жилищная субсидия госпрограмма переселения
Жилищная субсидия госпрограмма переселения
Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)
2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).
3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)
Жилищная субсидия госпрограмма переселения
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2020 г. № 2443
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 517)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2020 г. № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Установить, что реализация функций, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников, а также за счет перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации на реализацию мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 31 декабря 2020 г. № 2443
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 517)
1. В особенностях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 5, ст. 739; 2018, № 3, ст. 546; № 35, ст. 5538; № 48, ст. 7432; 2019, № 5, ст. 404; № 28, ст. 3782; № 32, ст. 4722; № 37, ст. 5189; 2020, № 31, ст. 5165; № 36, ст. 5626):
а) раздел III дополнить абзацем следующего содержания:
«Предоставление участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», и членам их семей жилищной субсидии осуществляется с использованием механизма государственных жилищных сертификатов в соответствии с правилами, приведенными в приложении № 4 к настоящим особенностям.»;
б) дополнить приложением № 4 следующего содержания:
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 4к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
ПРАВИЛАпредоставления жилищной субсидии участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на оплату цены договора участия в долевом строительстве;
е) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на оплату цены договора строительного подряда;
ж) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита;
з) для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищному кредиту на оплату цены договора участия в долевом строительстве или на оплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве либо по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на оплату цены договора участия в долевом строительстве или на оплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам либо кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
4. Жилищная субсидия не может быть использована на приобретение жилого помещения у супруга (супруги) и близких родственников (дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
6. Сертификаты выпускаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются указанным Министерством.
8. Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет не более 9 месяцев, в том числе:
В реализации мероприятий участвуют банки, отобранные для участия в реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части обеспечения жильем граждан за счет средств федерального бюджета с использованием государственных жилищных сертификатов.
9. Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
10. Расчет размера жилищной субсидии (Р) осуществляется по формуле:
Р = Н x Ч x С,
11. Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и остается неизменным в течение всего срока действия сертификата.
Форма заявления, порядок его подачи и рассмотрения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В случае смерти участника Государственной программы, признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим, а также расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, каждый из членов семьи участника Государственной программы (бывший супруг) вправе самостоятельно подать заявление в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту его постановки на учет в качестве члена семьи участника Государственной программы.
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании списков претендентов на получение жилищной субсидии ежегодно, до 20 января соответствующего года, формирует и утверждает в установленном им порядке список получателей жилищной субсидии в текущем году в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает решение об отказе во включении переселенца в список получателей жилищной субсидии в текущем году либо об исключении из этого списка.
Выписки из утвержденного списка получателей жилищной субсидии в текущем году, а также информация о принятых решениях об отказе во включении переселенца в список получателей жилищной субсидии в текущем году либо об исключении из этого списка с указанием причин принятия таких решений направляются Министерством внутренних дел Российской Федерации в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации для информирования переселенцев о принятых решениях.
Переселенцы, не включенные в список получателей жилищной субсидии в текущем году по причине отсутствия необходимых для ее предоставления средств, предусмотренных на реализацию мероприятий сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, подлежат включению в список получателей жилищной субсидии в очередном финансовом году в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
15. Основаниями для отказа во включении переселенца в список претендентов на получение жилищной субсидии или список получателей жилищной субсидии либо исключения из указанных списков являются:
а) несоответствие переселенца требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;
б) отсутствие регистрации по месту пребывания (месту жительства) на территории вселения;
в) утрата переселенцем статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы, указанного в заявлении, добровольный отказ от соответствующего статуса либо выезд переселенца на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, выбранного для переселения, ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в качестве участника Государственной программы или члена его семьи в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по такому субъекту Российской Федерации;
г) добровольный отказ переселенца от получения жилищной субсидии.
16. Переселенцы уведомляются территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятом решении об отказе во включении в список претендентов на получение жилищной субсидии или об исключении из списка претендентов на получение жилищной субсидии в течение 15 рабочих дней с указанием причины принятия такого решения.
Переселенцы уведомляются территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятом решении об отказе во включении в список получателей жилищной субсидии в текущем году либо об исключении из этого списка, а также о включении в список получателей жилищной субсидии в очередном финансовом году в течение 15 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выписок, указанных в пункте 14 настоящих Правил.
17. Министерство внутренних дел Российской Федерации в течение 10 рабочих дней после утверждения списка получателей жилищной субсидии в текущем году, указанного в пункте 14 настоящих Правил, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку на выпуск сертификатов в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год.
18. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня поступления заявки на выпуск сертификатов издает приказ о выпуске сертификатов и в течение 5 рабочих дней после его издания направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации серии и номера сертификатов, используемых для выдачи переселенцам, включенным в список получателей жилищной субсидии в текущем году, в соответствии с указанным приказом.
Министерство внутренних дел Российской Федерации ведет реестр выданных сертификатов и ежемесячно, до 20-го числа текущего месяца, представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по формам и в порядке, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выписку из реестра выданных сертификатов и перечень сертификатов, подлежащих исключению из единого реестра выданных сертификатов, который ведется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Порядок оформления и выдачи сертификатов, а также ведения реестра выданных сертификатов устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
20. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 15 рабочих дней после издания в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил приказа о выпуске сертификатов представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя бюджетных средств платежные документы для перечисления средств жилищной субсидии с лицевого счета получателя бюджетных средств в объеме, установленном указанным приказом, на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерал