журнал учета электронных носителей персональных данных
Журналы учета электронных подписей: как вести и хранить
Статья будет полезна, если в вашей организации есть хотя бы один ключ электронной подписи — тогда вам, скорее всего, нужно вести журналы учета ключей подписи. Кто обязан это делать и как, расскажем в статье.
Что такое журналы учета ключей ЭП
Журналы учета средств криптографической защиты информации (СКЗИ) или ключей электронной подписи (ЭП или ЭЦП) помогают следить за перемещением средств криптозащиты и ключей подписи в организации. В них отражается кто получил ключ подписи, сдал ли его при переходе на другую должность или увольнении, знаком ли сотрудник с правилами работы со средствами электронной подписи. Журналы нужны предприятиям, которые используют ЭП и СКЗИ, например, КриптоПро CSP или ViPNet CSP.
Кому нужно вести журналы учета ключей ЭП
Лицензиаты ФСБ
Эти компании оказывают платные услуги, связанные с использованием СКЗИ: их разработкой, распространением, установкой, обслуживанием и т.д. Это могут быть удостоверяющие центры, которые выпускают сертификат электронных подписей, или, например, дистрибьюторы СКЗИ.
К лицензиатам предъявляется самый большой список требований по соблюдению инструкции. Они должны создать у себя орган криптографической защиты информации, разработать свой регламент по соблюдению инструкции и вести журналы учета ключей ЭП и СКЗИ. Орган криптозащиты контролирует, как организация соблюдает инструкцию из приказа ФАПСИ №152.
Организации, которые не являются лицензиатами ФСБ
Обязательно соблюдать приказ ФАПСИ №152 и вести журналы учета ключей ЭП должны предприятия, которые используют СКЗИ для защиты конфиденциальной информации, если такая информация по закону подлежит защите — например, для персональных данных или при передаче отчетности. В приказе их называют «обладатели конфиденциальной информации».
Если организации используют СКЗИ для защиты информации, не подлежащей обязательной защите, то требования инструкции ФАПСИ носят рекомендательный характер. Например, это касается компании, которая приобрела сертификат ЭП и средства криптозащиты только для внутреннего пользования — подписания внутренних документов, шифрования результатов своей работы.
Организациям, которые будут соблюдать требования приказа ФАПСИ №152, нужно создать регламент хранения и использования электронных подписей на основе утвержденной приказом инструкции и вести журналы учета. Сделать это можно одним из двух способов:
Какие журналы учета вести
Инструкция устанавливает два типа журналов:
Способ заполнения журнала отличается в зависимости от типа СКЗИ, от того кто ведет журнал: обладатель ключей ЭП или орган криптографической защиты. Подробно детали заполнения описаны в приказе ФАПСИ № 152.
Форма журнала поэкземплярного учета для органа криптографической защиты — для лицензиатов ФCБ:
Форма журнала поэкземплярного учета для обладателей конфиденциальной информации:
Типовая форма технического (аппаратного) журнала:
Чтобы скачать формы для заполнения журналов, перейдите по ссылке.
Что такое порядок использования и хранения ключей ЭП и СКЗИ
Кроме журналов учета инструкция также рекомендует организациям разработать и соблюдать свой регламент хранения и использования ключей ЭП. Для регламента нет единой типовой формы, поэтому компания может разработать документ самостоятельно. Для этого нужно изучить инструкцию и адаптировать требования именно под свою компанию.
Несмотря на то, что регламент в разных компаниях будет отличаться, есть общие требования — регламент должен указывать правила, по которым в организации:
Что будет, если не соблюдать инструкцию и не вести журналы учета
Приложение N 1. Форма журнала регистрации носителей информации ГАС «Выборы», содержащих персональные данные и иную конфиденциальную информацию
Приложение N 1
к Положению о порядке работы с документами
и носителями, содержащими персональные
данные и иную конфиденциальную информацию
ЖУРНАЛ
регистрации носителей информации ГАС «Выборы», содержащих персональные данные
и иную конфиденциальную информацию
Вид носителя / Наименование информации
N и дата сопроводительного документа
Учетные номера носителей
Кому передан носитель
Дата передачи носителя
Дата и N акта уничтожения
Примечание. Данный журнал должен быть учтен, страницы пронумерованы, прошиты и опечатаны (опломбированы).
Пояснение к заполнению Журнала
1. Указывается дата поступления или учета носителя.
2. Указывается учетный номер поступившего носителя.
3. Указывается наименование организации, направившей учтенный носитель (ФЦИ при ЦИК РФ, ИКСРФ, ТИК).
4. Указывается вид носителя (например: бумага А4, CD-R, DVD-R).
5. Указывается количество листов учитываемого документа и их номера (диапазоны номеров) предварительного учета.
6. Указывается номер и дата сопроводительного документа (Акта, Протокола передачи) для полученных и переданных носителей.
7. Указывается учетный номер созданного носителя.
8. Указывается наименование организации, которой направлен созданный учетный носитель. В случае если носитель создан для хранения на месте, указывается «Локальный». При порче носителя указывается «Испорчен при записи».
9. Указывается дата отправки носителя.
10. Указывается дата и номер акта уничтожения носителя.
11. Фамилия, имя, отчество должностного лица, передавшего носитель.
12. Фамилия, имя, отчество должностного лица, получившего носитель.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документы по персональным данным необходимые в 2021 году
Как еще может называться данный документ:
Любой оператор, осуществляющий сбор персональных данных пользователей через сайт, обязан опубликовать на своем сайте Политику конфиденциальности.
Данный документ направлен на повышение прозрачности процессов обработки персональных данных и обычно включает в себя следующие разделы: общие положения, основания и условия обработки персональных данных, права пользователей при обработке их персональных данных, цели обработки персональных данных, виды обрабатываемых данных, информацию о передаче персональных данных третьим лицам, сведения об обеспечении безопасности персональных данных, а также информацию об операторе и обратную связь.
Как еще может называться данный документ:
Если из согласия на обработку упомянутых данных не следует, что лицо согласилось с их распространением, оператор обрабатывает данные без права распространения. Молчание или бездействие лица не считается согласием на обработку указанных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливает Роскомнадзор (ч. 9 ст. 9, ст. 23 ФЗ-152.
Как еще может называться данный документ:
Персональные данные пользователей любого сайта могут собираться и обрабатываться исключительно с их согласия. Согласие пользователя должно быть конкретным, информированным и сознательным, что влияет на структуру документа и способ его размещения.
Информированное согласие пользователя обычно включает в себя: сведения об операторе, цели обработки персональных данных, виды обрабатываемых данных, кому персональные данные могут передаваться. Текст информированного согласия размещается под формами сбора персональных данных на сайте вместе со ссылкой на Политику конфиденциальности.
Как еще может называться данный документ:
Положение об обработке и защите персональных данных является одним из основных локальных актов оператора и определяет для каждой цели обработки таких данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения таких данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.
Зачем нужен документ:
Документ предназначен для предоставления субъекту персональных данных разъяснений юридических последствий его отказа предоставить персональные данные. В частности, обработка персональных данных необходима работодателю для заключения трудового договора.
Зачем нужен документ:
Данный документ устанавливает ряд обязанностей для работника оператора, имеющего доступ к персональным данным, в частности, обязанность по соблюдению режима конфиденциальности персональных данных.
Зачем нужен документ:
Данный документ закрепляет перечень типовых форм, используемых оператором, которые содержат персональные данные.
Как еще может называться данный документ:
Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных определяют порядок учета (регистрации) и рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их уполномоченных представителей.
Зачем нужен документ:
Правила осуществления внутреннего контроля устанавливают регламент проверки соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных, установленных законодательством о персональных данных и принятыми в соответствии с ним локальными актами оператора.
Как еще может называться данный документ:
Данный документ разрабатывается для выполнения обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 19 Закона «О персональных данных» №152-ФЗ, по определению угроз безопасности персональных данных. Для подготовки данного документа следует руководствоваться следующими документами:
— Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 г. №1119
— Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК от 14.02.2008 г.);
— Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК от 15.02.2008 г.)
Как еще может называться данный документ:
От оператора персональных данных необходимо отличать лицо, которое осуществляет обработку по поручению такого оператора (обработчик). Обработчиками обычно выступают организации оказывающие услуги на аутсорсинге, например, провайдеры облачных сервисов или аутсорсинг-бухгалтерия.
С такими лицами должен быть заключен договор поручения. В таком договоре должен содержаться перечень операций с персональными данными, которые будут совершаться обработчиком, цели обработки, обязанность соблюдать конфиденциальность персональных данных.
Зачем нужен документ:
Ответственный за обеспечение безопасности персональных данных назначается приказом руководителя в соответствии с пунктом 14 «Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119.
На ответственного за обеспечение безопасности персональных данных возлагаются функции администратора безопасности при обработке персональных данных оператором. Ответственный за обеспечение безопасности персональных данных действует в соответствии с утверждённой инструкцией.
Зачем нужен документ:
Данным приказом утверждаются места хранения документов, форм и иных материальных носителей, содержащих персональные данные. Ответственный за организацию обработки персональных данных проверяет сохранность материальных носителей и следит за поддержанием актуальности утверждённых мест хранения.
Зачем нужен документ:
Данным приказом утверждается перечень данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных оператора. В приказе перечисляются персональные данные, которые хранятся и обрабатываются оператором, а также устанавливается срок, по истечению которого те или иные данные из перечня подлежат удалению.
Зачем нужен документ:
Данным приказом утверждается список должностей работников, доступ которых к персональным данным необходим для выполнения их служебных обязанностей. Ответственный за организацию обработки персональных данных проводит обучение назначенных данным приказом работников.
Как еще может называться данный документ:
В Приказе об утверждении перечня информационных систем персональных данных (ИСПДн) указывается назначение системы, составляющей основную цель обработки персональных данных. Например, автоматизация процессов кадрового учета, процессов расчета заработной платы. Также в документе указываются категории и объем персональных данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119.
Как еще может называться данный документ:
Данным приказом устанавливаются границы контролируемой зоны информационных систем персональных данных. В периметре установленных границ ответственные за организацию обработки и за безопасность персональных данных осуществляют контроль за обработкой персональных данных и обеспечивают их безопасность.
Акт уничтожения персональных данных на бумажных носителях
Если компания больше не нуждается в информации о своих сотрудниках или клиентах, то она обязана уничтожить носители с персональными данными этих лиц. Это нужно сделать, чтобы информация не попала к злоумышленникам. Уничтожение должно сопровождаться работой специально созданной комиссии, а также составлением и подписанием соответствующего акта. Как правильно его оформить, читайте в статье.
Общие сведения
Персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу (клиенту или сотруднику предприятия). К персональным данным относятся ФИО, место и дата рождения, семейное положение, сведения об имуществе и т.д.
Любое учреждение, юридическое лицо или ИП, производящее обработку персональных данных, называется оператором персональных данных.
Уничтожение персональных данных — это действия, итогом которых будет невозможность восстановления сведений о физических лицах — уничтожение материальных носителей информации. Такие процедуры проводят, когда данные теряют актуальность (сотрудник уволился, работа с клиентом закончена) либо субъект отозвал согласие на обработку персональных данных и т.д.
Законодательное регулирование
Самый главный нормативный акт в данной сфере — это закон «О персональных данных» — ФЗ №152 от 27.07.2006 года. Он содержит информацию об условиях обработки, хранении сведений, правах и обязанностях оператора и субъекта персональных данных и т.д. Именно на этот документ нужно ссылаться при составлении акта об уничтожении персональных данных.
Кроме того, в зависимости от ситуации можно обращаться к другим законодательным документам, посвященным сфере работы с персональными сведениями физических лиц.
В отношении ответственности и контроля в данной области ужесточились нормы, они прописаны в Постановлении Правительства №146 от 13.02.2019 г.
Порядок уничтожения персональных данных
Для сведения к минимуму ошибок при процедуре при ее осуществлении необходимо соблюдать определенный законодательством порядок:
Важно! Если из организации увольняются сотрудники, то оригиналы, а в некоторых случаях еще и копии документов должны быть выданы им на руки, уничтожению подвергаются только копии документов и только после определенного срока хранения. То же самое касается клиентов компании.
Способы уничтожения
Информация на уничтожаемых носителях не должна быть подвержена восстановлению. В случае с бумажными носителями используют такие способы уничтожения, как измельчение (ножницами или с помощью шредера), сжигание, гидрообработка. При данной обработке носители будут невосстановимы.
За результативность процесса несут ответственность члены специально созданной комиссии в компании.
Составляем акт уничтожения персональных данных на бумажных носителях
Акт можно написать от руки или набрать на компьютере и впоследствии распечатать и подписать. Желательно брать «фирменный бланк» компании с ее реквизитами.
Итак, в шапке документа должны быть:
Далее начинается основная часть, где указывают следующее:
Завершают документ подписи председателя и членов комиссии. После подписания акт передают руководителю для утверждения. Он ставит свою подпись в соответствующей графе на бланке.
В идеале в документе не должно быть ошибок (орфографических, грамматических и любых других). Если вдруг была обнаружена фактическая ошибка, то ее, конечно, нужно исправить, используя стандартный порядок исправления и завизировав внесенные коррективы. При большом количестве ошибок лучше взять новый бланк, заполнить его, а старый документ уничтожить.