жертвы нарушения прав человека
Комиссар по правам человека
Жертвы нарушений прав человека заслуживают большего
Право на юридическую защиту и компенсацию действительно является основополагающим правом человека. Оно воплощено во многих международных инструментах и судах, занимающихся правами человека, в том числе в Статье 13 Европейской конвенции о защите прав человека. Жертвы серьезных нарушений прав человека и гуманитарного права имеют право на компенсацию за свои страдания и тот ущерб, который был им нанесен.
Компенсация является завершающим этапом в достижении полноценной защиты прав человека. Во-первых, нарушения прав человека нужно предупреждать. Во-вторых, если такое нарушение и произошло, его должны расследовать государственные органы (быстро, тщательно и беспристрастно). В-третьих, жертвы должны иметь доступ к правосудию. И, наконец, пострадавшие имеют право на получение адекватной компенсации.
Тот факт, что компенсация является последним шагом в обеспечении полноценной защиты прав человека, вероятно, и представляет собой одну из тех причин, силу которой до сих пор этой проблематике уделялось так мало внимания.
В 1993 году профессор Тео ван Бовен в исследовании, посвященном правам на реституцию, компенсацию и реабилитацию для жертв грубых нарушений прав человека и основных свобод, пришел к выводу, что вопросу о компенсациях уделялось мало внимания и его нужно изучать более последовательно и тщательно, как на национальном, так и на международном уровнях.
И на сегодняшний день вопрос о компенсации жертвам не получает того внимания, которого он заслуживает. Даже в тех случаях, когда многие люди были необоснованно помещены под стражу или подвергнуты пыткам во время «войны с террором», не было решительно сказано о необходимости справедливой компенсации. Правительства всячески затушевывали этот вопрос и предоставили самим бывшим заключенным возможность бороться за свои права в сложных судебных процедурах.
Что подразумевает собой компенсация? Наиболее распространенной формой компенсации является финансовая. Отдельные виды ущерба можно легко установить в денежной форме, например, потерю дохода, необходимые средства для оказания поддержки, но в других случаях это невозможно. Я имею в виду физический, психологический или моральный ущерб.
Действительно, эти разные формы компенсаций недавно получили особое внимание в документе ООН «Основные принципы, касающиеся права на реституцию, компенсацию и реабилитацию жертв серьезных нарушений прав человека и основных свобод «, утвержденные Генеральной Ассамблеей 21 марта 2006 года.
Исходя из интересов пострадавших, мы утверждаем нашу человеческую солидарность с жертвами грубых нарушений прав человека. Мы стремимся дать им компенсацию за те риски, которые государство не смогло предотвратить, и они нанесли ущерб этим людям и причинили им боль.
Разумеется, компенсация никогда не сможет в полной мере восстановить нанесенный ущерб. Грубые нарушения прав человека неисправимы. Но это не должно помешать нам бороться для достижения справедливой компенсации жертвам. Основные принципы ООН являются хорошим стартом для осуществления различных форм компенсации ключевого аспекта полноценной защиты прав человека.
Жертвы нарушения прав человека
Отдавая должное бесстрашию правозащитников во всем мире, давайте же возьмем на себя обязательство защищать тех, кто добивается установления истины и справедливости, и содействовать предоставлению жертвам эффективных средств правовой защиты и восстановлению их достоинства.
Генеральный секретарь Антониу Гутерриш
Право на установление истины
Вопрос о применении права на установление истины нередко поднимается в контексте грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений гуманитарного права. В случаях массовых расправ, насильственного исчезновения, пропажи без вести, похищения детей и применения пыток пострадавшие лица и их родственники требуют обеспечения осведомленности об этих событиях. Право на установление истины предполагает получение полных и подробных достоверных сведений о происходивших событиях, конкретных обстоятельствах этих событий и их участниках, включая информацию об обстоятельствах, при которых были совершены нарушения, а также о причинах этих нарушений.
Международный день
21 декабря 2010 года Генеральная Ассамблея провозгласила 24 марта Международным днем права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертв.
