журнал учета инцидентов информационной безопасности
Приложение. Регламент реагирования на компьютерные инциденты, связанные с совершением компьютерных атак и внедрением вредоносного программного обеспечения
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 22.08.2017 N 610-п
Регламент
реагирования на компьютерные инциденты, связанные с совершением компьютерных атак и внедрением вредоносного программного обеспечения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок действий при возникновении угроз информационной безопасности, обусловленных возможностью несанкционированного доступа к государственным информационным ресурсам сторонних лиц (третьих лиц), внедрения и распространения вредоносного программного обеспечения, проведения массированных атак типа «отказ в обслуживании», а также возможными техническими сбоями в работе.
2. В настоящем Регламенте используются следующие понятия:
4. Задачами настоящего Регламента являются:
организация деятельности сотрудников органов исполнительной власти области, осуществляющих администрирование информационных систем в органах исполнительной власти области;
определение порядка работы пользователей, системных администраторов и администраторов безопасности;
обеспечение целостности, конфиденциальности и доступности информации;
соблюдение требований правовых актов в области защиты информации.
II. Источники и виды инцидентов информационной безопасности
5. Источниками информации об инцидентах информационной безопасности в органах исполнительной власти области являются:
факты, выявленные сотрудниками органов исполнительной власти области;
результаты работы средств мониторинга информационной безопасности, аудита (внутреннего или внешнего);
журналы и оповещения операционных систем серверов и рабочих станций, антивирусной системы, системы резервного копирования и других систем;
обращения субъектов персональных данных с указанием инцидента информационной безопасности;
сообщения Федеральной службы технического и экспортного контроля России;
сообщения Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
сообщения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
иные источники информации.
6. Основными видами инцидентов информационной безопасности в органах исполнительной власти области являются:
несанкционированный доступ к информационным ресурсам органов исполнительной власти области;
компрометация учетных записей или паролей;
вирусная атака или вирусное заражение;
сетевые атаки (отказ в обслуживании (DoS-атаки), атаки типа Man-in-the-Middle, сниффер пакетов, переадресация портов, IP-спуфинг, атаки на уровне приложений и другое).
III. Анализ исходной информации
7. При получении информации о несанкционированном воздействии на информационную систему и сеть системный администратор совместно с администратором безопасности обязаны убедиться, что инцидент информационной безопасности не является результатом их собственной ошибки или санкционированных действий.
8. При выявлении инцидента информационной безопасности в органах исполнительной власти области системному администратору совместно с администратором безопасности необходимо:
принять меры по пресечению несанкционированного воздействия в случае, если на момент выявления оно не завершено;
принять меры по устранению причин возникновения инцидента информационной безопасности;
сохранить образ или содержание информационной системы, в том числе журналы событий (информационного ресурса) на момент обнаружения события (несанкционированного воздействия);
провести мероприятия по восстановлению работоспособности информационной системы (информационного ресурса);
провести служебную проверку с целью выявления причин, которые могли привести к произошедшему несанкционированному воздействию.
9. Администратору безопасности информационной системы, подвергшейся несанкционированному воздействию, необходимо в течение трех дней с момента обнаружения несанкционированного воздействия представить в департамент результаты служебной проверки и информацию о последствиях несанкционированного воздействия и принятых мерах по устранению причин несанкционированного воздействия.
10. Совместно с результатами служебной проверки администратор безопасности также должен представить в департамент:
наименование информационной системы (информационного ресурса), на которую произведено несанкционированное воздействие;
время несанкционированного воздействия и (или) время обнаружения несанкционированного воздействия;
место несанкционированного воздействия (площадка, на которой размещается информационный ресурс, хостинг);
краткое изложение (описание) произошедшего несанкционированного воздействия и его последствий;
контактные данные (фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты) системного администратора или администратора безопасности, ответственного за обеспечение работоспособности информационной системы (информационного ресурса);
правовой акт о создании и (или) вводе в эксплуатацию информационной системы (информационного ресурса);
паспорт информационной системы (при наличии);
договор об обслуживании или о техническом сопровождении (при наличии);
договор об оказании услуг по предоставлению вычислительных мощностей (договор о размещении на ресурсе, облаке) в случае, если информационная система (информационный ресурс) размещена на коммерческом ресурсе;
порядок работы или положение об информационной системе (информационном ресурсе) (при наличии).
11. По результатам рассмотрения полученной информации департамент в течение одного рабочего дня со дня ее получения принимает решение о необходимости совершения конкретных действий и информирования Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области о несанкционированном воздействии.
IV. Обязанности участников информационного взаимодействия
12. Обязанностями пользователя являются:
предоставление своего автоматизированного рабочего места администратору безопасности для контроля;
выполнение требований и рекомендаций администратора безопасности и системного администратора;
незамедлительное информирование администратора безопасности и системного администратора обо всех выявленных нарушениях, связанных с информационной безопасностью и обнаружением нештатного режима работы информационных систем и сетей.
13. Обязанностями системного администратора являются:
обеспечение бесперебойной работы системного программного обеспечения, серверного оборудования и автоматизированных рабочих мест пользователей;
обеспечение резервного копирования данных (восстановление данных при необходимости);
незамедлительное информирование администратора безопасности обо всех выявленных нарушениях, связанных с информационной безопасностью;
осуществление мероприятий по предотвращению несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
предотвращение незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы в иных формах;
выполнение требований и рекомендаций администратора безопасности;
ведение журнала учета инцидентов информационной безопасности, составленного по форме согласно приложению к настоящему Регламенту;
принятие в течение 1 рабочего дня мер по восстановлению работоспособности информационных ресурсов и информационных систем, согласуемых с администратором безопасности и вышестоящим руководством (при необходимости);
проведение совместно с администратором безопасности анализа зарегистрированных инцидентов информационной безопасности с целью разработки мероприятий (плана мероприятий) по их предотвращению.
14. Обязанностями администратора безопасности являются:
проведение инструктажа пользователей по вопросам информационной безопасности;
обеспечение функционирования установленных систем защиты информации;
обновление антивирусных баз;
осуществление контроля за:
резервным копированием информации;
сроками действия сертификатов соответствия средств защиты информации;
ведением журнала учета инцидентов информационной безопасности;
проведение не реже 1 раза в год внутреннего аудита информационной безопасности;
осуществление совместно с системным администратором при получении информации об инцидентах информационной безопасности мероприятий по предотвращению несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы;
информирование непосредственного руководителя обо всех инцидентах, повлекших выход из строя либо временную приостановку работоспособности автоматизированных рабочих мест, автоматизированных систем и государственных информационных систем (информационных ресурсов, серверного оборудования), а также о фактах несанкционированного воздействия, заражения вредоносными программами;
проведение совместно с системным администратором анализа зарегистрированных инцидентов информационной безопасности с целью разработки плана мероприятий по их предотвращению.
V. Ответственность участников информационного взаимодействия
15. Каждый участник информационного взаимодействия несет персональную ответственность за:
свои действия во время информационного взаимодействия в рамках своих служебных обязанностей;
соблюдение требований, установленных настоящим Регламентом.
Системный администратор, администратор безопасности и пользователи несут персональную ответственность за неисполнение или исполнение не в полном объеме своих обязанностей, указанных в разделе IV настоящего Регламента.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Работа с инцидентами информационной безопасности
Доброго дня, уважаемый хабрахабр!
Я продолжаю публикацию статей из практики по информационной безопасности.
В этот раз речь пойдёт о такой важной составляющей, как инциденты безопасности. Работа с инцидентами займёт львиную долю времени после установления режима информационной безопасности (приняты документы, установлена и настроена техническая часть, проведены первые тренинги).
Информирование об инцидентах
Перво наперво необходимо получить информацию об инциденте. Этот момент необходимо продумать ещё на этапе формирования политики безопасности и создания презентаций по ликбезу в ИБ для сотрудников.
Основные источники информации:
1. Helpdesk.
Как правило (и это хорошая традиция) о любых неполадках, неисправностях или сбоях в работе оборудования звонят или пишут в хелпдеск вашей IT-службы. Поэтому необходимо заранее «встроиться» в бизнес-процесс хелпдеска и указать те виды инцидентов, с которыми заявку будут переводить в отдел информационной безопасности.
2. Сообщения непосредственно от пользователей.
Организуйте единую точку контакта, о чём сообщите в тренинге по ИБ для сотрудников. На данный момент отделы ИБ в организациях, как правило, не очень большие, зачастую из 1-2 человек. Поэтому будет несложно назначить ответственного за приём инцидентов, можно даже не заморачиваться с выделением адреса электропочты под нужды IS Helpdesk.
3. Инциденты, обнаруженные сотрудниками ИБ.
Тут всё просто, и никаких телодвижений для организации такого канала приёма не требуется.
4. Журналы и оповещения систем.
Настройте оповещения в консоли антивируса, IDS, DLP и других систем безопасности. Удобнее использовать аггрегаторы, собирающие данные также из логов программ и систем, установленных в вашей организации. Особое внимание нужно уделить точкам соприкосновения с внешней сетью и местам хранения чувствительной информации.
Категорирование инцидента
Хоть инциденты безопасности разнообразны и многообразны, их довольно легко разделить на несколько категорий, по которым проще вести статистику.
1. Разглашение конфиденциальной или внутренней информации, либо угроза такого разглашения.
Для этого необходимо иметь, как минимум, актуальный перечень конфиденциальной информации, рабочую систему грифования электронных и бумажных носителей. Хороший пример — шаблоны документов, практически на все случаи жизни, находящиеся на внутреннем портале организации или во внутренней файлопомойке, по умолчанию имеют проставленный гриф «Только для внутреннего использования».
