закон азербайджанской республики о бухгалтерском учете
ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
29 июня 2004 года №716-IIГ
О бухгалтерском учете
(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 28.10.2008 г. №711-IIIГД, 12.02.2010 г. №952-IIIQD, 05.03.2010 г. №972-IIIQD, 01.05.2012 г. №350-IVQD, 29.05.2012 г. №370-IVQD, 11.12.2012 г. №499-IVQD, 29.05.2015 г. №1299-IVQD, 30.09.2016 г. №315-VQD, 30.09.2016 г. №319-VQD, 30.09.2016 г. №332-VQD, 01.02.2017 г. №511-VQD, 04.05.2018 г. №1140-VQD, 28.12.2018 г. №1411-VQD, 29.03.2019 г. №1552-VQD (вступ. в силу 26.05.2019 г.), 09.04.2019 г. №1563-VQD, 27.06.2019 г. №1622-VQD, 22.12.2020 г. №228-VIQD)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Назначение Закона
1.2. На территории Азербайджанской Республики все разработанные органами исполнительной власти в рамках их полномочий нормативно-правовые акты, связанные с бухгалтерским учетом, могут быть применены после согласования и утверждения соответствующим органом исполнительной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.
1.3. Настоящий Закон не распространяется на Алятскую свободную экономическую зону. Организация и ведение бухгалтерского учета, в том числе подготовка и представление финансовых отчетов в Алятской свободной экономической зоне регулируются в соответствии с требованиями Закона Азербайджанской Республики «Об Алятской свободной экономической зоне».
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Азербайджанской Республики от 04.05.2018 г. №1140-VQD, 28.12.2018 г. №1411-VQD)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
2.1. Понятия, использованные в настоящем Законе, выражают следующие значения:
2.1.1. Правила учета — правовые акты по ведению бухгалтерского учета в субъектах бухгалтерского учета, составлению документов бухгалтерского учета, а также по отражению в бухгалтерском учете отдельных финансово-хозяйственных операций.
2.1.3. Международные стандарты финансовой отчетности — Международные стандарты бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности, принятые специализирующейся в этой области международной организацией, и комментарии этой международной организации по этим стандартам.
2.1.4. Международные стандарты бухгалтерского учета для общественного сектора — международные стандарты, принятые специализирующейся в этой области международной организацией и предусмотренные для общественного сектора.
2.1.5. Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства — международные стандарты, принятые специализирующейся в этой области международной организацией и предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.1.6. Бухгалтерский учет — ведение аналитического и синтетического учета данных на основе первичных учетных документов по совершенным финансово-хозяйственным операциям в целях накопления, регистрации и обобщения данных об активах, обязательствах, капиталах, доходах и расходах субъектов бухгалтерского учета, а также в целях составления финансовых, налоговых и других отчетов.
2.1.7. Финансовые отчеты — отчеты, отражающие систематизированные данные о финансово-хозяйственной деятельности, а также о финансовом состоянии субъекта бухгалтерского учета.
2.1.10. Документ бухгалтерского учета — первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовые отчеты, а также документы, составленные для формирования учета.
2.1.11. Первичные учетные документы — подтверждающие документы на письменном или электронном носителях, подтверждающие указание руководителя субъекта бухгалтерского учета на проведение финансово-хозяйственных операций или предоставляющие право на свершение таких операций, а также служащие основанием для ведения бухгалтерского учета.
2.1.12. Регистры бухгалтерского учета — документы, предназначенные для накопления и систематизации в хронологическом порядке данных первичных учетных документов в целях отражения этих данных в бухгалтерском учете, финансовых, налоговых и других отчетах.
2.1.13. Аналитический учет — подробная регистрация и группирование активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в открытых по каждому из них аналитических учетных регистрах.
2.1.14. Аналитические учетные регистры — журналы, таблицы и карты, которые обеспечивают подробное изложение и группирование данных по каждому из активов, обязательств, капиталов, доходов и расходов.
2.1.15. Синтетический учет — систематизированное накопление данных по совершенным финансово-хозяйственным операциям на основе первичных учетных документов и аналитических учетных регистров, отражение и обобщение их в бухгалтерских учетных регистрах.
