заявление о выдаче лицензии на гостайну образец
Лицензирование
В соответствии с возложенными полномочиями Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности юридических лиц, связанной с созданием средств защиты информации.
Правовую основу лицензионной деятельности Восьмого управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в области создания средств защиты информации составляют:
Предприятия, учреждения и организации могут претендовать на получение лицензий Минобороны России, дающих право проводить следующие виды работ, перечисленные в пунктах 2 и 3 « Перечня видов деятельности… » (приложение № 2 к Положению, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 54):
Лицензии выдаются Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для получения лицензии соискатель лицензии (заявитель) направляет заявление о выдаче лицензии с приложением необходимых документов по форме согласно приложению № 1.
Государственная пошлина за предоставление лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:
Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины приведены в приложении № 2.
Консультацию по вопросам лицензирования деятельности, связанной с созданием средств защиты информации, можно получить по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00 (время московское) по телефонам:
8‑495-498-14-18, 8-495-498-14-20.
Государственная услуга по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
1) Реорганизации юридического лица в форме преобразования, реорганизации юридических лиц в форме слияния (только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности в соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона № 99-ФЗ) в заявлении о переоформлении лицензии дополнительно указываются новые сведения о заявителе или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
2) Изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случаях изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, указываются новые сведения о заявителе и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для заявителя – юридического лица) или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для заявителя – индивидуального предпринимателя).
3) Намерения заявителя внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 3 Положения, указываются сведения о работах (услугах), которые заявитель намерен выполнять (оказывать), а также к заявлению прилагаются:
а) сведения, подтверждающие квалификацию руководителя и (или) лица, уполномоченного руководить работами по лицензируемому виду деятельности, а также инженерно-технических работников;
б) сведения, подтверждающие наличие контрольно-измерительного, производственного, технологического, испытательного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, а также сведения, подтверждающие право заявителя на использование указанных оборудования и объектов;
в) сведения, подтверждающие соответствие контрольно-измерительного, производственного, технологического и испытательного оборудования требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к лицензируемому виду деятельности;
г) сведения, подтверждающие право заявителя на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, планируемые к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
д) сведения о наличии системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы разработки средств защиты конфиденциальной информации, учета изменений, вносимых в проектную и конструкторскую документацию на разрабатываемую продукцию (при выполнении работ, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения);
е) сведения о наличии системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы производства средств защиты конфиденциальной информации, оценки качества выпускаемой продукции и неизменности установленных параметров, учета изменений, вносимых в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, учета готовой продукции (при выполнении работ, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 Положения).
4) Намерения заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, указывается этот адрес и к заявлению прилагаются:
а) сведения, подтверждающие наличие помещений, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
б) сведения, подтверждающие наличие аттестованных по требованиям безопасности информации защищаемых помещений;
в) сведения, подтверждающие наличие аттестованных по требованиям безопасности информации средств обработки информации, предназначенных для хранения и обработки конфиденциальной информации (с приложением сведений о защищаемых в средствах обработки информации ресурсах и описанием технологического процесса обработки информации);
г) сведения, подтверждающие наличие контрольно-измерительного, производственного, технологического, испытательного оборудования и иных объектов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, а также сведения, подтверждающие право заявителя на использование указанных оборудования и объектов;
д) сведения, подтверждающие право заявителя на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, планируемые к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
е) сведения о наличии системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы разработки средств защиты конфиденциальной информации, учета изменений, вносимых в проектную и конструкторскую документацию на разрабатываемую продукцию (при выполнении работ, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения);
ж) сведения о наличии системы производственного контроля, включающей правила и процедуры проверки и оценки системы производства средств защиты конфиденциальной информации, оценки качества выпускаемой продукции и неизменности установленных параметров, учета изменений, вносимых в техническую и конструкторскую документацию на производимую продукцию, учета готовой продукции (при выполнении работ, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 Положения).
5) Прекращения лицензируемого вида деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест его осуществления, указанным в лицензии, – указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Заявление и документы заявителя, направленные в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
Перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе при обращении за получение государственной услуги
Заявитель вправе представить по собственной инициативе следующие документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги:
– выписку из единого государственного реестра юридических лиц, предоставляемую в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ;
– документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги, платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе;
– выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставляемую в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата».
