жалоба в уфас на торги ограничение конкуренции образец
Примерная форма подачи заявления (жалобы) о нарушении при проведении торгов ( ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)
Примерная форма подачи жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)
Обращаем внимание, что данная форма не является обязательной для применения, заявление может быть составлено в иной, отличной от предложенной формы, но при этом обязательно должно соответствовать требованиям указанным в ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Руководитель Тюменского УФАС России
И.В. Веретенникову
(ФИО и место жительства, или наименование юридического лица, адрес места нахождения заявителя, почтовый адрес, телефон/факс, e-mail)
(Наименование организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон)
Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при проведении __________________________________________________________________ (указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых __________________________________________________________________торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» __________________________________________________________________ является обязательным в соответствии с законодательством Российской __________________________________________________________________Федерации, адрес сайта, на котором она размещена)
Описание обжалуемых действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение: __________________________________________________________
Перечень прилагаемых документов, подтверждающих признаки совершения ответчиком нарушения при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Подпись заявителя ______________________________
Инструкция по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ — это документ, в котором участник процедуры оспаривает решения госзаказчика или электронной площадки, проводившей тендер. Самые частые причины обращений — нарушение правил проведения закупок и ограничение конкуренции.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать образец заполнения жалобы в УФАС на действия заказчика при закупках по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
Скачать образец жалобы в ФАС на недобросовестную конкуренцию |
Скачать образец жалобы в УФАС на действия заказчика по 44-ФЗ по срокам оплаты |
Скачать образец жалобы в ФАС на отклонение заявки по 1 части по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в ФАС на действия оператора электронной площадки по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в УФАС на поставщика в связи с невыполнением условий контракта по гарантийному ремонту |
Кто жалуется в ФАС
Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.
Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд. По правилам подготовка жалобы в ФАС на этом этапе не предусмотрена, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.
Имеет место и практика по жалобам в ФАС на самих себя по 44-ФЗ среди заказчиков. Организации прибегают к этому методу, когда не исправить ситуацию самостоятельно и вмешательство контрольного органа — меньшее зло, чем дальнейший ход конкурсной процедуры определения поставщика. Например, заказчик обнаружил серьёзные ошибки в тендерной документации, а внести правки в неё уже невозможно из-за пропущенных сроков.
Эксперты КонсультантПлюс каждый месяц делают обзор резонансных жалоб участников закупок. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы решить, есть смысл жаловаться или нет.
Как подать обращение в УФАС
Вот инструкция, как подать заявление в ФАС по 44-ФЗ для поставщика:
Шаг 1. Определяем основания для обжалования
Первое, что делает участник перед подачей обращения, — определяет:
Основания и сроки на жалобу в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ перечислены в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ, оператора электронной площадки — в ч. 5 ст. 105 44-ФЗ. Жалоба на госзаказчика подается в связи с:
Контрактное законодательство разъясняет, кто может подать жалобу в ФАС на действия и решения закупочной комиссии: участник обжалуемого тендера. Оспаривают решения, которые приняты после окончания подачи заявок или в ходе заключения контракта только лица, которых эти нарушения касаются напрямую: участник закупки и компания, с которой заключается контракт. Обжаловать положение закупочной документации вправе любое лицо независимо от того, участвует оно в закупке или нет.
Жалоба на оператора электронной площадки в связи с его ошибками при аккредитации участника подается в течение месяца с момента нарушения.
В случае пропуска срока обжалование действий заказчика или оператора производится через суд.
Шаг 2. Собираем доказательную базу
Помните, что в обращении заявитель подробно излагает, какие действия или решения госзаказчика или оператора не являются законными, подкрепив выводы документами. Для аргументации используются:
Шаг № 3. Составляем обращение
Инструкция, как правильно написать жалобу в ФАС по 44-ФЗ при обжаловании тендера:
Заявитель подает обращение в связи с конкретными действиями или бездействием заказчика. Но каждое обращение в УФАС — это повод для полной внеплановой проверки документации, поэтому, даже если претензии заявителя необоснованны, это не страхует госзаказчика от приостановления закупки или выявления нарушений.
Это образец жалобы по административному правонарушению по 44-ФЗ, используйте шаблон в работе:
Исх. № 1/21 от 09.06.2021
В Управление Федеральной антимонопольной
службы по Московской области
Карамышевская наб., д. 44, г. Москва, 123423
Заявитель: ООО «Идеальный поставщик»
Адрес места нахождения и почтовый адрес:
ул. Победы, д. 1, г. Пермь, 000000
тел./факс: +7 (342) 000-00-00
Эл. почта: info@ideal.ru
Заказчик: ФГБУ «Идеальный заказчик»
Адрес места нахождения и почтовый адрес:
п-т Идеальный, д. 2, г. Зеленогорск,
Московская область, 000000
тел./факс: +7 (812) 000-00-00
Жалоба на действия заказчика
Заказчиком 9 июня 2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение № XXXXXXXXXXX21XXXXXX о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания ФГБУ «Идеальный заказчик» (далее — Аукцион).
Пунктом 4.2 проекта контракта, включенного в документацию об Аукционе, установлено, что оплата за выполненные работы производится в течение 45 дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Данное условие является нарушением прав и интересов участников закупки, так как противоречит требованиям, установленным ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми срок оплаты не превышает 30 дней.
А это образец жалобы в УФАС по 44-ФЗ при ограничении конкуренции:
Шаг № 4. Подаем обращение
Обращение подписывается уполномоченным лицом. Прилагаются бумаги, которые подтверждают полномочия подписанта.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Примерная форма подачи заявления (жалобы) о нарушении при проведении торгов
Примерная форма подачи жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)
Обращаем внимание, что данная форма не является обязательной для применения. Заявление может быть составлено в иной, отличной от предложенной формы, но при этом обязательно должно соответствовать требованиям указанным в ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
Руководителю Кемеровского УФАС России
Кухарской Н.Е.
(ФИО и место жительства, или наименование юридического лица, адрес места нахождения заявителя, почтовый адрес, телефон/факс, e-mail)
(Наименование организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, адрес места нахождения, почтовый адрес, телефон)
Жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при проведении__________________________________________________________________ (указание на обжалуемые торги)
Адрес сайта, на котором размещена информация о вышеуказанных торгах __________________________________________________________________
(если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации)
Описание обжалуемых действий (бездействий) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение: __________________________________________________________
Перечень прилагаемых документов, подтверждающих признаки совершения ответчиком нарушения при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
Подпись заявителя ______________________________
Как составить жалобу в ФАС
Кто и когда может пожаловаться: нормативная база
Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.
В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:
Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде
Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.
Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту delo@fas.gov.ru.
Обязательными сведениями являются:
На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.
Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».
Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.
Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы
В какие сроки подавать
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего
В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола
Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона
В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:
Содержание документации о закупке
До окончания установленного срока подачи заявок
Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке
В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта
Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта
Сколько ее будут рассматривать
Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.
На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.
Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.
Когда могут отказать
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на ограничение конкуренции
150999, г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 1а
ул.Богдана Хмельницкого, д. 30, офис 35. e-mail: takproekt@mail.ru
Решение по результатам рассмотрения жалобы
на ограничение конкуренции
12 марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Солодяшкина С.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Курдюкова И.Н.,
от заявителя – ООО «ТАК ПРОЕКТ», представители не явились, о месте и времени рассмотрении жалобы уведомлены надлежащим образом;
от организатора торгов – АО «Ярославльводоканал», Новиковой Е.В., Балашова А.Б. (по доверенности);
Обжалуемые действия (бездействие) — отклонение заявки ООО «ТАК ПРОЕКТ».
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупки допущено не было, представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а так же документы и материалы, запрошенные уведомлением о поступлении жалобы.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.
30.01.2018 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении Закупки, а также закупочная документация.
Пунктом 10 извещения о проведении Закупки определены требования к участникам, в том числе, установлено, что частник процедуры должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования). Членство СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ. СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Пунктом 11 извещения о проведении Закупки определены требования к составу заявки. В частности установлено, что в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок от 22.02.2018, на участие в Закупке было подано 4 заявки (ООО «НПО «Империал», ООО «Институт Гипроводхоз», ООО «ТАК ПРОЕКТ», ООО «АЗИМУТ»). При этом, заявка ООО «ТАК ПРОЕКТ» была признана несоответствующей требованиям закупочной документации (извещения), поскольку участник в составе своей заявки представил копию действующей выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, а не оригинал, нарушив требование пункта 11 извещения.
В связи с тем. Что только одна из поданных заявок (ООО «АЗИМУТ») была признана соответствующей требованиям извещения, закупка была признана несостоявшейся и принята решение о заключении договора с ООО «АЗИМУТ».
Пунктом 22.9 Положения о закупках установлено, что участники размещения заказа осуществляют подготовку котировочных заявок в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса ценовых котировок. При этом, в случае, если котировочная заявка участника размещения заказа не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых котировок, его заявка отклоняется и не рассматривается (пункт 22.15 Положения о закупках).
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпунктом 3 пункта 6.2.2. Положения о закупках установлено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, установление в закупочной документации конкретных требований к участникам закупки и переченю документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, является обязанностью заказчика при проведении закупки. При этом, ни Закон о закупках, ни Положение о закупках не содержат каких-либо запретов относительно формирования таких требований (если только они не противоречат действующему законодательству). С учетом того, что одной из главных целей регулирования Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, то Заказчик вправе установить в закупочной документации именно те требования к к участникам закупки и составу заявки на участие, которые будут удовлетворять его потребностям.
Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы, в составе своей заявки на участие в Закупке ООО «ТАК ПРОЕКТ» были предоставлены копии действующих выписок СРО по форме, которая утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.
Из текстового анализа пункта 11 извещения о проведении закупки буквально следует то, что Заказчик специально оговаривает в ряде требований возможность предоставления копий документов (например, «копии учредительных документов участника со всеми зарегистрированными изменениями и дополнения к ним (для юридических лиц), заверенные участником», «копия основного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей)», «копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная подписью и печатью организации»).
При этом, в случае с требованием о необходимости предоставления участниками в составе заявки действующей выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, специальное указание на возможность предоставления копии отсутствует. Таким образом, объективно следует, что Заказчик установил в закупочной документации условие о необходимости предоставления в составе заявки оригинала вышеуказанного документа.
Таким образом, решения Заказчика об отклонении заявки ООО «ТАК ПРОЕКТ» как несоответствующей требованиям извещения является обоснованным.
Пунктом 25.4 Положения о закупках установлено, что если по окончании срока продленного срока подачи котировочных заявок, установленного извещением о проведении запроса ценовых котировок, Комиссией по закупкам будет получена только одна котировочная заявка, комиссия по размещению заказов осуществляет вскрытие конверта с такой заявкой и рассматривает ее в порядке, установленном настоящим Положением. Если рассматриваемая котировочная заявка и подавший такую заявку участник размещения заказа соответствуют требованиям и условиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок, ОАО «Ярославльводоканал» заключает договор с участником размещения заказа, подавшим такую котировочную заявку, по цене договора, предложенной таким участником.
Как следует из пункта 13 Извещения о проведении закупки, в ходе проведения оценки заявок Заказчик будет руководствоваться следующим критерием оценки – цена единицы работы. В форме заявки на участие в запросе котировок (приложение № 2 к извещению) так же обозначено, что участник должен указать именно цену единицы работы.
При этом, указанная в протоколе стоимость в 28 320,00 (в том числе НДС), как раз является ценой единицы работы (работы по инженерно-геологическим изысканиям 1-ой скважины глубиной 7,0 м.), при этом общая стоимость договора — 450 000, 00 руб.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
1. Признать жалобу ООО «ТАК ПРОЕКТ» (вх. 2264 от 28.02.2018) на действия (бездействие) организатора торгов – АО «Ярославльводоканал» необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 01.03.2018 № 2221/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.