законодательные акты как исторический источник
1.2. Законодательные источники
1.2. Законодательные источники
Одна из важнейших функций государства – право формулировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучение политической истории невозможно без изучения документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, действующих в государстве и регулирующих отдельные сферы социальных отношений. Политико-юридическая система, которую представляет собой законодательство, – наиболее общая форма социального контроля поведения человека. Личные связи индивида (прежде всего его отношения в семье) регулировались не светским законодательством, а нормами канонического права. Б?льшая же часть повседневных отношений средневекового человека с окружающими определялась нормами обычного права, попросту говоря, традицией. Она слабо рефлексировалась и, как правило, не находила отражения в памятниках письменного права, поскольку не нуждалась в утверждении законодательной властью. Подобная фиксация – в виде исключения – возможна в основном в тех случаях, когда обычай приходил в противоречие с новыми отношениями, формирующимися в обществе, и нуждался в корректировке. Нормы обычного права могли рассматриваться в качестве источника письменных правовых норм, которые были призваны регулировать либо отношения между новыми, прежде не существовавшими социальными группами, либо новые связи, в которые не вступали члены традиционного общества.
С официальным законодательством древнерусский человек сталкивался нечасто. Видимо, с этим связана размытость в древности понятия о законодательном памятнике: все ранние законы передаются в окружении текстов, не имеющих собственно юридического характера.
Роль традиции, обычного права в Древней Руси, судя по всему, была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. Роль, эквивалентную римскому праву, на Руси сыграли христианские правовые нормы. К сожалению, история канонического права и его место в социальной жизни Древней Руси изучены пока недостаточно. Пробудившийся в последние десятилетия интерес к истории повседневности заставляет внимательнее отнестись к памятникам канонического и церковного права на Руси.
Каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные стандарты поведения и поступков. Из этого следует, что, пока действует закон, соблюдение зафиксированных в нем норм не стало общим правилом. В то же время законы несколько запаздывают относительно причин, породивших необходимость формулирования новых правил отношений людей между собой, а также между членами данного сообщества и государством. Кроме того, по крайней мере до середины XVII в. на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся. Одной из важнейших причин такого положения дел было отсутствие со стороны государства возможности контролировать выполнение закона не только на местах, но и в столице, поскольку не было соответствующих структур аппарата власти. Все это задает определенную специфику в изучении законодательных источников и использовании в историческом построении информации, полученной из них.
Определенные сложности в изучении ранних законодательных источников составляет разделение их на отдельные статьи. При этом учитываются киноварные заголовки, инициалы (или пропуски для них), грамматическая структура фраз. От того, насколько верно проведено такое членение текста, во многом зависит понимание как отдельных правовых норм, так и общего смысла законодательного источника.
Не менее сложной оказывается проблема определения того, как работали (и работали ли вообще) та или иная правовая норма и законодательство в целом. В ее решении большую помощь оказывает сравнение правовых норм с данными актового источниковедения и нарративных источников. Желательно также привлекать для решения этого вопроса записки иностранцев, часто обращавших внимание на особенности судопроизводства в России.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Законодательные полномочия церкви
Законодательные полномочия церкви Объясняя так происхождение Ярославова устава, я имею в виду отношение русской церкви к государству, установившееся в первую пору христианской жизни Руси. Обращаясь к церкви за содействием в установлении общественного порядка на
Законодательные ограничения
Законодательные ограничения Изложенной схемы местнического счета, думаю, достаточно, чтобы понять, как местничество осложняло должностные назначения. Особенно в распорядке мест полковых воевод дьякам Разрядного приказа трудно было составить подбор лиц, который
Законодательные акты
Законодательные акты Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). 1 изд. (1796 г.). № 17700. 30 декабря.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 10. (1835). № 8015. 1 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 17. (1842). № 15503. 13 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 34. (1859). № 3 4888 // Штат Двора Его Императорского Высочества Государя наследника
