законодательные акты которыми регламентируется деятельность прокуратуры
Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
Статьей 3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, данным Законом и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ.
Конституция РФ в п. «о» ст. 71 относит прокуратуру к исключительному ведению России, что, по сути, исключает возможность регулирования вопросов организации и деятельности прокурорской системы на региональном и тем более местном уровнях. В силу п. «е.1» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора РФ, а также вносит в эту палату Парламента предложение об освобождении Генпрокурора РФ от должности. В свою очередь, согласно п. «з» ст. 102 Конституции РФ, Совет Федерации на основании внесенных главой государства представлений назначает на должность либо освобождает от нее Генпрокурора РФ. Наконец, ст. 129 Конституции РФ определено что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом, который в свою очередь наделяет её конституционно-правовым статусом, определяет как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Данная норма также воспроизводит названный выше порядок назначения на должность и освобождения от нее Генпрокурора РФ, устанавливает особый (сопряженный с согласованием региональными властями) порядок назначения на должность прокуроров субъектов РФ, закрепляет положения о назначении на должность иных прокуроров, а также предопределяет закрепление полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ на уровне федерального закона.
В Договоре между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных 2002 г. центральным органом, представляющим российскую сторону, прямо названа Генпрокуратура РФ.
Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» при введении чрезвычайного положения на территории нескольких субъектов РФ Генпрокурором РФ может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Закон о прокуратуре содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев, определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, перечисляет функции прокуратуры, закрепляет полномочия прокуроров различных уровней прокурорской системы по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора, их предмет и полномочия прокуроров по осуществления конкретного вида деятельности, уделяется внимание характеристике иных функций и направлений деятельности. Закон регулирует вопросы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, особенности материального обеспечения и социальных гарантий прокурорских работников.
Процессуальное положение прокурора закрепляют такие законодательные акты, как УПК, ГПК, АПК, КоАП. Отдельные законы предусматривают особенности осуществления надзора, наделяя прокурора специфическими полномочиями. Характерными примерами являются федеральные законы от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В ряде законодательных актов прямо говорится об осуществлении надзора за их исполнением органами прокуратуры. В их числе федеральные законы от 10.06.2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
Постановления КС РФ вносят отдельные коррективы в вопросах применения положений законодательства о прокуратуре. Среди наиболее значимых из них следует назвать Постановления от 01.12.1999 N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела», от 11.04.2000 N 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» и ряд других.
Постановления и распоряжения Правительства РФ регулируют отдельные вопросы, касающиеся социального и материального обеспечения органов прокуратуры и прокурорских работников, т.е. имеют вспомогательный характер и в буквальном смысле не относятся к правовым основам деятельности прокуратуры.
Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре (п. 1 ст. 17) Генпрокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры России и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Регулируемые данными актами вопросы охватывают все важнейшие аспекты организационной деятельности системы прокуратуры. В комплексе с организационными вопросами Генпрокурору РФ предоставлено право определять порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Приказы Генпрокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве таковых могут выступать: общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры; вопросы организации работы по надзору за исполнением законов; вопросы организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, органами дознания и органами предварительного следствия; вопросы организации надзора за исполнением законов на транспорте и др. Приказами Генпрокурора РФ разграничиваются сферы ведения территориальных и специализированных прокуратур, решаются другие организационно-правовые вопросы. Указания, как правило, регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, о ВЭД и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской практики или результатов конкретных проверок. Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. Посредством распоряжений регламентируется статус структурных подразделений аппарата Генпрокуратуры РФ, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов, вещественных доказательств и др.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 18 апреля, 3 августа, 11, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 1 октября, 16, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 31 июля, 27 октября, 9 ноября, 30 декабря 2020 г., 11 июня, 1 июля 2021 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
17 января 1992 года.
В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 265-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 540-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.
Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.
Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 288-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 506-ФЗ
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.
Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 238-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 68-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.
Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.
Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г
Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.
Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Какой закон регламентирует деятельность прокуратуры?
Деятельность органов прокуратуры регулируется в первую очередь положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст. 21 указанного предметом прокурорского надзора является в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Правила ст. 23–25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают в случае подтверждения наличия тех или иных нарушений законов в деятельности проверяемого лица вынесение по итогам прокурорской проверки акта прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона.
Прямого указания на необходимость составления какого-либо акта в случае, если в результате прокурорской проверки нарушения законов не выявлены, нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не содержат.
Между тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указал, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации. Отсутствие в названной федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой некоммерческой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору – вопреки целям осуществления прокурорского надзора – использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении некоммерческой организации неопределенно длительный срок.
В связи с этим упомянутые положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» были признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации.
Указанное постановление Конституционного Суда РФ было принято по жалобам некоммерческих организаций, и в нем говорится о необходимости составления такого акта по итогам проверки некоммерческой организации. Однако представляется, что тот же подход должен применяться и в отношении прочих лиц (нет оснований полагать, что соответствующие гарантии, которыми при проведении прокурорской проверки должна располагать некоммерческая организация, не должны предоставляться коммерческой организации или иному лицу).
После принятия вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ Генеральной прокуратурой РФ был принят приказ от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Прика).
Приказ упоминает в числе лиц, проверки которых им регламентируются, не только некоммерческие организации, но и все иные органы и организации, подлежащие прокурорскому надзору, из чего можно сделать вывод, что его требования распространяются на прокурорские проверки любых лиц.
Тот же вывод содержится, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2016 по делу № А23-4656/2015, в котором указано, что положения данного Приказа носят универсальный характер и распространяются в отношении проверок как некоммерческих, так и коммерческих организаций.
В соответствии с п. 1.2 Приказа после завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) предоставляется право ознакомления с актом проверки.
Несмотря на то что в данном положении Приказа не говорится прямо о том, что такой акт должен быть составлен и предоставлен представителю проверяемого лица в том числе и в случае, если какие-либо нарушения проверкой не выявлены, тем не менее, такой вывод следует из постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.201. № 2-П, для исполнения которого данный приказ был принят.
Таким образом, если в ходе прокурорской проверки в деятельности проверяемого лица были выявлены те или иные нарушения законов, они должны быть отражены в соответствующем акте прокурорского реагирования. Если нарушения в ходе проверки не выявлены, то в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2015 № 265 также должен быть составлен акт, содержащий констатацию отсутствия в деятельности проверяемого лица нарушений законов.