журнал длительно лихорадящих больных образец
Документация сестринского поста лечебного отделения.
Журнал сдачи и приема дежурств
Медицинская карта стационарного больного
Журнал назначений
Журнал учета наркотических и сильнодействующих средств
Журнал учета остродефицитных средств
Тетрадь передачи ключей от сейфа с наркотическими средствами
7. журнал регистрации поступивших и выбывших больных (алфавитная книга)
Журнал учета движения больных и коечного фонда стационара (рапортичка)
Порционник
Требования в аптеку
Журнал учета лихорадящих больных
Обязанности постовой м/с
Температурный лист
Бланки анализов
Список разрешенных продуктов
Диета данного лечебного отделения
Рапорт суточного дежурства
Режим дня
Рекомендации по подготовке к исследованиям
Журнал осмотра на педикулез
Сборник технологий и правил организации и выполнения работ м/с
Смена и передача дежурств в лечебном отделении.
Смена дежурств в лечебном отделении начинается с утренней конференции врачей и сестер, где мед. сестра докладывает зав. отделения:
· о количестве поступивших пациентов
· о количестве выбывших пациентов
· о количестве пациентов в лечебном отделении, в отделении реанимации
· о количестве тяжелобольных пациентов и их самочувствии на настоящее время
· о количестве лихорадящих пациентов
· о диагностических исследованиях пациентов
· о назначении на операцию
· о санитарном состоянии отделения
· о происшествиях в отделении
· о жалобах пациентов на лечение и сестринский процесс Передача дежурств.
1. Обе мед. сестры обходят палаты, проверяют их санитарное состояние и наличие пациентов на местах.
2. Осматривают тяжелобольных пациентов (пациенты должны быть умыты, подмыты, перестелены, им должны быть выполнены назначения на данное время).
3. Передают документацию, инвентарь, белье. Мед. сестра передает:
1). Журнал приема и сдачи дежурств:
· количество тяжелобольных пациентов
· количество лихорадящих пациентов
· лабораторные и инструментальные исследования
· состояние мед. оборудования
· нарушения режима в отделении
2). Лист учета движения больных и конечного фонда стационара (рапортичка) общее количество пациентов
· перемещения пациентов из отделения в отделение
· количество мужских и женских мест в отделении
· количество свободных мест
· количество умерших пациентов и т.д.
4). Лекарственные препараты:
· дорогостоящие и т.д.
5). Ключи от шкафа, сейфа. Роспись двух мед. сестер в журналах обязательна: «Журнал учета наркотических средств», «Журнал передачи ключей от сейфа».
6). Журнал назначений. В нем отражаются все назначения, которые выписаны из листа назначений, историй болезни для пациентов.
7). Журнал регистрации поступивших и выбывших больных. Все вновь прибывшие должны быть вписаны.
8). Порционник. Написан с учетом поступивших пациентов.
Формы медицинской документации
Перечень
отдельной медицинской учетной документации, используемой в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ)
1. Медицинская учетная документация, используемая в стационарах
Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации
Журнал учета больных, которым предоставлен лечебный отпуск
Журнал учета приема беременных, рожениц и родильниц
Медицинская карта стационарного больного
Медицинская карта прерывания беременности
История развития новорожденного
Лист регистрации переливания трансфузионных средств
Журнал регистрации переливания трансфузионных средств
Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре
Журнал записи родов в стационаре
Журнал учета сбора ретроплацентарной крови
Журнал отделения (палаты) для новорожденных
Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования
Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием
Лист основных показателей состояния больного, находящегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии
Лист основных показателей состояния больного, находящегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии кардиологического отделения с диагнозом
Протокол (карта) патолого-анатомического исследования
Направление на патолого-гистологическое исследование
Журнал регистрации поступления и выдачи тел умерших
Протокол установления диагноза смерти мозга человека
Карта учета изъятия тканей
Паспорт на гомотрансплантант
Карта донора (трупа)
Журнал учета замороженного костного мозга, находящегося на хранении
Журнал учета костного мозга, заготовленного для консервации
Журнал учета консервированного костного мозга
Этикетка на флакон с костным мозгом, заготовленным для замораживания
Этикетка на флакон с костным мозгом, размороженным для трансплантации
Медицинское заключение по комиссионному освидетельствованию лица, в отношении которого решается вопрос о признании его умалишенным
Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому
Статистическая карта выбывшего из психиатрического (наркологического) стационара
Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении
Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении
Карта пациента с имплантированным (реимплантированным) антиритмическим устройством
2. Медицинская учетная документация в поликлиниках (амбулаториях)
Медицинская карта больного, получающего помощь в амбулаторных условиях
Медицинская карта амбулаторного наркологического больного
Вкладной лист на подростка к медицинской карте амбулаторного больного
Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов
История развития ребенка
Медицинская карта больного венерическим заболеванием
Медицинская карта больного грибковым заболеванием
Медицинская карта больного туберкулезом
Индивидуальная карта беременной и родильницы
Медицинская карта стоматологического больного
Медицинская карта ортодонтического пациента
Контрольная карта диспансерного наблюдения
Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг
Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией
Карта обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью
Статистическая карта выбывшего из психиатрического (наркологического) стационара
Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием
Контрольный талон к карте диспансерного наблюдения (онко)
Контрольная карта диспансерного наблюдения контингентов противотуберкулезных учреждений
Именной список призывников, направленных для систематического лечения
Лечебная карта призывника
Карта обратившегося за антирабической помощью
Карта профилактических флюорографических обследований
Карта профилактических прививок
Журнал учета профилактических прививок
Карта обследования ребенка (подростка) с необычной реакцией на вакцинацию (ревакцинацию) БЦЖ
Врачебно-контрольная карта физкультурника и спортсмена
Врачебно-контрольная карта диспансерного наблюдения спортсмена
Журнал регистрации медицинской помощи, оказываемой на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях
Журнал медицинского обслуживания физкультурных мероприятий
Талон на прием к врачу
Талон пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях
Карточка предварительной записи на прием к врачу
Книга записи вызовов врача на дом
Журнал записи амбулаторных операций
Журнал записи родовспоможения на дому
Журнал регистрации посещений изолятора детской поликлиники, отделения поликлиники
Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение
Санаторно-курортная карта для детей
Путевка в детский санаторий
Направление в санаторий для больных туберкулезом
Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления
Медицинская справка (для выезжающего за границу)
Медицинское заключение о допуске к управлению транспортным средством
Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)
Журнал регистрации выдачи медицинских справок
Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу
Тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки)
Карта участковой медсестры противотуберкулезного диспансера, противотуберкулезного диспансерного отделения (кабинета), больницы (поликлиники)
Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов
Сводная ведомость учета впервые выявленных несчастных случаев, отравлений и травм
Ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому
Дневник учета работы врача стоматолога-ортодонта
Дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда
Листок ежедневного учета работы врача стоматолога-ортопеда
Медицинская карта ребенка, направленного во Всероссийские детские центры «Океан» и «Орленок»
Медицинское заключение на ребенка, оформляющегося на усыновление
Единый талон амбулаторного пациента
Сертификат о профилактических прививках
3. Медицинская учетная документация, используемая в стационарах и поликлиниках (амбулаториях)
Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию
Направление на лечение (обследование) в венерологический стационар, подлежащий охране силами подразделений милиции
Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного
Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы, сведения женской консультации о беременной
Карта лечащегося в кабинете лечебной физкультуры
Карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)
Журнал записи рентгенологических исследований
Карта больного, подвергающегося лучевой терапии
Дневник учета работы рентгено-диагностического отделения (кабинета)
Журнал учета процедур
Карта больного с имплантированным электрокардиостимулятором (ЭКС)
Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку
Извещение о больном с вновь установленным диагнозом сифилиса, гонореи, трихомоноза, хламидиоза, герпеса урогенитального, аногенитальными бородавками, микроспории, фавуса, трихофитии, микоза стоп, чесотки
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом наркомании (токсикомании)
Экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии
Журнал учета инфекционных заболеваний
Справка о временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой, операцией аборта
Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение
Акт стационарной, амбулаторной, заочной, посмертной судебно-психиатрической экспертизы
Акт психиатрического освидетельствования осужденного
Акт психиатрического освидетельствования лица, находящегося на принудительном лечении
Журнал регистрации стационарной и амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы
Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения
Книга регистрации листков нетрудоспособности
Журнал учета санитарно-просветительной работы
Медицинское свидетельство о рождении (с корешком)
Медицинское свидетельство о смерти (с корешком)
Медицинское свидетельство о перинатальной смерти (с корешком)
Талон на законченный случай временной нетрудоспособности
Карта аллергологического обследования
Паспорт больного аллергическим заболеванием
Медицинское заключение на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, по результатам независимого медицинского освидетельствования
Заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Карта записи консультации больного с острым экзогенным отравлением
Карта учета профессионального заболевания (отравления)
Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, с рецидивом туберкулеза
Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики
Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии
Извещение на больного с впервые установленным диагнозом лепры, на больного с рецидивом лепры
Контрольная карта на члена семьи больного лепрой или на лицо, имевшее тесный контакт с ним
Обменная карта на больного лепрой, выписанного из противолепрозного учреждения
Рабочий журнал кабинета экспертизы опьянения
Справка о доставке проб на химико-токсикологическое исследование
Направление на химико-токсикологическое исследование
Результаты химико-токсикологического исследования
Журнал регистрации результатов химико-токсикологических исследований
Карта внесения изменений
Регистрационная карта лица, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Лист учета данных дозиметрии
Направление на исследование образцов крови в ИФА на СПИД
Направление на исследование образцов крови на СПИД в реакции иммуноблота
Оперативное донесение о лице, в крови которого при исследовании в реакции иммуноблота выявлены антитела к ВИЧ
Извещение на ребенка с врожденными пороками развития
4. Медицинская учетная документация других типов лечебно-профилактических учреждений
Журнал регистрации амбулаторных больных
Тетрадь записи беременных, состоящих под наблюдением фельдшерско-акушерского пункта, колхозного роддома
Журнал учета приема больных и рожениц в стационар фельдшерско-акушерского пункта и колхозный родильный дом
История родов для колхозного родильного дома, фельдшерско-акушерского пункта
Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи
Карта вызова скорой медицинской помощи
Сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи
Дневник работы станции скорой медицинской помощи
Журнал регистрации приема вызовов и их выполнения отделением экстренной и планово-консультативной помощи
Задание на санитарный полет
Журнал регистрации плановых выездов (вылетов)
Журнал учета приема детей в дом ребенка
Журнал учета приема детей в ясли
Табель учета ежедневной посещаемости детей в детских яслях
Карта для записи питания ребенка (заполняется на детей в возрасте до 9 месяцев)
Журнал учета работы кабинета инфекционных заболеваний
Регистрационная карта воспитанника дома ребенка
Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка
Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка
Карта выбытия воспитанника дома ребенка
5. Медицинская учетная документация учреждений судебно-медицинской экспертизы
Заключение эксперта (экспертиза трупа)
Акт судебно-медицинского исследования трупа
Заключение эксперта (экспертиза свидетельствуемого)
Акт судебно-медицинского освидетельствования
Заключение эксперта (экспертиза вещественных доказательств)
Акт судебно-гистологического исследования
Акт судебно-химического исследования
Направление в судебно-медицинскую лабораторию
Направление на судебно-химическое исследование
Направление на судебно-гистологическое исследование
Журнал регистрации трупов в судебно-медицинском морге
Журнал регистрации свидетельствуемых в судебно-медицинской амбулатории (кабинете)
Журнал регистрации комиссионных судебно-медицинских экспертиз по материалам следственных и судебных дел
Журнал регистрации вещественных доказательств и документов к ним в лаборатории
Журнал регистрации исследований мазков и тампонов в лаборатории
Журнал регистрации исследований трупной крови в лаборатории
Заключение (экспертизы по материалам дела)
Направление на консультацию, рентгенологическое исследование к «Заключению эксперта» («Акту»)
Журнал регистрации материалов и документов в гистологическом отделении
Журнал регистрации носильных вещей, вещественных доказательств, ценностей и документов в морге
6. Медицинская учетная документация лаборатории в составе лечебно-профилактических учреждений
Направление на анализ
Направление на гематологический, общеклинический анализ
Направление на биохимический анализ крови, плазмы, сыворотки, мочи, спинно-мозговой жидкости
Направление на цитологическое исследование и результат исследования
Направление на микробиологическое исследование
Направление на санитарно-микробиологическое исследование и результаты санитарно-микробиологического исследования
Направление для исследования крови на пробу Кумбса и результат исследования
Направление на исследования крови на резус-принадлежность и резус-антитела и результат исследования
Документация, отражающая отчетность и учет острозаразных заболеваний Учетные формы:
ф-025-в статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов.
Отчетные формы:
В пакет документов КИЗ, кроме утвержденных форм и рекомендуемых дополнительных форм должен входить “Журнал учета аварийных ситуаций, травм медицинского персонала” (Приложение № 4 Распоряжения КЗ и ЦГСЭН от 27.04.2000 № 149-р/15).
Журнал наблюдения за лихорадящими больными
Журнал наблюдения за лицами, укушенными клещами
Журнал регистрации глистных и паразитарных инвазий.
Журнал консультаций на дому.
Журнал регистрации, прибывших из эндемичных зон.
Журнал учета лабораторных исследований.
Журнал учета ректороманоскопии.
Челябинская государственная медицинская академия
Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией
Зав. кафедрой – д.м.н., профессор Л.И.Ратникова
1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Дата заполнения истории болезни
Фамилия, имя, отчество больного (ой)
2. ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО (на день курации)
3. АНАМНЕЗ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
В этом разделе необходимо подробно (при остром заболевании – по дням) описать начало, развитие и течение настоящего заболевания от первых его проявлений до момента курации больного. Когда и как началось заболевание: остро, под-остро, постепенно. Был ли озноб, повышение температуры, ее суточные колебания, наличие потов. Была ли рвота, головная боль (время появления, ее интенсивность, характер, локализация). Отмечался ли бред, сонливость или бессонница, общая слабость. Не было ли судорог.
При наличии сыпи – сроки ее появления, локализация, динамика, характер высыпаний, наличие зуда, желтушность склер и кожи, изменение цвета мочи и кала.