2.1.16. Субъекты микро, малого, среднего и крупного предпринимательства — субъекты предпринимательства, которые к концу отчетного периода признаются микро, малым, средним и крупным предпринимателем на основе критериев установленной соответствующим органом исполнительной власти классификации субъектов микро, малого, среднего и крупного предпринимательства.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
29 июня 2004 года №716-IIГ
О бухгалтерском учете
(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 28.10.2008 г. №711-IIIГД, 12.02.2010 г. №952-IIIQD, 05.03.2010 г. №972-IIIQD, 01.05.2012 г. №350-IVQD, 29.05.2012 г. №370-IVQD, 11.12.2012 г. №499-IVQD, 29.05.2015 г. №1299-IVQD, 30.09.2016 г. №315-VQD, 30.09.2016 г. №319-VQD, 30.09.2016 г. №332-VQD, 01.02.2017 г. №511-VQD, 04.05.2018 г. №1140-VQD, 28.12.2018 г. №1411-VQD, 29.03.2019 г. №1552-VQD (вступ. в силу 26.05.2019 г.), 09.04.2019 г. №1563-VQD, 27.06.2019 г. №1622-VQD, 22.12.2020 г. №228-VIQD)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Назначение Закона
1.2. На территории Азербайджанской Республики все разработанные органами исполнительной власти в рамках их полномочий нормативно-правовые акты, связанные с бухгалтерским учетом, могут быть применены после согласования и утверждения соответствующим органом исполнительной власти, за исключением случаев, предусмотренных законом.
1.3. Настоящий Закон не распространяется на Алятскую свободную экономическую зону. Организация и ведение бухгалтерского учета, в том числе подготовка и представление финансовых отчетов в Алятской свободной экономической зоне регулируются в соответствии с требованиями Закона Азербайджанской Республики «Об Алятской свободной экономической зоне».
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Азербайджанской Республики от 04.05.2018 г. №1140-VQD, 28.12.2018 г. №1411-VQD)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
2.1. Понятия, использованные в настоящем Законе, выражают следующие значения:
2.1.1. Правила учета — правовые акты по ведению бухгалтерского учета в субъектах бухгалтерского учета, составлению документов бухгалтерского учета, а также по отражению в бухгалтерском учете отдельных финансово-хозяйственных операций.
2.1.3. Международные стандарты финансовой отчетности — Международные стандарты бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности, принятые специализирующейся в этой области международной организацией, и комментарии этой международной организации по этим стандартам.
2.1.4. Международные стандарты бухгалтерского учета для общественного сектора — международные стандарты, принятые специализирующейся в этой области международной организацией и предусмотренные для общественного сектора.
2.1.5. Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства — международные стандарты, принятые специализирующейся в этой области международной организацией и предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.1.6. Бухгалтерский учет — ведение аналитического и синтетического учета данных на основе первичных учетных документов по совершенным финансово-хозяйственным операциям в целях накопления, регистрации и обобщения данных об активах, обязательствах, капиталах, доходах и расходах субъектов бухгалтерского учета, а также в целях составления финансовых, налоговых и других отчетов.
2.1.7. Финансовые отчеты — отчеты, отражающие систематизированные данные о финансово-хозяйственной деятельности, а также о финансовом состоянии субъекта бухгалтерского учета.
2.1.10. Документ бухгалтерского учета — первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовые отчеты, а также документы, составленные для формирования учета.
2.1.11. Первичные учетные документы — подтверждающие документы на письменном или электронном носителях, подтверждающие указание руководителя субъекта бухгалтерского учета на проведение финансово-хозяйственных операций или предоставляющие право на свершение таких операций, а также служащие основанием для ведения бухгалтерского учета.
2.1.12. Регистры бухгалтерского учета — документы, предназначенные для накопления и систематизации в хронологическом порядке данных первичных учетных документов в целях отражения этих данных в бухгалтерском учете, финансовых, налоговых и других отчетах.
2.1.13. Аналитический учет — подробная регистрация и группирование активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в открытых по каждому из них аналитических учетных регистрах.
2.1.14. Аналитические учетные регистры — журналы, таблицы и карты, которые обеспечивают подробное изложение и группирование данных по каждому из активов, обязательств, капиталов, доходов и расходов.