Немного уточню про угрозу разглашения, в предыдущем посте я описывал ситуацию, когда документ с грифом «Только для внутреннего использования» был вывешен в общем холле, смежным с другой организацией. Возможно, самого разглашения и не было (вывешено было после окончания рабочего дня, да и замечено было очень быстро), но факт угрозы разглашения — на лицо!
2. Несанкционированный доступ.
Для этого необходимо иметь список защищаемых ресурсов. То есть тех, где находится какая-либо чувствительная информация организации, её клиентов или подрядчиков. Причём желательно внести в эту категорию не только проникновения в компьютерную сеть, но и несанкционированный доступ в помещения.
3. Превышение полномочий.
В принципе можно объединить этот пункт с предыдущим, но лучше всё-таки выделить, объясню почему. Несанкционированный доступ подразумевает доступ тех лиц, которые не имеют никакого легального доступа к ресурсам или помещениям организации. Это внешний нарушитель, не имеющий легального входа в вашу систему. Под превышением полномочий же понимается несанкционированный доступ к каким-либо ресурсам и помещениям именно легальных сотрудников организации.
4. Вирусная атака.
В этом случае необходимо понимать следующее: единично заражение компьютера сотрудника не должно повлечь за собой разбирательство, так как это можно списать на погрешность или пресловутый человеческий фактор. Если же заражен ощутимый процент компьютеров организации (тут уже исходите из общего количества машин, их распределенности, сегментированности и тд), то необходимо разворачивать полновесную отработку инцидента безопасности с необходимыми поисками источников заражения, причин и т.д.
5. Компрометация учетных записей.
Этот пункт перекликается с 3. Фактически инцидент переходит из 3 в 5 категорию, если в ходе расследования инцидента выясняется, что пользователь в этот момент физически и фактически не мог использовать свои учётные данные.
Классификация инцидента
С этим пунктом в работе с инцидентами можно поступить 2-мя путями: простым и сложным.
Простой путь: взять соглашение об уровне сервиса вашей IT-службы и подогнать под свои нужды.
Сложный путь: на основе анализа рисков выделить группы инцидентов и/или активов, в отношении которых решение или устранение причин инцидента должны быть незамедлительными.
Простой путь неплохо работает в небольших организациях, где не так уж и много закрытой информации и нет огромного количества сотрудников. Но стоит понимать, что IT-служба исходит в SLA из своих собственных рисков и статистики инцидентов. Вполне возможно, что зажевавший бумагу принтер на столе генерального директора будет иметь очень высокий приоритет, в том случае, как для вас важнее будет компрометация пароля администратора корпоративной БД.
Сбор свидетельств инцидента
Есть особенная прикладная наука — форензика, которая занимается вопросам криминалистики в области компьютерных преступлений. И есть замечательная книга Федотова Н.Н. «Форензика — компьютерная криминалистика». Я не буду сейчас расписывать детально аспекты форензики, просто выделю 2 основных момента в сохранении и предоставлении свидетельств, которых необходимо придерживаться.
• Для бумажных документов: подлинник хранится надежно с записью лица, обнаружившего документ, где документ был обнаружен, когда документ был обнаружен и кто засвидетельствовал обнаружение. Любое расследование должно гарантировать, что подлинники не были сфальсифицированы
• Для информации на компьютерном носителе: зеркальные отображение или любого сменного носителя, информации на жестких дисках или в памяти должны быть взяты для обеспечения доступности. Должен сохраняться протокол всех действий в ходе процесса копирования, и процесс должен быть засвидетельствован. Оригинальный носитель и протокол (если это невозможно, то, по крайней мере, одно зеркальное отображение или копия), должны храниться защищенными и нетронутыми
После устранения инцидента
Итак, инцидент исчерпан, последствия устранены, проведено служебное расследование.
Но работа на этом не должна завершаться.
Дальнейшие действия после инцидента:
• переоценка рисков, повлекших возникновение инцидента
• подготовка перечня защитных мер для минимизации выявленных рисков, в случае повторения инцидента
• актуализация необходимых политик, регламентов, правил ИБ
• провести обучение персонала организации, включая сотрудников IT, для повышения осведомленности в части ИБ
То есть необходимо предпринять все возможные действия по минимизации или нейтрализации уязвимости, повлекшей реализацию угрозы безопасности и, как результат, возникновение инцидента.
Несколько советов
1. Ведите журнал регистрации инцидентов, где записывайте время обнаружения, данные сотрудника, обнаружившего инцидент, категорию инцидента, затронутые активы, планируемое и фактическое время решения инцидента, а так же работы, проведенные для устранения инцидента и его последствий.
2. Записывайте свои действия. Это необходимо в первую очередь для себя, для оптимизации процесса решения инцидента.
3. Оповестите сотрудников о наличие инцидента, что бы во-первых они не мешали вам в расследовании, во-вторых исключили пользование затронутыми активами на время расследования.
