законопроект о цифровых правах

Депутатский законопроект о закреплении в гражданском законодательстве цифровых прав внесен в Госдуму

Законопроектом в том числе:

устанавливается, что в случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав (указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом);

закрепляются положения о лицах, которые могут являться обладателями цифровых прав, и о порядке перехода прав на них, об отчуждении цифровых прав;

определяется понятие «цифровые деньги» (ими может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей);

предусматривается, что цифровые деньги необязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории России, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства;

устанавливается, что при выполнении определенных условий письменная форма сделки считается соблюденной также в случаях выражения лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети «Интернет»), если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон;

предусматриваются особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации.

Источник

Поправки в ГК с 1 октября: цифровые права, электронная форма сделок, смарт-контракты и другие изменения

Цифровые права

— цифровые права должны быть названы в таком качестве в законе;

— осуществление таких прав, распоряжение или ограничение распоряжения ими возможны только в информационной системе;

— по общему правилу обладателем цифрового права считается лицо, которое может им распоряжаться;

— переход цифрового права по сделке не требует согласия должника;

— прямо допускается оборотоспособность цифровых прав (к ним будут применимы общие положения о купле-продаже).

Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться федеральными законами, разрабатываемыми с участием Банка России, Минфина, Минэкономразвития и иных ведомств.

Электронная форма сделки

Изменятся правила о письменной форме сделки: к ней приравнено совершение сделки с помощью электронных и иных технических средств. Для совершения сделки в электронной форме необходима возможность воспроизвести ее содержание в неизменном виде на материальном носителе, а также достоверно определить волеизъявляющее лицо. При этом специальный способ определения лица может быть установлен в правовых актах или соглашении сторон.

Предполагается, что нововведения позволят не только создать основу для заключения смарт-контрактов, но и упростить совершение многих односторонних сделок.

Смарт-контракты

Вводится норма об использовании так называемых смарт-контрактов: по условиям сделки возникающие из нее обязательства могут исполняться без отдельного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий.

Напоминаем, что в тексте пояснительной записки механизм действия смарт-контрактов объяснялся следующим образом. После идентификации пользователей в информационной системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы. Лицо, приобретающее цифровое право, получит этот объект автоматически при наступлении определенных обстоятельств. Сделка будет исполнена без дополнительных распоряжений сторон: у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги. Таким образом, воля лица, направленная на заключение договора, включает в себя и волю, направленную на исполнение обязательства.

Прочие изменения

Отдельно указаны возможности применения электронных средств при голосовании на собрании, формировании документа, подтверждающего оплату товара, заключении договора номинального счета, договора страхования. Однако составление завещания с помощью технических средств не допускается.

Кроме того, в ГК РФ будут установлены особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации. Предусмотрена возможность ввести запрет на совершение действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам. Нововведения разработаны, прежде всего, для сферы сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации.

Действие поправок во времени

Положения Гражданского кодекса в редакции Закона N 34-ФЗ будут применяться к отношениям, возникшим после 1 октября 2019 г., а также к правам и обязанностям, которые возникнут после указанной даты.

См. также:

Проект Федерального закона N 419059-7 «О цифровых финансовых активах»;

Проект Федерального закона N 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».

Источник

Законопроект о «цифровых правах» прошел первое чтение

законопроект о цифровых правах

Смотрите также

законопроект о цифровых правах

Законопроект о «цифровых правах» рекомендован к первому чтению

Документ позволит закрепить в гражданском законодательстве несколько базовых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель сможет осуществлять регулирование рынка «токенов», «криптовалют» и других подобных объектов экономических отношений. Кроме того, удастся обеспечить условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде. В настоящее время фактически эти новые объекты создаются и используются участниками информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе российскими гражданами или юрлицами, но российским законодательством не признаются.

Вместе с тем, как отмечается в сопроводительных документах, без соответствующих норм гражданского права невозможно даже ограниченное регулирование рынка «цифровых объектов».

Таким образом, проект вводит в законодательство базовое понятие «цифровое право» (вместо термина «токен», который изначально обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает в сети определенные возможности, предлагается отвечающее традициям российского права понятие «цифровое право»).

Сущность «цифрового права» близка к сущности ценной бумаги, поэтому под таким правом предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав.

Цифровые права признаются только в случаях, предусмотренных законом. Это позволит отграничить важные для экономики сущности (на данный момент в обиходе они называются «токенами», но не исключено появление новых) от второстепенных или опасных (бонусы по картам лояльности, виртуальные предметы в сетевых играх и пр.), не имеющих значения или имеющих весьма ограниченное значение для экономики.

Принятие законопроекта позволит не только закрепить гражданско-правовые нормы для регулирования оборота цифровых прав, для совершения и исполнения сделок в так называемой цифровой среде, но и позволит решить целый ряд других задач. В частности, будет обеспечена судебная защита их обладателей от злоупотреблений. Включение цифровых прав в число объектов гражданских прав создаст также правовую основу для построения системы норм о налогообложении таких объектов или деятельности по их созданию и обороту.

Также 22 мая в первом чтении поддержаны законопроекты о цифровых финансовых активах и о краудфандинге. Как сообщил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

Источник

ГК РФ изменили. Что нужно знать о цифровых правах

Что случилось?

В чем суть документа?

Зачем потребовались такие поправки?

Всё это позволит осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений, обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде.

Фактически эти новые объекты создаются и используются уже сейчас, в том числе российскими гражданами и юридическими лицами, но российским законодательством не регламентируются напрямую. В связи с этим участники гражданского оборота, приобретающие такие объекты, могут оказаться незащищёнными. Кроме того, без правовой защиты могут оказаться и третьи лица, кредиторы названных участников, наследники и т.п.