2.1.15. Синтетический учет — систематизированное накопление данных по совершенным финансово-хозяйственным операциям на основе первичных учетных документов и аналитических учетных регистров, отражение и обобщение их в бухгалтерских учетных регистрах.
2.1.16. Субъекты микро, малого, среднего и крупного предпринимательства — субъекты предпринимательства, которые к концу отчетного периода признаются микро, малым, средним и крупным предпринимателем на основе критериев установленной соответствующим органом исполнительной власти классификации субъектов микро, малого, среднего и крупного предпринимательства.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
О бухгалтерском учете
Закон Азербайджанской Республики
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Раздел I. Общие положения
Статья 2. Основные понятия
2.1. Следующие понятия используются в настоящем Законе в нижеуказанных значениях:
2.1.1. Правила учета – правила, устанавливающие формы первичных документов и учет-ных регистров для субъектов бухгалтерского учета, обязанных на основании настоящего Закона подготавливать финансовую отчетность в соответствии с Национальными стан-дартами бухгалтерского учета.
2.1.2. Группа – основное хозяйствующее общество (товарищество) и все его дочерние общества.
2.1.3. Международные стандарты финансовой отчетности – Международные стандарты бухгалтерского учета, разработанные, принятые либо утвержденные Советом по между-народным стандартам бухгалтерского учета, разъяснения Постоянного комитета по меж-дународным стандартам финансовой отчетности и интерпретациям, а также Междуна-родного комитета по интерпретациям финансовой отчетности.
2.1.4. Международные стандарты бухгалтерского учета для общественного сектора – стандарты бухгалтерского учета, разработанные, принятые либо утвержденные Коми-тетом по общественному сектору Международной федерации бухгалтеров.
2.1.5. Национальные стандарты бухгалтерского учета – стандарты бухгалтерского учета, утвержденные соответствующим органом исполнительной власти.
2.1.6. Интерпретации и рекомендации по применению Национальных стандартов бух-галтерского учета – методологические инструкции, разработанные и утвержденные со-ответствующим органом исполнительной власти с целью комментирования положений Национальных стандартов бухгалтерского учета.
2.1.7. Правила ведения учета в субъектах малого предпринимательства – специаль-ные правила, установленные соответствующим органом исполнительной власти для ве-дения бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства.
2.1.8. Сводная (консолидированная) финансовая отчетность – финансовая отчетность общества (товарищества) и его дочерних обществ, представленная как финансовая от-четность единого субъекта бухгалтерского учета
2.1.9. Общественно значимые структуры – кредитные организации, страховые компа-нии, инвестиционные фонды, негосударственные (частные) социальные фонды, юриди-ческие лица, ценные бумаги которых обращаются в фондовой бирже и коммерческие ор-ганизации, имеющие на дату составления финансовой отчетности показатели (годовой доход, среднее число работников в течение отчетного года и итоговая сумма баланса), два из которых превышают критерии, установленные соответствующим органом исполни-тельной власти.
2.2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, имеют значения, установленные Гражданским кодексом и другими действующими законодательными актами Азербай-джанской Республики.
Статья 3. Обязательность бухгалтерского учета
Ведение бухгалтерского учета в соответствии со стандартами бухгалтерского учета или правилами упрощенного учета, установленными настоящим Законом, обязательно для всех субъектов бухгалтерского учета.
Раздел II. Регулирование в сфере бухгалтерского учета
Статья 4. Государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета
4.1. Главная цель государственного регулирования бухгалтерского учета в Азербайджан-ской Республике заключается в обеспечении развития бухгалтерского учета в стране на основании международных стандартов, прозрачности финансовой отчетности путем раз-работки и применения международных стандартов финансовой отчетности для коммер-ческих организаций и на их основе Национальных стандартов бухгалтерского учета, а для некоммерческих организаций – Национальных стандартов бухгалтерского учета на осно-ве Международных стандартов бухгалтерского учета для общественного сектора.
4.2. Государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета осуществляется соот-ветствующим органом исполнительной власти.