Законодательные акты
Законодательные акты Полное собрание законов российской империи (ПСЗРИ). 1 изд. (1796 г.). № 17700. 30 декабря.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 10. (1835). № 8015. 1 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 17. (1842). № 15503. 13 апреля.ПСЗРИ. 2-е изд. Т. 34. (1859). № 34888 / Штат Двора Его Императорского Высочества Государя наследника
Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба
Интегрирование объединенных провинций. Основные законодательные меры. Идейная борьба Одной из наиболее важных проблем, которая стояла перед румынскими властями на протяжении всего межвоенного периода, была необходимость достижения законодательного и
№27 Инструкция о порядке разработки и представления в высшие законодательные органы СССР документов НКВМ и порядке проведения распоряжений по НКВМ, требующих объявления в приказах РВС СССР и циркулярах НКВМ
№27 Инструкция о порядке разработки и представления в высшие законодательные органы СССР документов НКВМ и порядке проведения распоряжений по НКВМ, требующих объявления в приказах РВС СССР и циркулярах НКВМ 7 мая 1924 г.**О порядке внесения в высшие законодательные
Глава 19. Законодательные основы спецслужб
Глава 19. Законодательные основы спецслужб Первые законодательные основы спецслужб России были официально зафиксированы в 1649 году в Соборном уложении царя Алексея Михайловича.В 1658 году царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой добродушный характер, был
Глава 5. Законодательные основы военной разведки на Руси
Глава 5. Законодательные основы военной разведки на Руси Первые законодательные основы военной разведки России были официально зафиксированы в 1649 году в Соборном уложении царя Алексея Михайловича.В 1658 году царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим за свой
1. Законодательные
1. Законодательные 1.1. Полный свод законов Российской империи. – Изд. 4. СПб., 1904. – Т. 1—16.1.2. Свод военных постановлений 1869 г. – Изд. 2. СПб., 1893. – Кн. 1.1.3. Законодательные акты переходного времени 1904—1908 гг. – Изд. 3. СПб.,
Законодательные функции королевской власти
Законодательные функции королевской власти Характер законодательства и права. Законодательная власть, как впрочем и вся политическая власть в период феодальной раздробленности, не являлась функцией одной только монархии. Законодательствовали в той или иной мере все
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального Закона «О полиции»
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 4-ФЗПринят Государственной Думой 28 января 2011 годаОдобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 годаСтатья 1Внести в
Законодательные акты
Законодательные акты Более поздняя московская жизнь складывалась согласно с «Обязательными постановлениями московского градоначальства», издававшимися на основании «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».Интересны
Законодательные акты как исторический источник
§ документы, отражающие волю (интересы) господствующего класса.
§ вид источника, объединяющий нормативные документы, санкционированные верхушкой.
Виды законодательных актов:
1. Указы
2. Уставы
3. Уложения
4. Судебники и др.
Законодательные акты изучают:
1. Социально-экономические
2. Политические
3. Правовые отношения
Классификация законодательных актов: (по источнику происхождения)
1. Публичноправовые
2. Частноправовые
Периодизация законодательных актов:
1. Древнерусские: нормы обычного права постепенно заменяются нормами государственного права, часто возникавшими на основе судебного решения, принятого по конкретному делу, и впоследствии сводившимися в общие законодательные установления.
2. Феодальная раздробленность: законодательные акты с более ограниченными функциями.
3. Централизация Российского государства: кодификация норм русского права.
Для первого периода характерно использование в повседневных отношениях норм обычного права (традиции). Эти нормы не нуждались в санкции (утверждения законодательной властью). Фиксация норм возникала только при: изменении отношений в традиционном обществе, складывание отношений с новыми социальными группами.
Особая роль традиции. Не было рецепции римского права. На Руси его заменила Библия.
Каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные «стандарты» поведения и поступков.
. до середины 17 века на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся (не было возможности контролировать исполнение эти законов).
Законодательные акты Руси вызывают сложность изучения из-за разбиения текста на статьи (основа такого разделения: киноварные заголовки, инициалы, грамматическая структура фраз). От того насколько точно разделено членение текста законодательного акта на заголовки зависит его понимание.
«Русская правда» как исторический источник.