Приложение. Административный регламент Федеральной службы безопасности РФ по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны
Административный регламент
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны
ГАРАНТ:
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
4. Лицензирующие органы осуществляют прием заявителей, а также предоставляют информацию по вопросам предоставления государственной услуги с использованием телефонной связи ежедневно, кроме субботы, воскресенья и нерабочих праздничных дней, в соответствии со следующим графиком:
5. Перерыв на обед устанавливается регламентом служебного времени лицензирующих органов.
7. Справочные телефоны по предоставлению государственной услуги:
10. Информация по вопросам предоставления государственной услуги доводится до заявителя следующими способами:
путем использования услуг почтовой связи;
путем размещения на Портале;
при личном обращении заявителя в лицензирующий орган;
путем размещения на информационных стендах в помещениях лицензирующих органов;
посредством размещения в средствах массовой информации.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
11. Государственная услуга по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
14. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»*(3).
Описание результата предоставления государственной услуги
15. Результатами предоставления государственной услуги являются:
отказ в выдаче лицензии;
продление срока действия лицензии;
отказ в продлении срока действия лицензии;
приостановление действия лицензии;
возобновление действия лицензии;
отказ в переоформлении лицензии;
выдача дубликата лицензии.
Срок предоставления государственной услуги и срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
17. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(7);
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»*(8);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»*(9);
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»*(10);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 608 «О сертификации средств защиты информации»*(11);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»*(12);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»*(13);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов»*(14);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»*(15).
Исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем
18. Для получения лицензии заявитель представляет по месту осуществления заявленного вида деятельности в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии*(16) с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и местонахождения заявителя;
идентификационного номера налогоплательщика;
даты уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление лицензии;
сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя заявителя;
адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;
срока действия лицензии;
степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями;
формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью).
К заявлению о выдаче лицензии прилагаются:
копии учредительных документов заявителя;
копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).
Для решения вопроса о необходимости проведения государственной аттестации руководителя*(17) в заявлении о выдаче лицензии заявитель вправе указать сведения о необходимости проведения государственной аттестации лицензирующим органом в ходе проведения специальной экспертизы (с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения руководителя заявителя, занимаемой должности и стажа работы в указанной должности; сведений об образовании: наименования образовательной организации и даты ее окончания; формы и номера допуска к государственной тайне, должностного лица вышестоящей организации и заказчика работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, принявшего решение о допуске, и даты принятия решения) или приложить копию документа об окончании образовательной организации, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, для освобождения руководителя от прохождения государственной аттестации, если со времени окончания образовательной организации прошло не более пяти лет.
19. Для продления срока действия лицензии заявитель представляет по месту осуществления заявленного вида деятельности в соответствующий лицензирующий орган документы*(18), предусмотренные пунктом 18 настоящего Административного регламента.
21. Для получения дубликата лицензии, в случае ее утраты, заявитель в трехдневный срок со дня установления факта утраты лицензии подает соответствующее заявление в орган, ее выдавший. Дубликат лицензии выдается на основании указанного в настоящем пункте заявления.
23. Заявитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений*(19).
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, которые заявитель вправе представить
24. Вместе с заявлением о выдаче лицензии заявитель вправе представить по собственной инициативе следующие документы:
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги;
копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если указанные в настоящем пункте документы не представлены заявителем по собственной инициативе, содержащиеся в указанных документах сведения запрашиваются лицензирующими органами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в иных государственных органах либо организациях, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся.
25. Непредставление заявителем указанных в пункте 24 настоящего Административного регламента документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
26. Запрещается требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении лицензирующих органов и иных государственных органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
27. Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления или отказа в предоставлении государственной услуги
28. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
29. Основаниями для отказа в выдаче (продлении срока действия) лицензии являются*(20):
наличие в заявлении и прилагаемых к нему документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное заключение по результатам государственной аттестации;
отрицательное заключение по результатам специальной экспертизы*(21).
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
30. Других услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
31. За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в следующих размерах:
Максимальный срок ожидания в очереди
Срок и порядок регистрации заявления, в том числе в электронной форме
33. Заявление и прилагаемые к нему документы, в том числе в электронной форме, в день поступления регистрируются в лицензирующем органе. Датой принятия лицензирующим органом заявления и документов к рассмотрению считается дата регистрации заявления в этом органе.
34. Регистрация заявлений осуществляется секретариатами лицензирующих органов в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги
35. На здании рядом с входом в помещение приема и выдачи документов должна быть размещена информационная табличка (вывеска), содержащая следующую информацию:
наименование лицензирующего органа;
36. Фасад здания должен быть оборудован осветительными приборами, позволяющими посетителям ознакомиться с информационными табличками.
37. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, места ожидания и приема заявителей в части объемно-планировочных и конструктивных решений, освещения, пожарной безопасности, инженерного оборудования должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
38. В местах ожидания и приема устанавливаются стулья (кресельные секции, кресла) для заявителей, выделяется место для оформления документов, предусматривающее столы (стойки) с канцелярскими принадлежностями.
39. В помещениях, предназначенных для осуществления приема заявителей, должны быть предусмотрены места для раскладки документов.
Показатели доступности и качества государственной услуги
40. Основным показателем доступности и качества государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
41. Доступность и качество государственной услуги оцениваются по следующим показателям:
степени информированности заявителей о порядке предоставления государственной услуги (доступности информации о государственной услуге, возможности выбора способа получения информации);
возможности выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги;
предоставлению государственной услуги в срок в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным настоящим Административным регламентом.
Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме
42. Предоставление государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
получение информации о предоставлении государственной услуги;
получение и копирование форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги.
44. Иные особенности предоставления государственной услуги в электронной форме отсутствуют.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
Исчерпывающий перечень административных процедур
45. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрацию документов;
выдачу или отказ в выдаче лицензии;
продление или отказ в продлении срока действия лицензии;
переоформление или отказ в переоформлении лицензии;
выдачу дубликата лицензии;
приостановление действия лицензии;
возобновление действия лицензии.
46. Блок-схема предоставления государственной услуги приведена в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
Прием и регистрация документов
47. Основанием для начала административной процедуры является предоставление заявителем в соответствующий лицензирующий орган заявления.
48. Заявление представляется заявителем в лицензирующий орган непосредственно, направляется почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью*(22).
50. Поступившее в лицензирующий орган заявление в электронной форме в день поступления предварительно распечатывается должностным лицом, осуществляющим прием указанных документов, после чего передается регистратору для регистрации в тот же день.
51. Лицо, осуществляющее прием заявлений в электронной форме, после распечатывания заявления оставляет сообщение заявителю, в котором указываются: наименование лицензирующего органа, принявшего заявление, дата его регистрации.
52. Зарегистрированное заявление передается регистратором руководителю лицензирующего органа или уполномоченному им должностному лицу.
53. Руководитель лицензирующего органа или уполномоченное им должностное лицо в течение одного дня определяет подразделение, ответственное за рассмотрение заявления, и возвращает заявление регистратору, который передает указанное заявление начальнику подразделения, ответственного за рассмотрение заявления, либо его заместителю.
54. Начальник подразделения лицензирующего органа, ответственного за рассмотрение заявления, либо его заместитель в течение одного дня определяет исполнителя и возвращает заявление регистратору, который в течение одного дня передает заявление исполнителю.
Выдача или отказ в выдаче лицензии
55. Основанием для начала административной процедуры является получение исполнителем заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 18 настоящего Административного регламента.
56. Исполнитель проверяет правильность оформления заявления о выдаче лицензии и наличие документов (сведений), указанных в пунктах 18 и 24 настоящего Административного регламента.
57. В случае если в представленных заявителем документах отсутствуют документы, указанные в пункте 24 настоящего Административного регламента, исполнитель в срок, не превышающий двух дней со дня получения им заявления о выдаче лицензии, формирует запрос в иные государственные органы либо организации, в распоряжении которых соответствующие сведения находятся.
58. В случае самостоятельного представления заявителем указанных в пункте 24 настоящего Административного регламента документов копии указанных документов или содержащиеся в них сведения в рамках межведомственного взаимодействия не запрашиваются.