Что такое цифровые права?

Документ не приводит примеров таких прав, но они есть в проекте закона о краудфандинге. Согласно этому проекту, инвестор сможет приобрести токен, который предоставит ему право требовать:

Можно ли будет расплачиваться цифровыми деньгами?

Как урегулированы электронные сделки?

Что ещё принёс Закон?

Кроме того, установлен запрет составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств.

Когда Закон № 34-ФЗ вступает в силу?

Будут ли новые нормы иметь обратную силу?

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Утилитарные цифровые права, цифровые активы и цифровая валюта. Разбираемся, что есть что по российскому закону

законопроект о цифровых правах

При упоминании цифровых прав в голове у каждого возникает стойкая футуристическая, но абсолютно неконкретная ассоциация – это права, связанные больше не с людьми и вещами, а с пользователями и Интернетом. Действительно, в международном праве формируется новая категория цифровых прав, связанных с правами человека в Интернете, однако пока она точно не определена ни на международном, ни на национальном уровне. В этом материале я хочу поговорить о других цифровых правах, а именно о тех, которым посвящена ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ.

Цифровое право или право на цифру?

С 2019 года со вступлением в силу Федерального закона №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» в российское гражданское право введен новый объект вещных прав – цифровые права.

Цифровые права определяются законом как обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей указанным в законе признакам.

Из указанного определения можно вывести следующие особенности цифровых прав:

это старые знакомые имущественные права – право получить купленную вещь, право получить проценты за переданные в заем денежные средства и т.п.

эти имущественные права, в отличие от своих «собратьев», определяются правилами соответствующей информационной системы, которые должны соответствовать закону. Они существуют и передаются только в рамках данной системы – обособленного виртуального сегмента.

Говоря простыми словами, цифровые права – это новая цифровая обертка хорошо знакомых имущественных прав, реализация и существование которых ограничены какой-либо цифровой платформой. Кажется, что вот она, наконец, открыта дорога бонусным системам и онлайн-играм, можно и аккаунты по завещанию передавать. Но существует одно «НО»: закон устанавливает, что права могут быть рассмотрены в качестве цифровых только в случае признания их таковыми отдельным законом. Поэтому пока – до принятия соответствующих законов – ни баллы в онлайн-магазине, ни внутриигровые валюты цифровыми правами не являются. На сегодняшний момент к таким правам относятся только две категории: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. Таким образом, отношения к каким-либо специфическим правам, свойственным только для пользователей Интернета, права из ст. 141.1 ГК РФ увы, пока не имеют.

Цифровое право или криптовалюта?

Стоит отметить, что первоначально законопроект о внесении в ГК РФ ст. 141.1 предусматривал несколько иное определение цифровых прав: «в случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом». Такое громоздкое определение позволяло легализовать настоящие криптовалюты, такие как биткоин и этериум.

В отличие от цифровых прав, криптовалюты обладают универсальным охватом: с их помощью можно осуществлять сделки не только на строго определенной платформе, но и на ряде других, если они реализовали такую функцию в своем интерфейсе. Проблемы криптовалют заключается в том, что для такой «мультиплатформенности» необходимо использование децентрализованной информационной системы, основанной на принципах анонимности и трансграничности, – такой как блокчейн. А это означает практически полное отсутствие возможностей контроля экономической деятельности, осуществляемой с помощью криптовалют, со стороны государства.

В связи с этим, в ходе обсуждения законопроекта, от такого решения законодатель отказался и удалил из текста упоминание децентрализованных систем. Это означает, что цифровыми правами могут признаваться только те права, которые содержаться в централизованных реестрах – наподобие реестров держателей ценных бумаг. Таким образом, в текущей редакции ГК РФ цифровые права представляются в определенной степени как цифровые аналоги ценных бумаг. Легализация криптовалют была на какое-то время отменена.

Между тем, принятым позднее законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон о ЦФА) криптовалюты все же получили легализацию в качестве «цифровой валюты» (п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА) – с обязанностью собственников по декларированию фактов владения и распоряжения ею. Однако законодатель отделил понятия цифровых прав и цифровой валюты – последняя к ним не относится, хотя и может выступать как платежный инструмент в цифровых системах.

Утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы

Вернемся к утилитарным цифровым правам и финансовым активам. Первые регулируются законом о краудфандинге («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»). Отличительная особенность утилитарных цифровых прав заключается в том, что предмет последних ограничен. Согласно ст. 8 закона о краудфандинге, к утилитарным цифровым правам могут относятся только:

1) право требовать передачи вещи (вещей);

2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

К утилитарным цифровым правам не относится право требования имущества, если либо имущество, либо сделка с ним подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению (пока, недвижимость!).

Еще одна разновидность цифровых прав определена в законе о ЦФА. К цифровым финансовым активам относятся следующие цифровые права:

права по эмиссионным ценным бумагам;

права участия в капитале непубличного акционерного общества;

право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Говоря простым языком, согласно российскому закону, цифровые праваэто либо ценные бумаги, зарегистрированные в цифровом реестре (цифровые финансовые активы), либо права инвесторов по краудфандинговым проектам (утилитарные цифровые права).

Цифровые права — это новая правовая конструкция, введенная в законодательство совсем недавно. Еще не успели сформироваться ни экономическая, ни судебная практика, позволяющие конкретизировать отдельные положения закона и понять, какие нюансы и пробелы требуют дополнительного нормативного регулирования. Цифровые права можно наследовать, но как осуществляется этот процесс? Может ли цифровое право быть принудительно реализовано для погашения долгов его владельца, и если да, то каким образом? Пока на эти вопросы нет ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *