журавлева и в отношение к здоровью индивида и общества
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРуслан Верещагин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Отношение к здоровью индивида и общества И.В. Журавлева, 2006 г. Курс ПК «Технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной.» — Транскрипт:
1 Отношение к здоровью индивида и общества И.В. Журавлева, 2006 г. Курс ПК «Технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательной среде в условиях реализации ФГОС» Габер Ирина Владимировна, заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, к.м.н.
2 История трансформации отношения к здоровью Медицина Древней Греции и Древнего Рима – здоровье – это равновесие жизненных сил. Платон:»В организме все подчинено закону, который определяет единство организма и среды, всеобщую гармонию». Средневековье – нарушения в здоровье объяснялись греховностью человека, болезнь – наказание за грехи. Появление капитализма, рост потребности в здоровой рабочей силе – в Англии (XIX век) создан закон «Охрана народного здоровья». Появление концепции общественного здоровья. С середины XIX века продолжительность жизни в странах Западной Европы начинает расти. Медицина становится всё более доступной населению. Романтизация болезни, немощи, слабости изгоняется из системы культурных ценностей. Ф. Ницше «Быть больным – это преступление». Растущий культ здоровья выразился в организации первых после длительного перерыва Олимпийских игр в 1896 году (документально подтверждённое начало – 776 г. до н.э. – запрещены как проявление язычества в 394 н.э.).
3 История трансформации отношения к здоровью В России Ломоносов М.В. (XVIII век) – разработал рекомендации по сохранению и укреплению здоровья крестьян путем распространения культуры, научных и медицинских знаний, осуществления законодательных мер по борьбе с вредными обычаями и предрассудками. С.Г. Забелин разработал первую отечественную систему государственных общественных и гигиенических мероприятий, направленных на формирование общественного здоровья. «Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» и «Слово о правильном воспитании с младенчества» (1773, 1775). Г. А. Захарьин ( ) писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной, или гигиене в широком смысле слова». Он призывал исследовать не только вредные индивидуальные привычки, обычаи, но и негативные черты образа жизни целых поколений. Первая половина XX века в СССР – физкультура и спорт стали массовыми. Выделяются огромные материальные средства на развитие медицины. В начале 1960-х годов началось ограничение биомедицинской парадигмы здоровья, появились сомнения в ведущей роли медицины в сохранении здоровья, поскольку сама медицина порождала новые болезни, не была заинтересована в сохранении здоровья здоровых, вызывала ослабление у населения самосохранительного поведения вследствие патерналистского характера медицины (патерналистский подход к жизни отдельного человека индуцирует определенную стратегию жизни, идеология которой постепенно принимает формы социального иждивенчества ).
4 История трансформации отношения к здоровью Переход от биомедицинской к социальной парадигме здоровья. В публикации английского врача и демографа Т. Маккеона «Роль медицины: мечта, мираж или опасность?» (1979) утверждается, что главными детерминантами здоровья или болезни являются внешние социальные факторы (жилищные условия, качество питания, уровень жизни) и индивидуальное поведение человека. Социальная парадигма обеспечивает связь качества здоровья населения с типом общественного устройства. Общество и человек – взаимообусловлены. Здоровье человека и населения рассматривается как один из видов социального норматива. В середине XX века в СССР отношение к общественному и индивидуальному здоровью определялось структурой заболеваемости населения, плохими материально-бытовыми и производственными условиями, низким уровнем гигиенической культуры. Была организована активная санитарная пропаганда, доступная и малограмотным людям: наглядная агитация (стенды, плакаты), лекции, листовки, брошюры, газеты, фильмы.
5 История трансформации отношения к здоровью Это привело к росту санитарно-гигиенической культуры населения, сокращению заболеваемости инфекционными болезнями. Выросла средняя продолжительность жизни. Первые места в структуре заболеваемости и смертности заняли неинфекционные хронические заболевания: сердечно-сосудистые, онкологические, травматизм и несчастные случаи. Это требовало изменения стратегии здравоохранения – переориентации на профилактику, поиск факторов риска хронических заболеваний, формирование ЗОЖ. В это время В СССР началось снижение финансирования здравоохранения, а на Западе доля затрат на здравоохранение была увеличена в 2 – 3 раза, причем больше средств тратилось на профилактику и пропаганду ЗОЖ. В России стало традиционным финансирование охраны здоровья по остаточному принципу, в этом проявлялось пренебрежение ценностью как общественного, так и индивидуального здоровья. Фактически объектом социальной политики и здравоохранения стали массовые заболеваний и люди, подверженные им. Здоровый человек оказался вне зоны внимания здравоохранения. И хотя польза ЗОЖ продолжала пропагандироваться, материальная обеспеченность и жизненные обстоятельства большинства населения не соответствовали нормативным требованиям ЗОЖ, не способствовали адекватному восприятию этих лозунгов и их практической реализации. Бесплатное, доступное медицинское обслуживание укрепляло представления населения о том, что забота о здоровье лежит всецело на здравоохранении, и ограничивало его собственную активность в этом направлении.