4.3. Соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета:
4.3.1. организует перевод на Азербайджанский язык Международных стандартов финан-совой отчетности и Международных стандартов бухгалтерского учета для общественного сектора и утверждение Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, Международной федерацией бухгалтеров и иными соответствующими организациями этих переводов в качестве официальных текстов Международных стандартов финансо-вой отчетности и Международных стандартов бухгалтерского учета для общественного сектора на Азербайджанском языке;
4.3.2. разрабатывает и утверждает Национальные стандарты бухгалтерского учета, Ин-терпретации, Рекомендации и Правила учета по применению Национальных стандартов бухгалтерского учета;
4.3.3. дает разрешение на применение нормативных правовых актов и документов реко-мендательного характера, разработанных органами исполнительной власти и внебюд-жетными государственными фондами в пределах их полномочий;
4.3.4. сотрудничает с Советом по международным стандартам бухгалтерского учета и Комитетом по общественному сектору Международной федерации бухгалтеров с целью прослеживания изменений в Международных стандартах финансовой отчетности и Меж-дународных стандартах бухгалтерского учета для общественного сектора и своевремен-ного отражения этих изменений в Национальных стандартах бухгалтерского учета;
4.3.5. разрабатывает и утверждает правила ведения упрощенного учета в субъектах ма-лого предпринимательства;
4.3.6. сотрудничает с организациями профессиональных бухгалтеров с целью усовер-шенствования национальной системы бухгалтерского учета.
4.4. Правила бухгалтерского учета, форма, содержание и периодичность отчетов в кре-дитных организациях устанавливаются Национальным банком Азербайджанской Респуб-лики по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти, осуществ-ляющим государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета.
Статья 5. Консультативный совет по бухгалтерскому учету
5.1. В целях консультирования по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетно-сти соответствующего органа исполнительной власти, осуществляющего государствен-ное регулирование в сфере бухгалтерского учета, создается Консультативный совет по бухгалтерскому учету.
5.2. Соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере бухгалтерского учета, прежде чем принять решение по важным во-просам применения Международных стандартов финансовой отчетности и Международ-ных стандартов бухгалтерского учета для общественного сектора, разработки Нацио-нальных стандартов бухгалтерского учета и развития бухгалтерского учета в Азербай-джанской Республики, обязан посоветоваться с Консультативным советом по бухгалтер-скому учету.
5.3. Консультативный совет по бухгалтерскому учету должен состоять из представителей органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, учебных заведений и специалистов, представляющих бухгалтерскую профессию и обеспечивать участие в процессе разработки Национальных стандартов бухгалтерского учета органи-заций и лиц, заинтересованных в применении Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартах бухгалтерского учета для общественного секто-ра.
5.4. Все члены Консультативного совета по бухгалтерскому учету должны избираться среди лиц, имеющих основательные знания о Международных стандартах финансовой отчетности и Международных стандартов бухгалтерского учета для общественного сек-тора.
5.5. Должностные лица соответствующего органа исполнительной власти, осуществляю-щего государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, не могут включаться в состав Консультативного совета по бухгалтерскому учету в качестве председателя или члена.
5.6. Устав, председатель и члены Консультативного совета по бухгалтерскому учету ут-верждаются соответствующим органом исполнительной власти.
5.7. Финансирование деятельности Консультативного совета по бухгалтерскому учету обеспечивается за счет отчислений из бюджета соответствующего органа исполнитель-ной власти, осуществляющего государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета и иных источников, не запрещенных законодательством.
Раздел III. Стандарты бухгалтерского учета
Статья 6. Стандарты бухгалтерского учета, применяемые в Азербайджанской Рес-публике
6.0. В соответствии с настоящим Законом стандартами бухгалтерского учета, применяе-мыми в Азербайджанской Республике, являются:
6.0.1. Международные стандарты финансовой отчетности, принятые с целью полного ис-пользования субъектами бухгалтерского учета, указанными в статье 8.1 настоящего За-кона. Изменения в эти стандарты могут вноситься только Советом по международным стандартам бухгалтерского учета, и они вступают в силу после их официального утвер-ждения указанным Советом;
6.0.2. Национальные стандарты бухгалтерского учета для коммерческих организаций, принятые соответствующим органом исполнительной власти с целью использования субъектами бухгалтерского учета, указанными в статье 10.1 настоящего Закона. Указан-ные стандарты должны быть разработаны на основании Международных стандартов фи-нансовой отчетности и охватывать все вопросы, регулируемые Международными стан-дартами финансовой отчетности. Если какой-нибудь Международный стандарт финансо-вой отчетности полностью или какое-либо его положение не включается в состав Нацио-нальных стандартов бухгалтерского учета для коммерческих организаций, или перед их включением возникает необходимость внесения в них изменений, соответствующий орган исполнительной власти должен раскрыть в дополнениях к Национальным стандартам бухгалтерского учета причину не применения первоначальной формы Международных стандартов финансовой отчетности и любое различие между Международными стандар-тами финансовой отчетности и Национальными стандартами бухгалтерского учета для коммерческих организаций;
6.0.3. Национальные стандарты бухгалтерского учета для бюджетных организаций, при-нятые соответствующим органом исполнительной власти с целью использования субъек-тами бухгалтерского учета, указанными в статье 13.1 настоящего Закона. Указанные стандарты должны быть разработаны на основании Международных стандартов бухгал-терского учета для общественного сектора и охватывать все вопросы, регулируемые Ме-ждународными стандартами бухгалтерского учета для общественного сектора. Если ка-кой-нибудь Международный стандарт бухгалтерского учета для общественного сектора полностью или какое-либо его положение не включается в состав Национальных стан-дартов бухгалтерского учета для бюджетных организаций, или перед их включением воз-никает необходимость внесения в них изменений, соответствующий орган исполнитель-ной власти должен раскрыть в дополнениях к Национальным стандартам бухгалтерского учета причину неприменения первоначальной формы Международных стандартов бух-галтерского учета для общественных организаций и любое различие между Международ-ными стандартами бухгалтерского учета для общественных организаций и Националь-ными стандартами бухгалтерского учета для бюджетных организаций;
6.0.4. Национальные стандарты бухгалтерского учета для неправительственных органи-заций, принятые соответствующим органом исполнительной власти с целью использова-ния субъектами бухгалтерского учета, указанными в статье 13.2 настоящего Закона.
Статья 7. Разработка и принятие Национальных стандартов бухгалтерского учета
7.1. По рекомендации Консультативного совета по бухгалтерскому учету соответствую-щий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, организует публикацию первичного проекта нового Нацио-нального стандарта бухгалтерского учета или поправок к действующему Национальному стандарту бухгалтерского учета и получение в течение 60 дней от всех заинтересованных сторон заключений по данному проекту.
7.2. Соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, по результатам рассмотрения заключений, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Закона, принимает решение о принятии пред-ложенного первичного проекта. Если соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, утвер-ждает новые Национальные стандарты бухгалтерского учета или поправки к действую-щим Национальным стандартам бухгалтерского учета в том виде, в каком они были опуб-ликованы в первичном проекте, то он устанавливает дату вступления в силу указанных стандартов или поправок.
7.3. Если соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государст-венное регулирование в сфере бухгалтерского учета, принимает решение о внесении из-менений в первичный проект, то он подготавливает и утверждает измененный проект но-вых Национальных стандартов бухгалтерского учета или поправок к действующим На-циональным стандартам бухгалтерского учета, устанавливает дату вступления в силу указанных стандартов или поправок.
7.4. При утверждении предложенного первичного проекта с изменениями или без измене-ний соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, учитывает соответствие указанных первич-ных проектов к Международным стандартам финансовой отчетности или Международным стандартам бухгалтерского учета для общественного сектора и рекомендации Консульта-тивного совета по бухгалтерскому учету. Если принимаемые Национальные стандарты бухгалтерского учета или поправки к Национальным стандартам бухгалтерского учета от-личаются от Международных стандартов финансовой отчетности, Международных стан-дартов бухгалтерского учета для общественного сектора или рекомендаций Консульта-тивного совета по бухгалтерскому учету, то соответствующий орган исполнительной вла-сти, осуществляющий государственное регулирование в сфере бухгалтерского учета, обязан указать эти отличия в дополнении к решению о принятии Национальных стандар-тов бухгалтерского учета или поправок к Национальным стандартам бухгалтерского учета и раскрыть их причину.
7.5. Правила разработки и принятия Национальных стандартов бухгалтерского учета ут-верждаются соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим госу-дарственное регулирование в сфере бухгалтерского учета.
Раздел IV. Финансовая отчетность коммерческих организаций
Статья 8. Составление финансовой отчетности общественно значимых структур
8.1. Все общественно значимые структуры составляют финансовую отчетность, требуе-мую на основании настоящего Закона, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
8.2. Любая общественно значимая структура, имеющая одну или несколько дочерних об-ществ, помимо финансовой отчетности, составленной ею как финансовая отчетность юридического лица, обязана составлять сводную (консолидированную) финансовую от-четность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
8.3. Общественно значимые структуры вправе не составлять сводную (консолидирован-ную) финансовую отчетность при одновременном выполнении нижеуказанных четырех условий:
8.3.1. структура является дочерним обществом и все ее собственники (участники, акцио-неры), включая собственников, не имеющих право голоса, единогласно решили не пред-ставлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность;
8.3.2. ценные бумаги структуры свободно не продаются;
8.3.3. структура не выпустила ценные бумаги на свободный рынок;
8.3.4. основное общество, которому структура непосредственно или в конечном итоге подчиняется, публикует сводную (консолидированную) финансовую отчетность в соот-ветствии с Международными стандартами финансовой отчетности согласно требованиям статьи 12 настоящего Закона.
Статья 9. Составление финансовой отчетности субъектов малого предпринима-тельства
9.0. Субъекты малого предпринимательства:
9.0.1. обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с правилами ведения упрощенного учета в субъектах малого предпринимательства; или
9.0.2. могут, по своему выбору, составлять финансовую отчетность в соответствии с На-циональными стандартами бухгалтерского учета для коммерческих организаций.
Статья 10. Составление финансовой отчетности коммерческих организаций, за ис-ключением общественно значимых структур и субъектов малого предпринима-тельства
10.1. Коммерческие организации, за исключением общественно значимых структур и субъектов малого предпринимательства:
10.1.1. обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета для коммерческих организаций; или
10.1.2. могут, по своему выбору, составлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
10.2. Коммерческие организации, за исключением общественно значимых структур и субъектов малого предпринимательства, имеющие одну или несколько дочерних об-ществ, обязаны составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность в со-ответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, если на дату со-ставления финансовой отчетности группа имеет показатели (годовой доход, среднее чис-ло работников в течение отчетного года и итоговая сумма баланса), два из которых пре-вышают критерии, установленные соответствующим органом исполнительной власти.
10.3. Если коммерческие организации, за исключением общественно значимых структур и субъектов малого предпринимательства, имеющие одну или несколько дочерних об-ществ, не обязаны составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности на основании ста-тьи 10.2 настоящего Закона, то составляют эти отчеты в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета для коммерческих организаций.
10.4. Коммерческие организации, за исключением общественно значимых структур и субъектов малого предпринимательства, имеющие одну или несколько дочерних об-ществ, вправе не составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность при одновременном выполнении нижеуказанных четырех условий:
10.4.1. структура является дочерним обществом и все ее собственники (участники, акцио-неры), включая собственников, не имеющих право голоса, единогласно решили не пред-ставлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность;
10.4.2. ценные бумаги структуры свободно не продаются;
10.4.3. структура не выпустила ценные бумаги на свободный рынок;
10.4.4. основное общество, которому структура непосредственно или в конечном итоге подчиняется, публикует сводную (консолидированную) финансовую отчетность в соот-ветствии с Международными стандартами финансовой отчетности согласно требованиям статьи 12 настоящего Закона.
Статья 11. Отчетный период для финансовой отчетности коммерческих организа-ций
11.0. Для годовой финансовой отчетности коммерческих организаций устанавливаются следующие отчетные периоды:
11.0.1. для субъектов бухгалтерского учета, образованных в течение года до 1 октября, первым отчетным периодом является период с даты их государственной регистрации в соответствии с законодательством по 31 декабря включительно;
11.0.2. для новых субъектов бухгалтерского учета, созданных после 1 октября первым от-четным периодом является период с даты их государственной регистрации в соответст-вии с законодательством по 31 декабря следующего года включительно;
11.0.3. для других субъектов бухгалтерского учета отчетным периодом является период с 1 января по 31 декабря включительно.