Желудочно-кишечный тракт: аппетит, тошнота, вздутие живота, характер и число испражнений в сутки, боли, тенезмы. Мочеиспускание (болезненность, частота). При дальнейшем изложении анамнеза болезни отражается характер, высота и продолжительность лихорадки, а также отмечается последовательность появления каждого нового симптома.
Дата первичного обращения к врачу. Какой диагноз был установлен. Проведенное лечение на дому (препараты, дозы, продолжительность). Влияние лечения на течение болезни и лихорадочную реакцию. Лабораторные исследования, сделанные в поликлинике.
С каким диагнозом и на какой день от начала заболевания больной направлен в инфекционное отделение. Объективные данные при поступлении больного (из истории болезни). Диагноз при поступлении. Какие лабораторные исследования назначены во время пребывания больного в инфекционном стационаре и проведенное лечение.
Динамика объективных данных с момента поступления до начала курации (см. историю болезни).
Методическая разработка практического занятия по теме: «Проведение ухода за лихорадящими больными»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: Проведение ухода за лихорадящими больными.
по МДК: 04.03.(05.03., 07.03.) Технология оказания медицинских услуг
для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
31.02.02 Акушерское дело
31.02.01 Лечебное дело
Разработал: преподаватель высшей
протокол № ____ от «____» ________ 2020г.
Председатель ЦМК ________Большакова О.С..
Батищева Н. Ю. – преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»
I . МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта практического занятия
Название МДК: 04.03.(05.03.,07.03.) Технология оказания медицинских услуг
Специальность: Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.01 Лечебное дело.
Тема занятия : Проведение ухода за лихорадящими больными.
Вид занятия: практическое
Тип занятия : занятие по о бобщению и систематизации знаний, закреплению знаний, выработка умений и навыков.
Студент должен иметь практический опыт:
Измерения температуры тела пациента
Определения проблем пациента в различные периоды лихорадки
Ухода за пациентом в различные периоды лихорадки;
Студент должен знать :
Понятие о лихорадке;
Понятие о процессах терморегуляции организма
Виды, периоды, механизмы развития лихорадки,
Типы температурных кривых при лихорадке у пациента
Стандарты медсестринского ухода за пациентами в различные периоды лихорадки;
Студент должен уметь :
Определять период лихорадки у пациента;
Определять тип температурной кривой при лихорадке у пациента
Осуществлять сестринские вмешательства при уходе за пациентами в различные периоды лихорадки.
2. Развивающие цели:
— Способствовать развитию у студентов профессиональной наблюдательности, сознательности, логического и клинического мышления
— Развивать у студентов творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
3. Воспитательные цели:
Воспитывать у студентов ответственное отношение к своим обязанностям, внимательное отношение к пациентам
Повысить устойчивый интерес к будущей профессии
Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
ПК 4.1. (5.1.; 7.1.) Эффективно общаться с пациентом и его окружением.
в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. (5.2.; 7.2.) Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3. (5.3.; 7.3.) Осуществлять уход за пациентами различных возрастных
групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.5. (5.5.; 7.5.) Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6. (5.6.; 7.6.) Оказывать медицинские услуги в пределах своих
ПК 4.7. (5.7.; 7.7.) Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.8. (5.8.; 7.8.) Обеспечивать безопасную больничную среду для
пациентов и персонала.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Уровень освоения знаний: III
Мотивация занятия: Температура тела является одним из главных показателей энергетического обмена в организме. Возникновение лихорадки может быть обусловлено как инфекционными, так и неинфекционными причинами. Изменение температуры тела является важным диагностическим и прогностическим критерием состояния пациента, так как именно этот клинический симптом во многих случаях свидетельствует о развивающемся заболевании, особенностях его течения и реакции организма пациента на патологический процесс. Лихорадочное состояние сопровождается нарушением функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что требует умения своевременно и адекватно реагировать на изменения в состоянии пациента. Правильный уход за лихорадящими пациентами позволяет не только качественно оказать первую доврачебную помощь, но и предотвратить развитие осложнений заболевания.
Место проведения: кабинет доклинической практики
Учебно–методическое оснащение: рабочая программа ПМ 04 (05, 07) Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», КТП, технологическая карта практического занятия, инструкции к практическому занятию; алгоритмы, тесты, ситуационные задачи, эталоны ответов.
ОП.02. – Анатомия и физиология человека
ОП.03. – Основы патологии
ОП.05. – Гигиена и экология человека
ОП.06. – Основы микробиологии и иммунологии
МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
ОП.01. – Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.02. – Анатомия и физиология человека
ОП.03. – Основы патологии
ОП.04. – Генетика человека с основами медицинской генетики
ОП.05. – Гигиена и экология человека
ОП.06. – Основы микробиологии и иммунологии
МДК 05.02 Безопасная среда для пациента и персонала
ПМ.01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода.
