журнал педагога психолога учета видов работ педагога
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
(название образовательной организации)
УЧЕТА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рекомендации по ведению рабочего журнала
Педагог-психолог ведет документацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: психодиагностической, консультативной, коррекционной/развивающей, просветительской, экспертной, организационно-методической. Рабочий журнал педагога-психолога является основным документом учета видов работ. В журнале отводится несколько страниц на каждый вид деятельности.
Психологическая диагностика. Данный раздел отражает учет всех диагностических обследований, фиксируются выходы в классы (группы) с целью наблюдения за отдельным ребенком или всеми детьми. Заполняется ежедневно после проведения диагностического обследования.
В графе «Дата» фиксируется дата проведенной диагностики.
В графе «Предмет изучения» указывается проблема, по которой проводится диагностическое исследование.
В графе «Класс, группа / Кол-во человек» отмечается, с кем проводилось обследование.
Графа «Форма» отражает индивидуальную или групповую форму проведения диагностического обследования.
В графе «Методы, методики» записываются методы, названия и авторы используемых в диагностике методик.
В графе «Примечание» могут указываться рекомендации, формы отчета, где зафиксированы данные обследования и т.д.
Психологическое просвещение. В данном разделе фиксируются мероприятия, проводимые педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности для всех участников образовательного процесса: лекции, выступления на родительских собраниях и педсоветах, тренинги, семинары, стендовая информация и др. Заполняется ежедневно после проведения мероприятия.
В графе «Дата» фиксируется дата проведенного мероприятия.
В графе «Категория сопровождения» записывается, с кем проводилось мероприятие (педагоги, родители и т.п.).
В графе «Форма, тема мероприятия» отмечается форма (выступление, семинар, тренинг, информационный стенд и др.) и дается название мероприятия.
В графе «Примечание» могут указываться количество человек, отзывы, результат и т.д.
Психологическое консультирование. Регистрируются все обращения за консультацией к психологу. Отражаются индивидуальные приемы и групповые консультации психолога по различной тематике. В случае анонимного обращения вся информация кодируется: записывается шифр и код обращения. Заполняется ежедневно после проведения консультации.
В графе «Дата» фиксируется дата проведенной консультации.
В графе «Консультируемый» указывается имя, возраст, класс / группа, должность, статус обратившегося.
Графа «Форма» отражает индивидуальную или групповую форму проведения консультации.
В графе «Повод обращения» записывается формулировка повода обращения со слов обратившегося.
В графе «Проблема» в общих четах обозначается характер проблемы, затруднений, с которыми клиент обратился за психологической помощью. Например, трудности в обучении, проблемы во взаимоотношениях со взрослыми, нарушения школьной адаптации.
В графе «Результат» указывается характер рекомендаций по результатам консультативной беседы. Например, направление на ПМПК, повторное консультирование, рекомендации, зачисление в коррекционную группу, направление к другим специалистам.
Групповая коррекционная / развивающая работа. Заполняется по типу классного журнала. На каждую группу заполняется отдельный лист, отмечается посещаемость занятий детьми, тематика занятий. При проведении развивающей и коррекционной работы прилагается программа, по которой проводятся занятия. Темы коррекционных / развивающих занятий должны соответствовать содержанию коррекционной / развивающей программы. Отсутствующие дети отмечаются буквой «Н». Заполняется по окончании каждого занятия.
Индивидуальная коррекционная / развивающая работа. В этом разделе фиксируется, с кем проводится работа, ее цели и задачи, сроки проведения, оценка эффективности проводимых мероприятий, краткое содержание занятий Н а каждого участника отводится отдельный лист. Заполняется по окончании каждого занятия.
Экспертная работа. В этом разделе фиксируется участие специалиста в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях и т.д. В графе «Примечание» могут указываться количество, отзывы, результат и т.д.
Организационно-методическая работа. Отмечаются следующие виды деятельности: анализ и планирование деятельности; учеба на курсах повышения квалификации; работа с методической литературой; разработка методических программ; участие в работе методических объединений; оформление кабинета и др. В графе «Примечание» могут указываться количество, отзывы, результат и т.д.
Приложение. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов
Формы учета
деятельности и отчетность педагогов-психологов
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам*:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма N 1);
2. Заключение no результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма N 2);
3. Журнал консультаций психолога (Форма N 3);
4. Журнал учета групповых форм работы (Форма N 4);
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы N 5, 5A, 5Б, 5B);
6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы N 6, 6А);
7. Коррекционная работа (Форма N 7);
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма N 8);
9. Требования к авторским программам (Форма N 9);
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма N 10);
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма N 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма N 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма N 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Форма N 1 (обязательна)
Требования к плану работы педагога-психолога
учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:
— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
— приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
— нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).
2. План работы должен включать следующие графы:
N п/п | Название работы | Условия проведения | Ответст- венный | Срок проведения | Предполагае- мый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок. ), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.
Форма N 2 (обязательна)
Заключение
по результатам проведенного психодиагностического
исследования (структура и основы содержания)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
N п/п | Название шкалы | Автор теста, название теста | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).
7. Результаты исследования:
а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
в) рекомендации по результатам исследования.
Схема учетов результатов тестирования
N п/п | Ф.И.О. тестируемого | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение | |||
1 | 2 | *** | N |
Форма N 3 (обязательна)
Журнал
консультаций психолога
Полное наименование учреждения образования
Дата | Время прове- дения | Консультируемый | Повод обраще- ния | Про- блема | Результат консуль- тирования | Консуль- тант | ||
воз- раст | пол | имя | ||||||
1 | 2 | 3а | 3б | 3в | 4 | 5 | 6 | 7 |
Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год, и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.
Форма N 4 (обязательна)
Журнал
учета групповых форм работы
Список участников N п/п, Ф.И.О. | Тема или название тренинга | Даты встреч | Отметки о посещениях | Ведущий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
— тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
— коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;
— семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.
Форма N 5 (обязательна)
Карта
психолого-медико-социальной помощи ребенку
Перемена учреждения образования | Повторение класса | Сфера нарушения школьной адаптации |
Сложности в обучении, воспитании _______________ ________________________________________________ Итоговые оценки по основным предметам __________ ________________________________________________ Трудности в освоении норм поведения ____________ ________________________________________________ Особенности социальных контактов _______________ ________________________________________________ |
Психосоциальная ситуация развития |
актуальный конфликт, время его возникновения оценка социальной ситуации в учреждении образования оценка семейной ситуации психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты) самооценка |
Ситуация в семье |
совместные занятия дома с ребенком взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками взаимоотношения родителей с учреждением образования Журнал педагога психолога учета видов работ педагогаУполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка Смирнова Ольга Александровна Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2 Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20 Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730) Факс: 23-00-30 добавочный 0 запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70 Документация педагога-психолога образовательного учрежденияВ основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.) Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»). Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций. План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста. Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся: Заполнение основных видов документации Перспективный план работы (на учебный год). Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения. Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения. План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть). Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа. При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный». Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога». Журнал педагога психолога учета видов работ педагогаПедагог-психолог Я составляю план на год, немного изменив схему. Ниже показан перспективный план работы, выполненный мной. Утверждаю: Перспективный план работы |