земельный налог при жилищном строительстве

ФНС России разъяснила, какую ставку применять в отношении земельного участка для малоэтажной жилой застройки

земельный налог при жилищном строительстве
SectoR_2010 / Depositphotos.com

Ранее Минфин России указывал, что земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса облагаются по ставке, установленной правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка. Такое же правило касается и земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Исключение составляет только доля праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, письмо Минфина России от 12 сентября 2018 г. № 03-05-05-02/65395).

Вместе с тем, налоговым законодательством предусмотрены случаи применения повышающих коэффициентов. Так, например, коэффициент 2 используется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физлицами и юр лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (кроме ИЖС физлицами). Применяется он в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земли вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Если же стройка занимает более трех лет, то применяется коэффициент 4 (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Поэтому, как поясняет налоговая служба, в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» применяется ставка, установленная муниципальными образованиями, но не более 0,3%, и повышающий коэффициент (письмо ФНС России от 2 марта 2020 г. № БС-4-21/3568@).

Если же собственник участка не освоил приобретенную землю для жилищного строительства, то право на применение пониженной налоговой ставки он не теряет (п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 54).

Источник

Налоговая служба разъяснила особенности применения налоговой ставки в отношении земельных участков под ИЖС

AlKan32 / Depositphotos.com

ФНС России выпустила разъяснения по вопросу применения налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (письмо ФНС России от 16 июля 2020 г. № БС-4-21/11511@).

Налоговым законодательством установлено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении отдельных видов земельных участков, в частности, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Исключение составляют только участки ИЖС, используемые в предпринимательской деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса). В отношении прочих земель применяется предельная ставка 1,5%.

В НК РФ не содержится исчерпывающего переченя документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки в размере до 1,5%.

Как поясняет ФНС России, к таким документам (сведениям), в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и другие.

Земельное и градостроительное законодательство обязывает использовать по целевому назначению весь земельный участок (п. 2 ст. 85 Земельного кодекса, ст. 37 Градостроительного кодекса). При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

В связи с этим, по мнению ФНС России, если налоговая ставка установлена в размере 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, не используемых в предпринимательской деятельности, то даже при выявлении факта использования в предпринимательской деятельности части земельного участка, вышеуказанная ставка уже не может применяться ко всему участку.

Источник

О применении ставки земельного налога за участок под малоэтажную жилую застройку

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 марта 2020 г. N БС-4-21/3568@
«О применении налоговой ставки в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка»

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налоговой ставки при исчислении земельного налога по земельному участку с видом разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» и рекомендует учитывать следующее.

На основании пункта 2 статьи 34.2 Кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса правомерности применения организацией налоговой ставки при исчислении земельного налога, следует иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 34.2 Кодекса письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают финансовые органы муниципальных образований.

Дополнительно обращаем внимание на позицию Минфина России, изложенную в письме от 12.09.2018 N 03-05-05-02/65395, согласно которой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

На основании пункта 15 статьи 396 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, а в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Кодекса.

Исчисление земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования «для объектов жилой застройки» осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, и повышающих коэффициентов, установленных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса

Источник

ФНС России пояснила, нужно ли уплачивать налог с участка, относящегося к имуществу многоквартирного дома

земельный налог при жилищном строительстве
Francescoscatena / Depositphotos.com

В соответствии с положениями налогового законодательства налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (п. 2.2 ст. 23 Налогового кодекса). При этом земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу (подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).

Основанием для включения земельных участков в состав общего имущества многоквартирного дома, в частности является проведение государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Со дня такой регистрации земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ).

Кроме того, если спорный земельный участок был сформирован под многоквартирным домом, поставлен на кадастровый учет и перешел в общую долевую собственность собственников помещений в этом доме, то после сноса данного дома юридическое лицо, за которым было зарегистрировано право собственности на все расположенные в этом доме квартиры, а следовательно, и на все доли в праве общей долевой собственности на общее имущество сохранило (не утратило) право собственности на земельный участок под домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2017 г. по делу № 305-КГ16-10570, А40-78400/2015).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Поэтому, как указывает налоговая служба, если земельный участок в соответствии с российским законодательством относится к общему имуществу многоквартирного дома и, следовательно, не является объектом налогообложения, то у организации отсутствует обязанность представлять в налоговый орган сообщение о наличии объекта налогообложения в отношении такого земельного участка (письмо ФНС России от 26 февраля 2021 г. № БС-4-21/2441@).

Источник

Проблема расширительного толкования условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога (Определение КС РФ от 23.07.2020 № 1707-О)

Случаи нецелевого использования земель далеко не редкость. Сельхозземли не возделываются и зарастают бурьяном, земли под жилищное строительство – не застраиваются.

В этой связи вполне понятно стремление государства (в лице налоговых органов) ограничить применение пониженной ставки земельного налога при использовании участков не по назначению.

В частности, можно считать сформировавшейся судебную практику по дачным участкам[1].

Суды в этих делах (со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») пришли к заключению, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Суды установили, что спорные участки использовались товариществом в коммерческих целях (для перепродажи), а не для ведения дачного хозяйства или дачного строительства.

В ходе обследования было обнаружено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур. На территории участка отсутствуют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества). Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), с преимущественным видовым составом сорняков: пырей, пижма, лебеда, осот, полынь и др.

Постановление 10ААС от 12.12.2019 по делу №А41-25410/19

Конституционный Суд, отказывая в принятии жалобы налогоплательщика, указал, что пп.1 п.1 ст.394 НК РФ[2]

предполагает возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию

Но на практике вырванные из контекста отдельных судебных актов фразы начинают применяться правоприменителем и в ситуациях, когда само целевое использование земельного участка налицо.

Причем происходит смешение отдельных, самостоятельных оснований для пониженной ставки: выводы из дел по «дачным» участкам применяют в делах по жилищному строительству.

Вот реальный пример.

В 2019г. Застройщик приобрел земельные участки с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС).

Заказал проект планировки и план благоустройства и озеленения коттеджного поселка; размежевал участок, подвел все коммуникации, построил дороги, детские и спортивные площадки и т.д. По заказу покупателей (которые выбирают приглянувшийся участок и проект дома) стал возводить и продавать коттеджи.

Полагая, что все условия соблюдены (вид разрешенного использования под ИЖС + осуществление жилищного строительства) – применил пониженную ставку земельного налога 0,3% (вместе с повышающим коэффициентом 2).

Но налоговый орган пересчитал налог по общей ставке (1,5%).

Объяснение простое: раз участок под ИЖС – воспользоваться пониженной ставкой налога по таким участкам могут лишь граждане, которые строят «для себя» (много ли тех, кто может и, главное, хочет самостоятельно заниматься строительством своего дома – большой вопрос). А застройщик использует участок в предпринимательской деятельности, прибыль извлекает.

приобретенных (предоставленных) для жилищнгого строителства

приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности

Очевидно, что указанная норма ухудшает положение налогоплательщиков и в силу п.2 ст.5 НК РФ не имеет обратной силы.

Следовательно, запрет на применение пониженной ставки земельного налога для земельных участков, использующихся в предпринимательской деятельности, не распространяется на прошлые периоды.

В проверяемом периоде (речь про 2019 год) указанная норма не содержала ограничений в отношении субъектов, которыми приобретены (предоставлены) данные земельные участки (юридические или физические лица).

Поэтому ставка налога 0,3% (до 01.01.2020) должна применяться в отношении всех земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, независимо от того, юридическим или физическим лицом приобретен (предоставлен) такой земельный участок.

Тем не менее, налоговый орган отказал в применении ставки 0,3% в 2019г.

И это несмотря на подход Верховного Суда РФ[3] о том, что в качестве «прививки» от злоупотреблений и нерасторопности в освоении земель под жилищное строительство (а согласно классификатору[4] ИЖС – это подвид жилищного строительства) законодатель предусмотрел повышающий коэффициент (х2 в течение 3 лет, далее – х4) к «жилищно-строительной» ставке, а не применение общей ставки земельного налога.

К чему приводит такое расширительное толкование (вопреки буквальному содержанию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ и экономическому обоснованию земельного налога) условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога?

Очевидно, к удорожанию стоимости загородного жилья (ставшего особенно актуальным в период пандемии) – ведь в конечном счете все свои издержки застройщик перекладывает на покупателя.

[1] Определения Верховного Суда РФ от 18.05.2015 №305-КГ14-9101, от 29.02.2016 №305-КГ15-13502, от 20.04.2017 №305-КГ17-3265, от 15.01.2018 №305-КГ17-20424, от 21.12.2018 №307-КГ18-20670

[2] Справедливости ради надо отметить, что в Определении Суд привел редакцию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, действующую с 01.01.2020. Тогда как в деле налогоплательщика речь шла о 2017г.

[3] Определения ВС РФ от 04.02.2020 по делу №А53-21469/2017, от 15.10.2020 по делу №А60-50402/2019

[4] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *