жестокое отношение к детям в семье

Жестокое обращение с детьми

Основные факты

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

Деятельность ВОЗ

ВОЗ в сотрудничестве с рядом партнеров в следующих областях:

Источник

Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми»

Памятки для родителей «Жестокое обращение с детьми»

К психической форме насилия относятся:

· открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

· угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

· замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

· преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

· ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

· однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

· отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

· отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

· низкий уровень культуры, образования;

· негативные семейные традиции.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность: Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

ст. 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

ст. 116 (побои), ст.117 (истязание);

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),

ст. 125 (оставление в опасности);

ст. 124 (неоказание помощи больному);

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность: Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации (лишение родительских прав);

ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации (ограничение родительских прав);

ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Уважаемы родители ( законные представители) несовершеннолетних,

Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».

Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти

Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное

поведение «на людях».

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1.Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами :

· ни в том, что появился на свет,

· ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,

· ни в том, что не дал ожидаемого счастья,

· ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

— вовремя не поняли его;

— пожалели свои силы и время;

— стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

— стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

— всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;

— в лучшее, что в нем еще будет;

— быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;

— сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Основные параметры неправильного воспитания

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.

Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении элементарного чувства достоинства.

Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.

4. Негибкость родителей в отношении с детьми:

— недостаточный учёт ситуации, момента;

— фиксация проблем, застревание на них;

— отсутствие альтернатив в решениях;

5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или наоборот.

6. Непоследовательность в обращении с детьми:

меняющие и противоречивые требования родителей.

7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.

8. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха

— беспокойство и паника по любому поводу;

— стремление чрезмерно опекать ребенка;

— не отпускать ребёнка от себя;

— предохранение от воображаемых опасностей;

— стремление делать всё для ребёнка заранее;

— навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

— безоговорочное подчинение своей точке зрения;

— стремление подчинить ребёнка;

— навязывание мнений и готовых решений;

— строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;

— постоянный контроль за действием ребёнка.

— навязывание детям большого числа правил;

— бесконечное число порицаний и замечаний;

— нетерпимость к слабостям и недостаткам;

— отношение к детям, как взрослым.

12. Недоверие к возможностям детей:

— настороженность и подозрительность в отношении перемен;

— недоверчивость к мнению ребёнка;

— неверие в его самостоятельность;

— перепроверка его действий;

— предостережения и угрозы.

13. Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.

Источник

Насилие над детьми. Как распознать и помочь?

Услышав сочетание слов «насилие над детьми» многие из нас представляют плачущего ребенка, ссадины и синяки. Большинство не пройдет мимо такой ситуации и обязательно вмешается. Но часто насилие над ребенком происходит скрыто и незаметно. Как увидеть тревожные сигналы, понять, что нужна срочная помощь?

жестокое отношение к детям в семье

Что такое жестокое обращение с детьми

Очевидные следы физического вреда, причиненного ребенку, заметны невооруженным взглядом. Однако, дети страдают не только от шлепков или побоев. Сексуальная эксплуатация, пренебрежение жизненными потребностями, создание заведомо опасных, неконтролируемых ситуаций, в которых ребенок чувствует себя никчемным, «плохим», неуспешным – все это нарушает его благополучие, психическое здоровье, развитие, влияет на качество жизни. Вне зависимости от того, какой именно вред был причинен, необходимы специальные меры, чтобы справиться с травмирующими последствиями.

Часто тема насилия над детьми рассматривается относительно того, что происходит в семье, «за закрытыми дверями». Однако «закрытые двери» могут быть в детском саду, школе, общественном месте, другом пространстве, где ребенок взаимодействует со взрослыми.

Стереотипы и заблуждения

2. Нанести вред детям могут только психически нездоровые люди или «социопаты».

Не все жестокие родители, воспитатели, опекуны намеренно причиняют вред детям. Часто эмоциональная нестабильность или трудная жизненная ситуация приводят к «срывам», которые отражаются на них. В некоторых случаях отцы или матери воспитывались в семьях, где царила атмосфера жестокости, и попросту не знают других способов воспитания.

3. Жестокое обращение не происходит в «благополучных» семьях.

Случаи жестокого обращения часто встречаются в «благополучных» семьях, когда за «красивым» фасадом прячется история насилия над сыном или дочерью. Напротив, семьи с невысоким уровнем доходов, проживающие в стесненных условиях, делают все возможное для счастливого детства детей.

4. Жестоко обращаются преимущественно чужие, посторонние люди.

Статистические данные показывают, что большинство насильников –члены семьи, родственники, другие близкие семье люди. Но это не исключает возможность насилия над ребенком и со стороны незнакомых людей.

5. Люди, подвергшиеся насилию в детстве жестоки.

В самом деле, кто в детском возрасте испытывал жестокое обращение, может повторять такие сценарии, будучи взрослыми, даже не осознавая это. Но ситуация бывает обратной. Взрослые люди с опытом жестокого обращения стремятся стать лучшими родителями для своих ребят, защитить их от невзгод, неприятностей, так как сами страдали в детстве.

Не проходите мимо!

Все виды жестокого обращения и пренебрежения глубоко травмируют человека. Это могут быть физические, эмоциональные последствия, влияющие на последующую жизнь. Меняется представление о себе, страдает чувство собственного достоинства, нарушается (искажается) способность устанавливать отношения с другими людьми, в семье, на работе, школе, ближайшем социальном окружении. Эти последствия, несомненно, влияют на психическое здоровье, приводят к психическим расстройствам, требующим специального лечения.

Наиболее заметные последствия:

Если ребенок не доверяет самым близким людям, то кому вообще он будет доверять? Как найти тех людей, которые заслуживают доверия? Детям, подвергшимся насилию в семье, впоследствии трудно устанавливать и поддерживать близкие отношения во взрослом возрасте. Часто такие люди не знают о том, что такое доверительные, безопасные отношения.

Степень проявления последствий насилия (жестокого обращения) может быть разной и зависит от многих обстоятельств:

Жестокое обращение с ребенком. Условия, увеличивающие риск

В современном обществе некоторые родители лишены возможности полноценно заботиться о своих детях. Постоянный стресс, занятость на работе, отсутствие достаточных средства на жилье, питание, лечение – все это приводит к тому, что у взрослых не остается времени, сил на воспитание своих чад, создание условий для их развития. Родители часто «срываются», положение детей в этих семьях бывает тяжелым, безрадостным.

Такая ситуация не оправдывает пап и мам, однако улучшение социально-экономического положения семей в обществе в целом снижает вероятность возникновения подобных ситуаций. Проблемы с употреблением психоактивных веществ, психические расстройства, оставшиеся без врачебного вмешательства, отсутствие родительских навыков – все это также увеличивает риск насилия в семье.

Одним из важных направлений государственной социальной политики в России является улучшение положения семей, а также профилактика рисков жестокого обращения.

Жестокое поведение проявляется во многих формах, но в любом случае всегда наносится тяжелый вред психическому здоровью. Подзатыльник, насмешка, игнорирование, длительное одиночество или отсутствие еды – приводит к тому, что ребенок чувствует себя никому ненужным, одиноким, беззащитным, ухудшается его эмоциональное состояние, способность играть, учиться, нарушается темп развития.

Эмоциональное насилие

Слово – сильное орудие, которое наносит серьезный вред психическому, социальному состоянию, становлению личности растущего человека. В качестве примеров эмоционального насилия можно упомянуть следующие:

Пренебрежение жизненными потребностями

Неспособность обеспечить базовые потребности, которые включают в себя питание, одежду, здоровье, гигиену, обеспечение безопасности, приносит значительный вред человеку. Отсутствие заботы не всегда легко заметить. Иногда родитель физически (умственно) не в состоянии заботиться о ребенке, например, в случае серьезной болезни, травмы, нераспознанной депрессии. В других случаях – проблемы с алкоголем, наркотиками могут серьезно ухудшить способность родителей обеспечить безопасность ребенка. Суточный режим работы, стремление заработать как можно больше денег приводят к тому, что сын или дочь остаются подолгу без присмотра, фактически являются безнадзорными.

Физическое насилие

Как ведут себя родители в семьях с высоким риском физического насилия?

1. Непредсказуемы в своем поведении. Не устанавливают четких правил. Сын или дочь вынуждены все время «ходить по тонкому льду». Никогда не знают, что приведет к родительскому гневу, спровоцирует пинок, подзатыльник. Одни и те же действия вызывают неудовольствие родителя или, наоборот, остаются без внимания.

2. Не умеют контролировать эмоции. Могут наброситься с кулаками в гневе. Нападают на ребенка не с целью научить его, а с целью выплеснуть свой гнев, контролировать, подчинить. Требования таких взрослых нерациональны (например, переписать 15 раз контрольную работу или 5 раз вымыть пол).

3. Заставляют детей бояться, чтобы их тотально контролировать. Используют политику «кнута». Дети выполняют их требования только из страха наказания, а не потому что хотят этого и понимают необходимость учебы, правильного поведения.

Сексуальное насилие

Именно чувство стыда мешает детям заявить о том, что с ними происходит (происходило). Они могут волноваться, что взрослые не поверят, будут на них сердиться, их «прегрешение» повредит другим, разрушит семью. Ложные обвинения в сексуальном насилии встречаются нечасто. И уж если ребенок заявляет об такой ситуации, следует отнестись к этому серьезно.

Стоит обратить внимание на косвенные признаки того, что родитель, тренер, воспитатель находятся в «группе риска» и при определенных обстоятельствах может возникнуть угроза жестокого обращения. Такие взрослые:

Внешние признаки возможного насилия над ребенком

В случае эмоционального насилия: замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или напротив, агрессивность, протест (крайности); трудности выражения эмоций по отношению к родителям; поведение, не соответствующее возрасту (ведет себя «как маленький», «как старичок»).

В случае физического насилия: частые травмы, необъяснимые порезы, ушибы; повышенная настороженность, ожидание опасности, вздрагивание при резких движениях, прикосновении; страх идти домой; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону).

В случае пренебрежения потребностями: плохая гигиена, непричесанные волосы, запах; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, заболевания, остающиеся без лечения; часто и подолгу находится один дома, на улице; систематические опоздания, отсутствие в школе (детском саду) без причин.

В случае сексуального насилия: трудности при ходьбе или сидении, чрезмерная осведомленность в области взаимоотношений полов; сексуально провоцирующее поведение; избегание конкретного человека без причины, страх переодеваться в общей раздевалке; наличие заболеваний, передающихся половым путем.

Что делать?

Если Вы заметили тревожные признаки, разговаривать с ребенком нужно крайне осторожно. Спрашивая о том, не случилось ли что-нибудь, не следует показывать негодование, гнев, ужас, отвращение, чтобы ребенок не закрылся, смог рассказать, что с ним происходит. Важно сохранять спокойствие, поддерживать благожелательный тон. Беседа не должна походить на допрос. Избегайте наводящих вопросов по типу «тебя мама наказывала?». Если речь идет о серьезной угрозе – в первую очередь обеспечьте безопасность ребенку.

Следственный комитет РФ открыл горячую линию «Ребенок в опасности» (круглосуточно). Бесплатный телефон 8(495)986-77-66, 8(800)707-79-78.

Также в Москве можно получить психологическую помощь по круглосуточному телефону 051. Звонок бесплатный, анонимный.

Телефон доверия (поддержки) в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (анонимно, круглосуточно): +7 (495) 960-34-62

Евстешина Ольга, психолог Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *