жесты выражающие оценку и отношение это

Жесты выражающие оценку и отношение это

жесты выражающие оценку и отношение это

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть :а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

жесты выражающие оценку и отношение это

8.2. Виды жестов
Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении как часто возникают следующие виды жестов:

жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (ДЖ. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990).

Источник

Жесты: попытка обобщения и классификации

Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т. п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

При классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:

В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то, что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее, у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Источник

Кинесические средства

жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это

жесты выражающие оценку и отношение это

жесты выражающие оценку и отношение это

Этика делового общения

Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека,

выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся

выразительные движения, проявляющиеся в позе, жестах, мимике, взгляде, походке.

Одним из признанных знатоков психологии человеческого общения является Аллан Пиз,

автор методики обучения основам коммуникации. Понимать человека по его движениям, взглядам

чрезвычайно важно, поскольку слова могут быть лживы, а движения, положения тела, выражения

лица, зрительный контакт, если их сознательно не контролировать, никогда не солгут и выдадут

всю информацию, которую человек не захочет передать посредством слов.

Язык тела является наиболее древней формой обмена информацией между людьми.

Доисторический человек, не имевший словесного языка, общался с окружавшими его людьми с

помощью невербального языка. До сих пор люди продолжают использовать язык тела, хотя не

всегда понимают это на уровне сознания, а потому не всегда придают значения этому языку.

Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как поза, жест,

походка, а также мимика, визуальный контакт.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная

единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых

положений, которые способно принять человеческое тело, около тысячи. Поза наглядно

показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других

присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы,

чем их подчиненные.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств

общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В.Шюбцем, было

выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела

по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о

расположенности к общению.

При закрытой позе человек старается не показывать переднюю часть тела и занять, как

можно меньше места в пространстве. При этом он выражает недоверие, несогласие,

Поднятые плечи и опущенная голова говорят о том, что собеседник замкнут

При открытой позе руки раскинуты, направлены ладонями вверх, ноги выпрямлены.

Отмечается проявление доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Человек, заинтересованный в общении, будет расслаблен, спокоен, наклоняться в сторону

собеседника, смотреть ему прямо в глаза. И, наоборот, человек, подчеркивающий свой статус,

будет находиться в напряженном состоянии, развернув плечи, опершись руками в бедра, стоять

прямо и т.д. Например, человек, стоящий в позе «Руки в боки», показывает свое превосходство,

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для

общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют духовными

инструментами общения. Они несут в себе огромное количество разнокачественной информации,

чаще наиболее искренней, чем произносимые слова. Благодаря жесту мысли говорящее образно

Жесты исторически предшествовали появлению речи, поэтому они менее контролируемы

интеллектом. Жесты являются своеобразной аранжировкой манер поведения людей.

Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время кругосветного

путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции 1,

итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз.

Жесты классифицируются на

коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения, внимания, запреты,

утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и

недоверия, растерянности и т.д.);

описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны дополнять друг друга,

совпадать. На не конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов указывают ложные

жесты выражающие оценку и отношение это

Коммуникативные жесты и их значение:

руки расслаблены, ладони поворачивает

сидит, положив ногу на ногу и слегка

рука, сжатая в кулак за спиной,

Жестикуляция помогает оратору удерживать внимание аудитории и доносить до нее свои

мысли. Она бывает непроизвольной и целенаправленной. Жесты усиливают эмоциональную

сторону выступления, подчеркивают значение произносимых слов.

Некоторые люди проявляют неискренность, ложь прикрытием рта рукой, подрагиванием

ямочки (желобка) под носом, потиранием пальцем века, оттягиванием воротничка.

Почесывание шеи и носа показывает сомнение, неуверенность, потирание же затылка –

огорчение по поводу забывчивости.

Непонимание жестов может послужить причиной возникновения подозрений, страха,

неприязни и даже агрессии со стороны человека, неправильно понявшего культурные смыслы

Походка – это устойчивая фиксация телодвижения, своеобразная картограмма личности.

Воспитанный человек имеет ровную, твердую и негромкую поступь.

Походка должна быть легка и естественна, без всякой принужденности и аффектации*.

Избегая при ходьбе всяких излишних движений, всему туловищу дают такое положение, которое

составляло бы одно гармоническое целое. Всякая дама и девушка должна следить, чтобы походка

у нее была грациозная, плавная.

Прямая осанка, гибкие и размеренные движения – главные составляющие красивой

походки. Бальзак называл походку физиономией его тела, с ее составляющими ритмом,

динамикой шага, амплитудой переноса тела при движении, массой тела.

По походке судят о настроении, здоровье человека, его возрасте, характере. По словам

А.К. Тарасовой: «Не все могут находить физическое спокойствие даже при внутренней

собранности. Надо уметь управлять своим телодвижением».

Отсутствие культуры телодвижения затрудняет язык общения.

Походка женщины должна быть легкой. При этом должны двигаться только ноги, а не

голова, бедра, руки. Наступать надо на полную ступню. Колени должны полностью

распрямляться. Независимо от высоты каблука, женщина не должна семенить на «цыпочках» или топать пятками. Конечно, походка более грациозна у женщины, которая носит обувь на высоких каблуках и узкую юбку.

Обувь существенно влияет на походку. Утяжеляют шаг туфли с жесткой, не сгибающейся

подошвой или на очень высоком каблуке. Должны быть согласованы движения верхних и нижних

конечностей. При ходьбе руки, вытянутые в локтевом суставе и кисти со свободно согнутыми

пальцами (а не сжатыми в кулак) приближаются к корпусу, чуть касаясь его.

Естественная и легкая походка, правильная осанка помогают женщине выглядеть стройной

и привлекательной. Всегда следят за тем, чтобы при ходьбе спина была прямая, живот слегка

втянут, ноги в коленях прямые, но без напряжения, руки чуть согнуты в локтях.

Мужчин привлекает походка женщин с легким покачиванием бедрами.

Высокий каблук делает ноги красивыми, зрительно удлиняя их. При этом мышцы икр и

ягодиц подтягиваются, делая щиколотку более тонкой, силуэт гармоничным.

Каблук шпильку называют одним из самых распространенных и сильных эротических

О походке дочери княгини Лиговской М.Ю. Лермонтов в произведении «Герой нашего

времени» пишет: «Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное,

ускользающее от определения, но понятное взору».

А о походке Печорина говорит: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что

он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера».

Человек, уверенный в себе, идет быстро, руки висят свободно, подбородок поднят. И

наоборот, подавленный, упавший духом человек идет, волоча ноги, руки в карманах, голова

опущена низко. Озабоченный человек нервничает, расхаживает взад, вперед.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения

мышц лица, являющиеся одной из форм проявления чувств, настроений человека. Через

выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость,

печаль, злоба, скепсис и т.д.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. По данным

В.А Лабунской, в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева,

радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица

Все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с

достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как

выражение соответствующих эмоций. При этом основную информативную нагрузку несут брови и губы. Проще всего можно опознать эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее – печали и страха.

Своеобразным мимическим знаком расположения к себе людей является улыбка. Она

повышает настроение и работоспособность. Выражение лица способствует созданию

соответствующего настроения. Мимические мышцы тесно связаны со структурами мозга.

Доказано, что при изображении на лице веселья, радости у человека включаются механизмы, обеспечивающие естественную улыбку. Настроение человека улучшается.

Покраснение лица происходит из-за ослабления мышечных мелких артерий, наполняющих капиллярные сосуды кровью. Данное ослабление зависит от возбуждения сосудодвигательных центров. Мелкие сосуды наполняются кровью под влиянием эмоции стыда почти у всех человеческих рас. На лицах чернокожих мало заметно.

Пристыженный человек не может встретиться взглядом с присутствующими, поэтому он

почти всегда опускает глаза и смотрит искоса. Резкое покраснение иногда сопровождается

незначительным выделением слез, беспокойным движением глаз.

Эти эмоциональные сигналы бывают едва заметными. Высоко поднятые брови говорят о

смущении, растерянности, удивлении.

С мимикой очень тесно связан взгляд или визуальный контакт.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом показано, что взгляд связан с

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов

человеческой коммуникации, потому что глаза занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются и, наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет их сокращаться. Расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.

Взгляд служит средством установления контакта, синхронизации взаимодействия,

Длительный, неподвижный взгляд в глаза собеседнику – стремление подчинить его,

отведенный в сторону взгляд может означать скрытность или несогласие.

Различают взгляды: деловой, неформальный или социальный и интимный.

Деловой взгляд охватывает «символический» треугольник на лице собеседника: лоб –

зрачок правого глаза – зрачок левого глаза – лоб. Начальник должен смотреть на подчиненного

Если глаза движутся на лице собеседника по линии глаза – рот, то это неформальный

(социальный) взгляд. Мы пользуемся им на приемах, вечеринках и т.д.

Интимный взгляд проходит через линию глаз собеседника и опускается ниже рта. Чем

По мнению К. Станиславского, взгляд – это непосредственное общение в чистом виде, из

души – в душу. Немало образных выражений имеется в поэзии, художественной литературе о

женских чарах, против которых не могли устоять ни былинные, ни смертные люди

Объясняется это тем, что посредством взгляда осуществляется психическое давление, то

есть мощный по своей концентрации флюидный выброс. Психический эффект взгляда

усиливается еще тем, что он, как правило, несет в себе информацию. Собственно говоря,

благодаря информативности взгляда мир поддается прочтению. В повседневном общении всегда можно наблюдать, насколько разнообразна и оперативна информация, передаваемая этим языком.

Современные этнографы считают, что все цивилизации подразделяются на две группы в

зависимости от направленности их взгляда при общении с другими.

Одни направляют взгляд при разговоре в глаза собеседника (арабы, европейцы,

латиноамериканцы). Но длительность взгляда различная. Русские, шведы смотрят больше и дальше, чем англичане.

У других народов во время разговора взгляд направлен в сторону (японцы, корейцы).

Представители этих двух цивилизаций взгляд понимают по-своему. Они считают дерзким

невежливым смотреть прямо в глаза.

Взгляд в сторону японского оратора американец сочтет за лицемерие, за утаивание чего-

то. Русские воспринимают такой взгляд как стеснительный, неискренний.

Для африканцев контакт глаз при общении не обязателен. Разговаривая, негр смотрит

прямо в глаза европейцу, американцу. Это говорит об уважении. Азиатские женщины не смотрят в

глаза мужчинам, а мужчины – в глаза женщинам. Но муж жене может смотреть в глаза, а она ему – нет.

Исследования показывают, что человек чаще смотрит на того собеседника, который ему не нравится или которому он не доверяет. Но есть случаи, когда человек смотрит гневно, с

неприятием на того, кто является объектом его раздражения.

Чем ближе друг к другу стоят собеседники, тем более благожелательно и дружелюбно они

Если человек не смотрит прямо в глаза, значит он обманывает. Но бывают случаи, когда

человек будет опускать глаза и отводить их в сторону и говорить неправду, и наоборот, робкий человек, говоря правду, будет опускать глаза. Поэтому нужно быть внимательным, по возможности осведомленным.

Взгляд, устремленный в пространство, подглядывание на часы, говорит о скуке.

Взгляд поверх очков действует на собеседника негативно. Он чувствует себя виноватым,

скрещивает руки на груди, кладет ногу на ногу.

Прикрытые глаза свидетельствуют о неуверенности человека. У замкнутого человека губы плотно сжаты, у расстроенного – уголки рта опущены.

Если во время разговора собеседник опускает веки, значит он не хочет продолжать

разговор. Он чувствует свое превосходство. Его голова откинута назад, взгляд свысока.

Людям, носящим очки, следует снимать их, когда они говорят, и надевать, когда они

слушают. Это действует успокаивающе на собеседника и позволяет тому, кто в очках, контролировать течение разговора. Очки сняты – не прерывают собеседника, надеты – нужно говорить.

Имеются случаи, когда языку тела специально учат для достижения благоприятного

впечатления, например, конкурсанток «Мисс Америка», «Мисс Вселенная». Чем с большим мастерством участницы конкурса смогут передавать эти сигналы, тем больше очков они получат от судей. Но имитировать нужные движения можно только в течение короткого времени. Вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.

Некоторые политики, чтобы завоевать расположение избирателей, копируют язык тела.. О таких говорят, что у них есть «божий дар».

Источник

Кинесика и ее основные элементы: жесты, позы, мимика

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Современные подходы

Подходы зарубежных исследователей со временем менялись. Изучение стало более систематизированным, ориентированным на общественность, поведение внутри группы и интерактивность, а также понимание того, что невербальные сигналы могут иметь несколько целей и значений. Современные подходы включают определение жестов, мимики и других элементов невербальной коммуникации как :

Является одним из подразделов паралингвистики.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми «просто так», для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как «обмяк», «собрался», «встал, как вкопанный» и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда — «знак возможного действия».

Мимика

Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации. Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование. Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.

Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.

Современные подходы

Подходы зарубежных исследователей со временем менялись. Изучение стало более систематизированным, ориентированным на общественность, поведение внутри группы и интерактивность, а также понимание того, что невербальные сигналы могут иметь несколько целей и значений. Современные подходы включают определение жестов, мимики и других элементов невербальной коммуникации как :

Является одним из подразделов паралингвистики.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми «просто так», для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как «обмяк», «собрался», «встал, как вкопанный» и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда — «знак возможного действия».

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами. У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

История понятия

Первой работой по теории невербальной коммуникации считается труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года. Дальнейшие попытки научного анализа были предприняты в начале XX века. Понятие «кинесика» было впервые использовано в 1952 году Рэем Бердвистелом, антропологом, который специализировался на невербальной коммуникации, в его труде «Введение в кинесику». Его целью было изучить, как люди общаются с помощью поз, жестов, положений и движений. Его идеи за несколько десятилетий были синтезированы, и была издана книга «Кинесика и контекст» (англ. Kinesics and Context). Интерес к кинесике в частности и невербальному поведению в целом возрос в конце 1960-х и начале 1970-х годов благодаря таким популярным массовым (неакадемическим) публикациям, как «Как читать человека, как книгу» П. Тайгера. Часть работы Бердвистела включала съемку людей в различных ситуациях и анализ их поведения с тем, чтобы показать элементы общения, которые не были ясно видны без нее. Один из его наиболее важных проектов — «Естественная история интервью» (англ. The Natural History of Interview), долгосрочное междисциплинарное сотрудничество, в том числе с Грегори Бейтсоном, Фридой Фромм-Рейхманн, Норманом А. Маккуоуном, Генри У. Бросином и др.

жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это

Опираясь на описательную лингвистику, Бердвистел утверждал, что все движения тела имеют смысл и что невербальное поведение имеет грамматику, которая может быть проанализирована в сходных терминах с разговорным языком. Таким образом, «кинема» «похожа на фонему, потому что она состоит из группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла».

По словам Бердвистела, слова несут не более 30-35% социального смысла беседы или взаимодействия, остальные 65-70% смысла имеют невербальные проявления. Он также пришел к выводу, что в этих кинесических проявлениях не было каких-либо универсалий. Это утверждение подвергалось сомнениям и стало источником научной дискуссии.

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.

жесты выражающие оценку и отношение это

Психологи выделяют три основные группы поз:

История понятия

Первой работой по теории невербальной коммуникации считается труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года. Дальнейшие попытки научного анализа были предприняты в начале XX века. Понятие «кинесика» было впервые использовано в 1952 году Рэем Бердвистелом, антропологом, который специализировался на невербальной коммуникации, в его труде «Введение в кинесику». Его целью было изучить, как люди общаются с помощью поз, жестов, положений и движений. Его идеи за несколько десятилетий были синтезированы, и была издана книга «Кинесика и контекст» (англ. Kinesics and Context). Интерес к кинесике в частности и невербальному поведению в целом возрос в конце 1960-х и начале 1970-х годов благодаря таким популярным массовым (неакадемическим) публикациям, как «Как читать человека, как книгу» П. Тайгера. Часть работы Бердвистела включала съемку людей в различных ситуациях и анализ их поведения с тем, чтобы показать элементы общения, которые не были ясно видны без нее. Один из его наиболее важных проектов — «Естественная история интервью» (англ. The Natural History of Interview), долгосрочное междисциплинарное сотрудничество, в том числе с Грегори Бейтсоном, Фридой Фромм-Рейхманн, Норманом А. Маккуоуном, Генри У. Бросином и др.

Опираясь на описательную лингвистику, Бердвистел утверждал, что все движения тела имеют смысл и что невербальное поведение имеет грамматику, которая может быть проанализирована в сходных терминах с разговорным языком. Таким образом, «кинема» «похожа на фонему, потому что она состоит из группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла».

По словам Бердвистела, слова несут не более 30-35% социального смысла беседы или взаимодействия, остальные 65-70% смысла имеют невербальные проявления. Он также пришел к выводу, что в этих кинесических проявлениях не было каких-либо универсалий. Это утверждение подвергалось сомнениям и стало источником научной дискуссии.

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Правила интерпретации языка тела

О чем говорит нам язык тела? О многом, но нужно помнить, что вырывая какую то позу, жест, мимическое выражение из общего контекста нельзя составить верное впечатление, будет что-то «около». Существуют правила чтения языка тела:

Язык тела – позы

Невербальная коммуникация раскрывает человека лучше, чем вербалика, общаясь с другими, наше подсознание намного быстрее получает данные о личности, но это не всегда это отслеживается сознанием, ведь многим знакомо чувство, когда вроде и человек неплохой, с которым происходит диалог, но что-то есть в нем отталкивающее или несоответствующее – все это потому, что подсознание заметило то, что разум не отметил. Сознательно изучая элементы невербальной коммуникации можно интерпретировать личность человека.

Значение поз человека в пространстве:

жесты выражающие оценку и отношение это

Язык тела – мимика

Как понять язык тела, иногда очень важно получить достоверную информацию о человеке, речь можно отточить так, что никто не усомниться в искренности говорящего, но не нужно забывать, что тело «живет» в своем ритме и очень четко показывает истинное состояние человека. Что демонстрирует мимика лица:

Язык тела – движения

Язык жестов и тела очень интересно наблюдать в динамике – это о многом может рассказать. Элементы языка тела, интерпретация движений:

жесты выражающие оценку и отношение это

Язык тела в танце

В танце как нигде язык души и тела манифестирует состояние. С древних времен танец содержал в себе то, что говорить было запрещено и можно было зашифровать послание в виде телодвижений. Очень наглядно демонстрируют богатый спектр эмоций индийские танцы, где женщина выражает свои чувство посредством тысячи микродвижений глазами, руками, поворотом головы. Танец расскажет многое. Представительниц прекрасной половины человечества да и мужчин тоже часто интересует вопрос: как распознать язык тела в парном танце и понять партнера или партнершу?

жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это жесты выражающие оценку и отношение это

Существует «скрытый» язык тела в танце:

встряхивает руками, вынимает пальцы из хвата – сигнализирует о том, что партнер сильно крепко держит руку; рукой отстраняется от плеча партнера при близком контакте– дискомфорт, нужно больше пространства, важно ослабить объятья; корпус тела партнера стремиться к близкому объятью – желание быть ближе; песня закончилась, а контакт сохраняется – нравиться быть с партнером, хочет еще потанцевать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *