычных ситуаций, часто испытывают чувства беспокойства, тревоги, страха. Могут восприниматься окружающими как нерешительные, мнительные, аккуратные, предусмотрительные, осторожные. Могут испытывать затруднения при действиях в условиях недостатка времени или информации. Способны предварительно все обдумывать, прежде чем начать действовать; соблюдать порядок и точность, сдерживать свои чувства, выполнять однообразную деятельность. Рекомендуемые типы профессий: «знаковая система», «человек», «природа». Нерекомендуемые типы профессий «художественный образ».
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Готовко Сергей
Образование: неполное среднее (учащийся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Для реалистичного типа личности характерны: активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности. Выбирает сферу деятельности, направленную на конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение. Ориентирован на профессии, связанные с техникой, сельским хозяйством, военным делом. Проявляет интерес к решению конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации. Конкретные профессии: механик, электрик, инженер, автослесарь, шофер и т.д.
Предпочитаемые сферы деятельности
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
Образование: неполное среднее (учащаяся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Артистический тип личности отличается воображением и интуицией, эмоционально сложным взглядом на жизнь, независимостью, гибкостью и оригинальностью мышления, хорошими двигательными способностями и восприятием. Ориентирован на эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Профессиональной средой этого типа, в основном: изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения. Примеры конкретных профессий: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.
Предпочитаемые сферы деятельности
Сфера работы с людьми – человек-человек: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.
Нерекомендуемые типы профессий «знаковая система» и «природа».
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Амихмин Даниил Николаевич
Образование: неполное среднее (учащийся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Социальный тип личности способен к сопереживанию, активности, зависимости от окружающих и общественного мнения, приспособлению, решению проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей и отличается гуманностью и умением общаться. Ориентирован на общение с людьми, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Характерно избегание интеллектуальных проблем. Профессиональной средой этого типа в основном являются: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Примеры конкретных профессий: Врач, педагог, психолог и т.п.
Предпочитаемые сферы деятельности
Сфера работы с людьми – человек-человек: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.
Нерекомендуемые типы профессий «знаковая система» и «природа».
по результатам экспериментально-психологического исследования профориентации
ФИО: Черкашина Софья Андреевна
Образование: неполное среднее (учащаяся)
Оценивались ведущие тенденции структуры личности, их проявления в межперсональном общении и в способностях к различным типам профессий.
Оптимальная профессиональная среда
Социальный тип личности способен к сопереживанию, активности, зависимости от окружающих и общественного мнения, приспособлению, решению проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей и отличается гуманностью и умением общаться. Ориентирован на общение с людьми, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Характерно избегание интеллектуальных проблем. Профессиональной средой этого типа в основном являются: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Примеры конкретных профессий: Врач, педагог, психолог и т.п.
Предпочитаемые сферы деятельности
Сфера работы с людьми – человек-человек: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.
Аналитическая справка по результатам психологической диагностики по профессиональной ориентации обучающихся 9-ых классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования мэрии города Новосибирска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 41»
по результатам психологической диагностики по профессиональной ориентации обучающихся 9-ых классов
Выявление профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в выборе профессии.
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.
3. Сроки проведения:
с 18.11. 2019 г. по 23.11.2019 г.
4. Объект контроля (мониторинга):
Учащиеся 9 классов
5. Вид контроля (мониторинга):
6. Форма сбора информации:
Анкетирование, тестирование, наблюдение
Педагог-психолог Юдина Д.С.
8. Нормативные документы, регламентирующие работу с классными журналами:
Положение об оказании психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в МБОУ СОШ № 41
9. С целью изучения склонностей учащихся к различным типам профессий (в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова) и дальнейшей профориентации подростков была проведена психологическая диагностика. Основным методом диагностики для получения данных выбран метод тестирования, для которого характерен акцент на измерение (т. е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования учащихся проводилась в форме опроса в процессе стандартизации, которая, в свою очередь, подразумевает:
— точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);
— устные инструкции испытуемым;
— предварительный показ задания.
Из применяемых диагностик были выбраны следующие:
1. Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)
В обследовании принимало участие 97 учащихся 9-ых классов. Все испытуемые имели одинаковое задание.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
Краткое описание типов профессий
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Педагог-психолог _________________________ Д .С. Юдина
Пример заключения по психологическому исследованию профессиональной направленности личности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по психологическому исследованию
профессиональной направленности личности
_________________________, _________ г.р.
Исследование проводилось – ___________
Цель: исследование профессиональных склонностей.