Старейшим законодательным актом Древней Руси является Русская Правда. Об исключительном значении этого памятника свидетельствует более 100 его списков XIII—XVIII вв., дошедших до нашего времени. По своему содержанию они делятся на три редакции:
Краткая Русская Правда сохранилась в двух основных списках XV в. — Академическом и Археографическом — в Новгородской I летописи младшего извода. Существует еще 11 списков Краткой редакции XVIII— XIX вв., восходящих к Академическому списку. Краткая редакция Русской Правды была помещена в Новгородской I летописи под 1016 г., после сообщения о победе новгородского князя Ярослава Мудрого над великим киевским князем Святополком Окаянным. По сообщению летописи, Ярослав после одержанной победы щедро наградил своих воинов «и отпусти их всех домов и дав им Правду и Устав списав, тако рекши им: «По сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть правда русская». Однако датировка Краткой Русской Правды 1016 годом (Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин) вызвала возражения. В записи упоминаются сыновья Ярослава, при которых уже после смерти Ярослава была составлена одна из частей Краткой Правды. Возможно, что слова о пожаловании Ярославом новгородцам Правды и Устава и текст Правды были внесены в летопись позднее. Древний пергаменный Синодальный список Новгородской I летописи (старшего извода) не имеет ни записи о грамоте Ярослава 1016 г., ни текста Русской Правды. В Софийской летописи (XV в.) есть два известия о Ярославовых грамотах. Первое — под 1019 г. — сходно с известием 1016 г. Новгородской I летописи младшего извода, второе относится к 1035 г. и также сообщает о грамоте Ярослава новгородцам. Если допустить, что под грамотой понимается Русская Правда, то датой возникновения Краткой редакции может считаться 1036 год. По своему составу Краткая Правда делится на четыре части:
2. Правда (Устав) Ярославичей,
К Правде Ярослава относят первые 17 статей. В самих списках нумерации статей нет. Она дана исследователями. При этом учитывались некоторые сигнальные моменты:
§ логическое завершение мысли,
§ существование определенных норм права,
Правда Ярослава идет до слов: «Правда уставлена руськой земли, егда ся съвокоупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячно, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин, Микула». Разрыв этот в тексте выделяется не только тем, что указывает на какую-то новую часть Правды, но и разбором терминологических особенностей первых 17 и последующих статей.
В Правде Ярослава предполагается существование двух слоев: древнего и более позднего. Еще В. Н. Татищев и Л. К. Гетц считали возможным отнести Правду Ярослава ко времени до крещения Руси. Однако сравнение юридических норм Правды Ярослава с договорами Руси с Греками свидетельствует о том, что правовые нормы Правды Ярослава более позднего происхождения. В частности, в Правде право кровной мести сосуществует с заменой ее выкупом, договоры признают только кровную месть. И все же некоторые особенности первых статей позволяют говорить об их возникновении на основе более раннего памятника, что приводит к выделению этой части в так называемую Древнейшую Правду.
Обращение к Повести временных лет помогает установить более точно встречу братьев Ярославичей. В 1072 г. они «совокупишася» под Киевом, в Вышгороде, для перенесения мощей Бориса и Глеба в связи с их канонизацией. Слово «совокупишася» в памятниках того времени означало съезд. Хотя съезд был формально посвящен торжественно-религиозному моменту и нет упоминания о выработке нового законодательства, логично предположить, что именно тогда Ярославичи обсудили ту часть норм древнерусского права, которая вошла в Краткую Правду. Выяснение причин, которые могли вызвать появление Правды Ярославичей, подтверждает эту мысль. «Можно думать, — отмечал М. Н. Тихомиров, — что Правда Ярославичей возникла в непосредственной связи с восстаниями в Киевском государстве 1068—1071 гг. Правда Ярославичей устанавливает особенно высокие ставки за убийства княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси». Материалы для датировки Правды Ярославичей можно получить и при анализе имен, упомянутых вместе с Ярославичами на съезде.
Особое место в Краткой Правде занимают Покон вирный и урок мостникам. Первый представляет собой устав для вирников — сборников пошлин в пользу князя. Некоторые исследователи видят в его заключительных словах «то та оурок Ярославль» подтверждение того, что Покон вирный возник при Ярославе. Устав мостникам большинство исследователей рассматривают как правила для мостовщиков, строителей и ремонтников деревянных мостовых. Другое толкование этого устава подразумевает мосты на реках-
Нет одинакового решения вопроса о времени и месте составления Краткой Правды в целом как единого памятника. Ряд исследователей считают Краткую Правду памятником конца XI в. (М. Д. Приселков, С. В. Юшков), другие (М. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин) относят ее сложение ко времени новгородских событий 1136 г. Местом возникновения Краткой Правды указывают Киев и Новгород.
