законодательство еаэс в сфере защиты прав интеллектуальной собственности
Законодательство еаэс в сфере защиты прав интеллектуальной собственности
ТК ЕАЭС Статья 384. Общие положения о мерах по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемых таможенными органами
1. Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные статьей 124 настоящего Кодекса, при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру уничтожения, а также специальную таможенную процедуру с учетом пункта 2 настоящей статьи.
2. На основании обращений государств-членов Комиссия вправе определять случаи и порядок принятия мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении отдельных категорий товаров, к которым применяется специальная таможенная процедура.
3. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не принимаются таможенными органами при помещении под таможенные процедуры перемещаемых через таможенную границу Союза товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, иными организациями или их представительствами, расположенными на таможенной территории Союза.
4. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не исключают право правообладателя применять любые другие средства защиты в соответствии с законодательством государств-членов и международными договорами государств-членов с третьей стороной.
5. Таможенные органы государства-члена принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенными органами такого государства-члена.
6. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих такие объекты интеллектуальной собственности, как наименования мест происхождения товаров, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, принимаются в соответствии с порядком, определяемым Комиссией.
7. В соответствии с законодательством государств-членов может быть установлено, что таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в указанные таможенные реестры.
Часто задаваемые вопросы в сфере интеллектуальной собственности
В целях совершенствования нормативной правовой базы Евразийского экономического союза в сфере интеллектуальной собственности Евразийская экономическая комиссия на постоянной основе осуществляет мониторинг изменений в международном праве, национальном законодательстве государств-членов Евразийского экономического союза в указанной сфере. Евразийская экономическая комиссия также направляет усилия на адекватное, всестороннее исследование возможных негативных тенденций, касающихся оборота интеллектуальной собственности, в целях выработки совместно с государствами-членами Евразийского экономического союза мер по их преодолению.
Евразийская экономическая комиссия осуществляет постоянное взаимодействие с уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза, а также международное сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности, в том числе с международными организациями, представительствами третьих государств в целях обмена опытом и открытой информацией для применения в нормотворческой деятельности.
27 декабря 2016 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Евразийской патентной организацией.
На территории Евразийского экономического союза закреплен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это определено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Свобода перемещения товаров в рамках Евразийского экономического союза предполагает, что на территориях государств-членов должен действовать единый принцип исчерпания права.
Вопрос целесообразности изменения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак и возможность легализации «параллельного импорта» обсуждаются достаточно давно.
В июне 2014 года Советом Евразийской экономической комиссии создана Рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, которую возглавил Министр, Член Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Муратович Сулейменов.
На основе выводов Рабочей группы, рассмотревшей различные варианты развития ситуации, 13 апреля 2016 года Евразийским межправительственным советом принято распоряжение о подготовке проекта Протокола дополняющего Договор о союзе нормами, предоставляющими полномочия Евразийскому межправительственному совету устанавливать в отношении отдельных видов товаров исключения из применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак.
В целях предотвращения ввоза контрафактных товаров целесообразно зарегистрировать товарный знак в национальных таможенных реестрах объектов интеллектуальной собственности.
8 сентября 2015 года в Гродно правительствами государств-членов Евразийского экономического союза подписан Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, направленный на координацию действий уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности.
В целях унификации управления авторскими и смежными правами на коллективной основе Евразийской экономической комиссией совместно с государствами-членами Евразийского экономического союза подготовлен проект Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Проектом Соглашения предусматривается единое регулирование в отношении коллективного управления, в части установления предельного размера и правового режима удержаний соответствующими организациями (ОКУП) из собранного вознаграждения, подотчетности и публичной отчетности ОКУП, обязательного аудита механизма сбора, распределения и выплаты правообладателям вознаграждения.
Также проектом Соглашения предусматривается установление в национальном законодательстве ответственности за невыплату вознаграждения за использование пользователями или ОКУП объектов авторских и (или) смежных прав и их использование без согласия правообладателя и иных нарушений требований и обязательств.
Товарном знаку предоставляется правовая охрана на территории отдельно взятого государства на основании государственной регистрации в национальном патентом ведомстве.
Например, товарному знаку может быть предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации путем государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок действия исключительного права на изобретения составляет не менее 20 лет, для полезных моделей и промышленных образцов – не менее 5 лет.
В соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза срок действия исключительного права на изобретения составляет 20 лет.
Справка о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза
ЕАЭС создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства (функционировали с 2010 г. и с 2012 г. соответственно), правовая база которых легла в основу права Союза. Кроме того, одновременно с Договором о ЕАЭС 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Основные цели ЕАЭС – создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики (статья 4 Договора о ЕАЭС).
Акты органов ЕАЭС и международные договоры ЕАЭС составляют право Союза. На сегодняшний день вопросы интеллектуальной собственности (ИС) регулируются в следующих международных договорах:
В Договоре о ЕАЭС определен перечень международных договоров, служащих нормативной базой для сотрудничества в сфере ИС (статья 90), и предусмотрены положения, касающиеся объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний и наименований мест происхождения товаров, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Договор о ЕАЭС также предусматривает принятие ряда дополнительных международных договоров по отдельным аспектам ИС.
2. Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Гродно, 8 сентября 2015 г.) регламентирует сотрудничество правоохранительных органов государств-членов ЕАЭС в области защиты прав на объекты ИС путем гармонизации и совершенствования национального законодательства, обмена информацией и опытом, проведения совместных мероприятий и т.д.
3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.), заменивший Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.), разработан на основе последнего с учетом требований ЕАЭС. Им регулируется, в частности, приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты ИС (статья 124). Таможенным мерам по защите прав на объекты ИС посвящена глава 52, в которую, помимо прочего, инкорпорированы положения Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), доработанные в целях обеспечения надлежащего функционирования обозначенного реестра (ЕТРОИС).
4. Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (Москва, 11 декабря 2017 г.) устанавливает на территориях государств-членов ЕАЭС соответствующий порядок в случаях, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке правообладателями затруднено или когда законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.
Роспатент в пределах компетенции взаимодействует с ЕЭК и уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации по обеспечению функционирования и развития ЕАЭС, формированию его нормативно-правовой базы в сфере ИС.
Решением Коллегии ЕЭК от 25 сентября 2012 г. № 172 создан Консультативный комитет по интеллектуальной собственности (далее – Консультативный комитет). Согласно Положению о Консультативном комитете, утвержденному решением Коллегии ЕЭК от 3 ноября 2015 г. № 143, он является консультативным органом ЕЭК по выработке предложений для Коллегии ЕЭК по вопросам охраны и защиты прав на объекты ИС на территории ЕАЭС. Задачи Консультативного комитета включают в себя подготовку рекомендаций для ЕЭК, проведение консультаций, подготовку предложений по взаимодействию уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС. Распоряжением Коллегии ЕЭК от 20 октября 2015 г. № 119 в состав Комитета включен руководитель Роспатента Г.П. Ивлиев.
На текущем этапе повестка евразийской интеграции в сфере ИС включает в себя следующие направления работы:
1. Создание системы регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС.
Данная инициатива предусмотрена Договором о ЕАЭС и призвана обеспечить охрану прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров на всей таможенной территории ЕАЭС на основании заявки, поданной в любое из национальных патентных ведомств. Соответствующая система создается на основании отдельного международного договора в рамках Союза.
2. Развитие механизма исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза.
На территориях государств-членов ЕАЭС не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза его использование в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия. По инициативе заинтересованных органов ведется работа по совершенствованию механизма применения указанного принципа исчерпания права на товарный знак.
3. Регулирование вопросов интеллектуальной собственности в торговых соглашениях ЕАЭС.
В соответствии со сложившейся практикой торговые соглашения, заключаемые ЕАЭС и его государствами-членами с третьими странами, включают в себя главу по интеллектуальной собственности. Специалисты Роспатента принимают активное участие в заседаниях тематических подгрупп в ходе раундов торговых переговоров, а также в межсессионных консультациях.
4. Реализация общих процессов в сфере интеллектуальной собственности в рамках создания в ЕАЭС механизма «Единого окна».
Большое значение для развития информационного взаимодействия государств – членов ЕАЭС имеют общие процессы – операции и процедуры, установленные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Повестка интеграции в сфере интеллектуальной собственности также предполагает реализацию нескольких общих процессов.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета 6 декабря 2018 г. принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. На основании Декларации разрабатываются Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и перечень мер по их реализации. Направления сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, предусмотренные в согласованном перечне мер, станут основой для следующего этапа интеграции в данной области.
Статья 89. Общие положения
1. Государства-члены осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на них в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.
Сотрудничество государств-членов осуществляется для решения следующих основных задач:
гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
2. Сотрудничество государств-членов осуществляется по следующим основным направлениям:
1) поддержка научного и инновационного развития;
2) совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;
3) предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;
4) введение системы регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Евразийского экономического союза и наименований мест происхождения товаров Евразийского экономического союза;
5) обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет;
6) обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;
7) осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.
3. В целях обеспечения эффективной охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности проводятся консультации государств-членов, организуемые Комиссией.
По результатам консультаций разрабатываются предложения по решению выявленных в ходе сотрудничества государств-членов проблемных вопросов.
Законодательство еаэс в сфере защиты прав интеллектуальной собственности
ТК ЕАЭС Статья 387. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами
1. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, а также сроков действия документов, прилагаемых к заявлению, но не может составлять более 2 лет со дня включения в такой реестр.
2. Срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, продлевается на основании заявления правообладателя или лица, представляющего интересы правообладателя (нескольких правообладателей), неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года, при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящей главой.
3. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при включении объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
4. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами не может превышать срок действия исключительного права правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.
Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами, устанавливаемый при включении в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов, не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в том государстве-члене, в котором этот срок истекает раньше.