Журнал учета инцидентов информационной безопасности
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ АЛЕКСЕЕВСК
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАРАР
Об утверждении регламента реагирования
на инциденты информационной безопасности
в информационных системах персональных данных
Во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 года №21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 года №17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»,
постановляю:
Руководитель
Исполнительного комитета Н.К. Кадыров
района Республики Татарстан
РЕГЛАМЕНТ
реагирования на инциденты информационной безопасности в
информационных системах персональных данных
Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Инцидент информационной безопасности – любое непредвиденное или нежелательное событие, которое может нарушить деятельность или информационную безопасность. Инцидентами информационной безопасности являются:
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
Средство защиты информации – программное обеспечение, программно-аппаратное обеспечение, аппаратное обеспечение, вещество или материал, предназначенное или используемое для защиты информации.
Управляющий делами
Исполнительного комитета Г.А.Юсупова
Гайд по внутренней документации по информационной безопасности. Что, как и зачем
В одной из наших предыдущих статей мы затронули вопрос формирования комплекта документов для проверяющих по вопросам защиты персональных данных. Мы дали ссылку на наши шаблоны документов, но остановились на теме документации по информационной безопасности весьма поверхностно.
В этой статье хотелось бы раскрыть эту тему подробнее как в контексте персональных данных в частности, так и защиты информации в целом. Какие документы должны быть у оператора, какие опциональны. Откуда берется требование того или иного документа. Что писать в документах, а чего не стоит. Под катом очень много букв на эту тему.
Пару слов в защиту «бумажной» безопасности
Поскольку речь в статье пойдет о так называемой «бумажной» безопасности, хотелось бы сразу обозначить нашу позицию об этой части инфобеза.
У многих технарей, работающих «руками» зачастую вызывает резкое отторжение и пренебрежение эта самая «бумажная» безопасность. Однако, как это ни странно, когда такой технарь получает в свое распоряжению новую железку или софт (а иногда и то и другое в одном продукте), он хочет в первую очередь ознакомиться с документацией на это чудо техники.
Самое частое обоснование такой пренебрежительной позиции – эти все документы делаются просто для галочки, чтобы выполнить требования законодательства, это пустая трата времени, документы нужно поддерживать, но никто заниматься этим не будет и т. д. и т. п.
К сожалению, такая позиция не беспочвенна. За многие годы как среди безопасников на местах, так и среди лицензиатов, интеграторов и прочих заинтересованных лиц сложилась печальная практика такого же отношения к документам по информационной безопасности. В итоге нарисовался порочный круг – документы делают бесполезными, потому что к ним пренебрежительно относятся, в свою очередь к ним пренебрежительно относятся, потому что они бесполезные.
Отчасти это еще усугубляется тем, что зачастую документы по информационной безопасности пишут люди, далекие от информационных технологий. Ведь как можно писать раздел про защиту средств виртуализации, не понимая как эта самая виртуализация работает?
Чтобы такую ситуацию переломить, необходимо делать хорошие, содержательные и полезные документы. В то же время эти документы должны удовлетворять действующему законодательству по защите информации. Давайте посмотрим, что же можно со всем этим сделать.
Пара уточнений
Для начала, чтобы исключить лишние вопросы и домыслы считаем необходимым прояснить несколько моментов.
Комплектность документов
Если опираться на законодательство по защите информации, то там мало где сказано — какие конкретно документы мы должны разрабатывать, поэтому приходится опираться на различные косвенные намеки.
Для примера приведем часть 2 статьи 19 закона №152-ФЗ «О персональных данных». Обычным текстом будет текст закона, курсивом – примечания автора.
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных; (нужна модель угроз)
2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных; (организационные меры по большей части и есть наши документы, плюс здесь нас отправляют читать дальше подзаконные акты)
3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
5) учетом машинных носителей персональных данных; (очевидно нужен некий журнал учета и разработанные правила учета машинных носителей)
6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер; (необходимо разработать некие правила обнаружения инцидентов и устранения их последствий, возможно, необходимо назначить группу реагирования на инциденты)
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним; (нужны правила резервирования и восстановления)
8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных; (разработка системы допуска к данным, можно сделать на основе ролей в системе, так же само программное обеспечение должно уметь вести логи кто когда и к каким данным обращался)
9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных. (нужен некий план периодического контроля, плюс, наверное, журнал, в котором будут фиксироваться результаты такого контроля)
Данным примером нам хотелось показать разницу: как написан закон и что по факту он от нас требует. Здесь мы не видим прямого требования «оператор должен разработать модель угроз», но эта необходимость все равно следует из текста 152-ФЗ, так как выполнение любого требования подтверждается документально.
Более конкретно о комплектности и содержании ОРД нам говорит ФСТЭК. В 2014 году этот регулятор выпустил методический документ «Меры защиты информации в государственных информационных системах». Документ без сарказма отличный, если вам было что-то непонятно по порядку выполнения мер 17-го, 21-го или другого приказа ФСТЭК (да, хоть документ и предназначен для ГИС, но меры по большей части у ФСТЭКа совпадают), обратитесь к этому документу, возможно, станет сильно понятнее.