Пространная Правда дошла до нашего времени более чем в 100 списках. Она больше Краткой по объему и составу. Во всех древнейших списках Пространная Правда разделена киноварными заглавиями на две части—«Суд Ярославль Володимиричь. Правда Русъская» и «Устав Володимерь Всеволодича». На первый взгляд это дает основание рассматривать обе части как особые памятники. Однако изучение их приводит к выводу, что они возникли одновременно.
Источники Пространной Правды
§ Краткая, некоторые статьи которой дословно или в значительно переработанном виде вошли в обе ее части.
§ Устав Владимира Мономаха. Причем к уставу во второй части можно отнести только статьи о резах (процентах) и закупах. На это указывает начало текста в ряде списков: «. а се уставил Володимер Всеволодович». Этот заголовок относится к статьям о резах. Время возникновения устава определяется по сообщению, в котором говорится, что Владимир после смерти Святополка «созва дружину свою на Берестовем: Ратибора Киевьского тысячьского, Прокопью Белогородьско-то тысячьского, Станислава Переславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича Олгова мужа, и уставили. ». Видимо, это совещание состоялось накануне въезда Владимира в Киев (после восстания 1113 г., направленного прежде всего против ростовщичества). Этим по мнению Б. Д. Грекова объясняется появление устава о резах.
§ Очень сложным представляется вопрос о возможном третьем источнике Пространной Правды. По мнению М. Н. Тихомирова, им мог быть протограф Совращенной Правды. Вывод М. Н. Тихомирова о возникновении Сокращенной Правды во второй половине XII в. и существовании ее протографа основывается на том, что следы этого протографа имеются в Сокращенной и Пространной Правде. Некоторые исследователи предполагают позднее возникновение Сокращенной Правды, тем более что два сохранившихся списка относятся к XVII в. Так, С. В. Юшков относил возникновение ее к первой половине XV в., когда новые правовые потребности Московского княжества вынудили изъять из текста Пространной редакции статьи, потерявшие практическое значение.
Русская Правда отражает изменения правовых норм и освещает ряд вопросов социальной, экономической, политической жизни
XI—XV вв. При этом Древнейшая Правда в сведениях по истории Древней Руси первой половины XI в. не дает широкой дифференциации русского общества в целом и феодального класса в частности. Правда Ярославичей с дополнительными статьями к ней отмечает эти изменения для второй половины XI в. Пространная Правда содержит сведения о хозяйстве, категориях феодально зависимых людей (холопов, закупов, смердов), о системе юридического оформления этой зависимости, углублении социальной, классовой дифференциации, отражает классовую борьбу, политические события, вводит нас в атмосферу быта феодальной городской верхушки и купечества, свидетельствует об оживленной торговой деятельности и т. д.
Источниковедческое изучение редакции и списков Русской Правды позволяет проследить процесс оформления этого законодательного памятника как свода постановлений и судебных обычаев, которым пользовались в различных русских землях.
С установлением феодальной раздробленности тексты Русской Правды (Пространной редакции) подвергаются переработке в соответствии с конкретными потребностями. Русская Правда дополнялась многочисленными руководствами для церковных и гражданских судей, что привело к широкому распространению списков Русской Правды в составе Кормчих и Мерил Праведных.
Почти все древнейшие списки Пространной Правды северного происхождения. Не случайно с наибольшей силой ее влияние прослеживается в юридических памятниках Новгородской, Псковской земель, Владимиро-Суздальского княжества. Русская Правда оказала воздействие и на развитие правовой мысли в тех южных и западных землях Руси, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и Польского государства.
Законодательные акты как исторические источники, их общая характеристика и методика работы с ними.
Законодательные акты – это вид исторических источников, сходящий от верховной власти и имеющий высшую юридическую силу в пределах определенной территории, государства. Их отличие от других источников состоит в достоверности и точности во всех вопросах, касающихся развития государства (в экономике, политике, социальной сфере).
Все акты принято делить на две основные группы: публично-правовые (правительственного происхождения), и частноправовые (заключенные между частными лицами). Развитие законодательных актов в 11-17 вв. можно рассматривать по трем периодам:
1.Охватывает время существования Древнерусского государства, когда нормы обычного права и традиции постепенно заменяются нормами государственного права, часто возникавшими на основе судебного решения, принятого по конкретному делу, и впоследствии сводившимися в общие законодательные установления.