Раздел V. Финансовая отчетность некоммерческих организаций
Статья 13. Составление финансовой отчетности некоммерческих организаций
13.1. Муниципальные органы, бюджетные организации и внебюджетные государственные фонды составляют финансовую отчетность, требуемую на основании настоящего Закона, в соответствии с Национальными стандартами бухгалтерского учета.
13.2. Неправительственные организации составляют финансовую отчетность, требуемую на основании настоящего Закона, в соответствии с Национальными стандартами бухгал-терского учета для неправительственных организаций.
Статья 14. Отчетный период, порядок представления и опубликования финансовой отчетности некоммерческих организаций
14.1. Отчетный период, порядок представления и опубликования финансовой отчетности бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов устанавливается со-ответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим государственное ре-гулирование в сфере бухгалтерского учета.
14.2. Отчетный период, порядок представления и опубликования финансовой отчетности муниципальных органов устанавливается муниципалитетом.
14.3. Финансовая отчетность, представленная бюджетными организациями и внебюджет-ными государственными фондами, не заменяет финансовую отчетность, требуемую на основании Закона Азербайджанской Республики “О бюджетной системе”, законов Азер-байджанской Республики о ежегодном государственном бюджете и иных нормативных правовых актов, относящихся к бюджетной системе, а прилагается к ним.
14.4. Отчетный период для неправительственных организаций устанавливается в соот-ветствии со статьей 11 настоящего Закона.
14.5. Неправительственные организации публикуют свою годовую финансовую отчет-ность в соответствии с требованиями статьи 12 настоящего Закона.
Раздел VI. Заключительные положения
Статья 15. Сохранение тайны бухгалтерской информации
15.1. Содержание первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных учетных документов является коммерческой тайной в соответствии с законодательством.
15.2. Государственные органы вправе в случаях и порядке, установленном законодатель-ством, ознакомиться со всеми документами, используемыми в бухгалтерском учете.
15.3. Аудитор, привлеченный субъектом бухгалтерского учета к аудиторской проверке, вправе в порядке, установленном законодательством, ознакомиться со всеми бухгалтер-скими документами.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете
Лица, виновные в нарушении законодательства о подготовке, представлении субъектом бухгалтерского учета финансовой отчетности и сводной (консолидированной) финансо-вой отчетности, хранении учетных документов, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 17. Сроки исполнения
17.0. Субъекты бухгалтерского учета обязаны исполнить для всех отчетных периодов требования статей 8, 9, 10 и 13 не позднее следующих дат:
17.0.1. все субъекты бухгалтерского учета, указанные в статьях 8 и 10 настоящего Закона – с 1 января 2008 года;
17.0.2. все субъекты бухгалтерского учета, указанные в статье 9 настоящего Закона – с 1 января 2006 года;
17.0.3. все субъекты бухгалтерского учета, указанные в статье 13 настоящего Закона – с 1 января 2009 года.
Статья 18. Переходные положения
18.1. До вступления в силу Национальных стандартов бухгалтерского учета и правил уче-та, установленных настоящим Законом, действующие нормативные правовые акты, свя-занные с бухгалтерским учетом, остаются силе.
18.2. Если после вступления в силу Национальных стандартов бухгалтерского учета, ус-тановленных настоящим Законом, возникнут противоречия между действующими норма-тивными правовыми актами о бухгалтерском учете и Национальными стандартами бух-галтерского учета и правилами учета, применяются Национальные стандарты бухгалтер-ского учета и правила учета.
18.3. До полного вступления в силу Национальных стандартов бухгалтерского учета сроки поэтапного применения Национальных стандартов бухгалтерского учета устанавливают-ся соответствующим органом исполнительной власти.
18.4. Перечень общественно значимых структур, обязанных до 1 января 2008 года вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность по Международным стандар-там финансовой отчетности, устанавливается соответствующим органом исполнительной власти в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона и при необхо-димости в указанный перечень вносятся дополнения и изменения.
Статья 19. Вступление в силу Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
Президент Азербайджанской Республики
ИЛЬГАМ АЛИЕВ
г. Баку, 29 июня 2004 г.
№ 716-IIQ