Так вот, в этом документе ФСТЭК более расширенно расписывает меры по обеспечению безопасности информации и очень часто можно встретить такой текст:
Правила и процедуры идентификации и аутентификации пользователей регламентируются в организационно-распорядительных документах по защите информации. (ИАФ.1)
Правила и процедуры управления учетными записями пользователей регламентируются в организационно-распорядительных документах оператора по защите информации. (УПД.1)
Правила и процедуры управления информационными потоками регламентируются в организационно-распорядительных документах оператора по защите информации. (УПД.3)
Отлично, уже что-то, но этих правил и процедур целый вагон.
В итоге пришлось запилить себе примерно такую табличку, в которую выписались все требования из всех документов и делались примечания и отметки о выполнении, невыполнении.
Главная мысль этого раздела – есть гора требований в законодательстве по защите информации, выполнение многих из них нужно подтвердить документально. Делать ли под каждое требование отдельный документ или слить все в одну большую «Политику ИБ» — решать каждому. Все дополнительное, что нам нужно в документах прописать не по требованиям, а исходя из практической необходимости, дописываем без каких-либо проблем.
Кстати, обратите внимание, что в таблице и в самих документах некоторые разделы или абзацы помечены «К1» или «К2+». Это означает что раздел или абзац необходим только для информационных систем 2 класса и выше или для первого (максимального класса). Все что не помечено – выполняется во всех государственных информационных системах и ИСПДн.
Также очевидно, что например некоторые разделы или даже целые документы могут быть упразднены, если этого требуют структурно-функциональные характеристики информационной системы или иные исходные условия. Например, убираем положение о видеонаблюдении, если его нет. Или убираем все разделы, связанные с защитой средств виртуализации, если она не применяется.
Наши шаблоны разбиты на 4 папки:
Общее – документы, которые необходимо разработать для всех систем (по мере применимости), будь то ИСПДн, ГИС, АСУ ТП или объект КИИ.
Только ГИС – документы для государственных информационных систем или муниципальных информационных систем, тут только уникальные документы, нужные для ГИС и МИС.
ПДн – документы по защите персональных данных и во исполнение законодательства по защите персональных данных. Если, например, у нас ГИС, в которой обрабатываются персональные данные, то мы должны сделать документы из всех папок.
Рассмотрим далее подробнее документы, откуда они появились и какие требования выполняют.
Общие
01 Приказ о назначении ответственных лиц и инструкции этим лицам
Этим приказом назначаются: ответственный за организацию обработки персональных данных и администратор безопасности.
Необходимость назначения первого обусловлена статьей 18.1 федерального закона:
1. Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:
1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;
Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, оператором назначается структурное подразделение или должностное лицо (работник), ответственные за защиту информации.
Отличаются эти лица тем, что «ответственный» больше по бумажной части, а «администратор» по технической.
Для того чтобы ответственный и администратор понимали свои задачи и полномочия им полагаются инструкции.
02 Приказ о назначении группы реагирования на инциденты информационной безопасности (ГРИИБ) и инструкция по реагированию
Сокращение ГРИИБ хоть и немного смешное, но вполне себе официальное, введено ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности».
Необходимость документов необходима целым рядом нормативно-правовых документов. Например, той же статьей 19 закона «О персональных данных». Но более подробно реагирование на инциденты раскрывается в приказах ФСТЭК.
18.2. В ходе выявления инцидентов и реагирования на них осуществляются:
Этими же документами закрывается ряд организационных мер, например РСБ.1 «Определение событий безопасности, подлежащих регистрации, и сроков их хранение» и РСБ.2 «Определение состава и содержания информации о событиях безопасности, подлежащих регистрации». Все эти вещи можно указать в инструкции по реагированию на инциденты, чтобы не плодить отдельные документы.
03 Инструкция пользователя
6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.
Косвенная необходимость такого документа – юридическое оформление ответственности пользователей за возможные инциденты информационной безопасности. Как показывает практика, в случаях когда таких инструкций не существует и (или) пользователь с ней не ознакомлен, пользователь, нарушивший требования ИБ скорее всего не будет привлечен к ответственности.
Что касается самого документа, здесь мы решили не грузить пользователей не нужной им ерундой, сделать документ не слишком сложным для восприятия и полезным не только в отношении ИБ на предприятии, но и в вопросах ИБ в личной жизни. Например, описали методы социальной инженерии с примерами.
05 Политика информационной безопасности
Наверное, один из наиболее объемных документов из всего набора. Помните выше мы писали о документе «Меры защиты информации в ГИС» и про большое количество «правил и процедур», которые необходимо прописать в ОРД? Собственно «Политика ИБ» это и есть, по сути, сборник всех таких правил и процедур.