2.Связан с феодальной раздробленностью. Ему присущи законодательные акты с более ограниченными функциями.
3.Характерен кодификацией норм русского права в условиях складывающегося и развивающегося Российского государства.
При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные «стандарты» поведения и поступков, это не общее правило. Кроме того, нельзя забывать, что до сер XVII в. на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся. Государство не имело возможности контролировать выполнение законов из-за недостаточной развитости своего аппарата.
Методика работы заключается в изучении деятельности государственных институтов, выяснении того, кому принадлежало право законодательной инициативы, изучении механизма обсуждения, принятия и утверждения закона, его обнародования и т. д.
Примеры: Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, Нелозерская уставная грамота 1488 г. (предшественница судебника 1497г.).
Краткая Правда состоит из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.
Наиболее ранней является «Правда Ярослава», составление которой связано с именем Ярослава Мудрого (980-1054). Ее текст был составлен не ранее 1016. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дал им Правду…» (Новгородская I летопись).
«Правда Ярослава» включает в себя 17 статей и оговаривает ограничение кровной мести, замену ее в большинстве случаев денежным штрафом (вирой).
В Краткую Правду были включены также Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).
Таким образом, Краткая Правда состоит из 43 статей.
Составные части Пространной Правды часто относят к концу XI-XII в., поскольку она была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда, связанная с именем Владимира Мономаха (1113-1125), состоит из двух частей, условно обозначенных как «Суд Ярослава Владимировича» (ст.1-52) и «Устав Владимира Мономаха» (ст.53-121). Она развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством Владимира Мономаха. В ней 121 статья.
Т. о, отдельные части каждой редакции возникали неодновременно, а в связи с какими то историческими событиями.
В советское время принято было говорить о РП как о едином источнике, имевшем три редакции. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных источников, связанных между собой и имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь.
12. Законодательные памятники XIV–XVII вв. Общая характеристика. Наиболее полным и разносторонним кодексом русского права является Псковская Судная грамота. Этот свод законов был составлен на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Грамота состоит из 120 статей, 108 из которых были приняты в 1467 г., а остальные были дописаны позже по решению веча.
Псковская судная грамота сохранилась в двух независимых друг от друга списках XVI в. – Воронцовском, включающем весь текст грамоты, и Синодальном, содержащем только последние двенадцать статей.
Происхождение грамоты до сих пор вызывает споры. По одной из наиболее аргументированных гипотез Ю.Г Алексеева, первая редакция грамоты, которая была составлена в 1397 г. (дата сохранилась в тексте заголовка), представляла собой свод псковских пошлин, дополненный выписками из наиболее древнего законодательного памятника Пскова – грамоты Ал-ра Невского.
Несмотря на, казалось бы, сугубо местный характер, «для русской городской и сельской общины» Псковская Судная грамота играет роль основного кодекса права. В этом ее главное значение как исторического источника. В отличие от Русской Правды, сконцентрированной на юридических и социально-политических проблемах княжеского и боярского хозяйства, Псковская Судная грамота дает представление о мире городских и сельских обывателей, о социально-экономическом развитии русского города.
Псковская судная грамота строго охраняла права частной собственности, в особенности феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле. Много статей грамоты посвящено торгово-ремесленным отношениям (купля-продажа, залог, дарение, заём, ссуда, имуществ, и личный наём и т.д.).
Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. – это свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.
Долгое время текст Судебника был известен историкам лишь в выдержках, которые привел в своих записках (1549) Сигизмунд Герберштейн. Только в 1817 г. был обнаружен единственный список Судебника.
Судебник 1497 г. был создан в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын.
Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства. Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта.
Точно установлено, что источниками для первого Судебника послужили Русская Правда (к ней восходят 25 из 68 статей), Псковская судная грамота (с ней связаны 9 статей Судебника) и уставные грамоты (10 статей). Также исследователи Судебника высказывали предположение, что в его основе могли лежать также особые великокняжеские «наказы», направлявшиеся на места при решении важных судебных вопросов, а также какие-то сборники процессуального права, которыми руководствовались в своих действиях представители власти на местах.