Используемые методы: Дифференциально-диагностический опросник, методика изучения профессиональной направленности, «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина, Методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей», беседа.
___________(Имя) относится к «конвенциональному» типу. Ей нравится работа с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей. Она может быть связана с обработкой информации, с расчётами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Девушке хотелось бы избежать частого общения, необходимости управлять другими людьми и отвечать за их действия. Сильные стороны представителей конвенционального типа – спокойствие, терпеливость, желание и способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов.
___________(Имя) имеет склонность, выраженную на среднем уровне, к таким предметам труда, как «природа», «знаковые системы», «художественные образы».
Девушка больше склонна к исполнительскому труду, что подразумевает, что она будет действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям.
Для Юли характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Она стремится к контактам с людьми, может отстаивать своё мнение, однако потенциал её склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Таким образом, девушка более склонна к исполнительскому труду, в том числе, к работе со «знаковыми системами» (тексты, документы, различные базы данных и т.п.).
Анализ профориентационной и психодиагностической работы в 9-11 классах за 2014-2015 учебный год
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анализ профориентационной и психодиагностической работы в 9-11 классах за 2014-2015 учебный год
Анализ психодиагностического исследования в 9 классах
Дата исследования: октябрь – ноябрь 2014 г.
Испытуемые: учащиеся 9 классов
Приняло участие в исследовании: 41 чел.
Отсутствовало: 4 чел.
Психодиагностические методики: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова, опросник Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
определить профессиональные интересы и склонности обучающихся;
формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессии.
Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова
Данная методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. В зависимости от предмета труда, Климов все профессии подразделяет на 5 типов:
Результаты психодиагностического обследования по данной методике отражены в диаграмме:
Согласно полученным результатам, среди опрошенных обучающихся, большинство отдает предпочтение профессиям, связанным с работой с людьми (39 % опрошенных).
На втором месте по популярности у данной группы обучающихся профессии типа «Человек – художественный образ» (отдали предпочтение этому типу профессий 22% респондентов).
К профессиям типа «Человек-техника» выявлена склонность у 19 % обучающихся.
14 % опрошенных имеют склонность к профессиям, связанным с работой со знаковыми системами.
Наименее популярен в данной группе обучающихся тип профессий «Человек-природа» (6 % опрошенных отдали предпочтение этой группе профессий).
Классификация профессий Е.А.Климова и конкретные виды профессиональной деятельности
Обучащюимся, которые выбрали профессии типа «Человек-человек», рекомендуется заниматься следующими видами деятельности:
воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Обучащюиеся, относящие себя к типу «Человек – знаковая система» могут заниматься:
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Тем, кто отнес себя к типу «человек-техника» рекомендуется заниматься:
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Обучающимся группы профессий «Человек – художественный образ» следует заниматься:
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Результаты психодиагностического исследования по опроснику
Дж.Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
По результатам диагностики выявлялся профессиональный тип испытуемых:
На основании полученных данных построена диаграмма:
Таким образом, в результате обследования обучающихся были выявлены следующие профессиональные типы испытуемых:
у 38 % респондентов преобладает социальный профессиональный тип.
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.
интеллектуальный профессиональный тип ярко выражен у 27 % обучающихся.
Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.
Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.
такое же количество испытуемых (24 %) показали принадлежность к артистическому профессиональному типу.
у 21 % испытуемых ярко выражен предпринимательский профессиональный тип.
Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острых ощущений. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.
реже остальных в данной выборке встречается реалистический тип (19 % испытуемых)
Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип: социальный.
Следует отметить, что перечисленные профессиональные типы в чистом встречаются редко, обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Среди опрошенных испытуемых у 38 % выявлена принадлежность к двум и даже трем профессиональным типам.
Анализ психодиагностического исследования в 10 – х классах
Дата : ноябрь 2014 г.
Участники: обучающиеся 10-х классов.
Приняло участие в исследовании: 276 чел.
Отсутствовало: 22 чел.
Методики: методика определения основных мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков), опросник профессиональных склонностей (методика Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной)
Установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии испытуемыми.
Определить профессиональные склонности обучающихся.