Тут, пожалуй, стоит остановиться на слове «Политика». Нам часто говорят, что у нас «Политика» слишком целенаправленная, а на самом деле документ с таким названием должен быть более абстрактным и высокоуровневым. Может и так, но у нас как у безопасников все-таки в первую очередь с техническим бэкграундом слово «Политика» ассоциируется, например, с групповыми политиками домена, что уже в свою очередь ассоциируется с конкретными правилами и настройками.
На самом деле, как будет называться такой документ – не важно. Если не нравится слово «Политика» можно переименовать в «Правила и процедуры информационной безопасности». Это не главное. Главное, что в этом документе должны быть уже четко и конкретно прописаны эти самые правила и процедуры.
Здесь остановимся немного поподробнее.
Если открыть документ и начать с ним работать, можно заметить, что в некоторых местах нет конкретных заготовок текста, а вместо этого стоит сухое «Описать». Это потому, что некоторые вещи нельзя описать так, чтобы текст подходил одновременно хотя бы для половины конкретных информационных систем. Для каждого случая лучше эти разделы описывать отдельно. Вот почему мы до сих пор скептически относимся к различным автоматическим «заполняторам» документов.
По основному тексту должно быть в целом все понятно, хотелось бы немного остановиться на приложениях.
Заявка на внесение изменений в списки пользователей
Многим кажется такая процедура отслеживания пользователей и их полномочий в системе сильно бюрократизированной, однако мы часто встречались с ситуациями, когда именно такой подход помогал продвинуться в расследовании инцидентов информационной безопасности. Например, необходимо было установить — какие полномочия были выданы пользователю изначально. Когда были подняты заявки из приложения к политике ИБ, выяснилось, что у одной учетной записи было несанкционированное повышение полномочий.
В любом случае – делать такую процедуру регистрации пользователей или нет, решать каждому оператору самостоятельно. Здесь, наверное, сразу стоит оговориться, что явно делать именно так, как описано в нашем образце политики ИБ не требуется каким-либо законодательным актом. В шаблоне документа приведен скорее самый жесткий и депрессивный вариант. А далее каждый для себя решает сам – где ослабить гайки, а где подкрутить еще сильнее.
Положение о разграничении прав доступа и перечень лиц
Разграничение прав доступа пользователей – мера очевидная для любого системного администратора. Дополнительно ее необходимость подкреплена мерами из приказов ФСТЭК: УПД.2 «Реализация необходимых методов (дискреционный, мандатный, ролевой или иной метод), типов (чтение, запись, выполнение или иной тип) и правил разграничения доступа», УПД.4 «Разделение полномочий (ролей) пользователей, администраторов и лиц, обеспечивающих функционирование информационной системы» и некоторых других.
Поскольку в подавляющем количестве случаев оптимально использовать именно ролевую модель разграничения доступа, то и указанные приложения к политике ИБ заточены именно под этот случай.
Перечень лиц. Нас часто спрашивают, можно ли указывать здесь не конкретных людей, а должности. Особенно часто этот вопрос звучит от представителей больших организаций с большой текучкой кадров. Наш ответ – можете попробовать, но любой регулятор вам расскажет о принципе «персональной ответственности» и о том, что «главного бухгалтера» наказать нельзя, а «Марью Ивановну» можно.
Список разрешающих правил взаимодействия с внешними сетями
Правила создаются в основном во исполнение меры УПД.3 «Управление (фильтрация, маршрутизация, контроль соединений, однонаправленная передача и иные способы управления) информационными потоками между устройствами, сегментами информационной системы, а также между информационными системами».
Поскольку, как уже было сказано, шаблоны заточены под самый депрессивный вариант, здесь тоже часто таблица заполняется «белыми списками». Но можно вписывать любые другие правила, если «белые списки» не обусловлены каким-нибудь особым требованием законодательства. Форма таблицы тоже примерная, можно переделывать под своё видение как угодно.
Список разрешенного программного обеспечения
Список создается во исполнение меры ОПС.3 «Установка (инсталляция) только разрешенного к использованию программного обеспечения и (или) его компонентов». Соответственно, чтобы знать какое ПО у нас в системе разрешено, должен быть утвержден список.
Часто список применяется для того чтобы понять, не установил ли пользователь что-нибудь ненужное себе на рабочий компьютер. Хотя по-хорошему саму возможность что-то самостоятельно устанавливать рядовым пользователям нужно устранять.
Далее идут списки ПО и пользователей для удаленного доступа. Заполняются, если есть такой доступ и да, это тоже требования ФСТЭК.
Здесь даже наверное требования ФСТЭК приводить не нужно. Все понимают важность бэкапов и все помнят поговорку «есть 2 типа сисадминов: те, которые делают бэкапы и те, которые будут делать бэкапы». Однако на практике при аудите информационных систем часто случается такое, что админы говорят, что бэкапы у них точно делаются, но вопросы «что именно, куда именно и как часто бэкапится» остаются без ответа.
Актуальная таблица из приложения 10 к политике ИБ поможет избежать таких ситуаций.
Что касается требований по резервированию (хотя на самом деле требования больше относятся к восстановлению), то их тоже немало. Например, часть 2 статьи 19 федерального закона «О персональных данных»:
Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
ОДТ.4 Периодическое резервное копирование информации на резервные машинные носители информации
План обеспечения непрерывности функционирования информационной системы
Здесь мы постарались собрать заготовку различных вариантов факапов нештатных ситуаций и вариантов реагирования на них. Естественно, это примерный список, ненужное можно убирать, нужное добавлять.
Требование ФСТЭК, которое этим планом мы частично выполняем:
ОДТ.3 Контроль безотказного функционирования технических средств, обнаружение и локализация отказов функционирования, принятие мер по восстановлению отказавших средств и их тестирование
06 Приказ о контролируемой зоне и положение о контролируемой зоне
Необходимость этих документов обусловлена требованием ФСТЭК: ЗТС.2 «Организация контролируемой зоны, в пределах которой постоянно размещаются стационарные технические средства, обрабатывающие информацию, и средства защиты информации, а также средства обеспечения функционирования».
Здесь мы часто встречаемся с заблуждением, что контролируемой зоной можно считать только те помещения, которые оборудованы системами СКУД, видеонаблюдением и т. д., но это не так. Контролируемая зона, это территория, на которой исключается несанкционированный доступ к элементам информационной системы посторонними лицами. То есть по сути это может быть помещение и без видеонаблюдения и СКУД, но с проинструктированным единственным сотрудником, который «бдит», а когда уходит из кабинета, выгоняет всех посторонних и закрывает кабинет на ключ.
07 План мероприятий по обеспечению безопасности.
План мероприятий можно разбить на 2 части – список разовых мероприятий по ИБ и список периодических мероприятий. Раз есть 2 части, то есть и две основные цели.
Нам часто задают такой вопрос: «А вот мы бедная государственная организация, требований по ИБ много, денег на их выполнение нет, а на носу проверка, что нам делать?». Ну, если совсем все плохо – то хотя бы составить план мероприятий. Так можно показать проверяющим, что вы в курсе о том, какие шаги вам нужно предпринять, но по какой-то причине ещё не. Это о разовых мероприятиях.
Вторая часть – периодические мероприятия, это выполнение ряда требований по постоянному внутреннему контролю информационной безопасности. Например, часть 1 статьи 18.1 закона «О персональных данных»:
1. Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:
4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;
08-14 Журналы.
Журналы 08-10 это журналы учета носителей информации. По ФСТЭКу есть три вида таких носителей:
Остальные журналы появились скорее не из прямых требований, а по косвенным причинам. У нас есть план периодических мероприятий и проверяющие хотят видеть отметки о каждом проведенном мероприятии. Так появились и остальные журналы.
И последнее, что хотелось бы сказать о журналах. Мы посчитали важным добавить в каждый журнал инструкцию по его заполнению. Буквально по каждому столбцу описать, что туда вписывать, иногда даже с примерами. Это на самом деле избавило нас от огромного количества одинаковых вопросов по заполнению.
Только ГИС
01 Приказ необходимости защиты информации
Нас часто спрашивают, зачем вообще нужен такой приказ. Дело в том, что 17-м приказом ФСТЭК первым мероприятием по формированию требований к защите информации установлено некое «принятие решения о необходимости защиты информации, содержащейся в информационной системе». А как мы помним, исполнение таких требований нужно подтверждать документально, вот и появился такой приказ, которым мы «принимаем решение».
Обратите внимание, что для государственных и для муниципальных информационных систем шаблоны разные.
02-03 Приказ о классификации и акт классификации
Классификация государственной информационной системы очень важный этап формирования требований к системе защиты информации. От того какой мы класс установим, будет зависеть и количество требований, которые нам нужно выполнить.
Приказом мы назначаем комиссию по классификации, а актом эта комиссия фиксирует параметры информационной системы и на основе исходных данных присваивает первый, второй или третий класс защищенности.
Единственное на что необходимо обратить внимание – если в ГИС обрабатываются, в том числе персональные данные, то для них тоже необходимо в этом же акте определить их уровень защищенности.
04 Приказ о вводе в действие
В соответствии с 17-м приказом ФСТЭК, государственная (или муниципальная) информационная система может быть введена в действие только на основании аттестата соответствия требованиям по безопасности информации.
01 Положение о защите и обработке ПДн
Основной документ по защите персональных данных, где мы стараемся прописать максимум аспектов обработки ПДн, предусмотренных законодательством. Здесь мы прописываем, чьи данные, какие данные и с какими целями мы обрабатываем. Права и обязанности субъектов ПДн, права и обязанности оператора ПДн и так далее. В целом наполнение этого документа во многом основано на многочисленных пожеланиях проверяющих, а не на каких-то конкретных требованиях законодательства.