ПМ 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах
ПМ. 03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
ОП.03. – Анатомия и физиология человека
ОП.05. – Генетика человека с основами медицинской генетики
ОП.06. – Гигиена и экология человека
ОП.07. – Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.08. – Основы патологии
ОП.09. – Основы микробиологии и иммунологии
МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала
ПМ.01 Диагностическая деятельность
ПМ.02 Лечебная деятельность
ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
Внутрипредметные связи: Термометрия . Проведение термометрии. Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом. Приготовление и применение компрессов. Проведение ухода за тяжелобольными и агонирующими.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 766 с.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст] / Т. П. Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 687 с.
Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: Учебник, курс лекций, сестринские технологии [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» : учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : Гэотар-Медиа, 2016. – 512 с.
Островская И. В. Основы сестринского дела : Учебник [Текст] / И. В. Островская, Н. В. Широкова.– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 320 с.
СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58.
Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 г. № 2н).
Термометрия пациента// [Электронный ресурс].- http://yandex.ru/
Лихорадка. Уход за лихорадящими пациентами
Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовка реферативного сообщения на тему:
«Сестринский уход за пациентами в разные периоды лихорадки
Цель: содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной и творческой активности, готовности к самообразованию.
Требования к оформлению: методические указания к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся № 5.
Основные этапы занятия и их содержание
Дидактическая цель этапа
Методы, приемы, формы обучения
Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.
Воспитание дисциплинированности и организованности студентов
Учебный журнал группы
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов, регистрация отсутствующих
Приветствуют преподавателя, информируют
об отсутствующих. Готовятся к занятию
Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия
Мотивация необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности
Инструкция к проведению занятия (приложение 1)
Сообщает студентам тему, цели и основные этапы занятия, объясняет значимость темы
Записывают в тетради тему и план занятия, обсуждают возможные сферы применения полученных знаний
Контроль исходного уровня знаний
Проверка исходных знаний студентов по теме
Раздаточный материал (экземпляры тестов по количеству студентов)
Раздает студентам тесты. Знакомит с инструкцией выполнения задания, с критериями оценивания
Выполнение тестовых заданий, письменно отмечая правильные ответы.
Сдают выполнению работу преподавателю
Индивидуальный устный опрос:
Выявление степени усвоения студентами домашнего задания и оценка базового уровня подготовки студентов
Индивидуальный устный опрос
Перечень вопросов для устного опроса.
Эталоны ответов (приложение 3)
Задает вопросы, корректирует, дополняет ответы
Отвечают на вопросы преподавателя. Дополняют ответы друг друга, задают вопросы преподавателю
Закрепление и расширение имеющихся знаний, профессиональных умений
Стандарты сестринского ухода за пациентами в различные периоды лихорадки
Иллюстрации (приложение 6)
Изложение нового материала.
Демонстрация и объяснение манипуляции, заполнения медицинской документации
Организует просмотр презентации Организует просмотр учебного фильма
Студенты слушают, наблюдают, задают вопросы.
Просматривают учебный фильм
Уход за пациентом в первом периоде лихорадки
Уход за пациентом во втором периоде лихорадки
Уход за пациентом в третьем периоде лихорадки
Самостоятельная работа студентов
О тработка манипуляций, продемонстрированных преподавателем
Формирование профессиональных умений Выявление и анализ учебных элементов темы, вызывающих затруднения у студентов
Практический тренинг малыми группами после демонстрации навыков преподавателем.
Индивидуальный контроль практических навыков и их результатов
Организация студентов для практического тренинга. Наблюдение за ходом самостоятельной работы студентов, необходимая коррекция.
Смотрят и задают вопросы по ходу выполнения навыков
Работа с дневником практических занятий
Дневник практических занятий
Проводит инструктаж по заполнению дневника. Проверяет и корректирует, записываемое студентами
Записывают в дневник, какие практические навыки приобрели на занятии
Контроль конечного уровня усвоения знаний.
Решение ситуационных задач
Определение степени усвоения и понимания изученного материала
Решение ситуационных задач
Тексты ситуационных задачи с эталонами ответов (приложение 7), эталоны ответов
Раздает тексты задач
Оценивает результаты решения.
Выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивают с эталоном
Анализ достижения целей, подведение итогов работы группы на занятии.
Учебный журнал группы
Делает заключение, оценивает деятельность группы и каждого студента. Оценивает достижение целей занятия. Выставляет оценки в журнал.
Анализируют свою работу
Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии
Ориентация на подготовку к следующему занятию
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Сообщает домашнее задание
Записывают задание на дом
ФИО и подпись преподавателя __________________________ Н. Ю. Батищева
II . ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
III . БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов
Понятие о терморегуляции.
Понятие о температуре тела человека.
Физиологические колебания температуры тела человека
Приборы для измерения температуры тела пациента
Места для измерения температуры тела пациента
Правила инфекционной безопасности при измерении температуры тела
Контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами ответов: см. приложение 2.
Контролирующие материалы в форме устного опроса с эталонами ответов: см. приложение 3.
