здание сложной формы в плане

КОНФИГУРАЦИИ ЗДАНИЯ И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В большинстве стран вопросы долговечности и надежности конструкций зданий и сооружений включены в национальные нормы и правила на проектирование и строительство.

здание сложной формы в плане

Рис 4.2.1. Изображение понятия «конструкции нерегулярной формы и рамные каркасы»:

Например, в нормах США упомянуто, что для сооружений, имеющих неправильную форму в плане или в каркасных системах при большом различии величин сопротивления поперечному сдвигу или жесткости соседних этажей, а также в других конструктивных особенностях, распределение горизонтальных сил следует определять с учетом динамических характеристик сооружения. Почему в нормативных документах эту проблему рассматривают только с общих позиций? Возможно это потому, что, несмотря на понимаемое всеми значение вопроса, его трудно охарактеризовать определенными правилами и привести к форме, соответствующей стилю нормативной литературы. Имеющаяся нормативная литература составлялась для зданий правильной конфигурации в плане, а количество различных неправильных конфигураций зданий может быть огромно.

На рис. 3.10.1 приведены их основные виды. Выявлено, что 65-80% зданий, построенных в последние годы, относятся к одной из указанных категорий зданий неправильной формы в плане. Важно отметить, что такие неправильные формы создаются по произволу самих проектировщиков, а не определяются функциями данного типа зданий. Эти здания не соответствуют условиям технических норм, составленных для зданий простой архитектурной формы, и поэтому в большей или меньшей степени расчетные усилия, учтенные при проектировании и вычисленные по этим нормам, не соответствуют фактическим.

Следует сказать, что если проектирование крупных объектов осуществляется на основе изучения соответствующих инженерных концепций и тщательного анализа расчетных факторов, то небольшие объекты неправильной формы часто проектируются без учета требований нормативной документации, поэтому возможные изменения работы конструкции в условиях воздействия сейсмической нагрузки, создаваемые за счет неправильной конфигурации, не всегда рассматриваются и включаются в расчет.

Общее понимание проблем усложнения конфигурации зданий не менее важно, чем аналитические выкладки. Большая часть информации, которой располагают специалисты сегодня, носит эмпирический характер: наиболее ранние наблюдения работы конструкций в условиях воздействия сейсмических сил проводились для зданий, выполненных из определенных типов материалов определенной конфигурации и на основе той или иной строительной технологии. Но такой подход создает дополнительную опасность для проектировщика, который, полагаясь целиком на нормативные расчетные положения, не всегда старается вникнуть в характер динамического воздействия окружающей среды и оценить соответствующую ответную реакцию здания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Как мне обозначить оси в здании сложной формы?

Столкнулась с неприятной ситуацией.

Здание, по сути, есть, а вот с осями туго, точнее, с «именами» этих осей.
Гляньте, пожалуйста, кому не сложно.

Буду очень благодарна, потому как литературы не нашла.
С уважением.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Никогда таким не занимался.
Думаю вы правильно начали наносить оси.
Т. е. каждую секцию сделать со своими осями допустим 1-111, далее под другим углом 112-119, далее под другим углом 120-220 и т. п.

Оси вы наносите для того, чтобы строители их разбили и по ним привязывали колонны и прочее.

Есть ньюанс.
Для привязки осей выполняются временные пункты разбивочной внешней сети здания. Эти пункты представляют собой допустим арматуру в забетонированной яме (бывают разные) с ограждением. Пункты утсанавилваются с каждой стороны здания или оси которую разбивают.
Согласно Пособию к СНиП геодезические работы в стр-ве расстояние от этих пунктов до стен здания допускается от 30 м. Видимо раньше были ограничения по применению теодолита или нивелира и его нельзя было поставить сразу под стенами. Подозреваю что сейчас эти ограничения уменьшились может быть до 20 м.
Также это расстояние, очевидно, изменяется от высоты измеряемой точки. Но как не знаю. здание сложной формы в плане
При этом вроде бы по тому же пособию нужно 2 пункта с каждой стороны. Расстояние между самими пунктами я беру около 10-15 м +-5 м. Но у меня промплощадки в тайге и мне с этим много проще.
В принципе, как я понимаю всё здание возможно построить и с меньшим количеством осей, чем обычно назначается. Но дополнительная точность никогда не бывает лишней.
В крайнем случае я брал не менее 15 м немного нарушая пособие, но выбора у меня тогда не было.
Как в реальности это будут делать я пока слабо соображаю.

Точку пересечения ближайших осей думаю надо привязать и дать угол между ними.
По возможности большей части колонн должны быть назначены оси.

Возможно привязать вместе оси с разным углом и между ними допустить ещё оси.

здание сложной формы в плане

Никогда таким не занимался.
Думаю вы правильно начали наносить оси.
Т. е. каждую секцию сделать со своими осями допустим 1-111, далее под другим углом 112-119, далее под другим углом 120-220 и т. п.

Оси вы наносите для того, чтобы строители их разбили и по ним привязывали колонны и прочее.

Есть ньюанс.
Для привязки осей выполняются временные пункты разбивочной внешней сети здания. Эти пункты представляют собой допустим арматуру в забетонированной яме (бывают разные) с ограждением. Пункты утсанавилваются с каждой стороны здания или оси которую разбивают.
Согласно Пособию к СНиП геодезические работы в стр-ве расстояние от этих пунктов до стен здания допускается от 30 м. Видимо раньше были ограничения по применению теодолита или нивелира и его нельзя было поставить сразу под стенами. Подозреваю что сейчас эти ограничения уменьшились может быть до 20 м.
Также это расстояние, очевидно, изменяется от высоты измеряемой точки. Но как не знаю. здание сложной формы в плане
При этом вроде бы по тому же пособию нужно 2 пункта с каждой стороны. Расстояние между самими пунктами я беру около 10-15 м +-5 м. Но у меня промплощадки в тайге и мне с этим много проще.
В принципе, как я понимаю всё здание возможно построить и с меньшим количеством осей, чем обычно назначается. Но дополнительная точность никогда не бывает лишней.
В крайнем случае я брал не менее 15 м немного нарушая пособие, но выбора у меня тогда не было.
Как в реальности это будут делать я пока слабо соображаю.

Точку пересечения ближайших осей думаю надо привязать и дать угол между ними.
По возможности большей части колонн должны быть назначены оси.

Возможно привязать вместе оси с разным углом и между ними допустить ещё оси.

Я изначально строила здание по осям, просто такую сложную форму никогда не строила. Проект учебный, поэтому мне крайне важно грамотно оформить чертеж, иначе долларов на распечатку улетят коту под хвост.

Источник

Конфигурации зданий в плане

тип
Конфигурация зданий
Описание планировочной схемы

Здания представляют собой в плане прямоугольник или трапецию с сильно развитым фронтальным главным фасадом и скошенными торцами

Угловая схема плана состоящего из двух корпусов, примыкающих под углов (от тупого до острого)

Точечная схема плана (с коротким главным фасадом отличается глухими торцами от современных)

Здание состоит из трех корпусов (боковые меньшей протяженностью, примыкают к вытянутому по улице основному объемы – открытая схема)

П-образная, характеризуется развитыми боковыми корпусами и относительно короткой вставкой между ними

Замкнутая – создает обстроенный со всех сторон двор затемненный (атриум)

В большинстве городов центральной России в старой застройке использованы преимущественно первые 4 конфигурации, а в жилищном фонде С-П, последние 2 типа планировочной схемы здания, из-за высокой стоимости городской земли.

Рядовые, точечные, угловыеи открытые планирование схемы обеспечивают удовлетворением дневным светом и проветриваемых помещений. Дома с замкнутыми П-образными планами плохо проветриваются, а инсоляционный режим хуже с этажностью. Из-за небольшого расстояния между противоположными корпусами не обеспечивается условия зрительной изоляции помещений.
Архитектурно-планировочные схемы жилых зданий этого периода застройки отличаются широкими корпусами – шире 13м, в некоторых случаях до 12м. площадь одной секции может превышать 300м2, квартиры многокомнатные, здания построены до 1917г трудно поддаются реконструкции и могут быть приспособлены под жильё для экономически состоявшихся лиц.

Фонд постройки 1918-1941гг.
Для зданий этого периода характерны:
1. Преобладание первых трёх типов конфигурации
2. Этажность не выше 4-5 этажей в больших городах, до трёх а малых
3. Физический износ несменяемых элементов 35-45%
4. Секционная планировка при ширине до 12м и длине 14-18м
5. Характерно коммунальное и квартирное заселение
6. Наличие проходных комнат, отсутствие малых комнат до 7м2
7. Использование стен облегченной конструкции и балочных перекрытий
Период 45-50-х годов. Дома как правило построены по типовым проектам. Использованы простые конфигурации в плане (рядовая, Г-образная и открытая). Соблюдается правила ориентации зданий на местности, обеспечивающие инсоляцию помещений. Ширина корпуса от 11 до 13м, квартиры 2-4-х комнатные, раздельные с/у, кухни больше 7м2. Кирпичные стены сплошной кладки. Использованы многопустотные жб плиты.

1956-1965гг. Здания первого поколения полносборного домостроения. Характерна упрощенная рядовая конфигурация плана, высота помещений уменьшена до 2,50м, высота здания до 5 этажей, ширина корпуса 12м. количество комнат в квартире от 1 до 3, уменьшены размеры подсобных помещений (прихожих, кухонь – 5,20м2, с/у).
1976-1984гг. Дальнейшее развитие полносборного домостроения. Увеличена этажность – 9-12этажей, улучшена планировка квартир, но количество комнат в них не превышает трех. Квартиры достаточно комфортны для класса муниципального жилья и ближайшее время не потребуется модернизация.
Здания построенные с начала 90-х годов. На ряду с муниципальным появляется элитное жилье, для которого характерны многокомнатные квартиры площадью от 105 до 180м2. Строятся кухни-столовые 20-25м2, 2-3 с/у, зимние сады и прочее.
В последние годы на рынке жилья появляется все больше квартир свободной планировки (межкомнатные перегородки устанавливаются по согласованию с собственником после приобретения квартиры).

Лекция 8 – 09.11.12
Конструктивные схемы жилых зданий традиционной постройки
Можно выделить 5 типов конструктивных схем:
1. Двухпролетная схема с продольными несущими стенами
Рис 8.1

2. Многопролетная схема с поперечными несущими стенами
Рис 8.2

3. Однопролетная схема с наружными несущими стенами
Рис 8.3

4. Смешанная схема
Рис 8.4

5. Трехпролетная схема с наружными несущими стенами и 2 продольными внутренними стенами.

Характерной чертой рассматриваемых зданий является перекрытия с пролетом в свету более 5,5м, средний пролет постепенно уменьшается с 9м до сегодняшних 6м. прослеживается тенденция перехода от продольных несущих к поперечным несущим стенам.
Г, П и О- образные здания с полузамкнутыми и замкнутыми дворами легко можно адаптировать для создания хорошо контролируемых дворов, что очень высоко ценится во всем мире и связано с желанием проживающих иметь повышенный комфорт не только в квартире, но и в окружающем придомовом пространстве.

Общеизвестные отрицательные примеры по 5эт:
1. Низкая звукоизолирующая способность межквартирных и межкомнатных перегородок
2. Низкое качество сварных швов
3. Конапатка швов, не обеспечивающая водонепроницаемость и непромерзаемость стыков панелей
4. Малая поверхность сцепления между раствором и телом панели в расшивке шва, приводящая к разрушению и отслаиванию раствора (проникает вода и холодный воздух).
5. Проникает вода и холодный воздух

Цель переустройства полносборных зданий:
1. Совершенствование планировочной структуры квартир, функциональное зонирование помещений, увеличение площади кухонь, прихожих, с/у, ванных комнат
2. Оборудование зданий лифтами и мусоропроводами, установку современного инженерного оборудования
3. Устройство мансарды или теплой чердачной кровли, улучшение звукоизоляции внутренних стен и перекрытий и увеличение толщины межквартирных стен
4. Увеличение площади общих комнат до 22м2, в спальне на 1 человека – до 12м2, на двух – до 15м2.

Пятиэтажные жилые здания делятся при реконструкции на 3 группы:
1. Полносборные здания, имеющие частый шаг поперечных стен, перемещение вертикальных коммуникаций, требующее перебивки отверстий для вентиляционных каналов затруднено, увеличение размеров комнат возможно, но только за счет увеличения их длины.

2. Конструктивные особенности и техническое состояние в полносборных зданиях позволяют осуществить полную модернизацию (перепланировку), возможна прибивка новых дверных проемов при соблюдении расстояния между проемами на менее 1,5-2м.
3. При перепланировки можно убрать полностью поперечные межквартирные стены, кроме зон лестничных клеток, служащих элементами пространственной жесткости, возможно устройство дополнительных проемов наружных стен, а так же размещение вентиляционных каналов во внутренних стенах.

К элитным жилым зданиям относятся:
1. Расположение жилых комплексов в районе исторического центра или в экологически благополучной части города, где сохранились зеленые массивы, акватории рек, озер и иные объекты ландшафта
2. Создание в процкссе реконструкции дома или группы домов развитых и хорошо оборудованных общественных помещений для жильцов (зимнего сада, фитнес зала, сауна, бассейны, спорткомплексы с тренажерными, бильярдными, детских игровых комнат, кинозала, круглосуточно работающего врача, площадки для приготовления барбикю на крыше, прачечной, холодильника для хранения меховых изделий летом). Наличие подземных гаражей или охраняемой автостоянки с числом машиномест не менее числа квартир. Не выходя из дома можно заказать турпутевку, авиабилет, ужин в ресторане.
3. Общая идея, реализуемая переустройства жилья в элитное заключается в создании жилого пространства каждой квартиры в виде виллы, встроенной в объем многоэтажного дома.

Для переустройства элитного жилья нужно (конструктивно-планировочно):
1. наличие избыточного естественного освещения
2. Наличие подсобных помещений
3. Большое число с/у с естественным освещением
4. Возможность устройства квартиры в двух уровнях
5. Устройство двухсветной гостиной, обеспечивающей создание зонированного по вертикали пространства перед камином
6. Наличие двух входов в квартиру из общей лестничной клетки, расположенных на разных уровнях.

Допускается проектирование жилых комнат глубиной более 6м при условии устройства вытяжной вентиляции из зоны удаленной от оконного проема и обеспечения требуемого уровня естественной освещенности в этой зоне. Общая комната это композиционный центр квартиры и предназначена для пребывания всех членов семьи, для приема гостей и отдыха. Ее площадь не должна быть меньше 16м2, может использоваться и как столовая. В двухкомнатных квартирах общую комнату делают изолированной, в многокомнатных квартирах она может быть проходной, в престижных квартирах общую комнату часто совмещают с зимним садом и т.д. в процессе реконструкции спальни увеличивают до 25м2, при ней располагают гардеробную и санитарный узел.
Различают три вида планировочного решения кухни: — кухни-стоолвые, — рабочие кухни, — кухни-ниши. Кухни столовые должны иметь площадь не меньше 12м2. Рабочая кухня это изолированное помещение, предназначенное для приготовления пищи. Кухни-ниши оборудуются только электроплитами для квартир гостиничного типа.
В санитарный узел объединяют помещения, в которых устанавливают унитаз, биде, умывальник, ванну или душевой поддон, парную (сауну). В больших квартирах число с/у определяется исходя из числа спален.

Причинами деформации второй группы являются результаты человеческой деятельности:
1. Перепланировка и застройка участка памятника и т.д.

Признаки деформирования здания
Рис 9.1

1. В стадии просадки сплошной стены
2. Последовательная просадка средней части стены
3. Просадка угла и средней части здания
4. Просадка колонны арочно-стоечной системы
5. Просадка центрального модуля церкви крестово-купольной системы
6. Усадка раствора арочной перемычки
7. Подвижка пяты подпружной арки
8. Подвижка пяты свода междуэтажного перекрытия
9. Отслоение, выпучивание лицевой кладки при перегрузки пилона

Тип свода
Направление и внешний признак деформаций
Возможные причины деформации
Цилиндрический коробовый свод, «чистый» или с потолком

Усадка раствора, перегрузка свода, равномерная подвижка опор
Цилиндрический свод

Просадка или подвижка угловой части опорного контура
Цилиндрический свод

Просадка торцевой части опорного контура
Цилиндрический свод

Поперечный сдвиг части здания (при жесткой кладке свода)
Цилиндрический свод под центральной нагрузкой

Симметричная подвижки при перегрузке центральной зоны
Сомкнутый свод с центральной нагрузкой

Подвижка опорного контура, обрыв воздушных связей
Крестовый свод на столбчатых опорах

Просадка и подвижка опоры
Крестовый свод с замкнутым опорным контуром

Сдвиг части объема
Система крестовых сводов со столбчатыми опорами

Подвижка двух соседних столбчатых опор одного ряда
Система цилиндрических сводов, храмов крестово-купольной системой

Температурная деформация
Купол на барабане или опорном кольце

Разрыв кольцевой связи барабана, расползание опорного кольца при перегрузке
Парусный свод, купол на парусах

Источник

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

здание сложной формы в плане

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

здание сложной формы в плане

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

здание сложной формы в плане

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

здание сложной формы в плане

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

здание сложной формы в плане

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

здание сложной формы в плане

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

здание сложной формы в плане

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

здание сложной формы в плане

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

здание сложной формы в плане

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

здание сложной формы в плане

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

здание сложной формы в плане

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

здание сложной формы в плане

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

здание сложной формы в плане

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

здание сложной формы в плане

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

здание сложной формы в плане

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

здание сложной формы в плане

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

здание сложной формы в плане

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *