занятие форма обучения детей развитию речи
Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Конспект занятия по развитию речи «Россия — мой дом. Мой родной город Воронеж» Цель: Формировать у детей представление о России, о родном городе Воронеж. Задачи: Образовательная: расширять представления детей о малой родине, стране, познакомить с флагом России, флагом города, закреплять знания детей о названии родного города. Развивающая : Развивать речь.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. » Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Ивановская-Дрозденко А. Ж. Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по сказкам» Цель.
Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Опасности вокруг нас» Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Опасности вокруг нас» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.
Конспект ООД с детьми с 2 до 3 лет по развитию речи «Это я придумал» Потешка «Пошел котик на торжок» Цель. Закрепить умение детей объединять действием 2–3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошел котик на торжок…». Ход основной образовательной деятельности Приветствие (Дети.
Статья «Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «К нам пришли в. » Конспект занятия в 1 младшей группе ДОУ по развитию речи «К нам пришли в гости игрушки» Подготовила и провела : Степанова С.В. Цель: Обогащение и активизация словаря воспитанников. Задачи: 1. Учить узнавать и называть игрушки по картинкам; понимать и отвечать на вопросы.
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествия в волшебный лес» Ход занятия Оргмомент. Приветствие. Утром встали девочки и мальчики В детский садик свой пришли. Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь друзья. (На экране звонит телефон) Воспитатель: Ребята, нам кто-то звонит… На экране появляется фея Динь- динь. Динь-динь: Здравствуйте.
Конспекты занятий по развитию речи
Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.
Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.
Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.
Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию
Белишко Оксана Александровна
Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию
Одним из основных средств речевого развития является обучение.
Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой и другими выдающимися педагогами. Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей. Ведущими являются образовательные ситуации, специальные занятия, ситуации общения. Важнейшей формой организации обучения в методике развития речи детей считаются специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития. По мнению ученых, занятия помогают преодолеть стихийность, решать задачи речевого развития планомерно, в определенной системе и последовательности. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи, и обеспечивается развитие речевых навыков и умений.
— В зависимости от применения наглядного материала.
— В зависимости от этапа обучения, т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. Ведущей задачей является развитие связной речи.
Решение остальных задач направлено на ее совершенствование.
Так, в первой младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.
Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета.Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.
Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической речи детей в каждой возрастной группе.
Кроме того, существует классификация занятий А. М. Бородич (по дидактическим целям):
— Занятия по сообщению нового материала.
— Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
— Занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.
— Итоговые или учетно-проверочные занятия.
— Комбинированные занятия.
Каким должно быть современное занятие? Ф. А. Сохин писал, что, развивая речь ребенка, необходимо включать его в активный, творческий процесс, основанный на интересе к занятию и подкрепленный личностно-ориентированными отношениями воспитателя и воспитанников. Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.
Место занятияв образовательном процессе определяется следующими позициями:
1. Занятие – итоговая форма работы по теме или разделу. Его главные задачи – обобщение и систематизация знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Итоговые занятия являются как обучающими, так и диагностическими. Они позволяют оценить словарный запас, уровень владения сложными речевыми формами, отношение ребенка к теме и желание речевое общение. Итоговые занятия чаще всего проводятся в форме обобщающих бесед.
Лучше использовать приемы, обращенные к эмоциональной сфере (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, демонстрация новой игрушки и пр.);
— заканчивается занятие упражнениями в освоенной речевой форме: это детские высказывания, чтение стихотворения, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения.
Третьей основной формой работы по развитию речи являются ситуации общения, т. е. специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на закрепление освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно их увидеть и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения речевых задач. Технологический подход требует предельной конкретизации конечных целей развития ребенка, т. е. формулировки их в виде перечня тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть на занятии. Планируя занятие, педагог переводит его цели на язык наблюдаемых действий, то есть планирует ожидаемый результат.
В соответствии с этим можно выделить следующие этапы:
— постановка целей и их максимальное уточнение;
— ориентация целей и хода обучения на гарантированное достижение результатов, оценка текущих результатов;
— коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
— итоговая оценка результатов.
Правильно спланированное занятие позволит воспитателю выявить реальные достижения ребенка в речевом развитии, грамотно выстроить коррекционную работу, избавит от проведения инструментальной диагностики. Следует отметить, что деятельность детей на занятиименяет качество деятельности педагога: ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанников и уровень их речевого развития, педагог проектирует необходимые развивающие ситуации и упражнения.
Формы организации детей на занятиях могут быть разными,варьироваться и зависеть от целого ряда обстоятельств:
— количественного состава детей: фронтальные, групповые, индивидуальные занятия;
— размещения детей: за столами, полукругом, лицом друг к другу, на «ковре-самолете», «машине»;
Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях используется:
— чередование видов деятельности;
— приемы на развитие творческого воображения;
— логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;
— дидактические игры и многое другое.
Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа,который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм работы: образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.
Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.
Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.
Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.
Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.
Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста
Наталья Морозова
Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста
«Актуальность»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
«Цель и задачи развития речи детей в ДОУ»
Целью работы педагогов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности педагог помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
«Формы развития речи дошкольников»
Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Основной формой нашей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
Так же в нашей работе, как одну из форм, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
И, конечно, главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
Педагогами активно используется интегрирование речевых занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти, моторики, формированию личностных качеств.
«Способы развития речи дошкольников»
Способы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС
Екатерина Кияйкина
Организация и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС
Специфика работы по речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности отличается от работы в обычной группе. Работа воспитателя координируется с работой учителя-логопеда.
Большое внимание уделяем правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживается игровыми моментами.
Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:
• используем непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
• во время проведения занятиядеятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.
На занятиях по речевому развитиювключаем следующие виды работы:
1. формирование умений в овладении звуковой культурой речи
2. развитие и обогащение лексики
3. формирование грамматического строя речи
4. развитие связной речи (монологу и диалогу)
5. подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
• продумываем методы и приёмы обучения
При планировании занятия определяются нами разнообразные по степени сложности методы и приёмы работы с детьми:
Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.
Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника, картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.
Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические, логические упражнения для развития речи (Т. А. Ткаченко., игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.
Выбираем приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).
Используя различные методические приемы, создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т. е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.
• подготавливаем соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуютопределенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.
Применение наглядности в старшем дошкольном возрасте приобретает
другие формы: все больше используются нами картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.
Используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др. презентаций, DVD, CD.
• разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации НОД).
Структура занятия должна быть четкой,где определяются три части:
— вводная (мотивационный этап);
— основная (содержательный этап);
— заключительная (рефлексивный этап).
В водной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).
Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
На первом этапе занятия иногда создастся нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
В ходе основной части используются нами различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.
В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.
На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». Также стараемся обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитиюиспользуются нами современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т. В. Большева, Т. В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т. А. Сидорчук, Л. А. Мушарапова, Н. Н. Хоменко и др.);здоровье сберегающие технологии:технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз;технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков;коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Нами также используются эффективные технологии речевого развития детей:
-технология обучения детей составлению сравнений
-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта.Усложняется речевая активность детей: используются нами коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий также изменились, образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.
Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.
Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до Игра на магнитах «Веселый фермерский паровозик» Образовательная область:познавательное развитие. Игра предназначена для детей 3-4.
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа) Тема: «Зима на Белгородчине» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.
Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.