По составу Судебник принято делить на 4 части:
1) постановления о центральном суде (ст. 1-36);
2) постановления о местном суде (ст.37-45);
3) постановления по материальному гражданскому и уголовному праву (ст.46-66);
4) дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68).
Судебник 1497 г. на протяжении почти всего XV в. являлся памятником действующего права. В последующие годы он постоянно дорабатывался и дополнялся.
Одним из таких дополнений является Судебник 1550 г. (в подлиннике он не сохранился). Его текст был принят при участии Боярской думы в июне 1550 г. Появление нового Судебника (или, как считает С.В. Юшков, новой редакции старого, великокняжеского) объяснялось, во-первых, изменением официального статуса государя, венчанного на царство и одновременно принявшего на себя, как можно считать, некоторые дополнительные сакральные функции. Вместе с тем требовали разрешения новые социальные противоречия, которые, накопившись, привели к городским восстаниям середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана Грозного серьезное внимание уделило составлению нового Судебника.
Судебник был принят на первом на Руси Земском соборе 1549 г. при участии Боярской думы. В 1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит сто статей.
В статьях нового Судебника получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в государстве. Так, ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование. Судебником вводились приказы. Однако перестройка центральных ведомств и учреждений, подчиненных им на местах, только начиналась.
В целях укрепления социальной базы центральной власти расширились права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, ограничивалось, право перехода крестьян, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами.
Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в разнообразных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях. В числе подобных указов были постановления сначала о временном, а затем и полном запрете крестьянского перехода в Юрьев день (с 1581 г.), что стало важной вехой па пути окончательного закрепощения крестьян.
Одним из важнейших законодательных источников XVII в., который относится к завершающему этапу становления Российского государства, является Соборное Уложение 1649 г. Обстоятельства, этапы и детали его появления известны по многочисленным русским и зарубежным источникам.
Оригинал Соборного Уложения представляет столбец длинной 309 м. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте – подписи участников Собора (патриарха, двух митрополитов, пяти архимандритов, игумена, благовещенского протопопа, 15 бояр, 10 окольничих, казначея, думного дворянина, печатника, думного дьяка, пяти московских дворян, и городовых, трех гостей, 12 выборных от московских слобод, 89 представителей посадов, 15 стрельцов: всего 315 подписей). Существовали печатные экземпляры Уложения, около 1 200 книг. Число сохранившихся экземпляров этого издания неизвестно.
Источниками Соборного Уложения было как русское, так и зарубежное законодательство.
— Судебник 1497 года и Судебник 1550 года.
От предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. В кратком введении излагаются мотивы и история составления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, тематически выделяются своеобразными заголовками «О богохульниках и церковных мятежниках» (гл. 1), «О государской чести и как его государское здоровье оберегать» (гл. 2), «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги» (гл. 5), «О проезжих грамотах в иные государства» (гл.6), «О службе всяких ратных людей Московского государства» (гл. 7), «О мытах и о перевозах, и о мостах» (гл. 9), «О суде» (гл. 10); «О посадских людях» (гл. 19), «Суд о холопах» (гл. 20), «О разбойных и о татиных делах» (гл. 21), «О стрельцах» (гл. 23), «Указ о корчмах» (гл. 25). Это позволяло составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения дела до исполнения судебного решения. Такая структура серьезно затрудняет анализ Уложения, поскольку почти каждый предмет изучения разбросан по нескольким главам.
Соборное Уложение дает важную информацию по социально-экономической и политической истории России XVII в. В Уложении отразился переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, была зафиксирована роль церкви в государстве; определены понятия государственного суверенитета, безопасности, подданства, военного долга, государственных политических преступлений; разработаны вопросы материального и процессуального права и судопроизводства.
В первые века своего существования христианство нередко сталкивалось с трудно разрешаемыми вопросами веры. Чтобы ответить на них, созывались соборы из епископов. Обсудив вопрос и объяснив его в соответствии со Священным писанием, они выносили постановления, обязательные для всех христиан. Такие решения постепенно и образовали норму, канон, регулирующий церковную жизнь и устанавливающий правила управления и дисциплину церкви. Канон в церковном праве подобен закону в светском и имеет такое же обязательное значение.
Т. о, под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви).
14.Разновидности законодательных источников XVIII в. В XVIII в. существовало достаточно большое разнообразие законодательных актов. Разновидность законодательного акта, по мнению Б.М. Кочакова, зависела от порядка его прохождения.
В историографии проблема анализа разновидностей законодательных актов не решена, в частности из-за того, что их очень много. Но можно выделить наиболее существенные разновидности законодательных актов, сложившиеся в XVIII в.:
— Манифесты — законодательные акты, провозглашавшие вступление на престол нового императора, сообщавшие о рождениях, браках и кончинах лиц императорской фамилии, а также о наиболее существенных реформах (Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1702 г., Манифест об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 г.). Манифесты издавались при объявлении войны, заключении мира и при стихийных бедствиях (например, во время эпидемии чумы).
15.Законодательство XIX – нач. XX вв. Проблема кодификации законов. Основные государственные законы. Увеличение количества законодательных актов обусловливало необходимость кодификации. Попытки кодификации предпринимались еще в 18 в., но деятельность 9 комиссий по кодификации законодательства была неудачной. В 1801 г. была создана 10-я комиссия во главе с Заводоевским. В 1803 г. эта комиссия передаётся по руководство Министерства юстиции, в её состав входит Сперанский. В 1810 г. комиссия передаётся в состав Госсовета. 1813 – 1816 гг. – Сперанский был в ссылке.1 января 1826 г. Сперанский отправляет письмо Николаю I с предложением продолжить работу над кодификацией. В 1826 г. создаётся II Отделение, которое и занялось этим. Все доклады о работе царю делает сам Сперанский.Работа делится на 3 части:
1. Составление полного собрания законов – собрание важнейших законодательных актов с 1649 по 1825 гг.; все эти законы размещались в хронологическом порядке.
2. Свод законов – свод действующего законодательства.
3. Уложение законов – переработка законодательства на основе общих принципов.
Николай I одобрил 1 и 2 часть, но 3 запретил.
Результатом первой части работы стало «Полное собрание законов Российской Империи», оно было издано в 1830 г. Оно состояло из 51 тома + 6 томов – комментарии.
В дореволюционной России было 3 издания ПСЗ:
3-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно до 1916 и охватывало период с 1 марта 1881 до конца 1913 — время правления Александра III и Николая II. Состояло из 33 тт. (по 2 «отделения» в каждом томе) и включало более 40 тыс. законодательных актов. Не имело общих указателей (кроме хронологического и алфавитно-предметного указателей во 2-м «отделении» каждого тома).
Издание ПСЗ прекратилось с падением самодержавия, однако большинство помещенных в них актов действовало вплоть до Октябрьской революции 1917.
В XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплотились в создании Свода законов Российской империи. Свод был издан в результате деятельности II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1832 г. и вступал в действие с 1 января 1835 г. В Свод вошли действующие законодательные нормы, систематизированные тематически (в отличие от хронологической систематизации Полного собрания законов). Хронологически они охватывали период от начала XVIII в. до 1 января 1832 г.
Структура Свода законов была определена М.М. Сперанским. Свод включал 8 главных отделов, распределенных по 15 томам:
— Основные государственные законы (Т. 1.4. 1).
— Учреждения: а) центральные (Т. I. Ч. 2); б) местные (Т. П.); в) уставы о службе государственной (Т. III).
— Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях (Т. ГУ); б) уставы о податях и пошлинах (Т. V); в) Устав таможенный (Т. VI); г) уставы монетный, горный и о соли (Т. VII); д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (Т. VIII).
— Законы о состояниях (Т. IX).
— Законы гражданские и межевые (Т. X).
— Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности (Т. XI); б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (Т. XII).
— Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (Т. XIII); б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (Т. XIV).
— Законы уголовные (Т. XV. Кн. 1) и уголовно-процессуальные (Т. XV. Кн. 2).
Свод законов не рассматриваться как кодекс, поскольку он не снимал действия предшествующего законодательства. В манифесте от 31 января 1833 г., объявлявшем об издании Свода законов, говорилось: «Свод законов ничего не изменяет в силе и действии их, но приводит их только в единообразие и порядок. ».
Свод был издан в 1832 г. Первоначально предполагалось издавать Свод законов каждые 10 лет. Второе издание вышло в 1842 г., а третье только в 1857 г. Это было последнее единовременное издание Свода, впоследствии он издавался отдельными уставами.