закрепление произносительных навыков форма занятий
Доклад по теме «Фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФРОНТАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Основная задача фронтальных занятий по РРС и ФПСР— формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи.
Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются коллективной формой работы, содержание которых должно быть доступно всем де тям группы. На этих занятиях не проводится работа по вызыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основная задача работы над произношением на специальных фронтальных занятиях — закрепить произносительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторо нами произношения, которые сравнительно хорошо усваиваются при подражании на слуховой и слухо-зрительной осно ве: темп, слитность, словесное ударение, интонация.
На этих занятиях проводится работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями.
Работа над словом предполагает закрепление навыка
слитного, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с
соблюдением звуко-слогового состава и норм орфоэпии воспро
изведения слова.
Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно, эмоционально и, с учетом ин дивидуальных возможностей.
Работа над звуками предполагает автоматизацию и дифференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочета ний и фраз.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях также является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем де тям группы.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронталь ных занятиях являются:
— обучение восприятию на слух неречевых звучаний;
— обучение восприятию на слух долготы, слитности, тем па, громкости, высоты и ритма как речевых, так и нере чевых звучаний.
Работа по обучению детей восприятию на слух речи требует учета возможностей каждого ребенка группы. Навыками раз личения и опознавания на слух речевого материала, глухие дошкольники овладевают с разной долей успешности в разные сроки. Поэтому обучение глухих детей восприятию на слух речи проводится в первую очередь на индивидуальных занятиях. На фронтальных занятиях с 3-го года обучения детей учат разли чать и опознавать на слух знакомые им стихи и песенки.
На каждом фронтальном занятии проводится работа и по развитию слухового восприятия, и по формированию произношения. Как правило, при работе с глухими детьми на него выносится две темы, например:
1. Определение на слух долготы звучаний на материале
звучащих игрушек и речи (слогосочетания типа па и па).
2. Работа над звуками м и н (их дифференциация)
Различение на слух звучаний марша, вальса и польки.
Работа над словесным ударением.
или
1. Определение на слух направления источника звука.
2. Работа над слитным произнесением фразы.
Занятие может быть полностью посвящено и одной-единой для развития слухового восприятия и обучения произноше нию теме: работе над ритмом, слитностью или темпом.
При проведении специальных фронтальных занятий необ ходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индивидуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей ма лыми группами (по 2—3 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Mania », «Скажи, Оля»). В пер вую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наибольшие трудности в выполнении данного задания.
Следует напомнить, что к проведению специальных фрон тальных занятий по развитию слухового восприятия и обуче нию произношению предъявляются те же требования, что и к фронтальным занятиям по любому разделу программы.
Основной задачей индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению является формирование навыков восприятия и воспроизведения уст ной речи.
На индивидуальных занятиях формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты го лоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слова.
На индивидуальных занятиях педагог добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки, кото рые могут быть утрачены. Кроме того, на этих занятиях прово дится работа по закреплению в речи незапланированных звуков, которые появились у ребенка спонтанно.
В то же время содержание индивидуальных занятий мо жет и совпадать и отличаться с содержанием фронтальных занятий.
На индивидуальных занятиях главным образом ведется работа по различению, опознаванию и распознаванию на слух речи .
На фронтальных занятиях проводится работа в первую очередь по восприятию на слух неречевых звучаний, а также по восприятию и воспроизведению темпо-ритмической сто роны речи. Постепенно содержание фронтальных и индиви дуальных занятий сближается.
На индивидуальных занятиях особое внимание уде ляется распознаванию на слух незнакомого по звучанию материала, а на фронтальных — различению и опознаванию уже знакомого на слух, в том числе и текстового материала: стихи, песенки, сказки, прозаические тексты.
На индивидуальных занятиях должен максимально обеспечиваться индивидуальный подход к ребенку. Работа с ним требует учета его психофизических особенностей. На продук тивность занятия значительно влияют особенности внимания и памяти ребенка. Повышенная утомляемость может отрица тельно сказаться на темпах усвоения навыков. Поэтому индивидуальные занятия должны проходить в занимательной для ребенка форме, с использованием различных игрушек, наглядных пособий (картинки, таблички, книжки-самодел ки), лото, лабиринтов, вертолин. Это позволяет сделать занятие интересным, а работу — осмысленной для ребенка.
Индивидуальную работу с ребенком необходимо строить с учетом его реальных достижений. Если тот или иной до школьник не справляется с полным объемом программы, то она сокращается с учетом его возможностей(по решению педагогического совета дошкольного учреждения).
В первые полтора года на индивидуальных занятиях педагог ведет работу по вызыванию в речи детей всех звуков, кроме мягких и аффрикат. При этом звуковой запас каждого ребенка может оказаться отличным от звукового запаса других детей. На месте тех звуков, кото рые дети произнести еще не могут, появляются многообраз ные замены.
На втором этапе работы над звуковым составом речи, педагог:
— устраняет наиболее грубые дефекты произношения: сонатность, открытую и закрытую гнусавость, боковые, артикуляции звуков, озвончение;
— заменяемые звуки приводят к нормальному произношению;
— проводит вызывание, автоматизацию и дифференциа цию звуков.
В процессе работы используются различные специфичные для обучения произношению виды речевой деятельности:
— подражание (сопряженное и отраженное проговарива ние с движениями речевой ритмики и без них);
— чтение (с разложением на части и без него);
— называние картинок и ответы на вопросы;
— самостоятельная речь (рассказывание по картинке, со ставление ребенком рассказа).
На каждом занятии должна быть обеспечена смена не менее двух видов речевой деятельности. При этом менее само стоятельные виды речевой деятельности (подражание, чтение) должны сменяться более самостоятельными.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
В течение года дети должны научиться:
Самостоятельно надевать и снимать индивидуальные слуховые аппараты, включать и выключать их, проверять, работает ли аппарат (слушая свой голос при произнесении слогосочетаний типа па-па-па);
с индивидуальными слуховыми аппаратами и без звукоусиливающей аппаратуры различать на слух количество звучаний в пределах четырех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, металлофон, пианино, голос (слогосочетания типа: па, папа, па-па-па, па-па-па-па); показ соответствующего количества предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний, называнием числа.
с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух двусложные( типа ТАта, таТА), ) и трёхсложные ритмы (ТАтата, таТАта, татаТА);
источник звука: барабан, бубен, дудка, пианино, голос; способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, ритмичное отстукивание с произведением слогосочетаний, голосовая реакция (произнесение без сопутствующих движений слогов типа: ТАта, таТА), игра на звучащих игрушках с проговариванием слогосочетаний;
С аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом дети должны различать на слух слитные и прерывистые звучания; источник звука: дудка, свисток, пианино, гармоника, голос (слогосочетания типа: па-па-па-па и па па па па); и произносить слогосочетаний без сопутствующих движений.
Без звукоусиливающей аппаратуры определять на слух направление звука, расположенного справа, слева; источник звука: барабан; способ воспроизведения детьми: показ рукой направления звука, название того, кто стучит по барабану;
Со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 7 – 10 единиц) и опознавать на слух речевой материал, относящийся:
а) к организации занятия и быта детей: дай карандаш (мяч, компот и т. п.). убери бумагу (рыбу, юлу, собаку, кашу и т. п.), покажи дом (маму, барабан и т. п.), дай мяч и самолет и т. п., убери лопату и карандаш и т. п., покажи маму и бабулю и т. п., здравствуй, до свидания (или привет, пока), мальчик, девочка, мальчик и девочка, большой (маленький), дом (самолет, барабан, мальчик и т. п.);
б) к счету: название чисел от 1 до 5;
Со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать и опознавать на слух речевой материал, относящийся:
а) к организации занятий: нарисуй дом (самолет, рыбу и т. п), красный, (желтый, синий, зеленый) карандаш (бумага, дом, самолет, лопата и т. п.); словарь: красный, синий, желтый, зеленый, нарисуй;
б) к теме «Столовая»: дай (убери, покажи) ложку (тарелку), попроси чашку (тарелку), ешь суп (кашу, котлету, рыбу), пей компот (чай, молоко); словарь: ложка, тарелка, чашка, каша, котлета, рыба, суп, компот, чай, молоко, попроси;
в) к теме «Семья»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?;
Со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки (не менее 2 – 3).
Воспроизведения слова с сохранением его звуко-слогового состава. Наиболее употребительные в речи детей слова могут произноситься в двух вариантах: точно или приближенно. По мере усвоения новых слов возможен вариант их усеченного воспроизведения;
совершенствовать навыки произнесения фраз, составленных из 2 – 4 знакомых слов;
формировать умение воспроизводить точно не менее 5 гласных и 12 согласных (включая усвоенные ранее).
Слова произносятся слитно, в темпе, близком естественному, с выраженным ударением, с соблюдением звукового состава на уровне произносительных возможностей ребенка;
реализовывать имеющиеся произносительные возможности во фразах типа: Тетя Валя, дай ложку. Покажи, что там? Мы пойдем гулять. Я буду рисовать. Я хочу играть. Можно взять мяч? Саша плачет. Солнышко светит. Меня зовут… Мама купила туфли. Ты молодец! Я ела суп. Я слушала хорошо. Всего не менее 200 фраз. Фразы должны произноситься на одном выдохе;
употреблять в речи не менее 17 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, с, л, к, р).
Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): вибратор, экран, стихи, песня, повтори. Ты слушала хорошо (неважно, плохо). Включите аппараты, выключите аппараты. Говори, как я, играй, как я. Отхлопайте столько же, отстучите столько же. Отхлопайте (отстучите) один раз. Играйте на барабане столько же. Играйте на дудке два раза. Как звучало? Покажи рукой. Говори долго. Скажите слитно. Отхлопайте ритм. Покажите ритм рукой. Где звучало?
Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, пианино, громко, тихо, кратко, долго, слитно, не слитно, быстро, медленно. Я слышу, я не слышу. Аппарат работает (не работает). Дай аппарат (микрофон, наушники). Возьми (на) аппарат. Кто играл (стучал)? Играл Саша, а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.
Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): Будем заниматься (играть, считать, слушать, говорить, лепить, рисовать и т. д.). что мы будем делать? Что мы делали? Рисуйте, лепите, прыгайте. Возьми барабан, бубен, дудку и т. п. Играй на барабане. Положи на место.
Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко НД. Использование звуко
усиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушени
ями слуха // Дефектология. 1999. № 4; 6.
Королевская Т.К. Поддержка работы по формированию произноше
ния у детей с нарушенным слухом // Дефектология. 1995. № 1.
3. Корсунская БД. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
4.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным
слухом в семье. М., 1991.
5.Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко НД. Использование рече
вой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушен
ным слухом // Дефектология. 1994. № 2.
6. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.
8. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе
глухих: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
9.Шматко НД. Преемственность в системе работы над произношени
ем детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учрежде
ниях // Дефектология. 1999. № 5.
Формирование первичных произносительных навыков у дошкольников
Светлана Цыганова
Формирование первичных произносительных навыков у дошкольников
Этапы формирования первичных произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением интеллекта
Проводится работа по:
1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.
2. Развитию артикуляционного праксиса.
3. Развитию дыхательной и голосовой функций.
4. Коррекции произношением (постановка, дифференциация звуков).
5. Формированию просодических компонентов речи.
6. Обогащению словаря и преодолению аграматизмов.
Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.
Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.
Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. На 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.
В артикуляционной гимнастике на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над дыханием.
Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
Необходимо придерживаться правил:
дыхательная гимнастика проводится до еды, в проветриваемом помещении;
при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка;
при выполнении дыхательных упражнений нужно следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;
при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;
Работа с речевым сопровождением.
Эта работа проводится в следующих упражнениях:
произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);
произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (А-со-су-сы; А-фа-ха-ша);
произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
Работа над голосом.
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к именно эти движения (нижней челюсти, выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.
Работа над произношением.
Работа над произношением является основным этапом.Особенностями работы при дизартрии является следующее:
Работа по коррекции дефектов звукопроизношения при дизартрии должна быть направлена на улучшение речевой коммуникации и социальной адаптации.
Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.
При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать влияние патологических рефлексов (орального автоматизма).
При коррекции дефектов звукопроизношения необходимо учитывать так же характер и распределение спастических и паретических проявлений в речевой мускулатуре.
При выраженной дизартрии на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.
Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, дифференциации, фонематического анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.
Работа над просодической стороной речи.
Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.
Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Формирование первичных произносительных навыков у детей с ОВЗ
В последнее время специалистам все чаще приходиться сталкиваться с неговорящими детьми. Данная группа является неоднородной и в нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, носящей временный характер задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуховой функции. Примечательно, что для всех них характерными являются отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточные базовые представления о значениях объектов и явлений окружающей действительности, несформированные коммуникативные, регулирующие, планирующие функции речи, недостаточный сенсомоторный уровень речевой деятельности. Так, на первых этапах работы цели и задачи развития речи у неговорящих детей будут схожими, вне зависимости от характера нарушения.
На начальном этапе работы с детьми важно формирование языковых навыков и сенсомоторных эталонов. Важно создание стратегии коммуникативного поведения с использованием невербальных компонентов коммуникации, звукоизобразительных элементов.
Занятия проводятся индивидуально или с малыми подгруппами (2-3 ребёнка) ежедневно. Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приёмы логопедической работы могут варьироваться.
В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.
Работа по установлению контакта с детьми с РАС, должна проходить особенно осторожно. После установления контакта с таким ребёнком, важно давать ребёнку отдохнуть. На начальном этапе используется ряд упражнений стимулирующих развитие внимания, памяти, восприятия, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования мышления и речи.
В работе с безречевыми детьми можно выделить следующие направления раброты:
-Развитие слухового восприятия
-Способности к использованию невербальных компонентов коммуникации
— Зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
-Зрительно-пространственного анализа и синтеза
-Функций голоса и дыхания
-Импрессивной и экспрессивной речи
Развитие слухового восприятия
Приёмы:Привлечение внимания к звучащему предмету; определение местонахождения и направление звука; различение шумов звучащих предметов, голосов; реагирование на громкость звучания; узнаваниеи различение гласных звуков (а,о,у,и); выделение слов из речевого потока; развитие навыкам подражания.
За ширмой находятся предметы: барабан, дудочка, колокольчик. Ребёнок угадывает что звучало. Показывает движения с этим предметом
Ребёнка знакомят со «звучащими» коробочками 3 шт. (наполнить можно любой крупой, песком, монетами). Коробочки одинаковые по внешнему виду. Ребёнка просят найти среди аналогичных коробочек ту, которая звучит так же.
Развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации
Приёмы: развитие понимания жестов и выразительных движений; выполнение действий по невербальной инструкции; моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (ДА, нет, хочу, дай, на); выбор знака к предъявляемому жесту; жестовое приветствие и прощание;
На картинке нарисовано: бабочка летит –дошкольник машет руками, имитируя махи крыльев насекомого; девочка кушает- действует рукой от стола ко рту; кошка лакает молоко- совершает имитирующие движения языком и т. д.
Логопед знакомит ребёнка с картинками машина, яблоко. Предлагает ребёнку дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв нужную картинку
Развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
Приёмы: Прослеживание прямых, ломанных, извилистых линий; проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щетка с ворсом, шишки и т. д.); пальчиковая гимнастика; задания на имитацию положений рта, представленного на картинках
Зеркало. Копирование мимических и артикуляционных движений.
Развитие зрительно-пространственного анализа исинтеза
Приёмы:Нахождение игрушек в пространстве комнаты; выработка навыков ориентировки; определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела; выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; определение недостающих частей у предметов по картинкам; запоминание изображений предметов; определение различий предметов картинках; различные виды конструирования; разрезные картинки и т. д.
Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать части тела у куклы и у себя. (ножку, ручку и т. д.)
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности
Приёмы:выделениецвета; ознакомление с размером и геометрическими формами; доска Сегена, кубики Косса; матрешки; пирамидки
Волшебный мешочек. Ребенку предлагается достать из мешочка на ощупь шарик, кубик, карандаш и т. д. Затем предметы сравнивают по величине, форме.
Развитие функций голоса идыхания
Приёмы: активизировать целенаправленный ротовой выдох; ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса; различение холодной и тёплой воздушной струи
Ребёнку предлагается рассмотреть на картинках большой-маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Большой самолёт гудит горомко-УУУ, маленький тихо-ууу. Кукла издаёт звук а, заяц-о, лошадка –и.
Развитие чувства ритма
Приёмы:ритмические упражнения для рук и ног; отстукивание и отхлопывание определенных ритмов; произнесение гласных звуков и звуковых цепочек
Развитие импрессивной и экспрессивной речи
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Цель мероприятия Познакомить педагогов с программой занятий «Школы общения», направленной на углубление и расширение знаний о способах общения.
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» Введение Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям.
Формирование навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством использования игрового макета улицы Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными.
Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников Актуальность проекта С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями.
Формирование навыков культуры поведения дошкольников в общественных местах Презентация по Формированию навыков культуры поведения у старших дошкольников раскрывает особенности работы воспитателя по данному направлению.
Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения у дошкольников Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в системе безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью.
Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников» Составила: Воспитатель Тюкавкина Виктория Викторовна.
План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.