Этот день отмечается ежегодно, чтобы отдать дань памяти монсеньору Оскару Арнульфо Ромеро, который был убит 24 марта 1980 года. Монсеньор Ромеро последовательно и решительно осуждал нарушения прав человека наименее защищенных людей в Сальвадоре.
Цель Дня
Основные сведения
В исследовании 2006 года Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) сделан вывод о том, что право на установление истины о грубых нарушениях прав человека и серьезных нарушениях права прав человека является неотъемлемым и самостоятельным правом, связанным с долгом и обязанностью государства защищать и гарантировать права человека, проводить эффективные расследования и гарантировать получение эффективной правовой защиты и возмещения. Это право тесно связано с другими правами, имеет как индивидуальный, так и социальный аспект, и должно рассматриваться в качестве права, не допускающего каких- либо отступлений и не подлежащего ограничениям.
Право на установление истины предполагает получение полных и подробных достоверных сведений о происходивших событиях, конкретных обстоятельствах этих событий и их участниках, включая информацию об обстоятельствах, при которых были совершены нарушения, а также о причинах этих нарушений.
В докладе о праве на установление истины 2009 года Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека содержится исследование по вопросу о передовой практике эффективного осуществления права на установление истины, включая, в частности, практику применительно к архивам и досье, касающимся грубых нарушений прав человека, и программ защиты свидетелей и других лиц, участвующих в судебных процессах, которые связаны с такими нарушениями.
Комиссия по установлению истины в Сальвадоре была создана в соответствии с мексиканскими соглашениями от 27 апреля 1991 года по расследованию серьезных актов насилия, которые произошли с 1980 года, и влияние которых на общество, как считается, требует срочных действий общественности по выявлению истины. В своем докладе от 15 марта 1993 года Комиссия приводит документированные факты убийства монсеньора Оскара Арнульфо Ромеро проправительственными силами, так называемых «эскадронов смерти». 24 марта 1980 года во время службы обедни он пал жертвой снайперского выстрела.
Памятка о правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
О правах граждан, ставших жертвами преступлений или правонарушений
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены – следует как можно быстрее сообщить об этом в полицию.
С заявлением (или сообщением) о преступлении, либо об административном правонарушении можно обратиться в любое время:
— лично в территориальные органы МВД России,
— через официальные сайты,
Соответственно, заявление (сообщение) может быть изложено как в письменной, так и в устной форме.
! Сегодня также развиваются специализированные интернет-сервисы, посредством которых можно обратиться с заявлением в полицию. Один из примеров – сайт «Забизнес.рф», который работает с ноября 2019 года и представляет собой электронный ресурс для приема обращений предпринимателей в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.
При приеме заявления и сообщения о преступлении или административном правонарушении в дежурной части заявителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении, где указан регистрационный номер, который позволит отследить проводимую по Вашему делу работу.
Информация о решении по заявлению в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. По каждому заявлению о преступлении может быть принято одно из решений:
Если уведомление не получено – обращайтесь в территориальный орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Информацию о ходе и результатах рассмотрения Вашего заявления и сообщения также можно получить, записавшись на личный прием к руководителям органа внутренних дел, в котором оно было подано.
Имейте в виду:
Помните, что отказ полицейских в возбуждении уголовного дела далеко не всегда означает потерю перспективы наказания совершившего преступление. Возможно, в Вашей ситуации имеет место уголовное дело частного обвинения, заявление о котором подается в суд.
Не забывайте о том, что для эффективной защиты Ваших прав Вам необходимо не только обратиться в органы внутренних дел, но и самостоятельно предпринять определенные шаги:
1. Выполняйте все советы, которые Вам по телефону или лично дают сотрудники полиции. К примеру, если совершена квартирная кража – не следует ходить по жилищу и прикасаться к вещам, чтобы случайно не уничтожить возможные улики. Бывают случаи, в которых от вас потребуется активная помощь расследованию.
2. Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, необходимо не делать с мобильным телефоном никаких операций, которые способны уничтожить данные о звонках. Лучше всего его выключить до прибытия сотрудников полиции.