59. В случае наличия в прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии документах копии документа об окончании руководителем заявителя образовательной организации, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, если со времени ее окончания прошло не более пяти лет, исполнитель учитывает сведения об указанном документе с последующим их отражением в акте специальной экспертизы (заключении лицензирующего органа) для освобождения руководителя от прохождения государственной аттестации.
60. В случае наличия в заявлении о выдаче лицензии сведений о необходимости проведения государственной аттестации лицензирующим органом в ходе проведения специальной экспертизы исполнитель учитывает указанные сведения и докладывает о них начальнику подразделения, ответственного за рассмотрение заявления, для принятия решения о возможности проведения государственной аттестации.
61. Результат проверки правильности оформления заявления о выдаче лицензии и наличия документов (сведений), указанных в пунктах 18 и 24 настоящего Административного регламента, отражается в акте специальной экспертизы или заключении лицензирующего органа.
62. В случае наличия у лицензирующего органа возможности для проведения специальной экспертизы (государственной аттестации) собственными силами исполнителем готовится проект решения о проведении специальной экспертизы (государственной аттестации) лицензирующим органом.
63. Решение о проведении специальной экспертизы (государственной аттестации) лицензирующим органом оформляется в форме предписания и принимается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом.
64. Предписание оформляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
66. Решение о поручении проведения специальной экспертизы аттестационному центру принимается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом и оформляется на бланке лицензирующего органа. При этом готовится уведомление заявителю о поручении проведения специальной экспертизы аттестационному центру, которое направляется заявителю до начала проведения специальной экспертизы. Указанное уведомление подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом.
67. При отсутствии у лицензирующего органа возможности для проведения государственной аттестации собственными силами исполнитель готовит проект решения о необходимости обучения руководителя заявителя в образовательной организации, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
68. Решение о необходимости обучения руководителя заявителя в образовательной организации, включенной в перечень, определяемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны*(23), оформляется на бланке лицензирующего органа в форме уведомления заявителя и принимается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом, после чего направляется заявителю.
69. Специальная экспертиза проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также выполнения следующих условий:
соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
наличие в структуре заявителя подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;
наличие у заявителя средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
70. По результатам проведения специальной экспертизы, государственной аттестации (в случае ее проведения) исполнителем готовится проект решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, который оформляется:
71. В случае соблюдения заявителем требований и условий, предусмотренных пунктом 69 настоящего Административного регламента, и положительного заключения по результатам государственной аттестации (в случае ее проведения) исполнителем готовится проект решения лицензирующего органа о выдаче лицензии, который подписывается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом.
После принятия решения о выдаче лицензии в соответствии с Положением оформляется бланк лицензии, в котором указываются:
наименование органа, выдавшего лицензию;
наименование, место нахождения заявителя, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (при необходимости), в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подразделениями заявителя*(24);
идентификационный номер налогоплательщика;
вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
условия осуществления вида деятельности, на который выдана лицензия;
степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
срок действия лицензии;
регистрационный номер и дата выдачи лицензии.
72. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа либо уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью лицензирующего органа. Копия лицензии хранится в лицензирующем органе, который ее выдал.
73. В течение трех дней со дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется в адрес лицензиата.
74. В случае несоблюдения заявителем требований и условий, предусмотренных пунктом 69 настоящего Административного регламента, и (или) отрицательного заключения по результатам государственной аттестации (в случае ее проведения) на основаниях, указанных в пункте 29 настоящего Административного регламента, исполнителем готовится проект письменного уведомления заявителя об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа, который оформляется на бланке лицензирующего органа, подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом. Указанное уведомление направляется заявителю в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.
75. В случае если заявитель высказал желание о предоставлении результата предоставления государственной услуги в электронной форме, то ответ заявителю предоставляется в трехдневный срок после принятия соответствующего решения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования с соблюдением Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 722.
76. В случае если заявитель высказал желание о предоставлении результата предоставления государственной услуги в электронной форме и он не содержит сведений, составляющих государственную тайну, исполнитель готовит проект ответа заявителю в электронной форме путем сканирования оформленного на бумажном носителе подписанного ответа заявителю и прикрепления его электронного образа к проекту ответа заявителю в электронной форме, после чего исполнитель докладывает начальнику подразделения, ответственного за рассмотрение заявления, о необходимости рассмотрения проекта ответа заявителю в электронной форме и его отправления с использованием электронной подписи руководителя лицензирующего органа или уполномоченного им должностного лица.