6 История трансформации отношения к здоровью Переход общества от стагнации к динамичным переменам вызвал необходимость в кардинальных изменениях жизненных стратегий людей, в том числе в сфере здоровья. Перестройка и реформирование во всех сферах социально-экономической жизни происходили на фоне постоянного психо-эмоционального напряжения людей, ухудшения экологии, качества питания, бытовых условий жизни, что отразилось на показателях заболеваемости хроническими болезнями. Наряду с этим началась реставрация эпидемиологической структуры заболеваемости: возвращение побеждённых ранее инфекционных заболеваний – активного туберкулёза, сифилиса, чесотки, дифтерии. Рыночные отношений существенно ухудшили материально-бытовые условия жизни большей части населения России, а увеличение доли платных услуг в системе здравоохранения привело к росту неравенства в этой сфере. Ценность индивидуального здоровья в этой социально-экономической ситуации постоянно растёт, но лишь как инструментальная ценность – как средство достижения жизненных благ (престижной работы, материального благополучия и т.д.) При этом если работники частного сектора имеют материальные возможности (при дефиците времени) и сформированную потребность в заботе о здоровье, то работники государственных бюджетных организаций не имеют ни средств, ни возможности для цивилизованного поддержания здоровья. Их задача – выжить, адаптироваться к происходящим переменам и дождаться изменения социальной политики государства в отношении здоровья населения.
8 История трансформации отношения к здоровью Новым направлением в современных условиях является восприятие здоровья и отношения к нему как к мере человеческих возможностей. «Когда мы пытаемся описать опыт здоровья, – пишет современный феноменологии Д. Ледер, – нас поражает то, как мало мы обычно фокусируемся на нем. Быть здоровым – значит быть свободным от некоторых ограничений и проблем, побуждающих к саморефлексии». Известно, что ощущение здоровья бывает наиболее ярким после перенесенного заболевания или после спортивной тренировки. Но это ощущение рано или поздно проходит, и здоровье вновь обретает свой статус «великого отверженного» (Д. Ледер). Опыт болезни дает возможность человеку осознать, что нездоровье, помимо неприятных ощущений, – это еще и ограничение возможностей, связанных как с физическими, телесными, так и с психическими сторонами жизни. Опыт болезни даёт возможность человеку осознать, что нездоровье, помимо неприятных ощущений, это ещё и ограничение возможностей, связанных как с физическими, телесными, так и с психическими сторонами жизни. В 2006 году социолог И.В. Журавлёва писала: «Сегодня отношение к здоровью на индивидуальном уровне не является объектом сознательного формирования, а представляет собой стихийный процесс. Отношение к общественному здоровью характеризуется отсутствием государственной идеологии здоровья при доминировании интересов больных людей и вниманием к болезням, а не здоровью.»
9 Изучение отношения к здоровью Теоретические парадигмы изучения поведения, связанного со здоровьем: 1. Структурный функционализм. Медицина обеспечивает социальный контроль за поведением индивида, который должен быть здоровым, а в случае заболевания – стремиться к выздоровлению с целью участия в общественно-экономической деятельности общества. Врач выполняет роль социального контроля. Больной выполняет пассивную роль, не несет ответственности за своё состояние, но должен стремиться к скорейшем выздоровлению. Болезнь рассматривается как форма девиантного поведения. Отсутствует объяснение развития хронической патологии. 2. Символический интеракционизм. Поведение группы рассматривается не с точки зрения составляющих её отдельных индивидов, а из их сложной групповой активности, в рамках которой анализируется поведение каждого отдельного индивида. «Поведение индивида определяется в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой». В рамках этой теории человек выступает субъектом собственной жизни, он активно действует при взаимодействии с социальной средой, а не реагирует. 3. Теория конфликта. Объясняет развитие человека через столкновение интересов различных социально-экономических групп и классов и подвергает сомнению важность активной роли медицины для стабильности общества. Медицина в современном обществе контролирует сферы здоровья и болезни (а также профессиональные сферы, имеющие отношение к здоровью), ведет к медикализации сознания. Вмешательство государства в здравоохранение обусловливается необходимостью насаждать взгляды о решающей роли индивида в возникновении заболеваний и нивелировать урон, который наносит здоровью людей капиталистическая система с присущим ей социальным неравенством, в том числе в сфере здоровья. В рамках теории конфликта развиваются исследования в области социологии здоровья и формирующих здоровье социальных институтов. 4. Постструктурализм. Сторонники этой парадигмы считают, что тело, природа – конструируемые понятия, а болезнь – продукт человеческой когнитивной деятельности. Медицинское знание социально конструируемо, поскольку оно базируется не на восприятии отдельной болезни, а на обобщенной информации, которая исторически, географически и социально обусловлена. 5. Постмодернизм. Объясняет поведение индивида как воспроизведение социально-культурных правил, «стилей жизни» разных социальных групп. Отношение к здоровью определяется принадлежностью к определенному классу, стилю жизни. Таким образом, интересы исследователей смещаются с анализа роли больного, роли врача и значения медицины к рассмотрению роли здорового индивида, его тела и факторов, способствующих формированию здоровья. Здоровье и процесс его формирования становится одной из основных ценностей современной цивилизации.
10 Поведенческий фактор в концепциях изучения здоровья Проблема: вопреки логике и здравому смыслу, человек, знающий, что нужно делать для улучшения своего здоровья, каким образом изменить поведение, в большинстве случаев не делает этого. Задача ученых – разработать такую теорию здоровья, на основе которой были бы созданы механизмы, позволяющие воздействовать на поведение индивида несмотря на указанные стереотипы поведения.
11 Поведенческий фактор в концепциях изучения здоровья Поведение, связанное со здоровьем (health behavior, С. Касл, С Кобб, 1966) – активность личности, направленная на сохранение, предупреждение болезни или выявление болезни при отсутствии симптомов. Поведение, связанное с болезнью (illness behavior) – любая активность человека, считающего себя больным, направленная на поиск пригодных для лечения средств и достижение выздоровления.
12 Поведенческий фактор в концепциях изучения здоровья Поведение, связанное со здоровьем Превентивное (предупреждающее) Протективное (защитное)
13 Поведенческий фактор в концепциях изучения здоровья Превентивное (предупреждающее) Протективное (защитное) Оптимальная физическая активность, соблюдение режима сна, отдыха, питания, отказ от курения, ограничение употребления алкоголя, использование ремней безопасности в автомобиле, соблюдение правил техники безопасности на работе, иммунизация в целях профилактики инфекц. заболеваний, профилактические медицинские осмотры Прием витаминов, пищевых добавок, лекарств с целью предупреждения возникновения заболеваний, использование бани/сауны, различных традиционных (голодание, очищение организма и т.д.) и нетрадиционных (су-джок, гирудотерапия, аюрведа, гомеопатия, биорезонасная терапия и т.д.) методов заботы о здоровье, вплоть до молитвы.
14 Подходы к формированию поведения, связанного со здоровьем Исследование причин вредного для здоровья поведения и выработка стратегий по его изменению. Теоретические модели изменения вредного для здоровья поведения: 1. Модель убеждения в пользе здоровья (Health – Belief – Model). 2. Модель параллельных реакций. 3. Модель стадий самоизменения поведения. 4. Теория обоснованных действий.
