животные в экологическом праве
Животные в экологическом праве
Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 26-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.
Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовое регулирование использования и охраны животного мира
Животный мир как объект правовой охраны
С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.
Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»). И, в первую очередь, здесь важно правовое регулирование указанной проблемы.
Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования животного мира и среды его обитания, содержатся в Федеральном законе «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.
Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).
Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.
Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.
Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.
Право собственности на животный мир
Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами.
Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.
Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.
В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:
Понятие и виды права пользования животным миром
Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о животном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).
Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование животным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).
Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.
Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о животном мире не определяются конкретные сроки пользования или их предельные размеры.
По целевому назначению выделяются следующие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона о животном мире):
Основание возникновения и прекращения права пользования животным миром
Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности) или органа исполнительной власти субъекта РФ.
Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, видах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.
Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (акватории).
При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.
Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.
Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:
Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания. Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицензии (ст. 53 Закона о животном мире).
Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий. Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.
Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.
Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):
Пользователи животным миром обязаны:
Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:
Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.
Правовая охрана животного мира
Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.
Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):
Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:
Содержание этих направлений раскрывается применительно к следующим основным требованиям (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:
1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.
Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.
2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.
В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.
При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).
В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.
На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.
3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.
5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.
Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.
Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).
Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.
Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».
Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.
Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.
Животные в экологическом праве
Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.
(см. текст в предыдущей редакции)
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
(см. текст в предыдущей редакции)
Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Экологическое право.
39. Животный мир как объект правовой охраны.
Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Объектом животного мира является организм животного происхождения или популяция организмов.
Среда обитания животного мира – природная среда, в которой объекты животного мира пребывают в состоянии естественной свободы.
Использование объектов животного мира – изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, с изъятием их из среды обитания или без такового. Животный мир представляет собой достояние народов РФ, неотъемлемый элемент биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.
Законодательство РФ в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на:
1) положениях Конституции РФ;
2) положениях федеральных законов об охране окружающей природной среды.
Федеральный закон «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования объек тов животного мира.
Животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
На территории РФ проводятся:
1) государственный учет объектов животного мира в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный кадастр объектов животного мира – совокупность сведений об их географическом распространении, численности, характеристика среды обитания, информация об их хозяйственном использовании;
2) государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за их распространением, численностью, физическим состоянием; структурой, качеством и площадью среды их обитания. Цели: своевременное выявление и оценка изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечение устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования;
3) государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира.
Животный мир как объект эколого-правового режима
Животный мир, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 03.12.2008 г.) «О животном мире», в качестве объекта правового регулирования рассматривается как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Животный мир РФ — это государственная собственность (федеральная и субъектов РФ), следовательно, дикие животные, обитающие в природной среде, не являются предметом каких-либо гражданско-правовых сделок. Однако животные, изъятые из естественной среды их обитания, могут находиться в частной, муниципальной или иной собственности. Государство в лице своих компетентных органов предоставляет животный мир в пользование различным субъектам — физическим и юридическим лицам, причем как российским, так и иностранным.
Виды пользования животным миром четко указаны в ст. 34 Федерального закона «О животном мире», и классифицируются по целям (охота, рыболовство, использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности и др.), способам (с изъятием животных из среды их обитания или без изъятия) и условиям пользования (бесплатное и платное).
Основаниями возникновения права пользования животным миром являются специальные разрешения — лицензии, — которые выдаются компетентными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира:
для граждан — именная разовая лицензия;
для юридических лиц — в соответствии с решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ выдается долгосрочная лицензия.
Пользователь должен также заключить договор о предоставлении в пользование территории (акватории), необходимой для использования объектов животного мира, с органом исполнительной власти соответствующей территории.
Законодательством определена правовая регламентация охоты и рыболовства. Существуют следующие ее виды: промысловая, спортивная или любительская.
Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников, осуществляемую на основе договоров или нарядов на отстрел (отлов) животных с целью заготовки продуктов охоты (шкур, меха, мяса и др.).
Право на спортивную или любительскую охоту имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, при определенных условиях, установленных законом:
члены обществ охотников;
сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием;
уплатившие государственную пошлину;
имеющие разрешение на пользование охотничьим ружьем и получившие путевку (лицензию) на производство охоты.
Таким образом, документами, удостоверяющими право на охоту, являются охотничий билет, путевка и лицензия.
Правовые меры охраны животного мира призваны обеспечить сохранение и воспроизводство животных и их популяций, а также естественную среду их обитания. Особой охране подлежат редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенных в Красную книгу РФ.
Меры юридической ответственности за нарушения экологических требований по рациональному использованию и охране животного мира отражены в следующих нормативных актах:
Федеральный закон РФ «О животном мире» (ст. ст. 55, 58);
КоАП РФ (ст. ст. 7.11, 8.17, 8.20, 8.29, 8.34—8.38, 10.6—10.8, 10.11);
УК РФ (ст. ст. 256—259).
Вред, причиненный животному миру, возмещается в соответствии со специально установленными законом таксами — денежными суммами за один экземпляр животного определенного вида, независимо от его размера и возраста, а при их отсутствии — по общим нормам гражданского законодательства о возмещении вреда.