законодательство и иные нормативно правовые акты регулирующие деятельность строительных организаций
Законодательство и иные нормативно правовые акты регулирующие деятельность строительных организаций
Нормативно-правовые документы в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общими целями и задачами по обеспечению безопасности, повышению эффективности и качества строительства и применяемых на обязательной и добровольной основе при проектировании, изыскании, строительстве, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений. Система нормативных актов в строительстве формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере архитектуры, строительства и градостроительной деятельности — Минстрой России.
Гражданский кодекс Российской Федераци
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 « О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)»
Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и Порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения (РД-11-02-2006)»
Нормативные правовые и правовые акты
Государственный строительный надзор
Перечень нормативных правовых актов, на основании и в соответствии с которыми Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, а также строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также в соответствии с которыми оказывает государственные услуги по внесению сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций
— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
— Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
— Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекс Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов»;
— приказ Минэкономразвития России от 14.10.2020 № 678 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций» (зарегистрировано Минюстом России 16.11.2020 № 60928);
— Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25.07.2013 № 325 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2014, регистрационный № 31219);
— Административный регламент Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по внесению сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 31.03.2016 № 132 (зарегистрирован Минюстом России 15.06.2016 № 42529);
— Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 21.07.2015 № 281 (зарегистрирован минюстом России 17.08.2015 № 38556);
— приказ Ростехнадзора от 28.11.2016 № 498 «О признании утратившими силу приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и от 29 января 2014 г. № 35 «О внесении изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2011 г. № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2016, регистрационный № 44838).
Нормативно-правовая деятельность
В функциях Минстроя России нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде. Кроме того, ведомство разрабатывает нормативно-правовые акты в сфере ценообразования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, участвует в разработке и согласовании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.
Все нормативно-правовые акты, разрабатываемые с участием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вы можете найти в разделе документы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2015 г. по делу № АКПИ15-885 пункты 7.3, 24, 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 58/403 признаны частично недействующими со дня их принятия.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. по делу № АКПИ15-1365 пункт 30 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Нормативно-правовая деятельность
В функциях Минстроя России нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе в жилищном фонде. Кроме того, ведомство разрабатывает нормативно-правовые акты в сфере ценообразования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, участвует в разработке и согласовании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ.
Все нормативно-правовые акты, разрабатываемые с участием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вы можете найти в разделе документы.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2015 г. по делу № АКПИ15-885 пункты 7.3, 24, 45 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 58/403 признаны частично недействующими со дня их принятия.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. по делу № АКПИ15-1365 пункт 30 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Правовое регулирование строительной деятельности
Юридическое сопровождение в строительстве
Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:
Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.
Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.
Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации
Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:
ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).
Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:
О мерах поддержки строительного бизнеса из-за коронавируса читайте обзор КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ
Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.
Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.
С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:
Членство в СРО не нужно:
То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).
Какие договоры применяются в строительстве
Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.
Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:
В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.