02 Правила рассмотрения запросов
Глава 3 закона «О персональных данных» полностью посвящена правам субъекта персональных данных. Субъект ПДн имеет право писать различные запросы оператору ПДн, например, уточнить какие его данные и с какой целью обрабатываются, попросить прекратить обработку его персональных данных и т. д. Законом так же обозначены максимальные сроки, в которые оператор ПДн должен уложиться с ответом.
Соответственно, неплохо было бы иметь под рукой внутренний документ, регламентирующий правила и сроки рассмотрения таких запросов, а также имеющий в своем составе шаблоны ответов субъектам (как положительных, так и отрицательных). Это сильно упростит жизнь ответственному за организацию обработки персональных данных.
03 Приказ об утверждении перечня лиц
Нам необходимо определить, кто и к каким персональным данным имеет доступ. Если по доступу в информационные системы у нас уже разработан такой же документ в составе политики ИБ, то дублировать одно и то же здесь не требуется. Но нужно обратить внимание на то, что здесь помимо лиц, допущенных к автоматизированной обработке ПДн в автоматизированных системах необходимо указывать и тех, кто допущен к неавтоматизированной обработке ПДн (например, к бумажным папкам с личными делами сотрудников). Здесь так же, как и в политике ИБ регуляторы хотят видеть именно пофамильные списки.
04 Политика в отношении обработки персональных данных
Не путать с политикой ИБ! Тут можно резонно спросить: «А зачем нам еще одна политика?».
Часть 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных»:
Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Итак, это документ, который должен быть разработан и должен быть опубликован для всех желающих. Но мы не хотим особо много рассказывать о принимаемых мерах по защите персональных данных, поэтому для выполнения требований законодательства создаем отдельный документ, где максимально абстрактно описываем все, что только можно абстрактно описать.
05-06 Приказ об определении уровня защищенности персональных данных и соответствующий акт
Здесь все то же самое, что и с классификацией ГИС. Важно: если речи идет о ГИС с персональными данными, то эти два документа не нужны, так как определение уровня защищенности ПДн уже входит в акт классификации ГИС. На самом порядке определения уровня защищенности ПДн останавливаться не будем, на эту тему уже и так много написано.
07 Правила обработки ПДн без использования средств автоматизации
Так почему-то исторически сложилось, что в вопросах защиты персональных данных много внимания уделяется этому относительно информационных систем и часто операторы забывают, что есть еще требования и по защите ПДн, обрабатываемых без использования средств автоматизации.
Такой обработке ПДн посвящено целое постановление Правительства РФ. Рассматриваемый внутренний документ как раз призван выполнить требования этого постановления. Тут главное — внимательно смотреть какие положения относятся к реальной ситуации, а какие – нет. Например, если нет проходной, на которой вахтер записывает проходящих на территорию в журнал, то соответствующие положения, касающиеся таких журналов нужно убрать.
Здесь есть еще один важный момент, который нужно прояснить. Многих могут ввести в ступор следующие положения рассматриваемого здесь постановления Правительства:
1. Обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее — персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека.
2. Обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что персональные данные содержатся в информационной системе персональных данных либо были извлечены из нее.
4) автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Постановление Правительство не может противоречить Федеральному закону. В итоге, неавтоматизированная обработка ПДн – все, что вне информационных систем (в основном – бумажные носители).
08 Приказ о комиссии по уничтожению ПДн и форма акта уничтожения
Документ по большей части относится к неавтоматизированной обработке, то есть, например, к уничтожению личных дел сотрудников, срок хранения которых истек. Эти документы лучше утвердить, даже если вы еще ничего не уничтожали, т. к. проверяющие часто требуют их наличия.
09 Приказ об утверждении мест хранения ПДн
Еще один документ по неавтоматизированной обработке. Здесь нужно определить места хранения тех же личных дел сотрудников в бумажном виде и ответственного за это место хранения. Местом хранения может быть шкаф, сейф, стеллаж и т. д.
10 Форма согласия субъекта на обработку его ПДн
Для случаев, когда с субъектов ПДн необходимо получать согласие в письменной форме. Здесь при изменении шаблона главное помнить, что содержание письменного согласия на обработку ПДн строго регламентировано частью 4 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных».
11 Положение о видеонаблюдении
Документ, который требуют проверяющие, если видят в помещениях видеокамеры. Какими-то явными положениями законодательства не регламентировано. Документ простой, определяем цели видеонаблюдения и прочие очевидные вещи. Единственное, что мы сюда важное вставили — это комментарий представителей Роскомнадзора о том, что видеоизображение не является биометрическими ПДн, а то у всех проверяющих разное мнение на этот счет.
12 Форма соглашения о неразглашении персональных данных
Подписывают наши сотрудники, допущенные к обработке ПДн (как к автоматизированной, так и неавтоматизированной).
13 Журнал учета обращений граждан
Работает в связке с правилами рассмотрения запросов субъектов ПДн. Все поступающие запросы регистрируем – здесь. Проверяющие требуют наличие журнала, даже если не было ни одного запроса.