77. В случае если заявитель высказал желание о предоставлении результата предоставления государственной услуги в электронной форме, а он содержит сведения, составляющие государственную тайну, исполнителем готовится проект ответа заявителю в электронной форме с указанием о необходимости получения результата государственной услуги в лицензирующем органе, после чего исполнитель докладывает начальнику подразделения, ответственного за рассмотрение заявления, о необходимости рассмотрения проекта ответа заявителю в электронной форме и его отправления с использованием электронной подписи руководителя лицензирующего органа или уполномоченного им должностного лица.
78. Ответ заявителю, направленный в электронной форме, распечатывается, регистрируется и приобщается к лицензионному делу заявителя.
Продление или отказ в продлении срока действия лицензии
79. Продление срока действия или отказ в продлении срока действия лицензии проводится в порядке, установленном для выдачи или отказа в выдаче лицензии*(25).
При выявлении в ходе рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии оснований, указанных в пункте 12 Положения, действие лицензии приостанавливается или она аннулируется в порядке, установленном пунктом 12 Положения.
Переоформление или отказ в переоформлении лицензии
80. Основанием для начала административной процедуры является получение исполнителем заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, указанных в пункте 20 настоящего Административного регламента.
81. В случае наличия в заявлении о переоформлении лицензии сведений об изменении места осуществления и (или) условий ведения лицензируемого вида деятельности исполнитель готовит проект решения лицензирующего органа о необходимости проведения (поручения проведения) специальной экспертизы.
82. В случае отсутствия в заявлении о переоформлении лицензии сведений об изменении места осуществления и (или) условий ведения лицензируемого вида деятельности исполнитель готовит проект решения о переоформлении лицензии.
84. Специальная экспертиза проводится в порядке, установленном пунктом 69 настоящего Административного регламента.
87. В случае проведения специальной экспертизы и (или) выявления оснований, указанных в пункте 29 настоящего Административного регламента, исполнителем готовится решение лицензирующего органа об отказе в переоформлении лицензии, которое принимается в порядке, установленном пунктом 74 настоящего Административного регламента.
При выявлении в ходе рассмотрения заявления о переоформлении лицензии оснований, указанных в пункте 12 Положения, действие лицензии приостанавливается или она аннулируется в порядке, установленном пунктом 12 Положения.
Выдача дубликата лицензии
89. Основанием для начала проведения административной процедуры является получение исполнителем заявления о выдаче дубликата лицензии.
90. Исполнителем оформляется проект заключения лицензирующего органа о выдаче дубликата лицензии. Указанное решение утверждается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом.
Приостановление действия лицензии
92. Основанием для начала проведения административной процедуры по приостановлению действия лицензии является получение исполнителем соответствующего заявления.
93. В случае получения заявления, указанного в пункте 92 настоящего Административного регламента, исполнитель готовит проект решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии в форме заключения. Указанное решение принимается руководителем лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или уполномоченным им должностным лицом.
94. При принятии решения о приостановлении действия лицензии исполнитель готовит проект уведомления заявителя о приостановлении действия лицензии. Указанное уведомление оформляется на бланке лицензирующего органа и подписывается его руководителем или уполномоченным им должностным лицом. Уведомление в трехдневный срок со дня принятия решения направляется заявителю.
95. Лицензиат, получивший решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, обязан в десятидневный срок возвратить лицензию и уведомить о приостановлении действия лицензии всех заинтересованных лиц.
96. До принятия решения о возобновлении действия лицензии она хранится в лицензирующем органе.
Возобновление действия лицензии
98. Основанием для начала проведения административной процедуры по возобновлению действия лицензии является получение исполнителем заявления с приложением документально подтвержденных сведений об устранении обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии.
100. Результаты проведения специальной экспертизы оформляются в соответствии с пунктом 70 настоящего Административного регламента.
101. При предоставлении заявителем всех документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, и отсутствии необходимости проведения специальной экспертизы исполнителем готовится проект решения о возобновлении действия лицензии. Указанное решение оформляется в форме заключения и принимается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом.
102. В случае принятия решения о возобновлении действия лицензии она возвращается заявителю с сопроводительным письмом, подписанным руководителем лицензирующего органа или уполномоченным им должностным лицом, с изложением указанного решения.
103. Лицензия считается возобновленной после принятия лицензирующим органом соответствующего решения, о котором он в трехдневный срок со дня принятия решения оповещает лицензиата и возвращает ему лицензию, содержащую сведения о сроках ее приостановления*(26).
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также за принятием ими решений
106. О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур исполнители немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
107. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
111. В ходе проверок проверяются и оцениваются вопросы, касающиеся предоставления государственной услуги, в том числе:
полнота и законность исполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих предоставление государственной услуги;
наличие и порядок ведения лицензионных дел;
полнота использования полномочий, предоставленных территориальным органам безопасности;
статистика по жалобам и заявлениям юридических и физических лиц.
Ответственность должностных лиц лицензирующих органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
114. За нарушения положений настоящего Административного регламента виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
116. Основные положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением настоящего Административного регламента, в том числе со стороны заявителей, устанавливаются и определяются в соответствии с федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) лицензирующих органов и их должностных лиц, предоставляющих государственную услугу
118. Заявитель может обратиться с жалобой в лицензирующий орган по основаниям и в порядке, определенным статьями 11.1 и 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации заявления;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
122. Жалоба должна содержать:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) лицензирующего органа, должностного лица лицензирующего органа. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии*(27).
124. Рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, определенном Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840.
125. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных лицензирующим органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказывает в удовлетворении жалобы.
127. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
128. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
129. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
130. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы доводится до заявителей следующими способами:
путем использования услуг почтовой связи;
путем размещения на Портале;
при личном обращении в лицензирующий орган;
посредством телефонной связи.
*(2) Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. N 1075 «Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 33, ст. 4918; 2013, N 40 (ч. III), ст. 5044).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30 (ч. I), ст. 4587, N 49 (ч. V), ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651, N 27, ст. 3477, 3480; N 30, (ч. I), ст. 4084.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1540; 1996, N 18, ст. 2142; 1997, N 20, ст. 2283; 1998, N 32, ст. 3899; 2002, N 41, ст. 3983; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5479; 2007, N 6, ст. 760; 2008, N 21, ст. 2465; 2010, N 14, ст. 1665, N 40, ст. 5076; 2011, N 46, ст. 6521; 2012, N 20, ст. 2545.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340.
*(7) Российская газета, 1993,21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, 4596; N 46, ст. 6407.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1 (ч. I), ст. 9; N 46, ст. 4537; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5030; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 28, ст. 3348; N 31, ст. 4008; N 50, ст. 6241; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2010, N 31, ст. 4207; N 42, ст. 5297; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4282; N 30 (ч. I), ст. 4589; N 50, ст. 7366; 2013, N 19, ст. 2324; N 27, ст. 3477.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30 (ч. I), ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4775; 1998, N 5, ст. 561; 2001, N 24, ст. 2418; N 38, ст. 3724; 2002, N 22, ст. 2074; 2005, N 10, ст. 807; 2006, N 8, ст. 892; 2007, N 53, ст. 6550; 2008, N 15, ст. 1525; N 18, ст. 2007; N 31, ст. 3702; N 37, ст. 4182; 2009, N 21, ст. 2547; N 24, ст. 2919; N 40 (ч. II), ст. 4684; 2010, N 50, ст. 6655; 2011, N 15, ст. 2083; N 24, ст. 3414; N 39, ст. 5456; 2013, N 12, ст. 1248.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2579; 1996, N 18, ст. 2142; 1999, N 14, ст. 1722; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5480; 2010, N 18, ст. 2238.
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762; 2012, N 45, ст. 6261.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. VI), ст. 7070; N 52, ст. 7507.
*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4285.
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829.
*(22) Пункты 10, 11 Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2012 г. N 722.
*(24) В случае оформления одного бланка лицензии на заявителя и его подразделения.
*(27) Пункт 3 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840.