Контролирующие материалы в форме ситуационных задач с эталонами ответов: см. приложение 7.
Критерии оценки тестовых заданий, ситуационных задач, теоретических знаний, практических умений:
Критерии оценивания тестового контроля:
«Удовлетворительно» – 80-71% правильных ответов,
Критерии оценивания решения ситуационной задачи:
Критерии оценивания теоретических знаний:
«Удовлетворительно» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации; не умеет достаточно глубоко и основательно обосновать, и аргументировать свои суждения;
Критерии оценивания практических умений:
уверенно и правильно выполняет манипуляцию в точном соответствии с алгоритмом; обнаруживает полное понимание целей выполняемой манипуляции, может обосновать свои действия, пользуясь медицинской терминологией, правильно отвечает на дополнительные вопросы; свободно владеет речью (демонстрирует связность и последовательность в изложении);
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «Проведение ухода за лихорадящими больными»
Междисциплинарный курс: МДК 04.04. (05.04., 07.04.) Технология оказания медицинских услуг
Специальность : 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.01 Лечебное дело.
Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, демонстрационные материалы, алгоритмы, тесты, ситуационные задачи, эталоны ответов.
Учебные цели занятия:
Студент должен знать :
Понятие о лихорадке;
Понятие о процессах терморегуляции организма
Типы температурных кривых при лихорадке у пациента
Виды, периоды, механизмы развития лихорадки,
Стандарты ухода за пациентами в различные периоды лихорадки;
Студент должен уметь :
Определять период лихорадки у пациента;
Определять тип температурной кривой при лихорадке у пациента
Осуществлять сестринские вмешательства при уходе за пациентами в различные периоды лихорадки.
Индивидуальный устный опрос.
Приготовление оборудования для оказания медсестринских вмешательств в различные периоды лихорадки.
Осуществление сестринских вмешательств при уходе за пациентами в различные периоды лихорадки.
Заполнение планов сестринского ухода при уходе за пациентами в различные периоды лихорадки.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 766 с.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст] / Т. П. Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 687 с.
Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: Учебник, курс лекций, сестринские технологии [Текст] / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» : учебное пособие [Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : Гэотар-Медиа, 2016. – 512 с.
Островская И. В. Основы сестринского дела : Учебник [Текст] / И. В. Островская, Н. В. Широкова.– М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 320 с.
1. Какие состояния не могут приводить к физиологическому повышению температуры тела?
Г. Эмоциональные нагрузки;
2. С какой целью перед измерением температуры рекомендуют досуха протирать подмышечную впадину:
А. Из гигиенических соображений;
Б. Чтобы термометр находился в более устойчивом положении;
В. Чтобы не получить заниженных результатов?
Г. Чтобы не получить завышенных результатов
3. Каков суточный ритм колебаний температуры тела у здорового человека?
А. Двухфазный с максимумом в 17–21часов и минимумом в 3–6 часов;
Б. Двухфазный с максимумом в 6–8 часов и минимумом в 16–18 часов;
В. Постоянный температурный ритм
Г. Нет определенного ритма колебаний
4. Лихорадкой называется повышение температуры тела при патологических состояниях организма:
5. Какие показатели должны быть отражены в температурном листе?
А. Графическое изображение температурной кривой;
Б. Графическое изображение температурной кривой, кривых пульса, частоты дыхания, артериального давления, массы тела, диурез;
В. Графическое изображение температурной кривой, данных лабораторных исследований;
Г. Графическое изображение температурной кривой, ежедневные показатели частоты дыхания, числа сердечных сокращений, артериального давления?
6. Укажите стадии лихорадки:
А. Стадия нарастания температуры; стадия постоянно повышенной температуры; стадия падения температуры;
Б. Стадия повышенной температуры; стадия снижения температуры;
В. Стадия повышения температуры до 38°С, стадия повышения температуры тела до 39°С.
Г. Стадия повышения температуры, лизис, кризис.
7. Как изменяются процессы терморегуляции в первой стадии повышения температуры?
А. Преобладание теплопродукции над теплоотдачей;
Б. Преобладание теплоотдачи над теплопродукцией;
В. Расширение кровеносных сосудов кожи;
Г. Увеличивается потоотделение;
8. Как изменяются процессы терморегуляции в стадии падения температуры:
А. Усиливается теплопродукция, снижается теплоотдача
Б. Увеличивается теплоотдача, снижается теплопродукция;
В. Уменьшается потоотделение
Г. Не изменяется потоотделение
9. Для стадии нарастания температуры тела характерны:
А. Кожа холодная на ощупь, возникновение ОЗНОБА;
Б. Гиперемия кожных покровов, чувство жара;
10. При повышении температуры тела на 1°С происходит:
А. Урежение пульса на 8-10 ударов в минуту, уменьшение на 4 дыхательных движения
Б. Учащение пульса на 8–10 ударов в минуту, увеличение ЧДД на 4 дыхательных движения;
В. Увеличение ЧСС до 100–110 в 1 минуту;
Г. Не изменяются показатели дыхания и сердечной деятельности
11. В план сестринских вмешательств пациенту с сестринским диагнозом первый период лихорадки необходимо включить
Б. Введение жаропонижающих, измерение температуры
В. Применение п узыря со льдом, измерение температуры тела
Г. С облюдение пациентом постельного режима, согревание пациента, наблюдение за пациентом, измерение температуры тела
A. Подать пузырь со льдом
Г. Придать горизонтальное положение
Эталоны ответов : 1Б 2В 3А 4А 5Б 6А 7Б 8Б 9А 10Б 11Г 12В
Материалы контроля для устного опроса на подготовительном этапе занятия
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
Понятие о лихорадке.