Также следует как можно быстрее обратиться в банк с заявлением о блокировке операций с Вашим счетом и об отзыве сомнительного перевода.
Если Вы – «потерпевший»
Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с момента возбуждения уголовного дела принимается решение о признании жертвы преступления потерпевшим.
Потерпевший в ходе уголовного процесса и судопроизводства имеет целый ряд прав:
— вправе знать о предъявленном обвинении лицу
— давать показания (при этом отказываясь свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и близких родственников)
— иметь представителя и бесплатного переводчика для дачи показаний на родном языке
— представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы
— получать копии процессуальных документов, в том числе затрагивающих его интересы
— участие в разбирательстве уголовного дела в судах всех инстанций.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность участия потерпевшего с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, ознакомления с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, постановлениями о назначении судебных экспертиз и заключениями эксперта.
По окончании предварительного расследования потерпевший имеет право знакомиться с материалами уголовного дела полностью или частично, снимать копии с документов и делать выписки в любом необходимом объеме.
— выступать в прениях,
— знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания,
— приносить жалобы на действия и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, следователя, прокурора и суда.
Потерпевший имеет право знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях, подавать на них возражения. (!) В случае угроз в свой адрес или в отношении своих близких – ходатайствовать о применении мер безопасности.
После вынесения приговора потерпевший вправе его обжаловать, равно как и судебные определения и постановления.
Возможно для потерпевшего заявить ходатайство о получении информации о передвижениях осужденного, к примеру – о времени его освобождения из мест лишения свободы.
По гражданскому иску потерпевшего ему обеспечивается возмещение причиненного преступлением имущественного и морального вреда, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя.
Во время рассмотрения дел об административных правонарушениях потерпевший приобретает ряд прав. В частности, он вправе знакомиться со всеми материалами своего дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу и участвовать в его рассмотрении.
Жертвы нарушения прав человека
Понятия «жертва преступления» и «жертва нарушения права»
Татьяна Агеева
Эти два термина по существу различны, и в то же время, несомненно, взаимосвязаны, поскольку и тот и другой содержат в себе ряд общих вопросов, касающихся защиты жертв преступлений и возмещение в судебном порядке причиненного им ущерба, с одной стороны, и защиты жертв нарушений прав человека, а также возмещение в судебном порядке причиненного им ущерба, с другой стороны.
Вообще говоря, обычные преступления совершаются лицами в их личном качестве в нарушение национального уголовного законодательства, и правительства в принципе не несут ответственности за такое противоправное поведение. Действия, представляющие собой нарушения прав человека, совершаются органами или лицами, действующими именем или от имени государства, например правительством, парламентом, судами, обвинителями, сотрудниками полиции и прочими должностными лицами правоохранительных органов. Однако правительства могут в конкретных случаях нести ответственность и за действия частных лиц. Эти действия могут представлять собой нарушения основных прав и свобод человека согласно международным нормам в области прав человека и/или согласно внутригосударственному конституционному или обычному законодательству. Однако, по общему признанию, это различие между жертвами преступлений и жертвами нарушений прав человека не всегда четко прослеживается, но оно служит удобной отправной точкой для изложения правовых проблем, связанных с указанными различиями.
Несмотря на вышесказанное, следует иметь в виду, что жертвы преступлений и жертвы нарушений прав человека в определенной мере имеют многие общие интересы и потребности, такие как возможная потребность в медицинском уходе, включая помощь в случае возникновения эмоциональных проблем, компенсация финансовых потерь и различные формы специальной защиты и/или помощи. Таким образом, принципы, применительно к жертвам преступлений и жертвам нарушений прав человека, могут расцениваться как взаимно подкрепляющие друг друга, когда необходимо оценивать потребности жертв и определять адекватную реакцию общества на эти потребности.
Понятие «жертва преступления» и его нормативное закрепление
В настоящее время не существует универсальной конвенции, касающейся прав жертв общеуголовных преступлений.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла в 1985 году Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, текст которой был одобрен путем консенсуса седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Чтобы содействовать осуществлению этих принципов, было подготовлено Руководство для сотрудников системы уголовного правосудия, касающееся осуществления Декларации, а в своей резолюции 1990/22 от 24 мая 1990 года Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций предложил восьмому Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями широко распространить это Руководство.
В Декларации определяется понятие “жертва преступлений и злоупотребления властью” и конкретизируются права жертв в отношении доступа к правосудию, а также в отношении справедливого обращения, реституции, компенсации и помощи.
(Республика Беларусь не является членом Совета Европы, и поэтому любые документы, принятые в рамках Совета Европы, независимо от их юридической природы, не создают для Республики Беларусь как третьего государства ни прав, ни обязанностей, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 34)
стадии принудительного исполнения;
защиты неприкосновенности личной жизни;
особой защиты жертвы;
схем урегулирования конфликтов;
Термин “жертва преступления”
Согласно пункту 1 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью под термином “жертвы преступления” “понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью”.
Это определение охватывает многие категории вреда, причиняемого лицам в результате преступного поведения, начиная от телесных повреждений и повреждений психологического характера и кончая финансовым ущербом или уроном, нанесенным их правам в другой форме, независимо от того, были ли эти повреждения или ущерб следствием определенного поведения или бездействия.
Также важно, что согласно пункту 2 Декларации, то или иное лицо может считаться жертвой “независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой”.
Согласно этой же статье: “Термин ‘жертва’ в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию”.
В Европейской конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений не содержится четкого определения понятия “жертва”, и, как следует из ее названия, рамки договора несколько ограничены тем, что Конвенция обязывает государство обеспечивать компенсацию жертвам преступления только в тех случаях, когда “возмещение убытков не может быть обеспечено из других источников”. Кроме того, на компенсацию могут претендовать только следующие две категории жертв:
Однако для целей Конвенции жертвой может быть лицо, которому были нанесены телесные повреждения или которое было убито при попытке предупредить правонарушение или “при оказании помощи полиции с целью предупредить правонарушение, задержать преступника или оказать помощь жертве”.
Предпринимаемые до настоящего времени попытки на международном уровне улучшить положение жертв в системе отправления правосудия сводится к признанию того факта, что национальные системы правосудия зачастую уделяют основное внимание правонарушителю и его взаимоотношениям с государством в ущерб правам, нуждам и интересам жертв. Хотя международное право по-прежнему является рудиментарным в этой области, были разработаны полезные руководящие принципы, которые рассматриваются ниже в логическом порядке их приемлемости с точки зрения практики отправления правосудия.
С самого начала можно заметить, что в целом приоритетной целью должно быть обеспечение того, чтобы лица, чьи права были нарушены тем или иным образом, чувствовали, что правосудие совершено.
В юридической литературе широко дискуссируется мнение о том, что жертвой преступления могут выступать физические лица, которым непосредственно был причинен ущерб преступлением, девианты в преступлениях без жертв (первичная жертва), а также члены семьи, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв (рикошетные жертвы).
По мнению отдельных юристов (Туляков В. А.) представляется не только ненаучным, но и попросту безнравственным, исключать рикошетных жертв и субъектов преступлений без жертв из совокупности объектов, охватываемых понятием «жертва преступления» по тем основаниям, что первые только опосредованно связаны с преступлением, а вторые, мол, сами своим поведением создали неблагоприятные последствия, приведшие к криминальному результату (например, преступления, связанные с немедицинским употреблением наркотиков).
Рикошетные жертвы испытывают такие же страдания и проявляют такие же симптомы психологических затруднений, как и первичные жертвы. Члены семей жертв убийств, партнеры и супруги изнасилованных женщин, родители ограбленных подростков, родственники потерпевших от краж и иных преступлений описывают сходные психологические симптомы от непрямой виктимизации так же, как и прямые жертвы.
Однако посттравматический стресс, гнев, униженность, страх и депрессия являются спутниками виктимизации рикошетных жертв точно так же, как и прямых жертв. И не помнить об этом, декларируя принципы защиты гражданских прав и свобод в государстве, нельзя.
Субъекты преступлений без жертв, причиняя вред общесоциальным ценностям как охраняемому уголовным законом благу, одновременно причиняют вред и себе, травмируя свое психическое здоровье.
Таким образом, с криминологической точки зрения в круг лиц, относимых к жертвам преступлений, следовало бы также включить не только субъектов, которым был непосредственно причинен ущерб преступлением, но и тех, чье законное благо было поставлено преступлением (или покушением на него) под угрозу.
Подытоживая изложенное, необходимо отметить, что анализ нормативно-правовых оснований и характеристик определения потерпевших от преступлений в международных стандартах и национальном законодательстве дает основание для вывода о том, что жертвой преступления признается любое физическое лицо, которому преступлением причинен физический, материальный или моральный ущерб. Представляется, что данное определение «жертвы преступления» в максимальной степени соответствует целям и задачам Методологии построения базы данных «Помним».
Понятие «жертва нарушения прав человека» и его правое регулирование
В отличие от ситуации в отношении жертв обычных преступлений международное право в области прав человека устанавливает ряд четко сформулированных правовых норм, касающихся ответственности государств в случае злоупотребления властью, что представляет собой нарушение прав и свобод индивидуума. Кроме того, эти нормы получили дальнейшее развитие в ходе рассмотрения большого числа дел международными контрольными органами. Однако в настоящем контексте практически можно дать только краткий обзор общей правовой обязанности государств, касающейся обеспечения эффективной защиты прав человека и непосредственно связанных с этим конкретных правовых обязательств, обусловленных правом на такую защиту, то есть обязанности предупреждать нарушения прав человека, обязанности обеспечивать внутренние средства правовой защиты и обязанности расследовать предполагаемые нарушения прав человека, преследовать в судебном порядке тех, кто подозревается в их совершении, и наказывать виновных. Кроме того, государство-нарушитель несёт обязанность предоставлять реституцию или компенсацию жертвам нарушений прав человека.
Термин “жертва нарушения прав человека”
Согласно пункту 18 Декларации основных принципов Организации Объединенных Наций:
“Под термином ‘жертвы’ понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно-признанных норм, касающихся прав человека”.
Это определение выглядит в некотором роде специфическим, поскольку, во-первых, как представляется, из него следует, что нарушения международных норм в области прав человека ограничиваются областью уголовного права. Это, конечно, не так. Такие нарушения могут иметь место и в рамках гражданского права, такого как семейное право и наследственное право. Другие области права, которые могут быть отнесены к этой области права, включают законодательство о прессе, административное право, трудовое право, правовые аспекты социального обеспечения и правовые нормы охраны окружающей среды.
Во-вторых, бездействие может противоречить национальным законам и все же представлять собой нарушение международного права в области прав человека. Несмотря на внутригосударственное право, государство может в принципе считаться ответственным на международном уровне за действие или бездействие, которое нарушает международно- признанные стандарты в области прав человека до тех пор, пока оно не предоставило эффективного средства правовой защиты жертве или жертвам нарушения прав человека.
В-третьих, ссылка на “существенное” ущемление прав вызывает определенные трудности толкования, и ее нельзя адекватно понять в теоретическом плане. Действительно, действие или бездействие государства может означать нарушение международные стандартов, касающихся прав человека, хотя ущемление этих прав для соответствующей жертвы и не было “существенным”. Жертва по-прежнему остается “жертвой”, как это понимается международным правом, но реакция на нарушение будет, соответственно, различной. Вместо предоставления реституции или компенсации за ущерб международный контрольный орган может, например, посчитать, что установление самого факта нарушения в конкретном деле является достаточным признанием причиненного вреда. Однако во многих случаях нарушения носят серьезный характер и тем самым требуют принятия ряда различных мер, чтобы исправить или, по крайней мере, уменьшить отрицательные последствия таких нарушений для жертв или их близких родственников.
“Жертвой” является лицо, чьи национально илимеждународно-признанные права человека и основные свободы были нарушены вследствие действия или бездействия со стороны правительства.