15 Подходы к формированию поведения, связанного со здоровьем 1. Модель убеждения в пользе здоровья (Health – Belief – Model).Использует психологический подход «затраты-выгоды». Изменение поведения рассматривается как следование мотивам, которые становятся главными и воспринимаются как приносящие «выгоду» в ситуациях, когда человек стоит перед выбором из конфликтующих мотивов. 2. Модель параллельных реакций. Информация проходит по двум параллельным путям. Первый путь – создание представлений об угрозе болезни и плана её преодоления. Другой путь – создание эмоциональной реакции и схемы её нивелирования. 3. Модель стадий самоизменения поведения. Дистресс рассматривается как фактор поддержания различных форм аддиктивного поведения. Большинство людей в ситуации дистресса не обращаются за помощью к профессионалам, а пытаются сами справиться с проблемой. Обычно используется два пути: 1) применение препаратов (алкоголь, никотин, лекарства и т.д.) и специальная диета (изменение веса); 2) контроль за межличностным взаимодействием – отвержение людей, создающих проблемы, и общение с теми, кто помогает их решить. 4. Теория обоснованных действий. Поведение определяется установкой и субъективной нормой. Установка – это собственные мнения индивида о возможных последствиях поведения и оценка – позитивная или негативная – результатов такого поведения. Субъективная норма – это мнение о возможной реакции других людей на подобное поведение и личностная мотивация соответствия таким ожиданиям. Все эти модели исходят из теории социальной мотивации и когнитивно-бихевиорального подхода. Основаны на установках, убеждениях и предположении, что по каждому виду поведения, связанного со здоровьем, может быть получено соотношение «затрат» и «выгод».
16 Подходы к формированию поведения, связанного со здоровьем 1.Ценностно-мотивационный подход к изучению здоровья. В 80- х годах началось исследование самосохранительного поведения населения. Самосохранительное поведение – система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни. Базируется на представлении о первичной потребности в самосохранении, а также на органических потребностях (в сне, пище, воде и т.п.), психофизиологических (в безопасности существования, сохранении организма), психологических (благополучии, самоуважении), социальных (в образовании, статусе, творчестве, самореализации и т.п.), потребности в здоровье и продолжительном (по числу лет) существовании. Активно разрабатываются категории «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни» как характеристики сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье. Исследования показали, что чем более низким социально- экономическим статусом обладают люди, тем в меньшей степени они могут контролировать свою жизнь и состояние здоровья в том числе.
17 Подходы к формированию поведения, связанного со здоровьем Несмотря на все усилия до сих пор не удалось найти какую-либо легко идентифицируемую позитивную ориентацию на здоровье, которая могла бы выступать в качестве основы для стимуляции усилий по поддержанию здоровья и избеганию риска. Отсутствие такой общей ориентации связано с тем, что большинство видов поведения, важных с точки зрения влияния на здоровье, вызвано мотивами, которые не связаны непосредственно со здоровьем. Оказалось, что поведение в сфере здоровья, как результат определенной общепринятой каждодневной деятельности, не требует осознанной мотивации и приложения особых усилий. Так, поведение является в большей степени следствием воздействия культуры и социальной структуры общества, а не личностных мотивов и убеждений. Схемы поведения, зависящие от сознательной мотивации, оказываются менее устойчивыми, чем те, которые являются естественным итогом воздействия социальных норм и традиций. Подтверждением этого служат изменения, произошедшие в последние десятилетия в разных странах в связи с усилением внимания к здоровью населения. Например, запреты на курение в общественных местах, массовое увлечение оздоровительным бегом и т.п. оказывают на население большее воздействие, чем любая профилактическая программа, направленная на изменение индивидуального поведения. Здоровье – социальный феномен, продукт общественного развития, связанный с определенным историческим периодом времени и его социальными и культурными условиями.
18 «Отношение к здоровью» как социологическое понятие Отношение к здоровью (на уровне индивида) – сложившаяся на основе имеющихся у индивида знаний оценка собственного здоровья, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья. Отношение к здоровье (на уровне общества) – система мнений и социальных норм, существующих в обществе по поводу здоровья и выраженных в действиях на различных уровнях управления.
19 Структура понятия «отношение к здоровью» 1. Оценка состояния здоровья 2. Отношение к здоровью как к одной из жизненных ценностей 3. Деятельность по сохранению здоровья Сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) 3.2. Совершенствование здоровья (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде). Решает два типа задач: Поиск резервов здоровья, повышение устойчивости природных задатков человека Изменение психофизиологических возможностей человека, в том числе с привлечением достижений науки.
21 Показатели «отношения к здоровью» Отношение к здоровью индивида Отношение к здоровью на уровне общества Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива) 1. Самооценка индивидом собственного состояния здоровья 1. Оценка состояния здоровья населения и тенденций его изменений 1. Оценка состояния здоровья группы и отдельных её членов 2. Отношение к здоровью как к жизненной ценности, 3. Удовлетворенность состоянием своего здоровья. 2. Система социальных норм в отношении общественной ценности здоровья 2. Сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью 4. Деятельность по сохранению здоровья 3. Социальная политика в сфере общественного здоровья 3. Реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы.
22 Показатели «отношения к здоровью» Негативные показатели Позитивные показатели Заболеваемость, инвалидность, смертность и т.д. Поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни; доля в популяции здоровых лиц, государственные меры по развитию физической культуры, введение в школьную программу предмета «Здоровье» и т.п. Объективные Субъективные Объективная оценка здоровья индивида (группы, населения через показатели заболеваемости, морфофункциональн ые, психофизиологически е показатели и т.д. Структура мотивов деятельности в сфере здоровья: ориентация на хорошее здоровье как самоцель (фундаментальная ценность), на здоровье как средство успешной работы, карьеры, достижения какой-либо цели (инструментальная ценность). Структура мотивации в сфере здоровья складывается в течение всей жизни человека и отражает особенности его социализации. Именно особенности структуры мотивационной сферы являются основным определителем (предиктором) адекватного или неадекватного отношения человека к здоровью.
23 Показатели отношения к здоровью индивида 1. Самооценка индивидом собственного состояния здоровья Самооценка здоровья – ключевой показатель отношения к здоровью, регулирует поведение человека. Чем хуже самооценка здоровья, тем большее значение люди (особенно мужчины) придают фактору «условия жизни» и меньшее фактору «усилия человека». Когда здоровье мужчин становится плохим, тогда они вспоминают о роли собственных усилий. 2. Отношение к здоровью как к жизненной ценности, Специфика ценности здоровья в её латентности – большинство людей осознают ценность здоровья только тогда, когда оно находится под угрозой. Для здорового человека здоровье – это возможность полноценной жизни (инструментальная ценность). Для пожилого, больного человека здоровье нередко становится главным в жизни (фундаментальная ценность). Если же такого рода ценность характерна для здорового человека, то это свидетельствует о гипертрофированном чувстве самосохранения, не имеющем позитивно-ценностного содержания. К концу 90-х годов «здоровье» заняло первое место в системе ценностей горожан (в 1991 г. уступало ценности «семья» и «дети»). Это обусловлено не ростом культуры здоровья, а новым пониманием значения здоровья в условиях адаптации к новым экономическим требованиям. В коммерческом секторе здоровье признается неотъемлемой характеристикой профессиональной ценности и перспективности личности на рынке труда. 3. Удовлетворенность состоянием своего здоровья. За период обнаружено резкое снижение доли лиц, удовлетворенных своей жизнью и здоровьем, в частности. В 1991 г. – 80%, в 1999 г. – 40%. В то же время увеличилась доля лиц, испытывающих чувство одиночества и подверженных стрессовым ситуациям. У них отмечается увеличение распространённости основных неинфекционных заболеваний. 4. Деятельность по сохранению здоровья Самооценка и ценность здоровья обусловливают самосохранительное поведение индивида: правильное питание, своевременное обращение к врачу, избегание курения, физического переутомления, активный образ жизни, соблюдение режима труда, отдыха и сна. Понимая важность самосохранительного поведения, лишь 10% делают зарядку, 30% ходят в спортзал или бассейн, 32% уделяют внимание оздоровительным диетам, 52% стараются использовать активные формы досуга. Чем лучше здоровье, тем в большей степени среди причин заботы о здоровье важны факторы воспитания и влияния окружающих людей. Люди с хорошим здоровьем обладают им, главным образом, благодаря воспитанию, гигиенической грамотности и информированности. Две причины, препятствующие заботе о здоровье: не хватает силы воли (субъективная причина), нет соответствующих условий (объективная причина). – По этим направлением следует вести здоровьеформирующую работу.
24 Показатели отношения к общественному здоровью 1. Оценка состояния здоровья населения и тенденций его изменений Смертность. Заболеваемость. Продолжительность жизни. Физическое развитие. Комплексные показатели общественного здоровья: стоит задача разработки новых показателей здоровья. Здоровье пока не имеет собственного количественного показателя. Используются преимущественно косвенные показатели, отражающие не здоровье, а болезнь. 2. Система социальных норм в отношении общественной ценности здоровья Социальные нормы как элемент культуры, передающийся из поколения в поколение, определяют поведение и деятельность индивидов, групп, общностей. Культура служит базой для формирования социальных норм, она же обеспечивает трансляцию этих образований через различные информационные каналы или социальные институты: систему обучения, СМИ, семью и т.д. На государственном уровне ценность здоровья пока низка. 3. Социальная политика в сфере общественного здоровья До сих пор социальная политики рассматривала человека как объект своей деятельности и не требовала активного отношения к собственному здоровью. Изменившиеся социально-экономические условия поставили индивида и социальные группы перед необходимостью быть включенным в социальную политику в качестве равноправных акторов – партнеров государства. Основной проблемой социальной политики сегодня является фактическое невосприятие здоровья населения в качестве капитала, экономического и социального, хотя на вербальном уровне такое понимание декларируется. Тогда как, по мнению экономистов, именно человеческий капитал, обеспечиваемый за счет инвестиций в образование, воспитание, здравоохранение, является важным фактором экономического роста страны. Одной из самых сложных задач социальной политики в аспекте охраны и укрепления общественного здоровья является формирование потребностей и установок на заботу о здоровье у различных категорий населения. Эта задача предполагает разработку системы воспитания и обучения навыкам здоровья различных групп населения, начиная с первых лет жизни человека. Показано, что неблагоприятные показатели заболеваемости и смертности в России не поддаются корректировке с помощью лечебных мероприятий. Центральная идея – работа со здоровыми детьми с целью выработки у них ценности, знаний и привычек здорового образа жизни. Здоровьеформирующие образовательные воздействия включают в себя спланированное и последовательное обучение здоровому образу жизни учащихся каждой возрастной группы, начиная с детского сада и кончая 11-м классом. Она преподается учителями, подготовленными для преподавания данного предмета; объединяет усилия родителей, сотрудников органов здравоохранения, представителей общественности.
25 Институциональные субъекты формирования отношений к здоровью Формирование отношения к здоровью – сложный социально-психологический процесс, результат взаимодействия значительного числа факторов. Он важен для всех возрастных групп населения, но наибольшую значимость имеет всё же для детей и подростков – перспективной группы населения, открытой, в силу возрастных особенностей, для воспитательного воздействия. Состояние здоровья населения и отношение к здоровью формируются под воздействием 5 основных социальных институтов: семьи, школы, здравоохранения, средств массовой информации и государства.
29 Институты формирования отношений к здоровью: система здравоохранения Школьник взаимодействует с системой здравоохранения в 3-х ситуациях: 1) в кабинете школьного врача, 2)во время посещения поликлиник, 3) в период оздоровительного отдыха. Школьная медицина. Функция формирования мотивации к заботе о здоровье у школьной медицины практически отсутствует. В поликлинике – диспансеризация. Проходит в сжатые сроки и, как правило, формально. Только в 25% случаев родители реагируют на заключение диспансеризации и идут с ребенком на прием к специалисту. Оздоровление. За период 1990 – 2003 увеличивается число оборонно-спортивных, профильных лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей. Число загородных и лагерей труда и отдыха уменьшилось в 2 раза. Появилась подпрограмма «Здоровый ребенок». В рамках этой программы ребенок рассматривается как объект изучения, воздействия, влияния, а нге субъект, формирующий собственное здоровье и отвечающий за его состояние.
30 Институты формирования отношений к здоровью: средства массовой информации Важной проблемой в сфере здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья. В формировании этой идеологии важная роль принадлежит СМИ. Анализ публикаций в СМИ показал, что более половины публикаций имеют критическую и отрицательную направленность, треть – позитивную, остальные содержат нейтральную информацию. Наибольшее количество публикаций посвящено наркомании. С точки зрения права, организации борьбы с наркоторговцами, создания соответствующих медицинских учреждений для детей и подростков, реабилитационных центров. Социальная политика государства в области общественного здоровья – вторая по значимости тема. В основном критического характера: принятые за последние годы более 100 законодательных актов в области материнства, детства и здоровья не работают, и за это никто не отвечает. Состояние здоровья школьников – третья по популярности тема. Отмечается, что 50% школьников страдают хроническими заболеваниями различной этиологии. Школа разрушает здоровье детей, прежде всего, психическое, чрезмерными учебными нагрузками и порочной системой оценки успехов учеников. Негативная информация с телеэкрана, отсутствие мудрых воспитателей дома и в школе способствуют утрате молодежью нравственных ориентиров и ухудшению психического здоровья молодежи. В публикациях преимущественно представлена отрицательная роль семьи, отсутствие духовного контакта с родителями, что приводит к раннему сексу, наркотикам, побегу из дома. Роль школы в формировании здоровья видится также преимущественно отрицательно. Роль здравоохранения в его профилактическом аспекте оценивается негативно. В России не работают программы по профилактике детской заболеваемости, детей только лечат. Положительная роль здравоохранения проявляется в создании многочисленных наркологических кабинетов, центров, антинаркотических программ. Роль государства в сфере здоровья проявляется трояко: а) подготовкой и изданием различных правовых документов; 2) финансированием той или иной отрасли, программы, проекта; 3)осуществлением (или неосуществлением)практических мероприятий. Роль индивида, в частности подростка, формируется в соответствии с системой ценностей референтной группы, которая декларирует: «Наркотики – это «круто», а здоровый образ жизни – несовременно и скучно. Ни школа, ни родители, ни врачи, ни СМИ всерьез не работают над изменением данной установки у подростка.
34 Новые подходы в отношении к здоровью Перспективы дальнейшего развития сферы здоровья: 1. Совершенствование образа жизни, системы образования и воспитания, формирование потребности в здоровье, физической активности, культуре питания, в том числе: 1) Внедрение различных форм и методов обучения заботе о здоровье, особенно среди детей и подростков (рекомендовать пользоваться преимуществами здорового образа жизни, а не концентрироваться на опасностях болезней; использовать современные технологии получения информации – интернет- технологии; контролировать грамотность индивида и разработка технологий разделения с ним ответственности за конечный результат – текущее состояние его здоровья); 2) Повышение информированности населения с целью профилактики инфекционных заболеваний, особенно таких, как ИППП, ВИЧ-инфекция, туберкулез; 3) Усиление контроля над состоянием окружающей среды, условиями труда и профилактикой дорожно- транспортного травматизма; 4) Выявление факторов риска (их 6): курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, гиподинамия, нарушение сна, стресс; 2. Улучшение биологических свойств человека, управление иммунными процессами, увеличение продолжительности жизни; 3. Управление психологическими процессами памяти, эмоциями, интеллектуальными способностями; 4. Развитие технических средств и устройств для совершенствования органов зрения, слуха, памяти, биологических ритмов, создание искусственных органов. 5. Создание эффективной системы анализа и оценки состояния здоровья населения в соответствии с его половозрастной структурой и территориальным размещением. 6. Развитие различных практик ухода за телом, с использованием достижений диетологии, косметологии, фитнеса (пилатес, калланетик, бодифлекс) и т.п. Новые социальные нормы, формирующиеся в среде молодёжи, предписывают включение в понятие «хороший специалист», помимо диплома и профессионального опыта, хорошей физической формы, здоровья и соответствующей представительской внешности. Занятия спортом становятся средством, а не целью, поскольку тот, кто достигает успехов в спорте, имеет характер и может добиться результатов в других областях жизни. Внешность начинает выступать в роли «капитала», который необходимо приумножать, поскольку от этого зависит успешность в работе и жизни в целом, особенно для представителей публичных профессий. Разочарование в официальной медицине привело к увлечению различными нетрадиционными формами диагностики, лечения, целительства, практикамивосточной медицины.
35 Отношение к здоровью. Выводы: 1) Формирование позитивного отношения к здоровья на уровне индивида обеспечивает соответствующее самосохранительное поведение, в котором заключен значительный резерв улучшения здоровья, что особенно актуально для мужчин (решение проблемы мужской сверхсмертности). 2) Достижение необходимого самосохранительного поведения возможно при условии адекватного отношения к здоровью на уровне общества, что должно выражаться в социальной политике, формирующей социальные нормы и фактически обеспечивающей то или иное состояние здоровья населения. 3) Идеология здоровья распространяется через различные социальные институты: семья, школа, здравоохранение, СМИ. 4) Только информированный человек, обладающий навыками заботы о здоровье, имеющий соответствующую потребность, живущий в обществе, где здоровье является самодостаточной ценностью, сможет обеспечить сохранение и приумножение своего здоровья, а также здоровья своих близких. 5) Улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни россиян – результат интеграции различных наук, в том числе науки «социология здоровья», изучающая закономерности отношения к здоровью и формирования самосохранительного поведения индивидов.
36 Спасибо за внимание! Габер И. В. Сентябрь 2012 г.