Патогенез развития лихорадки.
Виды лихорадки по степени повышения температуры.
Типы температурных кривых при различных заболеваниях.
Сестринские вмешательства при уходе за пациентом в первом периоде лихорадки.
Сестринские вмешательства при уходе за пациентом во втором периоде лихорадки.
Сестринские вмешательства при уходе за пациентом в третьем (критическом) периоде лихорадки.
Охарактеризуйте основные клинические изменения дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у лихорадящих пациентов.
Лихорадочные состояния делят на инфекционные и неинфекционные. Инфекционная лихорадка возникает при инфекционной болезни и обусловлена воздействием на организм продуктов обмена или распада возбудителей, а также эндогенных пирогенов, образующихся в ходе инфекционного процесса. Неинфекционная лихорадка не связана с инфекционным процессом и появляется при наличии очагов повреждения, омертвения тканей, внутренних кровоизлияниях, парентеральном введении чужеродных белков, перегревании. Лихорадку рассматривают как приспособительную (адаптивную) реакцию организма, стимулирующую необходимые обменные процессы и облегчающую во многих случаях борьбу с проникшими в организм бактериями и вирусами.
Она возникает как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители. Чаще всего таковыми бывают так называемые пирогенные вещества белковой природы: микробы, их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.
Пирогенные вещества вызывают активную защитную реакцию организма с изменением функции терморегуляции: теплоотдача резко снижается, а теплопродукция возрастает, что способствует накоплению тепла и повышению температуры тела.
Лихорадка, возникающая под воздействием пирогенных веществ, ведет к увеличению скорости обменных процессов в печени, лейкоцитах и играет, таким образом, важную роль в мобилизации защитных сил организма для борьбы с инфекцией и другими пирогенными факторами.
В мире существует около 276 видов лихорадок.
4. Виды лихорадки по степени повышения температуры. По степени повышения температуры тела различают субфебрильную (37-38°C), фебрильную (умеренную) (38–39°C), высокую (пиретическую) (39–41°C) и чрезмерную (гиперпиретическую) (свыше 41°C), лихорадку. Лихорадка подчиняется суточному ритму, более низкая температура– обычно утром.
Постоянная лихорадка (febris continua). Температура долго держится высокой. В течение суток разница между утренней и вечерней температурой не превышает 1°С; характерна для крупозной пневмонии, II стадии брюшного тифа;
Послабляющая (ремиттирующая) лихорадка (febris remittens). Температура высокая, суточные колебания температуры превышают 1- 2 °С, причем утренний минимум выше 37 °С; характерна для туберкулеза, гнойных заболеваний, очаговой пневмонии, в III стадии брюшного тифа;
Истощающая (гектическая) лихорадка (febris hectica) характеризуется большими (3- 4 °С) суточными колебаниями температуры, которые чередуются с падением ее до нормы и ниже, что сопровождается изнуряющими потами; типично для тяжелого туберкулеза легких, нагноений, сепсиса;
Волнообразная (ундулирующая) лихорадка (febris undulans). Ей свойственны периодические нарастания температуры, а затем понижение уровня до нормальных цифр. Такие «волны» следуют одна за другой в течение длительного времени; характерна для бруцеллеза, лимфогрануломатоза;
Неправильная лихорадка (febris irregularis) отличается разнообразными и неправильными суточными колебаниями; часто отмечается при ревматизме, эндокардите, сепсисе, туберкулезе. Эту лихорадку еще называют атипичной (нерегулярной).
6. Сестринские вмешательства при уходе за пациентом в первом периоде лихорадки.
Сестринский диагноз : л ихорадка 1 период
Цели: снижение температуры.
Характер сестринского вмешательства:
Поставить в известность врача
Обеспечить постельный режим,
Диета № 13 – по назначению врача.
Обеспечить обильное горячее жаропонижающее питьё (чай, настой шиповника, малина, липа и др.),
Тепло укрыть пациента (использовать дополнительное одеяло)
К ногам пациента приложить грелки.
Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом – термометрия, АД (м.б. повышение), пульс, ЧДД.
Контролировать физиологические отправления.
Выполнять назначения врача.
Сестринский диагноз : л ихорадка 2 период
Цели: снижение температуры тела,
Характер сестринского вмешательства:
Следить за строгим соблюдением пациентом постельного режима
Диета № 13 – по назначению врача.
Обеспечить прохладное питьё.
Укрыть пациента простынёй.
Рекомендовать х/б постельное белье и одежду.
На лоб пациента положить пузырь со льдом или холодный компресс.
При гиперпиретической лихорадке следует выполнить прохладное обтирание,
Следить за физиологическими отправлениями, подкладывать судно, мочеприёмник.
Проводить профилактику пролежней.
Вводить лекарственные средства по назначению врача
8. Сестринские вмешательства при уходе за пациентом в третьем (критическом) периоде лихорадки.
Цели: нормализация артериального давления.
Характер сестринского вмешательства :
Обеспечить пациенту строгий постельный режим.
Обеспечить приём тёплых тонизирующих напитков (чай, кофе)
Приподнять ножной конец кровати и убрать подушку из-под головы.
Контролировать гемодинамические показатели: АД, пульс, состояние кожных покровов.
Укрыть пациента одеялом (не перегревать).
К рукам и ногам пациента приложить грелки (сохранение тепла).
Следить за состоянием его нательного и постельного белья (по мере необходимости бельё нужно менять).
Выполнять назначения врача.
9. Охарактеризуйте основные клинические изменения дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем у лихорадящих пациентов.
Повышение температуры тела и нарушение обмена веществ при лихорадке вызывает нарушение функции сердца, сосудов, дыхательного и пищеварительного аппарата, почек и центральной нервной системы. Нарушение функции сердечно-сосудистой системы характеризуется изменением частоты сердечных сокращений и сосудистого тонуса. Ритм сердца учащается. Учащение сердечных сокращений находится в зависимости от уровня температуры. Повышение температуры тела на 1 С вызывает учащение пульса на 8-10 ударов. На первой стадии лихорадки дыхание несколько замедляется, затем, при достижении максимальных значений температуры, частота дыхания увеличивается, дыхание становится более поверхностным. Нарушение функции нервной системы при лихорадке проявляется чувством общей разбитости, усталости, быстрой утомляемости, головными болями. Нередко лихорадочные инфекционные заболевания сопровождаются потерей сознания, галлюцинациями, бредовыми состояниями. При лихорадке на ЭЭГ отмечается появление медленного альта-ритма, который обычно наблюдается при торможении функциональной активности коры больших полушарий. Однако расстройства ЦНС, возникающие при ряде лихорадочных состояний инфекционной природы нельзя объяснить именно влиянием лихорадки, т.к. при других болезнях их может и не быть даже при более высоких значениях температуры тела.
«Измерение температуры тела в подмышечной впадине»
ЦЕЛЬ: диагностическая (контроль за состоянием пациента).
ПОКАЗАНИЯ: назначения врача.
ОСНАЩЕНИЕ: мыло, медицинский термометр (ртутный), марлевые салфетки, емкости с дезрастворами, температурный лист, температурный журнал, карандаш (или ручка) черного цвета, часы.
1.Приготовить сухой, чистый термометр: проверить его целостность., при необходимости протереть насухо чистой салфеткой.
2. Представиться пациенту, идентифицировать пациента, объяснить ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие пациента на манипуляцию.
3. Обработать руки гигиеническим способом.
4. Резко стряхнуть ртутный термометр сверху вниз так, чтобы ртуть опустилась по столбику вниз в резервуар.
5. Помочь пациенту занять удобное положение лежа или сидя..
1. Осмотреть подмышечную впадину, при необходимости вытереть насухо салфеткой или попросить пациента сделать это.
2.Расположить термометр в подмышечной области так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом пациента (попросить пациента прижать плечо к грудной клетке).
3. Оставить термометр в подмышечной впадине не менее чем на 5 минут.
1. Извлечь термометр из подмышечной впадины, произвести считывание показаний термометра, держа его на уровне глаз.
2. Сообщить пациенту результаты измерения.
3. Встряхнуть термометр сверху вниз так, чтобы ртуть опустилась по столби-ку вниз в резервуар, поместить термометр в емкость для дезинфекции.
4.Обработать руки гигиеническим способом.
5.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации (отметьте графически результат в температурном листе в виде кривой).
«Запись температуры в температурный лист»
Оснащение : Термометр, лоток, дезраствор, полотенце, температурный лист, вата, емкость для хранения термометра.
1. Укажите в температурном листе данные:
ФИО больного, № карты стационарного больного, № палаты.
3. После каждого измерения температуры нанесите точки на вертикали, соответствующей дате, времени измерения (утро или вечер) и показателю температуры. Помните, что одно деление шкалы «Т» соответствует показателю 0,2 градуса.
3. Соедините точки линиями, начиная со шкалы «Т» и, таким образом, получите температурную кривую.